2.
Полномочия
агентства по управлению фондом обязательного страхования вкладов
3.
Практическое
задание
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Российская
Федерация сбережения находятся преимущественно на руках, но не в коммерческих
банках. Соответственно огромные массы денег оседают, на них долгое время ничего
не приобретается, они неработоспособны и не развивают российскую экономику.
Почему люди так поступают - понятно. В начале 1990-х гг. у всего населения
обесценились вклады в Сбербанке. Несколько позже очень у многих
"сгорели" деньги в коммерческих банках.
Чтобы изменить сложившуюся ситуацию и вернуть (или создать)
доверие к банковской системе, необходимо регулирование ее деятельности и
обеспечение стабильности со стороны государства. Страхование вкладов физических
лиц является одним из элементов стабильности банковской системы. Принятый Закон
"О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации",
безусловно, повысит доверие к российской банковской системе. Более восьми лет в
Госдуме рассматривались различные законопроекты о страховании банковских
вкладов граждан. Наконец, законопроект, внесенный Правительством РФ в сентябре
2003 г., был одобрен обеими палатами Федерального Собрания и 23 декабря 2003 г.
подписан Президентом за № 177-ФЗ. После принятия этого Закона в России начала
создаваться система защиты вкладчиков банков.
Основной целью издания упомянутого Закона было обеспечение
гарантированного возврата денежных средств.
1. Цели деятельности, полномочия и
органы управления Агентства
Ключевую
роль в организации и функционировании системы страхования вкладов играет
Агентство по страхованию вкладов. Основные элементы его правового статуса
состоят в следующем.
АСВ
является государственной корпорацией – не имеющей членства некоммерческой
организацией, учрежденной Российской Федерацией на основе имущественного взноса
и созданной для осуществления социальных, управленческих или иных общественно
полезных функций. Поскольку АСВ – некоммерческая организация, получение прибыли
не является основной целью его деятельности. Агентство вправе осуществлять
предпринимательскую деятельность, если только это служит достижению цели, ради
которой оно создано, и соответствует этой цели. Цель деятельности АСВ, прямо
закрепленная в ч.1 ст.15 Законна о страховании вкладов, - обеспечение
функционирования системы страхования вкладов.
АСВ
в силу Закона о страховании вкладов наделено рядом государственно-властных
полномочий, поэтому имеет право использовать на печати изображение
Государственного герба РФ, хотя и не является органом государственной власти.
Агентство
имеет счет в Банке России.
Местонахождение
центральных органов Агентства – г. Москва.
АСВ
может создавать филиалы и открывать представительства.
Имущество
Агентства формируется за счет имущественного взноса РФ, который осуществляется
путем передачи ему государственной корпорацией «Агентство по рескрутизации
кредитных организаций» 3 млрд. руб[1].,
страховых взносов, а также за счет доходов, получаемых Агентством от размещения
денежных средств, средств от выпуска эмиссионных ценных бумаг и других законных
поступлений.
Агентство
не отвечает по обязательствам Российской Федерации. Российская Федерация не
отвечает по обязательствам Агентства, если иное не установлено федеральным законом.
АСВ
обладает следующими полномочиями:
ü Организует
учет банков (ведет реестр банков[2]);
ü Осуществляет
сбор страховых взносов и контроль за их поступлением в фонд обязательного
страхования вкладов;
ü Осуществляет
мероприятия по учету требований вкладчиков к банку и выплате им возмещения по
вкладам;
ü Имеет
право обращаться в Банк России с предложением о применении к банкам мер
ответственности, предусмотренных ст. 74 Законна о Банке России и нормативными
актами Банка России;
ü Размещает
и (или) инвестирует временно свободные денежные средства фонда обязательного
страхования вкладов;
ü Имеет
право требовать о банков размещения информации о системе страхования вкладов и
об участии в ней банка в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых
обслуживаются вкладчики;
ü Определяет
порядок расчета страховых взносов в соответствии со ст. 36 Законна о
страховании вкладов;
ü Осуществляет
иные полномочия, направленные на достижение поставленных перед Агентством
целей.
Органами
управления АСВ являются совет директоров Агентства,
правление Агентства и генеральный директор Агентства.
Высшим
органом управления АСВ является совет директоров, в который входят 13
членов – 7 представителей Правительства РФ, 5 представителей Банка России и
генеральный директор Агентства. Председатель совета директоров избирается
советом директоров Агентства по представлению Правительства РФ.
