Обязательные экономические нормативы в банковской деятельности
Обязательные экономические нормативы в банковской деятельности
Министерство
Высшего и Среднего специального Образования Республики Узбекистан
Ташкентский
Финансовый Институт
Кафедра:
«Банковское дело»
РЕФЕРАТ
на
тему:
«Обязательные
экономические нормативы в банковской деятельности»
Выполнила:
ст-ка 3 курса,
группы
КБИ – 30,
Ибодова
Дилором
Приняла:
ст. преп. Галак О.Н.
Ташкент
2008 г.
Содержание:
Введение
1.
Необходимость регулирования банковской деятельности
2.
Нормативы банковской деятельности в Узбекистане
3.
Регулирование банковской деятельности: сравнительная
характеристика зарубежных стран и Узбекистана
Заключение
Список
использованной литературы
Введение.
Банки
— одно из центральных звеньев системы рыночных структур. Развитие их деятельности
— необходимое условие реального создания рыночного механизма. Процесс экономических
преобразований начался с реформирования банковской системы. Эта сфера динамично
развивается и сегодня.
Сегодня,
необходимо в короткие сроки выйти на уровень современного мирового уровня
организации банковского дела. При этом необходимо поддерживать достаточный
уровень стабильности банковской системы.
Банки
выполняют разнообразные функции и вступают в сложные взаимоотношения между
собой и другими субъектами хозяйственной жизни. В процессе деятельности
коммерческого банка затрагиваются имущественные и иные экономические интересы
широкого круга предприятий, организаций, граждан, которые являются его
акционерами, вкладчиками, кредиторами, государство в лице Центрального банка,
давшего лицензию (разрешение) на деятельность коммерческого банка и тем самым в
определенной мере поручившись за законность, правомерность и надежность его
работы осуществляет надзор за его деятельностью, состоянием ликвидности,
финансовым положением с использованием как экономических, так и
административных методов управления.
В
связи с той важной ролью, которую играют банки в экономике страны, понятие стабильности
и ликвидности коммерческих банков становится ключевым моментом их деятельности.
В
этой работе будет раскрыта необходимость, а также основные направления
регулирования банковской деятельности.
1. Необходимость
регулирования банковской деятельности
Основой развития
и надежного устойчивого функционирования банковской системы является
формирование гибкого механизма регулирования и надзора за деятельностью банков.
Банковское дело по своей сути основано на доверии к собственникам и менеджерам
кредитной организации со стороны клиента и вкладчика. Кризис доверия к
банковским институтам вследствие их неспособности выполнять взятые на себя
обязательства имеет своим следствием «набеги» вкладчиков и, как результат,
дезорганизацию денежной сферы и рост социальной напряженности. Именно по этой
причине банки традиционно находятся под пристальным присмотром специально
созданных для этого органов государственного управления.
Развитие
банковской системы тесно связано с состоянием банковского надзора. Создание
адекватно функционирующих органов регулирования банков создает предпосылки для
дальнейшего развития банковской системы в сторону коммерциализации,
диверсификации по структуре, форме собственности, увеличению числа оказываемых
услуг, повышению стандартов. Более того, эффективная система банковского
надзора, соответствующего признанным международным стандартам, является
определяющим фактором при оценках перспектив активного сотрудничества,
привлечения в республику иностранных капиталов и в целом перспективы интеграции
страны в мировую рыночную экономику.
Регулирование
деятельности коммерческих банков осуществляется посредством соответствующих
нормативов, введенных в действие Центральным банком. В их число включаются
нормы, обеспечивающие экономическую стабильность кредитных институтов за счет поддержания
минимального размера и достаточности капитала банка, его ликвидности и
платежеспособности, регулирования риска при совершении тех или иных банковских
операций. Безопасность кредитного института во многом определяется тем,
насколько его деятельность отвечает этим экономическим параметрам. Они имеют
следующие особенности:
1.Все
нормативы делятся на обязательные и оценочные.
