Особенности формирования денежно-кредитной политики Российской Федерации и механизмы ее реализации в современных условиях
С 25 ноября 2009 г.
установлена ставка рефинансирования ЦБ РФ в размере 9 %, основанием для ее
определения стало Указание Банка России от 24.11.2009 № 2336-У "О размере
ставки рефинансирования Банка России". Указанное решение принято Советом
директоров Банка России, прежде всего, с целью дополнительного стимулирования
кредитной активности банковского сектора экономики.
Ставка рефинансирования
Центробанка снижена до рекордно низкого уровня за все годы существования РФ. В
период с начала мирового финансового кризиса ставка, устанавливаемая ЦБ России
была резко поднята, а теперь наблюдается ее стремительное понижение.
Темп инфляции в России за
восемь месяцев текущего года составил 8,1%, что ниже соответствующего
показателя 2008 года на 1,6 процентного пункта. Но не смотря на это, главная
цель сокращения ставки рефинансирования – оживления кредитного рынка – пока
достигается не в полной мере. ЦБ отметил, что в августе наметились позитивные
сдвиги в кредитной активности банковского сектора, однако уровень процентных
ставок по кредитам для большинства конечных заемщиков продолжает оказывать
сдерживающее воздействие на экономический рост. [16]
Изменение процентных
ставок по операциям Банка России оказало влияние на снижение краткосрочных
ставок рынка банковских кредитов. В частности, средневзвешенная ставка MIACR по
однодневным кредитам в рублях снизилась с 16,3% годовых в январе до 6,6%
годовых в августе. Тем не менее высокие оценки рисков потенциальных заемщиков,
общая неопределенность в отношении дальнейшей экономической динамики, а также
необходимость реструктуризации банковских балансов и связанное с этим
предпочтение кредитных организаций формировать значительную часть своих активов
в наиболее ликвидной форме сдерживают процесс снижения процентных ставок по
кредитам конечным заемщикам и увеличение объемов кредитования.
Рис 2.1: Процентные
ставки по основным операциям Банка России и MIACR (% годовых).
В 2009 году происходило
существенное сокращение объема выдаваемых банковских кредитов, что привело к
снижению годовых темпов прироста задолженности по кредитам нефинансовым организациям
и физическим лицам. Значительное уменьшение рублевой депозитной базы,
произошедшее в начале года, а также продолжающееся сокращение поступлений
средств, привлекаемых на международных финансовых рынках, существенно
ограничивали предложение кредитов со стороны российской банковской системы. В
этот же период продолжился рост просроченной задолженности по кредитам
нефинансовым организациям и населению. Это стало дополнительным фактором,
обусловившим ограничение предложения кредитов, так как вынуждало банки
действовать более осторожно в связи с ухудшением качества банковских активов и
финансового состояния многих заемщиков. Кроме этого на динамике кредитных
агрегатов отразилось снижение спроса на кредиты в условиях общего спада
экономической активности и высокой стоимости заимствований на внутреннем рынке.
Реализация кредитных рисков в российском банковском секторе и высокая стоимость
фондирования для кредитных организаций обусловили в начале 2009 года рост
процентных ставок по кредитам нефинансовым организациям, прекратившийся после
реализации мер, принятых Банком России.
Рис 2.2: Кредиты
нефинансовым организациям и физическим лицам в рублях и иностранной валюте
(прирост в % к соответствующей дате предыдущего года).
Рис 2.3: Номинальные
процентные ставки по кредитам в рублях (% годовых).
