Рефераты

Организационная и функциональная структура Центрального Банка России

Организационная и функциональная структура Центрального Банка России

Содержание


Введение

1. Центральные банки. Цели, задачи и функции

2. Образование Центрального банка Российской Федерации (Банк России)

3. Организационная и функциональная структура Банка России

3.1 Органы управления Банком России
3.2 Национальный банковский совет
3.3 Структурные подразделения Центрального банка Российской Федерации
3.4 Функции Банка России

Заключение

Литература


Введение


Приоритетом государственной социально-экономической политики является обеспечение высоких и устойчивых темпов экономического роста. Повышение роли банковского сектора в экономике является одной из важнейших задач государства. В настоящее время изучение банковской системы является одним из актуальных вопросов российской экономики. Многие современные бизнесмены посвятили себя теме изучения функционирования банков в России и создания наилучших условий для их успешной работы. Законодательные органы много внимания уделяют выработке новых концепций работы банков страны. Динамика решения задач развития банковского сектора в значительной степени зависит от состояния правовой среды, инвестиционного и делового климата, налоговых условий, совершенствования регулирования банковской деятельности и системы банковского надзора, эффективности функционирования системы страхования вкладов. До сих пор банковская система в России имеет немало противоречий. Целью моей работы является: охарактеризовать структуру Банка России, функции его отдельных компонентов и исключительную роль в нормальном развитии экономики страны. При переходе к рынку в России сложилась новая банковская система. Естественно, она имеет некоторые особенности, свои собственные сложности и пути их разрешения. Вся система в данный момент до сих пор находится в стадии становления, и не может избежать кризисов и потрясений. Именно поэтому важно понять, как свести негативные последствия к минимуму. "Сегодня спасти банки – это спасти экономику". Задачей исследования информации в данной работе является определить понятие банка как элемента банковской системы, провести анализ структуры банковской системы и изучить деятельность Центрального банка России.


1. Центральные банки. Цели, задачи и функции


Главным звеном банковской системы любого государства является Центральный банк страны. В различных государствах такие банки называются по-разному: народные, государственные, эмиссионные, национальные, резервные, просто банк (например, Англии, России или Японии) и др. Центральные банки возникли на базе коммерческих банков, наделенных правом эмиссии банкнот. Несмотря на то, что первым банком, осуществившим эмиссию, был Банк Стокгольма (в 1650 г. он выпустил депозитные сертификаты на золотые монеты, которые выписывались на предъявителя и обращались наравне с другими видами денег на всей территории королевства Швеции), первым эмиссионным банком считается созданный в 1694 году Банк Англии, поскольку он начал выпускать банкноты и учитывать коммерческие векселя.

Впоследствии кроме эмиссии банкнот за Центральными банками закрепилась роль казначея государства, посредника между государством и коммерческими банками, проводника денежно-кредитной политики государства. Центральные банки, созданные на основе коммерческих банков, затем были национализированы. В настоящее время их капитал полностью или частично принадлежит государству.

Создание Центрального эмиссионного банка было обусловлено процессами концентрации и централизации капитала, переходом к единым национальным денежным системам.

Во всех развитых странах действуют законы, в которых закреплены задачи и функции Центрального банка, а также определены инструменты и методы их осуществления. В некоторых государствах главная задача Центрального банка законодательно закреплена в Конституции. Обычно основным правовым актом, регулирующим деятельность национального банка, служит закон о Центральном банке страны. Он устанавливает организационно-правовой статус центрального банка, процедуру назначения или выборов его руководящего состава, порядок взаимоотношений с государством и национальной банковской системой. Таким законом определяются полномочия Центрального банка как эмиссионного центра страны и другие его обязанности.

Наряду с законом о Центральном банке взаимодействие между Центральным банком и кредитными организациями регулируется законом о банковской деятельности, который определяет основные права и обязанности кредитных институтов по отношению к Центральному банку.

Для определения роли Центрального банка в экономических и политических процессах в стране очень важна степень его независимости. Под экономической независимостью обычно подразумевается возможность Центрального банка использовать имеющиеся в его распоряжении инструменты без существенных ограничений. Степень политической независимости Центрального банка определяется уровнем самостоятельности в его отношениях с органами государственного управления при выборе и проведении денежно-кредитной политики.

Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому основные цели их деятельности — укрепление денежного обращения, защита и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам, развитие и укрепление банковской системы страны, обеспечение эффективного и бесперебойного осуществления расчетов.

Традиционно Центральный банк должен решать пять основных задач — он призван быть:

1) эмиссионным центром страны, т.е. пользоваться монопольным правом на выпуск банкнот;

2) органом регулирования экономики денежно-кредитными методами, т.е. проводить денежно-кредитную и валютную политику;

3) "банком банков", т.е. совершать операции не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом; предоставлять им кредиты (кредитор последней инстанции); осуществлять контроль и надзор, поддерживая необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе;

4) банкиром правительства, т.е. поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги, предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства, хранить (официальные) золотовалютные резервы;

5) главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов.

В большинстве стран эти задачи центральных банков закреплены законодательством, особенно две первые — самые главные.

В качестве "банка банков" Центральный банк предоставляет кредитным институтам возможность рефинансирования. При этом по закону центральный банк вправе ограничить коммерческие банки страны в кредитных средствах. Наиболее распространены два вида операций центрального банка с кредитными институтами: покупка и продажа чеков и векселей, в том числе казначейских; залоговые операции с ценными бумагами, векселями и платежными требованиями. При решении пяти названных задач Центральный банк выполняет определенные функции. В отечественной и зарубежной литературе нет однозначного подхода к определению функций центральных банков. В одних источниках их насчитывается более 10, в других — всего одна (в действующей Конституции Российской Федерации). В связи с этим представляется целесообразным из многообразия функций центральных банков выделить основные (основные обязанности), без которых невозможно достижение главной цели — сохранение устойчивости национальной денежной единицы, и дополнительные (заполняющие оставшуюся часть круга обязанностей), способствующие достижению этой главной цели.


2. Образование Центрального банка Российской Федерации (Банк России)


Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 года на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР.

2 декабря 1990 года Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России), согласно которому Банк России являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков.

В июне 1991 года был утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка России), подотчетного Верховному Совету РСФСР.

В ноябре 1991 года в связи с образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур Верховный Совет РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него возлагались функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992 года принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.

20 декабря 1991 года Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР (Банку России). Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России).

В течение 1991-1992 годов под руководством Банка России в стране на основе коммерциализации филиалов спецбанков была создана широкая сеть коммерческих банков. После упразднения Госбанка СССР была изменена система счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их компьютеризация. Банк России начал осуществлять куплю-продажу иностранной валюты на организованном им валютном рынке, устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю.

С декабря 1992 года начался процесс передачи Банком России функций кассового исполнения государственного бюджета вновь созданному Федеральному Казначейству.

Свои функции, определенные Конституцией Российской Федерации и Законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", банк осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.

В 1992-1995 годах в порядке поддержания стабильности банковской системы Банк России создал систему надзора и инспектирования коммерческих банков, а также систему валютного регулирования и валютного контроля. В качестве агента Министерства финансов Банк России организовал рынок государственных ценных бумаг (ГКО) и стал принимать участие в функционировании.

С 1995 года Банк России прекратил использование прямых кредитов для финансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять целевые централизованные кредиты отраслям экономики.

С целью преодоления последствий финансового кризиса 1998 года Банк России проводил политику реструктуризации банковской системы, направленную на улучшение работы коммерческих банков и повышение их ликвидности. В установленных законодательством рамках с рынка банковских услуг были выведены несостоятельные банки. Большое значение для восстановления банковской деятельности в послекризисный период имело также создание Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) и Межведомственного координационного комитета содействия развитию банковского дела в России (МКК). В результате эффективных действий Банка России, АРКО и МКК банковский сектор экономики в середине 2001 года в основном преодолел последствия кризиса.

Денежно-кредитная политика Банка России была ориентирована на поддержание финансовой стабильности и формирование предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического роста страны. Банк России гибко реагировал на изменение реального спроса на деньги, способствовал поддержанию растущей динамики экономики, снижению процентных ставок, инфляционных ожиданий и темпов инфляции. Это привело к некоторому укреплению реального валютного курса рубля и стабильности финансовых рынков. В результате взвешенной денежно-кредитной политики и политики валютного курса, проводимой Банком России, увеличились золотовалютные резервы Российской Федерации, нет резких колебаний обменного курса.