2. При
расчете нормативов активы коммерческого банка распределены на пять групп риска
с учетом степени риска вложений средств и соответственно возможной потери
части стоимости этих средств при неблагоприятной ситуации. Одновременно отдельным
категориям активов, входящих в каждую из групп, присваивается соответствующий
поправочный коэффициент риска, который показывает, какая часть стоимости
данной категории активов может быть потеряна, или иначе, в какой мере надежно
вложение средств в ту или иную категорию активов банка.
а)
Банковские нормативы могут изменяться в зависимости от
экономических условий, причем о предстоящих изменениях нормативов ЦБ обязан
объявить не позднее, чем за месяц до их введения или ранее. Например, в России
при изменении минимального размера собственного капитала ЦБ РФ уведомляет банки
не менее чем за 3 года до момента его введения.
б)
Банковские нормативы устанавливаются с учетом международных
стандартов и на базе консультаций с банками, банковскими ассоциациями и
союзами.
в)
Они имеют особый национальный характер, их перечень,
количественные параметры каждого из них отличаются, к примеру, от
общеевропейских норм.
г)
Установленные нормативы дифференцированы применительно к
типу коммерческого банка. При этом Центральный банк исходит из того, что
коммерческие банки, созданные на основе ранее действовавших специализированных
банков, являются более ликвидными и финансово устойчивыми, чем другие, вновь
организованные банки.
д)
Они фиксируются в специальных методиках ЦБ.
е)
Достаточно стабильны (некоторые не меняются по нескольку
лет).
Банки
должны строго соблюдать правила системы регулирования банковской деятельности.
По их соблюдению судят о том, насколько надежен банк, насколько он безопасен с
позиции ЦБ, насколько риски его деятельности безопасны для клиентов, доверивших
ему свои вклады. Поскольку банки работают в составе финансовой системы страны,
стараясь мобилизовать средства и сделать кредиты доступными для потребителей,
они вынуждены подчиняться многочисленным правилам регулирования, цель которых -
защита интересов широкой публики.
Регулирование
банковской деятельности традиционно направлено на достижение трех целей.
Почему
деятельность банков необходимо так жестко регулировать? Существует ряд причин
почему государство выполняет эти функции. Часть этих причин уходит в прошлое.
Во
первых банки являются одним из важнейших хранилищ общественных сбережений и
прежде всего сбережений частных лиц. Многим из тех, кто желает сохранить свои
сбережения недостает опыта в финансовых вопросах и соответствующей информации,
чтобы оценить надежность банка. Поэтому регулирующие органы несут
ответственность за сбор информации необходимой для оценки финансового состояния
банков в целях защиты интересов вкладчиков. Скрытые камеры и охранники охраняют
банк от воровства, периодические проверки и ревизии нацелены на ограничение
убытков от растрат, неправильного управления.
Основная
часть общественных сбережений имеет форму краткосрочных высоколиквидных
депозитов, но банки занимаются и крупными долгосрочными сбережениями, например
в рамках пенсионных программ. Утрата соответствующих средств по причине краха
банка как правило, имеет катастрофические последствия. Регулирование выступает
здесь в качестве защиты от подобных потерь путем резервирования части средств
по вкладам и периодического контроля за политикой и практикой банков с целью
эффективного управления общественными средствами.
Кроме
того за банками наблюдают так пристально потому что они способны
"создавать" деньги путем предоставления кредитов или собственной
инвестиционной деятельностью за счет расходуемых депозитов. Изменение размеров
создаваемой денежной массы четко коррелирует с состоянием экономики в целом, в
особенности с созданием новых рабочих мест или отсутствием инфляции. И этот
факт, что банки создают деньги влияющие на жизнестойкость экономики оправдывает
регулирование их деятельности.
Банковская
деятельность регулируется еще и потому, что банки предоставляют частным лицам и
фирмам кредиты, которые поддерживают потребительские расходы и инвестиционные
нужды.
Как
создатели денег в обращении, хранители общественных сбережений и операторы
механизма платежей, банки должны подвергаться надзору и как следствие
регулированию деятельности. Банкротство крупного или нескольких (пусть и не
очень крупных) может вызвать резкое изменение предложения денег, крах платежной
системы, серьезное расстройство в экономике. Именно эти явления происходят
сейчас в экономике многих стран.
Целью
регулирования банковской деятельность является корректировка и регулирование
частных рынков банковских услуг.
