Оценка рынка ипотечного кредитования РФ (на примере ОАО Сбербанк России отделение №4682)
3.2
Проблемы ипотечного кредитования в России
Развитие того или иного сегмента рынка в большей
степени зависит от внешних факторов (таких, как благосостояние населения,
стабильность в стране, политическая и экономическая ситуация). Рынок
недвижимости, безусловно, имеет зависимость от тех же условий, но он более
стабилен, эластичен по цене.
К сожалению, не все тенденции мирового рынка носят
положительный характер. Отрицательные моменты, в частности, мировой
экономический кризис затронул все сферы жизни населения России, в том числе и
рынок недвижимости.
Ипотека взяла свое начало с желания продать
избыточное жилье, которое население уже не могла купить за наличные деньги. В
середине прошлого века в США появились банки, которые начали выдавать кредиты
на покупку недвижимости. Постепенно эти кредиты превратились в хорошо
отлаженный механизм. Для 70% населения США ипотека стала чем-то вроде
национальной идеи [22, c.
57].
Кризис, который переживает сейчас ипотека в США,
складывается из многих факторов. В США, в отличие от России, ответственность
заемщика ограничивается стоимостью его недвижимости, на остальное имущество
кредитор не имеет права наложить арест. В России в любом договоре прописано,
что заемщик отвечает всем своим имуществом.
Ипотечный
кризис в США заключался в том, что банки выдавали кредиты больше чем рыночная
стоимость недвижимости, которую планировал приобрести человек. Кредит достигал 120%
- 130% от стоимости недвижимости. Предполагалось что, оставшиеся деньги люди
потратят на благоустройство нового жилья. Человек в США получивший такой
кредит, видит, что жилье, которое он купил, стоит гораздо меньше, чем сумма
кредита, которую ему нужно погашать. Подобная ситуация привела к тому, что
заемщики отказывались оплачивать дальше свои ипотечные кредиты, возвращая банку
купленные квартиры.
На
фоне мирового кризиса иностранные банки заторопились вернуть себе ресурсы, за
счет которых жили российские кредитные учреждения. В итоге последние заморозили
выдачу долгосрочных ссуд [43, c.
67].
Первое
полугодие 2008 года многие застройщики прожили «по инерции», используя денежный
запас прошлых периодов и распродавая свои готовые объекты. Но такая ситуация
затруднительна, так как возникает дисбаланс между спросом и предложением. С
одной стороны, объем предложения (выставленных на продажу объектов
недвижимости) значительно увеличился, так как объекты строительства возводились
благодаря тем же кредитам, которые необходимо погасить. С другой стороны –
снижается покупательная способность населения, вследствие ужесточения
требований к претендентам на получение ипотечных кредитов. Уровень спроса
намного ниже предложения, и по всем законам рынка цены должны снижаться [47,
с. 99].
Российский
ипотечный рынок нельзя сравнивать с американским ни по объемам, ни по доле в
сделках с недвижимостью. Сейчас по самым смелым прогнозам 30-50% всех сделок с
недвижимостью заключаются с помощью ипотеки, по самым пессимистичным - всего
10-15%. За последний год количество ипотечных сделок увеличилось на 4%, по
Москве - на 2%. Последние новости на рынке ипотечного кредитования весьма
безрадостны для заемщиков. Банки увеличивали первоначальный взнос, процентные
ставки, таким образом, сужая круг потенциальных заемщиков. Воспользоваться
кредитом теперь могут заемщики лишь с большими доходами.
На
данный момент средняя ставка по ипотечному кредиту в рублях составляет 14-16%,
в долларах - 12-14%. Наиболее распространенные условия кредитования – это
первоначальный взнос 20-30% стоимости жилья, а срок кредитования - 15-30 лет.
Так что теперь, часть клиентов, которые могли купить жилье только с помощью
ипотеки, не смогут воспользоваться даже ею. Теперь клиентами банка становятся
заемщики, имевшие наличные средства на покупку квартиры.
Мировая
практика показывает, что приемлемые для населения процентные ставки,
позволяющие сделать процесс ипотечного кредитования достаточно массовым,
составляют около 4-7% годовых. На западных рынках процентная ставка
рассчитывается как сумма ставки рефинансирования ФРС или «плавающими»
процентными ставками, привязанные к индексу LIBOR. Это так называемая
усредненная процентная ставка, по которой банки занимают денежные ресурсы у
других банков на Лондонском межбанковском рынке.
