Общетеоретические вопросы лицензирования банковской деятельности
Общетеоретические вопросы лицензирования банковской деятельности
Содержание
Введение
Глава
1. Общетеоретические вопросы лицензирования банковской деятельности
§1.
Правовая природа лицензирования банковской деятельности
§2.
Понятие и признаки банковской лицензии
§3.
Виды банковских лицензий
Глава
2. Отзыв банковской лицензии
§1.
Правовая природа отзыва банковской лицензии
§2.
Основания отзыва банковской лицензии
§3.
Процедура отзыва
§4.
Правовые последствия отзыва лицензии на совершение банковских операций
§5.
Приостановление и аннулирование лицензий
§6.
К вопросам о практике отзыва лицензии на проведение банковских операций
Заключение
Список
используемой литературы
Введение
Роль банков
в отечественной кредитно-финансовой системе вряд ли можно преувеличить, ведь их
нормальное функционирование — неотъемлемое условие жизнеспособности
национальной экономики и политической стабильности в обществе. Еще в 1904 г. Д.
Д. Батюшков отмечал, что по количеству действующих в стране банков можно судить
о ее экономической культуре; это же количество банков является одним из показателей
благосостояния народа и залогом его будущего богатства1. Сказанное остается
справедливым и по сей день. В рекомендациях Базельского комитета по банковскому
надзору «Совершенствование корпоративного управления в кредитных организациях»,
принятых в сентябре 1999 г., важность роли банков обусловливается тем, что они
обеспечивают финансирование коммерческих предприятий, оказывают базовые
финансовые услуги широким слоям населения.
Банковская
система, будучи ключевым звеном рыночной экономики, представляет собой довольно
сложный механизм, подверженный различным влияниям извне, а потому нуждающийся в
надлежащем правовом регулировании и постоянном надзоре в целях обеспечения ее
стабильности, что лишний раз подтвердил кризис 17 августа 1998 г. По мнению
экс-председателя Банка России В. В. Геращенко, этот кризис показал, во-первых,
насколько высока степень взаимозависимости между макроэкономической
нестабильностью и проблемами в финансово-банковском секторе; во-вторых,
насколько дорого может стоить структурно-функциональное несовершенство системы
кредитных организаций. Произошедший кризис обнажил достаточно большое
количество проблем, накопившихся в банковской системе. В их числе проблемы
лицензирования банковской деятельности и надзора за исполнением банками и небанковскими
кредитными организациями лицензионных требований и условий, а также ряд других
проблем, тесно связанных с ними.
Выбор данной темы для
выпускной квалификационной работы продиктован тем,
что до настоящего момента в юридической литературе рассматривались главным
образом либо общие вопросы лицензирования предпринимательской деятельности, что
не позволяло учитывать особенности и специфику лицензирования деятельности
банковской в целом и вопросов отзыва лицензии в частности, либо затрагивались
лишь отдельные аспекты в контексте смежных вопросов в работах по банковскому
праву, причем порой с использованием диаметрально противоположных подходов.
Глава
1. Общетеоретические вопросы лицензирования банковской деятельности
§1. Правовая природа лицензирования банковской деятельности
Банковская
деятельность, во-первых, затрагивает имущественные интересы неограниченного
круга субъектов, а во-вторых, в силу своей специфики способна оказывать
решающее влияние на экономические процессы в стране в целом. Указанные
обстоятельства являются вполне закономерной предпосылкой для установления в
отношении банков более строгих требований в целях обеспечения общественной
безопасности по сравнению с другими субъектами предпринимательской
деятельности.
Институт
лицензирования банковской деятельности призван защитить интересы вкладчиков и
других клиентов банков от некомпетентного управления и рисков, а также интересы
государства по поддержанию стабильности в экономике.
Как
подчеркнул Конституционный суд РФ, лицензирование кредитных организаций, а
также отзыв у них лицензии на осуществление банковских операций, по существу,
являются законодательной реализацией конституционной функции Банка России,
который осуществляет банковское регулирование, надзор и контроль посредством
принятия нормативно-правовых актов и индивидуально-правовых (ненормативных)
актов на основе оперативной информации как о состоянии экономики в целом, так и
в области денежно-кредитной политики (Определение Конституционного Суда РФ от
14 декабря 2000 г. №268-О «По запросу Верховного Суда Российской Федерации о
проверке конституционности части третьей статьи 75 Федерального закона «О
Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).
