Рефераты

Оценка рынка ипотечного кредитования РФ (на примере ОАО Сбербанк России отделение №4682)

3.2 Проблемы ипотечного кредитования в России


Развитие того или иного сегмента рынка в большей степени зависит от внешних факторов (таких, как благосостояние населения, стабильность в стране, политическая и экономическая ситуация). Рынок недвижимости, безусловно, имеет зависимость от тех же условий, но он более стабилен, эластичен по цене.

К сожалению, не все тенденции мирового рынка носят положительный характер. Отрицательные моменты, в частности, мировой экономический кризис затронул все сферы жизни населения России, в том числе и рынок недвижимости.

Ипотека взяла свое начало с желания продать избыточное жилье, которое население уже не могла купить за наличные деньги. В середине прошлого века в США появились банки, которые начали выдавать кредиты на покупку недвижимости. Постепенно эти кредиты превратились в хорошо отлаженный механизм. Для 70% населения США ипотека стала чем-то вроде национальной идеи [22, c. 57].

Кризис, который переживает сейчас ипотека в США, складывается из многих факторов. В США, в отличие от России, ответственность заемщика ограничивается стоимостью его недвижимости, на остальное имущество кредитор не имеет права наложить арест. В России в любом договоре прописано, что заемщик отвечает всем своим имуществом.

Ипотечный кризис в США заключался в том, что банки выдавали кредиты больше чем рыночная стоимость недвижимости, которую планировал приобрести человек. Кредит достигал 120% - 130% от стоимости недвижимости. Предполагалось что, оставшиеся деньги люди потратят на благоустройство нового жилья. Человек в США получивший такой кредит, видит, что жилье, которое он купил, стоит гораздо меньше, чем сумма кредита, которую ему нужно погашать. Подобная ситуация привела к тому, что заемщики отказывались оплачивать дальше свои ипотечные кредиты, возвращая банку купленные квартиры.

На фоне мирового кризиса иностранные банки заторопились вернуть себе ресурсы, за счет которых жили российские кредитные учреждения. В итоге последние заморозили выдачу долгосрочных ссуд [43, c. 67].

Первое полугодие 2008 года многие застройщики прожили «по инерции», используя денежный запас прошлых периодов и распродавая свои готовые объекты. Но такая ситуация затруднительна, так как возникает дисбаланс между спросом и предложением. С одной стороны, объем предложения (выставленных на продажу объектов недвижимости) значительно увеличился, так как объекты строительства возводились благодаря тем же кредитам, которые необходимо погасить. С другой стороны – снижается покупательная способность населения, вследствие ужесточения требований к претендентам на получение ипотечных кредитов. Уровень спроса намного ниже предложения, и по всем законам рынка цены должны снижаться [47, с. 99].

Российский ипотечный рынок нельзя сравнивать с американским ни по объемам, ни по доле в сделках с недвижимостью. Сейчас по самым смелым прогнозам 30-50% всех сделок с недвижимостью заключаются с помощью ипотеки, по самым пессимистичным - всего 10-15%. За последний год количество ипотечных сделок увеличилось на 4%, по Москве - на 2%. Последние новости на рынке ипотечного кредитования весьма безрадостны для заемщиков. Банки увеличивали первоначальный взнос, процентные ставки, таким образом, сужая круг потенциальных заемщиков. Воспользоваться кредитом теперь могут заемщики лишь с большими доходами.

На данный момент средняя ставка по ипотечному кредиту в рублях составляет 14-16%, в долларах - 12-14%. Наиболее распространенные условия кредитования – это первоначальный взнос 20-30% стоимости жилья, а срок кредитования - 15-30 лет. Так что теперь, часть клиентов, которые могли купить жилье только с помощью ипотеки, не смогут воспользоваться даже ею. Теперь клиентами банка становятся заемщики, имевшие наличные средства на покупку квартиры.

Мировая практика показывает, что приемлемые для населения процентные ставки, позволяющие сделать процесс ипотечного кредитования достаточно массовым, составляют около 4-7% годовых. На западных рынках процентная ставка рассчитывается как сумма ставки рефинансирования ФРС или «плавающими» процентными ставками, привязанные к индексу LIBOR. Это так называемая усредненная процентная ставка, по которой банки занимают денежные ресурсы у других банков на Лондонском межбанковском рынке.

Другими словами, LIBOR – это средняя процентная ставка, по которой банки предоставляют ссуду друг другу на стандартный срок, например на год. Для клиента это может быть интересно при низких ставках LIBOR, но если говорить о долгосрочных кредитах, например 15 лет, то долговременное пребывание LIBOR на одном уровне, например 5% маловероятно [15, c. 18].

Кредиты с «плавающей» ставкой интересны в настоящий момент достаточно состоятельным заемщикам, которые имеют другие активы для быстрого погашения кредита или возможность рефинансирования.

Мировые центральные банки в условиях кризиса уменьшают ставку рефинансирования, что приводит к уменьшению процентных ставок по ипотечным кредитам и увеличению доступности приобретаемого жилья. Так в промышленно развитых странах процентная ставка значительно ниже, чем в России, - в США она составляет всего 2,0-3,5% годовых.

Для российского рынка ипотечного кредитования «плавающая» процентная ставка новинка. На мой взгляд, кредит с изменяющейся процентной ставкой - это риск, сегодня ты можешь выиграть, а завтра проиграть, став дефолтным заемщиком. Нашим клиентам мы советуем брать кредиты с фиксированной процентной ставкой. Таким образом, человек может рассчитывать свои расходы.

Ипотечный кризис в США вряд ли окажет серьезное влияние на развитие ипотечного рынка в России. Однако он способен замедлить развитие этого нового для России сегмента экономики, поскольку ухудшившаяся вследствие кризиса конъюнктура на мировых финансовых рынках делает заимствования для российских банков более дорогими, что, несомненно, может привести к снижению темпов роста их кредитных портфелей. Это скажется также и на чистой прибыли банков.