Темпы прироста
задолженности по кредитам нефинансовым организациям в рублях и иностранной
валюте (в рублевом выражении), по предварительным данным, за январь-август 2009
года значительно снизились – до 2,4% по сравнению с ростом на 26,9% за
январь-август 2008 года. Годовой темп прироста этого показателя на 1.09.2009
составил 8,4% против 47,1% на соответствующую дату 2008 года. Задолженность по
кредитам, предоставленным физическим лицам в рублях и иностранной валюте (в
рублевом выражении), за январь-август 2009 года сократилась на 8,9% по
сравнению с ростом на 30,9% за январь-август 2008 года. Задолженность по
кредитам физическим лицам на 1.09.2009 сократилась в абсолютном выражении по
сравнению с аналогичной датой прошлого года на 5,9% (на 1.09.2008 – прирост на
51,0%). [7]
В январе 2009 года в
условиях недостатка ликвидности спрос кредитных организаций на операции по
рефинансированию со стороны Банка России находился на высоком уровне: средний
дневной объем операций Банка России по предоставлению ликвидности составлял
около 820 млрд. рублей. Стабилизация внутреннего валютного рынка привела к
снижению спроса кредитных организаций на дополнительную ликвидность: в
феврале-марте средний дневной объем операций Банка России по предоставлению
ликвидности снизился до 430 млрд. рублей и в апреле-августе 2009 года – до 70
млрд. рублей.
В апреле-августе 2009
года сократилась задолженность по кредитам Банка России: объем валового кредита
кредитным организациям снизился на 1,35 трлн. Рублей (на 38,7%). При этом
особенно существенно сократилась задолженность кредитных организаций по
кредитам без обеспечения (более чем в 3 раза), часть которой была погашена
досрочно.
Одним из основных
рыночных инструментов рефинансирования в 2009 году оставались операции прямого
РЕПО Банка России. За восемь месяцев 2009 года объем данных операций составил
22,4 трлн. Рублей по сравнению с 4,4 трлн. рублей за аналогичный период 2008 года.
Средний дневной объем операций прямого РЕПО Банка России за этот период
составил138,5 млрд. рублей, при этом в январе был достигнут максимальный
среднедневной уровень данного показателя – около 763 млрд. рублей. Повышению
потенциала данного инструмента в 2009 году способствовало начало проведения
операций РЕПО Банка России на Фондовой бирже ММВБ, а также расширение
Ломбардного списка Банка России. Кроме того, важным шагом являлось
возобновление операций прямого РЕПО на срок 90 дней и начало проведения операций
на сроки 6 и 12 месяцев.
За январь-август 2009
года объем операций по предоставлению кредитов без обеспечения на сроки от 5
недель до 1 года составил 2,9 трлн. рублей. Первый кредитный аукцион на срок 1
год был проведен 8 июня текущего года, по итогам которого было предоставлено
почти 48 млрд. рублей. Задолженность банковского сектора по данным операциям на
1 сентября 2009 года составила 0,6 трлн. рублей. [15]
Объем операций Банка
России по предоставлению кредитов под обеспечение нерыночными активами (векселя,
права требования по кредитным договорам организаций) и под поручительства
кредитных организаций за восемь месяцев 2009 года составил 1,7 трлн. рублей, из
них кредитов, обеспеченных поручительствами, – 501 млрд. рублей.
Банк России также
предоставлял кредитным организациям кредиты «овернайт» для завершения
операционного дня: объем этих операций за январь-август 2009 года составил 234
млрд. рублей.
Существенно увеличился
спрос на ломбардные кредиты. За восемь месяцев 2009 года общий объем операций по
предоставлению кредитным организациям ломбардных кредитов превысил 218 млрд.
рублей, увеличившись по сравнению с соответствующим периодом 2008 года в 7,8
раза. Основную их часть (52,4%) составили ломбардные кредиты по фиксированной
процентной ставке на срок от 1 до 30 календарных дней,
в том числе более 35
млрд. рублей – через систему электронных торгов ММВБ. Объем операций по
предоставлению кредитным организациям ломбардных кредитов на аукционной основе
за восемь месяцев 2009 года составил 104 млрд. рублей по сравнению с 3,6 млрд.
рублей за соответствующий период 2008 года. [15]
Рис 2.4: структура
валового кредита Банка России кредитным организациям без учета
субординированных кредитов Сбербанку России (млрд. рублей).
В 2009 году Банк России
продолжил работу по расширению перечня активов, которые банки могут
использовать в качестве обеспечения при проведении операций рефинансирования с
Банком России.