Другими
словами, LIBOR – это средняя процентная ставка, по которой банки предоставляют
ссуду друг другу на стандартный срок, например на год. Для клиента это может
быть интересно при низких ставках LIBOR, но если говорить о долгосрочных
кредитах, например 15 лет, то долговременное пребывание LIBOR на одном уровне,
например 5% маловероятно [15, c.
18].
Кредиты
с «плавающей» ставкой интересны в настоящий момент достаточно состоятельным
заемщикам, которые имеют другие активы для быстрого погашения кредита или
возможность рефинансирования.
Мировые
центральные банки в условиях кризиса уменьшают ставку рефинансирования, что
приводит к уменьшению процентных ставок по ипотечным кредитам и увеличению
доступности приобретаемого жилья. Так в промышленно развитых странах процентная
ставка значительно ниже, чем в России, - в США она составляет всего 2,0-3,5%
годовых.
Для
российского рынка ипотечного кредитования «плавающая» процентная ставка
новинка. На мой взгляд, кредит с изменяющейся процентной ставкой - это риск,
сегодня ты можешь выиграть, а завтра проиграть, став дефолтным заемщиком. Нашим
клиентам мы советуем брать кредиты с фиксированной процентной ставкой. Таким
образом, человек может рассчитывать свои расходы.
Ипотечный
кризис в США вряд ли окажет серьезное влияние на развитие ипотечного рынка в
России. Однако он способен замедлить развитие этого нового для России сегмента
экономики, поскольку ухудшившаяся вследствие кризиса конъюнктура на мировых
финансовых рынках делает заимствования для российских банков более дорогими,
что, несомненно, может привести к снижению темпов роста их кредитных портфелей.
Это скажется также и на чистой прибыли банков.
Тем
не менее, мы смотрим на все происходящее с позитивной точки зрения, ведь кризис
в США может многому научить всех участников российского ипотечного рынка:
заемщиков, кредиторов и регулирующие организации[12, c.
16].
Приведем
ряд причин, почему подобный кризис, возникший в США невозможен в России:
-
многие
механизмы ипотечного рынка, которые усугубили ипотечные проблемы в США, практически
не существуют в России. Это, например, ипотека на 100% стоимости жилья или
ипотечные кредиты с плавающей процентной ставкой. Институт ипотечных брокеров
также внес свою лепту. Ипотечные брокеры, которые заинтересованы в организации
как можно большего числа крупных кредитов, поскольку получают процентное
вознаграждение и не несут никаких рисков, сейчас только начали появляться в
России;
-
секьюритизация
(продажа пула ипотечных кредитов на открытом рынке посредством выпуска ценных
бумаг) ипотечных кредитов в России пока практически не развита. Следовательно,
риски дефолтов пока остаются проблемой только банков, не распространяясь на всю
финансовую систему. В частности, именно по этой причине, российские банкиры
достаточно осторожны в своих решениях о выдаче кредитов.
В
США же ситуация складывалась совсем по-другому: большая часть ипотечных
кредитов была секьюритизирована, что освободило банки, выдавшие эти кредиты, от
опасений по поводу их возврата: ведь эти кредиты уже не числились на их
балансе. Это стало причиной того, что многие банки стали выдавать рискованные
ипотечные кредиты, зачастую без подтверждения доходов, что для России
неслыханная роскошь[42, c.
25].
Таким
образом, вероятность подобного кризиса в России сейчас незначительна, хотя ряд
механизмов, обусловивших этот кризис в США, начинает появляться и здесь.
Поскольку ипотека - это новый для России рынок, ему не хватает четкого
регулирования и прозрачности. Правительству следует исправить сложившуюся
ситуацию. Кроме того, ипотечным операторам нужно ввести саморегулирование,
чтобы предотвратить использование грабительских методов, таких, как скрытые
комиссии.
