Министерство
образования и науки Российской Федерации
Федеральное
агентство по образованию
ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ОРЕНБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"
Финансово-экономический
факультет
Кафедра
банковского дела и страхования
КУРСОВАЯ
РАБОТА
По дисциплине
"Организация деятельности центрального банка"
Политика
валютных интервенций Банка России
Оренбург
2010
Содержание
Введение
1. Валютные интервенции как инструмент
денежно-кредитной политики ЦБ
1.1 Сущность валютных интервенций
1.2 Инструментарий интервенций
1.3 Международный опыт интервенций
2. Анализ операций Банка России
2.1 Отличительные особенности валютных
интервенций Банка России
2.2 Оценка эффективности валютных интервенций
2.3 Анализ эффектов интервенций Банка
России
3. Политика
таргетирования инфляции Банка
России
Заключение
Список использованных источников
Приложение А. Классификация целей валютных интервенций
Приложение Б. Официальные цели валютных
интервенций
Приложение В. Расходование средств государственных фондов
Введение
В последние годы, несмотря на выплаты по внешнему долгу, наблюдается
огромный профицит счета текущих операций России, отчасти являющийся следствием высоких
цен на нефть. Это приводит к увеличению предложения иностранной валюты и способно
привести к значительному укреплению реального курса рубля в среднесрочной перспективе.
Чрезмерное удешевление импорта не может не сказаться также на конкурентоспособности
отечественных производителей.
Для того чтобы защитить российские предприятия и не допустить
слишком сильного укрепления рубля, Центральный банк вынужден скупать валюту на открытом
рынке. В то же время необходимо не допускать роста денежной массы, способного в
перспективе привести к увеличению инфляции. Для этого необходимо каким-то образом
стерилизовать свободные средства, поступающие в обращение во время интервенций.
Центральные банки развитых стран начали проводить интервенции
сразу после краха Бреттон-Вудской системы в 1973 году. С тех пор отношение к интервенциям
сильно менялось, их влияние как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе,
многократно ставилось под сомнение.
Согласно классическому определению, валютная
интервенция – это операция денежных властей по воздействию на обменный курс валюты.
Как сказано в "Годовом отчете о валютных соглашениях и валютных ограничениях"
МВФ, интервенции обычно проводятся в форме покупки или продажи иностранной валюты
центральным банком или фондом стабилизации валюты во внутренних сделках с коммерческими
банками.
Целью данной работы является исследование
инструмента Центрального банка – валютных интервенций, анализ эффектов политики,
проводимой Банком России.
Для достижения поставленной цели были
сформулированы следующие задачи:
- выявить сущность валютных интервенций;
- определить инструментарий интервенций;
- изучить международный опыт интервенций;
- определить отличительные особенности
валютных интервенций Банка России;
- провести анализ эффектов интервенций
Банка России.
Объектом исследования работы является
валютная система РФ и экономика в целом. Предмет исследования – анализ проводимых
Банком России операций и получаемых эффектов.
Научной и методической основой данной работы послужили законодательные
акты, работы отечественных ученых – С.Р. Моисеева, В.Д. Лозовика, С.А. Рамазанова
и др.
1.
Валютные интервенции как инструмент денежно-кредитной политики ЦБ
1.1
Сущность валютных интервенций
Под валютной интервенцией подразумевают вмешательство центрального
банка на валютном рынке с определенными целями. После заключения Ямайских соглашений
в 1978 году и перехода на плавающие курсы МВФ постулировал три принципа, которыми
должны руководствоваться центральные банки стран при проведении интервеций:
- запрещено манипулирование валютным курсом для уклонения от макроэкономической
адаптации;
- страны обязаны проводить валютные интервенции для прекращения
беспорядка на финансовых рынках, которые могут быть вызваны, например, краткосрочными
колебаниями курса одной из валют;
- каждая страна должна учитывать при проведении интервенций интересы
своих партнеров, в особенности тех, в чьей валюте проводится интервенция.
В документе МВФ "О принципах политики интервенций" рекомендуется
использовать интервенции для снижения волатильности валютного курса, но никак не
для регулирования его уровня.
За последние десятилетия взгляды экономистов на валютные интервенции
менялись не раз. Так, администрация США при Рональде Рейгане считала валютную интервенцию
дорогой и неэффективной. В то же время в Европе после образования так называемого
"Механизма Обменных Курсов" в 1979 г. интервенции центральных банков были
обыденным явлением [19].
