Рефераты

Организация валютных расчетов при экспортно-импортных операциях на примере "Русфинансбанка"

Все удаленные дополнительные офисы Банка объединены единой защищенной корпоративной сетью и работают в едином информационном пространстве с Головным офисом.

В Банке используется система оперативного мониторинга банкоматной сети, позволяющая свести к минимуму случаи простоя и неработоспособности банкоматов.

В минувшем году большое внимание было уделено развитию систем дистанционного обслуживания клиентов. В течение года клиентам были установлены новые, более совершенные версии систем «Клиент-Банк» и «Клиент-WEB». Муниципальным учреждениям для передачи реестров на зачисление заработной платы (120 клиентов) установка системы «Клиент-Банк» была проведена бесплатно. Постоянно растут потребности в услугах систем «Автоинформатор» и «Телефон-Банк».

В 2007 году был введен в эксплуатацию новый сервер баз данных систем дистанционного обслуживания. Всего за год дополнительно было приобретено 52 единицы вычислительной техники и технологического оборудования.

Операции на межбанковском рынке.

В 2007 году был заключен ряд новых генеральных и банкнотных межбанковских соглашений, способствующий развитию операций Банка на финансовых рынках.

Банк начал работу на рынке депозитных операций с Банком России и сразу вышел на лидирующие позиции. Московская межбанковская валютная биржа наградила Банк почетной грамотой за 2-е место в номинации «Пионеры рынка». Среди региональных участников депозитного рынка по операциям с Центральным банком ОАО «Русфинансбанк» является лидером.

В 2007 году Банк продолжал активно проводить операции на рынке межбанковского кредитования. Партнерами Банка в этой работе являются 36 российских банков, с 4 из которых в 2007 году заключены генеральные соглашения. В период летнего банковского кризиса ОАО «Русфинансбанк» был одним из немногих банков, поддержавших ресурсами своих региональных партнеров.

На 01.01.2008 года Банку открыты кредитные линии в сумме 184 млн. рублей против 165 млн. рублей на 01.01.2007 года. Рост «чистых» кредитных линий на Банк составил 8,5 % по сравнению с прошлым годом, что характеризует Банк как надежного партнера по бизнесу и отражает расширение доверия к нему в банковской сфере региона.

Корреспондентские отношения.

В 2007 году продолжалась работа по развитию прямых корреспондентских отношений с крупными банками развитых стран и совершенствованию средств передачи платежных инструкций. Активно развивались корреспондентские отношения и с российскими банками.

Для подключения к системе денежных переводов «CONTACT» были открыты счета в 3-х валютах в АКБ «РУССЛАВБАНК». Для оптимизации расчетов и развития межбанковских отношений открыты корреспондентские счета в иностранной валюте в Уральском банке Сбербанка России.

Обороты по корреспондентским счетам за год выросли с 38,3 млрд. рублей в 2006 году до 48 млрд. рублей или на 25,4%. Сохраняется доля операций, проводимых через прямые корреспондентские отношения с российскими банками. Через корреспондентские счета в кредитных организациях прошло 21,5 % платежей Банка.

В 2007 году Центральный банк Российской Федерации увеличил на 50% лимит по внутридневным кредитам и кредитам «овернайт», предоставляемым ОАО «Русфинансбанк».

Операции с ценными бумагами.

За отчетный год вложения Банка в ценные бумаги выросли на 44,0%. В 2007 году был сделан решительный шаг на европейский рынок государственных облигаций. Сегодня ОАО «Русфинансбанк» один из немногих в регионе осуществляет операции с государственными облигациями, эмитентами которых являются государства, входящие в «группу развитых стран». Данные вложения являются наименее рисковым финансовым активом; доходность по операциям с Еврооблигациями иностранных государств 2007 году составила 11,7% годовых.

В 2007 году Банк начал работу на рынке субфедеральных ценных бумаг. Сформирован инвестиционный портфель данных ценных бумаг, в него вошли облигации так называемого «1-го эшелона» эмитентов, торгующихся на ММВБ. Постоянно проводятся спекулятивные операции с субфедеральными ценными бумагами.

Операции с иностранной валютой.

В сфере операций с иностранной валютой Банк проводил сбалансированную политику с целью минимизации растущего валютного риска. Банк продолжает работать с наличной иностранной валютой 4-х видов: доллары США, ЕВРО, фунты стерлингов, китайские юани. Сегодня ОАО «Банк «Екатеринбург» - единственный банк в регионе, осуществляющий операции с китайскими юанями.

Наличие лицензии на осуществление банковских операций со средствами в иностранной валюте дает Банку возможность предлагать своим клиентам услуги по расчетному обслуживанию их внешнеторговой деятельности, а также по проведению операций по сделкам между резидентами и нерезидентами. В связи с кардинальными изменениями в валютном законодательстве внедрены новые стандарты проведения валютных операций.

