Правовое регулирование банкротства кредитных организаций
Для возбуждения арбитражным судом дела о банкротстве КО
необходимо наличие следующих условий: отзыва лицензии на осуществление
банковских операций и совокупных требований не менее 1000 минимальных размеров
оплаты труда, которые не исполняются в месячный срок с момента наступления даты
их исполнения. После отзыва лицензии в КО может быть назначен уполномоченный
представитель из числа служащих ЦБ РФ, имеющих высшее юридическое или
экономическое образование, обладающих специальными знаниями и не являющимися
заинтересованными лицами в отношении КО. Основаниями для прекращения его
деятельности являются судебный акт арбитражного суда о назначении в КО
ликвидатора или арбитражного управляющего, судебный акт арбитражного суда о
признании недействительным приказа ЦБ РФ об отзыве лицензии, согласование
территориальными учреждениями ЦБ РФ состава ликвидационной комиссии КО, приказ
ЦБ РФ о приостановлении действия приказа об отзыве лицензии, приказ ЦБ РФ о
досрочном освобождении уполномоченного представителя от исполнения возложенных
на него обязанностей.
В арбитражном процессе по делу о банкротстве участвуют
лица, указанные в Федеральном законе “О несостоятельности (банкротстве)”
(представитель работников должника, представитель собственника имущества
должника, иные лица в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным
кодексом[22]),
а так же Банк России в случаях, когда заявление о признании кредитной
организации банкротом направлено в арбитражный суд иным лицом[23].
Судья арбитражного суда обязан принять заявление о
признании КО банкротом. О принятии заявления судья выносит определение не
позднее 5 дней со дня его поступления в арбитражный суд.
Банк
России при подаче заявлений о признании кредитной организации банкротом может
представить в арбитражный суд кандидатуры арбитражного управляющего.
Арбитражный суд в определении о принятии заявления о
признании кредитной организации банкротом указывает о введении наблюдения и
назначении временного управляющего.
Судебные
акты по делу о банкротстве арбитражный суд направляет в пятидневный срок с
момента их принятия лицом, участвующим в деле о банкротстве и в арбитражном
процессе.
При судебной процедуре ликвидации несостоятельного банка
(банкрота) состав ликвидационной комиссии формирует конкурсный управляющий,
назначаемый арбитражным судом.
Конкурсный управляющий обязан использовать в ходе
конкурсного производства только корреспондентский счёт кредитной организации,
признанной банкротом, открытый в учреждении Банка России. Порядок открытия
указанного счёта и осуществления расчётов по данному счёту определяется
нормативными актами Банка России.
В соответствии с Федеральным законом “О несостоятельности
(банкротстве) кредитных организаций”, в течение 10 дней с момента представления
конкурсным управляющим в Банк России документов, подтверждающих право
конкурсного управляющего совершить операции по корреспондентскому счёту
кредитной организации, признанной банкротом, на указанный счёт в порядке,
определяемом нормативными актами Банка России, перечисляются остатки денежных
средств с корреспондентских счетов кредитной организации, открытых в иных
кредитных организациях, а также иные денежные средства кредитной организации,
включая обязательные резервы, депонированные кредитной организацией в Банк
России[24].
Конкурсный управляющий в течение 15 дней с момента
представления им в Банк России документов, подтверждающих право конкурсного
управляющего совершить операции по корреспондентскому счёту кредитной
организации, признанной банкротом, направляет для опубликования в “Вестник
Высшего Арбитражного Суда РФ”, “Вестник Банка России”, а также опубликовывает в
местной печати по месту расположения кредитной организации за счёт её средств
объявление о решении арбитражного суда о признании кредитной организации
банкротом и об открытии конкурсного производства[25].
Состав ликвидационной комиссии также согласовывается с
территориальным Главным управлением (Национальным банком) Центрального банка РФ
либо ЦОУ при Центральном Банке РФ.
В состав ликвидационной комиссии должны входить учредители
(участники) банка, а также кредиторы банка, должностные лица исполнительного
банка и другие лица. Работники Центрального банка РФ не могут являться членами
ликвидационной комиссии банка.
Главное управление (Национальный банк) Центрального банка
РФ либо ЦОУ при Центральном Банке РФ после отзыва лицензии у кредитной
организации вправе обратиться в арбитражный суд с иском о её ликвидации.
