В рамках надзорной и контрольной функции Совет директоров:
-
принимает решение
о создании для Банка России органа банковского надзора;
-
устанавливает
порядок проведения проверок кредитных организаций;
-
определяет
перечень сведений о деятельности коммерческих банков;
-
принимает решения
по проведению мероприятий в целях финансового оздоровления кредитных
учреждений;
-
определяет
условия допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской
Федерации;
-
разрешает
создание по экономическим регионам территориальных учреждений;
-
дает разрешения
территориальным банкам на выдачу гарантий и поручительств, вексельных и других
обязательств от имени Банка России.
В рамках организации своей деятельности как самостоятельного
юридического лица, обладающего определенными финансовыми возможностями, Совет
директоров:
-
вносит
предложения в Государственную думу об изменении своего уставного капитала;
-
утверждает
годовой отчет Банка России и представляет его Государственной Думе;
-
определяет
порядок образования и использования резервов и фондов;
-
вводит порядок
направления его прибыли в резервные фонды;
-
устанавливает
структуру своего баланса.
Обладая кадровой независимостью, являясь самостоятельным
звеном управления, наделенного определенным административным ресурсом, Совет
директоров:
-
разрабатывает
структуру Банка России;
-
определяет и
утверждает порядок своей работы;
-
принимает решения
о создании и ликвидации учреждений и организаций Банка России;
-
утверждает
положения о соответствующих подразделениях, уставы предприятий, обеспечивающих
деятельность Банка России;
-
утверждает перечень
должностей служащих Банка России;
-
устанавливает
формы и размеры оплаты труда Председателя Банка России, членов Совета
директоров, заместителей Председателя Банка России и других служащих Банка
России;
-
определяет
условия найма, увольнения, оплаты труда, служебные обязанности и права, систему
дисциплинарных взысканий служащих Банка России;
-
создает
пенсионный фонд для дополнительного обеспечения своих служащих;
-
организует
страхование жизни и медицинское страхование персонала Банка России и др. [20, C. 116]
Центральный аппарат Банка
России образован 22 департаментами и 3 главными управлениями. Они занимают
промежуточное положение между организациями управления ЦБ РФ и
непосредственными исполнителями операций, направленных на выполнение функций ЦБ:
2, 3, и 4 уровней в структуре Банка России. Департаменты ЦБ не обладают
полномочиями в сфере издания Постановлений, Правил и др., подчиняются
Председателю Банка России (через его заместителей); их задача – исполнение на
практике правил, норм, нормативов и т.д., установленных организациями
управления ЦБ РФ, контроль за их исполнением, анализ состояния банковского
сектора, прогнозирования влияния возможных изменений в денежно-кредитной
политике. Каждый департамент занимается работой в определенной, возложенной на
него сфере деятельности Банка России. Департаменты несут ответственность по
результатам от выполнения вышеназванных задач перед органами управления ЦБ РФ.
Исходя из вышесказанного
можно, с определенной долей условности, назвать НБС, Совет директоров и
Председателя Банка России законодательными органами управления в структуре ЦБ
РФ, а центральный аппарат – исполнительным.
Центральный аппарат:
1.
Департамент
исследований и информации;
2.
Департамент
наличного денежного обращения;
3.
Департамент
регулирования, управления и мониторинга платежной системы Банка России;
4.
Департамент
регулирования расчетов;
5.
Департамент
бухгалтерского учета и отчетности;
6.
Департамент
лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций;
7.
Департамент
банковского регулирования и надзора;
8.
Главная
инспекция кредитных организаций;
9.
Департамент
операций на финансовых рынках;
10.
Департамент
обеспечения и контроля операций на финансовых рынках;
11.
Департамент
финансового мониторинга и валютного контроля;
12.
Департамент
платежного баланса;
13.
Департамент
методологии и организации обслуживания счетов бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации;
14.
Юридический
департамент;
15.
Департамент
полевых учреждений;
16.