Однако в начале 1980-х гг., после номинального обесценения доллара
на 50%, Соединенным Штатам пришлось пересмотреть свое отношение к валютной интервенции.
Конгресс США не только одобрил применение ФРС США интервенций, но Вашингтон также
запросил на валютном рынке помощь стран G-5.
В Федеральном законе "О
Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" валютные интервенции
причислены к основным инструментам денежно-кредитной политики Банка России. Под
ними понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия
на курс рубля и на суммарные спрос и предложение денег. Согласно материалам МВФ,
интервенции обычно проводятся в форме покупки или продажи иностранной валюты центральным
банком или фондом стабилизации валюты во внутренних сделках с коммерческими банками.
Для чего центральные банки
проводят валютные интервенции? Принципиально различаются два подхода к интервенциям:
для регулирования валютного курса и для управления его волатильностью (классификация
возможных целей интервенций в зависимости от режима валютного курса – в Приложении
А) [19].
Если национальная валюта
не является полностью конвертируемой и не обладает достаточно стабильным курсом,
центральные банки предпринимают активные усилия по регулированию номинального обменного
курса, целью интервенций может быть сглаживание колебаний выпуска продукции и инфляции
стимулирование экономического роста путем занижения реального обменного курса или
борьба с инфляцией путем использования курса в качестве номинального якоря. В каждом
из перечисленных случаев денежные власти следят за колебаниями номинального обменного
курса. К примеру, как заявил управляющий шведским Риксбанком Урбан Бэкстром, интервенции
могут быть вспомогательным средством регулирования инфляции: "Для центрального
банка, который таргетирует инфляцию первичным инструментом служит процентная ставка.
В то же время, если колебания валютного курса несут серьезный риск инфляции и курс
заметно отклоняется от разумного значения, интервенции оправданы как дополнительная
мера по обеспечению ценовой стабильности"[1].
Таким образом, если денежные власти обладают достаточным объемом международных
резервов, можно считать, что они полностью контролирует номинальный обменный курс,
и колебания курса происходят либо в результате интервенций центрального банка, либо
с его молчаливого согласия. Иными словами, номинальный валютный курс является управляемой
переменной денежно-кредитной политики. В тех же ситуациях, когда международных резервов
недостаточно, обороты валютного рынка велики или страна официально придерживается
плавающего обменного курса (и в силу невысокой внешнеэкономической открытости страны
это не оказывает серьезного влияния на экономический рост и инфляцию), шоки, вызывающие
колебания номинального валютного курса, как правило, носят монетарный (денежный)
характер. Иными словами, номинальный валютный курс является экзогенной (неуправляемой)
переменной, который центральные банки принимают в расчет при принятии решений. В
таком случае контроль над валютным курсом сводится только к сглаживанию его колебаний.
К примеру, как отмечается в официальном документе "Основные принципы валютных
операций Банка Японии", центральный банк сокращает амплитуду колебаний обменного
курса вокруг долгосрочного тренда: "С введения плавающего валютного курса иены
в 1973 г., японская экономика испытывала существенные колебания обменного курса
с долгосрочной тенденцией укрепления иены. Чтобы смягчать отрицательное влияние
таких колебаний на японскую экономику, центральный банк время от времени проводит
интервенции на валютном рынке"[2].
В Приложении Б приведены официальные цели валютных интервенций, которые оглашают
денежные власти, в странах с формирующимся рынком. В условиях плавающего валютного
курса центральный банк не берется "грести против ветра" и ограничивается
сглаживанием колебаний обменного курса вокруг тренда. Движение вслед за рынком (в
таком случае говорят, что центральный банк "гребет по ветру") позволяет
денежным властям уверенно накапливать международные резервы.
Помимо указанных целей
интервенций вполне возможно, что при их проведении в расчет принимаются и другие
факторы, лежащие вне сферы валютного рынка. По крайней мере, экономическая литература
свидетельствует о том, что центральные банки могут руководствоваться мотивами, не
имеющими прямого отношения к денежной политике. Подавляющее число центральных банков
официально отвергает предположения, что они напрямую реагируют на факторы или условия
вне валютного рынка, тем не менее, денежные власти некоторых стран обосновывают
операции на валютном рынке "политическими" или "международными"
событиями. К ним чаще всего относят военные конфликты, политические убийства, выборы
руководства страны и другие события, вызывающие смену состава правительства. Некоторые
центральные банки также называют причиной интервенций желание укрепить или скорректировать
сигнал денежно-кредитной политики, а также координацию с другими центральными банками.