Глава II. Правовое регулирование
Банкротства кредитных организаций в США
Распорядительные органы федерации и штата и штат ревизоров
наблюдают за сохранением безопасности и основательности банковской системы, а
на Федеральную корпорацию страхования вкладов ложится основная нагрузка на
федеральном уровне и уровне штата по решению вопросов, касающихся разорения и банкротства
учреждений. Федеральная корпорация страхования вкладов была создана конгрессом
в 1934 году после того как в 1929 году примерно 9000 американских банков
прекратили деятельность в связи с крушением рынка акций. Убытки вкладчиков с
1929 г. до принятия Закона о банковской деятельности 1933 г. составили
приблизительно 1,3 млрд. долларов[26].
Главной задачей ФКСВ было восстановить доверие публики путем создания
обоснованной стабильной и надежной банковской системы с помощью страхования
вкладов в банках и усиления контроля. В 1934 г., в момент введения, страхование
вкладов производилось на сумму до 2500 долларов; через пятьдесят лет страховая
сумма была повышена до 100 тыс. долларов по вкладу на счете.
Функционирование ФКСВ осуществляется в соответствии с Актом
о Федеральной корпорации страхования вкладов. Управляется она Советом
директоров, состоящим из трех человек. Один из них -Финансовый контролер, а
двое других (в том числе директор) назначаются президентом на шесть лет. ФКСВ
существует на доходы, получаемые за счет выплат застрахованных банков по своим
вкладам. По оценкам, они составляют двенадцатую часть от 1% вкладов банка. На
базе оценки производят расчеты, но в целом плата может быть определена через
оценку всех вкладов, занесенных на счета банка в Соединенных Штатах.
Зарегистрировавшись в органах штата или федерации, банк
должен получить от ФКСВ страховой сертификат и показать предшествующую
деятельность и опыт руководства, способность удовлетворять потребности
общества и свои планы на будущее. Не обеспечив страхования в ФКСВ, банк не
может начать деятельность. ФКСВ не регистрирует уставы учреждений, но она в
большой степени держит в своих руках их будущее. ФКСВ во все возрастающей
степени контролирует не только средства учреждения, но и разрешение новых
видов деятельности, одобренных властями федерации и штатов.
Как и Служба Финансового контролера, ФКСВ осуществляет
ревизии, инспекции и принуждает застрахованные банки к исполнению. В
дополнение к исполнению ФКСВ тесно связана с вопросами слияния, открытия
филиалов и рассмотрения других ходатайств зарегистрированных на уровне штатов
не являющихся членами Федеральной резервной системы банков, в отношении
которых она имеет право контроля и инспектирования. В 1985 г. таких банков было
8392. ФКСВ также контролирует взаимосберегающие банки, сберегательные
учреждения, застрахованные ФКСВ, и осуществляет ревизии совместно с Федеральной
резервной системой и Службой Финансового контролера.
Все распорядительные органы (на федеральном уровне ими
являются Служба Финансового контролера, Совет управляющих Федеральной резервной
системы, Федеральная корпорация страхования вкладов) осуществляют контроль за
деятельностью банка, рассматривая отчеты о положении или доклады по запросам, в
которых банки указывают свои вклады и обязательства. Кроме того, производятся
ревизии и проверки на местах. Периодические ревизии являются главным
источником информации, и по их данным распорядительные органы узнают о
недостатках в управлении, деятельности и финансовом положении. Отъявленное
мошенничество может быть обнаружено только, когда будет уже слишком поздно. В
любом случае все распорядительные органы концентрируют свои возможности, если
банк находится на грани краха. Ущерб интересам общества может быть огромным с
точки зрения коммерческих вопросов и общего экономического благосостояния.
ФКСВ и распорядительные органы, занимающиеся банками, заинтересованы в защите
вкладчиков в соответствии с требованиями закона, но они также обязаны иметь в
виду и банк в целом. Прилагаются энергичные усилия, чтобы избежать банкротства
банка с помощью тщательно разработанных и мощных средств контроля. Иногда
этого недостаточно из-за экономических условий, мошенничества и характера
ситуации, тогда необходимость закрыть банк и противостоять экономическому
воздействию, порожденному этим событием, выводит на арену ФКСВ. ФКСВ имеет в
своем распоряжении ряд предусмотренных законом средств для решения проблем
разоряющихся банков. Основой его действий является страховой фонд, активы
которого в 1987 г. составляли около 19 млрд. долларов[27].