Деятельность Банка России в области развития платежной системы была направлена на повышение ее надежности и эффективности для обеспечения стабильности финансового сектора и экономики страны. С целью повышения информационной прозрачности в функционировании платежной системы Банком России была введена отчетность кредитных организаций и территориальных учреждений Банка по платежам, которая учитывала международный опыт, методологию и практику наблюдения за платежными системами.

В 2003 году Банк России приступил к реализации проекта по усовершенствованию банковского надзора и отчетности за счет внедрения системы международных стандартов (МСФО).

Предусматривается реализация комплекса мер, включая обеспечение достоверного учета и отчетности кредитных организаций, повышения требований к содержанию, объему и периодичности публикуемой информации, реализации в учете и отчетности подходов, признанных передовой международной практикой. Кроме того, будет раскрыта информация о реальных владельцах кредитных организаций, контроль за их финансовым состоянием, а также повышение требований к должностным лицам кредитной организации и их деловой репутации.

Повышенное внимание Банк России уделяет ряду проблем. Одна из них связана с тем, что в последнее время все более важную роль начинают играть специфические риски, связанные с динамикой цен на отдельные финансовые активы и конъюнктурой рынка недвижимости. К высокой концентрации рисков у ряда банков приводит практика кредитования связанных сторон. В связи с этим совершенствование Банком России методов банковского регулирования и надзора идет в направлении развития содержательного (риск-ориентированного) банковского надзора.

Еще одна проблема, которой Банк России уделяет повышенное внимание, — это фиктивная капитализация банков.

С целью противодействия использованию банками разного рода схем для искусственного завышения или занижения значения обязательных нормативов в 2004 году Банк России принял ряд документов в том числе Положение "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери" и Инструкцию "Об обязательных нормативах банков".

В связи с расширением круга кредитных организаций, предоставляющих населению ипотечные кредиты, Банк России в 2003 году издал Указание "О проведении единовременного обследования по ипотечному кредитованию", в котором был определен порядок составления и предоставления сведений о предоставленных кредитными организациями ипотечных жилищных кредитах.

С принятием Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" кредитные организации, обеспечивающие соблюдение требований по защите интересов инвесторов, получили законодательно закрепленную возможность рефинансировать свои требования по ипотечным кредитам за счет выпуска указанных ценных бумаг.

В 2004 году на основании Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" Банк России издал Инструкцию "Об обязательных нормативах кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием", в которой установил особенности расчета и значений обязательных нормативов, величину и методику определения дополнительных обязательных нормативов кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием.

В декабре 2003 года был принят Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". В нем были определены правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а также компетенция, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, порядок выплаты возмещения по вкладам.

В настоящее время в системе страхования вкладов участвует подавляющее большинство банков. В них сосредоточено почти 100 процентов всех вкладов физических лиц, размещенных в банковских учреждениях Российской Федерации.

В апреле 2005 года Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации была принята "Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года".

Реформирование банковского сектора будет способствовать реализации программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу прежде всего преодолению сырьевой направленности российской экономики за счет ее ускоренной диверсификации и реализации конкурентных преимуществ.

На следующем этапе (2009—2015 гг.) Правительство Российской Федерации и Банк России будут считать приоритетной задачу эффективного позиционирования российского банковского сектора на международных финансовых рынках.


3. Организационная и функциональная структура Банка России


Центральный банк страны — это основной проводник денежно-кредитной политики, направленной на стабилизацию денежного обращения. Первичная обязанность его в рыночной экономике — защищать стоимость и покупную способность денег и создавать нормальные условия функционирования финансовых рынков.

Возникновение центральных банков связано с необходимостью централизации банковской эмиссии и организации денежного обращения в стране, проведения кредитной политики в рамках всего народного хозяйства и функционирования системы денежных расчетов, а также с необходимостью защиты и обеспечения устойчивости национальных валют.