Тем не менее, мы смотрим на все происходящее с позитивной точки зрения, ведь кризис в США может многому научить всех участников российского ипотечного рынка: заемщиков, кредиторов и регулирующие организации[12, c. 16].

Приведем ряд причин, почему подобный кризис, возникший в США невозможен в России:

- многие механизмы ипотечного рынка, которые усугубили ипотечные проблемы в США, практически не существуют в России. Это, например, ипотека на 100% стоимости жилья или ипотечные кредиты с плавающей процентной ставкой. Институт ипотечных брокеров также внес свою лепту. Ипотечные брокеры, которые заинтересованы в организации как можно большего числа крупных кредитов, поскольку получают процентное вознаграждение и не несут никаких рисков, сейчас только начали появляться в России;

- секьюритизация (продажа пула ипотечных кредитов на открытом рынке посредством выпуска ценных бумаг) ипотечных кредитов в России пока практически не развита. Следовательно, риски дефолтов пока остаются проблемой только банков, не распространяясь на всю финансовую систему. В частности, именно по этой причине, российские банкиры достаточно осторожны в своих решениях о выдаче кредитов.

В США же ситуация складывалась совсем по-другому: большая часть ипотечных кредитов была секьюритизирована, что освободило банки, выдавшие эти кредиты, от опасений по поводу их возврата: ведь эти кредиты уже не числились на их балансе. Это стало причиной того, что многие банки стали выдавать рискованные ипотечные кредиты, зачастую без подтверждения доходов, что для России неслыханная роскошь[42, c. 25].

 Таким образом, вероятность подобного кризиса в России сейчас незначительна, хотя ряд механизмов, обусловивших этот кризис в США, начинает появляться и здесь. Поскольку ипотека - это новый для России рынок, ему не хватает четкого регулирования и прозрачности. Правительству следует исправить сложившуюся ситуацию. Кроме того, ипотечным операторам нужно ввести саморегулирование, чтобы предотвратить использование грабительских методов, таких, как скрытые комиссии.

Среди макроэкономических факторов, сдерживающих интенсивное развитие ипотечного кредитования в России, можно назвать следующие:

- низкий уровень жизни населения. Среднедушевые денежные доходы населения и среднемесячная начисленная заработная плата составляют всего около двух прожиточных минимумов, а размер пенсий по старости практически соответствует прожиточному уровню. Низкий уровень жизни основной части населения не позволяет говорить о возможности приобретения жилья иначе, как с применением механизмов ипотеки, активного участия государства в формировании программы доступного жилья.

 Анализ доходов населения и сложившихся цен на рынке жилья показывает, что сегодня без ипотечного кредитования лишь 1-1,2% населения обладают платежеспособным спросом для приобретения недвижимости; еще 0,3-0,5% населения обеспечиваются объектами недвижимости за счет средств бюджетов всех уровней. В тоже время развитие массового ипотечного кредитования без какой-либо поддержки со стороны государства увеличит платежеспособный спрос населения для приобретения жилья по социальным нормам в 5-6 раз и для улучшения жилищных условий в 10-12 раз;

- небольшой размер государственного субсидирования для обеспечения доступности ипотечного кредита для населения. Из-за высоких цен на недвижимость большая часть населения не может воспользоваться ипотечными кредитами;

- высокие процентные ставки в связи, с чем ипотечное кредитование в России не становится массовым, и большинство россиян не могут воспользоваться ипотекой для решения своих жилищных проблем. Во многом причиной высоких процентных ставок по ипотечным кредитам является высокая стоимость долгосрочных средств для банков, а также риски ипотечной сделки, которые закладывают кредитные организации;

- ужесточение требований к заемщикам и отмена (приостановление) некоторыми банками программ ипотечного кредитования. Кризисные явления послужили причиной ужесточения кредитными организациями требований к андеррайтингу заемщика, что выражается в увеличении первоначального взноса по ипотечному кредиту и минимального возраста заемщика;

- отсутствие источника «длинных денег» в экономике. Принцип работы «длинных денег» на рынке ипотечного кредитования позволяет покупателям стать собственниками недвижимости на условиях отсрочки платежа. Для этого в стране должны существовать источники формирования «длинных денег»;

- сложность привлечения необходимых ресурсов для долгосрочного ипотечного кредитования. Слишком «короткие» и дорогие ресурсы сильно ограничивают возможности российских банков при ипотечном кредитовании. Ни один банк не в состоянии формировать свой кредитный портфель из долгосрочных кредитов, опираясь при этом на краткосрочные источники. Несоответствие банковских активов и пассивов по срокам, объемам и ставкам рано или поздно приводит банк к потере ликвидности и банкротству.

- отсутствие развитого рынка финансовых ипотечных инструментов. Важнейшим свойством ценных ипотечных бумаг по сравнению с другими ценными бумагами является их надежность, обеспеченная высокой ликвидностью залогов жилой и нежилой недвижимости;

- неразвитость инфраструктуры рынка жилья и жилищного строительства. Традиционными участниками жилищного рынка являются строительные компании, банки, производители строительных материалов, страховые компании, риэлтерские и оценочные агентства.

При фактическом наличии данных структур в России не отлажена технологическая схема их взаимодействия и, как следствие, невысока эффективность системы в целом, завышены расходы при совершении сделок;

- психологические факторы, главным из которых является национальная особенность большинства населения - нежелание жить в долг;

- непрозрачные источники доходов граждан [34, c. 45].

Таким образом, существует масса проблем, которые сдерживают развитие ипотечного кредитования в России.

В следующей главе рассмотрим пути решений, возникших проблем и направления по развитию системы ипотечного кредитования.

