Особенности выпуска и обращения ценных бумаг банков. Государственное регулирование рынка ценных бумаг
Особенности выпуска и обращения ценных бумаг банков. Государственное регулирование рынка ценных бумаг
Содержание
1 Особенности выпуска и
обращения ценных бумаг банков
2 Государственное
регулирование рынка ценных бумаг
Список используемой
литературы
1
Особенности выпуска и обращения ценных бумаг банков
Сначала дадим определение ценной бумаги, которое изложено в
Гражданском Кодексе РФ. В соответствии со ст.142 гл.7 ГК РФ ценной бумагой
называется документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и
обязательных реквизитов имущественные права, осуществление и передача которых
возможны только при его предъявлении.
Деятельность банков как эмитентов включает в себя операции по
выпуску (эмиссии) собственных ценных бумаг и их первичному размещению.
Особенность положения (и преимущество) банков в том, что они имеют собственные
ценные бумаги, которые не может эмитировать никакой другой финансовый институт
— чеки, депозитные и сберегательные сертификаты.
Действующее законодательство разрешает банкам выпускать следующие
виды ценных бумаг: акции, облигации, чеки, векселя, депозитные и сберегательные
сертификаты, производные ценные бумаги.
Выпуская облигации, банки привлекают дополнительные заемные
средства. Эмитируя векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты,
банки выполняют одно из своих основных предназначений - аккумуляцию денежных и
создание платежных средств.
К основным целям банков на рынке ценных бумаг можно отнести:
привлечение дополнительных ресурсов на основе эмиссии ценных бумаг
для проведения традиционных кредитных и расчетно-платежных операций;
получение прибыли от собственных инвестиций в ценные бумаги за
счет выплачиваемых банку процентов и дивидендов и роста курсовой стоимости
ценных бумаг;
получение прибыли от предоставления клиентам услуг, связанных с
ценными бумагами;
расширение сферы влияния банка и привлечение новой клиентуры за
счет участия в капиталах предприятий и организаций (через участие в портфелях
их ценных бумаг), учреждения подконтрольных финансовых структур;
доступ к дефицитным ресурсам через те ценные бумаги, которые дают
такое право и собственником которых становится банк; поддержание необходимого
запаса ликвидности.
Эмиссия и размещение банками акций.
Банки, создаваемые (созданные) в форме
открытого или закрытого АО, формируют (увеличивают) свои уставные капиталы (УК)
из номинальной стоимости акций, приобретенных акционерами (новыми и/или
прежними). Другими словами, выпуск банком акций непосредственно отражается на
величине его УК, а также нередко на распределении последнего между разными
участниками банка (акционерами) и только с этими целями и проводится.
К важнейшим нормам, регламентирующим
данный процесс, относятся следующие.
1. Банк в форме ОАО вправе пытаться
разместить свои акции путем подписки на них и конвертации, а в случае
увеличения его УК за счет имущества самого банка (капитализация собственных
средств) — посредством распределения дополнительных акций среди имеющихся акционеров.
При этом подписка может быть открытой (публичное размещение) или закрытой (за
исключением случаев, когда возможность закрытой подписки ограничена в уставе
банка-эмитента или требованиями правовых актов РФ).
Решение о размещении акций посредством
закрытой подписки может быть принято только общим собранием акционеров в 3/4
голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем
собрании акционеров, если необходимость большего числа голосов для принятия
этого решения не предусмотрена в уставе банка.
Обыкновенные акции, составляющие более 25%
ранее размещенных обыкновенных акций, размещаются посредством открытой подписки
только по решению общего собрания акционеров, принятому большинством в 3/4
голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем
собрании акционеров, если необходимость большего числа голосов для принятия
этого решения не предусмотрена в уставе банка.
2. Банк в форме ЗАО не может размещать
свои акции путем открытой подписки или иным образом предлагать их для
приобретения неограниченному кругу лиц.
3. В уставе банка должны быть определены
количество и номинальная стоимость его акций (выраженных только в рублях), уже
приобретенных акционерами (размещенные акции), и права, предоставляемые этими
акциями, а также количество, номинальная стоимость, категории (типы) акций,
которые банк сможет размещать дополнительно к размещенным акциям (объявленные
акции), и права, предоставляемые этими акциями. В уставе могут быть определены
также порядок и условия размещения банком объявленных акций.