Итак,
институт лицензирования банковской деятельности, направлен на достижение
следующих целей:
-
утверждение единого перечня лицензируемых видов банковских операций и
единообразного порядка, оснований и условий выдачи, приостановления,
аннулирования и отзыва лицензий;
-
защита клиентов банков, и в их числе прежде всего мелких вкладчиков, от
некомпетентного управления и недобросовестного руководства;
-
укрепление доверия населения и юридических лиц к финансово-кредитной системе в
целом и отдельным банковским институтам в частности;
-
обеспечение финансово-экономической стабильности в обществе и государстве в
целом.
Таким
образом, лицензирование банковской деятельности является одной из форм
пруденциального регулирования и банковского надзора, и в этом смысле
представляет собой систему правоотношений, возникающих между Банком России и
кредитными организациями и существующих на всем протяжении функционирования
последних, по поводу выдачи, переоформления, приостановления, отзыва лицензий
на осуществление банковской деятельности, а также осуществления надзора за
соответствием деятельности кредитных организаций требованиям банковского
законодательства, в общем, и отдельным нормативам, в частности. Лицензированием
подтверждается правомерность создания кредитной организации, соответствие ее на
момент выдачи лицензии и в процессе осуществления банковской деятельности
предъявляемым Банком России требованиям и нормативам.
В
настоящее время правовая природа лицензирования банковской деятельности,
определяющая порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования
банковской деятельности, а также отзыва лицензий регламентируется федеральными
законами «О государственной регистрации юридических лиц», «О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности»
(глава II), а также следующими нормативными актами Банка России:
•Инструкция
ЦБР от 14 января 2004 г. N 109-И «О порядке принятия Банком России решения о
государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на
осуществление банковских операций (с изменениями от 4 октября 2005 г., 10 мая,
11 декабря 2006 г.);
•Указание
ЦБР от 19 июня 2003 г. N 1292-У «О порядке представления небанковской кредитной
организацией в Банк России документов для принятия Банком России решения о
получении небанковской кредитной организацией статуса банка» (с изменениями от
6 июня 2006г.).
•Положение
ЦБР от 9 июня 2005 г. N 271-П о рассмотрении документов, представляемых в
территориальное учреждение Банка России для принятия решения о государственной
регистрации кредитных организаций, выдаче лицензий на осуществление банковских
операций и ведении баз данных по кредитным организациям и их подразделениям.
•Отзыв
лицензий на осуществление банковских операций у кредитных организаций в
Российской Федерации регулируется Положением ЦБР от 2 апреля 1996 г. N 264.
Нормы
перечисленных нормативных актов закрепляют особый лицензионный режим.
В
структуре лицензионного режима осуществления банковской деятельности можно
выделить следующие элементы этого режима:
-
критерии, обосновывающие необходимость введения лицензирования банковской
деятельности;
-
объект лицензирования (сфера деятельности, на которую распространяет свое
действие лицензионный режим; в банковском праве таким объектом является
банковская деятельность);
-
цели и функции лицензирования;
-
банковские лицензионные правоотношения;
-
лицензионные требования и условия;
-
механизм (процедура) выдачи (приостановления, аннулирования и отзыва)
банковской лицензии;
-
меры принудительного воздействия (меры ответственности) за нарушения в сфере
лицензирования банковской деятельности.
Установление
лицензионного режима осуществления банковской деятельности означает, что:
-
кредитные организации обязаны получить соответствующую лицензию;
-
только с момента получения такой лицензии банки имеют право осуществлять
банковские операции (ч.1 ст.13 Закона «О банках и банковской деятельности»);
-
конкретный перечень банковских операций определяется лицензией (ч.4 ст.13
Закона);
- на
банк возлагается обязанность соблюдать лицензионные требования и условия, а
также иные обязанности, преимущественно публично-правового характера;
-
лицензирование является одним из правовых средств легитимации банковской
деятельности.