Федеральная корпорация страхования вкладов имеет в своем распоряжении ряд
предусмотренных законом средств, чтобы преодолеть почти любую ситуацию
банкротства банка законным, неразрушительным и справедливым методом. Банк
подлежит закрытию, если он не способен “удовлетворить требования своих
вкладчиков[28]”.
Исторически ФКСВ реагировала на банкротства банков, используя либо метод
выплаты страховок по вкладам, либо метод покупки и присоединения закрытого
банка.
2.2. Медод выявления проблемных кредитных
организаций
Для осуществления контроля за деятельностью учреждения
распорядительные органы по банковской деятельности используют два способа:
доклады по запросам, предоставляемые самими учреждениями, и ревизии (в том
числе система сравнительной оценки), проводимые ревизорами в отношении
подконтрольных банков. Формально введенная Федеральным советом по ревизии
финансовых учреждений в 1978 г., хотя она использовалась и ранее, система
оценок именуется Межагентской системой оценки банков, более известной как оценка
CAMEL[29]. Введение этой формальной сбалансированной системы было попыткой
создать более осознанный контроль за рынком.
По системе CAMEL положение банка
оценивается по пяти аспектам-капитал, активы, управление, доходы и ликвидность
- с дополнительной субъективной оценкой, отражающей восприятие ревизором всего
учреждения в целом. По каждому аспекту проставляются баллы, начиная с единицы
(хорошо) до пятерки (плохо). Хорошая оценка означает редкие ревизии; более
низкая оценка приведет к более частому проведению посещений и запросам о
представлении докладов.
Результат
этого - “расширение, в первую очередь Федеральной корпорацией страхования
вкладов, перечня “проблемных банков” - банков с оценками CAMEL 4-й и 5-й категорий. В 1985 г. в перечне было 1140 банков; 120 банков
были закрыты или потребовали от ФКСВ помощи. Учреждения, включенные в перечень,
испытывают трудности и близки к положению разоряющихся или обанкротившихся и,
таким образом, представляют опасность ущерба для страхового фонда”[30].
2.3. Помощь разоряющимся кредитным
организациям
Годами ФКСВ не желала предлагать помощь банку, находящемуся
под угрозой закрытия, или способствовать его слиянию с другим застрахованным
банком, если такая сделка не подразумевала закрытия застрахованного банка. В
основе этого нежелания лежала ее основная предусмотренная законом обязанность
защищать вкладчиков и страховой фонд. ФКСВ чувствовала, что любая помощь
действующему банку дает незаслуженные выгоды акционерам и стимулирует большую
беспечность со стороны руководства. Приобретение и присоединение были
предпочтительным способом из-за этого, а также потому, что назначение управляющего
имуществом и управление имуществом приводили к устранению прежнего руководства
и аннулированию некоторых требований кредиторов. До 1981 г. ФКСВ оказала помощь
только при одном слиянии действующего банка. Однако позднее из-за серьезных
проблем, затрагивающих определение сектора национальной экономики, и роста
числа, размеров и усложнения характера потенциальных банкротств банков ФКСВ
столкнулась с необходимостью идти в случае банкротств нетрадиционными путями.
Ее полномочия были существенно расширены в 1982 г. в Законе Гарна - Сен-Жермена
о сберегательных учреждениях. Параграф в) Закона о федеральном страховании
вкладов был пересмотрен и приобрел следующий вид:
Помощь
застрахованным банкам
“1)
Корпорация имеет право по собственному усмотрению в случаях и на условиях,
которые определит ее Совет директоров, предоставлять займы, принимать вклады,
приобретать активы или ценные бумаги, присоединять пассивы или осуществлять
вклады в любой застрахованный банк,
A)
если такое действие предпринято, чтобы предотвратить закрытие такого
застрахованного банка;
Б)
если в отношении закрытого застрахованного банка такое действие предпринято,
чтобы возобновить нормальную деятельность такого закрытого застрахованного
банка; или
B)
если, когда существует тяжелое финансовое положение, угрожающее значительному
числу застрахованных банков или застрахованным банкам, владеющим значительными
финансовыми средствами, такое действие предпринимается, чтобы уменьшить для корпорации
риск, создаваемый таким застрахованным банком при угрозе стабильности.