Обеспечение
платежеспособности депозитных учреждений: предотвращение банкротств. Естественным
последствием свободной игры спроса и предложения на частных рынках являются
банкротства фирм. Иными словами, фирмы становятся не платежеспособными: сумма
их активов превышает сумму активов, т.е. чистая стоимость компании падает ниже
нуля. Наибольший вред обществу наносится, когда «прогорают» депозитные
учреждения, ведь так много людей зависит от безопасности и стабильности банков.
Обеспечение
ликвидности депозитных учреждений. Существует яркая взаимосвязь
между платежеспособностью и ликвидностью банков. Если вообще платежеспособное
депозитное учреждение оказывается в ситуации, когда ему не хватит наличности
для удовлетворения выданного обязательства, то приходится срочно продавать
какие-либо активы, что снижает уровень прибыли. К тому же если более чем одно
депозитное учреждение окажется неликвидным в одно и то же время, то у
вкладчиков может возникнуть ощущение, что все банки находятся на грани краха.
Если такое ощущение «сконцентрируется» до уверенности, то вкладчики
одновременно станут изымать свои вклады из банков, что явится причиной не
платежеспособности депозитных учреждений.
Итак,
если предоставить банкам самим определять уровень ликвидности, то может
произойти вышеописанная ситуация. Следовательно, одной из целей регулирования
деятельности банков и является поддержание соответствующей ликвидности,
достаточной для удовлетворения любых запросов вкладчиков, если не мгновенно, то
по крайней мере в течение нескольких дней.
Обеспечение
экономической эффективности. Следующей целью
регулирования банков является, в частности, обеспечение и повышение
экономической эффективности банковской сферы и в целом улучшение
функционирования экономики. Поскольку мы говорим о банковской сфере, то главным
составляющим общей эффективности являются техническая эффективность (technical efficiency) и аллокационная
эффективность (allocative efficiency). Банк достигает технической
эффективности, если предоставляет свои услуги по наиболее низким ценам из их
возможных вариантов (у предоставляемых им услуг будут самые низкие
альтернативные издержки). Банк достигает аллокационной эффективности, если цены
на его услуги равны предельным издержкам (цена на банковские услуги
устанавливается на уровне дополнительных издержек, вязанных с предоставление
последней банковской услуги).
Наряду
с предотвращением банкротств органы банковского надзора прилагают все усилия
для снижения потерь, связанных с банкротствами. Усилия сфокусированы на
регулировании показателя отношения собственного капитала банков к их активам.
Органы банковского надзора включают в показатель «капитал банков» собственных
капитал и другие статьи, которые в случае банкротства ограждают застрахованных
вкладчиков от убытков. Требования к размеру капиталапредставляют
собой официальные ограничения на размер активов банка относительно собственного
капитала. Эти нормативы устанавливаются в виде минимального отношения
собственного капитала к сумме активов.
В
соответствии с требованиями к размеру капитала существует два типа, или уровня
банковского капитала. Суммарный капитал равен соответственно сумме капитала
первого и второго уровня. Капитал первого уровня, или «сердцевинный капитал» -
основная часть собственных средств банка. Капитал второго уровня –
дополнительный капитал – включает в себя часть резервов для возмещения потерь
по ссудам, и субординированный долг.
Регулирующие
органы устанавливают требования к размеру капитала в надежде решить три
взаимосвязанные задачи, что сделает банковскую систему более стабильной. Первая
цель заключается в защите интересов вкладчиков (и более конкретно – создание
фондов страховании депозитов) от убытков в случае банкротства банков.
В
действительности, это не главная задача ужесточения требований к размеру
капитала. Регулирующие органы не гонятся за показателями; банкротство крупного
банка будет означать значительные потери застрахованных депозитов независимо от
того, составляет ли отношение собственного капитала к активам 5 или 8%. Более
важная цель ведения таких требований – стимулировать управляющих банками
предпринимать менее рискованные операции. Суть в том, что, если владельцы банка
вложат в него большой капитал, их убытки в случае банкротства увеличатся.
Следовательно, если более высокие требования к размеру капитала будут «работать»,
банки сами будут снижать свой риск, в результате чего число банкротств станет
меньше.
