«Южно-Сахалинский
институт экономики, права и информатики»
Кафедра «Финансы и учет»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Международные валютно-кредитные
отношения»
На тему вариант №3: «Порядок
открытия валютных счетов в коммерческом банке»
Выполнил: студент(ка) 2 курса
Заочного факультета группы ФК-16 специальности
«Финансы и кредит»
Южно-Сахалинск
2010
Содержание
Введение
1. Нормативно-правовое
регулирование учета валютных операций
2. Порядок открытия валютных
счетов
Заключение
Приложение
Список использованных источников
Введение
На рубеже 80—90-х годов Россия вступила на
путь перехода к рыночной экономике. Важной сферой этих преобразований являются
международные валютно-кредитные и финансовые отношения страны, поскольку взят
курс на интеграцию в мировое хозяйство.
Процесс формирования современной рыночной
модели валютно-кредитных и финансовых отношений России несет на себе отпечаток
особенностей трудного переходного периода от плановой экономики, основанной на
государственной собственности, к рыночной экономике, базирующейся на разных
формах собственности.
Образованию валютного механизма,
адекватного базовым принципам рыночного хозяйства, способствовало вступление
страны в МВФ, группу Всемирного банка, ЕБРР, БМР и другие международные
финансовые организации. Сотрудничество с ними обеспечивает соответствие
формируемого механизма мировым стандартам, сложившимся в странах с эффективной
системой рыночной экономики. При этом используется накопленный веками
зарубежный и отечественный опыт.
Целью контрольной работы является
рассмотрения порядка открытия валютного счета в банке. Данная цель определила
следующие задачи:
- изучить нормативно-правовую литературу по
данному вопросу;
Нормативно-правовое
регулирование учета валютных операций можно рассмотреть в соответствии с бухгалтерским
учетом. Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с
нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к
применению, другие носят рекомендательный характер. В зависимости от назначения
и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде следующей
системы:
1-й уровень:
законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства,
регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета
на предприятии;
2-й уровень: стандарты
(положения) по бухгалтерскому учету и отчетности, которые призваны
конкретизировать закон о бухгалтерском учете и отчетности;
3-й уровень:
методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина
РФ и других ведомств, которые призваны конкретизировать учетные стандарты в
соответствии с отраслевыми и иными особенностями;
4-й уровень: рабочие
документы по бухгалтерскому учету самого предприятия.
Основным актом первого
уровня является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. №
129-ФЗ, который определяет правовые основы бухгалтерского учета, его
содержание, принципы, организацию, основные направления деятельности и
составления отчетности.
К первому уровню
системы следует отнести Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральный
закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 г. № 73-ФЗ,
«Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ», утвержденное
Приказом МФ РФ от 29.07.1998 г. № 34н, и др.
На втором уровне
системы нормативных документов единственным регулирующим органом является
Минфин РФ. Здесь следует указать: Положение по бухгалтерскому учету «Учет
активов и обязательств организаций, стоимость которых выражена в иностранной
валюте» ПБУ 3/2000, утвержденное Приказом МФ РФ от 10.01.2000 г. № 2н,
Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организаций» ПБУ
4/99, утвержденное Приказом МФ РФ от 06.07.1999 г. № 43н, и др.
Рабочие документы
самого предприятия определяют особенности организации и ведения учета в нем.
Основными из них являются:
1)
документ по учетной политике предприятия;
2)
утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;
3)
графики документооборота;
4)
утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета;
5)
утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.
6)
Российское валютное законодательство, регулирующее принципы обращения
иностранной валюты в стране, дает определение валютных ценностей, валютных
операций, устанавливает порядок приобретения и использования, а также оценки
иностранных валют в виде котировки их курса по соотношению с российской
денежной единицей.
Федеральный закон №
173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», принятый 10 декабря 2003 г. не содержит деления валютных операций на текущие и связанные с движением капитала. Перед
законодателями стояла задача модернизации валютного регулирования таким
образом, чтобы обеспечить эффективность валютного законодательства.
Целью принятия Закона о
валютном регулировании и валютном контроле является - обеспечение реализации
единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты РФ и
стабильности внутреннего валютного рынка РФ как факторов прогрессивного
развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.