Центральные банки разных стран могут осуществлять совместные интервенции на
национальных рынках, что оказывает влияние на глобальный валютный рынок в целом.
Они представляют собой скоординированные операции, проводимые в один день группой
центральных банков (как правило, это ФРС США, Банк Японии, Европейский центральный
банк и Банк Англии) в одном направлении. Скоординированные интервенции имеют большую
эффективность, чем односторонние операции одного из центральных банков [19]. С 2000
г., когда ведущие центральные банки проводили совместную интервенцию для поддержания
курса евро, денежные власти стран G7 не предпринимали скоординированных операций на глобальном
валютном рынке. Последняя необходимость в скоординированной поддержке курса доллара
возникла в 1995 г., когда американская валюта за четыре месяца потеряла 20% по отношению
к японской иене.
1.2
Инструментарий интервенций
Интервенции, как правило,
проводятся на спот-рынке, т.е. на рынке с расчетами не более чем через два дня.
Большинство денежных властей предпочитает проводить прямые (аутрайтные) операции
на валютном рынке. В некоторых случаях, когда валютных рынок не обладает достаточной
ликвидностью, интервенции осуществляются в форме валютных аукционов (например, в
Хорватии, Турции и др.). Валютные аукционы также позволяют центральным банкам аккумулировать
международные резервы.
Однако центральный банк
может оперировать и на рынке валютных деривативов с расчетами более чем через два
дня. В связи с тем, что валютный курс по срочным контрактам связан с валютным курсом
на спот-рынке через механизм процентных ставок, то интервенция на форвардном рынке
может повлиять на обменный курс на спот-рынке. Преимущество интервенции на рынке
валютных деривативов заключается в том, что она не требует немедленных наличных
расчетов. При изменении конъюнктуры центральный банк может отказаться от интервенции,
проведя встречную операцию. Изменение международных резервов не произойдет, однако
денежные власти выполнят поставленные задачи. К примеру, Банк Таиланда прибегал
к покупкам на форвардном рынке весной 1997 г. с тем, чтобы поддержать валютный курс
тайского бата.
Операции на рынках валютных
деривативов и спот-рынке могут проводиться одновременно. Также в качестве составной
части валютной интервенции может выступать валютный своп – комбинация двух противоположных
конверсионных сделок на одинаковую сумму с разными датами валютирования хотя само
по себе его влияние на валютный курс незначительно (за исключением экстремального
российского примера, когда Центробанк, продавая валюту с целью сдержать спекулятивные
атаки на рубль, другой рукой (сам либо через банки с госучастием) предоставлял рубли
по сделкам своп, финансируя дальнейшие атаки). Резервный банк Австралии использует
свопы для стерилизации спотовых операций. Австралийские денежные власти предпочитают
комбинацию валютного свопа и спот-сделки в связи с тем, что она позволяет интервенции
быть более гибкой, чем просто спот-операция с компенсационной сделкой на форвардном
рынке.
Помимо форвардов и свопов
центральный банк может прибегнуть и к другой разновидности производных инструментов
– валютным опционам. Для предотвращения девальвации или обесценения национальной
валюты он может продавать европейский опцион "пут" на собственную валюту
или опцион "колл" на иностранную валюту. Хотя сама по себе цена страйк
опциона не имеет прямого влияния на валютный курс на спот-рынке, спекулянты часто
приобретают опционы "пут", чтобы занять короткую позицию в слабой валюте.
Оперируя производными инструментами центральный банк переносит игру со спекулянтами
со спот-рынка на рынок срочных контрактов таким образом, как и в случае с форвардами,
он избегает немедленной траты международных резервов. Пример использования опционов
в качестве инструмента интервенции демонстрировал Банк Испании. В течение 1993 г.
он продавал опционы "пут" на песету с тем, чтобы избежать ее девальвации.
Банк Мексики в 1996 г. также продавал опционы "пут" на доллар США, но
делал это с другой целью. Ему необходимо было накопить валютные резервы. В настоящее
время известно, что только Центральный банк Колумбии использует в ходе интервенций
опционы. В ноябре 1999 г. он ввел в постоянный денежно-кредитный инструментарий
две разновидности месячных опционов. Во-первых, для аккумуляции (сокращения) иностранных
резервов и во-вторых, для снижения избыточной волатильности курса национальной валюты[3].