В соответствии с этой задачей Центральный Банк проводит постоянный поиск оптимальных методов и инструментов управления, сочетая как прямые административные, так и косвенные методы регулирования деятельности коммерческих банков и других кредитных учреждений. Защищая и обеспечивая устойчивость рубля, Центральный Банк регулирует совокупную денежную массу, от динамики которой зависит изменение различных компонентов совокупного платежеспособного спроса. Развивая и укрепляя банковскую систему России, Центральный Банк эффективно воздействует на хозяйственную активность и деятельность банковских институтов, в первую очередь коммерческих банков. Через эту систему он обеспечивает эффективное и бесперебойное функционирование системы расчетов.

Одним из объектов управления и в то же время его инструментом является организационная структура банка. Правильно выбранная организационная структура построения банка, своевременная ее трансформация в соответствии с меняющимися внутренними и внешними факторами – это важные, обязательные условия полной реализации банком своей стратегии, его эффективной деятельности сегодня и в перспективе.

Организационная структура представляет собой вертикальный срез структуры банка, включающий иерархию (соподчиненность его подразделений).

Центральный банк Российской Федерации образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.

В систему Банка России входят центральный аппарат (ЦА), территориальные учреждения (ГУ (НБ)), расчетно-кассовые центры (РКЦ, ГРКЦ), вычислительные центры (ВЦ), полевые учреждения (ПУ), учебные заведения и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России.

Организационная структура Центрального банка Российской Федерации:

Ø  Центральный аппарат: 12 членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации;

Ø  59 главных управлений ;

Ø  20 национальных банков ;

Ø  631 расчетно-кассовых центров ;

Ø  6 банковских школ;

Ø  Учебно-методический центр;

Ø  2 центра подготовки персонала;

Ø  Межрегиональный учебный центр Банка России.


3.1 Органы управления Банком России

Высшим органом Банка России является Совет директоров – коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление Банком России.

Члены Совета директоров работают на постоянной основе в Банке России.

Члены Совета директоров назначаются на должность сроком на 4 года Государственной Думой по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации. Члены Совета директоров освобождаются от должности до истечения указанного срока также Государственной Думой.

Члены Совета директоров не могут быть депутатами (членами) законодательных (представительных) органов власти, а также членами Правительства Российской Федерации; не могут состоять в политических партиях, занимать должности в общественно-политических и религиозных организациях.

Председательствует на заседаниях Совета директоров Председатель Банка России или лицо, его замещающее.

Решения Совета директоров принимаются большинством голосов от числа присутствующих при кворуме в семь человек и обязательном присутствии Председателя Банка России или лица, его замещающего. Председатель Банка России обладает правом решающего голоса.

Заседания Совета директоров проводятся не реже одного раза в месяц.

Совет директоров выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии с правительством РФ разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

2) утверждает годовой отчет Банка России и представляет его Государственной Думе;

3) рассматривает и утверждает смету расходов Банка России на очередной год, а также произведенные расходы, не предусмотренные в смете;

4) определяет структуру Банка России;

5) принимает решения:

o        о создании и ликвидации учреждений и организаций Банка России;

o        об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций;

o        о величине резервных требований;

o        об изменении процентных ставок Банка России;

o        об определении лимитов операций на открытом рынке;

o        об участии в международных организациях;

o        об участии в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих;

o        о купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельности Банка России, его учреждений, организаций и служащих;

o        о применении прямых количественных ограничений;

o        о выпуске и изъятии банкнот и монет из обращения, об общем объеме выпуска наличных денег;

o        о порядке формирования резервов кредитными организациями;

6) утверждает внутреннюю структуру Банка России;

7) определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.


3.2 Национальный банковский совет

В целях совершенствования денежно-кредитной системы Российской Федерации при Банке России создается Национальный банковский совет. Этот орган в отличие от Совета директоров является консультативным. Его состав, численность, порядок работы и основные функции отражены в статьях 20 и 21 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", а также в Положении о Национальном банковском совете при Центральном банке Российской Федерации (Банке России), утвержденном 24.04.97 г. Национальный банковский совет состоит из представителей палат Федерального Собрания Российской Федерации, Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Банка России, кредитных организаций, а также экспертов.

Министр финансов Российской Федерации и министр экономики Российской Федерации входят в Национальный банковский совет по должности. Численность Национального банковского совета не превышает 15 человек. Заседания проходят не реже чем один раз в три месяца.