На 01.01.2008 г. количество паспортов сделки, оформленных по экспортно-импортным контрактам, принятым Банком на расчетное обслуживание, превысило уровень 2006 года по экспорту на 29,3 %, по импорту - на 24,8 %. Банк продолжает выполнять функции агента валютного контроля. Комиссия, взимаемая Банком за выполнение этих функций, остается одной из самых низких среди банков г. Челябинска, что позволяет клиентам Банка минимизировать затраты на осуществление валютных операций.

ОАО «Русфинансбанк» в 2007 году выступал основным расчетным центром для осуществления платежей по внешнеторговым сделкам муниципальных предприятий и учреждений г. Челябинска, подтверждая тем самым статус Муниципального Банка – "Банка для Города и горожан».

Кредитование.

В 2007 году Банк предоставил предприятиям и гражданам 17129 кредитов, что в 2 раза больше, чем в 2006 году. Общая сумма кредитования составила 1897,5 млн. рублей или на 39 % больше по сравнению с предыдущим отчетным периодом. При этом 24 тысячи держателей расчетных карт «Юнион Кард» (или на 17% больше, чем в 2006 году) получили возможность при необходимости воспользоваться краткосрочным кредитом «овердрафт». Величина кредитного портфеля Банка на 01.01.2008 года составила более 850 млн. рублей (включая овердрафты физических лиц).

Особое внимание в 2007 году было направлено на расширение спектра кредитных услуг, предоставляемых населению. Кредитование физических лиц осуществлялось как под залог имущества, так и под поручительство организаций, учреждений и индивидуальных предпринимателей. Реализовывались программы «Автокредитование», «Быстрый кредит». Также была разработана программа «Юнион-Кредит», целью которой является потребительское кредитование физических лиц-держателей карт «Юнион Кард», выданных в рамках «зарплатных» проектов. Кредит предоставляется на сумму до 300 тыс. рублей без поручителей и залога. Принятие программы «Юнион-Кредит» позволило в течение второго полугодия 2007 года выдать жителям города 1344 кредита на сумму 36,7 млн. рублей.

В целом в течение 2007 года Банк предоставил более 16300 кредитов гражданам города на сумму 316,3 млн. рублей, что в 2,7 раза больше, чем в 2006 году.

На 01.01.2008 г. заемщиками Банка было более 5800 физических лиц с общей величиной ссудной задолженности более 138,3 млн. рублей.

Реализация кредитной политики Банка в 2007 году осуществлялась в условиях изменения подходов к оценке кредитных рисков: определяющими факторами стали финансовое состояние заемщика и качество обслуживания долга.

Используя механизм кредитования, в отчетном году Банк неоднократно оказывал финансовую помощь жилищно-коммунальным предприятиям города для проведения ими расчетов с поставщиками за потребленные тепло-энергоресурсы. Общая сумма денежных средств, предоставленных предприятиям ЖКХ города в 2007 году, составила 344 млн. рублей.

Работа с населением.

Розничный бизнес ОАО «Русфинансбанк» характеризуется комплексным подходом с учетом специфических особенностей различных категорий населения. Расширение спектра услуг, предлагаемых населению, разнообразие видов вкладов позволило за год увеличить количество вкладчиков Банка в 1,3 раза. На 01.01.2008 года численность вкладчиков достигла 91,4 тысячи. Объем привлеченных ресурсов физических лиц вырос за 2007 год с 635 млн. до 705,7 млн. рублей или на 11,1%.

Для удобства владельцев пластиковых карт в 2007 году внедрена новая услуга – обслуживание карты российской платежной системы «Юнион Кард» и карты международной платежной системы MasterCard International c одного карточного счета. Это позволяет производить оплату товаров и услуг в торгово-сервисной сети на территории России и за рубежом и получать наличные денежные средства (в рублях РФ и любой иностранной валюте).

Банк постоянно работает над расширением своей банкоматной и терминальной сети для обслуживания владельцев банковских карт «Юнион Кард» и международных карт Eurocard/MasterCard. В 2007 году установлено 5 терминалов для обслуживания владельцев карт MasterCard/Cirrus-Maestro. По состоянию на 01.01.2008 года количество собственных банкоматов Банка достигло 20, количество терминалов – 21.

Держатели карт платежной системы «Юнион Кард" имеют возможность производить безналичные расчеты за товары и услуги. Около 330 торгово-сервисных предприятий города Челябинска принимают к оплате карты «Юнион Кард». Держателям расчетных пластиковых карт «Юнион Кард», открытых в рамках «зарплатных» проектов, Банк предоставляет краткосрочный кредит «овердрафт». В 2007 году таким кредитом воспользовались 14 тысяч человек, что в 2,2 раза превышает соответствующий показатель 2006 года.