Главным инструментом политики
валютного курса Банка России являются конверсионные операции "рубль/доллар
США" на внутреннем валютном рынке. С августа 2005 г. Банк России также проводит
интервенции на рынке "рубль/евро", однако их объемы невысоки относительно
доллара. Конверсионные операции с иностранной валютой проводятся центральным банком
как в ходе биржевых торгов, так и на внебиржевом межбанковском валютном рынке. Основным
сегментом операций Банка России является Единая торговая сессия межбанковских валютных
бирж на ММВБ. С 2002 г. Банк России начал проводить операции "валютный своп"
сроком на один день, подавляющая часть – в долларах США [19].
Обычные операции покупки-продажи
иностранной валюты за национальную, разумеется, отражаются на денежной базе (денежная
база растет вместе с международными резервами при покупке валюты и снижается при
продаже), поэтому носят название "нестерилизованные интервенции" (unsterilized intervention). Если центральный банк желает снизить,
или полностью исключить влияние интервенций на валютном рынке на денежное предложение
на внутреннем рынке, то он проводит операции по стерилизации. Они представляют собой
совмещение валютной интервенции с равной по величине и противоположной по направлению
операцией на внутреннем денежном рынке. Валютную интервенцию с компенсационной операцией
называют "стерилизованная интервенция" (sterilized intervention).
В экономической теории
стерилизованная интервенция не оказывает влияния на национальную экономику, поскольку
считается, что активы в национальной и иностранной валюте являются абсолютными субститутами.
Полная взаимозамещаемость активов в национальной и иностранной валюте приводит к
тому, что операции центрального банка не отражаются на равновесии денежного рынка:
цены, процентные ставки и валютный курс остаются без изменения. Однако в действительности
национальные и иностранные активы не выступают совершенными субститутами. В результате
стерилизованная интервенция оказывает некоторый эффект на валютный курс. Во многих
академических исследованиях и аналитических отчетах центральных банков приводятся
доказательства влияния стерилизованной интервенции на экономику.
В нашей стране в период
"нефтяного процветания" 2000-05 гг. стерилизованные операции составляли
заметную часть объема интервенций Банка России. Центральный банк наиболее активно
использует несколько рыночных инструментов стерилизации: депозитные операции, аукционы
по продаже облигаций Банка России, операции по продаже государственных ценных бумаг
из собственного портфеля без обязательства обратного выкупа. Основными инструментами
стерилизации являются счета Федерального казначейства и коммерческих банков, связанных
с государством в Банке России. Счета казначейства в центральном банке являются негибким
инструментом, по этой причине они служат средством долгосрочного регулирования банковской
ликвидности и денежного предложения. Депозиты банков в Банке России (в основном
депозиты Сбербанка) выступают краткосрочным инструментом стерилизации и позволяют
сглаживать колебания на денежном рынке.
Экспертные оценки роли
денежной стерилизации в политике Банка России серьезно расходятся. По оценкам одних
отечественных исследователей, Банк России путем стерилизованных интервенций в 2000-05
гг. компенсировал около двух третей объема избыточного предложения валюты. Как стерилизованные,
так и нестерилизованные интервенции оказывают долгосрочный эффект на валютный курс
рубля. Эффект стерилизованных интервенций достигается через канал портфельного баланса
благодаря тому, что финансовые активы не являются совершенными субститутами. По
оценкам других исследователей, в 2002-05 гг. Банк России стерилизовал лишь 27% всех
валютных интервенций (сверх отчислений в Стабилизационный фонд). Кроме того, Банк
России использовал как международные резервы, так и кредитные и стерилизационные
операции для компенсации шоков избыточной ликвидности, в то время как для полной
стабилизации процентных ставок на межбанковском рынке необходимо использовать только
кредитный инструмент. Совместными усилиями оба инструмента компенсировали 38% всего
объема шоков спроса на ликвидность, что приводило к значительной волатильности процентной
ставки на межбанковском рынке.
Различия в выводах исследователей
объясняются разными методами анализа стерилизованных операций. В своем большинстве
они сопоставляют динамику международных резервов Банка России и объемы операций
по стерилизации денежного предложения (депозиты, портфель ценных бумаг Банка России).
Можно использовать также другой подход, когда оцениваются не объемы стерилизации,
а объемы денежного предложения. В частности имеет смысл рассматривать, в какой мере
синхронно изменяется предложение денег (наличных денег и корреспондентских счетов
в Банке России) и международных резервов. Корреляция международных резервов Банка
России и денежного предложения с середины 2006 г. по середину 2008 г. была несущественна
(около +0,17), что свидетельствует о частичной стерилизации валютных интервенций.