Департамент
информационных систем;
17.
Департамент
кадровой политики и обеспечения работы с персоналом;
18.
Финансовый
департамент;
19.
Департамент
внутреннего аудита и ревизий;
20.
Департамент
международных финансово-экономических отношений;
21.
Департамент
внешних и общественных связей;
22.
Административный
департамент;
23.
Главное
управление недвижимости Банка России;
24.
Главное
управление экспертизы и планирования капитальных затрат Банка России;
25.
Главное
управление безопасности и защиты информации. [21].
Как уже отмечалось, общее
руководство центральным аппаратом распределено между четырьмя первыми
заместителями председателя Банка России, которые отчитываются перед
председателем за деятельность подчиненных им департаментов.
В процессе своей деятельности
департаменты центрального аппарата тесно взаимодействуют между собой. Так,
департамент банковского регулирования и надзора является заказчиком ряда
инспекционных проверок, а также потребителем "продукции", которую
производят работники главной инспекции кредитных организаций. На основании
актов проведенных инспекционных проверок департамент банковского
регулирования и надзора делает выводы о качестве представляемой коммерческими
банками отчетности. Департамент лицензирования деятельности и финансового
оздоровления кредитных организаций совместно с подразделениями безопасности,
эмиссионно-кассовой работы проводит отбор наиболее достойных претендентов на
занятие высоких должностей в коммерческих банках. При планировании
мероприятий по предотвращению сбоев в деятельности коммерческих банков
сводно-экономический департамент и департамент банковского регулирования и
надзора взаимодействуют с главной инспекцией кредитных организаций,
департаментом валютного регулировании и валютного контроля. [12, C. 41]
Численность сотрудников
центрального аппарата Банка России составляет на данный момент более 2500
человек (около 4% от общей численности служащих Банка России) [7, C. 512]. В ближайшее время НБС
планирует сокращение количества сотрудников центрального аппарата.
Эффективность выполнения
возложенных на департаменты центрального аппарата Банка России функций во
многом зависит от успешной работы территориальных подразделений этого банка,
поскольку на них ложится основная нагрузка по реализации его функций.
К территориальным банкам чаще всего относят главные территориальные управления и их
отделения, расчетно-кассовые центры, национальные банки. Каждое территориальное
учреждение Банка России представляет собой обособленное подразделение ЦБ РФ,
осуществляющее на территории субъекта Российской Федерации часть функций Банка
России. По решению Совета директоров Банка России территориальные учреждения
могут создаваться по экономическим районам, объединяющим территории нескольких
субъектов РФ, или на территории одного субъекта несколько территориальных
учреждений.
Данные учреждения не
обладают статусом юридического лица, они действуют от имени Банка России по
доверенности. Их права ограниченны, в частности, они не имеют права принимать
решения, носящие нормативный характер, выдавать гарантии и поручительства,
векселя и другие обязательства без соответствующего разрешения Совета
директоров Банка России. Функции, задачи и основные направления деятельности
территориальных органов Банка России определяются Типовым положением,
утверждаемым Советом директоров.
Современная система
территориальных учреждений Банка России представлена 59 главными управлениями
(ГУ), 5 их отделениями, 19 национальными банками (НБ), аппаратом
уполномоченного Представителя Банка России в Чеченской Республике. [12, C. 42]
Деление территориальных
учреждений на ГУ и НБ обуславливается Различием между субъектами РФ:
республиками и другими субъектами: областями, краями, автономными округами.
Республики обладают, как правило, большим суверенитетом, на их территории
создаются НБ, на территории других субъектов – ГУ.
Балансы ГУ и НБ являются
составными частями баланса Банка России. [20, C. 117]
В организационном плане территориальные учреждения Банка
России включают отделы либо управления в зависимости от направленности и
масштабов осуществляемой ими деятельности. Организационная структура
территориального учреждения Банка России, его размер и численность сотрудников
зависит от ряда факторов, определяющими среди которых являются:
-
Число
самостоятельных банков в данном регионе (чем больше банков, тем уже
специализация надзорных органов);
-
Масштабы
деятельности коммерческих банков на подведомственной территории.