Пользуются спросом у населения расчетные карты ОАО «Русфинансбанк» для безналичной оплаты нефтепродуктов, сопутствующих товаров и услуг. С их помощью можно произвести расчеты на 140 автозаправочных станциях города и области со скидкой от 2 до 8 процентов. За 2007 год расчетных карт было выпущено в 1,7 раза больше, чем в 2006 году. На 01.01.2008 года количество действующих расчетных карт достигло 1,5 тысяч.

В 2007 году Банк расширил спектр услуг по переводам денежных средств населения. Производятся переводы в рублях и иностранной валюте с открытием и без открытия банковского счета, в том числе, по системе «Вестерн Юнион» и по сети «CONTACT». Работу по приему и выдаче переводов по сети «CONTACT» Банк начал в конце 2007 года, что позволяет уже сейчас осуществлять переводы между всеми странами ближнего и 70 странами дальнего зарубежья.

Таким образом, ОАО «Русфинансбанк» является достаточно успешным банком, активно осуществляющим свою деятельность и постоянно улучшающий качество предоставляемых услуг своим клиентам, что предопределяет его деятельность на рынке банковских услуг как важную и обеспечивающую прибыльность в своей деятельности.

2.2. Организация валютных расчетов в ОАО «Русфинансбанк»


ОАО «Русфинансбанк» (далее - Банк) в соответствии с законодательством Российской Федерации выполняет валютные расчеты по экспортно-импортным операциям и является агентом валютного контроля при совершении через Банк юридическими и физическими лицами (резидентами и нерезидентами) (далее - Клиенты) валютных операций.

При осуществлении валютного расчетов сотрудники Банка руководствуются Законом "О валютном регулировании и валютном контроле", нормативными актами Банка России, внутренними положениями, инструкциями, регламентами и иными документами Банка, регламентирующими проведение валютных операций и осуществление валютного контроля.

Основными направлениями при организации валютных расчетов в Банке являются:

1) обеспечение экономических интересов Банка при совершении им и его Клиентами валютных операций, их учете и представлении информации и отчетности по ним органам валютного контроля;

2) определение соответствия проводимых Клиентами валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий, разрешений, договоров (контрактов), соглашений и других, предусмотренных законодательством Российской Федерации, документов;

3) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;

4) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте, а также в валюте Российской Федерации между резидентами и нерезидентами;

5) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.

Выполнение функций агента валютного расчетов в Банке возложено на отдел валютных операций.

Банк в своей деятельности руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, Уставом банка, решениями общих собраний акционеров банка, Совета Директоров, Правления, приказами и распоряжениями Президента банка и настоящим положением.

Задачами Банка являются:

1.            Организация выполнения банком валютных расчетов.

2.            Осуществление валютных расчетов в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и нормативными актами ЦБ РФ и ФТС РФ.

3.            Своевременное предоставление в ЦБ РФ достоверной отчетности о выполнении банком валютных расчетов в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и нормативными документами ЦБ РФ и ФТС РФ.

В целях решения возложенных на Банк задач, он выполняет следующие функции:

1.            Организация работы по осуществлению валютного контроля в головном офисе банка и ОПЕРУ (дополнительных офисах).

2.            Оформление Паспортов экспортных и импортных сделок.

3.            Осуществление контроля за поступлением в РФ выручки от экспорта товаров и услуг, своевременностью и полнотой осуществления обязательной продажи экспортной выручки.

4.            Осуществление контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте по контрактам, предусматривающим импорт в РФ товаров, работ, услуг.

5.            Осуществление контроля за обоснованностью покупки иностранной валюты в банке юридическими лицами и своевременностью осуществления платежей со специального транзитного валютного счета.

6.            Выполнение функций валютного контроля операций между резидентами и нерезидентами в рублях Российской Федерации.

7.            Осуществление контроля за соответствием операций по счетам

8.            физических лиц в иностранной валюте и по переводам физических лиц без открытия счета валютному законодательству и нормативным актам ЦБ РФ.

9.            Осуществление валютного контроля иных текущих валютных операций и операций, связанных с движением капитала в соответствии с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».

10.       Составление и направление в ЦБ РФ отчетности, предусмотренной нормативными актами ЦБ РФ и ФТС РФ.

11.       Подготовка ответов на запросы ЦБ РФ, ФТС РФ, других государственных органов, осуществляющих контроль за соответствием, осуществляемых банками и их клиентами валютных операций, валютному законодательству РФ.

12.       Проведение систематических проверок работы подразделений банка, осуществляющих валютные операции.

13.       Участие в подготовке кадров (обучение, стажировка, аттестация) для проведения валютных операций в других подразделениях и ОПЕРУ (дополнительных офисах) банка.

14.       Проведение мероприятий по повышению квалификации сотрудников.