Таким образом, не вызывает сомнения, что интервенции Банка России вплоть до последнего
времени носили характер стерилизованных операций.
1.3
Международный опыт интервенций
В условиях режима фиксированного
валютного курса центральный банк не в состоянии контролировать сроки и объемы операций
на валютном рынке, поскольку он должен действовать автоматически в ответ на изменение
спроса на иностранную валюту. При режиме плавающего валютного курса интервенции
осуществляются по усмотрению центрального банка, когда это требуется для устранения
дисбаланса валютного курса, поддержания низкой волатильности, увеличения международных
резервов или обеспечения адекватного предложения иностранной валюты.
В отличие от режима фиксированного
валютного курса в условиях плавающего валютного курса интервенции носят выборочный
и ограниченный характер, так как, во-первых, учитывая разнообразие методологий расчета
равновесного валютного курса, экономистам центрального банка трудно обнаружить и
количественно оценить дисбаланс валютного курса. Во-вторых, краткосрочная волатильность
валютного курса не всегда оправдывает проведение интервенций. Волатильность может
быть результатом изменения макроэкономических факторов или появления новой рыночной
информации и может отражать процесс "поиска" рынком равновесного курса.
Более того, несмотря на широко распространенное мнение о том, что волатильность
валютного курса может вести к реальным экономическим издержкам эмпирические исследования
этого не подтверждают в полной мере.
Как показывает опыт Мексики,
Турции и Чили интервенции не всегда являются эффективным инструментом воздействия
на валютный курс или уменьшения его волатильности. Как констатируют многие исследователи,
интервенции на практике часто ведут лишь к увеличению волатильности валютного курса.
Однако центральные банки официально отвергают этот вывод, заботясь об обосновании
вмешательства на валютном рынке. Кроме того, МВФ требует, чтобы политика интервенций
сглаживала, а не увеличивала амплитуду колебаний обменного курса [19].
Интервенции являются более
эффективными, когда они проводятся относительно редко, благодаря усилению фактора
неожиданности и укреплению доверия рынка к твердому намерению денежных властей поддерживать
валютный курс. Эффективность интервенций возрастает также, когда политика проведения
операций на валютном рынке обладает транспарентностью. Многие страны, в том числе
Турция и Филиппины, объявили о своей приверженности рыночным методам регулирования,
подчеркнув, что интервенции не будут применяться для таргетирования валютного курса.
Более того, приверженность центрального банка определенным целям интервенций позволяет
обществу осуществлять мониторинг валютных операций и обеспечивает его подотчетность.
Хорошим примером транспарентности является публикация информации о политике интервенций
в Австралии и Швеции с четким указанием оснований для проведения интервенций.
К основным факторам успеха
интервенции относят координацию операций, их объем и рыночные условия, в которых
они проводятся. Отчеты центральных банков свидетельствуют о том, что ключевыми факторами,
влияющих на эффективность интервенций, являются (по убыванию важности):
- совместные скоординированные интервенции с другими центральными банками;
- величина интервенции относительно оборота валютного рынка;
- регулярность интервенции (большие нечастые интервенции более эффективны);
- порядковый номер операции в серии интервенций (первая интервенция всегда
наиболее эффективна);
- сочетание операции с текущей рыночной тенденцией ("leaning-with-the-wind);
- неопределенность текущих событий и будущих фундаментальных факторов [13,19].
Для центральных банков,
придерживающихся фиксированного валютного курса, наиболее значимы координация с
другими денежными властями и текущая рыночная тенденция. Для центральных банков,
позволяющих валютному курсу плавать, наиболее важную роль имеет объем интервенции.
Помимо этого, эффективность интервенций зависит от последовательности действий центрального
банка, правильного выбора рыночной конъюнктуры для проведения операций, а также
репутации денежных властей.