Для целей настоящего
Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) валюта Российской
Федерации:
а) денежные знаки в
виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного
средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также
изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные
знаки;
б) средства на
банковских счетах и в банковских вкладах;
2) иностранная
валюта:
а) денежные знаки в
виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и
являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего
иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые
либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
б) средства на
банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных
государств и международных денежных или расчетных единицах;
3) внутренние ценные
бумаги:
а) эмиссионные ценные
бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и
выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации;
б) иные ценные бумаги,
удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на
территории Российской Федерации;
4) внешние ценные
бумаги - ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не
относящиеся в соответствии с настоящим Федеральным законом к внутренним ценным
бумагам;
5) валютные ценности
- иностранная валюта и внешние ценные бумаги;
6) резиденты:
а) физические лица,
являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской
Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в
соответствии с законодательством этого государства;
б) постоянно
проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство,
предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и
лица без гражданства;
в) юридические лица,
созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
г) находящиеся за
пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные
подразделения резидентов, указанных в подпункте "в" настоящего
пункта;
д) дипломатические
представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные
официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами
территории Российской Федерации, а также постоянные представительства
Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных
организациях;
е) Российская
Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые
выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми
в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными
правовыми актами;
7) нерезиденты:
а) физические лица, не
являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а" и
"б" пункта 6 настоящей части;
б) юридические лица,
созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие
местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
в) организации, не
являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством
иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории
Российской Федерации;
г) аккредитованные в
Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения
иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при
межгосударственных или межправительственных организациях;
д) межгосударственные и
межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в
Российской Федерации;
е) находящиеся на
территории РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или
самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах
"б" и "в" настоящего пункта;
8) уполномоченные
банки - кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством
РФ и имеющие право на основании лицензий Центрального банка РФ осуществлять
банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на
территории РФ в соответствии с лицензиями Центрального банка РФ филиалы
кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных
государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в
иностранной валюте;
9) валютные
операции:
а) приобретение
резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных
ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в
качестве средства платежа;
б) приобретение
резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом
в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей,
валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а
также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве
средства платежа;
в) приобретение
нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента
валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях,
а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в
качестве средства платежа;
г) ввоз на таможенную
территорию РФ и вывоз с таможенной территории РФ валютных ценностей, валюты РФ
и внутренних ценных бумаг;
д) перевод иностранной
валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за
пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со
счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами
территории Российской Федерации;
е) перевод нерезидентом
валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета),
открытого на территории РФ, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на
территории Российской Федерации;
2. ПОРЯДОК ОТКРЫТИЯ ВАЛЮТНЫХ СЧЕТОВ
По действующему
законодательству на территории России могут быть открыты валютные счета как
резидентам, так и нерезидентам в любом банке, имеющем право на проведение
операций с иностранной валютой. При этом количество открываемых валютных счетов
юридическими лицами в настоящее время не ограничивается [1].
Банк не вправе отказать в открытии счета, совершение соответствующих операций
по которому предусмотрено законом, учредительным документам банка и выданной
ему лицензией, за исключением, когда отказ вызван отсутствием у банка
возможности принять клиента на обслуживание либо допускается законодательством
(п. 2 ст. 846 ГК РФ)[2]. Для открытия валютного
счета организация должна предоставить в уполномоченный банк:
· заявление
об открытии счета (приложение 1);
· нотариально
заверенные копии учредительных документов и свидетельства о государственной
регистрации организации;
· копию
свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
· копию
справки о присвоении организации статистических кодов;
· карточки
с образцами подписей лиц, уполномоченных распоряжаться счетом (руководителя,
главного бухгалтера, их заместителей), и оттиском печати, заверенные нотариусом
(приложение 2);
· справку
об открытии расчетного счета.
Если в штате
организации нет должности главного бухгалтера, то заявление подписывает
руководитель и предоставляет справку об отсутствии работника, которому
принадлежит право второй подписи (приложение 3).
В связи с обязательной
продажей части валюты российскими юридическими и физическими лицами каждому
клиенту открывается в уполномоченном банке два параллельно существующих счета:
1)
транзитный валютный счет (счет 52-1-1) – для зачисления в полном объеме
поступлений в иностранной валюте, в том числе не подлежащих обязательной
продаже, и для проведения других валютных операций;
2)
текущий валютный счет (счет 52-1-2) – для учета средств, остающихся в
распоряжении организации после обязательной продажи экспортной выручки, и
совершения иных операций по счету в соответствии с валютным законодательством;
3)
специальный транзитный валютный счет (счет 52-1-3) – для совершения
операций по покупке иностранной валюты на внутреннем валютном рынке и ее
обратной продаже.
За открытие валютного счета банком взимается установленная плата, сумма
которой подлежит отнесению на операционные расходы:
1) Дебет 76 2) Дебет 91-2
Кредит 51 Кредит 76
При открытии валютного счета
коммерческие банки учитывают:
- наличие у клиента
квалифицированного финансового аппарата, подготовленного для осуществления
валютных операций;
- законность источников
поступления валюты;
- перспективы внешнеэкономической
деятельности с точки зрения валютных поступлений[3].
В аналитическом
учете коммерческого банка по каждому клиенту, имеющему текущий валютный счет,
ведется лицевой счет, а учет по счетам ведется в двойном исчислении – в
иностранной валюте и в рублях. Пересчет иностранной валюты в рубли осуществляется
по курсу Центрального банка России, однако, по мере изменения курсов
иностранной валюты в рублях производится переоценка остатков валюты на счетах в
банке, но только в рублевом исчислении[4].
Согласно письму МНС РФ от
02.09.02 № ШС-6-14/1355 в настоящее время организация в течение 10 дней обязана
сообщать в налоговый орган по месту постановки на учет только об открытии
текущего валютного счета, иначе организацию оштрафуют на 5000 рублей (статья
118 НК РФ).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Международные отношения — экономические,
политические и культурные — порождают денежные требования и обязательства
юридических лиц и граждан разных стран. Специфика международных расчетов
заключается в том, что в качестве валюты цены и платежа используются обычно иностранные
валюты, так как пока еще отсутствуют общепризнанные мировые кредитные деньги,
обязательные для приема во всех странах. Между тем в каждом суверенном
государстве в качестве законного платежного средства используется ее
национальная валюта. Поэтому необходимым условием расчетов по внешней торговле,
услугам, кредитам, инвестициям, межгосударственным платежам является обмен
одной валюты на другую в форме покупки или продажи иностранной валюты
плательщиком или получателем.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
1.Боровская М.А. Банковские
услуги предприятиям: учебное пособие. Таганрог, ТРТУ, 2004.-178с.