Исходя из целей и направлений валютных расчетов Банк выполняет следующие функции:

1) осуществление контроля за полнотой и своевременностью поступления выручки от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, информации и исключительных прав на них) на открытые в Банке счета резидентов, осуществляющих экспорт товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, информации и исключительных прав на них);

2) осуществление контроля за обоснованностью оплаты резидентами (юридическими и физическими лицами) через Банк импортируемых товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности);

3) осуществление контроля за обоснованностью покупки иностранной валюты резидентами: юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

4) осуществление контроля за расчетами между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации, а также за операциями по счетам нерезидентов в валюте Российской Федерации, открытых в Банке;

5) осуществление контроля за переводом Клиентами иностранной валюты в Российскую Федерацию и из Российской Федерации с открытием счетов и без открытия;

6) осуществление контроля за получением Клиентами кредитов и предоставлением займов в иностранной валюте;

7) осуществление контроля за приобретением и отчуждением резидентами внешних ценных бумаг, нерезидентами – внешних ценных бумаг и внутренних ценных бумаг в безналичном порядке;

8) осуществление контроля за иными валютными операциями Клиентов.

Порядок осуществления валютных расчетов в Банке установлен: "Положением об отделе валютных операций"; "Перечнем контрольных функций, возлагаемых на сотрудников отдела валютного контроля"; "Инструкцией по осуществлению внешнеторговых операций резидентами - юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в ОАО «Русфинансбанк»; "Регламентом покупки и продажи иностранной валюты юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (резидентами и нерезидентами) на внутреннем валютном рынке Российской Федерации через ОАО «Русфинансбанк»; "Памяткой по осуществлению физическими лицами (резидентами и нерезидентами) переводов иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации из Российской Федерации и в Российскую Федерацию с открытием и без открытия счетов"; "Порядком резервирования и возврата суммы резервирования при осуществлении валютных операций в ОАО «Русфинансбанк»; "Технологией осуществления контроля за расчетами резидентов с нерезидентами, а также расчетами между нерезидентами в валюте РФ"; "Инструкцией о порядке регистрации и учета входящих и исходящих документов валютных расчетов в ОАО «Русфинансбанк»; иными внутренними документами Банка.

Валютные расчеты по импортным операциям в ОАО «Русфинансбанк» осуществляется на основе следующих положений:

1. Учет банком экспортных и импортных операций осуществляется на основании договоров (контрактов, соглашений), предусматривающих экспорт и импорт товаров на территорию РФ, оплачиваемых иностранной валютой или валютой РФ.

2. Расчеты по договорам об экспорте и импорте товаров осуществляются в безналичном порядке через расчетные рублевые или валютные счета, открытые в ОАО «Русфинансбанк»: текущий валютный счет для индивидуальных предпринимателей и специальный транзитный валютный счет для юридических лиц. Не допускается оплата товаров с банковского счета третьего лица-резидента, не являющегося импортером, если у импортера нет разрешения Банка России на осуществление такой операции.

3. Импортер обязан до осуществления валютной операции представить в ОАО «Русфинансбанк» паспорт сделки (ПС) в двух экземплярах, оригинал и копию контракта, на основании которого был составлен ПС, а также сведения о договоре.

В случаях если условиями контракта (изменений и /или дополнений к контракту) предусматривается, что срок между предварительной оплатой и датой ввоза товаров на таможенную территорию РФ превышает установленный законодательно, импортер наряду с вышеперечисленными документами должен представить в ОАО «Русфинансбанк» копию соответствующего разрешения Банка России.

4. В случае:

- отсутствия ввоза товаров на территорию РФ в течение установленного срока с даты оплаты (при отсутствии у импортера разрешения Банка России на отсрочку по ввозу товаров на территорию РФ);

- отсутствия документов, подтверждающих оплату обязательств по импортному контракту в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации для осуществления валютного контроля (договор, сведения о договоре).

ОАО «Русфинансбанк» в соответствии с требованиями информирует территориальное учреждение Банка России о допущенном клиентом нарушении валютного законодательства.

5. За выполнение функций агента валютного контроля по импортным контрактам банк взимает плату с клиентов-импортеров в размере, определяемом «Тарифами ОАО «Русфинансбанк» за оказываемые услуги при совершении юридическими и физическими лицами валютных операций».

6. Импортер в течение 15 календарных дней с даты принятия решения о выпуске товаров обязан представить в ОАО «Русфинансбанк» ксерокопию третьего листа ГТД (экземпляра импортера), которая удостоверяется оригинальным оттиском личной номерной печати и подписью должностного лица таможенного органа, либо ксерокопию и оригинал ГТД, заверенную самим импортером (подпись первого лица и печать импортера).

7. Оплата экспортируемых и импортируемых по договору товаров иностранной валютой осуществляется на основании представленного в ОАО «Русфинансбанк» заявления на перевод. Импортер при отсутствии средств на его валютном счете представляет в банк поручение на покупку иностранной валюты.

При покупке импортером иностранной валюты после ввоза товаров на территорию РФ (после таможенного оформления товаров) необходимо одновременно с представлением в ОАО «Русфинансбанк» поручения на покупку представить копию ГТД.