В 2006 г. Федеральный
резервный банк Сент-Луиса (США) провел опрос денежных властей, касающийся валютных
интервенций. Анкетный лист был разослан 52 центральным банкам в рамках трехлетнего
обзора валютного рынка и рынка деривативов, регулярно проводимого Банком международных
расчетов. В результате опроса денежных властей были получены следующие выводы:
- интервенции оказывают влияние не только на национальный рынок и валютный
рынок, но также и на рынки других стран и рынки других финансовых активов;
- хотя интервенции увеличивают неопределенность развития ситуации на рынке,
экономисты центральных банков не соглашаются с тем, что интервенции повышают волатильность
валютного курса;
- центральные банки, которые согласны с тем, что интервенции увеличивают волатильность,
утверждают, что максимальный эффект во времени интервенции оказывают от нескольких
минут до нескольких часов с момента проведения операции;
- для возвращения конъюнктуры валютного рынка к нормальной волатильности после
проведения интервенции требуется в среднем от двух до трех дней (и максимум до шести
месяцев); интервенции оказывают влияние на валютный курс одновременно через несколько
рыночных каналов;
- центральные банки предпочитают не развивать успех и проводить повторные интервенции,
если первая операция возымела ожидаемый эффект;
- хотя скоординированные
интервенции имеют большую эффективность, чем односторонние операции рыночные игроки
легко обнаруживают скрытые и скоординированные интервенции [19].
В развивающихся странах
интервенции могут быть более эффективны, чем в развитых странах, так как:
- операции центрального банка на валютном рынке не всегда полностью стерилизуются;
- объем интервенций сопоставим с оборотом валютного рынка;
- организация валютного рынка и нормы регулирования способствуют успешности
интервенций.
Международные исследования обнаружили, что эффективностью обладают лишь интервенции
ведущих центральных банков, таких как США, Япония и Германия. Об успешности валютных
интервенций ФРС и Бундесбанка свидетельствует исследование Европейского Центрального
Банка. Экономисты же Университета Упсала (Швеция), выявили, что шведский Рискбанк
через интервенции не может воздействовать на уровень обменного курса кроны и слабо
влияет на её волатильность. Эксперты Банка Канады обнаружили, что систематические
или ожидаемые интервенции могут стабилизировать курс канадского доллара, но в течение
нескольких дней их эффект полностью нивелируется рынком. Таким образом, эффективности
валютных интервенций Банка России соответствует эффективности его коллег. Особо
не стремясь выполнить рекомендации МВФ, центральный банк фактически следует его
наставлению "О принципах политики интервенций": использовать интервенции
для снижения волатильности валютного курса, но не для регулирования уровня курса.
2.
Анализ операций Банка России
2.1
Отличительные особенности валютных интервенций Банка России
Валютные интервенции Банка России оцениваются сквозь призму международных
резервов.
В нашей стране международные резервы представляют собой высоколиквидные
финансовые активы, находящиеся в распоряжении Банка России и правительств. В них
входят иностранная валюта, монетарное золото, СДР, резервная позиция в МВФ и другие
резервные активы.
С сентября 2008 г. Банк России официально публикует данные о суммах
операций с долларами США и евро. Однако накопленного объема информации еще недостаточно
для полноценного анализа. Поэтому мы рассматриваем валютные интервенции как еженедельные
и ежемесячные приросты международных резервов. Отчасти это неточная оценка интервенций,
ибо изменение объема международных резервов определяется не только операциями по
покупке и продаже иностранной валюты, но и другими факторами. Среди них следует
выделить прежде всего изменение обменных курсов валют, в которых выражены резервные
активы, и процентный доход, который получает Центральный банк от долговых обязательств
в иностранной валюте.
Однако
главный источник пополнения международных резервов - операции на внутреннем валютном
рынке. Исходя из данных Обзора деятельности Банка России по управлению резервными
валютными активами они обусловливают 62% изменений международных резервов (рис.
2.1.1).
В 2007
г. на них приходилось 75% изменений международных резервов. Объем интервенций можно
также рассчитать по изменению входящих в активы валютных резервов Банка России,
за вычетом процентных платежей, которые вычисляются по средней ставке. Однако эти
расчеты не добавляют особой точности, и мы будем полагаться на простой прирост международных
резервов.
Рис. 2.1.1 Факторы изменения величины активов Банка России в резервных
валютах с апреля 2007 года по март 2008 года (источник: рассчитано по Обзору деятельности
Банка России по управлению резервными валютными активами. Выпуск 4 за 2008 г., с.
7)
Политика валютных интервенций Банка России имеет особенности,
отличающие её от многих других стран. Во-первых, номинальным валютным якорем, по
отношению к которому осуществляется стабилизация обменного курса рубля, служит корзина
валют. Во-вторых, эти операции представляют собой валовые интервенции и включают
как покупки иностранной валюты для государственных фондов, так и собственные интервенции.
До февраля 2005 операционным ориентиром, по отношению к которому Банк России стабилизировал
обменный курс рубля, был доллар США. Затем перешли к операционному таргетированию
рублевой стоимости бивалютной корзины, включающей доллар США и евро в пропорциях,
устанавливаемых Банком России. До февраля 2005 г. мы рассчитывали рублевую стоимость
бивалютной корзины исходя из удельного веса доллара, равного единице.