3.3 Пути оптимизации ипотечной деятельности в России

Ипотечный рынок во всем мире работает по двум направлениям: выдача

кредитов и их рефинансирование. Уникальность этого рынка заключается в том, что он является связующим звеном между двумя огромными экономически важными сегментами: рынком недвижимости и финансовым рынком. На сегодняшний день в мировой практике существует множество инструментов ипотечного кредитования, а также несколько механизмов, с помощью которых кредитные учреждения рефинансируют выданные средства, например: выпуск ипотечных ценных бумаг, создание ипотечных паевых инвестиционных фондов или их аналогов.

Под системой ипотечного кредитования подразумевается создание соответствующих институтов и отработанных механизмов, которые бы обеспечили возможность эффективного ипотечного кредитования[32, c. 23].

Для формирования слаженной и эффективно функционирующей системы ипотечного кредитования в первую очередь необходима действующая система ипотечных кредитных институтов, включая банки и другие ипотечные кредитные учреждения, непосредственно осуществляющих ипотечные кредитные операции. Эффективность функционирования данной системы в значительной степени зависит от уровня развития инфраструктуры, включающей систему регистрации оборота недвижимого имущества, систему профессиональной оценки стоимости недвижимого имущества, страховые компании, а также институты, организующие деятельность на вторичном рынке ипотечных ссуд, и некоторые другие элементы.

Ставя задачу создания целостной рыночной системы ипотечного жилищного кредитования, ориентированной, прежде всего на использование эффективных стандартных финансовых механизмов, необходимо учитывать возможность применения схем жилищного финансирования, направленных на использование местных ресурсов и отражающих специфику отдельных регионов. В переходных условиях формирования и создания системы ипотечного жилищного кредитования такие схемы могут помочь решению жилищной проблемы определенной части населения, хотя в силу ограниченности местных ресурсов, их ориентации на региональные особенности масштабы их реализации лимитированы [11, c. 28].

Главная цель - создать работающую систему обеспечения доступным по стоимости жильем российских граждан со средними доходами, основанную на рыночных принципах приобретения жилья на свободном от монополизма жилищном рынке за счет собственных средств граждан и долгосрочных ипотечных кредитов.

Ипотечные отношения обладают огромным потенциалом, в полной мере не реализующимся в жилищной сфере, хотя именно эти отношения являются тем действенным средством, которое позволяет решить ряд насущных задач:

- обеспечить долговременную и прочную интеграцию рынка недвижимости и финансового рынка;

- обеспечить щадящий режим приобретения жилья гражданами;

- повысить инвестиционную активность в капитальном строительстве [41, c. 58].

В условиях кризиса имеются три основные стратегии привлечения банками финансовых ресурсов для ипотечного кредитования:

- ориентация на «депозитные» источники кредитных ресурсов (депозиты населения и юридических лиц);

- ориентация на «кредитные» источники (кредитные линии российских и иностранных кредитных организаций, средства институциональных инвесторов, целевые облигационные займы);

- ориентация на «государственные» источники (целевые средства государства на ипотечное кредитование).

В настоящее время кредиты, предлагаемые банками на приобретение жилья, доступны ограниченному кругу лиц. Создание системы ипотечного кредитования со встроенными юридическими и экономическими механизмами ограничения рисков, мобилизации финансовых ресурсов способно существенно удешевить ипотечные кредиты и превратить их в эффективное средство решения жилищной проблемы для граждан России.

Деятельность субъектов ипотечного рынка, в первую очередь граждан-заемщиков и банков-кредиторов, особенно в период формирования и становления системы ипотечного жилищного кредитования, без специальных мер поддержки муниципалитета практически невозможна.

От внедрения административных основ системы ипотечного кредитования выигрывает территория в целом. Муниципальные органы стимулируют процесс жилищного строительства, а значит, и рост налоговых поступлений, но в то же время минимизируют свои риски, получая при невыполнении гражданином условий кредитования для нужд города либо новую квартиру, либо квартиру повторного заселения.

Развитие ипотечного жилищного кредитования населения как целостной системы, с одной стороны, и как составной части рыночной экономики - с другой, должно строиться на следующих основополагающих принципах:

- система ипотечного жилищного кредитования должна быть воспроизводима в любом регионе страны. Темпы и масштабы внедрения ипотеки в тех или иных регионах определяются не столько субъективными факторами наличия или отсутствия политической воли у руководства региона, а объективной экономической ситуацией, наличием платежеспособного спроса на жилье и его предложением;

- одним из ключевых требований является обеспечение доступности ипотечных кредитов для групп населения не только с высокими, но и со средними доходами. При этом система должна носить рыночный, а не дотационный характер, быть полностью прозрачна и понятна всем участникам процесса ипотечного кредитования;

- обязательное условие - постоянное развитие системы, опора на эффективное использование привлеченных финансовых ресурсов граждан, коммерческих банков-кредиторов, инвесторов, а не на финансирование со стороны государственного бюджета;

- при создании системы ипотечного жилищного кредитования в России необходимо учитывать имеющийся международный опыт. Вместе с тем следует исходить из российских макроэкономических условий и законодательной базы, принимать во внимание то, что население России пока еще с настороженностью воспринимает ситуацию длительной зависимости от банка-кредитора при ипотечном кредитовании;

- особое требование - многовариантность, незамкнутость системы;

- исключительно важным аспектом государственной политики, направленной на развитие ипотечного кредитования, является формирование макроэкономических условий и институциональной среды, способствующих повышению доступности ипотечных кредитов для заемщиков. Имеется в виду комплекс мер по контролю за уровнем инфляции, динамикой обменного курса рубля, по снижению процентных ставок, реструктуризации банковской системы, развитию нормативно-законодательной базы;

- решение жилищной проблемы и координация деятельности всех субъектов рынка жилья в существенной мере зависит от деятельности органов исполнительной власти на всех уровнях. В связи с этим возрастает роль региональных и местных органов власти на этапе создания системы ипотечного кредитования[13, c. 25].