При покупке импортером иностранной валюты до ввоза товаров на территорию РФ импортер обязан открыть в ОАО «Русфинансбанк» банковский вклад (депозит) в валюте Российской Федерации в размере двадцати процентов от суммы средств в валюте Российской Федерации, за которую будет покупаться иностранная валюта, в срок не позднее дня, предшествующего дню зачисления купленной иностранной валюты на специальный транзитный валютный счет импортера. ОАО «Русфинансбанк» принимает поручение на покупку только при наличии заключенного с банком договора банковского вклада (депозита), содержащего условия о возврате банковского вклада (депозита) или его части.

В работе банка ОАО «Русфинансбанк» можно выделить следующие факторы в области валютных расчетов при экспортных и импортных операциях: факторы социально-экономического и правового характера. При совершении валютных расчетов при экспортно-импортных операциях банк в полной мере выполняет все возложенные на него функции как агента валютного контроля со стороны Центрального банка, так и агента валютных расчетов со стороны клиентов, осуществляющих экспортно-импортные операции.


2.3 Направления совершенствования валютных расчетов


Основные направления в сфере реформирования системы организации валютных расчетов при экспортных и импортных операциях в РФ должны включать в себя следующие принципиальные положения.

1. Концентрация полномочий по валютному контролю за экспортными и импортными операциями и противодействию незаконному вывозу капитала в руках одного органа, который бы совмещал в себе функции центра по сбору и обработке финансовой информации, связанной с утечкой и отмыванием капиталов, и финансовой полиции. По такому пути борьбы с отмыванием капиталов пошли: Франция (Тракфин), Гонконг (Объединенное агентство финансовых расследований), Нидерланды (Офис по регистрации подозрительных операций), Испания (Исполнительное агентство Комиссии по предотвращению отмывания капиталов). США и Германия, избравшие вначале путь множественности государственных служб, ответственных за сбор и анализ финансовой информации, уже пришли к выводу о необходимости создания единого органа: соответственно ФинСен и Федеральное ведомство по надзору за кредитной системой.

Основываясь на международном опыте, можно утверждать, что формирование такого Центра создаст условия для эффективной борьбы с отмыванием капиталов и координации работы по валютным расчетам и валютному контролю. Наличие единой централизованной базы данных, организованной с использованием современных технологий, даст возможность обрабатывать огромные массивы информации о совершенных сделках и финансовых потоках. Одной из задач Центра могла бы стать целенаправленная проверка происхождения инвестиций, направляемых в Российскую Федерацию.

2. Передача функций валютного регулирования в исключительную компетенцию Банка России. Целесообразность такой меры объясняется тем, что в соответствии с законодательством на Банк России возложены функции реализации политики обменного курса, управления золотовалютными резервами и составления платежного баланса страны. Тем самым Банк России в максимальной степени отвечает требованиям, которые предъявляются к органу валютного регулирования.

3. Углубление сотрудничества с органами валютного контроля за импортными операциями и противодействия отмыванию денег за рубежом путем заключения двусторонних и многосторонних соглашений в области борьбы с незаконными валютными операциями и возврата незаконно вывезенных капиталов.

Существующая система расчетов в «Русфинансбанке», связанная с поступлением валютной выручки от импорта является слишком громоздкой, что негативно сказывается на ее эффективности. Среди предлагаемых путей совершенствования системы валютных расчетов и их контроля можно назвать введение непосредственного обмена информацией между таможней и уполномоченным банком, когда сведения о непоступивших в установленные сроки валютных средствах передаются из банка в таможню, производившую таможенное оформление.

К факторам социально-экономического характера, воздействующим на результативность осуществления валютных расчетов в Уральском регионе, где осуществляет свою деятельность «Русфинансбанк», можно, в частности, отнести:

1. Высокая концентрация крупных промышленных предприятий, к которым не применяются какие-либо санкции в силу их высокой социально-политической и экономической значимости. Здесь, в принципе, более важно даже не столько количество таких предприятий, сколько значительный объем их экспортно-импортных операций: в случае НТП суммы нарушений также оказываются довольно ощутимыми.

2. Большое количество неплатежеспособных предприятий-участников внешнеэкономической деятельности. К ним относятся, прежде всего, государственные предприятия (в том числе, многие научно-производственные объединения). Данная ситуация является следствием неблагоприятной экономической и политической конъюнктуры, сложившейся за последнее десятилетие, и может быть урегулирована на государственном уровне путем проведения целенаправленной политики поддержания отечественных производителей и стимулирования развития наукоемких и высокотехнологичных отраслей промышленности.

Для повышения эффективности осуществления валютного расчетов при экспортно-импортных операциях можно предложить введение следующей меры: приостановление (до момента уплаты наложенных штрафов) экспортных операций предприятий, неоднократно совершавших нарушения валютного и таможенного законодательства и имеющих по вынесенным таможенными органами постановлениям крупные суммы начисленных, но не уплаченных штрафов. Это жесткая мера может быть введена только федеральным законом, и, говоря объективно, в настоящее время она вряд ли применима, так как, если предприятие – крупный импортер, приостановление оформления на экспорт товаров до момента уплаты наложенных штрафов принесет значительный урон не только самому предприятию, но и, как следствие, государству; если же импорт неплатежеспособен, то данная мера в принципе может привести к его банкротству, что также не в интересах государства.