Таким
образом, лицензионный режим банковской деятельности - есть система
регулятивного воздействия на вид деятельности, потенциально представляющий
угрозу причинения значительного вреда обществу и государству, обуславливающая
необходимость для занятия этим видом деятельности получения лицензии и
соблюдения в процессе ее осуществления лицензионных требований и условий.
§2. Понятие
и признаки банковской лицензии
Термин «специальное
разрешение (лицензия)» применительно к осуществлению банковской деятельности,
помимо специального банковского законодательства (гл. 2 Закона о банках; ст. 4
и 58 Закона о Банке России), употребляется в ст. 52 Закона о рынке ценных
бумаг, ст. 172 УК РФ, ст. 9 Закона о валютном регулировании и в других
нормативных правовых актах.
Таким образом, понятие «
лицензия на осуществление банковских операций» является межотраслевым понятием
и в связи с этим должно иметь единое для всех отраслей права содержание. Между
тем это понятие не имеет адекватного функционального определения не только в
гражданском, финансовом или уголовном, но и в банковском законодательстве, что
следует рассматривать как пробел законодательства и говорит об особой
актуальности более подробного рассмотрения данного вопроса.
В постановлении
правительства РФ от 24 декабря 1995 г. «О лицензировании отдельных видов
деятельности» утвержден Порядок ведения лицензионной деятельности, в п. 1
определено, что в РФ отдельные виды деятельности осуществляется на основании
лицензии – специального разрешения органов, уполномоченных на ведение
лицензирования, а также то, что лицензия является официальным документом,
разрешающим осуществление указанного в нем вида деятельности в течение
установленного срока и определяющим условия его осуществления.
Анализируя эти
положения, можно выделить ряд признаков, определяющих понятие «лицензия».
Первое:
лицензия – это документ.
Определение документа
содержится в Федеральных законах от 29 декабря 1994 г. «Об обязательном
экземпляре документов» и от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и
в защите информации».
Согласно ст. 1 Закона об
обязательном экземпляре документов документ – это материальный объект с
зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения,
предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и
общественного использования».
В ст. 2 Закона об
информации документ отождествляется с информацией, содержащиеся в нем:
«Документированная информация (документ) – зафиксированная на материальном
носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать»
В связи с тем, что
лицензия выдается и получается, она должна обладать свойством передаваемости,
то есть возможностью осуществления фактической передачи документа из органа,
уполномоченного на ведение лицензионной деятельности, в организацию, которой
разрешается определенный вид деятельности.
Практика лицензирования
в России пошла по пути оформления лицензии на бумажных носителях (бумажных
материальных объектах).
Второе:
лицензия – это официальный документ.
Документ, претендующий
на статус лицензии, должен быть изготовлен на специальном бумажном носителе
(бланке) – бумаге определенного рода, качества и признаков, содержащей
типографское клише. Это вытекает из требований п. 7 постановления Правительства
РФ от 24 декабря 1995г., где установлено, «бланки лицензий имеются документами
строгой отчетности, имеют учетную серию и номер».
В соответствии с письмом
Министерства экономики РФ от 18 января 1995 г. Приобретение, учет и хранение
бланков лицензий возлагаются на органы, уполномоченные на ведение лицензионной
деятельности, а заказы на их изготовление могут выполнять предприятия, имеющие
необходимую технологическую оснащенность.
Лицензия является
официальным документом еще в силу следующих обстоятельств:
- она выдается
исключительно органами, уполномоченными государством на ведение лицензионной
деятельности;
- предусмотрен особый
порядок выдачи, переоформления, приостановления и отзыва лицензии;
- введен особый контроль
за соблюдение условий, предусмотренных лицензией, со стороны уполномоченных
органов;
- предусмотрен особый
порядок учета выданных, зарегистрированных, приостановленных и аннулированных
лицензий;
- предусмотрена
ответственность руководителей и должностных лиц органов, уполномоченных на
ведение лицензионной деятельности, за нарушение и ненадлежащее исполнение
порядка ведения лицензионной деятельности.