Становлению и поступательному развитию системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования мешает целый ряд проблем:

- высокие ставки рефинансирования;

-высокая стоимость кредитных ресурсов коммерческих банков; отсутствие вторичного рынка закладных (ипотечных кредитов);

- высокая стоимость кредитов для заемщика;

- недостаточное развитие оценочного и страхового дела;

- несовершенство законодательства;

- неэффективность системы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в учреждениях юстиции;

- отсутствие специализированных ипотечных банков;

- отсутствие эффективных механизмов ограничения рисков банков и покрытия со стороны государственных органов;

- низкие доходы преобладающей части населения по сравнению со стоимостью жилья;

- недостаток бюджетных средств для предоставления жилищных субсидий социально незащищенным гражданам, которые позволили бы снизить кредитную нагрузку при приобретении жилья;

- несовершенство налогообложения, недостаточное количество стимулов для вложения гражданами средств в жилье [26, c. 46].

Эксперты предлагают следующие основные направления решения указанных проблем:

- создание и внедрение универсального механизма обеспечения притока долгосрочных финансовых ресурсов;

- создание равных условий для свободной конкуренции между субъектами рынка ипотечных кредитов;

- налоговое стимулирование граждан - получателей ипотечных кредитов, с одной стороны, и коммерческих банков - ипотечных кредиторов и инвесторов, обеспечивающих рефинансирование коммерческих банков - кредиторов, - с другой;

- совершенствование законодательной и нормативной базы, обеспечивающей исполнение обязательств при ипотечном кредитовании, в первую очередь в части создания четкой процедуры обращения взыскания на предмет ипотеки и выселения неплательщика по кредиту из заложенного жилья;

- создание механизмов социальной защиты заемщика в случае неправомерных действий банков-кредиторов, а также для его социальной адаптации при процедуре выселения, обусловленной невозможностью погашения взятого ранее ипотечного кредита;

- уточнение нормативной базы, регулирующей деятельность кредитных организаций по предоставлению и обслуживанию ипотечных долгосрочных кредитов, а также их рефинансированию;

- формирование нормативно-законодательных основ для использования новых финансовых инструментов (ценных бумаг) в целях привлечения долгосрочных ресурсов в эту сферу [24, c. 10].

Помимо этого необходимо предусмотреть ряд специальных жилищных льгот для банков, осуществляющих ипотечную деятельность. Достаточно действенной мерой может стать введение порядка, при котором банки, открывающие жилищные вклады и предоставляющие ипотечные кредиты, имеют возможность уменьшать налогооблагаемую прибыль на сумму выданных долгосрочных жилищных кредитов или для них применяется освобождение от налогов прибыли, полученной от ипотечных кредитов. Кроме того, по мнению экспертов, следует освободить от резервирования или снизить нормы обязательных резервов, депонируемых банком в ЦБ РФ, по средствам, поступающим на жилищные вклады.

Развитие массового ипотечного кредитования потребует реализации следующих организационных мер:

- организация процесса мониторинга качества ипотечных кредитных портфелей и кредитного риска банков;

- совершенствование государственной системы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в целях повышения "пропускной способности" при оформлении сделок с залогом недвижимого имущества;

- осуществления пропаганды и разъяснения населению целей, задач, технологии и преимуществ приобретения жилья в кредит, а также организации обучения профессиональных кадров и т.п.;

- дальнейшая активизация деятельности Агентства, в части подбора граждан-участников ипотечного жилищного кредитования и организации процесса рефинансирования выданных ипотечных кредитов [27, c. 35].

Следует подчеркнуть, что принятие нормативных правовых и организационных мер должно сопровождаться выработкой разумной политики по финансовому участию государства на первоначальном этапе становления системы ипотечного жилищного кредитования. Опыт всех зарубежных стран с развитым ипотечным рынком свидетельствует о том, что темпы развития системы существенно зависят от объема первичных бюджетных вложений.

На сегодняшний день Российская Федерация обеспечивает предоставление адресных субсидий для снижения процентных ставок или первоначального взноса (на уровне регионов), а также государственных гарантий по обязательствам Агентства. Однако объем выделяемой государственной поддержки несопоставим с реальным потенциалом данного рынка. Одновременно с этим на сегодняшний день не решен вопрос о привлечении средств Пенсионного фонда Российской Федерации в систему ипотечного жилищного кредитования для рефинансирования кредитных организаций.

Естественным источником рефинансирования кредитных организаций, предоставляющих ипотечные кредиты, могли бы стать резервы Банка России, вложенные в первичные или вторичные ипотечные ценные бумаги. В этой связи необходимо разработать комплекс мер, который позволит сформулировать требования к ипотечным ценным бумагам и их эмитентам, позволяющие включить в систему ипотечного жилищного кредитования два вышеупомянутых источника рефинансирования.

Привлечение внешних ресурсов для ипотечного жилищного кредитования сдерживается высоким уровнем риска. В этих условиях государство должно всемерно способствовать привлечению средств в реновацию и создание основных фондов. На практике происходят обратные процессы. Рынок государственных ценных бумаг поглощает финансовые ресурсы и делает их непомерно дорогими, налоги неоправданно увеличивают инвестиционную стоимость [23, c. 28].

Полагаем, что конкретная поддержка со стороны государственных органов применительно к системе ипотечного жилищного кредитования может выражаться в следующих формах:

- придание системе ипотечного жилищного кредитования статуса муниципальной;

- приоритетное выделение площадок под застройку (без всяких дополнительных условий) для реализации системы;

- снятие или значительное уменьшение величины финансовой нагрузки на участников системы за счет снижения расходов на инфраструктуру и других льгот;

- выделение из федерального, городского или местного бюджета безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья;

- предоставление гражданам льготных условий кредитования;

- принятие постановлений о залоговом кредитовании (на местном уровне), при котором муниципальные власти выступают гарантом по кредитам на реализацию высокоэффективных проектов, если эти проекты соответствуют приоритетным направлениям городского развития, а заемщик - установленным критериям;

- эмиссия муниципальных ценных бумаг, которые наряду с обеспечением притока средств в программы развития могут быть предметом залога в обеспечение кредитов, привлекаемых инвесторами на реализацию нужных городу проектов;

- выпуск облигационных займов, обеспеченных землей и недвижимостью.