Национальный банковский совет выполняет следующие функции:

·                   рассматривает концепцию совершенствования банковской системы Российской Федерации;

·                   рассматривает проекты основных направлений единой государственной, денежно-кредитной политики, политики валютного регулирования и валютного контроля, дает по ним заключения и анализирует итоги их выполнения;

·                   осуществляет экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в области банковского дела;

·                   рассматривает наиболее важные вопросы регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций;

·                   участвует в разработке основных принципов организации системы расчетов в Российской Федерации.

В случае равенства голосов голос Председателя является решающим. Члены Совета осуществляют свою деятельность на общественных началах.

Председателем Национального банковского совета является Председатель Банка России.

Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации сроком на четыре года. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более трех сроков подряд.

Председатель Банка России может быть освобожден от должности Государственной Думой только в следующих случаях:

·                   истечения срока полномочий;

·                   невозможности исполнения служебных обязанностей, подтвержденная заключением государственной медицинской комиссии;

·                   подачи личного заявления об отставке;

·                   совершения уголовно наказуемого деяния;

·                   нарушения федеральных законов, регулирующих вопросы деятельности Банка России.

·                   В соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Председатель Банка России имеет следующие полномочия:

·                   действует от имени Банка России и представляет без доверенности его интересы;

·                   председательствует на заседаниях Совета директоров;

·                   подписывает нормативные акты Банка России и иные документы;

·                   назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Банка России, распределяет между ними обязанности;

·                   подписывает приказы и дает указания, обязательные для всех служащих Банка России, его предприятий, учреждений и организаций;

·                   несет всю полноту ответственности за деятельность Банка России;

·                   обеспечивает реализацию функций Банка России в соответствии с законодательством.

Функциональная структура предполагает существование в банке обособленных подразделений (департаменты, управления), реализующих функции банка в соответствии с делением его деятельности на отдельные части. Если объемы задач, решаемых данными подразделениями, достаточно большие, то внутри них могут создаваться дополнительные, более мелкие структурные единицы (отделы).

Понятия организационной и функциональной структур тесно взаимосвязаны, однако имеются и существенные отличия. Так, функциональная структура представляет собой горизонтальный срез структуры банка и не содержит иерархию (соподчиненность).

 
3.3 Структурные подразделения Центрального банка Российской Федерации

Центральный аппарат Банка России включает департаменты и главные управления, являющиеся функциональными подразделениями по основным направлениям деятельности.

В настоящее время в структуре Центрального банка Российской Федерации функционируют 26 департаментов и подразделений:

·                   Сводный экономический департамент

·                   Департамент исследований и информации

·                   Департамент наличного денежного обращения

·                   Департамент регулирования, управления и мониторинга платежной системы Банка России

·                   Департамент регулирования расчетов

·                   Департамент бухгалтерского учета и отчетности

·                   Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций

·                   Департамент банковского регулирования и надзора

·                   Главная инспекция кредитных организаций

·                   Департамент операций на финансовых рынках

·                   Департамент обеспечения и контроля операций на финансовых рынках

·                   Департамент финансового мониторинга и валютного контроля

·                   Департамент платежного баланса

·                   Департамент методологии и организации обслуживания счетов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

·                   Юридический департамент

·                   Департамент полевых учреждений

·                   Департамент информационных систем

·                   Департамент кадровой политики и обеспечения работы с персоналом

·                   Финансовый департамент

·                   Департамент внутреннего аудита и ревизий

·                   Департамент международных финансово-экономических отношений

·                   Департамент внешних и общественных связей

·                   Административный департамент

·                   Главное управление недвижимости Банка России

·                   Главное управление экспертизы и планирования капитальных затрат Банка России

·                   Главное управление безопасности и защиты информации

Данная структура призвана обеспечить эффективную реализацию законодательных инициатив в работе Центрального банка и всей банковской системы, ускорить принятие решений и повысить их обоснованность, укрепить существующие и создать новые каналы взаимодействия между Банком России, законодательными и исполнительными органами государственного управления, а также органами территориального управления.

Подразделения Банка России составляют центральный аппарат Банка России. Структура центрального аппарата и положение о каждом из его подразделений утверждаются Советом директоров Банка России. В отношении каждого из структурных подразделений принимается соответствующее положение, которое также утверждается Советом директоров.