Синтезируя первый и
второй признаки лицензии, можно сформулировать следующее определение:
Лицензия – это
официальный документ определенного содержания, удовлетворяющий с соблюдением
установленной формой (реквизитов) право лицензиата осуществлять определенный
вид деятельности.
Третье:
лицензия – это специальное разрешение.
Как уже отмечалось, в
п.1 Порядка ведения лицензионной деятельности, утвержденного постановлением
правительства РФ от 24 декабря 1995 г., содержится еще одно определение
лицензии: лицензия – специальное разрешение органов, уполномоченных на ведение лицензирования,
на осуществление указанного в ней вида деятельности.
Таким образом, мы имеем
два равноценных определения лицензии, которые характеризуют ее с разных сторон.
Чтобы синтезировать эти
определения в одно общее, необходимо определить, как соотносятся между собой
категории «лицензия – официальный документ» и «лицензия –специальное
разрешение».
Категория «лицензия –
специальное разрешение» характеризует понятие «лицензия» с точки зрения ее
формы. Исходя из этого, можно дать следующее общее определение понятия
«лицензия»:
Лицензия
– есть специальное разрешение органов, уполномоченных на
ведение лицензионной деятельности, в форме официального документа определенного
содержания, удостоверяющего с соблюдением установленной формы (реквизитов)
право лицензиата осуществлять указанный в нем вид деятельности в течении
определенного срока, а также определяющего условия осуществления этого вида
деятельности.
Таким образом, используя
вышеизложенное определение как базовое и дополнив его положениями гл. 2 Закона
о банках, можно дать следующее определение понятия «лицензия на осуществление
банковских операций»:
Лицензия
на осуществление банковских операций - это специальное разрешение Банка России
на осуществление банковской деятельности (банковских операции) в форме официального
документа, удостоверяющего с соблюдением установленной Банком России формы
(реквизитов) право кредитной организации на осуществление указанных в нем
банковских операции, без ограничения сроков действия такого документа.
Лицензия
на осуществление банковских операций подписывается Председателем Банка России
или его заместителем, возглавляющим Комитет банковского надзора Банка России.
Подпись скрепляется печатью Банка России с изображением Государственного герба
Российской Федерации.
§3. Виды
банковских лицензий
Виды
банковских лицензий с перечислением в них банковских операций содержаться в
приложениях к Инструкции Банка России от 14 января 2004 г. N 109-И
"О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации
кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских
операций". В частности, в этой Инструкции сказано, что лицензия на
осуществление банковских операций, выдаваемая Банком России, содержит указание
на один из видов лицензий, определенных пунктами 8.2, 8.3 и 14.1
Инструкции, перечень банковских операций, право на осуществление, которых
предоставлено кредитной организации, дату выдачи и номер лицензии.
В настоящее время Банком
России установлен перечень основных видов лицензий на осуществление банковских
операций, которые выдаются различным типам кредитных организаций в зависимости
от их функционального назначения:
•Лицензии, выдаваемые
вновь созданным кредитным организациям:
1)
Лицензия на осуществление банковских операций со
средствами в рублях (без права привлечения во вклады средств физических лиц).
Данная лицензия включает в себя
следующий перечень банковских операций:
-
Привлечение денежных средств юридических лиц во вклады (до востребования и на
определенный срок).
-
Размещение привлеченных во вклады (до востребования и на определенный срок)
денежных средств юридических лиц от своего имени и за свой счет.
-
Открытие и ведение банковских счетов юридических лиц.
-
Осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе
банков-корреспондентов, по их банковским счетам.
-
Инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и
кассовое обслуживание физических и юридических лиц.
-
Выдача банковских гарантий.
-
Осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без
открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов);
2)
Лицензия на осуществление банковских операций со
средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады
средств физических лиц.
К числу разрешенных
банковских операций, предусмотренных первым видом лицензии, добавляется
банковская операция по купли-продажи иностранной валюты в наличной и
безналичной формах;
Кредитная организация, имеющая
лицензии только первых двух видов, хотя и носит название «банк», но в строгом
смысле банком назвать затруднительно, поскольку не имеет право на привлечение
во вклады средства физических лиц, а следовательно, не соответствует в полной
мере понятию «банк», данному в статье 1 Закона «о банках и банковской
деятельности».