По
мере адаптации участников валютного рынка к работе в новых условиях Банк России
пересматривал состав бивалютной корзины в сторону повышения доли евро (рис. 2.1.2),
и при расчете ее стоимости мы принимали во внимание изменения. Последний раз регулятор
пересмотрел состав корзины в феврале 2007, когда удельный вес доллара снизился до
0,55, а вес евро вырос до 0,45 (прежний состав - 0,6 доллара США и 0,4 евро). Таким
образом, при анализе эффективности интервенций мы ориентировались на его способность
влиять не на курс рубля к доллару США, а на рублевую стоимость бивалютной корзины.
Рис. 2.1.2 Состав бивалютной корзины, 2005 - 2009 годы (источник:
составлено по годовым отчетам Банка России за 2005 - 2008 гг.)
Ориентация на бивалютную корзину позволяет Банку России более
гибко и взвешенно реагировать на взаимные колебания курсов двух ключевых валют.
Постепенный пересмотр ее состава помог сблизить динамику операционного ориентира
со среднесрочным номинальным эффективным курсом рубля, что положительно отразилось
на внешнем секторе экономики. Сейчас бивалютная корзина, имеет оптимальный состав,
поскольку в достаточной мере отражает колебания номинального эффективного курса
рубля. Вряд ли в обозримой перспективе произойдет очередной пересмотр удельного
веса. Изменений состава корзины можно ожидать только при существенном обесценении
доллара США - для сохранения стабильного курса рубля по отношению к другим валютам
[18].
Другая
немаловажная особенность политики валютных интервенций Банка России – совмещение
в валовых интервенциях как собственных интервенций, так и операций государственных
фондов. Первый Стабилизационный фонд РФ основан в январе 2004 и был призван обеспечивать
сбалансированность федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базового
уровня. Вплоть до июля 2006 этот фонд представлял собой рублевые денежные остатки
на счетах Федерального казначейства в Банке России. Его средства использовались
главным образом для досрочного погашения внешнего долга России перед членами Парижского
клуба и отдельными странами: Францией, Португалией, США, ОАЭ, а также перед немецким
Kreditanstalt fur Wiederaufbau (см. Приложение В).
С июля и до конца 2006 г. средства Стабилизационного фонда переводились
в доллары США, евро и фунты стерлингов, для чего Федеральное казначейство и Банк
России проводили валютные сделки. Судя по динамике международных резервов, покупки
производились не на открытом рынке, а из валютных резервов Банка России. Таким образом,
мы не расцениваем изменение его резервных активов в тот период времени как проведение
валютных интервенций.
С февраля 2008 г. Стабилизационный фонд прекратил свое существование
и ему на смену пришли Резервный фонд (призванный обеспечивать выполнение государством
своих обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный
бюджет) и Фонд национального благосостояния (как механизм пенсионного обеспечения
на длительную перспективу). Накопления Стабфонда были переданы двум новым фондам,
а также израсходованы на создание государственных институтов развития – корпорации
"Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" и
Российской корпорации нанотехнологий.
Сегодня
совокупный объем средств обоих фондов включается в состав международных резервов.
В официальной отчетности Банка России не приводится раздельный учет средств государственных
фондов и его собственных резервов. Поэтому мы вынуждены рассматривать операции Банка
России на валютном рынке как валовые интервенции. Они делятся на покупки иностранной
валюты на открытом рынке для государственных фондов и собственные операции регулятора
(рис. 2.1.3). С момента возникновения и по сей день средства двух фондов, ставших
преемниками Стабилизационного фонда РФ, расходовались лишь раз. В октябре 2008 Фонд
национального благосостояния по Постановлению Правительства разместил на депозиты
во Внешэкономбанке 170 млрд. руб. для реализации пакета мер по стабилизации финансовой
системы.
Рис. 2.1.3 Валовые интервенции: операции государственных фондов
и Банка России в 2006 - 2009 годах (источник: составлено на основании отчетов Банка
России и Министерства финансов РФ)
С 14
мая 2008 г. Банк России приступил к проведению так называемых операций по плановой
покупке иностранной валюты на внутреннем рынке. Формальным обоснованием стала подготовка
введения в среднесрочной перспективе режима таргетирования инфляции [19]. Плановые
покупки проводятся Центральным банком в дополнение к интервенциям на валютном рынке,
направленным на ограничение внутридневных колебаний стоимости бивалютной корзины.