В настоящее время в
структуре Банка России существуют следующие территориальные и национальные
банки:
1.
НБ республики
Адыгея Банка России;
2.
НБ республики
Алтай Банка России;
3.
ГУ Банка России
по алтайскому краю;
4.
ГУ Банка России
по амурской области;
5.
ГУ Банка России
по архангельской области
6.
ГУ Банка России
по астраханской области;
7.
НБ республики
Башкортостан Банка России;
8.
ГУ Банка России
по белгородской области;
9.
ГУ Банка России
по брянской области;
10.
НБ республики
Бурятия Банка России;
11.
ГУ Банка России
по владимирской области;
12.
ГУ Банка России
по волгоградской области;
13.
ГУ Банка России
по вологодской области;
14.
ГУ Банка России
по воронежской области;
15.
НБ республики
Дагестан Банка России;
16.
ГУ Банка России
по еврейской автономной области;
17.
ГУ Банка России
по забайкальскому краю;
18.
ГУ Банка России
по ивановской области;
19.
ГУ Банка России
по республике Ингушетия;
20.
ГУ Банка России
по иркутской области;
21.
НБ кабардино-балкарской
республики Банка России;
22.
ГУ Банка России
по калининградской области;
23.
НБ республики
Калмыкия Банка России;
24.
ГУ Банка России
по калужской области;
25.
ГУ Банка России
по камчатскому краю;
26.
НБ
карачаево-черкесской республики Банка России;
27.
НБ республики
Карелия Банка России;
28.
ГУ Банка России
по кемеровской области;
29.
ГУ Банка России
по кировской области;
30.
НБ республики
коми Банка России;
31.
ГУ Банка России
по костромской области;
32.
ГУ Банка России
по краснодарскому краю;
33.
ГУ Банка России
по красноярскому краю;
34.
ГУ Банка России
по курганской области;
35.
ГУ Банка России
по курской области;
36.
ГУ Банка России
по ленинградской области;
37.
ГУ Банка России
по липецкой области;
38.
ГУ Банка России
по магаданской области;
39.
НБ республики
Марий Эл Банка России;
40.
НБ республики
Мордовия Банка России;
41.
МГТУ Банка
России;
42.
ГУ Банка России
по мурманской области;
43.
ГУ Банка России
по нижегородской области;
44.
ГУ Банка России
по новгородской области;
45.
ГУ Банка России
по новосибирской области;
46.
ГУ Банка России
по омской области;
47.
ГУ Банка России
по оренбургской области;
48.
ГУ Банка России
по орловской области;
49.
ГУ Банка России
по пензенской области;
50.
ГУ Банка России
по пермскому краю;
51.
ГУ Банка России
по приморскому краю;
52.
ГУ Банка России
по псковской области;
53.
ГУ Банка России
по ростовской области;
54.
ГУ Банка России
по рязанской области;
55.
ГУ Банка России
по самарской области;
56.
ГУ Банка России
по г. Санкт-Петербургу;
57.
ГУ Банка России
по саратовской области;
58.
НБ республики
Саха (Якутия) Банка России;
59.
ГУ Банка России
по сахалинской области;
60.
ГУ Банка России
по свердловской области;
61.
НБ РСО-Алания
Банка России;
62.
ГУ Банка России
по смоленской области;
63.
ГУ Банка России
по ставропольскому краю;
64.
ГУ Банка России
по тамбовской области;
65.
НБ республики
Татарстан Банка России;
66.
ГУ Банка России
по тверской области;
67.
ГУ Банка России
по томской области;
68.
НБ республики
Тыва Банка России;
69.
ГУ Банка России
по тульской области;
70.
ГУ Банка России
по тюменской области;
71.
НБ удмуртской
республики Банка России;
72.