Повысить эффективность осуществления валютных расчетов за поступлением валютной выручки могут следующие меры урегулирования:

1. Введение лицензирования деятельности юридических лиц, занимающихся регистрацией и продажей фирм. Данная мера позволит определить лиц, которые будут нести ответственность за правонарушения, выражающиеся в непоступлении валютных средств от импорта.

2. Введение специальной регистрации в таможенных органах участников внешнеэкономических отношений, основным направлением деятельности которых является импорт сырья. Данная процедура предусматривает проведение дополнительных проверок на предмет обеспечения законности при регистрации юридических лиц, проверок финансового состояния, получение более полных сведений о физических лицах и учредителях фирм.

3. Разработка системы мероприятий по более широкому привлечению к процессу декларирования экспортных товаров института таможенных брокеров.

Исследование товарной структуры нерепатриации валютной выручки, выручки валюты РФ и анализ основных факторов, влияние которых негативно сказывается на результатах валютных расчетов за репатриацией валютных средств от экспорта и импорта, свидетельствуют о необходимости совершенствования системы валютных расчетов с целью повышения эффективности работы по осуществлению валютного контроля за поступлением валютной выручки от экспорта и импорта товаров.

В ходе совершаемых банком операций предлагается упростить систему расчетов по экспортно-импортным операциям, а также, в связи с тем, что банк располагается в промышленном районе, где находится большое количество промышленных предприятий, осуществляющих как экспортные, так и импортные операции, приложить все усилия для расширения клиентской базы, осуществляющей свою деятельность на внешнеэкономическом фоне.


Заключение


Одной из глобальных проблем общественного производства является максимально полное удовлетворение потребностей населения, что практически невозможно без постоянного широкого обмена товарами между странами.

В процессе осуществляемых в Российской Федерации рыночных преобразований и связанных с ними структурных реформ существенную роль призвана сыграть внешнеэкономическая деятельность хозяйствующих субъектов различных форм собственности, охватывающая широкий спектр направлений, интересов и механизмов для реализации стоящих перед обществом задач. Внешнеэкономическая деятельность позволяет через участие в международном разделении труда обеспечить ускоренное развитие экономики страны.

Появление на международных рынках наряду с государственными структурами различных коммерческих организаций обусловило необходимость дальнейшей разработки финансового и внешнеторгового законодательства, создания нормативной базы учета валютных операций и валютного контроля за внешнеэкономическими сделками. Валютные операции должны быть направлены на обеспечение соблюдения валютного законодательства, полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям. Формирование системы валютного контроля осуществляется в рамках действующей системы налогообложения с учетом изменений и дополнений.

Соблюдение правовых норм во внешнеэкономической деятельности находится в прямой зависимости от постановки и организации бухгалтерского учета.

Для целей осуществления валютных расчетов и их контроля применяется паспорт сделки. Паспорт сделки оформляется резидентом в уполномоченном банке при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Паспорт сделки содержит сведения, необходимые для обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами.

Основные преимущества ОАО «Русфинансбанк» в сфере валютных расчетов:

- Высокий авторитет банка в органах валютных расчетов как уполномоченного банка, четко выполняющего функции агента валютных расчетов.

- Долговременное сотрудничество, благоприятные отношения и взаимопонимание с органами валютных расчетов.

- Возможность получения всех необходимых для клиента бесплатных консультаций, в том числе по вопросам валютных расчетов на стадии подписания внешнеторговых контрактов, на любом этапе операций валютного контроля по соответствующему контракту.

- Точность и быстрота оформления Паспортов сделок по мере обращения клиентов.

- Своевременное информирование клиентов о новых нормативных актах по валютному регулированию и валютному контролю и проведение для клиентов встреч-семинаров по их применению.

- Немедленное реагирование на все изменения, вносимые в нормативные акты, регулирующие валютные расчеты. Разработка соответствующих информационных писем для клиентов Внешторгбанка, разъясняющих применение нормативных актов на практике.

- Проведение совместных совещаний, персональных встреч с клиентами Внешторгбанка по вопросам валютного контроля.

- Тарифные ставки банковской комиссии за выполнение функций агента валютного контроля не превышают минимума, установленного валютным законодательством. Возможность применения льготных ставок банковской комиссии для корпоративных клиентов.

- Бесплатное обслуживание клиентов Внешторгбанка в части осуществления валютного контроля, выходящего за рамки таможенно-банковского контроля.

- Основные слагаемые банковского маркетинга, на которых акцентировано внимание банка при осуществлении валютного контроля.