2) А) Чтобы способствовать слиянию или объединению застрахованного
банка, указанного в подпункте Б), с застрахованным учреждением, или продаже
активов застрахованного банка и присоединению пассивов такого застрахованного
банка застрахованным учреждением, или приобретению акций такого застрахованного
банка, корпорация имеет право по собственному усмотрению в случаях и на таких
условиях, которые установит ее Совет директоров,
i) приобретать любые такие активы и присоединять любые такие пассивы;
ii)
предоставлять займы, или осуществлять вклады, или приобретать ценные бумаги
застрахованного учреждения или компании, которая контролирует или приобретет
контроль над таким застрахованным учреждением;
iii) давать поручительство за застрахованное учреждение или компанию,
которая контролирует или приобретет контроль за таким застрахованным
учреждением в результате слияния или присоединения такого застрахованного
учреждения, или присоединения пассивов и приобретения активов такого
застрахованного банка, или в результате приобретения контроля такой компании
над таким застрахованным банком; или
iv)
осуществить действия, перечисленные в подпунктах от i) до iii), в любой
комбинации.
Б)
Для целей подпараграфа А) застрахованный банк должен быть застрахованным
банком, i) который закрыт;
ii) который, что отражено в решении Совета директоров, находится под
угрозой закрытия; или
iii) который, если существует тяжелая финансовая ситуация, угрожающая
стабильности значительного числа застрахованных банков или застрахованных
банков, которые владеют значительными финансовыми средствами, по собственному
усмотрению определен корпорацией как требующий помощи по подпункту А) для того,
чтобы уменьшить для корпорации риск, создаваемый таким застрахованным банком
при такой угрозе стабильности”[31].
До принятия Закона Гарна-Сен-Жермена помощь ФКСВ действующим
банкам разрешалась, только если продолжение деятельности вызывающего
беспокойство банка важно для обеспечения надлежащего банковского обслуживания
в общине, - решение, которое ФКСВ редко была склонна выносить. В Инструкции 1983
г. были закреплены требования, которые необходимо предварительно выполнить для
получения помощи ФКСВ в слиянии или приобретении застрахованного действующего
банка.
Совет директоров ФКСВ согласно параграфу 13. в) Закона о
федеральном страховании вкладов имеет право оказывать финансовую помощь, чтобы
предотвратить закрытие застрахованного банка. Помощь также может быть оказана,
если, когда возникает тяжелое финансовое положение, угрожающее стабильности
значительного числа застрахованных банков или застрахованным банкам, владеющим
значительными финансовыми средствами, такое действие предпринимается, чтобы
уменьшить для ФКСВ риск, создаваемый таким застрахованным банком при угрозе
стабильности. Помощь может быть оказана непосредственно банку при угрозе разорения,
другому банку, обладающему финансовыми возможностями, чтобы присоединить или
приобрести разоряющийся банк, или холдинговой компании или иному юридическому
лицу, чтобы обеспечить приобретение им банка. Чтобы ФКСВ оказала помощь, либо
сумма помощи должна быть меньше затрат на ликвидацию, включая выплату средств
застрахованных счетов банка, либо Совет ФКСВ должен определить, что
продолжение деятельности банка важно для обеспечения надлежащего банковского
обслуживания общины.
Предложение
об оказании помощи должно удовлетворять следующим принципам, за исключением
случаев, когда существуют объективные причины, препятствующие их
удовлетворению:
1. Расходы ФКСВ, связанные с предложением, должны быть явно меньше, чем
при других альтернативах.
2. Предложение должно обеспечить надлежащие управленческие ресурсы,
достаточные реальные капиталы и разумное доказательство будущей рентабельности
банка.
3. Помощь ФКСВ должна сопровождаться значительными вливаниями капитала из
источников, не связанных с ФКСВ.
4. Предложение должно гарантировать, что помощь ФКСВ пойдет на пользу
банку и ФКСВ и не будет обращена на другие цели.
5. Возобновление или продление договоров с руководством может произойти
до предоставления помощи. Продолжение работы всех директоров, должностных лиц,
участвующих в разработке политики, и других должностных лиц банка, которому
оказывается помощь, по списку, подготовленному ФКСВ, подлежит одобрению ФКСВ.
ФКСВ проверяет и может не одобрить любой из или все новые должностные оклады
или продленные соглашения, касающиеся этих лиц, на весь период, пока не
выплачена помощь.