В I квартале 2009 года в
Ломбардный список Банка России были включены облигации с ипотечным покрытием,
обязательства эмитента по которым обеспечены солидарным поручительством ОАО
«АИЖК» (ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию»), а также
облигации эмитентов, входящих в Перечень системообразующих организаций,
утвержденный Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития
российской экономики, образованной постановлением Правительства Российской
Федерации от 15.12.2008 № 957, включенные в котировальный список по крайней
мере одной фондовой биржи, действующей на территории Российской Федерации,
независимо от наличия у указанных эмитентов международного рейтинга.
Объем операций «валютный
своп» Банка России за восемь месяцев 2009 года составил 0,5 трлн. рублей.
Существенно возрос в
январе-августе 2009 года объем операций по внутридневным кредитам,
предоставляемым Банком России в целях обеспечения бесперебойного
функционирования платежной системы, – до 14,7 трлн. рублей, что на 42,7%
больше, чем за соответствующий период 2008 года.
В целях регулирования
ликвидности банковского сектора Банк России проводил депозитные операции с
кредитными организациями-резидентами в валюте Российской Федерации по
фиксированным процентным ставкам на стандартных условиях: «том-некст»,
«спот-некст», «до востребования», «1 неделя», «спот-неделя», а также по
процентным ставкам, определяемым на аукционной основе со сроками привлечения
средств в депозиты на «4 недели» и «3 месяца».
Общий объем заключенных
Банком России депозитных сделок за январь-август 2009 года составил 12,9 трлн.
рублей и увеличился по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на
2,7 трлн. рублей (приложение 1).
В 2009 году Банк России в
качестве инструмента прямого регулирования ликвидности использовал обязательные
резервные требования. Депонирование обязательных резервов в Банке России
осуществляется в соответствии с Положением Банка России от 7 августа 2009 года
№ 342-П "Об обязательных резервах кредитных организаций".
В январе 2009 года Банк
России принял решение о переносе ранее установленных сроков поэтапного
увеличения нормативов обязательных резервов с 1 февраля и 1 марта 2009 года на
1 мая и 1 июня 2009 года соответственно, а в апреле 2009 года – о
реструктуризации повышения нормативов обязательных резервов с проведением его
не в два, а в четыре этапа (на 0,5 процентного пункта на каждом этапе).
Нормативы были
установлены по каждой категории резервируемых обязательств в следующем размере:
с 1 мая 2009 года – 1,0%; с 1 июня 2009 года – 1,5%; с 1 июля 2009 года – 2,0%;
с 1 августа 2009 года – 2,5%. [7]
По обязательствам кредитных организаций перед
юридическими лицами-нерезидентами в валюте Российской Федерации и в
иностранной валюте
2,5%
По обязательствам перед физическими лицами в
валюте Российской Федерации и иностранной валюте
2,5%
По иным обязательствам кредитных организаций в
валюте Российской Федерации и иностранной валюте
2,5%
Коэффициент усреднения (для кредитных
организаций, кроме расчетных небанковских кредитных организаций, РЦ ОРЦБ)
0,6
Коэффициент усреднения (для расчетных
небанковских кредитных организаций, РЦ ОРЦБ)
1
Корректировочный коэффициент
0,2
Кроме того, Банк России
до 1 марта 2010 года предоставил возможность использования усреднения
обязательных резервов, то есть поддержания части обязательных резервов на
корреспондентских счетах (корреспондентских субсчетах) в Банке России кредитным
организациям, независимо от классификационных групп, присваиваемых им в
результате оценки экономического положения в соответствии с требованиями
соответствующих нормативных актов Банка России.
Для поддержания ликвидности
кредитных организаций, осуществляющих мероприятия по предупреждению банкротства
с участием государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (далее
– Агентство), Банк России предоставил таким кредитным организациям право при
расчете суммы обязательных резервов, подлежащей депонированию в Банке России,
не включать в состав резервируемых обязательств обязательства перед Агентством
и (или) обязательства перед инвесторами, не являющимися кредитными
организациями, возникающие в рамках оказания финансовой помощи по планам
участия Агентства в предупреждении банкротства в соответствии с Федеральным
законом «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы
в период до 31 декабря 2011 года».