4. Банк может приступать к новой эмиссии
своих акций лишь после того, как акционеры полностью оплатили все ранее
размещенные акции. При этом решение о новой эмиссии акций может быть принято
только после того, как ЦБ (ТУ) зарегистрирует изменения в уставе банка,
вызванные завершившейся предыдущей эмиссией (новый размера УК и другие
изменения).
5. Банк может выпускать обыкновенные и
привилегированные акции. При этом первые должны иметь одинаковую номинальную
стоимость и предоставлять их владельцам одинаковый объем прав; номинальная
стоимость вторых по итогам размещения не должна составить более 25% УК банка.
6. Только после регистрации выпуска ценных
бумаг (а при публичном размещении — также после надлежащего раскрытия всей необходимой
информации об эмитенте и эмитируемых ценных бумагах в соответствии с гл. 15
Инструкции №102) банк вправе начать кампанию размещения выпускаемых им ценных
бумаг. Последнее может происходить следующими путями. Подписка производится:
при продаже акций (заключении с
покупателями договоров купли-продажи) за рубли и/или иностранную валюту, в том
числе по схеме капитализации дивидендов, начисленных акционерам, но не
выплаченных им. Акции банка при его учреждении оплачиваются учредителями по
номинальной стоимости, а при их продаже первым владельцам, не являющимся
учредителями, — по рыночной стоимости, но не ниже номинальной стоимости;
при приеме от инвесторов взносов в УК
банка в неденежной форме (заключении банком-эмитентом договоров мены акций с
инвесторами на принадлежащие им банковские здания, а при наличии разрешения
Совета директоров ЦБ — иное имущество в неденежной форме).
Распределение осуществляется среди
имеющихся акционеров дополнительно выпущенных акций, оплачиваемых за счет
имущества банка-эмитента (капитализация собственных средств банка при
увеличении его УК данным способом). В этом случае заключать какие-либо договоры
не требуется.
Конвертация в акции: а) ранее выпущенных
банком конвертируемых ценных бумаг в соответствии с условиями их выпуска и
нормами законодательства; б) ранее выпущенных банком акций с меньшей
номинальной стоимостью (консолидация акций и увеличение УК путем увеличения
номинальной стоимости акций); в) ранее выпущенных банком акций с большей
номинальной стоимостью (дробление акций и/или уменьшение УК путем уменьшения
номинальной стоимости акций); г) ценных бумаг банков, реорганизуемых путем
слияния, присоединения, выделения, разделения; д) паев банка, вносимых в УК
акционерного банка (при преобразовании банка из ООО в АО); е) ранее выпущенных
акций, в отношений которых принято решение об изменении объема прав по ним.
Размещение акций при учреждении банка в
форме АО должно быть закончено: не позднее чем через 30 дней после получения
свидетельства о регистрации банка; при реорганизации банка (кроме реорганизации
в форме присоединения) — до регистрации их выпуска; в остальных случаях — в
срок, установленный в решении о выпуске акций, но не позднее одного года с даты
регистрации выпуска (дополнительного выпуска) таких ценных бумаг.
Размещено может быть меньшее количество
ценных бумаг по сравнению с тем, которое предполагалось и было указано в
регистрационных документах выпуска (в штуках). Долю не размещенных бумаг, при
которой эмиссия будет считаться не состоявшейся, устанавливает федеральный
орган исполнительной власти по РЦБ (не ниже 75% выпуска). Не размещенные бумаги
следует аннулировать.
7. Не позднее 30 дней после завершения
размещения ценных бумаг банк-эмитент анализирует его результаты, по
установленной форме составляет отчет об итогах выпуска ценных бумаг и вместе с
целым рядом других документов представляет его в регистрирующий орган. Отчет 6
первом выпуске акций при учреждении банка-эмитента представляется одновременно
с представлением документов для получения лицензии, отчет о первом выпуске
акций при реорганизации банка-эмитента (о выпуске акций при реорганизации в
форме присоединения) — одновременно с представлением документов на регистрацию
выпуска ценных бумаг.