Среди
макроэкономических факторов, сдерживающих интенсивное развитие ипотечного
кредитования в России, можно назвать следующие:
-
низкий уровень жизни населения. Среднедушевые денежные доходы населения и
среднемесячная начисленная заработная плата составляют всего около двух
прожиточных минимумов, а размер пенсий по старости практически соответствует
прожиточному уровню. Низкий уровень жизни основной части населения не позволяет
говорить о возможности приобретения жилья иначе, как с применением механизмов
ипотеки, активного участия государства в формировании программы доступного
жилья.
Анализ
доходов населения и сложившихся цен на рынке жилья показывает, что сегодня без
ипотечного кредитования лишь 1-1,2% населения обладают платежеспособным спросом
для приобретения недвижимости; еще 0,3-0,5% населения обеспечиваются объектами
недвижимости за счет средств бюджетов всех уровней. В тоже время развитие
массового ипотечного кредитования без какой-либо поддержки со стороны
государства увеличит платежеспособный спрос населения для приобретения жилья по
социальным нормам в 5-6 раз и для улучшения жилищных условий в 10-12 раз;
-
небольшой размер государственного субсидирования для обеспечения доступности
ипотечного кредита для населения. Из-за высоких цен на недвижимость большая
часть населения не может воспользоваться ипотечными кредитами;
-
высокие процентные ставки в связи, с чем ипотечное кредитование в России не
становится массовым, и большинство россиян не могут воспользоваться ипотекой
для решения своих жилищных проблем. Во многом причиной высоких процентных
ставок по ипотечным кредитам является высокая стоимость долгосрочных средств
для банков, а также риски ипотечной сделки, которые закладывают кредитные
организации;
-
ужесточение требований к заемщикам и отмена (приостановление) некоторыми
банками программ ипотечного кредитования. Кризисные явления послужили причиной
ужесточения кредитными организациями требований к андеррайтингу заемщика, что
выражается в увеличении первоначального взноса по ипотечному кредиту и
минимального возраста заемщика;
-
отсутствие источника «длинных денег» в экономике. Принцип работы «длинных
денег» на рынке ипотечного кредитования позволяет покупателям стать
собственниками недвижимости на условиях отсрочки платежа. Для этого в стране
должны существовать источники формирования «длинных денег»;
-
сложность привлечения необходимых ресурсов для долгосрочного ипотечного
кредитования. Слишком «короткие» и дорогие ресурсы сильно ограничивают
возможности российских банков при ипотечном кредитовании. Ни один банк не в
состоянии формировать свой кредитный портфель из долгосрочных кредитов,
опираясь при этом на краткосрочные источники. Несоответствие банковских активов
и пассивов по срокам, объемам и ставкам рано или поздно приводит банк к потере
ликвидности и банкротству.
-
отсутствие развитого рынка финансовых ипотечных инструментов. Важнейшим
свойством ценных ипотечных бумаг по сравнению с другими ценными бумагами
является их надежность, обеспеченная высокой ликвидностью залогов жилой и
нежилой недвижимости;
-
неразвитость инфраструктуры рынка жилья и жилищного строительства.
Традиционными участниками жилищного рынка являются строительные компании,
банки, производители строительных материалов, страховые компании, риэлтерские и
оценочные агентства.
При
фактическом наличии данных структур в России не отлажена технологическая схема
их взаимодействия и, как следствие, невысока эффективность системы в целом,
завышены расходы при совершении сделок;
-
психологические факторы, главным из которых является национальная особенность
большинства населения - нежелание жить в долг;
-
непрозрачные источники доходов граждан [34, c.
45].
Таким
образом, существует масса проблем, которые сдерживают развитие ипотечного
кредитования в России.
В
следующей главе рассмотрим пути решений, возникших проблем и направления по
развитию системы ипотечного кредитования.
3.3
Пути оптимизации ипотечной деятельности в России
Ипотечный
рынок во всем мире работает по двум направлениям: выдача
кредитов
и их рефинансирование. Уникальность этого рынка заключается в том, что он
является связующим звеном между двумя огромными экономически важными
сегментами: рынком недвижимости и финансовым рынком. На сегодняшний день в
мировой практике существует множество инструментов ипотечного кредитования, а
также несколько механизмов, с помощью которых кредитные учреждения
рефинансируют выданные средства, например: выпуск ипотечных ценных бумаг,
создание ипотечных паевых инвестиционных фондов или их аналогов.