Установленный Банком
России коэффициент усреднения обязательных резервов (0,6) позволяет кредитным
организациям поддерживать на корреспондентских счетах (корреспондентских
субсчетах) и использовать в расчетах 60% от общей величины обязательных
резервов, подлежащей депонированию в Банке России.
Усредненная величина
обязательных резервов увеличилась с января по август 2009 года с 37,0 до 163,2
млрд. рублей. Доля кредитных организаций, использующих право на усреднение,
также постепенно увеличивалась и в августе 2009 года составила 74,5% от общего
числа действующих кредитных организаций практически во всех регионах России.
Рис 2.5: Группировка
кредитных организация, использующих право на усреднение обязательных резервов в
октябре 2009 года, по величине зарегистрированного уставного капитала.
Рис 2.6: Усредненная
величина обязательных резервов кредитных организаций, использующих право на
усреднение в октябре 2009 года (группировка кредитных организаций по величине
зарегистрированного уставного капитала).
Кроме того, в целях более
эффективного использования механизма усреднения обязательных резервов Банком
России в августе 2009 года принято решение о переносе, начиная с регулирования
обязательных резервов кредитных организаций за ноябрь 2009 года, сроков
проведения регулирования обязательных резервов, а также начала и окончания
периода усреднения обязательных резервов (то есть периода поддержания
обязательных резервов на корреспондентских счетах), чтобы окончание периода
усреднения не совпадало с периодом наибольшей потребности кредитных организаций
в ликвидности в дни уплаты налоговых платежей в бюджет. [15]
В течение 2009 года
ситуация на внутреннем валютном рынке существенно изменялась под воздействием
внешних факторов. Курсовая политика Банка России в этих условиях была
направлена на обеспечение стабильности национальной финансовой системы и
сглаживание влияния последствий мирового финансового кризиса на российскую
экономику.
Стремительное развитие
кризисных процессов, начавшееся в 2008 году и сопровождавшееся масштабным
снижением цен на нефть и выводом капитала c российского рынка иностранными
инвесторами, определило развитие ситуации на российских финансовых рынках в
начале 2009 года. Существенным негативным фактором для России стало наличие
высокого уровня задолженности по внешним заимствованиям финансового и
нефинансового секторов, значительная часть погашения которой приходилась на IV
квартал 2008 года, что в условиях резкого падения фондовых рынков и снижения
стоимости обеспечения спровоцировало волну требований кредиторов по внесению
дополнительных денежных и материальных взносов (margin call) или досрочному
погашению займов. В результате основная часть свободной ликвидности
корпоративного сектора была направлена на покупку иностранной валюты.
В сложившихся
обстоятельствах Банком России было принято решение о корректировке параметров
курсовой политики с целью их приведения в соответствие с изменившимися внешними
и внутренними экономическими условиями. В январе Банк России продолжил начатую
осенью 2008 года постепенную корректировку границ коридора допустимых значений
стоимости бивалютной корзины – операционного ориентира Банка России,
используемого при проведении курсовой политики. В этот период спрос на
иностранную валюту на внутреннем валютном рынке существенно превышал ее
предложение, в силу чего Банк России осуществлял продажи иностранной валюты,
нетто-объем которых за январь 2009 года составил 39,6 млрд. долларов США.
К третьей декаде января
2009 года курс рубля к корзине основных мировых валют, по оценкам Банка России,
достиг уровня, обеспечивающего сбалансированность текущего счета платежного
баланса России, что позволило Банку России завершить корректировку верхней и
нижней границ коридора допустимых значений стоимости бивалютной корзины,
установив их на уровне 41 и 26 рублей соответственно.
Рис 2.7: Динамика
реального курса рубля (прирост в % к декабрю предыдущего года).
Расширение указанного
коридора стало шагом к решению задачи постепенного повышения гибкости
курсообразования. В то же время приоритет обеспечения необходимой
устойчивости валютного
курса и недопущения его чрезмерной волатильности обусловил совершение Банком
России операций внутри указанного коридора. Таким образом, с февраля 2009 года
при проведении курсовой политики Банк России начал использовать плавающий
интервал допустимых значений стоимости бивалютной корзины, границы которого
автоматически корректируются в зависимости от объема совершенных интервенций
Банка России. На начало августа 2009 года было установлено, что при покупке
(продаже) Банком России иностранной валюты в объеме 0,7 млрд. долларов США (до
июня 2009 года – 0,5 млрд. долларов США) границы плавающего интервала
допустимых значений стоимости бивалютной корзины сдвигаются вниз (вверх) на 5
копеек.