ГУ Банка России
по ульяновской области;
73.
ГУ Банка России
по хабаровскому краю;
74.
НБ республики
Хакасия Банка России;
75.
ГУ Банка России
по челябинской области;
76.
НБ чеченской
республики Банка России;
77.
НБ чувашской
республики Банка России;
78.
ГУ Банка России
по чукотскому автономному округу;
79.
ГУ Банка России
по ярославской области. [21]
Общая численность персонала
территориальных учреждений Банка России составляет на данный момент около 25000
человек (35,39% от общей численности служащих Банка России). [5, C. 127]
Отношения ГУ и НБ с
коммерческими банками, предприятиями и организациями строятся на базе
договоров, заключенных ими от лица Банка России, в связи с чем ответственность
по данным договорам несет его центральный аппарат.
Главной задачей ГУ и НБ
является обеспечение единства федеральной политики в области денежно-кредитных
отношений, надзора за деятельностью коммерческих банков. Территориальные
учреждения осуществляют сбор информации о банках на подведомственной
территории, проводят ее первичную обработку в рамках своих полномочий, а затем
отсылают ее в департаменты центрального аппарата. В свою очередь, работники
центрального аппарата систематизируют сведения, поступающие из регионов, и
анализируют их. На основе такого анализа могут составляться прогнозы развития
экономики отдельных регионов и страны в целом. Целесообразность создания и
функционирования территориальных учреждений Банка России обусловлена не только
тем, что они являются центрами аккумуляции и обработки информации о финансовом
положении в коммерческих банках, но и тем, что это позволяет обеспечить
взаимоконтроль работы всех подразделений Банка России. [12, C. 42]
Расчетно-кассовые центры
являются структурными подразделениями территориальных учреждений ЦБ РФ. Они
создаются при территориальных учреждениях ЦБ РФ с разрешения Банка России на
основании приказа начальника территориального учреждения.
Организованные по региональному принципу РКЦ включают:
1) Головной расчетно-кассовый центр;
2) Межрайонный расчетно-кассовый центр;
3) Районный расчетно-кассовый центр.
Каждый РКЦ имеет:
а) Наименование, включающее названия того населенного пункта,
где он территориально функционирует, и соответствующего территориального
управления, в состав которого он входит;
б) Идентификационный код (номер по МФО);
в) Печать со своим наименованием
и изображением Государственного герба Российской Федерации, а также штампы,
используемые для выполнения возложенных на него полномочий.
РКЦ выполняет следующие возложенные на него функции:
-
Обеспечивает
межбанковские и внутрибанковские расчеты кредитных учреждений, расположенных на
территории его обслуживания;
-
Участвует в
предоставлении коммерческим банкам кредитов Банка России (в порядке
передоверия);
-
Во взаимодействии
со специализированными службами доставки обеспечивает централизованное
экспедирование почтовых расчетно-денежных документов на внутрирегиональном и
межрегиональном уровнях и др. [20, C. 118]
Головные РКЦ производят,
кроме вышеназванных названных, некоторые дополнительные операции, например,
проводят расчеты по итогам операций на организованном рынке ценных бумаг.
Таким образом, РКЦ
организуют расчетное, кредитное, кассовое и валютное пространство России и
являются проводниками денежно-кредитной политики Правительства РФ и
Центрального банка РФ. Для реализации возложенных на них функций
расчетно-кассовые центры открывают коммерческим банкам корреспондентские счета
и осуществляют постоянное наблюдение за движением средств на этих счетах.
Анализируя обороты и остатки денежных средств на корреспондентских счетах
коммерческих банков, расчетно-кассовые центры получают необходимую информацию о
состоянии текущей ликвидности коммерческих банков.
В Банке России с 2003
года проводится программа оптимизации расчетной сети. В рамках этой программы в
2009 году было ликвидировано 2 расчетно-кассовых центра. Общее количество РКЦ по
сравнению с 2003 годом сократилось почти вдвое и на конец 2009 года составляло
546 учреждений. [5, C. 127]
Полевые учреждения Банка
России предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и
организаций Министерства обороны РФ и иных органов безопасности.