8. После того как отчет об итогах выпуска
ценных бумаг зарегистрирован, банк-эмитент: публикует сообщение об итогах
выпуска в печатном органе, где была дана предварительная информация о выпуске,
указывая в нем данные, которые он считает целесообразным довести до сведения
общественности, а также сведения о том, где и как желающие могут ознакомиться с
полным отчетом об итогах выпуска; раскрывает информацию, содержащуюся в отчете,
в соответствии с существующими правилами.
Эмиссия банковских сертификатов.
Банки активно работают и с такими ценными
бумагами, которые могут выпускать только они. Основными бумагами такого рода
считаются банковские сертификаты — сберегательные и депозитные. Выпуск и
использование данных ценных бумаг регламентируется Положениием ЦБ «О
сберегательных и депозитных сертификатах кредитных организаций» (последняя его
редакция была утверждена Указанием от 31.08.1998. №333-У).
Сберегательный (депозитный) сертификат
является ценной бумагой, удостоверяющей сумму вклада, внесенного в банк, и
права вкладчика (держателя сертификата) на получение по истечении
установленного срока суммы вклада и обусловленных в сертификате процентов в
банке, выдавшем сертификат, или в любом его филиале.
Право выдачи сберегательного сертификата
предоставляется банкам при условиях: осуществления банковской деятельности не
менее двух лет; публикации годовой отчетности, подтвержденной аудиторской
фирмой; соблюдения законодательства и нормативных актов Банка России;
выполнения обязательных экономических нормативов; наличия резервного фонда в
размере не менее 15% от фактически оплаченного уставного капитала; выполнения
обязательных резервных требований.
Сертификаты могут выпускаться как в
разовом порядке, так и сериями. Сертификаты могут быть именными или на
предъявителя.
Сертификат не может служить расчетным или
платежным средством за проданные товары или оказанные услуги. Денежные расчеты
за куплю-продажу депозитных сертификатов, выплаты сумм по ним проводятся в
безналичном порядке, а сберегательных сертификатов — как в безналичном порядке,
так и наличными.
Выпуск сертификатов, выраженных в
иностранной валюте, не допускается.
Сертификаты должны быть срочными.
Банк не может в одностороннем порядке
изменить (уменьшить или увеличить) обусловленную в сертификате ставку
процентов, установленную при выдаче сертификата.
Именной сертификат должен иметь место для
оформления уступки требования (цессии), может иметь дополнительные листы к
именному сертификату, на которых оформляются цессии.
Бланки сертификатов, а также
дополнительные листы к именным сертификатам изготавливаются предприятиями, получившими
от Министерства финансов РФ лицензию на производство бланков ценных бумаг.
Для передачи другому лицу прав,
удостоверенных сертификатом на предъявителя, достаточно вручения сертификата
этому лицу. Права, удостоверенные именным сертификатом, передаются в порядке,
установленном для уступки требований (цессии). Право требования по сертификату
может быть уступлено только в течение срока его обращения.
При наступлении даты востребования вклада
или депозита банк должен платить против предъявления сертификата и заявления
владельца с указанием счета, на который должны быть зачислены средства.
Средства от погашения депозитного сертификата могут направляться по заявлению
владельца только на его корреспондентский, расчетный (текущий) счет. Для
граждан платеж может проводиться как путем перевода суммы на счет, так и
наличными.
Банк вправе размещать сертификаты только
после регистрации условий их выпуска и обращения в ТУ Банка России. Для
регистрации условий выпуска банк должен представить в регистрирующий орган:
- условия выпуска и обращения
сертификатов;
- макет бланка сертификата;
- нотариально заверенную копию лицензии;
- свидетельство о государственной
регистрации банка (при выпуске сберегательных сертификатов);
- баланс и расчет обязательных
экономических нормативов.
Оба названных вида ценных бумаг
удостоверяют, что лицо внесло в банк определенную сумму денег и имеет право по
истечении установленного срока получить обратно свой вклад (депозит) и
обусловленные в самом сертификате проценты. Общими характеристиками для
банковских сертификатов можно считать следующие.