Рис 2.8: Интервенции
Банка России на внутреннем валютном рынке и динамика рублевой стоимости
бивалютной корзины.
Во второй половине
февраля 2009 года под воздействием масштабных антикризисных мер, реализованных
в развитых и развивающихся странах, финансовые рынки начали постепенно
стабилизироваться, что выразилось в росте мировых фондовых индексов и
постепенном восстановлении цен на сырьевые товары. Рост цен на нефть,
продолжавшийся в течение нескольких месяцев, а также высокий уровень процентных
ставок в российской экономике в условиях действующего режима управляемого
плавающего валютного курса способствовали активизации притока капитала на
российский фондовый рынок и значительному росту российских фондовых индексов.
Эти факторы в совокупности определили изменение ситуации на внутреннем валютном
рынке: сформировалось устойчивое превышение предложения иностранной валюты над
спросом и, как следствие, происходило укрепление рубля. В июне указанные
тенденции в динамике цен на нефть и российских фондовых индексов ослабли, что
обусловило отсутствие выраженного тренда в динамике курса рубля.
В июле-августе ситуация
на внутреннем валютном рынке оставалась стабильной. Наблюдавшаяся волатильность
валютного курса находилась в пределах допустимых значений, и активность Банка
России на внутреннем валютном рынке была минимальной. С 10 июля Банк России
увеличил ширину плавающего интервала допустимых значений стоимости бивалютной
корзины с 2 до 3 рублей.
В сентябре продолжившийся
рост цен на нефть на мировых рынках и сохранение разницы в уровне процентных ставок на внутреннем
и внешних рынках способствовали повышению привлекательности вложений в российские активы, что
обусловило возобновление притока капитала и формирование тенденции укрепления
национальной валюты. В результате в течение рассматриваемого периода Банк
России осуществлял операции по покупке иностранной валюты на внутреннем
валютном рынке, сглаживая колебании курса рубля.
В целом по итогам
января-сентября Банк России являлся нетто-продавцом валюты: общие объемы
нетто-продажи иностранной валюты за этот период составили 8,1 млрд. долларов
США. Вместе с тем в течение указанного периода направление валютных интервенций
Банка России изменялось: в отдельные периоды Банк России осуществлял как
продажу (в январе – 39,6 млрд. долларов США, в июле-августе в целом – 5,3
млрд.долларов США), так и покупку (в феврале-июне в целом – 34,2 млрд. долларов
США, в сентябре – 2,6 млрд. долларов США) иностранной валюты на внутреннем
валютном рынке.
По состоянию на 1 октября
2009 года официальные курсы доллара США и евро к рублю составили 30,0087 рубля
за доллар США и 43,8877 рубля за евро, повысившись с начала года на 2,1 и 5,9%
соответственно. Реальный эффективный курс рубля к иностранным валютам в
сентябре 2009 года по отношению к декабрю 2008 года снизился на 5,6%. [7]
В соответствии со
сценарными условиями функционирования российской экономики и основными
параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на
2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов Правительство Российской Федерации
и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2010 году до 9-10%, в 2011
году – до 7-8%, в 2012 году – до 5-7% (из расчета декабрь к декабрю). Указанной
цели по общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствует базовая
инфляция на уровне 8,5-9,5% в 2010 году, 6,5-7,5% в 2011 году и 4,5-6,5% в 2012
году.
Согласно прогнозу
социально-экономического развития Российской Федерации, положенному в основу
проекта федерального бюджета, в 2010 году ожидается восстановление
положительных темпов экономического роста. Оживление экономики, а также
возобновление роста цен на активы обусловят увеличение трансакционной
составляющей спроса на деньги. Снижение инфляции и девальвационных ожиданий
также будет способствовать росту спроса на национальную валюту как на средство
сбережения. В этой связи диапазон изменения темпов прироста денежного агрегата
М2 в 2010 году в зависимости от вариантов развития экономики может составить
8-18%.