Третья
цель введения более высокого минимального размера капитала состоит в том, чтобы
увеличить доверие населения к банковской системе. Регулирующие органы надеются,
что если они налагают на банки более высокие требования к размеру капитала, то
большее число вкладчиков будет считать банковскую систему устойчивой и не
предрасположенной к банкротству. А если достаточно большое число вкладчиков
будет разделять это мнение, то вероятность оттока слишком крупных средств из
банков станет меньше.
Однако
не все экономисты согласны. Что более высокие требования к размеру капитала
несомненно служат цели обеспечения большей безопасности банков. Некоторые их
них утверждают, что более высокий минимальный размер капитала оказывает
обратный эффект. Как утверждают критики введения требований к минимальному
размеру банковского капитала, эти требования могут дать владельцам, правлению и
вкладчикам банка обманчивое ощущение безопасности. Это может побудить их
принимать более высокие риски. В то время как требования к размеру капитала в
общем могли уменьшить банковские риски, снижение риска будет значительно
меньше, чем могли ожидать органы банковского регулирования.
В
условиях необходимости придания нового импульса развитию экономики и
структурной перестройки значительное место отводится потенциалу банковской
системы. Таким образом, задача повышения эффективности регулирования банков в
целях обеспечения их устойчивости приобретает особую актуальность. В этой связи
на постоянной основе, усилено и заинтересовано ведутся поиски новых направлений
совершенствования регулирования. Можно предположить, что в таких поисках
настало время обратить самое серьезное внимание на сферу платежей и расчетов,
осуществляемых банками, как потенциальный источник рисков.
Расширение
границ регулирования банковской деятельности на сферу платежей и расчетов – это
не только «пространственная» экспансия, не просто совершенствование отдельных
приемов и подходов в рамках существующей парадигмы регулирования. Расширение
информационного поля дает основание для вывода регулирования и надзора как
составной части регулирования на новый качественный уровень. При этом важно
подчеркнуть, что речь идет не о механическом включении платежных систем в сферу
надзора и банковского регулирования, не о подчинении их банковскому надзору.
Дело
в том, что при оценке финансового состояния банка сфера платежей и расчетов
выносится за скобки. Рекомендации учитывать информацию по платежам и расчетам
при оценке банка нельзя найти ни в одном учебнике или монографии по проблемам
анализа банка. На практике вся деятельность банка реализуется через движение
средств, т.е. платежи и расчеты, и таким образом повседневная деятельность
банка неразрывно связана с платежными системами. Относительно выполнения
платежно-расчетных операций это очевидно. Но и такие фундаментальные виды
деятельности банка, как увеличение уставного капитала, выпуск ценных бумаг и
операции с ними, кредитная деятельность и любая другая, на практике
предполагают движение средств, т.е. платежи и расчеты.
Вполне
возможно, что при отработке методологии правомерно разграничивать банковскую
деятельность по размещению активов и формированию ресурсов и сферу платежей и
расчетов, как более техническую, не связанную непосредственно с доходами и
расходами, а значит, не оказывающую непосредственного влияния на эффективность
работы банка. Между тем регулирование банковской системы ориентировано на
сугубо практический результат. В процессе надзора и инспекционной деятельности
необходимо получить максимально определенный ответ на вопрос об устойчивости
конкретного банка, поэтому сфера платежей и расчетов, как неотъемлемая часть
банковской деятельности, представляет несомненный интерес для органов регулирования.
Здесь
речь идет не об инспектировании правил расчетов, соблюдения регламентов,
определяющий порядок платежей и расчетов и т.д. Речь идет о направлении,
которое в плане надзора не привлекло к себе внимание, но без которого
регулирование кредитных организаций не представляются эффективными. Здесь
просматриваются два направления:
o
Риски, генерируемые в сфере платежей и расчетов, которые
может оказывать влияние на устойчивость банковской системы;
o
Сфера платежей и расчетов как информационное поле для более
полной и всесторонней оценки деятельности банка, его финансовой устойчивости.
Риски, которые
генерируются в сфере платежей и расчетов отличаются разнообразием. Не будет
преувеличением утверждать, что в этой области в той или иной степени сосредоточены
практически все виды банковских рисков:
o
Кредитные (платеж, которые предполагает лаг времени)
o
Операционные
o
Технические
o
Правовые и т.д.
Существуют
также и специфические черты рисков, генерируемых в сфере платежей и расчетов. В
первую очередь они затрагивают всех участников – банки, посредников,
производящих обработку документов; эти риски распространяются и на центральный
банк (поскольку через платежную систему ЦБ осуществляется основная масса
платежей), а косвенным образом – на клиентов. Риски, генерируемые в сфере
платежей и расчетов, характеризуются внезапностью и соответственно.
Неготовностью кредитной организации к реакции на них.
Сфера платежей
и расчетов является важным информационным полем, позволяющим повысить
регулирование деятельности банков, и соответственно, результативность такого
инструмента регулирования, как инспекционная деятельность.
Речь
идет не о том, что в поле зрения регулятора должна попадать информация о
состоянии и организации платежей и расчетов. Такой информацией регулятор
располагает, и контроль за платежной системой в целях организации платежной
системы осуществляется. Проблема в другом – в использовании информации, прежде
всего в плане рисков, для оценки деятельности банков, их финансовой
устойчивости. Иными словами, доступ регулятора к информации, связанной со
сферой платежей и расчетов, с целью более полного и всестороннего решения
вопросов, возникающих в процессе регулирования банковской деятельности.
Использование
такой информации позволяет более продуктивно осуществлять деятельность на
следующих направлениях:
Информация
по платежам и расчетам позволяет оценить деятельность банка в составе группы взаимосвязанных
кредитных (и не только) организаций;
Доступ
к информации по платежам и расчетам необходим для выявления псевдолегальных
схем в деятельности банков.
К
настоящему времени не сформировано единое и исчерпывающее определение места
сферы платежей и расчетов в процессе регулирования банковской сфера. Тем, не
менее поиски подходов к решению проблем ведутся постоянно. Содержательный набор
принципов регулирования сферы платежей и расчетов, в том числе в целях надзора,
сформулирован Банком международных расчетов, Европейским центральным банком и
Европейской комиссией, а также центральными банками ведущих стран и МВФ. При
этом необходимо уточнить, что организационно платежи и расчеты ведутся через
платежные системы, поэтому рекомендации международных финансовых институтов в
основном касаются платежных систем в целом. Платежные системы могут быть
организованы как с участием центрального банка, так и без него (частные
платежные системы).к базовым принципам, которые следует учитывать на самых
начальных стадиях разработки концепции регулирования сферы платежей и расчетов,
можно отнести следующие
1.
регулирование платежных систем со стороны центральных банков,
направленное на всю сферу платежей и расчетов в целом, а не на отдельных
участников.
2.
должны быть выработаны и внедрены единые стандарты для функционирования
платежных систем, в рамках которых, собственно, и осуществляются платежи и
расчеты.
3.
Центральный банк должен обладать определенными полномочиями, правами на
санкции и меры надзорного регулирования вплоть до жестких мер для нарушителей
установленных норм и правил.
4.
постоянная адаптация к меняющимся условиям.
Таким
образом, банковское регулирование направлено на обеспечение здоровой и
безопасной банковской системы, предотвращение ее нестабильности.
Конкретные задачи
банковского регулирования можно сформулировать следующим образом:
·
обеспечение эффективной и надежной работы банков и
способности удовлетворять потребности своих клиентов;
·
обеспечение соблюдения законов и установление правил,
предусматривающих высокий уровень ведения банковского дела и профессионализм;
·
обеспечение соответствия деятельности банков
денежно-кредитной и финансовой политике государства;
·
внедрение и развитие широкого круга банковских услуг в
интересах экономики в целом.
Одним
из важнейших принципов регулирования банковской деятельности является
прозрачность политики Центрального банка. Под прозрачностью понимается не
только публичность и открытость результатов, но и понятность и приемлемость
норм и правил для всех участников.
2.
Нормативы
банковской деятельности в Узбекистане
Мировая банковская практика предусматривает регулирование
деятельности коммерческих банков со стороны одного эмиссионного банка, который
осуществляет строгий контроль за выполнением экономических нормативов и
применяет санкции против нарушителей. В целях обеспечения устойчивости банков и
защиты интересов вкладчиков и кредиторов банки обязаны соблюдать экономические
нормативы, устанавливаемые Центральным банком.
«…Центральный банк осуществляет регулирование и надзор за
деятельностью банков, кредитных союзов и ломбардов с целью поддержания
стабильности финансово-банковской системы, обеспечения защиты интересов
вкладчиков и кредиторов...» (Статья 50 закона «О Центральном банке Республики
Узбекистан»)
Нельзя не отметить, что в тяжелых условиях переходной экономики
риск неплатежеспособности и банкротства банковских учреждений особенно высок.
Ясно понимая это, Центральный банк Республики Узбекистан в процессе роста
количества банковских учреждений в стране проводил и проводит огромную работу
по обеспечению эффективного банковского надзора.
Центральным банком РУз разработаны документы, регулирующие
деятельность коммерческих банков, в соответствии с которыми он осуществляет
дистанционный надзор за их деятельностью. В соответствии с эти документами
банки должны поддерживать на достаточном уровне свой капитал и ликвидные
ресурсы, формировать резервы против сомнительных и недействующих активов на
основе их классификации, а также обеспечивать диверсификацию своих активов с
целью уменьшения риска потерь.
Банки обязаны соблюдать условия, касающиеся:
§
типов или форм произведенных инвестиций;
§
приобретения и владения недвижимостью и другим имуществом;
§
участия в уставных фондах других юридических лиц.
Банки не вправе:
·
осуществлять распределение капиталов, если в результате такого
распределения его капитал окажется ниже требуемого минимума;
·
предоставлять кредит, гарантированный своими собственными ценными
бумагами в виде акций;
·
покупать свои собственные акции без предварительного разрешения
Центрального банка.
Согласно закону Республики Узбекистан “О Центральном банке Республики
Узбекистан» (статья 52) ЦБ вправе устанавливать следующие обязательные экономические нормативы:
1.
коэффициент адекватности капитала;
2.
максимальный размер риска на одного заемщика или группы
взаимосвязанных заемщиков;
3.
максимальный размер крупных кредитных рисков и инвестиций;
4.
коэффициенты ликвидности;
5.
требования по классификации и оценке активов, а также формирование
резервов против сомнительных и недействующих ссуд, создаваемых на основе такой
классификации, отчисления в которые относятся на операционные расходы банка;
6.
требования по начислению процентов по ссудам и зачислении их на
счет доходов банка;
7.
лимиты открытой валютной позиции;
Предстоящие изменения в нормативах и методике их расчета
официально объявляются Центральным банком не позднее, чем за месяц до их
введения в действие. О предстоящем изменении минимального размера уставного
капитала Центральный банк официально сообщает не позднее, чем за три месяца до
его введения в действие.
В Узбекистане, как и в большинстве государств с переходной
экономикой, особое внимание уделяется повышению уставного капитала банков,
привлеченных акционеров. В докладе Президента РУз И.Каримова на заседании
Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны
в 2006 году и важнейшим приоритетам углублению экономических реформ в 2007
году, отмечено, что «…важнейшей задачей по реформированию банковской системы
должна стать сегодня реализация комплекса мер по увеличению своих уставных
капиталов…». Эти же приоритетные задачи нашли отражение в Программе
реформирования и развития банковского сектора на 2005-2007 годы, утвержденной
постановлением Президента РУз от 15.04.2005 г. № ПП-56 «О мерах по дальнейшему
реформированию и либерализации банковской системы».
В программе поставлена задача пересмотра требований к размеру
минимального уставного капитала вновь создаваемых коммерческих банков согласно
международным Базельским принципам в сторону поэтапного их повышения. Так, минимальный
размер уставного капитала для вновь создаваемых банков,
на разных этапах устанавливался в следующих размерах:
Таблица
1
Размер минимального размера уставного капитала для вновь
создаваемых банков[5]
(млн.)
Вид банка
1 июля 2005
1 января 2006
1 января 2007
1 января 2008
Частный
1,5 $ США
2 $ США
2,5 $ США
2,5 €
Коммерческий
3 $ США
4 $ США
5 $ США
5 €
С участием
иностранного капитала
5 $ США
5 $ США
5 $ США
5 €
Динамику
увеличения минимального размера уставного капитала банков можно проследить с
помощью следующей диаграммы:
Диаграмма
1
Динамика роста минимальных
требований к уставным капиталам банков[6]
Эквивалент
в национальной валюте установленного минимального размера уставного капитала
рассчитывается по курсу валют Центрального банка, используемому для
бухгалтерского учета и отчетности на день принятия учредителями решения о
создании банка.
В
соответствии с законодательством регулятивный капитал состоит из двух
уровней и включает отдельные компоненты. "Регулятивный капитал" - это
капитал банка, определяемый расчетным путем в целях регулирования банковской
деятельности и произведения расчета экономических нормативов.
В
частности, капитал I уровня включает:
1.
простые акции, полностью оплаченные и
выпущенные в обращение;
2.
некумулятивные бессрочные привилегированные
акции (кроме привилегированных акций с плавающей ставкой дивидендов).
3.
добавленный капитал (излишки капитала) -
превышение рыночной стоимости обыкновенных или привилегированных акций над их
номинальной стоимостью;
4.
нераспределенную прибыль(капитальные резервы,
нераспределенная прибыль предыдущих лет, убытки текущего года)
5.
долю меньшинства владельцев акций в акционерных счетах
консолидированных предприятий. Эта доля возникает, когда счета дочерних
предприятий консолидированы в финансовые отчеты банка и доля банка в капитале
такого предприятия составляет менее 100%.
6.
резерв на девальвацию, образуемый за счет
переоценки валютных активов банка, эквивалентных валютной части его уставного
капитала.
Капитал
I уровня должен составлять 50% и более от регулятивного капитала.
Капитал II уровня включает:
1.
чистую прибыль за текущий год;
2.
общий резерв в размере, не превышающем 1.25% от
суммы активов, взвешенных с учетом риска, после вычетов;
3.
обязательства смешанного типа (инструменты,
которые включают в себя характеристики акционерного и заемного капитала) в
размере, не превышающем 100% капитала I уровня после вычетов.
4.
субординированный долг, который является формой
долгового обязательства банка, в целях определения капитала не может превышать
50% капитала I уровня после вычетов.
Требование
к адекватности капитала представляет собой лишь минимальный уровень
достаточности капитала и отражает только кредитный риск (риск невыплаты банку
по обязательствам клиента вследствие ухудшения финансового состояния
последнего). Основные коэффициенты достаточности капитала для коммерческих
банков представлены в таблице 2.
Центральный
банк, в соответствии со статьей 52 Закона "О Центральном банке Республики
Узбекистан" и статьей 25 Закона "О банках и банковской деятельности",
может потребовать от банков обеспечить более высокий коэффициент адекватности капитала,
в зависимости от рисков, присущих деятельности банка, экономических условий и
финансового состояния. Такие риски включают, но не ограничиваются: большим объемом
проблемных кредитов, чистых убытков, высоким ростом активов, высокой подверженностью
риску процентной ставки или вовлечением в рискованную деятельность.
Отношение регулятивного капитала
к общей сумме активов, взвешенных с учетом риска. Не может быть менее 10%.
4. Коэффициент достаточ-ности
капитала I уровня
KI
Минимальное значение KI
равно 0,05 (5%).
Наряду
с требованиями к достаточности капитала, коммерческие банки должны соблюдать
коэффициент левеража. Левераж - показатель, отражающий степень обеспеченности
суммарных активов банка капиталом, определяемый как отношение капитала первого
уровня к сумме общих активов, за вычетом стоимости нематериальных активов, в
том числе гудвилла.
Коэффициент
левеража
=капиталI / (общие активы – немат. активы).
Минимальное
значение коэффициента левеража равняется 0,06 (6%).
В
соответствии с законодательством, оценка максимального размера риска на
одного заемщика или группу взаимосвязанных заемщиков соотносится с
капиталом первого уровня. В частности, крупным кредитом считается совокупная
сумма кредитов, включая забалансовые обязательства любого одного заемщика или
группы взаимосвязанных заемщиков, превышающая 10% от капитала банка.