Полевые учреждения стоят
особняком в организационной структуре Банка России. Это связано с "двойным"
подчинением полевых учреждений центральному банку и органам Министерства
обороны Российской Федерации. С одной стороны, полевые учреждения выступают
составной частью системы Банка России, решения о создании и ликвидации полевых
учреждений принимает Совет директоров Банка России (по согласованию с
Генеральным штабом Вооруженных сил Российской Федерации). С другой стороны,
полевые учреждения комплектуются из числа военнослужащих, которые, руководствуясь
военным законодательством, должны соблюдать принцип единоначалия. Согласно
банковскому законодательству, полевые учреждения являются воинскими
учреждениями и в своей деятельности руководствуются воинскими уставами, а также
Положением о полевых учреждениях Банка России, утверждаемым совместным решением
Банка России и Министерства обороны Российской Федерации.
Подобного рода двойственность делает полевые учреждения, с
одной стороны, похожими на территориальные учреждения Банка России, с другой —
существенно отличными от них.
Схожесть проявляется в том, что полевые учреждения:
1) Занимаются банковским обслуживанием юридических и
физических лиц;
2) Могут по разрешению Банка России эмитировать наличные
деньги в обращение;
3) Осуществляют в связи с деятельностью обслуживаемых ими лиц
организацию денежного обращения (наличных и безналичных расчетов);
4) При необходимости по
решению Банка России выполняют полномочия РКЦ, выполняющих, как отмечалось,
межбанковские и внутрибанковские расчеты кредитных учреждений, расположенных в
данном регионе;
5) В своей банковской деятельности регулируются исключительно
федеральными законами и нормативными актами Банка России.
Не менее заметно и отличие полевых учреждений от территориальных
учреждений обычного вида. Отличие состоит в том, что:
1) Клиентами полевых учреждений является особая категория лиц —
воинские части, учреждения и организации Минобороны России и иных государственных
органов; юридические лица обеспечивающие безопасность Российской Федерации;
физические лица, проживающие на территории объектов, обслуживаемых, в
соответствии с их особым статусом, только полевыми учреждениями;
2) Полевые учреждения, как правило, не имеют полномочий по
банковскому надзору, контролю и регулированию (за исключением регулирования денежного
обращения);
3) Вопросы дислокации полевых учреждений должны согласовываться
с Банком России;
4) Полевые учреждения могут создаваться и функционировать
непосредственно в гарнизонах, для обслуживания российских войск, расположенных
за пределами страны, создаваться и функционировать в этой связи на территории
иностранных государств;
5)
В своей деятельности
полевые учреждения руководствуются, о чем уже говорилось, как военным
законодательством, регулирующим их деятельность как воинских учреждений, так и
банковским законодательством, регулирующим их банковскую деятельность, а также
нормативными актами Банка России. [20, C. 120]
Численность сотрудников
полевых учреждений Банка России составляет на данный момент около 2100 человек
(2,98% от общей численности служащих Банка России) [5, C. 127].
В структуру Банка России
входят другие организации, обеспечивающие его деятельность: 13 банковских школ,
учебно-методический центр, центр подготовки персонала и 19 организаций,
подведомственных ЦБ РФ, в том числе подразделения безопасности и Российское
объединение инкассации, Центральное хранилище. Они играют огромную роль в
организации деятельности учреждений центрального банка, поддерживают его
эффективное функционирование.