Продукт: Паспорта сделок клиентов банка и отчетность по осуществлению операций по этим сделкам.

Основные потребители продукта: клиенты банка.

Цены: размер комиссионного вознаграждения за выполнение функций по валютным расчетам согласно Тарифу комиссионного вознаграждения банка.

Все выше указанные направления несут высокоорганизованные расчеты по экспортно-импортным операциям.

Персональное обслуживание клиентов: подготовка информационных писем клиентам, проведение совместных совещаний, переговоров, консультирование, в том числе на этапе оформления внешнеторговых контрактов для приведения условий контрактов в соответствие с нормами валютного законодательства.

Базовым документом валютного контроля является Паспорт сделки по экспорту либо импорту товаров. Паспорт сделки оформляется клиентом в банке и содержит необходимые для осуществления валютного контроля сведения о внешнеэкономической сделке, изложенные в стандартизированной форме. Паспорт сделки оформляется по каждому экспортному, импортному контракту в одном уполномоченном банке.


Библиографический список


1.                 Абрамов В. Валютное регулирование и валютный контроль. //Закон. – 2006. – № 6. – С. 94-97.

2.                 Адаменко Ю.Н., Люкевич И.Н. Выполнение банками функций агента валютного контроля. //Деньги и кредит. – 2008. –№ 3. – С. 35-39.

3.                 Анализ тенденций развития российской экономики в 2008 году / Под ред. Е.Гайдара и др. – М.: ИЭПП, 2007.

4.                 Астахов В.П. Валютные операции: Внешнеэкономическая деятельность и уполномоченные банки, бухгалтерский учет, валютный контроль. – М.: Ось-89, 2006. – 207 с.

5.                 Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному Закону "О валютном регулировании и валютном контроле": Постатейный. – М.: Юстицинформ, 2008. – 233 с.

6.                 Валютное регулирование и валютный контроль внешнеэкономической деятельности/Сост. С. В. Коренева, Д.А. Ларин. – М.: ТИРЕКС, 2005. – 128 с.

7.                 Валютное регулирование и валютный контроль за экспортно-импортными операциями. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2008. – 280с.

8.                 Валютное регулирование и валютный контроль: Сб. док. /Сост. В.В. Чистюхин, Е.В. Шакина. – М.: МЦФЭР, 2004. – 399 с.

9.                 Валютный контроль. //Консультант директора. – 2008. – № 6. – С. 43-48.

10.            Варагин В.С., Карпушин А.В. О состоянии и направлениях развития валютного контроля за вывозом капитала из Российской Федерации. //Банковское дело. – 2007. – № 7. – С. 2-8.

11.            Володин Ф.Г. Валютная политика ЦБ: структурный анализ и новации //Банковские услуги. – 2007. – № 5. – С. 2-10.

12.            Григорьев А. Практика внешнеэкономической деятельности. - М.: Паимс, 2004.

13.            Елизарова А.Н. Новое в валютном контроле РФ за экспортно-импортными операциями. // Вестник СыктГУ, сер. 6 Экономика, управление, право. Вып. 3. - Сыктывкар, 2006.

14.            Емелин А.В. О порядке совершения валютных операций в соответствии с Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле" //Деньги и кредит. – 2008. – № 1. – С. 21-26.

15.            Импорт и валютный контроль //Коллегия. ТОМ 3, – № 4, – 2007

16.            Инструкция от 15 июня 2004 г. N 117-И О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок// Зарегистрировано в Минюсте 17 июня 2004 г. № 5859 Центральный Банк РФ.

17.            Козырин А.Н. Валютный контроль внешнеторговой деятельности: Юрид. справ. – М.: Новый юрист, 2008. – 157 с.

18.            Комментарий к Федеральному закону "О валютном регулировании и валютном контроле"/ Общ. ред. М. Ю. Тихомирова. – М.: Юринформцентр, 2004. – 123 с.

19.            Купцев А.Г. Перспективы развития валютного контроля за импортными операциями в Российской Федерации//Банковская система на рубеже веков: Материалы II научно-практической конференции. – Тюмень, 2005.

20.            Курбангалеева О.А. Валютные операции – М.: Вершина, 2003. – 251 с.

21.            Мальцев А.А. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации: Учебное пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. Гос. экон. Ун-та, 2004. – 223 с.

22.            Международные экономические отношения: под ред Жукова Е.Ф. – М.: 2007.

23.            Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф., “Основы менеджмента”: пер. с англ. – М.: Дело, 2000.

24.            Мировая экономика: Учеб. пособие для вузов/Под ред. проф. И.П.Николаевой.-2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

25.            Норберт Т., “Управление изменениями”// http://www.cfin.ru/management/change_management.shtml

26.            О валютном регулировании и валютном контроле: Федеральный закон: от 05 июля 2007 г.

27.            О государственном регулировании внешнеторговой деятельности// Российская газета. –1995. – 24 октября.