3)
Лицензия на привлечение во вклады и размещение
драгоценных металлов организации, выдаваемая одновременно с лицензией на
осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте
(без права привлечения во вклады средств физических лиц).
Перечень предоставляемых
банковских операций включает в себя следующие операции:
-
Привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов
-
Осуществление других операций с драгоценными металлами в соответствии с
законодательством Российской Федерации;
Данный вид лицензии, введенный
Банком России, является наиболее дискуссионным и спорным, поскольку согласно
статье 5 Закона «о банках и банковской деятельности» операции с драгоценными
металлами относится к числу не банковских операций, а к сделкам, которые
кредитная организация вправе осуществлять помимо банковских операций. Можно
возразить, что названная лицензия предоставляет право на привлечение во вклады
и размещение драгоценных металлов, а операций по привлечению денежных средств
во вклады и размещению привлеченных во вклады денежных средств от своего имени
и за свой счет относят к числу банковских операций. Однако в соответствии с
главой 44 ГК РФ предметом банковского вклада могут быть исключительно денежные
суммы (ст. 834) и денежные средства (ст. 835), то есть деньги. Драгоценные
металлы к денежным средствам не относятся, так как в соответствии с п. «в» ч. 4
ст. 1 Закона «о валютном регулировании и валютном контроле» драгоценные металлы
относятся к категории валютных ценностей, в которую наряду с ним входят
природные драгоценные камни, ценные бумаги в иностранной валюте и иностранная
валюта.
•Банку,
имеющему лицензию на осуществление банковских операций, для расширения
деятельности могут быть выданы лицензии следующих видов:
1)
Лицензия на осуществление банковских операций со
средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады
денежных средств физических лиц).
При
наличии данной лицензии банк вправе устанавливать корреспондентские отношения с
неограниченным количеством иностранных банков.
Лицензия
содержит тот же перечень операции, которые предусмотрены для вновь создаваемых
кредитных организаций;
2)
Лицензия на привлечение во вклады и размещение
драгоценных металлов.
Данная
лицензия может быть выдана банку при наличии или одновременно с лицензией на осуществление
банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте.
Перечень
содержащихся банковских операций так же совпадает с перечнем операций,
разрешенных для создаваемых кредитных организаций ;
3)
Лицензия на привлечение во вклады денежных средств
физических лиц в рублях, которая содержит следующие виды операций:
- привлечение денежных
средств физических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок).
-
размещение привлеченных во вклады (до востребования и на определенный срок)
денежных средств физических лиц от своего имени и за свой счет.
-
открытие и ведение банковских счетов физических лиц.
-
осуществление расчетов по поручению физических лиц по их банковским счетам.
Такая
лицензия может быть выдана по истечению двух лет с даты государственной регистрации
кредитной организации;
4)
Лицензия на привлечение во вклады денежных
средств физических лиц в рублях и иностранной валюте.
Выдается данная лицензии
при наличии или одновременно с лицензией на осуществление банковских операций
со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения средств
физических лиц). Такая лицензия может быть выдана по истечению двух лет с даты
государственной регистрации кредитной организации. Данная лицензия включает в
себя разрешение на проведение банковских операций совпадающих с операциями,
которые предусмотрены лицензией на привлечение во вклады денежных средств
физических лиц в рублях, разницу составляет лишь вид валюты, с которой данные
операции совершаются.
5)
Генеральная лицензия.
Данная
лицензия может быть выдана банку, имеющему лицензии на осуществление всех
банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте, а также
выполняющему установленные статьей 11.2 Федерального закона "О банках и
банковской деятельности" требования к размеру собственных средств
(капитала).
Наличие
лицензии на осуществление банковских операций с драгоценными металлами не
является обязательным условием для получения Генеральной лицензии.