Совет
директоров Агентства реализует следующие полномочия:
1.
Утверждает
предложения правления Агентства о прогнозируемом размере расходов из
федерального бюджета для покрытия дефицита фонда обязательного страхования
вкладов в очередном году и направляет их в правительство РФ для включения в
проект федерального законна о федеральном бюджете на очередной год;
2.
Устанавливает
ставку страховых взносов;
3.
Определяет
направления, условия и порядок размещения и (или) инвестирования временно
свободных денежных средств АСВ, а также предельный размер размещаемых и (или)
инвестируемых денежных средств;
4.
Принимает
решение о наличии дефицита фонда обязательного страхования вкладов и направляет
предложения о порядке его покрытия при наступлении страхового случая в
Правительство РФ не позднее 5 дней со дня получения уведомления от правления Агентства;
5.
Принимает
решение о перечислении в федеральный бюджет полученных средств федерального
бюджета после восстановления финансовой устойчивости фонда обязательно
страхования вкладов;
6.
Утверждает
порядок расчета страховых взносов;
7.
Утверждает
годовой отчет Агентства;
8.
Утверждает
смену расходов Агентства;
9.
Утверждает
организационную структуру Агентства;
10.
Принимает
решение о создании филиалов и об открытии представительств Агентства;
11.
Назначает
на должность и освобождает от должности членов правления Агентства;
12.
Назначает
аудитора Агентства;
13.
Утверждает
регламент работы правления Агентства;
14.
Принимает
решение о выпуске Агентством облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;
А
также осуществляет иные полномочия, предусмотренные Законом о страховании вкладов.
Количественный
состав правления АСВ определяется советом директоров Агентства.
Генеральный директор Агентства входит в состав правления Агентства по должности
и руководит работой правления Агентства.
Члены
правления работают на постоянной основе.
Члены
правления АСВ могут быть освобождены от должности:
1.
По
истечении срока полномочий – генеральным директором Агентства;
2.
До
истечения срока полномочий – советом директоров по представлению генерального
директора Агентства.
Правление
Агентства:
1.
Принимает
решение о выплате вкладчикам возмещения по вкладам;
2.
Принимает
решение о включении банка в реестр банков и об исключении из реестра;
3.
Обращается
в Банк России с предложением о применении к банку мер ответственности в
соответствии со ст.74 Законна о Банке России;
4.
Вносит
на утверждение в совет директоров Агентства предложения о развитии системы
страхования вкладов, направлениях, об условиях и о порядке размещения и (или) инвестирования
временно свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов;
Осуществляет
иные полномочия предусмотренные Законом о страховании вкладов, если они не
находятся в компетенции совета директоров Агентства.
Генеральный
директор АСВ назначается на должность советом
директоров Агентства по представлению председателя совета директоров АСВ сроком
на 5 лет.
Генеральный
директор может быть освобожден от должности советом директоров Агентства по
представлению председателя совета директоров Агентства в различных случаях,
например при истечении срока своих полномочий, при подачи личного заявления об
отставке и т.д.
Генеральный
директор Агентств обладает следующими полномочиями:
1.
Действует
от имени Агентства и представляет без доверенности его интересы в отношениях с
органами государственной власти, организациями иностранных государств и
международными организациями, другими учреждениями и организациями;
2.
Возглавляет
правление АСВ и организует реализацию его решений;
3.
Издает
приказы и распоряжения по вопросам деятельности Агентства;
4.
Распределяет
обязанности между своими заместителями;
5.
Назначает
на должность и освобождает от должности служащих Агентства;
6.
Принимает
решение по иным вопросам, отнесенным к компетенции Агентства, за исключением
вопросов, отнесенных к компетенции совета директоров и правления Агентства.
Поскольку
государственная корпорация создается на основании федерального законна (для АСВ
таковым является Закон о страховании вкладов), то реорганизована и
ликвидирована она также может быть только на основании Закона.
2.
Полномочия агентства по управлению фондом обязательного страхования вкладов
В
рамках организационных основ системы страхования вкладов действующее
законодательство устанавливает порядок взаимодействия АСВ, органов государственной
власти, Банка России кредитных организаций.
Отношения
Банка России и Агентства основаны в первую очередь на взаимном информировании
друг друга по вопросам осуществления мероприятий по страхованию вкладов.