В нынешних условиях, когда предпринимаются меры по стабилизации экономики и реформированию кредитно-финансовой сферы, формирование системы ипотечного жилищного кредитования становится одним из приоритетных направлений государственной политики. Не случайно Правительством РФ была одобрена Концепция развития системы ипотечного жилищного кредитования. Она ориентирована на создание системы эффективного и масштабного долгосрочного ипотечного кредитования населения. В качестве основной задачи государства в Концепции выдвигается создание законодательной базы и нормативного регулирования процесса ипотечного кредитования с целью снижения финансовых рисков и повышения доступности жилья. Наряду с Концепцией, Постановлением Правительства РФ утвержден План подготовки проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих развитие системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации. Совершенно очевидно, что существующая сегодня законодательная база недостаточно полна, имеет внутренние противоречия, что, в частности, мешает банкам эффективно участвовать в ипотечном кредитовании. Принятое Постановление позволяет устранить многие препятствия на пути развития ипотеки [30, c. 129].

В настоящее время жилищный вопрос стоит, очень остро и для улучшения жилищных проблем, я предлагаю следующие методы:

- помощь от государства в предоставлении жилья незащищенным слоям населения путем увеличения объемов строительства домов, а также выдачей субсидий в размере 70 % от стоимости квартиры, а остальные 30 % в рассрочку на длительный период. Для граждан, не способных выплачивать эти средства – предоставлять жилье без приватизации и права собственности.

- для граждан, со средними доходами, желающих приобрести жилье, но не имеющих в наличии всю сумму денежных средств от стоимости жилья предоставлять ипотечный кредит.

- для граждан, уровень доходов которых позволяет купить жилье без необходимости ипотеки, также увеличивать темпы строительства, чтоб спросу соответствовало предложение.

Жилищное ипотечное кредитование является эффективным способом для решения жилищной проблемы, для решения необходима доступность жилищных кредитов широким слоям граждан. А чтобы доступность ипотеки привела к росту строительства жилья, а не цен на него, нужно облегчить получение земельных участков под застройку. Для этого, необходимо помочь местным властям с подводкой инженерных коммуникаций к месту строительства, упростить процедуру выдачи исходно-разрешительной документации на участок и организовать выделение участков на открытых торгах.

Для развития ипотечного кредитования и спроса на него, необходимы выгодные условия такие как: предоставление государственных безвозмездных субсидий для оплаты первоначального взноса молодым семьям, работникам социальной сферы, военнослужащим, инвалидам и многодетным семьям. Увеличение срока рассрочки платежа по кредиту до 40 лет. Возможность брать кредит поколениями. Предоставлять отсрочку платежа по ипотеке до трех лет в чрезвычайных для заемщика ситуациях, не позволяющих временно выплачивать денежные средства. Рассмотрение банком как официальных, так и неофициальных доходов [31, c. 30].

Вновь прийти к системе, когда предприятия выделяют своим работникам жилье, а они работают.

Таким образом, препятствием в развитии системы ипотечного кредитования являются: неразвитость инфраструктуры рынка жилья и жилищного строительства; низкий уровень жизни населения, высокие процентные ставки; отсутствие источника «длинных денег» в экономике; непрозрачные источники доходов граждан, психологические факторы; главным из которых является национальная особенность большинства населения - нежелание жить в долг; низкие темпы разработки и совершенствования законодательства о недвижимости и несогласованность правовых актов между собой; отсутствие развитого рынка финансовых ипотечных инструментов. Для решения данных проблем необходимо: совершенствование законодательной и нормативной базы; создание и внедрение универсального механизма обеспечения притока долгосрочных финансовых ресурсов; уточнение нормативной базы, регулирующей деятельность кредитных организаций по предоставлению и обслуживанию ипотечных долгосрочных кредитов, а также их рефинансированию; формирование нормативно-законодательных основ для использования новых финансовых инструментов (ценных бумаг) в целях привлечения долгосрочных ресурсов в эту сферу. Со стороны государственных органов необходимо:

- придание системе ипотечного жилищного кредитования статуса муниципальной;

- выделение из федерального, городского или местного бюджета безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья;

- предоставление гражданам льготных условий кредитования;

- выпуск облигационных займов, обеспеченных землей и недвижимостью. Для развития массового ипотечного кредитования потребуется реализации следующих организационных мер:

- осуществления пропаганды и разъяснения населению целей, задач, технологии и преимуществ приобретения жилья в кредит, а также организации обучения профессиональных кадров;

- организация процесса мониторинга качества ипотечных кредитных портфелей и кредитного риска банков.

Заключение

Обеспечение населения жильем является важнейшей социально-политической и экономической проблемой. От выбора тех или иных подходов к решению этой проблемы в значительной мере зависит общий масштаб и темпы жилищного строительства, реальное благосостояние людей, их моральное и физическое самочувствие, политические оценки и мотивация поведения.

Сложившаяся проблемная ситуация в экономике серьезно ухудшает положение и населения, и предпринимателей, и финансистов, и государства, интересы которых сейчас более, чем когда-либо ранее, сходятся в том, что в основе решения жилищной проблемы лежит создание и развитие национальной системы ипотечного кредитования.

Становление ипотеки и системы ипотечного кредитования в России осложнено такими факторами, как:

- недостаток ресурсов коммерческих банков для долгосрочного инвестирования;

- отсутствие государственной поддержки и льготного налогообложения для инвесторов, предоставляющих долгосрочные кредиты;

- недостаточная разработка законодательной базы ипотечного кредитования;

- отсутствие вторичного рынка закладных.