Кредитная
организация, имеющая Генеральную лицензию и собственные средства (капитал) в
размере не ниже суммы рублевого эквивалента 5 миллионов евро, может с
разрешения Банка России создавать на территории иностранного государства
филиалы и после уведомления Банка России - представительства. Кредитная
организация, имеющая Генеральную лицензию и собственные средства (капитал) в
размере не ниже суммы рублевого эквивалента 5 миллионов евро, может с
разрешения и в соответствии с требованиями Банка России иметь на территории
иностранного государства дочерние организации.
Кредитные
организации, имеющие генеральную лицензию на осуществление банковских операции
и лицензию на совершение операций с драгоценными металлами, с 1 октября 1997
года имеют право осуществлять экспорт из Российской Федерации аффинированного
золота и серебра в виде стандартных и мерных слитков в порядке, установленном
Указом Президента РФ от 23 июля 1997г. № 767 « о некоторых мерах по
либерализации экспорта из Российской Федерации рафинированного золота и
серебра» (при условии получения лицензии, выдаваемой Министерством внешних
экономических связей и торговли РФ).
Генеральная
лицензия включает в себя разрешение на самый большой круг банковских операций,
которые в праве проводить кредитные организации, получившие данный вид
лицензии, а именно:
-Привлечение
денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на
определенный срок).
-Размещение
привлеченных во вклады (до востребования и на определенный срок) денежных
средств физических и юридических лиц от своего имени и за свой счет.
-Открытие
и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
-Осуществление
расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе уполномоченных
банков-корреспондентов и иностранных банков, по их банковским счетам.
-Инкассация
денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое
обслуживание физических и юридических лиц.
-Купля-продажа
иностранной валюты в наличной и безналичной формах.
-Выдача
банковских гарантий.
-Осуществление
переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских
счетов (за исключением почтовых переводов).
•лицензия
на осуществление банковского клиринга, выдаваемая небанковской кредитной
организации.
Для
небанковских кредитных организаций существует две разновидности лицензий:
1)
лицензия, выдаваемая расчетным небанковским кредитным организациям, которая
включает в себя следующий перечень разрешенных операций:
Открытие
и ведение банковских счетов юридических лиц.
Осуществление
расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по
их банковским счетам.
-Инкассация
денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое
обслуживание юридических лиц.
-Купля-продажа
иностранной валюты в безналичной форме.
Осуществление
переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских
счетов (за исключением почтовых переводов).
2)
лицензия, выдаваемая небанковским кредитным организациям, осуществляющим
депозитно – кредитные операции, которая включает в себя следующий перечень
разрешенных операций:
-Привлечение
денежных средств юридических лиц во вклады (на определенный срок).
-Размещение
привлеченных во вклады денежных средств юридических лиц от своего имени и за
свой счет.
-Купля-продажа
иностранной валюты в безналичной форме
-Выдача
банковских гарантий.
Глава
2. Отзыв банковской лицензии
§1. Правовая
природа отзыва банковской лицензии
Центральный
банк РФ в соответствии с федеральным законом « о банках и банковской
деятельности», «о Центральном банке РФ», положением « об отзыве лицензии на
осуществление банковских операций у банков и иных кредитных организаций в РФ»
от 2 апреля 1996 г. №264 и инструкцию ЦБ РФ от 31 марта 1997 г. № 59 «О
применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных
норм деятельности» производит отзыв лицензии на осуществление банковских
операций у банков и иных кредитных организаций, действующих на правах
юридического лица.
Отзыв банковской
лицензии является самостоятельной мерой ответственности, отличающейся от мер
ответственности административной, которые предусмотрены КоАП РФ, применяемой с
целью защиты не только частных (клиенты банка - физические и юридические лица),
но и публичных (государство и его финансово-кредитная система) интересов от
недобросовестных действий со стороны банков и небанковских кредитных
организаций. Стоит подчеркнуть, что отзыв лицензии на осуществление банковских
операций - это принудительная мера воздействия, применяемая Банком России к
кредитным организациям и имеющая целью предотвратить или пресечь банковскую деятельность,
осуществляемую с нарушением норм действующего банковского законодательства.