Предполагаемое
постепенное улучшение макроэкономической ситуации будет способствовать
стабилизации темпов прироста спроса на деньги в 2011 и 2012 годах. В
зависимости от вариантов прогноза диапазон темпов прироста денежного агрегата
М2 может составить 10-20% и 12-21% соответственно.
Денежная программа на
2010-2012 годы представлена в четырех вариантах, соответствующих вариантам
прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010-2012
годы.
Расчеты по программе на
2010-2012 годы осуществлены исходя из показателей спроса на деньги,
соответствующих целевым ориентирам по инфляции, прогнозируемым темпам роста ВВП
и его составляющих, а также динамике валютного курса, заложенного в прогнозы
изменения платежного баланса. В зависимости от сценарных вариантов раз- вития
темп прироста денежной базы в узком определении в 2010 году может составить 8-17%,
в 2011 году – 11-19%, в 2012 году – 13-19%.
Для первого варианта
денежной программы на протяжении всего прогнозного периода увеличение чистых
внутренних активов (ЧВА) является основным источником роста денежной базы.
Второй–четвертый варианты программы разработаны в предположении о росте чистых
международных резервов (ЧМР) в 2010-2012 годах, который по этим вариантам
станет основным источником увеличения денежной базы.
В рамках первого варианта
денежной программы в 2010 году ожидается снижение чистых
международных резервов на 0,3 трлн. рублей и увеличение ЧВА на 0,7 трлн.
рублей. Объем чистого кредита расширенному правительству в этом вариан те
программы в 2010 году может вырасти на 2,3 трлн. рублей, а объем чистого
кредита банкам – снизиться на 1,1 трлн. рублей.
Исходя из прогноза
платежного баланса в условиях этого варианта ЧМР увеличиваются в 2011 году
незначительно (на 0,03 трлн. рублей), в 2012 году – на 0,2 трлн. рублей. При
этом чистые внутренние активы увеличиваются на 0,5 и 0,6 трлн. рублей соответственно.
В 2011-2012 годах для обеспечения такой динамики предусматривается увеличение
объема чистого кредита расширенному правительству примерно на 0,6 трлн. рублей
и чистого кредита банкам – на 0,2 трлн. рублей в год.
По второму варианту
программы, параметры которого соответствуют проекту федерального
бюджета на соответствующий период, в 2010 году прогнозируется рост ЧМР на 0,4
трлн. рублей. С учетом оценки де- нежной базы это потребует увеличения ЧВА на
0,3 трлн. рублей. Ожидается, что в структуре ЧВА чистый кредит расширенному
правительству возрастет на 1,8 трлн. рублей, а чистый кредит банкам снизится на
1,3 трлн. рублей.
В 2011 году по данному
сценарию предполагается увеличение ЧМР на 0,6 трлн. рублей, что потребует
увеличения чистых внутренних активов на 0,3 трлн. рублей. Исходя из оценки
прироста чистого кредита расширенному правительству на 0,6 трлн. рублей, чистый
кредит банкам может сократиться на 0,1 трлн. рублей. В 2012 году
предусматривается, что рост денежной базы будет обеспечен за счет увеличения
ЧМР на 0,8 трлн. рублей и ЧВА – на 0,2 трлн. рублей. При этом в структуре
прироста чистых внутренних активов изменение чистого кредита расширенному
правительству и чистого кредита банкам ожидается примерно таким же, как в 2011
году.
По третьему и четвертому
вариантам денежной программы прогнозируемое увеличение ЧМР в 2010-2012 годах
превышает объем, требуемый для обеспечения прироста денежной базы, что
предопределяет абсолютное снижение чистых внутренних активов.
Согласно третьему
варианту в 2010 году прогнозируется увеличение
ЧМР на 1,1 трлн. рублей при снижении ЧВА на 0,3 трлн. рублей. В этих условиях
чистый кредит расширенному правительству увеличится на 1,5 трлн. рублей, а
чистый кредит банкам снизится на 1,6 трлн. рублей. В 2011 и 2012 годах данный
вариант денежной программы предусматривает увеличение ЧМР на 1,4 и 1,9 трлн.