Под
системой ипотечного кредитования подразумевается создание соответствующих
институтов и отработанных механизмов, которые бы обеспечили возможность
эффективного ипотечного кредитования[32, c.
23].
Для
формирования слаженной и эффективно функционирующей системы ипотечного
кредитования в первую очередь необходима действующая система ипотечных
кредитных институтов, включая банки и другие ипотечные кредитные учреждения,
непосредственно осуществляющих ипотечные кредитные операции. Эффективность
функционирования данной системы в значительной степени зависит от уровня
развития инфраструктуры, включающей систему регистрации оборота недвижимого
имущества, систему профессиональной оценки стоимости недвижимого имущества,
страховые компании, а также институты, организующие деятельность на вторичном
рынке ипотечных ссуд, и некоторые другие элементы.
Ставя
задачу создания целостной рыночной системы ипотечного жилищного кредитования,
ориентированной, прежде всего на использование эффективных стандартных
финансовых механизмов, необходимо учитывать возможность применения схем
жилищного финансирования, направленных на использование местных ресурсов и
отражающих специфику отдельных регионов. В переходных условиях формирования и
создания системы ипотечного жилищного кредитования такие схемы могут помочь
решению жилищной проблемы определенной части населения, хотя в силу
ограниченности местных ресурсов, их ориентации на региональные особенности масштабы
их реализации лимитированы [11, c.
28].
Главная
цель - создать работающую систему обеспечения доступным по стоимости жильем
российских граждан со средними доходами, основанную на рыночных принципах
приобретения жилья на свободном от монополизма жилищном рынке за счет
собственных средств граждан и долгосрочных ипотечных кредитов.
Ипотечные
отношения обладают огромным потенциалом, в полной мере не реализующимся в
жилищной сфере, хотя именно эти отношения являются тем действенным средством,
которое позволяет решить ряд насущных задач:
-
обеспечить долговременную и прочную интеграцию рынка недвижимости и финансового
рынка;
-
обеспечить щадящий режим приобретения жилья гражданами;
-
повысить инвестиционную активность в капитальном строительстве [41,
c. 58].
В
условиях кризиса имеются три основные стратегии привлечения банками финансовых
ресурсов для ипотечного кредитования:
-
ориентация на «депозитные» источники кредитных ресурсов (депозиты населения и
юридических лиц);
-
ориентация на «кредитные» источники (кредитные линии российских и иностранных
кредитных организаций, средства институциональных инвесторов, целевые
облигационные займы);
-
ориентация на «государственные» источники (целевые средства государства на
ипотечное кредитование).
В
настоящее время кредиты, предлагаемые банками на приобретение жилья, доступны
ограниченному кругу лиц. Создание системы ипотечного кредитования со
встроенными юридическими и экономическими механизмами ограничения рисков,
мобилизации финансовых ресурсов способно существенно удешевить ипотечные
кредиты и превратить их в эффективное средство решения жилищной проблемы для
граждан России.
Деятельность
субъектов ипотечного рынка, в первую очередь граждан-заемщиков и
банков-кредиторов, особенно в период формирования и становления системы
ипотечного жилищного кредитования, без специальных мер поддержки муниципалитета
практически невозможна.
От
внедрения административных основ системы ипотечного кредитования выигрывает
территория в целом. Муниципальные органы стимулируют процесс жилищного
строительства, а значит, и рост налоговых поступлений, но в то же время
минимизируют свои риски, получая при невыполнении гражданином условий
кредитования для нужд города либо новую квартиру, либо квартиру повторного
заселения.
Развитие
ипотечного жилищного кредитования населения как целостной системы, с одной
стороны, и как составной части рыночной экономики - с другой, должно строиться
на следующих основополагающих принципах:
-
система ипотечного жилищного кредитования должна быть воспроизводима в любом
регионе страны. Темпы и масштабы внедрения ипотеки в тех или иных регионах
определяются не столько субъективными факторами наличия или отсутствия
политической воли у руководства региона, а объективной экономической ситуацией,
наличием платежеспособного спроса на жилье и его предложением;
-
одним из ключевых требований является обеспечение доступности ипотечных
кредитов для групп населения не только с высокими, но и со средними доходами.