6. Финансовое влияние на обычных акционеров и владельцев материальных
средств подчиненного долга и (или) привилегированной акции разоряющегося банка
должно приближаться к влиянию, которое бы имело место, если бы получающий
помощь банк обанкротился.
7. Желательно, чтобы предложение не предусматривало имущественный
интерес ФКСВ в банковских учреждениях. Если необходимо принятие какого-либо
имущества, ФКСВ, естественно, стремится получить значительно большую прибыль,
рассчитанную с учетом умеренного присвоения.
8. Желательно, чтобы любое предложение ФКСВ о помощи предусматривало ее
возврат ФКСВ, полностью или частично.
9. Если получающий помощь банк является филиалом холдинговой компании,
предложение должно быть разработано таким образом, чтобы
а)
помощь не предоставлять холдинговой компании, за исключением случаев, когда к
этому вынуждают обстоятельства, и только тогда, когда холдинговая компания
действует исключительно как передаточное звено для предоставленной банку помощи;
б)
воздействие на директоров, руководство, акционеров и кредиторов холдинговой
компании приближалось к ожидаемому воздействию в случае банкротства получающего
помощь банковского филиала (следовательно, может потребоваться, чтобы кредиторы
холдинговой компании ограничили и/или закрепили новые условия предоставленных
ими кредитов); и
в)
существенный вклад, минимизирующий финансовые расходы ФКСВ, был сделан за счет
доступных ресурсов холдинговой компании и ее иных банковских и/или небанковских
филиалов.
10. ФКСВ предпочитает не приобретать и не пользоваться активами банков,
которым она оказывает помощь. Признается, что эта задача не может быть
осуществима или желательна во всех ситуациях. В целом, однако, предложения о
помощи должны предусматривать сохранение за сохранившимися учреждениями наименования
и обслуживания всех активов получающего помощь банка. При некоторых
обстоятельствах ФКСВ учитывает частичную потерю стоимости обесцененных активов.
В отношении размера передачи обесцененных активов ФКСВ предложение должно
представить ФКСВ удовлетворительные условия обслуживания.
11. В целом сохранившийся банк должен сохранить обязанность по
предъявлению претензий и иных возможных требований к сберегательным и страховым
компаниям, бухгалтерам, адвокатам, директорам или должностным лицам. Однако
предложение должно предусматривать для ФКСВ возможность выбора, по своей
инициативе, передачу и осуществление права банка по предъявлению таких
претензий.
12. Размер вознаграждений адвокатам, инвестирующим банкирам,
консультантам и другим советникам, связанным с подачей в ФКСВ просьбы о
финансовой помощи, должен быть сообщен ФКСВ и учитывается при определении
расходов ФКСВ по предоставлению помощи. Чрезмерных вознаграждений следует избегать.
Ни в коем случае выплата вознаграждения не должна быть связана с одобрением или
принятием финансовой помощи от ФКСВ[32].
Поправка Дугласа к Закону о банковской холдинговой компании
1956 г. не только ограничила межштатные приобретения благополучных коммерческих
банков, но и воспрепятствовала помощи ФКСВ в приобретении закрытого банка на
межштатной основе, в частности в штатах, где ФКСВ считает трудным определить
местонахождение заинтересованных приобретателей[33].
По закону Гарна-Сен-Жермена ФКСВ было предоставлено право помогать в
приобретении закрытого застрахованного банка с активами в 500 млн. долларов
находящимся вне штата банком или банковской холдинговой компанией. В
чрезвычайных ситуациях ФКСВ может организовать межштатную продажу закрытых
коммерческих банков с активами, превышающими установленную сумму, а также
банков совместных сбережений. Закон штата не нарушается этим правом, поскольку
нормативная схема предусматривает уведомление распорядительных органов штата и
возможность их возражений, при наличии которых межштатное приобретение
требует одобрения Совета ФКСВ в полном составе. При рассмотрении предложений о
приобретении закрытых банков по указанной нормативной схеме положения закона
отдают предпочтение предложениям, исходящим от находящихся в том же штате и
того же типа учреждений (то есть других коммерческих банков).