рублей при снижении ЧВА на 0,4 и 0,8 трлн. рублей соответственно. При
параметрах, соответствующих данному варианту, чистый кредит расширенному
правительству в 2011-2012 годах практически не изменится. Для обеспечения
прогнозируемой динамики потребуется снижение чистого кредита банкам примерно на
0,2 трлн. рублей как в 2011, так и в 2012 годах.
Таблица 2: Прогноз
показателей денежной программы на 2010-2012 годы (млрд.рублей).
Четвертый вариант
программы
предполагает в 2010 году рост ЧМР почти на 2 трлн. рублей и снижение ЧВА на 1,1
трлн. рублей. При этом чистый кредит расширенному правительству увеличится на
0,9 трлн. рублей, а чистый кредит банкам сократится на 1,8 трлн. рублей. В 2011
и 2012 годах рост ЧМР составит 2,6 и 3,1 трлн. рублей, что повлечет за собой
сокращение ЧВА на 1,4 и 1,7 трлн. рублей соответственно. Условия данного
варианта предполагают возможность значительного роста бюджетных доходов по
сравнению с другими вариантами программы. Поэтому ожидается, что чистый кредит
расширенному правительству снизится в 2011 году на 0,8 трлн. рублей и в 2012
году – на 0,7 трлн. рублей. Снижение чистого кредита банкам составит 0,3 трлн.
рублей в 2011 году и 0,2 трлн. рублей в 2012 году.
Параметры денежной
программы не являются жестко заданными и могут быть уточнены в соответствии со
складывающейся макроэкономической ситуацией, изменением влияния на состояние
денежно-кредитной сферы ключевых внутренних и внешних факторов. В целях
адекватного реагирования на изменение состояния денежно-кредитной сферы и учета
возможных рисков при реализации денежно-кредитной политики Банк России будет
применять весь спектр инструментов, имеющихся в его распоряжении. [7]
В среднесрочной
перспективе система инструментов денежно-кредитной политики Банка России будет
ориентирована на создание необходимых условий для реализации эффективной
процентной политики.
По мере снижения темпов
инфляции и инфляционных ожиданий Банк России намерен продолжить линию на
снижение уровня ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям
предоставления и абсорбирования ликвидности. Дальнейшие шаги Банка России по
снижению (изменению) процентных ставок будут определяться развитием
инфляционных тенденций, динамикой показателей производственной и кредитной
активности, состоянием финансовых рынков.
В случае образования
существенного дефицита ликвидности банковского сектора Банк России продолжит
использование всего спектра инструментов рефинансирования, что предполагает
сочетание как операций по предоставлению ликвидности под обеспечение (прежде
всего операции прямого РЕПО на аукционной основе и по фиксированной ставке),
так и операций по предоставлению кредитов без обеспечения, которые были введены
Банком России в рамках реализации антикризисных мер в октябре 2008 года.
Расширение спектра сроков предоставления рефинансирования (от 1 дня до 1 года)
позволит Банку России более гибко управлять текущей ликвидностью и оказывать
стимулирующее воздействие на кредитную активность банковского сектора и
формирование долгосрочных процентных ставок денежного рынка.
При этом в среднесрочной
перспективе политика Банка России будет направлена на дальнейшее повышение
потенциала обеспеченных залогами инструментов рефинансирования в рамках
реализации перехода к механизму рефинансирования кредитных организаций с
использованием единого пула обеспечения. Банк России продолжит работу,
направленную на повышение доступности инструментов рефинансирования
(кредитования) для кредитных организаций, в частности за счет расширения
перечня активов, используемых в качестве обеспечении по операциям
рефинансирования.
При формировании
избыточного денежного предложения Банк России будет использовать в качестве
инструментов его стерилизации операции с ОБР и операции по продаже
государственных облигаций из собственного портфеля. Банк России также продолжит
проведение депозитных операций в качестве инструмента краткосрочного
«связывания» свободной ликвидности кредитных организаций. При этом будут
применяться рыночные инструменты изъятия свободной ликвидности – депозитные
аукционы, а также инструменты постоянного действия – депозитные операции по
фиксированным процентным ставкам.