Рассмотрим функции и задачи некоторых из них:

Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций является структурным звеном Банка России, которое обеспечивает выполнение возложенных на Банк России функций государственной регистрации кредитных организаций, выдачи лицензий кредитным организациям и организациям, занимающимся их аудитом. Основной задачей департамента является осуществление надзора за соблюдением требований законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России кредитными организациями на стадии регистрации и лицензирования.

Департамент исследований и информации занимает одно из ведущих мест в структуре Банка России, так как результаты его работы являются основой для формирования банковской политики и выработки перспектив ее развития. В его функции входит:

во-первых, анализ текущих тенденций, причем не только в банковской сфере, но и в экономике в целом, поскольку одна из задач любого центрального банка - стимулирование экономического роста на стабильной основе;

во-вторых, прогнозирование хозяйственной конъюнктуры в денежно-кредитной системе и на основе этого составление программ действий, с тем чтобы руководство Центрального банка РФ было осведомлено о проблемах, с которыми придется столкнуться в перспективе, и могло выработать методы их преодоления;

в-третьих, создание информатнионной базы для проведения макроэкономических исследований.

Департамент полевых учреждений Банка России – подразделение центрального аппарата Центрального банка РФ, предназначенное для руководства банковской деятельностью полевых учреждений Банка России. На него возлагаются:

ü    руководство подчиненными учреждениями;

ü    участие в организации кассового исполнения бюджета и внебюджетных фондов;

ü    проведение экономии, работы и анализа в полевых учреждениях Банка России;

ü    организация кассовой работы, прогноза, анализа и обеспечения платежного и налично-денежного оборотов, эмиссионно-кассовых операций, операций с валютой иностранных государств, их учета и отчетности по ним;

ü    организация бухгалтерского учета и отчетности, руководство ими;

ü    правовое обеспечение деятельности;

ü    изучение, подбор и расстановка офицерских кадров и гражданского персонала;

ü    обеспечение полевых учреждений вычислительной техникой и бланками банковской документации;

ü    обобщение и распространение передового опыта работы полевых учреждений, организация хранения архивных документов.

Иные функции полевых учреждений определяются федеральными законами и нормативно-правовыми актами Банка России.

Непосредственную работу по внутреннему аудиту Банка осуществляет Департамент внутреннего аудита и ревизий, положение о котором также утверждается Советом директоров. Среди основных задач этого департамента:

Ø    обеспечение наблюдения за соответствием совершенных в Банке России финансовых и хозяйственных операций законодательству Российской Федерации и нормативным актам Банка России.

Ø    Департамент осуществляет проверку организации выполнения учреждениями Банка России законодательных и нормативных актов, регулирующих их деятельность, проверку выполнения ими отдельных функций и правил совершения отдельных операций Банка России путем проведения аудиторских проверок отдельных направлений (участков) деятельности Банка России.

Ø    Кроме этого, он проводит независимую оценку информации о финансовом состоянии Банка России в целом и по его отдельным учреждениям, а также проверку фактов, связанных с финансовыми нарушениями, допускаемыми работниками системы Банка России.

Ø    Департамент проводит большую методическую работу.

Административный департамент Банка России выполняет задачи:

Ø    организационное, документационное, информационное и материально-техническое обеспечение выполнения Банком России задач, функций и полномочий в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами;

Ø    организация и обеспечение эффективной деятельности органов управления Банка России;

Ø    контроль в рамках предоставленных полномочий за выполнением подразделениями центрального аппарата и территориальных учреждений Банка России возложенных на них функций;

Ø    другие функции.

В процессе своей деятельности департаменты центрального аппарата Банка России тесно взаимодействуют между собой. Кроме того, в центральном аппарате Банка России функционирует ряд других подразделений. В их названиях отражаются основные функции, которые являются одними из подфункций Банка России.