1. Банк вправе размещать свои сертификаты
только после утверждения и регистрации условий их выпуска и обращения в ТУ
Банка России (для чего он представляет целый пакет документов) и внесения их в
Реестр условий выпуска и обращения сберегательных и депозитных сертификатов
кредитных организаций. Для каждого типа сертификатов утверждаются свои условия
выпуска. С момента регистрации новых условий выпуска сертификатов банк не может
размещать сертификаты на основе ранее зарегистрированных условий.
2. Сертификаты должны: выпускаться
(номинироваться) в рублях; быть срочными; быть отпечатаны на бланках
установленной формы (бланки эти изготавливают полиграфическим способом
специально уполномоченные предприятия) и содержать все основные условия
выпуска, оплаты и обращения сертификата, восстановления прав по сертификату при
его утрате, все обязательные реквизиты. Отсутствие в тексте бланка сертификата
какого-либо из обязательных реквизитов делает этот сертификат недействительным.
Банк, выпускающий сертификат, может включить в него дополнительные условия и
реквизиты, не противоречащие законодательству, нормативным актам ЦБ и
содержанию обязательных реквизитов. Сертификаты также должны иметь корешки
установленной формы.
3. Сертификаты могут: выпускаться как в
разовом порядке, так и сериями; быть именными или на предъявителя. Именной
сертификат должен иметь место для оформления уступки требования (цессии), а
также может иметь дополнительные листы — приложения к именному сертификату, на
которых оформляются цессии. Дополнительные листы (приложения), являющиеся
принадлежностью сертификата, должны быть пронумерованы; принадлежать резидентам
и нерезидентам; передаваться другому лицу. Для передачи прав, удостоверенных
сертификатом на предъявителя, достаточно вручения сертификата этому лицу.
Права, удостоверенные именным сертификатом, передаются в порядке, установленном
для уступки требований (цессии). Уступка требования по именному сертификату,
которая может быть совершена только в течение срока обращения сертификата,
оформляется на оборотной стороне самого сертификата или на дополнительных
листах (приложениях) к нему двусторонним соглашением лица, уступающего свои
права, и лица, приобретающего эти права.
4. Сертификат не может служить расчетным
или платежным средством за проданные товары или оказанные услуги.
5. При наступлении даты востребования
вклада (депозита) банк платит против предъявления сертификата. Одновременно с
этим банк выплачивает проценты по сертификату.
Проценты, причитающиеся владельцу по
истечении срока обращения сертификата в соответствии с первоначально
установленной ставкой, выплачиваются независимо от времени его покупки. В
случае досрочного предъявления сертификата к оплате банк выплачивает сумму
вклада и проценты такие же, как по вкладам до востребования, если в условиях
сертификата не указан иной размер процентов.
Если срок получения вклада (депозита)
пропущен, то банк все равно обязан выплатить означенные в сертификате сумму
вклада и проценты по первому требованию его владельца.
Банк не может в одностороннем порядке
изменить указанную в сертификате ставку процента, установленную при его выдаче.
6. Права по утраченному сертификату на
предъявителя восстанавливаются в судебном порядке, а по сертификату именному
это может сделать сам банк-эмитент по письменному заявлению владельца
сертификата о выдаче ему дубликата.
Вместе с тем между сберегательным и
депозитным сертификатами есть и некоторые различия.
1. Право привлечения средств с помощью
сберегательных сертификатов банк получает при выполнении им целого ряда
условий, среди которых на первом месте — функционирование не менее двух лет.
Это то же самое условие, которое необходимо банку для получения разрешения
работать с физическими лицами. Отсюда, видимо, можно заключить, что
сберегательный сертификат — это ценная банковская бумага именно для населения.
Соответственно депозитный сертификат — ценная банковская бумага для юридических
лиц.
2. Платежи по сделке купли-продажи
депозитных сертификатов ведутся только в безналичном порядке, а в случае со
сберегательными — как безналичными, так и наличными деньгами.