Самым существенным недостатком ипотеки является так называемая «переплата» за квартиру, которая может достигать 100 процентов и более. «Переплата» по ипотеке включает в себя проценты по ипотечному кредиту и ежегодные суммы обязательного страхования. Кроме того, в процессе получения ипотечного кредита заемщику приходится нести еще некоторые дополнительные расходы, такие как оплата услуг оценочной компании и нотариуса, плата банку за рассмотрение заявки на кредит, сбор за ведение ссудного счета и т.п. Накладные расходы в совокупности могут достигать 10% первоначального взноса на приобретение жилья.

Еще один «минус» ипотеки - большое количество требований ипотечных банков к заемщикам:

- документальное подтверждение доходов,

- определенный стаж работы на одном месте,

- возможность представить поручителей по кредиту и т.д.

Найти идеальный компромисс между преимуществами и недостатками ипотеки каждому предстоит самостоятельно. На сегодня выбор банков и их ипотечных программ#"#">#"_Ref150925013">6 Оселедец, В.М. Теория и практика ипотечного кредитования / В.М. Оселедец. – Новосибирск: СИФБД, 2006. – 124 с.

37 Пономарев, В. Ипотечное жилищное кредитование / В. Пономорев// Экономика России - ХХI век. - 2005. - №11. - С. 43-45.

38 Печатникова, С.М. Основные направления и перспективы создания механизма ипотечного кредитования в России / С.М. Печатникова// Менеджмент в России и за рубежом. – 2006. - №1. – С. 98-111.

39 Пиркина, И.И. Ипотечное кредитование / И.И. Пиркина // Финансы. – 2006. - №1. – С. 75-79.

40 Панфилов А. В. Ипотека в России: состояние и перспективы / А. В. Панфилов // Народонаселение. – 2009. - №1. – С.88-99.

41 Павлова, И.В. Основные элементы системы ипотечного жилищного кредитования /И.В. Павлова // Деньги и кредит. - 2007. - №3. - С.57-66.

42 Рачкевич, А.Ю. Секьюритизация: характерные признаки и определение / А.Ю.Рачкевич // Деньги и кредит. - 2008. - №8. - С. 22-31.

43 Сафонова, Г. Б. Перспективы и проблемы становления ипотечного кредитования в России / Г.Б. Сафонова // Питер.- 2006.- №4. – С.65-68.

44 Смирнов, В.В. Ипотечное жилищное кредитование / В.В. Смирнов В.В, З.П. Лукина – М.: Аудитор, 2006. – 279 с.

45 Стюньков, В.П. Ипотечное кредитование: организационные аспекты / В.П. Стюньков // Деньги и кредит. - 2006. - № 8.- С. 18-21.

46 Фролов, А.В. Ипотечное кредитование: проблемы и перспективы /А.В. Фролов // Банковское обозрение. 2007. - №5. – С. 30-48.

47 Файзуллин, И. Э., Салахова, А.Р. Ипотечное кредитования в условиях кризиса / И. Э. Файзуллин, А. Р.Салахова // Российское предпринимательство. – 2009. - №5. – С. 99-103.

48 Хе О. В. Реструктуризация ипотечных жилищных кредитов / О.В. Хе // Деньги и кредит. – 2009. - №5. – С. 67-71.