С
указанной целью Банк России направляет в Агентство отчетность банков и иную
необходимую информацию, в частности:
1.
О
выдаче банку разрешения (лицензии) Банка России;
2.
О
принятии решения о проведении проверки банка по предложению Агентства;
3.
О
применении Банком России к банку мер ответственности в виде наложения запрета
(ограничений) на привлечение вкладов граждан.
4.
О
реорганизации банка;
5.
О
введении моратория на удовлетворение требований кредиторов банка.
В
свою очередь Агентство:
1.
Информирует
Банк России:
а)
о внесении банков в реестр банков и об исключении банка из указанного реестра;
б)
об изменении ставки страховых взносов;
2.
Обращается в Банк России с предложениями:
а)
о проведении проверки банка Банком России;
б)
о применении Банком России к банку мер ответственности, предусмотренных
федеральным законами, с приложением документов, обосновывающих необходимость
применения указанных мер.
Финансовую
основу системы страхования вкладов составляет Фонд обязательного страхования
вкладов, принадлежащий Агентству на праве собственности и предназначенный
для финансирования выплаты возмещения по вкладам.
Фонд
представляет собой совокупность денежных средств и иного имущества, которые
формируются и используются в целях страхования вкладов. К числу характерных
особенностей относятся следующие:
1.
Фонд
обособляется от иного имущества Агентства; соответственно, по фонду ведется
обособленный учет;
2.
Денежные
средства фонда учитываются на специально открываемом счете Агентства в Банке
России;
3.
На
фонд не может быть обращено взыскание по обязательствам Российской Федерации,
муниципальных образований, банков, иных третьих лиц, а также Агентства, за
исключением случаев, когда обязательства Агентства возникли в связи с
неисполнением им обязанностей по выплате возмещения по вкладам.
Фонд
обязательного страхования вкладов формируется за счет:
1.
Страховых
взносов, являющихся едиными для всех банков и подлежащих уплате ими со дня
внесения банка в реестр банков и до дня отзыва (аннулирования) лицензии Банка
России или до дня исключения банка из реестра банков.
2.
Пеней
за несвоевременную и (или) неполную уплату страховых взносов.
3.
Денежных
средств и иного имущества, которые получены от удовлетворения прав требования
Агентства, приобретенных в результате выплаты им возмещения по вкладам.
4.
Средств
федерального бюджета.
5.
Доходов
от размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств фонда.
6.
Первоначального
имущественного взноса Российской Федерации в имущество Агентства.
7.
Других
доходов, не запрещенных законодательством.
Временно
свободные денежные средства фонда обязательного страхования вкладов могут быть
размещены и (или) инвестированы на принципах возвратности, прибыльности и
ликвидности приобретаемых Агентством финансовых инструментов:
ü В
государственные ценные бумаги РФ, а также в государственные ценные бумаги
субъектов Федерации.
ü В
облигации российских эмитентов.
ü В
акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ.
ü В
паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов.
ü В
ипотечные ценные бумаги.
ü В
ценные бумаги государств, являющихся членами Организации экономического
сотрудничества и развития.
ü В
депозиты и ценные бумаги Банка России.
Размещение
временно свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов в
ценные бумаги разрешается:
а)
они обращаются на рынке ценных бумаг или специально выпущены Правительством РФ
для размещения денежных средств инвестиционных инвесторов – для государственных
ценных бумаг РФ.
б)
они обращаются на организованном рынке ценных бумаг и отвечают критериям,
установленным Министерство финансов РФ – для государственных ценных бумаг
субъектов Российской Федерации, облигаций российских эмитентов, созданных в
форме акционерных обществ; ипотечных ценных бумаг.
Финансовые
инструменты, приобретаемые за счет денежных средств фонда обязательного
страхования вкладов, является его неотъемлемой частью и отражается на балансе,
на котором учитывается этот фонд.
Финансовая
устойчивость системы страхования вкладов обеспечивается также имуществом
Агентства и средствами федерального бюджета. В этих целях федеральный закон о
федеральном бюджете на соответствующий год устанавливаются право Правительства
РФ выдавать бюджетные кредиты и осуществлять заимствования, предельный объем
указанных заимствований, а также предельный объем соответствующих расходов
федерального бюджета. В случаях подтверждения советом директоров АСВ решения
правления АСВ о невозможности возмещения по вкладам в установленные сроки без
пополнения фонда обязательного страхования вкладов за счет дополнительных
денежных средств совет директоров Агентства в срок, не превышающий 7
календарных дней после наступления страхового случая, принимает одно из
следующих решений:
1.