3. Средства от погашения депозитного
сертификата могут направляться по заявлению владельца только на его банковский
(корреспондентский, расчетный или текущий) счет; гражданин может получить
причитающиеся ему средства как путем перевода суммы на банковский счет, так и
наличными.
2
Государственное регулирование рынка ценных бумаг
Рынок ценных бумаг является одним из наиболее регламентированных в
рыночной экономике. Сложность отношений на рынке, его масштабность, присущие
ему повышенные риски, интересы безопасности его участников (субъектов)
обусловливают необходимость принятия детальных стандартов и правил работы на
рынке, а также привлечения к вопросам регулирования различных государственных
органов.
Государственное регулирование рынка ценных бумаг - это
регулирование со стороны общественных органов власти.
Система государственного регулирования
рынка ценных бумаг включает государственные и иные нормативные акты; государственные
органы регулирования и контроля.
Система регулирования рынка ценных бумаг
включает следующие главные составные части (рис.1):
-создание и совершенствование необходимой
нормативно-правовой базы;
- создание органов регулирования рынка;
- организация отбора и допуска юридических
и физических лиц в качестве участников рынка ценных бумаг;
- контроль за соблюдением и исполнением
нормативно-правовой базы;
- разрешение споров между участниками
рынка.
Рисунок
1 - Система регулирования российского рынка ценных бумаг
Государственное
управление рынком ценных бумаг имеет следующие формы: прямое
(административное) и косвенное (экономическое).
Прямое
(административное) управление рынком ценных бумаг со стороны
государства осуществляется путем:
- установления обязательных требований ко
всем участникам рынка ценных бумаг;
- регистрации участников рынка и ценных
бумаг, эмитируемых ими;
- лицензирования профессиональной
деятельности на рынке ценных бумаг;
- обеспечения гласности и равной
информированности всех участников рынка;
- поддержания правопорядка на рынке.
Министерство
финансов Российской Федерации:
- регулирует выпуск государственных ценных
бумаг, включая ценные бумаги субъектов Федерации и органов местного
самоуправления;
- устанавливает правила бухгалтерского
учета операций с ценными бумагами;
- осуществляет выпуск государственных
ценных бумаг и т.п.
Центральный
банк Российской Федерации — федеральный орган,
который:
- регулирует порядок осуществления
кредитными организациями операций на открытом рынке ценных бумаг, ломбардного
кредитования и переучета векселей;
- устанавливает и контролирует
антимонопольные требования к операциям на рынке ценных бумаг кредитных
организаций;
- регулирует деятельность на рынке ценных
бумаг клиринговых организаций и организаций, производящих безналичные расчеты
по сделкам с ценными бумагами (в том числе депозитариев);
- контролирует экспорт и импорт капитала.
Основные формы (составные части)
государственного регулирования российского рынка ценных бумаг. В соответствии с
Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» государственное регулирование
данного рынка осуществляется на основе (рис.2):
Рисунок 2 - Составные части государственного
регулирования
российского рынка ценных бумаг
- установления обязательных требований к
деятельности на рынке ценных бумаг: эмитентов ценных бумаг; профессиональных
участников; саморегулируемых организаций;
- установления стандартов эмиссии ценных
бумаг;
- государственной регистрации выпусков
эмиссионных ценных бумаг (включая регистрацию проспектов ценных бумаг);
- государственной системы контроля за
соблюдением эмитентами условий и обязательств по эмитированным ими ценным
бумагам;
- лицензирования деятельности
профессиональных участников рынка ценных бумаг;
- лицензирования деятельности
саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг;
- запрещения и пресечения
предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг без соответствующей
лицензии;
- -создания системы защиты прав владельцев
ценных бумаг;
- установления предельных объемов эмиссии
ценных бумаг органами государственной власти и местного самоуправления.
Органы
регулирования российского рынка ценных бумаг — это совокупность организаций,
осуществляющих рыночное регулирование на основе обязательных (нормативных) и
добровольных (этических) правил регулирования.