При этом система должна носить рыночный, а не дотационный характер, быть
полностью прозрачна и понятна всем участникам процесса ипотечного кредитования;
-
обязательное условие - постоянное развитие системы, опора на эффективное
использование привлеченных финансовых ресурсов граждан, коммерческих
банков-кредиторов, инвесторов, а не на финансирование со стороны
государственного бюджета;
-
при создании системы ипотечного жилищного кредитования в России необходимо
учитывать имеющийся международный опыт. Вместе с тем следует исходить из
российских макроэкономических условий и законодательной базы, принимать во
внимание то, что население России пока еще с настороженностью воспринимает
ситуацию длительной зависимости от банка-кредитора при ипотечном кредитовании;
-
особое требование - многовариантность, незамкнутость системы;
-
исключительно важным аспектом государственной политики, направленной на
развитие ипотечного кредитования, является формирование макроэкономических
условий и институциональной среды, способствующих повышению доступности
ипотечных кредитов для заемщиков. Имеется в виду комплекс мер по контролю за
уровнем инфляции, динамикой обменного курса рубля, по снижению процентных
ставок, реструктуризации банковской системы, развитию
нормативно-законодательной базы;
-
решение жилищной проблемы и координация деятельности всех субъектов рынка жилья
в существенной мере зависит от деятельности органов исполнительной власти на
всех уровнях. В связи с этим возрастает роль региональных и местных органов
власти на этапе создания системы ипотечного кредитования[13,
c. 25].
Становлению
и поступательному развитию системы долгосрочного ипотечного жилищного
кредитования мешает целый ряд проблем:
-
высокие ставки рефинансирования;
-высокая
стоимость кредитных ресурсов коммерческих банков; отсутствие вторичного рынка
закладных (ипотечных кредитов);
-
высокая стоимость кредитов для заемщика;
-
недостаточное развитие оценочного и страхового дела;
-
несовершенство законодательства;
-
неэффективность системы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним
в учреждениях юстиции;
-
отсутствие специализированных ипотечных банков;
-
отсутствие эффективных механизмов ограничения рисков банков и покрытия со
стороны государственных органов;
-
низкие доходы преобладающей части населения по сравнению со стоимостью жилья;
-
недостаток бюджетных средств для предоставления жилищных субсидий социально
незащищенным гражданам, которые позволили бы снизить кредитную нагрузку при
приобретении жилья;
-
несовершенство налогообложения, недостаточное количество стимулов для вложения
гражданами средств в жилье [26, c.
46].
Эксперты
предлагают следующие основные направления решения указанных проблем:
-
создание и внедрение универсального механизма обеспечения притока долгосрочных
финансовых ресурсов;
-
создание равных условий для свободной конкуренции между субъектами рынка
ипотечных кредитов;
-
налоговое стимулирование граждан - получателей ипотечных кредитов, с одной
стороны, и коммерческих банков - ипотечных кредиторов и инвесторов,
обеспечивающих рефинансирование коммерческих банков - кредиторов, - с другой;
-
совершенствование законодательной и нормативной базы, обеспечивающей исполнение
обязательств при ипотечном кредитовании, в первую очередь в части создания
четкой процедуры обращения взыскания на предмет ипотеки и выселения
неплательщика по кредиту из заложенного жилья;
-
создание механизмов социальной защиты заемщика в случае неправомерных действий
банков-кредиторов, а также для его социальной адаптации при процедуре
выселения, обусловленной невозможностью погашения взятого ранее ипотечного
кредита;
-
уточнение нормативной базы, регулирующей деятельность кредитных организаций по
предоставлению и обслуживанию ипотечных долгосрочных кредитов, а также их
рефинансированию;
-
формирование нормативно-законодательных основ для использования новых
финансовых инструментов (ценных бумаг) в целях привлечения долгосрочных
ресурсов в эту сферу [24, c.
10].
Помимо
этого необходимо предусмотреть ряд специальных жилищных льгот для банков,
осуществляющих ипотечную деятельность. Достаточно действенной мерой может стать
введение порядка, при котором банки, открывающие жилищные вклады и
предоставляющие ипотечные кредиты, имеют возможность уменьшать налогооблагаемую
прибыль на сумму выданных долгосрочных жилищных кредитов или для них
применяется освобождение от налогов прибыли, полученной от ипотечных кредитов.