Закон
о равенстве при конкуренции в банковском деле 1987 г. наделил распорядительные
органы по банковской деятельности дополнительным правом принимать решения в ситуациях
с разоряющимися банками. Титул V закона “Билль распорядительного органа”
расширил ранее предусмотренное право разрешить срочное межштатное приобретение
учреждений, находящихся под “угрозой закрытия” и имеющих активы свыше 500 млн.
долларов. “Банк под угрозой закрытия” по смыслу закона-это учреждение, которое
близко к невозможности удовлетворить требования своих вкладчиков или погасить
свои обязательства без федеральной помощи или которое потерпело или потерпит
убытки, истощающие его капитал настолько, что потребуется федеральная помощь.
Ранее действовавший закон требовал реального банкротства до совершения сделки
о чрезвычайной межштатной продаже. Разрешая приобретение банка до
действительного банкротства, закон увеличивает возможности ФКСВ найти
конкретное решение при наименьшем расходовании средств ФКСВ.
Закон также закрепляет приоритеты, которые должна использовать
ФКСВ при определении цены приобретения в чрезвычайных ситуациях. В дополнение
к большим преимуществам внутриштатных претендентов ФКСВ сейчас предписано
отдавать преимущество претендентам из штатов, законы которых особо разрешают
межштатные приобретения (или при отсутствии таких законов учреждениям в
сопредельных штатах), перед учреждениями из других штатов. Преимущество при
чрезвычайных приобретениях учреждений, находящихся под контролем меньшинств, отдается
другим учреждениям, находящимся под контролем меньшинств.
В соответствии с данным законом ФКСВ может создать в случае
банкротства банка “бридж-банк”. Бридж-банки могут создаваться для
присоединения вкладов и других пассивов и покупки активов обанкротившегося
учреждения и продолжения предоставления банковских услуг. Создание бридж-банка
требует установления ФКСВ, что создание такого банка сохранит средства ФКСВ
или что продолжение деятельности банка необходимо для обеспечения надлежащего
банковского обслуживания общины, где расположен банк, или наилучшим образом
обеспечивает интересы вкладчиков банка. Бридж-банк - это национальный банк, и
его директора назначаются ФКСВ. Бридж-банки могут действовать до двух лет. Этот
период может быть продлен еще на один год.
Концепция бридж-банка позволяет ФКСВ продолжить банковское
обслуживание и улучшить финансовое положение обанкротившегося учреждения таким
образом, чтобы помочь приобретению и уменьшить издержки ФКСВ. Иными словами,
этот прием позволяет ФКСВ перекинуть мост через временной разрыв от банкротства
банка до нахождения подходящего покупателя.
Закон о равенстве при конкуренции в банковском деле
разрешает страховым и инвестиционным банковским фирмам приобретать
разоряющиеся сберегательные учреждения. В контексте более широких прав
сберегательных учреждений это может хорошо продемонстрировать значительные
изменения общего правила Закона Гласса-Стигалла, проводящего разграничение
между банковским делом и коммерцией. Кризис сберегательного дела способствовал
этому движению к увеличению числа потенциальных покупателей разоряющихся
сберегательных учреждений.
ФКСВ не имеет права закрывать американский банк. Она должна
дождаться декларации о несостоятельности, составленной Финансовым контролером
или распорядительным органом штата, а затем предпринимать действия по
возмещению. После того как такая декларация сделана, закон требует, чтобы
Служба Финансового контролера назначила ФКСВ управляющим имуществом
застрахованного закрытого банка; законы большинства штатов воспроизводят эту
процедуру применительно к своим контрольным органам по банковской
деятельности. Получив статус управляющего имуществом закрытого банка, ФКСВ
действует как доверительный собственник в отношении затронутого
несостоятельностью имущества в пользу кредиторов, включая и страховой фонд
ФКСВ. В пределах выплаченных страховых сумм по вкладам ФКСВ занимает место
вкладчиков бывшего банка и получает все права вкладчиков в отношении закрытого
банка. Ее обязанности управляющего имуществом требуют, чтобы ФКСВ
ликвидировала банк, удовлетворила требования кредиторов и реализовала активы
обанкротившегося банка. Все это делается независимо и вне законов Соединенных
Штатов о банкротстве, которые не применяются к ликвидации несостоятельного
банка.
Основная
обязанность ФКСВ касается вкладчиков; акционеры и кредиторы не имеют каких-либо
преимущественных прав или требований. Акционеры несостоятельных банков после
ликвидации его имущества редко получают какие-либо суммы.