К
органам, осуществляющим регулирование российского рынка ценных бумаг, относятся
(рис.3):
- государственные
органы исполнительной власти;
- саморегулируемые
организации профессиональных участников рынка ценных бумаг;
- общественные
организации, отстаивающие интересы владельцев ценных бумаг. В нашей стране они
пока отсутствуют, но на стихийной основе время от времени они возникают, когда
имеют место какие-то кризисные ситуации в обществе, как, например, в период
прекращения существования «билетов МММ» в первой половине 1990-х гг. и т.п.
Рисунок 3 - Органы регулирования российского
рынка ценных бумаг
Правила
регулирования рынка ценных бумаг включают:
- нормативно-правовые
документы (законы, постановления, инструкции и другие правовые документы);
- обязательства
осуществления предпринимательской деятельности профессиональными участниками
рынка ценных бумаг, добровольно принимаемые ими;
- обычаи
делового оборота и национальные традиции.
Федеральная
антимонопольная служба РФ устанавливает
антимонополь-ные правила и осуществляет контроль за их исполнением.
Рынок ценных бумаг может эффективно
выполнять свои функции, если он защищен от финансовых махинаций и
недобросовестной конкуренции. В связи с этим отечественное законодательство
устанавливает ряд требований к осуществлению деятельности на РЦБ.
Государственные органы регулирования. К
органам регулирования рынка ценных бумаг относятся все органы государственной
власти: президент, правительство, министерства и иные органы исполнительной
власти.
Специализированным государственным
органом, осуществляющим всестороннее регулирование рынка корпоративных ценных
бумаг, является федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг,
функции которого возложены на Федеральную службу по финансовым рынкам. Однако
она осуществляет регулирование не только рынка ценных бумаг, но и других
финансовых рынков.
Российский рынок ценных бумаг регулируется
гражданским правом посредством совокупности общеобязательных правовых актов,
издаваемых органами государственной власти в установленной форме с соблюдением
определенной процедуры — законодательства РФ.
Акты гражданского законодательства
образуют иерархическую систему.
На верхнем уровне находится Конституция РФ. Остальные акты законодательства не должны ей противоречить. В
Конституции определены пределы полномочий субъектов РФ, в рамках которых они
могут принимать собственные законодательные акты, а также полномочия Российской
Федерации. Гражданское законодательство отнесено к ведению
федеральных органов государственной власти, т.е. в своей основе едино на всей
территории РФ. Собственно гражданское законодательство имеет в качестве
фундамента Гражданский кодекс, в котором описаны основные
понятия и их взаимоотношения, остальные законы и другие правовые акты,
регулирующие гражданские правовые отношения, не должны ему противоречить.
Следующий уровень составляют законы РФ,
например, Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», Федеральный закон «Об
акционерных обществах» и другие. Конституция, кодексы и
законы относятся к законодательным актам. Однако законодательство ими не
ограничивается: существует множество иных актов законодательства или
подзаконных актов. Федеральным
законом от 22.04.1996 г. №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»
регулируются отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных
бумаг независимо от типа эмитента (ст.1). В соответствии с ним государство
осуществляет регулирование данного рынка, но не управляет им. В этом разделении
понятий заложено принципиальное отношение государства к процессам, происходящим
на рынке. Для ФЗ «О рынке ценных бумаг» характерны следующие основные моменты.
Преемственность
-
учитываются практика российского рынка ценных бумаг 1990-1996 гг. и изданные за
это время государственными органами исполнительной власти нормативные акты.
Непротиворечивость
закона
другим законодательным актам, например, Гражданскому кодексу.
Признание
смешанной модели фондового рынка, где действуют как коммерческие банки, так и
небанковские инвестиционные институты (профессиональные участники рынка ценных
бумаг).
Сочетание
либеральных принципов организации рынка с усилением государственного надзора за
ним, единство государственного регулирования рынка ценных бумаг.
ФЗ «О рынке ценных бумаг» - комплексный
законодательный акт, который регулирует рынок ценных бумаг как в целом, так и
его отдельные сегменты.
Основные
достоинства закона:
- четкое определение порядка деятельности
профессиональных участников рынка ценных бумаг, который распространяется и на
банки; установлены общие «правила игры»;
- информационное обслуживание рынка ценных
бумаг:
- законодательно определены перечень
информации и порядок ее раскрытия для различных участников фондового рынка;
- введены ограничения по рекламе;
- запрещены сделки с использованием
служебной информации.