28.            Основы внешнеэкономических знаний. Отв. ред. И.П.Фаминский. –М.: «Международные отношения», 2008.

29.            Пашкова, Г. Шорохов. Создание системы содействия экспорту в России. // Внешняя торговля. –2007. –№1-3

30.            Пещанская И.В. Организация деятельности коммерческого банка: Учеб. пособие для вузов по экон. специальностям. – М.: ИНФРА-М,2006. – 319 с.

31.            Попов С.А., “Стратегическое управление”. - Модульная программа для менеджеров. Часть 4. - М.: Инфра-М, 2000.

32.            Попова Т.О., “Миссия, стиль, имидж компании как составляющие ее успешной работы”// “Маркетинг и маркетинговые исследования в России”, №5 – 2007, с. 26-32.

33.            Пью Д.С., Хиксон Д.Дж., “Исследователи об организациях”: Хрестоматия, 4-е издание. Penguin Books.

34.            Райхлин Э., “Основы экономической теории: внешнеэкономические отношения”. – М.: 2007.

35.            Руководство и власть. – Курс BZR 654 “Эффективный менеджер”, книга 7. – МЦДО “ЛИНК”.

36.            Савин В.А., “Эффект внешнеэкономических связей России: подходы к его численному определению” // http://www.dis.ru/ market/archiv/2007/6

37.            Савчук В.П., “Оценка эффективности инвестиционных проектов”// http://www.cfin.ru/finanalysis/savchuk/7.shtml

38.            Сапожников Н.В. Валютные операции коммерческих банков: Правовое регулирование: Практ. пособие. – М.: Юристъ, 2008. – 254 с.

39.            Сергеев М., “Предпринимательский риск и стратегии предпринимателя”// http://www.fact.ru/archiv/num01/serg.html

40.            Сильвестров С.К. Внешнеэкономическая деятельность субъектов. - 2005.

41.            Современные теории внешнеэкономических отношений. – сборник статей. М., ИНИОН, 2002.

42.            Справочник по валютным операциям коммерческого банка: В 2 ч./ В.С. Ляховский, Д.В. Коробейников, П.А. Серебряков, Н.И. Кочеткова. – М.: Гелиос АРВ, 2003. – Ч. 1. – 2003. – 493 с.

43.            Стройкина С., Островская О., “Потребление растительного масла россиянами”// http://www.romir.ru/market/potreb/10_2001/seed-oil.htm#top

44.            Сумароков Е. Привлечение капитала в российскую экономику: взаимодействие структурной политики и инструментов валютного контроля. //Консультант директора. – 2006. – № 2. – С. 33-36; № 5. – С. 27-30.

45.            Сумароков Е. Привлечение капитала в российскую экономику: взаимодействие структурной политики и инструментов валютного контроля. //Консультант директора. – 2008. – № 2. – С. 33-36; № 5. – С. 27-30.

46.            Терещенко Л.К. Валютный контроль. //Право и экономика. – 2007. – № 17/18. – С. 78-83.

47.            Ткачева Е. Новое в валютном регулировании //Финансовый директор. – 2007. – № 7/8. – C.120-123.

48.            Управление проектами: под ред. Шапиро О.В. – СПб, 2006.

49.            Фомичев В.И., “Международная торговля”. - М.: ИНФРА-М, 2007.

50.            Хохлов Н.В., “Управление риском”: учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.

51.            Чернов В.В. Теоретико-игровая интерпретация проверочной деятельности регионального органа валютного контроля //Финансы и кредит. – 2007. – № 24. – С. 39-46.

52.            Чернов В.В. Теоретико-игровая интерпретация проверочной деятельности регионального органа валютного контроля //Финансы и кредит. – 2007. – № 24. – С. 39-46.

53.            Шалашов В.П. Валютные расчеты в Российской Федерации: При экспортно-импортных операциях. – М.: Бизнес-шк. Интел- Синтез, 2008. – 364 с.

54.            Шалашов В.П. Валютные расчеты в Российской Федерации: При экспортно-импортных операциях. – М.: Бизнес-шк. Интел- Синтез, 2001. – 364 с.

55.            Шалашова Н.В. Валютный контроль внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации //Внешнеэкономический бюллетень. – 2007. – № 10. – C. 50-59.

56.            Шалашова Н.В. Валютный контроль внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации //Внешнеэкономический бюллетень. – 2006. – № 10. – C. 50-59.

57.            Экономика предприятия: учебник/ под ред. проф. О.И. Волкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004.

58.            Эрделевский А.М. Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле": Коммент. – М.: Юрид. лит, 2008. – 287 с.

59.            Эрделевский А.М. О вывозе иностранной валюты. //Деньги и кредит. – 2008. – № 3. – С. 40-43.

60.            Юлдашева О.У., “Исследование рыночного потенциала регионов”// “Маркетинг и маркетинговые исследования в России”, №4 – 2007, с. 72-75.


Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты