Организация вексельного обращения в коммерческом банке
p> 1.9. Значение вексельного обращения
Таким образом анализ развития основ вексельного права показывает, что
вексель, являясь средством оформления кредита, предоставляемого в товарной
форме продавцами покупателям в виде отсрочки уплаты денег за проданные
товары, способствует ускорению реализации товаров и увеличению скорости
оборота оборотных средств, что приводит к уменьшению потребности
хозяйствующих субъектов в кредитных ресурсах и в денежных средствах в целом
[42-44].
Достижение отмеченного выше требует чтобы: - чтобы срок векселя соответствовал действительным срокам реализации товаров. В противном случае не гарантируется оплата векселя в срок; - оформление векселями только товарных сделок, имеющих целью действительное передвижение реальных ценностей.
В этой связи совершенно недопустимым являются так называемые дружеские
и бронзовые векселя, так как ничего общего с фактическими сделками они не
имеют. В их основе лежит стремление получить дешевый кредит у третьего лица
путем выписки векселей друг на друга (дружеские векселя) или выписки
векселей на вымышленных лиц (бронзовые векселя). Установление факта выписки
бестоварного векселя возможного только при информированности о
взаимоотношениях между векселедателем и плательщиком, характере их
хозяйственных связей или при предъявлении сразу двух векселей указанных лиц
в один банк.
Возможность передачи векселя с помощью передаточной надписи
(индоссамент) увеличивает обращаемость векселя и добавляет к выполняемой им
функции кредитного инструмента еще одну - средства для погашения долговых
требований.
Погашение целого ряда обязательств при помощи такого векселя без
участия денег позволяет уменьшить потребность в них.
2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕКСЕЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
2.1. Анализ современного положения в области правового регулирования применения векселя в России.
Восстановление вексельного обращения в стране, где забыли о
существовании этого рыночного инструмента, не может не сталкиваться с
огромными трудностями организационного, правового и даже психологического
характера. Навыки работы с векселем утрачены. Почти нереальным кажется
сейчас существование в дореволюционное время и в период нэпа в России
обширной правовой и экономической литературы, посвященной роли векселя в
хозяйственной жизни, проблемам вексельного права. Поколения экономистов и
юристов учились по пособиям, отводившим характеристике векселя пару страниц
[47-48].
До 1991 года основным нормативным актом, регулирующим работу с
векселем, являлось Положение о переводном и простом векселе, введенное в
действие постановлением ЦИК и СНК СССР № 104/1341 от 7 августа 1937 года в
связи с присоединением СССР к Женевской конвенции, устанавливающей
единообразный закон о переводном и простом векселе. Но поскольку во
внутреннем обороте в связи с запрещением товарного кредитования вексель не
использовался, данный акт предназначался исключительно для обслуживания
международных расчетов.
В 1991 году действие Положения на территории России было подтверждено
постановлением Президиума верховного Совета РСФСР от 24 июня 1991 года №
1451-1 “О применении векселя в хозяйственном обороте РСФСР”. Это
постановление разрешало предприятиям, организациям и учреждениям
использовать вексель для оформления сделок по товарным кредитам внутри
страны.
Весной 1994 года появилась и начала законодательно оформляться идея
выпуска казначейских векселей. По этому поводу было выпущено постановление
правительства от 14.04.94 № 321 “О выпуске казначейских векселей 1994 года
Министерством финансов Российской Федерации”. Позднее эта идея
трансформировалась в идею выпуска казначейских обязательств.
Еще одним шагом на пути восстановления и унификации вексельного
обращения явился Указ Президента РФ от 23.05.94 № 1005, в соответствии с
которым предполагалось введение векселей единого образца.
В настоящее время основным нормативным актом, регулирующим работу с
векселем в Российской Федерации, является Федеральный Закон от 11 марта
1997 года № 48-ФЗ “О переводном и простом векселе”, базирующийся на
положениях Женевской Конвенции от 7 июня 1930 года, устанавливающей
Единообразный закон о переводном и простом векселях.
Кроме него применение векселя регулируют следующие нормативные акты: - Гражданский Кодекс Российской Федерации; - Указ президента Российской Федерации от 23 мая 1994 года № 1005 “О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве”; - Указ президента Российской Федерации от 26 сентября 1994 года № 1094 “Об оформлении взаимной задолженности предприятий и организаций векселями единого образца и развитии вексельного обращения”; - Указ президента Российской Федерации от 9 августа 1994 года № 907 “О проведении на территории Российской Федерации взаимных зачетов задолженностей предприятий”; - Письмо Минфина РФ от 31 октября 1994 года № 142 “О порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций с векселями, применяемыми при расчетах организациями за поставку товаров, выполненные работы и оказанные услуги” (в ред. Письма Минфина РФ от 16 июля 1996 года № 62); - Инструкция о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР (Утверждена приказом Министра юстиции РСФСР от 6 января 1987 года № 01/16-01); - Письмо Минфина РФ от 17 августа 1995 года № 90 “Об условиях выпуска векселей Министерства Финансов Российской Федерации для восстановления коммерческим банкам собственных кредитных ресурсов взамен погашенных с их корреспондентских счетов централизованных кредитов процентов по ним
Центральному Банку Российской Федерации без уплаты средств заемщиками”; - Письмо Госналогслужбы РФ от 30 августа 1996 года № ВГ-6-13/616 “По отдельным вопросам учета и отчетности для целей налогообложения”; - Телеграмма Центрального Банка РФ от 5 июля 1996 года № 99-96 “О бездокументарных векселях”.
Федеральным органом исполнительной власти по проведению
государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за
деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению
прав инвесторов, акционеров и вкладчиков является Федеральная комиссия по
ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации
(ФКЦБ). Она создана в соответствии с Федеральным Законом от 22 апреля 1996
года № 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг” и Указом Президента Российской
Федерации от 01 июня 1996 года, подчиняется непосредственно Президенту
Российской Федерации, является коллегиальным органом и состоит из 6
человек. Члены ФКЦБ назначаются и освобождаются от должности Президентом
Российской Федерации.
Комиссия разрабатывает основные направления развития фондового рынка,
координирует деятельность государственных органов по вопросам его
регулирования, устанавливает требования к проспектам эмиссии и операциям с
ценными бумагами, лицензирует различные виды профессиональной деятельности
на рынке. В функции ФКЦБ входит контроль за соблюдением эмитентами,
профессиональными участниками рынка ценных бумаг требований
законодательства Российской Федерации.
К сожалению, законотворческая деятельность, направленная на
организацию и регулирование вексельного обращения, сопровождается досадными
коллизиями. Так статьей 4 Закона на векселе предусмотрено, что переводной и
простой вексель должен быть составлен только на бумаге (бумажном носителе).
Вместе с тем Постановлением Федеральной комиссии по ценным бумагам и
фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации от 21 марта 1996
года № 5 “Об утверждении положения об обращении бездокументарных простых
векселей на основе учета прав их держателей, положения о сертификации
операторов системы обращения бездокументарных простых векселей, стандарта
деятельности участников системы обращения бездокументарных простых
векселей” вводилось понятие и стандарт “бездокументарного векселя”, то есть
векселя, исполненного не на бумажном носителе, а в электронном виде. При
этом для придания постановлению вида законного нормативного акта в
преамбуле постановления была сделана ссылка на то, что возможность
существования бездокументарных векселей вытекает из требований Указа
Президента Российской Федерации от 4 ноября 1994 года № 2063 “О мерах по
государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации” и
в соответствии с частью второй статьи 4 Федерального закона от 30 ноября
1994 года № 52-ФЗ “О введении в действие части первой Гражданского кодекса
Российской Федерации”. В качестве цели введения таких векселей было
провозглашено разрешение проблемы взаимных неплатежей между субъектами
предпринимательской деятельности.
При этом нормативные документы, на которые делались ссылки, не
цитировались, а ссылка на Указ не была конкретизирована. Тем не менее, в
Указе ни слова не сказано о бездокументарных ценных бумагах, но говорится
лишь о правах ФКЦБ (в том числе и о праве ФКЦБ разрабатывать стандарты
ценных бумаг), а часть вторая статьи 4 Закона № 52-ФЗ говорит лишь о том,
что нормативные акты, изданные до введения в действие части первой ГК РФ,
продолжают действовать до принятия соответствующих законов. Статья 149 ГК
РФ предусматривает возможность существования бездокументарных ценных бумаг,
в том числе и ордерных (разновидностью которых является вексель), но
оговаривают эту возможность действием закона. Таким образом, налицо было
явное смещение понятий — до введения первой части ГК РФ закона и указа
Президента о бездокументарных ценных бумагах принято не было, а право ФКЦБ
устанавливать стандарты таких бумаг уже было ограничено статьей 149 ГК РФ.
Первым в ситуации разобрался Центральный банк РФ. Уже 5 июля 1996 года
телеграммой № 99-96 ЦБ РФ сообщил, что постановление ФКЦБ противоречит
Единообразному закону и запретил кредитным учреждениям обязываться по
бездокументарным векселям и совершать с ними какие-либо действия.
Тем не менее, официально постановление ФКЦБ не отменено.
Далее, статьей 2 Закона о векселе определен круг лиц, которые могут
использовать векселя. К их числу относятся граждане и юридические лица
Российской Федерации. Для самой Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации, городских, сельских, поселковых и других муниципальных
образований предусмотрено ограничение, заключающееся в том, что они имеют
право обязываться по вексель только в случаях, специально предусмотренных
федеральным законом. При этом не имеется в виду конкретный закон, но
единственно требованиями Положения о переводном и простом векселе
пользоваться нельзя. По состоянию на начало 1998 года в развитие данной
статьи федеральных законов не принималось.
Следовательно, если одним из одним из перечисленных субъектов
хозяйственных отношений предъявляется в качестве платежного средства
вексель, датированный позднее 21 марта 1997 года (даты официального
вступления в силу Закона о векселе), данная операция должна однозначно
расцениваться как незаконная.
Ряд статей Женевской Конвенции от 7 июня 1930 года предусматривает
прямую обязанность национальных законодателей развития положений
Единообразного закона. Эти положения касаются в частности несостоятельности
плательщика и векселедателя как условия, при котором возможно обращение
иска против обязанных лиц. Вместе с тем в вексельном праве РФ понятие
несостоятельности не определено. В связи с этим возникает вопрос: считается
вексельное право в стране действующим и не противоречащим Единообразному
закону, если в национальном законодательстве не отражены позиции,
обязательные к отражению в соответствии со статьями 10 и 17 приложения № 2
Женевской Конвенции.
Еще один пробел в законодательстве связан с взиманием гербового сбора
с векселей. Одновременно с Женевской Конвенцией, устанавливающей
Единообразный закон о переводном и простом векселях, в Женеве в тот же
день, 7 июня 1930 года, была принята Конвенция о гербовом сборе в отношении
переводных и простых векселей, статья 1 которой предусматривает, что
страны, присоединившиеся к Конвенции о переводном и простом векселе,
обязаны изменить свои законы в том смысле, что действенность обязательств,
взятых на себя по переводному и простому векселю, или осуществление
вытекающих из них прав, не может быть обусловлена соблюдением постановлений
о гербовом сборе. То есть, действительность векселя не должна ставиться в
зависимость от того, уплачен гербовый сбор или нет. В российском
законодательстве такое уточнение не вносилось. Более того, пунктом 3
Постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 июня 1991 года №
1451-1 (ныне отмененного) предписывалось взимание гербового сбора по
операциям с векселями в размерах, установленных Постановлением Совмина
РСФСР от 8 февраля 1991 года № 87 “О ставках гербового сбора по операциям с
ценными бумагами”. Это дало основание некоторым исследователям проблем
вексельного обращения считать уплату гербового сбора необходимым атрибутом
действительности векселей. С точки зрения формального чтения отдельно
взятых положений это заключение являлось само собой разумеющимся. Но
требование уплаты гербового сбора, по существу, явилось мертворожденным.
Дело в том, что упомянутое постановление № 87 относилось к эмитируемым
ценным бумагам, а вексель является ордерной. Причем основная проблема не в
наименовании, а в экономическом содержании понятий — номинальная сумма
эмиссии, являющаяся базой для обложения гербовым сбором, и вексельная сумма
совсем не одно и то же. Кроме того, уже 12 декабря 1991 года был принят
Закон РФ № 2023-1 “О налоге на операции с ценными бумагами”, который
фактически прекратил действие постановления № 87. При принятии Закона о
векселе положения постановления № 1451-1 были отменены (в том числе и в
отношении гербового сбора), но требования статьи 1 упомянутой Конвенции все-
таки выполнены не были. Таким образом, возникает вопрос о действительности
существования всех обращающихся векселей. Разумеется, причина чисто
формальная, но эта причина может быть применена в качестве повода для ухода
от ответственности не только российскими векселедателями, но и
векселедателями других государств, присоединившихся к Женевским конвенциям.
Таким образом, состояние российского вексельного права не позволяет
сделать вывод о полном соответствии этой сферы законодательства нормам
международного права. Большинство отступлений носят малосущественный
характер, но, действуя в совокупности, они могут послужить поводом для
ограничения действия векселей на территории государства [34].
2.2. Использование векселя в системе взаимных расчетов
Анализ вексельных отношений в современной России позволяет выделить
три этапа их развития [35, 51, 58, 61]:
1. использование векселя в качестве своего рода депозитного сертификата;
2. использование векселя в переходный период в качестве расчетного средства;
3. использование векселя в основном как платежного средства и попытка создания на его базе мощными банковскими структурами суррогатных валют.
Наиболее характерными представителями трех этих этапов являются
векселя Эмиссионного синдиката (первый этап), российского национального
коммерческого банка (второй этап) и Тверьуниверсалбанка (третий этап).
Эмиссионный синдикат (был образован в августе 1992 г. в составе
“Автовазбанка”, “Инкомбанка”, “Конверсбанка” и “Российского брокерского
дома” CA & Co, Ltd.) определял свой вексель как краткосрочное долговое
обязательство, дающее право его владельцу получать указанную на векселе
сумму в период погашения.
Вексель синдиката в целом ряде параметров расходился с вексельной
практикой развитых стран и духом отечественного законодательства. В
частности, после зачисления денег на счет продавца векселя (любого члена
синдиката) тот выписывает бланк векселя на дату зачисления денег и
автоматически принимает его на хранение, что, конечно, несвойственно
классическому векселю. Безусловно, излишним сточки зрения вексельного
законодательства является то, что платеж по векселю осуществлялся против
заявления “установленной формы”. В любом случае отсутствие заявления не
может служить основанием для отказа в платеже по векселю. В целом же
вексель Эмиссионного синдиката успешно выполнил функции, возлагаемые на
него эмитентами.
Российский национальный коммерческий банк начал эмитировать векселя в
конце апреля 1993 года. Сначала они использовались как средство привлечения
денежных ресурсов, позже и как расчетно-платежное средство. Тем не менее в
тот момент векселя РНКБ как средства расчетов широкого распространения не
получили. Причина была в невозможности применения векселей в регионах, где
не было филиалов банков, и то, что выкупались они в филиалах, а
оплачивались в головном офисе банка в Москве. Также сыграла свою роль и
путаница с налогообложением вексельных операций (проценты, выплачиваемые по
векселям по неофициальной трактовке налоговой инспекции, не уменьшали
налогооблагаемую базу).
В начале 1994 года в соответствии с принятой стратегией разрешения
кризиса неплатежей Тверьуниверсалбанком совместно с Институтом
народнохозяйственного прогнозирования Российской Академии Наук были
проведены исследования и анализ экономического состояния российской
промышленности и возможностей применения векселей для улучшения положения
предприятий.
Банком была разработана программа разрешения кризиса неплатежей и
совершенствования системы расчетов с использованием векселей в качестве
платежного средства. В разработке вексельной программы принимали участие
специалисты администрации Президента РФ и Правительства РФ, а сама
программа была представлена и нашла поддержку в Государственной Думе
России. По сути было предложено замещение в обороте коммерческих долговых
обязательств банковскими. Таким образом, сомнительные долговые
обязательства предприятий, которыми и являются неплатежи, замещаются
достаточно надежными и однородными, надлежащим образом оформленными,
обратимыми и сравнительно доходными банковскими бумагами. Тем самым
одновременно получается выигрыш по всем трем основным характеристикам
долгов, поступающих в оборот (ликвидности, риску и доходности вложений в
соответствующие обязательства). При этом появляется возможность
дифференцированного подхода к различным коммерческим обязательствам и
реальной оценки ответственности должников. Никакой банк никогда не станет
эмитировать собственные обязательства, если их обеспечением будут лишь
сомнительные обязательства клиента..
Таким образом становилось возможным: - преодолеть необоснованное и неэффективное ограничение платежеспособного спроса и в целом ряде случаев можно добиться роста производственной активности; - предприятия, получая на свой актив более надежные и более ликвидные обязательства, оказываются в существенно более привлекательном (и, что крайне важно, поддающемся достаточно точной оценке) финансовом положении, что должно сказаться как на их ценовой политике, так и на качестве формирования производственных программ; - банковская гарантия платежа снимает необходимость предоплаты в тех нередких случаях, когда она служит исключительно для защиты от риска неплатежа. Таким образом, появляется возможность для ускорения материального оборота.
С помощью векселя Тверьуниверсалбанка можно было уменьшить сроки
платежа по сравнению с безналичными банковскими расчетами, так как
расчетные счета при этом не использовались. При наступлении срока платежа
векселя оплачивались Тверьуниверсалбанком в тот же банковский день.
Юридическое лицо могло получить кредит в виде набора векселей на общую
сумму кредита. Кредит мог быть получен векселями с разными сроками платежа
под конкретные потоки платежей, при этом изменение срока векселей влекло за
собой изменение процентной ставки по вексельному кредиту.
Кредитование могло осуществляться:
1. Срочными векселями. Для кредита срочными векселями Тверьуниверсалбанка, дата погашения которых совпадала со сроком окончания кредита, была установлена процентная ставка порядка 35 % годовых. В случае, когда общий срок кредита превышал срок векселя, размер процентной ставки увеличивался.
2. Векселями с оплатой по предъявлении. Проценты за пользование таким кредитом определялись следующим образом: 35% годовых за время до погашения векселя плюс проценты по ставке, близкой к ставке рефинансирования ЦБ России, с момента погашения векселя до окончания срока кредита. В результате, суммарная (итоговая) ставка по кредиту превышала 35% и зависела от срока обращения векселя, оставаясь тем не менее меньше ставки обычного рублевого кредита.
По срокам платежа векселя Тверьуниверсалбанка делились на векселя,
погашаемые по предъявлении в банк и срочные векселя, то есть векселя,
погашаемые банком только через определенный срок от даты составления
векселя или определенного числа.
Вексель Тверьуниверсалбанка мог быть предъявлен к оплате в место,
обозначенное в графе “место платежа”, в любой филиал Тверьуниверсалбанка
или в банк, взявший на себя обязательства по оплате векселей
Тверьуниверсалбанка. Векселя погашались в течение одного банковского дня в
случае их предъявления непосредственно в Тверьуниверсалбанк.
Вексельный центр предлагал владельцам срочных векселей такую услугу,
как оплата векселей до наступления срока платежа по ним, что позволяло в
любой момент получить деньги по векселю, но за вычетом определенного
процента — дисконта досрочного учета, который уменьшался с приближением
срока погашения векселя.
Тверьуниверсалбанк осуществлял обмен казначейских обязательств,
находящихся в свободном обращении, на векселя Тверьуниверсалбанка.
Таким образом, эти векселя были быстрым, простым и удобным способом
расчета между юридическими лицами. Во многих городах существовала практика
зачета выплат в областной бюджет векселями Тверьуниверсалбанка. Даже такие
органы, как Пенсионный фонд РФ, активно стали работать по зачёту в счёт
платежей векселей отдельных банков, что было обусловлено тем, что
Пенсионный фонд РФ берет кредиты в банках, которые участвуют в денежных
зачётах.
Таким образом, фактически банк на третьем этапе развития вексельного
обращения пытался эмитировать собственную валюту. В этом нет ничего
принципиально нового — на заре бумажно-денежного обращения коммерческие
банки эмитировали собственные банкноты, а сами бумажные деньги “выросли” из
векселей и в ряде стран сохранили их внешнюю форму.
В отличие от депозитных сертификатов векселя являются платежным
средством, могут выдаваться в качестве ссуды, использоваться в залоговых и
внешнеторговых операциях. Так, предоставляя кредит предприятию в виде
векселя, банк, с одной стороны, не перечисляет со своего счета денежные
средства, а с другой не начисляет процент по выданному векселю. В процессе
расчетов из рыночной ставки по кредитным ресурсам вычитается ставка по
привлеченным ресурсам. Соответственно, общая процентная ставка для клиентов
снижается. В итоге выигрывают все участники данной сделки: клиент — в
результате получения ресурсов и уменьшения величины процентной ставки, банк
— в результате привлечения ресурсов и уменьшения величины резервов,
государство — в результате связанного с существенным распространением
вексельных кредитов сокращения денежной массы в обращении [59].
Банки, обладающие сетью филиалов и имеющие обширные корреспондентские
отношения с другими банками, могут в короткие сроки организовать учет и
погашение векселей, значительно ускорив платежи между клиентами.
Одновременное начисление процентов по векселям в период их обращения
позволяет в определенной мере компенсировать инфляционное обесценение
безналичных денежных средств. Если использовать валютный вексель, можно
одновременно решить проблему взаиморасчетов между резидентами в валюте.
Учитывая все эти преимущества векселей, эмитировать их стали и другие
банки, в том числе Автовазбанк, Инкомбанк, Мосстройэкономбанк, Ковнерсбанк,
Русский национальный кредит, Агропромбанк, Транскредитбанк, Российский
национальный коммерческий банк, Инвестбанк, Сибакадембанк и ряд других,
которые предложили российским предприятиям в условиях кризиса неплатежей
использовать свои векселя для взаиморасчетов. Более того, ряд бирж,
например МТБ, МЦФБ, в 1993 году стали принимать валютные векселя крупных
банковских эмитентов для взноса в страховой фонд, обеспечивающий исполнение
обязательств по заключаемым на биржах фьючерсным контрактам на валюту.
Весьма важным в развитии вексельного обращения следует признать выпуск
государственных казначейских векселей и обязательств, которые были выпущены
под реализацию различных проектов и ликвидацию задолженностей.
К марту 1994 года задолженность государства предприятиям составляла
порядка 11 триллионов рублей. При этом каждый рубль государственного долга
стимулировал 2-3 рубля долгов предприятий. Пытаясь разрешить эту проблему
хотя бы частично безинфляционным способом, Правительство РФ решило
переоформить 10% своей задолженности в казначейские векселя 1994 года
Министерства финансов РФ (Постановление Правительства РФ от 14 апреля 1994
года № 321 “О выпуске казначейских векселей 1994 года Министерством
финансов Российской Федерации”). Объем выпуска векселей составил 1,1
триллиона рублей. Векселя выпускались сериями с единой датой выпуска и
погашения внутри серии, сроком на один год от даты составления. Вексельная
сумма составила 14 миллионов рублей и ею была оформлена государственная
задолженность в 10 миллионов рублей, то есть доходность векселей составила
40 % годовых.
Вслед за первой эмиссией последовали новые, например: - в соответствии с письмом Минфина РФ от 17 августа 1995 года № 90 "Об условиях выпуска векселей Министерства Финансов Российской Федерации для восстановления коммерческим банкам собственных кредитных ресурсов взамен погашенных ими централизованных кредитов и процентов по ним Центральному
Банку Российской Федерации без уплаты средств заемщиками” (с изменениями от 29 апреля 1996 года) и соответствующим Приказом Министерства Финансов
Российской Федерации от 21 августа 1995 года № 92, по которому были выпущены свободно обращающиеся простые векселя Министерства Финансов
Российской Федерации сроком обращения 10 лет (по 31 августа 2005 года включительно); - в соответствии с Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от
10 апреля 1996 года № 197 “О выпуске векселей Министерства Финансов
Российской Федерации для переоформления обязательств акционерного общества “КамАЗ” перед коммерческими банками в задолженность по бюджетной ссуде Министерству финансов Российской Федерации”, по которому для переоформления обязательств АО "КамАЗ" перед коммерческими банками
России, осуществившими в 1994-1995 годах кредитование АО "КамАЗ" в целях восстановления мощностей по производству двигателей и стабилизации производства были выпущены свободно обращающиеся простые векселя
Министерства Финансов Российской Федерации в размере обязательств АО
"КамАЗ" перед коммерческими банками.
Широкое распространение векселей, в том числе банковских, как
рублевых, так и валютных, могло стать ощутимым фактором, влияющим на
уменьшение денежной массы в обращении. Но этот процесс был несколько
приостановлен в связи с неотработанностью ряда налоговых и правовых
вопросов вексельного обращения. Здесь следует констатировать, что налог на
операции с ценными бумагами в отношении векселей не применяется, поскольку
Закон РФ от 12 декабря 1991 года № 2021-1 “О налоге на операции с ценными
бумагами” не может быть распространен на операции с векселями, так как
действие закона ограничено лишь эмитируемыми ценными бумагами. Кроме того,
отсутствие в нем в облагаемом перечне операций, направленных на
возникновение имущественных прав депозитных сертификатов и простых
векселей, противоречит нормам гражданского законодательства, нормативным
документам Центрального Банка Российской Федерации, ставит в неравные
условия одинаковые категории ценных бумаг, приводит к путанице в
налогообложении. Регламентация налогообложения, например взимания налога на
добавленную стоимость при взаиморасчетах, льготное налогообложение
юридических лиц, использующих в расчетах вексельную форму, позволит в
определенной мере решить проблему неплатежей, не прибегая к денежной
эмиссии или взаиморасчету. Налоговые льготы должны предоставляться на
местном уровне в зависимости от остроты проблемы неплатежей в регионе.
Необходимо совершенствовать налоговый инструментарий, усилив его
стимулирующее воздействие на развитие фондового рынка и активное участие в
нем коммерческих банков. Налоговая система России в полной мере еще не
приспособлена к новым формам организации производства, не создает условия
для активизации инвестиций. Наряду с налогообложением должна
совершенствоваться в соответствии с современными формами рыночных отношений
и вся правовая база рынка ценных бумаг.
Создание цивилизованного вексельного оборота невозможно без решения
еще одной задачи: широкомасштабной и организованной работы по обучению
специалистов, работников государственных органов, судей, руководителей
предприятий навыкам работы с векселем, изучению опыта судебной практики и
торговых обычаев других стран.
2.3. Переучет векселей в Центральном Банке
Переучет векселей в Центральном Банке является одним из наиболее
важных элементов вексельного обращения. Без этого привлекательность
операции учета векселей коммерческими банками резко падает и снижается
соответственно ликвидность этого рынка.
Банк России разработал “Временные основные положения по переучету
векселей предприятий Банком России”.
Указанные Положения отражают основные понятия предлагаемого порядка
переучета векселей Банком России, общие требования, предъявляемые к
предприятиям и коммерческим банкам в связи с переучетом векселей, а также
формальные требования к векселям.
Переучет векселей является одним из инструментов рефинансирования
коммерческих банков в Банке России и используется для регулирования
ликвидности банков. Основными понятиями, которые используются при операциях
с векселями, являются: - вексель предприятия — простой вексель, по которому должником
(векселедателем) является предприятие-поставщик; - вексельная сумма (номинал векселя) — сумма, подлежащая уплате в соответствии с обещанием плательщика (векселедателя) по тексту векселя; - дисконт — процентный доход покупателя векселя; - цена векселя — вексельная сумма (номинал векселя) за вычетом дисконта; - учет векселя — покупка простого векселя предприятия-поставщика коммерческим банком; - переучет векселя — покупка Банком России у коммерческого банка простого векселя предприятия – поставщика; - вексельное кредитование — учет или переучет векселей; - учетный кредит — предоставление коммерческим банкам кредита предприятию- поставщику (векселедателю) путем покупки его векселя; - переучетный кредит — предоставление Банком России кредита коммерческому банку путем покупки у него векселей предприятий - поставщиков
(векселедателей).
Основными требованиями к переучету векселей, согласно положению
являются:
1. Банк России осуществляет переучет векселей предприятий-поставщиков у коммерческих банков по устанавливаемой Банком России ставке переучетного кредита.
2. Вексель должен быть выписан предприятием-поставщиком на коммерческий банк. Коммерческий банк должен быть указан в векселе как получатель платежа.
3. Переучетный кредит Банком России предоставляется на основании договора о вексельном кредитовании, заключаемого с каждым коммерческим банком, подавшим заявку в Банк России на получение такого кредита. Банк России покупает у коммерческих банков векселя предприятий-поставщиков на условиях обратного выкупа у него коммерческими банками этих векселей.
Вексельная сумма (номинал векселя), переучитываемого Банком России, должна быть не менее 100 миллионов рублей.
4. Банк России переучитывает у коммерческих банков простые векселя предприятий-поставщиков, составленные по единой форме, устанавливаемой
Банком России, и оформленные по всем реквизитам в соответствии с требованиями Банка России. Коммерческий банк несет ответственность за полноту и правильность заполнения всех реквизитов векселя, предъявляемого к переучету.
5. Операции по переучету векселей осуществляют Главные территориальные управления в пределах лимитов, устанавливаемых Банком России для коммерческих банков на эти цели.
6. К переучету Главным территориальным управлением принимаются от коммерческого банка векселя только платежеспособных предприятий- поставщиков (векселедателей), имеющих расчетный счет в этом коммерческом банке.
7. Переучету подлежат векселя предприятий-поставщиков, выписанные под реально произведенную текущую отгрузку товаров или оказание услуг в соответствии с договором поставки продукции, выполнения работ, оказания услуг. Коммерческий банк несет ответственность за товарность векселей, представляемых к переучету Банку России. Он обязан проверять товарную основу векселя и сообщать Банку России о фактах бестоварности векселей.
По требованию Банка России коммерческий банк обязан предоставлять информацию о товарной основе векселя: договор поставки продукции, выполнения работ, оказания услуг, отгрузочные документы и другие материалы. В случаях выявления фактов бестоварности переучтенных векселей
Банк России предъявляет к досрочному взысканию переучетный кредит в бесспорном порядке после первоочередных платежей коммерческого банка по законодательству.
8. Главные территориальные управления систематически изучают и накапливают данные о платежеспособности предприятий-поставщиков (векселедателей), их способности своевременно и в полном объеме погашать свой вексельный долг на основе анализа его периодической бухгалтерской отчетности. Банк России не принимает к переучету от коммерческих банков векселя предприятий- поставщиков, имеющих просроченную задолженность, по ссудам коммерческого банка или картотеку № 2 по расчетам с поставщиками.
9. Коммерческие банки — заявители на получение переучетного кредита представляют в соответствующие Главные территориальные управления балансы предприятий-поставщиков (векселедателей) и отчеты о финансовых результатах и их использовании (включая справку к отчету) по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации. Все документы должны быть заверены органами Государственной налоговой инспекции. По предприятиям-поставщикам, векселя которых коммерческим банком впервые предъявляются к переучету, балансы и отчеты о финансовых результатах представляются за последний отчетный год и за каждый квартал (месяц) в текущем году. Для получения переучетного кредита коммерческий банк заблаговременно устанавливает контакт с Главным территориальным управлением с тем, чтобы оно имело не менее 5 рабочих дней для анализа и оценки платежеспособности предприятия -поставщика (векселедателя).
10. Главное территориальное управление предоставляет переучетный кредит коммерческому банку, получившему лицензию на осуществление банковской деятельности на территории России и занесенному в регистрационную книгу, имеющему в расчетно-кассовом центре Главного территориального управления, осуществляющего банковский надзор за этим коммерческим банком, корреспондентский счет и счет по учету обязательных резервов. Переучетный кредит предоставляется коммерческим банкам соблюдающим установленные
Банком России экономические нормативы, своевременно и в полном объеме выполняющим резервные требования, имеющим аудиторское заключение по годовому отчету, не допускающим просроченной задолженности по кредитам
Банка России.
11. Срок, на который Главное территориальное управление покупает вексель, начинается со дня зачисления валюты ссуды по каждому векселю на корреспондентский счет коммерческого банка в расчетно-кассовом центре.
Этот срок не может быть менее 10 дней и более 90 дней до наступления срока платежа, указанного на самом векселе. Операция обратного выкупа векселей коммерческим банком проводится не позднее чем за 2 рабочих дня до наступления срока платежа по векселю.
Не принимаются к переучету векселя со сроком “по предъявлении”, “во
столько-то времени от предъявления”, “во столько-то времени от
составления”. Также не принимаются к переучету векселя с условием
векселедателя начисления процентов на вексельную сумму.
В качестве места платежа по переучитываемому векселю должны быть
указаны полное наименование и юридический адрес коммерческого банка,
осуществившего учет векселя. На векселе должна быть сделана пометка
векселедателя “без протеста”. Векселя, имеющие в тексте прочие
ограничительные пометки, сделанные векселедателем или коммерческим банком,
к переучету Банком России не принимаются.
Покупка векселя Банком России у коммерческого банка производится путем
зачисления на корреспондентский счет коммерческого банка суммы в размере
цены векселя.
Погашение переучетного кредита при наступлении срока производится
путем списания Банком России средств с корреспондентского счета
коммерческого банка в Банке России в бесспорном порядке после
первоочередных платежей в соответствии с законодательством. После списания
средств эти векселя возвращаются коммерческому банку. В случае невыкупа
векселя предприятия-поставщика коммерческим банком у Главного
территориального управления по причине отсутствия достаточных средств на
его корреспондентском счете в Банке России задолженность по вексельному
кредиту относится в день наступления срока оговоренной сделки об обратной
продаже векселя на счет просроченных ссуд, после чего вексель возвращается
коммерческому банку. По этой задолженности начисляются проценты в размере
[pic] учетной ставки Банка России.
Коммерческий банк может досрочно выкупить вексель предприятия-
поставщика до наступления срока обратного выкупа векселя согласно договору
с Банком России. При этом, если досрочный выкуп векселя производится по
инициативе коммерческого банка, Банк России не возмещает проценты по
векселю.
К сожалению пока еще практика переучета векселей Центральным Банком не
получила распространение, что сдерживает коммерческие банки в проведении
операции учета векселей предприятий и подталкивает их к эмиссии и
распространению собственных векселей.
3. ОПЕРАЦИИ БАНКА С ВЕКСЕЛЯМИ
В связи с введением в хозяйственный оборот векселей банки совершают с
ними следующие операции [50]:
1. учет векселей;
2. выдачу ссуд до востребования по специальному ссудному счету под обеспечение векселей;
3. принятие векселей на инкассо для получения платежей и для оплаты векселей в срок.
3.1. Учет векселей
Учет векселей состоит в том, что векселедержатель передает (продает)
векселя банку по индоссаменту до наступления срока платежа и получает за
это вексельную сумму за вычетом за досрочное получение определенного
процента от этой суммы. Этот процент называется учетным процентом, или
дисконтом [45-46].
Вексельно-кредитные операции в банке, в какой бы форме они ни
осуществлялись, начинаются с получения клиентом вексельного кредита.
Кредиты в форме учета векселей и в форме специального ссудного счета под
обеспечение векселей открываются раздельно.
Кредиты по учету векселей могут быть предъявительскими и
векселедательскими. Первый открывается для учета передаваемых клиентами
банку векселей. Хозорганы, обладающие большим количеством покупательских
векселей, используют предъявительские кредиты.