Тот факт, что в ст. 74
Закона о Банке России отзыв банковской лицензии прямо не назван мерой
принудительного воздействия (мерой ответственности) можно объяснить логикой
построения статьи: в ней перечислены нарушения банковского законодательства и
меры принудительного воздействия (меры ответственности), которые могут быть
применены за эти нарушения. Оснований к отзыву лицензии данная статья не
содержит, хотя и предусматривает, что Банк России вправе отозвать у кредитной
организации лицензию на осуществление банковских операций по основаниям,
предусмотренным Законом о банках, т. е. в этой части носит отсылочный характер:
основания к отзыву банковской лицензии закреплены в ст. 20 Закона о банках.
Отзыв банковской
лицензии воплощает в себе одновременно следующие качества:
- во-первых, является
наиболее тяжелой санкцией в случае выявления допущенных
банком нарушений, применение которой не
ограничено законом по составу деяния;
- во-вторых, выступает
формой реакции государства в лице Банка России на допущенные нарушения;
- в-третьих, отзыв
лицензии можно рассматривать как формальную предпосылку банкротства банка, без
которой практически невозможно провести саму процедуру банкротства;
- в четвертых, отзыв
лицензии есть форма и основание прекращения банковской деятельности, совершения
банковских операций. После отзыва лицензии банк еще может существовать, но уже
не может действовать.
Как
уже отмечалось выше, Банк России вправе применить к кредитной организации
санкции, в случае если она нарушает банковское законодательство и нормативные
акты Банка России. Банк России может приостановить или даже отозвать банковскую
лицензию.
Нормы,
регулирующие основания и отзыв банковской лицензии подробно закреплены в
ст. 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".
А сам порядок отзыва лицензии конкретизирован в нормативных актах Банка России.
Федеральный
закон (ст. 20) предусматривает две группы оснований для отзыва лицензии.
Первая
группа оснований - Банк России вправе отозвать лицензию.
Вторая
группа оснований - он обязан отозвать лицензию.
Банк
России может отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление
банковских операций при следующих условиях.
Во-первых,
если обнаружилась недостоверность тех сведений, на основании которых была выдана
лицензия. Здесь нужно иметь в виду, что Банк России в соответствии с нормами
нового Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации
(Банке России) (часть пятая статьи 73), имеет право проводить
проверки только за пять лет прошлой деятельности кредитной организации и не
более.
Во-вторых,
если имеет место задержка начала осуществления банковских операций,
предусмотренных банковской лицензией, более чем на один год со дня ее выдачи.
Обычно такое возможно только в случаях, когда учредители потеряли всякий
интерес к созданной ими кредитной организации. Ведь достаточно провести
минимальную операцию, чтобы кредитная организация не имела такого основания для
отзыва лицензии.
В-третьих,
если установлены факты существенной недостоверности отчетных данных.
Применительно
к этому основанию отзыва лицензии имеется одна тонкость, на которую надо
обратить внимание.
В
частности, Банк России конкретизировал, что банковская лицензия может быть
отозвана по этому основанию, если факты существенной недостоверности отчетности
позволяют утверждать, что: кредитная организация не выполняет требования по
формированию резервов, создаваемых в соответствии с нормативными актами Банка
России. И, кроме того, - если она не соблюдает значения обязательных
нормативов, за исключением тех, за которые Банк России в соответствии с актами
Банка России не применяет принудительные меры воздействия. Или если она
допускает уменьшение величины собственных средств (капитала) по итогам
отчетного месяца ниже размера уставного капитала, определенного учредительными
документами кредитной организации, зарегистрированными в порядке, установленном
федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами
Банка России.
Дальше
Банк России называет и такой недостаток: кредитная организация не исполняет
своевременно и в полном объеме свои денежные обязательства перед кредиторами
(вкладчиками) или обязанности по уплате обязательных платежей. А также если она
имеет иное (иные) отличное (отличные) от пункта 3 части 1 статьи 20
Федерального закона "О банках и банковской деятельности" основание
(основания) для отзыва лицензии на осуществление банковских операций.
Какой-нибудь
из этих недостатков или все они вместе должны присутствовать, для того чтобы
дать оценку того существенное или несущественное их влияние - об этом в
нормативном акте Банка России ничего не сказано. По видимому, имеется в виду
какая-то одна из четырех позиций ранжированных в этом нормативном акте.