Они призваны устранить систематический дисбаланс спроса и предложения валюты, возникающий
в результате внешнеэкономической деятельности, выполнения федерального бюджета и
наращивания государственных фондов. Плановые покупки проводятся только в случае
превышения предложения иностранной валюты над спросом на нее. Прежде в них не было
необходимости, поскольку фонды приобретали иностранную валюту напрямую у Банка России.
Теперь же их пополнение происходит за счет операций на открытом рынке.
2.2 Оценка эффективности
валютных интервенций
Масштабы интервенций центрального банка страны являются, как правило,
секретной информацией, что отражает стремление властей сохранить конфиденциальность
своих действий для того, чтобы обеспечить эффективность осуществляемых мероприятий.
Потому косвенным методом количественной оценки интенсивности и
эффективности валютных интервенций может являться волатильность международных резервов,
поддерживаемых Банком России. Следует отметить, что в РФ международные резервы,
находящиеся в распоряжении Банка России, представляют собой высоколиквидные финансовые
активы, содержащие в своем составе иностранную валюту, расчетную (виртуальную) валюту
Международного валютного фонда (МВФ) – СДР, монетарное золото (количество которого
составляло на начало мая 2009 г. около 500 т), резервную позицию МВФ и некоторые
другие резервные активы. Механизм поддержания валютного курса с помощью валютных
интервенций заключается не только в оценке международных резервов, используемых
для поддержания величины валютного курса, но и в оценке эффективности самих интервенций.
Речь может идти об анализе данного механизма с помощью аналитического аппарата,
оценивающего эффект от использования части международных резервов для поддержания
курса национальной валюты. Следует отметить, что число работ, посвященных изучению
данного вопроса, не очень велико, видимо, в силу недостаточности первичной информации
и потому, что изменение объема международных резервов определяется не только операциями
по покупке и продаже иностранной валюты, но и другими факторами (изменением обменных
курсов валют, процентным доходом, получаемым центральным банком от долговых обязательств
в иностранной валюте и др.) Главным источником увеличения международных резервов
являются операции на внутреннем валютном рынке. По данным, опубликованным в Обзоре
деятельности Банка России по управлению резервными валютными активами, не менее
60% изменений международных резервов обусловлено операциями на внутреннем валютном
рынке.
Это обстоятельство позволяет сформулировать задачу по оценке эффективности
валютных интервенций, используя волатильность объемов международных резервов и динамику
курсов валют как показатель эффективности проводимой политики. При расчетах необходимо
учитывать такую особенность валютного регулирования, как использование с февраля
2005г. бивалютной корзины, структурный состав которой за это время также претерпел
определенные изменения. Если до февраля 2005 г. операционным ориентиром в процедурах
валютного регулирования был доллар США, то затем (до февраля 2007 г.) в этих целях
использовался следующий состав бивалютной корзины: доллар – евро в соотношении 0,6:
0,4, после чего состав корзины был пересмотрен в сторону повышения доли евро и принял
следующий вид: 0,55:0,45. Необходимо отметить, что, вводя данный механизм, Банк
России взял на себя обеспечение общей стабильности рубля, а не его устойчивости
в отношении отдельных валют.
Данное обстоятельство позволило, как будет показано ниже, Банку
России более гибко и взвешенно реагировать на взаимные колебания курсов этих базовых
валют, что в конечном итоге способствовало уменьшению изменчивости объемов международных
резервов и нивелировало динамику операционного ориентира со среднесрочным номинальным
эффективным курсом рубля.
Анализ эффективности валютных интервенций как действенного инструмента
управления ликвидностью необходим при разработке и реализации денежно-кредитной
политики в нескольких направлениях.
Во-первых, для оценки самой интервенционистской политики в рамках
действующего режима валютного курса и оптимизации операций Банка России на валютном
рынке.
Во-вторых, чтобы аргументировать целесообразность изменения текущего
режима валютного курса и денежно-кредитной политики.
В-третьих, для оценки среднесрочных перспектив управления валютным
курсом со стороны Банка России и необходимого уровня валютных резервов.
В современной экономической литературе выделяются несколько подходов
к анализу эффективности интервенций:
1 путем исследования работы различных каналов интервенций (портфельного,
канала ожиданий и др.);
2 в зависимости от направления интервенций, их объема и времени
проведения;
3 путем сопоставления односторонних и скоординированных с другими
центральными банками валютных интервенций;