Кроме того, по мнению экспертов, следует освободить от резервирования или
снизить нормы обязательных резервов, депонируемых банком в ЦБ РФ, по средствам,
поступающим на жилищные вклады.
Развитие
массового ипотечного кредитования потребует реализации следующих
организационных мер:
-
организация процесса мониторинга качества ипотечных кредитных портфелей и
кредитного риска банков;
-
совершенствование государственной системы регистрации прав на недвижимое имущество
и сделок с ним в целях повышения "пропускной способности" при
оформлении сделок с залогом недвижимого имущества;
-
осуществления пропаганды и разъяснения населению целей, задач, технологии и
преимуществ приобретения жилья в кредит, а также организации обучения
профессиональных кадров и т.п.;
-
дальнейшая активизация деятельности Агентства, в части подбора
граждан-участников ипотечного жилищного кредитования и организации процесса
рефинансирования выданных ипотечных кредитов [27, c.
35].
Следует
подчеркнуть, что принятие нормативных правовых и организационных мер должно
сопровождаться выработкой разумной политики по финансовому участию государства
на первоначальном этапе становления системы ипотечного жилищного кредитования.
Опыт всех зарубежных стран с развитым ипотечным рынком свидетельствует о том,
что темпы развития системы существенно зависят от объема первичных бюджетных
вложений.
На
сегодняшний день Российская Федерация обеспечивает предоставление адресных
субсидий для снижения процентных ставок или первоначального взноса (на уровне
регионов), а также государственных гарантий по обязательствам Агентства. Однако
объем выделяемой государственной поддержки несопоставим с реальным потенциалом
данного рынка. Одновременно с этим на сегодняшний день не решен вопрос о
привлечении средств Пенсионного фонда Российской Федерации в систему ипотечного
жилищного кредитования для рефинансирования кредитных организаций.
Естественным
источником рефинансирования кредитных организаций, предоставляющих ипотечные
кредиты, могли бы стать резервы Банка России, вложенные в первичные или
вторичные ипотечные ценные бумаги. В этой связи необходимо разработать комплекс
мер, который позволит сформулировать требования к ипотечным ценным бумагам и их
эмитентам, позволяющие включить в систему ипотечного жилищного кредитования два
вышеупомянутых источника рефинансирования.
Привлечение
внешних ресурсов для ипотечного жилищного кредитования сдерживается высоким
уровнем риска. В этих условиях государство должно всемерно способствовать
привлечению средств в реновацию и создание основных фондов. На практике
происходят обратные процессы. Рынок государственных ценных бумаг поглощает
финансовые ресурсы и делает их непомерно дорогими, налоги неоправданно
увеличивают инвестиционную стоимость [23, c.
28].
Полагаем,
что конкретная поддержка со стороны государственных органов применительно к
системе ипотечного жилищного кредитования может выражаться в следующих формах:
-
придание системе ипотечного жилищного кредитования статуса муниципальной;
-
приоритетное выделение площадок под застройку (без всяких дополнительных
условий) для реализации системы;
-
снятие или значительное уменьшение величины финансовой нагрузки на участников
системы за счет снижения расходов на инфраструктуру и других льгот;
-
выделение из федерального, городского или местного бюджета безвозмездных
субсидий на строительство или приобретение жилья;
-
предоставление гражданам льготных условий кредитования;
-
принятие постановлений о залоговом кредитовании (на местном уровне), при котором
муниципальные власти выступают гарантом по кредитам на реализацию
высокоэффективных проектов, если эти проекты соответствуют приоритетным
направлениям городского развития, а заемщик - установленным критериям;
-
эмиссия муниципальных ценных бумаг, которые наряду с обеспечением притока
средств в программы развития могут быть предметом залога в обеспечение
кредитов, привлекаемых инвесторами на реализацию нужных городу проектов;
-
выпуск облигационных займов, обеспеченных землей и недвижимостью.