Их подразделяют на:
-
учреждения,
поддерживающие функциональную деятельность Банка России в области регулирования
денежного оборота. К ним можно отнести вычислительные центры, центральные
хранилища, Российское объединение инкассации;
-
учреждения,
организующие информационное обеспечение центрального банка. Не случайно в
структуре управления Центрального банка Российской Федерации функционирует
Департамент информационных систем, руководителем которого по должности является
заместитель Председателя Банка России, в его обязанности входит также решение вопросов,
связанных с Главным центром информатизации, Межрегиональным центром
информатизации, развитием информационной системы, электронных банков данных,
сбора и обработки информации. Важное место здесь занимают также структуры,
обеспечивающие безопасность и защиту банковской информации, защиту платежных
документов;
-
учреждения,
обеспечивающие надлежащее функционирование системы с позиции ее технической
стороны. При Банке России действуют различные технологические центры;
-
учреждения,
обеспечивающие подготовку и переподготовку банковского персонала, методическую
сторону деятельности учебных центров;
-
учреждения,
организующие научные исследования банковской сферы. Немалую роль здесь играют
различные консультационные структуры (советы, центры), создаваемые в
международной практике не только в верхних эшелонах власти, но и на уровне
территориальных учреждений. [20, C.
121].
В этих организациях, не
имеющих прямого отношения к исполнению обязанностей центрального банка,
работает значительная часть сотрудников Банка России. Численность работников
Центрального хранилища составляет на данный момент около 5000 человек (6,94% от
общей численности служащих Банка России); подразделений социально-бытового
назначения – около 8700 человек (12,17% от общей численности служащих Банка
России). [5, C. 127].
Из вышесказанного можно
сделать вывод о том, что рассчетно-кассовые центры и полевые учреждения
фактически являются непосредственными
исполнителями задач, которыми и обуславливается необходимость существования ЦБ.
В действующем федеральном
законе № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)",
принятым Государственной Думой 10 июня 2002 года организационной структуре Банка России посвящены ст. 83-86 13 главы "Принципы
организации Банка России", а также глава 3 "Национальный банковский
совет и органы управления Банком России", в которой описаны органы
управления Банком России.
Основы современной организационной структуры Банка
России отмечены в ст. 83 как "единая централизованная структура" и "вертикальная
структура управления". Вертикальная структура управления наглядно отражена
в схеме 1 (см. стр. 17).
Ст. 84-85 посвящены территориальным учреждениям Банка России, ст. 86 – полевым учреждениям.
Свое начало ЦБ РФ берет в 19 веке. 31 мая 1860 года император Александр II подписал указ об образовании
Государственного банка Российской Империи. Этот акт стал одним из ключевых
звеньев в цепи "Великих реформ" экономической и
социально-политической сфер России. Создание Государственного банка явилось
решающим этапом модернизации банковской системы страны, он стал инструментом экономической
политики, ориентированной на стабилизацию финансовой системы и переход к
интенсивному развитию рыночной экономики. Банк сыграл заметную роль в
становлении двухуровневой модели банковской системы по образцу
западноевропейских стран, прямо поддержав создание сети негосударственных
банковских структур. [17, C.
29].
Центральный банк
Российской Федерации – правопреемник Государственного банка СССР – является
ведущим звеном двухуровневой банковской системы и занимает особое место в
народно-хозяйственной системе современной России. [17, C. 30].
Центральный банк
Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Первоначально он назывался
Государственный банк РСФСР. В июне 1991г. был утвержден его Устав (Банка
России), он был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В ноябре 1991г. в связи с
образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур
Верховный Совет РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории
РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования
экономики республики. На него возлагались функции Госбанка СССР по эмиссии и
определению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу
и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.
Первым законом о
Центральном банке в современной России был закон 1990 г. с изменениями от 1995 г, который был отменен действующим законом. Самым существенным
изменением в законе 2002 г. по сравнению с законом 1990 г. в структуре органов управления стало повышение статуса НБС от совещательного органа до
главного законодательного органа Банка России, а также изменение структуры
самого НБС, который до принятия нового закона состоял из 15 человек и
председателем в нем был Председатель Банка России. Фактически этим шагом к
высшему руководству ЦБ РФ были выдвинуты независимые от его деятельности люди,
не имеющие материальной или иной заинтересованности в его действиях, не имеющие
банковского образования и занимающие посты в других органах государственной
власти.