Приложение А

Схема аннуитетных платежей



Примерный график платежей


Остаток задолженности по ссуде, ед. валюты

Платеж за расчётный период, ед. валюты

Дата платежа

Денежный поток (расходы) получателя ссуды, ед. валюты

в том числе




Проценты

Погашение основной суммы ссуды

30.05.2009

 990 360,00

-

-

990 360,00

30.06.2009

1481.451

12379.5

13860.9510

988878.549

30.07.2009

1499.9691

12360.9819

13860.9510

987378.5799

30.08.2009

1518.7188

12342.2322

13860.9510

985859.8611

30.09.2009

1537.7027

12323.2483

13860.9510

984322.1584

30.10.2009

1556.924

12304.0270

13860.9510

982765.2344

30.11.2009

1576.3856

12284.5654

13860.9510

981188.8488

30.12.2009

1596.0904

12264.8606

13860.9510

979592.7584

30.01.2010

1616.0415

12244.9095

13860.9510

977976.7169

28.02.2010

1636.242

12224.7090

13860.9510

976340.4749

30.03.2010

1656.6951

12204.2559

13860.9510

974683.7798

30.04.2010

1677.4038

12183.5472

13860.9510

973006.376

30.05.2010

1698.3713

12162.5797

13860.9510

971308.0047

30.06.2010

1719.6009

12141.3501

13860.9510

969588.4038

30.07.2010

1741.096

12119.8550

13860.9510

967847.3078

30.08.2010

1762.8597

12098.0913

13860.9510

966084.4481

30.09.2010

1784.8954

12076.0556

13860.9510

964299.5527

30.10.2010

1807.2066

12053.7444

13860.9510

962492.3461

30.11.2010

1829.7967

12031.1543

13860.9510

960662.5494

30.12.2010

1852.6691

12008.2819

13860.9510

958809.8803

30.01.2011

1875.8275

11985.1235

13860.9510

956934.0528

28.02.2011

1899.2753

11961.6757

13860.9510

955034.7775

30.03.2011

1923.0163

11937.9347

13860.9510

953111.7612

30.04.2011

1947.054

11913.8970

13860.9510

951164.7072

30.05.2011

1971.3922

11889.5588

13860.9510

949193.315

30.06.2011

1996.0346

11864.9164

13860.9510

947197.2804

30.07.2011

2020.985

11839.9660

13860.9510

945176.2954

30.08.2011

2046.2473

11814.7037

13860.9510

943130.0481

30.09.2011

2071.8254

11789.1256

13860.9510

941058.2227

30.10.2011

2097.7232

11763.2278

13860.9510

938960.4995

30.11.2011

2123.9448

11737.0062

13860.9510

936836.5547

30.12.2011

2150.4941

11710.4569

13860.9510

934686.0606

30.01.2012

2177.3752

11683.5758

13860.9510

932508.6854

29.02.2012

2204.5924

11656.3586

13860.9510

930304.093

30.03.2012

2232.1498

11628.8012

13860.9510

928071.9432

30.04.2012

2260.0517

11600.8993

13860.9510

925811.8915

30.05.2012

2288.3024

11572.6486

13860.9510

923523.5891

30.06.2012

2316.9061

11544.0449

13860.9510

921206.683

30.07.2012

2345.8675

11515.0835

13860.9510

918860.8155

30.08.2012

2375.1908

11485.7602

13860.9510

916485.6247

30.09.2012

2404.8807

11456.0703

13860.9510

914080.744

30.10.2012

2434.9417

11426.0093

13860.9510

911645.8023

30.11.2012

2465.3785

11395.5725

13860.9510

909180.4238

30.12.2012

2496.1957

11364.7553

13860.9510

906684.2281

30.01.2013

2527.3981

11333.5529

13860.9510

904156.83

28.02.2013

2558.9906

11301.9604

13860.9510

901597.8394

30.03.2013

2590.978

11269.9730

13860.9510

899006.8614

30.04.2013

2623.3652

11237.5858

13860.9510

896383.4962

30.05.2013

2656.1573

11204.7937

13860.9510

893727.3389

30.06.2013

2689.3593

11171.5917

13860.9510

891037.9796

30.07.2013

2722.9763

11137.9747

13860.9510

888315.0033

30.08.2013

2757.0135

11103.9375

13860.9510

885557.9898

30.09.2013

2791.4761

11069.4749

13860.9510

882766.5137

30.10.2013

2826.3696

11034.5814

13860.9510

879940.1441

30.11.2013

2861.6992

10999.2518

13860.9510

877078.4449

30.12.2013

2897.4704

10963.4806

13860.9510

874180.9745

30.01.2014

2933.6888

10927.2622

13860.9510

871247.2857

28.02.2014

2970.3599

10890.5911

13860.9510

868276.9258

30.03.2014

3007.4894

10853.4616

13860.9510

865269.4364

30.04.2014

3045.083

10815.8680

13860.9510

862224.3534

30.05.2014

3083.1466

10777.8044

13860.9510

859141.2068

30.06.2014

3121.6859

10739.2651

13860.9510

856019.5209

30.07.2014

3160.707

10700.2440

13860.9510

852858.8139

30.08.2014

3200.2158

10660.7352

13860.9510

849658.5981

30.09.2014

3240.2185

10620.7325

13860.9510

846418.3796

30.10.2014

3280.7213

10580.2297

13860.9510

843137.6583

30.11.2014

3321.7303

10539.2207

13860.9510

839815.928

30.12.2014

3363.2519

10497.6991

13860.9510

836452.6761

30.01.2015

3405.2925

10455.6585

13860.9510

833047.3836

28.02.2015

3447.8587

10413.0923

13860.9510

829599.5249

30.03.2015

3490.9569

10369.9941

13860.9510

826108.568

30.04.2015

3534.5939

10326.3571

13860.9510

822573.9741

30.05.2015

3578.7763

10282.1747

13860.9510

818995.1978

30.06.2015

3623.511

10237.4400

13860.9510

815371.6868

30.07.2015

3668.8049

10192.1461

13860.9510

811702.8819

30.08.2015

3714.665

10146.2860

13860.9510

807988.2169

30.09.2015

3761.0983

10099.8527

13860.9510

804227.1186

30.10.2015

3808.112

10052.8390

13860.9510

800419.0066

30.11.2015

3855.7134

10005.2376

13860.9510

796563.2932

30.12.2015

3903.9098

9957.0412

13860.9510

792659.3834

30.01.2016

3952.7087

9908.2423

13860.9510

788706.6747

29.02.2016

4002.1176

9858.8334

13860.9510

784704.5571

30.03.2016

4052.144

9808.8070

13860.9510

780652.4131

30.04.2016

4102.7958

9758.1552

13860.9510

776549.6173

30.05.2016

4154.0808

9706.8702

13860.9510

772395.5365

30.06.2016

4206.0068

9654.9442

13860.9510

768189.5297

30.07.2016

4258.5819

9602.3691

13860.9510

763930.9478

30.08.2016

4311.8142

9549.1368

13860.9510

759619.1336

30.09.2016

4365.7118

9495.2392

13860.9510