В 2010-2012 годах Банк
России продолжит осуществлять взаимодействие с Правительством Российской
Федерации как в области развития финансового рынка, так и в области реализации
курсовой политики. В частности, введенный в 2008 году Минфином России совместно
с Банком России механизм размещения временно свободных бюджетных средств на
депозиты в кредитных организациях может быть использован в качестве
дополнительного канала предоставления ликвидности. В то же время потенциал
данного инструмента существенно ограничивается параметрами федерального
бюджета.
Кроме того, Банком России
совместно с Минфином России будет осуществляться разработка мер по
совершенствованию рынка государственных облигаций, что должно способствовать
повышению эффективности использования операций Банка России с государственными
ценными бумагами в целях регулирования денежного предложения. Банк России в
2010 году и в период 2011 и 2012 годов продолжит использование обязательных
резервных требований в качестве инструмента регулирования ликвидности
банковского сектора.
В зависимости от
изменения макроэкономической ситуации, ресурсной базы российских кредитных
организаций и с учетом других факторов Банк России при необходимости может
принять решение относительно изменения нормативов обязательных резервов и их
дифференциации. Вместе с тем Банк России не исключает дальнейшего повышения
коэффициента усреднения обязательных резервов, позволяющего компенсировать
ликвидность кредитным организациям при выполнении ими обязательных резервных
требований. [7]
Заключение
В данной работе проведен
анализ теоретических аспектов денежно-кредитной политики, изложены задачи и
функции Центрального банка России, рассмотрены основные инструменты и методы
денежно-кредитной политики, проведен анализ реализации политики за 2009 год,
раскрыты количественные ориентиры на среднесрочную перспективу.
Роль ЦБ РФ в развитии и
регулировании денежно-кредитной сферы и экономики России исключительно высока.
Центральный банк имеет ряд функций и целей, которые направлены на поддержание и
развитие экономики государства. ЦБ РФ обладает широким набором инструментов и
методов воздействия на денежно-кредитную сферу. Основными из них являются
проведение учетной политики и политики рефинансирования, определение
минимальных резервных требования, операции на открытом рынке и валютная
политика.
Уменьшение ставки
рефинансирования делает для коммерческих банков займы более дешевыми,
увеличивается количества денег в обращении. И наоборот, увеличение ставки
рефинансирования делает займы невыгодными и приводит к сокращению денежного
предложения.
Норма обязательного
резервирования как инструмент денежно-кредитной политики регулирует не только
объем денежной массы, но и ее структуру, операции центрального банка на
открытом рынке оказывают прямое воздействие на объем свободных ресурсов,
имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо
расширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность
банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее, валютное регулирование ЦБ РФ
придерживается в основном системы плавающего обменного курса, ограничивая
интервенцию на валютном рынке операциями по сглаживанию курсовых колебаний, адекватными
кредитно-денежной программе.
Роль Центрального банка в
нынешних условиях развития и стабилизации экономики значительно высока.
Грамотное проведение денежно-кредитной политики обеспечит низкую инфляцию,
увеличит эффективность регулирования банковской ликвидности и обеспечит
развитие экономики на высоком уровне.
2)
Федеральный
закон от 10 июля 2002 года №86-ФЗ (ред. от 19.07.2009, с изм. от 22.09.2009) «О
Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
3)
Федеральный
закон от 2 декабря 1990 года №395-1 (ред. от 28.04.2009) «О банках и банковской
деятельности»;
4)
Положение
Банка России от 4 августа 2003 года № 236-П "О порядке предоставления
Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом
(блокировкой) ценных бумаг";
5)
Положение
Банка России от 12 ноября 2007 года № 312-П "О порядке предоставления
Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или
поручительствами";
6)
Положение
Банка России от 7 августа 2009 года № 342-П "Об обязательных резервах
кредитных организаций";
7)
«Основные
направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и
период 2011 и 2012 годов», 2009 год, Центральный банк Российской Федерации;