В апреле 2005 г. Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации была принята "Стратегия
развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года".
В соответствии с этим документом основной целью развития банковского сектора на
среднесрочную перспективу (2005—2008 гг.) является повышение его устойчивости и
эффективности функционирования.
Никаких резких изменений организационная структура Банка
России с принятия нового закона до сегодняшнего времени не претерпела. На
протяжении 8 последних лет Банком России проводилась
работа но совершенствованию организационной структуры, планомерному
реформированию системы структурных подразделений и оптимизации численности
аппарата, в результате чего общая численность сотрудников Центрального Банка
Российской Федерации уменьшилась на 11 тыс. человек, или на 15%. [5, C. 127; 6, С.139].
В
данной работе была рассмотрена сущность центральных банков как ключевого звена
кредитно-финансовой системы, освещены их функции и операции, подробно
рассмотрена и проанализирована их организационная структура. Также была
рассмотрена роль организационной структуры Центрального банка РФ в
функционировании экономики страны.
Существующая
организационная структура Банка России фактически еще окончательно не
сформировалась, еще идет плавное изменение, выражающееся, прежде всего, в
расформировании отдельных подразделений, перераспределении обязанностей между
ними, уменьшение численности штатных сотрудников. Также на предстоящие
изменения в организационной структуре указывает и размытость ее описания в федеральном
законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)",
несмотря на ее важность, поскольку именно с её помощью формируются и
определяются подходы и методы управления, определяются группы исполнителей,
разрабатываются системы контроля и внутриорганизационных взаимоотношений, то
есть осуществляются все необходимые действия, направленные на достижение
поставленных целей.
Центральный банк РФ должен быть независимым. Иначе он не
способен быть центральным в действительном смысле этого слова (большую или
меньшую часть его функций фактически будут выполнять какие-то иные органы).
В то же время независимость ЦБ РФ может и должна быть
относительной. Другими словами, в определенных моментах он не может не быть
зависимым. Вопрос лишь в том, от чего он должен быть зависим. Представляется,
что это должна быть зависимость, прежде всего и больше всего от потребностей
экономики страны (и от курса законодательной и исполнительной властей, если он
правильно отражает эти потребности).
Независимость ЦБ является необходимым условием эффективности
его деятельности, которая нередко вступает в противоречие с краткосрочными
целями правительства. В тоже время независимость ЦБ от правительства имеет относительный
характер в том смысле, что экономическая политика не может быть успешной без
четкого согласования и тесной увязки ее основных элементов: денежно-кредитной и
финансовой политики. В конечном счете, любой ЦБ в той или иной степени сочетает
черты банка и государственного органа. Аспект независимости, и в то же время
некоторой зависимости ЦБ от государства должен быть в первую очередь учтен при
организации рациональной организационной структуры.
В данный момент
организационная структура Банка России в целом построена в соответствии с
четырьмя общепринятыми принципами opганизационного построения ЦБ.
Главными органами
управления Банком России является Национальный банковский совет, Совет
Директоров и Председатель Банка России. Подотчетный им Центральный аппарат
состоит из различных Департаментов, которые осуществляют непосредственное
руководство и контроль над территориальными учреждениями (Главными управлениями
и Национальными банками) и другими организациями в составе Банка России в тех
сферах деятельности Банка России, в которых они на это уполномочены. Головные
РКЦ и РКЦ, которые организуют расчетное, кредитное, кассовое и валютное
пространство России и являются проводниками денежно-кредитной политики, т.е.
являются непосредственными исполнителями задач, возложенных на ЦБ, действуют как структурные подразделения территориальных
учреждений, и соответственно, напрямую им подчинены.