3.4 Функции Банка России

Функции Банка России реализуются через функции его департаментов, а также территориальных учреждений. Банк России осуществляет свои функции главным образом через свои многочисленные подразделения, расположенные на всей территории России.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России выполняет следующие функции:

- во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику;

- монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

- является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

- устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

- устанавливает правила проведения банковских операций;

- осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней, если иное не установлено федеральными законами;

- осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

- принимает решение о государственной регистрации, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

- осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

- регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

- осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

- организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

- устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

- устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

- принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

- проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

- осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Территориальное учреждение Центрального банка Российской Федерации (Банка России) - обособленное подразделение Центрального банка Российской Федерации, осуществляющее на территории субъекта Российской Федерации часть его функций в соответствии с Положением о территориальных учреждениях Банка России, другими нормативными актами Банка России и входящее в единую централизованную систему Банка России с вертикальной структурой управления.

Территориальное учреждение имеет внутреннюю структуру и функции, во многом повторяющие структуру и функции центрального аппарата Банка России. Но в связи с иным масштабом деятельности здесь есть некоторые отличия. Главное из них в том, что объем компетенции подразделений территориального учреждения значительно уже, если окончательное решение по тому или иному вопросу принимает Банк России. В этих случаях подразделения территориальных учреждений, как правило, только подготавливают решение. Структура территориального учреждения зависит от той территории, на которой оно расположено, от количества обслуживаемых им кредитных организаций.


Заключение


Таким образом, организационная структура Центрального Банка России — это его статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации деятельности, определенные Конституцией России, Федеральными законами, а также нормами и стандартами международного права.

Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России.

В банковской системе России Центральный Банк Российской Федерации определён как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной собственности и на него возложены функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно-кредитной системы страны. Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики, при этом со стороны Центрального Банка используются в первую очередь экономические методы управления и только в отдельных случаях административные.

Денежно-кредитная система – основа и экономики, и государства как целостного явления. Единство такой системы закономерно и предполагает централизацию в регулировании денежных потоков. Централизация Банка России, в конечном счете, обусловлена тем, что денежная система реализует функцию денег как меры стоимости. И в любом действии Центрального банка так или иначе есть элементы, взаимосвязанные с реализацией функций денег. Поэтому Конституция Российской Федерации и федеральные законы, регулирующие банковскую систему и банковскую деятельность, создают все условия для независимости Центрального банка на всех уровнях осуществления власти. Согласно требованиям Конституции и других законов, органы государственной власти и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России. При этом гарантией такой независимости является и само организационное построение Банка России.


Литература


1.                 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г.). М., 1993.

2.                 Закон РСФСР от 2 декабря 1990 г. N 394-1 "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" .

3.                 Федеральный закон "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России) принят ГД РФ 27.06.2002 От 10.07.2002 №86-Ф3 ред.от 19.07.2009

4.                 Постановление Президиума ВС РСФСР от 24.06.1991 №1483-1 "Об утверждении устава Центрального Банка (Банка России). Утратил силу в связи с применением Федерального Закона от 26.04.1995 №65-Ф3

5.                 Указание ЦБ РФ ОТ 27.02.2003 N 1255-У "О ПРОВЕДЕНИИ ЕДИНОВРЕМЕННОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ПО ИПОТЕЧНОМУ КРЕДИТОВАНИЮ".

6.                 Федеральный закон О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" Москва, Кремль 29 декабря 2004 №192- Ф3

7.                 Федеральный закон "О СТРАХОВАНИИ ВКЛАДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В БАНКАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 23.12.2003 N 177-ФЗ

8.                 "Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР", 1990 г., N 27, ст. 356)

9.                 "Ведомости СНД и ВС РСФСР" 18.07.1991,№29,ст. 1012.

10.            Вестник Банка России" № 19 (817). 13 апреля 2005.

11.            "Собрание законодательства РФ" 20.07.2009.

12.            "Российская газета" от 22..07.2009.

13.            Банковское дело: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. О.И. Лаврушина – М.: Финансы и статистика, 2000.

14.            Братко А.Г. Центральный банк в банковской системе России. – М.: Спарк, 2001.

15.            Деньги. Кредит. Банки: Учеб. для вузов / Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, А.В. Печникова и др.; Под ред. Е.Ф. Жукова. М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 2003.

16.            Шевчук Д. А., Шевчук В. А. Деньги. Кредит. Банки. Курс лекций в конспективном изложении: Учеб.-метод. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 160 с.: ил.

17.            www.cbr.ru – официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации.



© 2010 Современные рефераты