Важно отметить, что система раскрытия
информации ориентирована на пользователя (а не на других участников системы
раскрытия), выражает возможности для любого пользователя нахождения конкретной
информации и доступа к ней в регламентированное время. Раскрытие информации
(гласность) лежит в основе общественного и рыночного регулирования и
обеспечивает общественную и рыночную стабильность.
Разграничение
сферы регулирования фондового рынка между различными регуляторами:
Федеральная служба по финансовым рынкам
регулирует рынок корпоративных ценных бумаг, институциональных инвесторов и
профессиональных участников фондового рынка;
Министерство финансов РФ и Банк России
регулируют рынок государственных ценных бумаг.
Наряду с государственным регулированием
рынка ценных бумаг, важнейшую роль играет саморегулирование организаций
профессиональных участников рынка ценных бумаг, что является новацией в
условиях России.
Согласно Указу Президента
России №314 от 9.03.2004 г. создана Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР),
которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере
финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской
деятельности). Федеральная служба по финансовым рынкам находится в ведении
Правительства РФ. Основными функциями Федеральной службы по финансовым рынкам
являются:
а) осуществление государственной
регистрации выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а
также регистрации проспектов ценных бумаг;
б) обеспечение раскрытия информации на
рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) осуществление в рамках установленных
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации функций по контролю и надзору в отношении эмитентов, профессиональных
участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, акционерных инвестиционных
фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых
инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и их
саморегулируемых организаций, специализированных депозитариев акционерных
инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных
пенсионных фондов, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием,
специализированных депозитариев ипотечного покрытия, негосударственных
пенсионных фондов, Пенсионного фонда Российской Федерации, государственной управляющей
компании, а также в отношении товарных бирж.
Федеральная служба по финансовым рынкам
осуществляет:
- обобщение практики применения
законодательства РФ в сфере своей компетенции и внесение в Правительство
предложений о его совершенствовании;
- разработку в установленном порядке
проектов законодательных и иных нормативных правовых актов;
- организацию исследований по вопросам
развития финансовых рынков.
Вывод.
Регулирование
рынка ценных бумаг заключается в следующем:
- установление обязательных требований к
деятельности эмитентов и инвесторов;
- лицензирование деятельности
профессиональных участников РЦБ;
- регистрация выпусков ценных бумаг;
- контроль за использованием служебной
информации и рекламной деятельностью на РЦБ.
Регулирование РЦБ осуществляется на
основании системы законодательства, имеющей сложную иерархическую систему.
Ведущая роль в области государственного регулирования РЦБ принадлежит
Гражданскому кодексу, ФЗ «О рынке ценных бумаг», Федеральной службе по финансовым рынкам.
Список используемой
литературы
1.
Федеральный
закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ (ред. от22.04.2010).
2.
Бердникова,
Т.Б. Оценка ценных бумаг: Учеб. пособие. — М.: Инфра-М, 2004.
3.
Бродунов,
А.Н. Рынок ценных бумаг Учебный курс
(учебно-методический комплекс) А.Н. Бродунов. - М.: МИЭМП, 2008. – 86 с.
4.
Буренин,
А.Н. Рынок ценных бумаг и производных финансовых инструментов - А.Н.Буренин. -
М.: Экзамен, 2005. – 352 с.
5.
Владимирова,
О.Н. Рынок ценных бумаг : конспект лекций в схемах и таблицах /
О.Н.Владимирова, И.В.Солонецкий. – Красноярск: Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т,
2005. – 80 с.
6.
Владимирова,
О.Н. Рынок
ценных бумаг: Конспект лекций / О.Н.Владимирова; КГТЭИ. – Красноярск, 2003. –
148 с.
7.
Галанов,
В.А. Рынок ценных бумаг: Учебник / В.А.Галанов. - М.: ИНФРА-М. — 2007. - 379 с.
8.
Рынок
ценных бумаг: Учебник / Под ред. В.А.Галанова, А.И.Басова. - - М.: Финансы и
статистика, 2006. - 448 с.