В-четвертых,
если происходит задержка более чем на 15 дней представления ежемесячной
отчетности (отчетной документации).
В-пятых,
в случае осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не
предусмотренных указанной лицензией. Информация об этом может чаще всего
поступить в Банк России в ходе проведения инспекторской проверки или из
правоохранительных органов.
В-шестых,
в случаях неисполнения федеральных законов, регулирующих банковскую
деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение одного
года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные
Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке
России)", а также неоднократного нарушения в течение одного года
требований, предусмотренных статьями 6 и 7 (за исключением пункта 3 статьи 7)
Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем".
В-седьмых,
в случае неоднократного в течение одного года виновного неисполнения
содержащихся в исполнительных документах судов, арбитражных судов требований о
взыскании денежных средств со счетов (с вкладов) клиентов кредитной организации
при наличии денежных средств на счетах (во вкладах) указанных лиц.
В-восьмых,
при наличии ходатайства временной администрации, если к моменту окончания срока
деятельности указанной администрации, установленного Федеральным законом
"О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", имеются
основания для ее назначения, предусмотренные указанным Федеральным законом.
В-девятых,
в случаях неоднократного непредставления в установленный срок кредитной
организацией в Банк России обновленных сведений, необходимых для внесения
изменений в единый государственный реестр юридических лиц, за исключением
сведений о полученных лицензиях.
Все
это те основания, когда Банк России решает, и от его оценки зависит, - отзывать
или не отзывать банковскую лицензию.
Однако
бывают и такие ситуации, когда оценка очевидна, и медлить с отзывом банковской
лицензии просто недопустимо. Для таких случаев предусмотрена императивная
обязанность Банка России, которая не оставляет ему места для выбора.
Банк
России обязан отозвать лицензию на осуществление банковских операций в случаях:
1)
если достаточность капитала кредитной организации становится ниже 2 процентов.
Но здесь надо иметь в виду, что если в течение последних 12 месяцев,
предшествующих моменту, когда в соответствии с настоящей статьей у кредитной
организации должна быть отозвана указанная лицензия, Банк России изменял
методику расчета достаточности капитала кредитных организаций, в целях
настоящей статьи применяется та методика, в соответствии с которой
достаточность капитала кредитной организации достигает максимального значения;
2)
если размер собственных средств (капитала) кредитной организации ниже
минимального значения уставного капитала, установленного Банком России на дату
государственной регистрации кредитной организации. Для реорганизованных
кредитных организаций в отношении даты, на которую рассчитывается этот капитал,
имеется некоторая специфика.
В
разъяснении Банка России говорится, что под минимальным значением уставного
капитала, указанным в пункте 2 части 2 статьи 20
Федерального закона "О банках и банковской деятельности" для
кредитных организаций, осуществивших ранее процедуру реорганизации, понимается
значение норматива минимального размера уставного капитала, установленное
нормативными актами Банка России, действовавшими:
при
преобразовании - на дату подачи документов для первоначальной государственной
реорганизации кредитной организации;
при
присоединении - на дату подачи документов для первоначальной государственной
регистрации, присоединяющей кредитной организации;
при
слиянии - на дату подачи документов для первоначальной государственной
регистрации той кредитной организации, которая имела больший размер уставного
капитала;
при
разделении и выделении - на дату подачи документов для государственной
регистрации кредитных организаций, образовавшихся в результате реорганизации.
Под
датой первоначальной регистрации кредитной организации понимается день, когда
учредители впервые подали документы на регистрацию кредитной организации. При
этом применяются требования Банка России к минимальному размеру уставного
капитала, действовавшие на указанную дату.
3)
если кредитная организация не исполняет в срок, установленный Федеральным
законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций",
требования Банка России о приведении в соответствие величины уставного капитала
и размера собственных средств (капитала);
4)
если кредитная организация не способна удовлетворить требования кредиторов по
денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных
платежей в течение одного месяца с наступления даты их удовлетворения и (или)
исполнения. При этом указанные требования в совокупности должны составлять не
менее 1000-кратного размера минимального размера оплаты труда, установленного
федеральным законом.