В
нынешних условиях, когда предпринимаются меры по стабилизации экономики и
реформированию кредитно-финансовой сферы, формирование системы ипотечного
жилищного кредитования становится одним из приоритетных направлений
государственной политики. Не случайно Правительством РФ была одобрена Концепция
развития системы ипотечного жилищного кредитования. Она ориентирована на
создание системы эффективного и масштабного долгосрочного ипотечного
кредитования населения. В качестве основной задачи государства в Концепции выдвигается
создание законодательной базы и нормативного регулирования процесса ипотечного
кредитования с целью снижения финансовых рисков и повышения доступности жилья.
Наряду с Концепцией, Постановлением Правительства РФ утвержден План подготовки
проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих развитие системы ипотечного
жилищного кредитования в Российской Федерации. Совершенно очевидно, что
существующая сегодня законодательная база недостаточно полна, имеет внутренние
противоречия, что, в частности, мешает банкам эффективно участвовать в
ипотечном кредитовании. Принятое Постановление позволяет устранить многие
препятствия на пути развития ипотеки [30, c.
129].
В
настоящее время жилищный вопрос стоит, очень остро и для улучшения жилищных
проблем, я предлагаю следующие методы:
- помощь от государства в предоставлении
жилья незащищенным слоям населения путем увеличения объемов строительства
домов, а также выдачей субсидий в размере 70 % от стоимости квартиры, а
остальные 30 % в рассрочку на длительный период. Для граждан, не способных
выплачивать эти средства – предоставлять жилье без приватизации и права
собственности.
- для граждан, со средними доходами,
желающих приобрести жилье, но не имеющих в наличии всю сумму денежных средств
от стоимости жилья предоставлять ипотечный кредит.
- для граждан, уровень доходов которых
позволяет купить жилье без необходимости ипотеки, также увеличивать темпы
строительства, чтоб спросу соответствовало предложение.
Жилищное
ипотечное кредитование является эффективным способом для решения жилищной
проблемы, для решения необходима доступность жилищных кредитов широким слоям
граждан. А чтобы доступность ипотеки привела к росту строительства жилья, а не
цен на него, нужно облегчить получение земельных участков под застройку. Для этого,
необходимо помочь местным властям с подводкой инженерных коммуникаций к месту
строительства, упростить процедуру выдачи исходно-разрешительной документации
на участок и организовать выделение участков на открытых торгах.
Для
развития ипотечного кредитования и спроса на него, необходимы выгодные условия
такие как: предоставление государственных безвозмездных субсидий для оплаты
первоначального взноса молодым семьям, работникам социальной сферы,
военнослужащим, инвалидам и многодетным семьям. Увеличение срока рассрочки
платежа по кредиту до 40 лет. Возможность брать кредит поколениями.
Предоставлять отсрочку платежа по ипотеке до трех лет в чрезвычайных для
заемщика ситуациях, не позволяющих временно выплачивать денежные средства.
Рассмотрение банком как официальных, так и неофициальных доходов [31, c.
30].
Вновь
прийти к системе, когда предприятия выделяют своим работникам жилье, а они
работают.
Таким
образом, препятствием в развитии системы ипотечного кредитования являются:
неразвитость инфраструктуры рынка жилья и жилищного строительства; низкий
уровень жизни населения, высокие процентные ставки; отсутствие источника
«длинных денег» в экономике; непрозрачные источники доходов граждан,
психологические факторы; главным из которых является национальная особенность
большинства населения - нежелание жить в долг; низкие темпы разработки и
совершенствования законодательства о недвижимости и несогласованность правовых
актов между собой; отсутствие развитого рынка финансовых ипотечных
инструментов. Для решения данных проблем необходимо:
совершенствование законодательной и нормативной базы; создание и внедрение
универсального механизма обеспечения притока долгосрочных финансовых ресурсов;
уточнение нормативной базы, регулирующей деятельность кредитных организаций по
предоставлению и обслуживанию ипотечных долгосрочных кредитов, а также их
рефинансированию; формирование нормативно-законодательных основ для
использования новых финансовых инструментов (ценных бумаг) в целях привлечения
долгосрочных ресурсов в эту сферу. Со стороны государственных органов
необходимо:
-
придание системе ипотечного жилищного кредитования статуса муниципальной;
-
выделение из федерального, городского или местного бюджета безвозмездных
субсидий на строительство или приобретение жилья;
-
предоставление гражданам льготных условий кредитования;
-
выпуск облигационных займов, обеспеченных землей и недвижимостью. Для развития
массового ипотечного кредитования потребуется реализации следующих
организационных мер:
-
осуществления пропаганды и разъяснения населению целей, задач, технологии и
преимуществ приобретения жилья в кредит, а также организации обучения
профессиональных кадров;
-
организация процесса мониторинга качества ипотечных кредитных портфелей и
кредитного риска банков.