В заключение нужно
добавить, что для Центрального банка рациональная организационная структура
напрямую связана с разработкой прогноза платежного баланса Российской Федерации
и организации составления платежного баланса России, способствует укреплению
банковской системы России, поддержанием покупательной способности национальной
денежной единицы и стабильности кредитно-банковской системы страны. Роль
Центрального банка в нынешних условиях развития и стабилизации экономики
возрастает день ото дня, и поэтому следует в дальнейшем стремится к оптимизации
его организационной структуры.
1.
Конституции
Российской Федерации [Текст]: / Официальный текст с историко-правовым
комментарием – М.: Норма, 2004. – 128 с.
2.
Гражданский
Кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая и третья [Текст] – М.:
Омега-Л, 2003. – 416 с.
3.
Федеральный закон
от 27.06.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке
России)". – Информационно-правовая система "Консультант+".
4.
Федеральный закон
от 2.12.1990 N 394-1 "О
Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)" (Утратил силу). –
Информационно-правовая система "Консультант+".
5.
Годовой отчет
Центрального банка Российской Федерации за 2009 год[Текст] / Утвержден Советом
директоров Банка России 13.05.2010 – 277 с.
6.
Годовой отчет
Центрального банка Российской Федерации за 2002 год[Текст] / Утвержден Советом
директоров Банка России 29.04.2003 – 248 с.
7.
Алпатов Г. Е. Деньги.
Кредит. Банки [Текст]: учебник / Г. Е. Алпатов, Ю. В. Базулин — М.: ТК Велби,
Изд-во Проспект, 2003. — 624 с.
8.
Балабанов И. Т. Банки и банковское дело. Краткий курс [Текст]: учебное
пособие / И. Т. Балабанов, Н. А. Савинская – СПб.: Питер, 2004. – 312 с.
9.
Белоглазова Г.Н. Банковское дело [Текст]: учебник / Г. Н. Белоглазова,
Л. П. Кроливецкая — М.: Финансы и статистика, 2003. — 592 с.
10.
Жарковская Е. П.
Банковское дело [Текст]:
учебник / Е. П. Жарковская– М.: Омега-Л,
2005. – 440 с.
11.
Колесников В. И.
Банковское дело [Текст]: учебник / В. И. Колесников – М.: Финансы и
статистика, 1995. – 418 с.
12.
Коробова Г. Г. Банковское дело [Текст]: учебник / Г. Г. Коробова — М.:
Экономисть, 2006. — 766 с.
13.
Кравцова Г. И. Деньги, кредит, банки[Текст]: учебник / Г. И. Кравцова,
Г. С. Кузьменко, Е. И. Кравцов и др. — Минск: БГЭУ, 2003. — 527 с.
14.
Лаврушин О. И. Банковское дело [Текст]: учебник / О. И. Лаврушин, И. Д.
Мамонова, Н. И. Валенцева - М.: Финансы и статистика, 2005. - 672с.
15.
Лаврушин О. И. Управление деятельностью коммерческого банка [Текст]:
учебник / О. И. Лаврушин – М.: ЮРИСТЪ, 2006. – 688 с.
16.
Олейник О. М. Основы банковского права [Текст]: / О. М. Олейник— М.:
ЮРИСТЪ, 1999. — 424 с.
17.
Петров Ю. А. История Банка России. 1860 –2010 / Петров Ю. А. // Деньги и
кредит. – 2010. – № 6. – С. 29–30.
18.
Тютюнник А. В. Банковское дело [Текст]: / А. В. Тютюнник, А. В. Турбанов
- М: Финансы и статистка, 2005. – 608 с.
19.
Уткин Э. А. Нововведения в банковском бизнесе России [Текст]: учебник /
Э. А. Уткин, Г. И. Морозова, Н. И. Морозова – М.: Финансы и статистика, 2004. –
352 с.
20.
Фетисов Г. Г. Организация деятельности центрального банка[Текст]:
учебник / Г. Г. Фетисов, О. И. Лаврушин, И. Д. Мамонова – М.: КНОРУС, 2008. –
432 с.
21.
Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации в Интернете
[Электронный ресурс]: http://www.cbr.ru/.