755253.4218

30.10.2016

4420.2832

9440.6678

13860.9510

750833.1386

30.11.2016

4475.5368

9385.4142

13860.9510

746357.6018

30.12.2016

4531.481

9329.4700

13860.9510

741826.1208

30.01.2017

4588.1245

9272.8265

13860.9510

737237.9963

28.02.2017

4645.476

9215.4750

13860.9510

732592.5203

30.03.2017

4703.5445

9157.4065

13860.9510

727888.9758

30.04.2017

4762.3388

9098.6122

13860.9510

723126.637

30.05.2017

4821.868

9039.0830

13860.9510

718304.769

30.06.2017

4882.1414

8978.8096

13860.9510

713422.6276

30.07.2017

4943.1682

8917.7828

13860.9510

708479.4594

30.08.2017

5004.9578

8855.9932

13860.9510

703474.5016

30.09.2017

5067.5197

8793.4313

13860.9510

698406.9819

30.10.2017

5130.8637

8730.0873

13860.9510

693276.1182

30.11.2017

5194.9995

8665.9515

13860.9510

688081.1187

30.12.2017

5259.937

8601.0140

13860.9510

682821.1817

30.01.2018

5325.6862

8535.2648

13860.9510

677495.4955

28.02.2018

5392.2573

8468.6937

13860.9510

672103.2382

30.03.2018

5459.6605

8401.2905

13860.9510

666643.5777

30.04.2018

5527.9063

8333.0447

13860.9510

661115.6714

30.05.2018

5597.0051

8263.9459

13860.9510

655518.6663

30.06.2018

5666.9677

8193.9833

13860.9510

649851.6986

30.07.2018

5737.8048

8123.1462

13860.9510

644113.8938

30.08.2018

5809.5273

8051.4237

13860.9510

638304.3665

30.09.2018

5882.1464

7978.8046

13860.9510

632422.2201

30.10.2018

5955.6732

7905.2778

13860.9510

626466.5469

30.11.2018

6030.1192

7830.8318

13860.9510

620436.4277

30.12.2018

6105.4957

7755.4553

13860.9510

614330.932

30.01.2019

6181.8143

7679.1367

13860.9510

608149.1177

28.02.2019

6259.087

7601.8640

13860.9510

601890.0307

30.03.2019

6337.3256

7523.6254

13860.9510

595552.7051

30.04.2019

6416.5422

7444.4088

13860.9510

589136.1629

30.05.2019

6496.749

7364.2020

13860.9510

582639.4139

30.06.2019

6577.9583

7282.9927

13860.9510

576061.4556

30.07.2019

6660.1828

7200.7682

13860.9510

569401.2728

30.08.2019

6743.4351

7117.5159

13860.9510

562657.8377

30.09.2019

6827.728

7033.2230

13860.9510

555830.1097

30.10.2019

6913.0746

6947.8764

13860.9510

548917.0351

30.11.2019

6999.4881

6861.4629

13860.9510

541917.547

30.12.2019

7086.9817

6773.9693

13860.9510

534830.5653

30.01.2020

7175.5689

6685.3821

13860.9510

527654.9964

29.02.2020

7265.2635

6595.6875

13860.9510

520389.7329

30.03.2020

7356.0793

6504.8717

13860.9510

513033.6536

30.04.2020

7448.0303

6412.9207

13860.9510

505585.6233

30.05.2020

7541.1307

6319.8203

13860.9510

498044.4926

30.06.2020

7635.3948

6225.5562

13860.9510

490409.0978

30.07.2020

7730.8373

6130.1137

13860.9510

482678.2605

30.08.2020

7827.4727

6033.4783

13860.9510

474850.7878

30.09.2020

7925.3162

5935.6348

13860.9510

466925.4716

30.10.2020

8024.3826

5836.5684

13860.9510

458901.089

30.11.2020

8124.6874

5736.2636

13860.9510

450776.4016

30.12.2020

8226.246

5634.7050

13860.9510

442550.1556

30.01.2021

8329.0741

5531.8769

13860.9510

434221.0815

28.02.2021

8433.1875

5427.7635

13860.9510

425787.894

30.03.2021

8538.6023

5322.3487

13860.9510

417249.2917

30.04.2021

8645.3349

5215.6161

13860.9510

408603.9568

30.05.2021

8753.4015

5107.5495

13860.9510

399850.5553

30.06.2021

8862.8191

4998.1319

13860.9510

390987.7362

30.07.2021

8973.6043

4887.3467

13860.9510

382014.1319

30.08.2021

9085.7744

4775.1766

13860.9510

372928.3575

30.09.2021

9199.3465

4661.6045

13860.9510

363729.011

30.10.2021

9314.3384

4546.6126

13860.9510

354414.6726

30.11.2021

9430.7676

4430.1834

13860.9510

344983.905

30.12.2021

9548.6522

4312.2988

13860.9510

335435.2528

30.01.2022

9668.0103

4192.9407

13860.9510

325767.2425

28.02.2022

9788.8605

4072.0905

13860.9510

315978.382

30.03.2022

9911.2212

3949.7298

13860.9510

306067.1608

30.04.2022

10035.1115

3825.8395

13860.9510

296032.0493

30.05.2022

10160.5504

3700.4006

13860.9510

285871.4989

30.06.2022

10287.5573

3573.3937

13860.9510

275583.9416

30.07.2022

10416.1517

3444.7993

13860.9510

265167.7899

30.08.2022

10546.3536

3314.5974

13860.9510

254621.4363

30.09.2022

10678.183

3182.7680

13860.9510

243943.2533

30.10.2022

10811.6603

3049.2907

13860.9510

233131.593

30.11.2022

10946.8061

2914.1449

13860.9510

222184.7869

30.12.2022

11083.6412

2777.3098

13860.9510

211101.1457

30.01.2023

11222.1867

2638.7643

13860.9510

199878.959

28.02.2023

11362.464

2498.4870

13860.9510

188516.495

30.03.2023

11504.4948

2356.4562

13860.9510

177012.0002

30.04.2023

11648.301

2212.6500

13860.9510

165363.6992

30.05.2023

11793.9048

2067.0462

13860.9510

153569.7944

30.06.2023

11941.3286

1919.6224

13860.9510

141628.4658

30.07.2023

12090.5952

1770.3558

13860.9510

129537.8706

30.08.2023

12241.7276

1619.2234

13860.9510

117296.143

30.09.2023

12394.7492

1466.2018

13860.9510

104901.3938

30.10.2023

12549.6836

1311.2674

13860.9510

92351.7102

30.11.2023

12706.5546

1154.3964

13860.9510

79645.1556

30.12.2023

12865.3866

995.5644

13860.9510

66779.769

30.01.2024

13026.2039

834.7471

13860.9510

53753.5651

29.02.2024

13189.0314

671.9196

13860.9510

40564.5337

30.03.2024

13353.8943

507.0567

13860.9510

27210.6394

30.04.2024

13520.818

340.1330

13860.9510

13689.8214

30.05.2024

13689.8282

171.1228

13860.9510

-0.0068

Итого:

990360.0068

1504611.17

2494971.18

-0.0068

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Современные рефераты