Обратиться
в Правительство РФ с просьбой о выделении Агентству соответствующих денежных
средств в виде бюджетного кредита, если рассчитанный правлением АСВ дефицит
фонда обязательного страхования вкладов составляет не более 1 млрд. руб.
Правительство РФ принимает соответствующие решение в срок, не превышающий 7
календарных дней.
2.
Обратиться
в Правительство РФ с просьбой о выделении Агентству дополнительных денежных
средств из федерального бюджета, если рассчитанный правлением АСВ дефицит фонда
обязательного страхования вкладов превышает 1 млрд.руб. При невозможности
выделения указанных средств Правительство РФ в рамках своих полномочий вносит в
Государственную Думу проект федерального закона внесении соответствующих изменений
в федеральный закон о федеральном бюджете на соответствующий год в срок, не
превышающий 7 календарных дней со дня получения обращения совета директоров
АСВ.
В
целях восстановления фонда обязательного страхования вкладов совет директоров
Агентства вправе также устанавливать повышенную ставку страховых взносов.
1.В какой организационно-правовой
форме создано Агентство по страхованию вкладов?
Ответ:
Агентство является некоммерческой
организацией, действующей в организационно- правовой форме государственной
корпорации.
2. Представители каких
органов входят в Совет директоров Агентства?
Ответ:
Входят 13 членов – 7
представителей Правительства РФ, 5 представителей Банка России и генеральный
директор Агентства.
3.Перечислите источники
формирования фонда обязательного страхования вкладов?
Ответ:
Фонд
обязательного страхования вкладов формируется за счет:
1.
Страховых
взносов, являющихся едиными для всех банков и подлежащих уплате ими со дня
внесения банка в реестр банков и до дня отзыва (аннулирования) лицензии Банка
России или до дня исключения банка из реестра банков.
2.
Пеней
за несвоевременную и (или) неполную уплату страховых взносов.
3.
Денежных
средств и иного имущества, которые получены от удовлетворения прав требования
Агентства, приобретенных в результате выплаты им возмещения по вкладам.
4.
Средств
федерального бюджета.
5.
Доходов
от размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств фонда.
6.
Первоначального
имущественного взноса Российской Федерации в имущество Агентства.
7.
Других
доходов, не запрещенных законодательством.
Заключение
Роль
банков в отечественной кредитно-финансовой системе вряд ли можно преувеличить,
ведь их нормальное и стабильное функционирование – неотъемлемое условие
жизнеспособности национальной экономики. От устойчивости банковской системы в
значительной степени зависят защищенность и стабильность национальной валюты,
эффективное функционирование механизма государства, укрепление его
суверенитета, что особенно актуально в современных российских условиях.
Любой
человек хотя бы раз в жизни пользовался банковскими услугами. А юридическое
лицо, которое не имеет банковского счета вообще невозможно представить. Именно
поэтому знать банковское право обязаны не только банковские работники, но и
юристы и менеджмент иных организаций; основы банковского права должен знать
каждый гражданин.
Все
это необходимо что бы быть финансово грамотным, что бы уметь управлять своими
деньгами и вкладывать их с минимальным риском для себя.
В
данной контрольной я раскрыл тему в полном объеме.
Список
используемой литературы
1.
Федеральный закон
"О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"
от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ.
2.
Федеральный
закона "О Центральном банке Российской Федерации (банке России)" от
10 июля 2002 года № 86-ФЗ.
3.
Федеральный закон
"О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ.
12.
Алексеева
Д.Г., Пыхтин С.В., Хоменко Е.Г. Банковское право: Учеб. пособие. – 3-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2007. – 591 с.
[1] Из
указанной суммы 2 млрд. руб. направляется в фонд обязательного страхования
вкладов и 1 млрд. руб. – для формирования источников расходов Агентства на
проведение мероприятий, по страхованию вкладов.
[2] Порядок
ведения реестра банков утвержден решением правления АСВ от 19 февраля 2004 г.
(протокол №5)(в ред. от 23 марта 2006 г.)//Вестник Банка России.2006.№21