Заключение
Обеспечение
населения жильем является важнейшей социально-политической и экономической
проблемой. От выбора тех или иных подходов к решению этой проблемы в
значительной мере зависит общий масштаб и темпы жилищного строительства,
реальное благосостояние людей, их моральное и физическое самочувствие,
политические оценки и мотивация поведения.
Сложившаяся
проблемная ситуация в экономике серьезно ухудшает положение и населения, и
предпринимателей, и финансистов, и государства, интересы которых сейчас более, чем
когда-либо ранее, сходятся в том, что в основе решения жилищной проблемы лежит
создание и развитие национальной системы ипотечного кредитования.
Становление
ипотеки и системы ипотечного кредитования в России осложнено такими факторами,
как:
-
недостаток ресурсов коммерческих банков для долгосрочного инвестирования;
-
отсутствие государственной поддержки и льготного налогообложения для
инвесторов, предоставляющих долгосрочные кредиты;
-
недостаточная разработка законодательной базы ипотечного кредитования;
-
отсутствие вторичного рынка закладных.
Самым
существенным недостатком ипотеки
является так называемая «переплата» за квартиру, которая может достигать 100
процентов и более. «Переплата» по ипотеке включает в себя проценты по
ипотечному кредиту и ежегодные суммы обязательного страхования. Кроме того, в
процессе получения ипотечного кредита заемщику приходится нести еще некоторые
дополнительные расходы, такие как оплата услуг оценочной компании и нотариуса,
плата банку за рассмотрение заявки на кредит, сбор за ведение ссудного счета и
т.п. Накладные расходы в совокупности могут достигать 10% первоначального
взноса на приобретение жилья.
Еще один «минус»
ипотеки - большое
количество требований ипотечных банков к заемщикам:
-
документальное
подтверждение доходов,
-
определенный
стаж работы на одном месте,
-
возможность
представить поручителей по кредиту и т.д.
37
Пономарев, В. Ипотечное жилищное кредитование / В. Пономорев// Экономика России
- ХХI век. - 2005. - №11. - С. 43-45.
38
Печатникова, С.М. Основные направления и перспективы создания механизма
ипотечного кредитования в России / С.М. Печатникова// Менеджмент в России и за
рубежом. – 2006. - №1. – С. 98-111.
40
Панфилов А. В. Ипотека в России: состояние и перспективы / А. В. Панфилов //
Народонаселение. – 2009. - №1. – С.88-99.
41
Павлова, И.В. Основные элементы системы ипотечного жилищного кредитования /И.В.
Павлова // Деньги и кредит. - 2007. - №3. - С.57-66.
42
Рачкевич, А.Ю. Секьюритизация: характерные признаки и определение / А.Ю.Рачкевич
// Деньги и кредит. - 2008. - №8. - С. 22-31.
43
Сафонова, Г. Б. Перспективы и проблемы становления ипотечного кредитования в
России / Г.Б. Сафонова // Питер.- 2006.- №4. – С.65-68.
44
Смирнов, В.В. Ипотечное жилищное кредитование / В.В. Смирнов В.В, З.П. Лукина –
М.: Аудитор, 2006. – 279 с.
45
Стюньков, В.П. Ипотечное кредитование: организационные аспекты / В.П. Стюньков
// Деньги и кредит. - 2006. - № 8.- С. 18-21.
46
Фролов, А.В. Ипотечное кредитование: проблемы и перспективы /А.В. Фролов //
Банковское обозрение. 2007. - №5. – С. 30-48.
47
Файзуллин, И. Э., Салахова, А.Р. Ипотечное кредитования в условиях кризиса / И.
Э. Файзуллин, А. Р.Салахова // Российское предпринимательство. – 2009. - №5. –
С. 99-103.
48
Хе О. В. Реструктуризация ипотечных жилищных кредитов / О.В. Хе // Деньги и
кредит. – 2009. - №5. – С. 67-71.