2.4.2. Возврат вкладов
Каждый раз, когда закрывается застрахованный банк, ФКСВ
должна как можно быстрее выплатить застрахованные вклады. Возврат вкладов на
практике происходит в течение трех - пяти рабочих дней после даты закрытия. В
случае выплаты наличными ФКСВ отвечает за идентификацию получателя. При
переводе вклада ФКСВ стремится продать застрахованные вклады закрытого банка
за вознаграждение другому устойчивому в финансовом отношении застрахованному
учреждению, которое действовало бы как агент ФКСВ по выплате; мотив - возможное
приобретение новых клиентов. Чаще всего используется выплата наличными.
При выплате застрахованного вклада вкладчик имеет право на
получение средств по застрахованной части вклада. В незастрахованной части
вклада вкладчик банка становится обычным кредитором затронутого
несостоятельностью имущества и имеет право на сертификат ФКСВ о праве на
получение. В зависимости от стоимости активов, реализованных ФКСВ в качестве
управляющего имуществом закрытого банка, вкладчик участвует в разделе вместе с
другими обычными кредиторами на пропорциональной основе. В 1986 г. ФКСВ
произвела двадцать одну выплату по вкладам и девятнадцать переводов вкладов.
2.4.3. Сделка по приобретению и присоединению
Более типичной реакцией на банкротство банка является
использование сделки по приобретению и присоединению. На конкурсной основе,
обычно спешно и тайно, ФКСВ удовлетворяет предложения других застрахованных
банков о приобретении активов и принятии обязательств обанкротившегося банка,
в первую очередь счетов вкладчиков. Предлагая цену, банки борются за ключевые
вклады обанкротившегося банка. Банк, способный уплатить самое большое
вознаграждение за вклады, избирается как контрагент по приобретению активов и
пассивов обанкротившегося банка, таким образом уменьшаются расходы страхового
фонда. Чтобы обезопасить приобретающий банк от возможного ущерба из-за неточности
или скрытых данных о пассивах и сделать приобретение более привлекательным,
продаются не все активы. Обычно приобретаются только действующие активы;
обязанности по вкладам и другие связанные с ними требования кредиторов
присоединяются. Разница между приобретенными активами и присоединенными
пассивами переводится в наличные средства, которые ФКСВ выплачивает
приобретающему банку. Вознаграждение, выплачиваемое конкурирующими банками,
должно также удовлетворять тест на стоимость, используемый ФКСВ, которая
требует, чтобы сделка по приобретению и присоединению требовала меньших
затрат, чем выплата и ликвидация застрахованного банка, за исключением случаев,
когда ФКСВ установит, что продолжение деятельности застрахованного банка важно
для обеспечения надлежащего банковского обслуживания общины. В 1986 г. ФКСВ
совершила 98 сделок по приобретению и присоединению закрытых банков[34].
В сделке по приобретению и присоединению ФКСВ, как управляющий
имуществом, приобретает все малозначительные и недействующие активы и
стремится получить возмещение по этим активам, чтобы покрыть приобретающему
банку издержки в наличных. ФКСВ, как управляющий имуществом, поддерживает все
требования банка к другим лицам, а также отвечает по всем требованиям, включая
и иски, которые предъявлены к обанкротившемуся банку. ФКСВ может быть
принуждена отвечать по требованиям кредиторов, не приобретенным по сделкам.
После закрытия застрахованного банка, если ФКСВ считает
нужным, может быть организован новый банк, именуемый Национальным банком
страхования вкладов (НБСВ). НБСВ получает хартию от Контролера и действует в
первую очередь для того, чтобы обеспечить четкие платежи по застрахованным
вкладам. Он может общине, которая в противном случае остается без услуг коммерческого
банка. По Закону о банковском деле 1933 г. НБСВ был единственным средством
обеспечения выплаты вкладов обанкротившегося застрахованного банка. Его
использование было нечастым. В 1982 г. НБСВ приобрел дурную славу, когда
однажды был организован для обеспечения точных и постепенных выплат
застрахованных вкладов Пенн Сквеар Бэнк, Северная Америка, Оклахома-Сити, штат
Оклахома[35].
Обычно НБСВ действует два года. Значение НБСВ уменьшается в свете
предоставленного ФКСВ права создавать связующие банки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В связи с тем, что Россия и США относятся к совершенно
разным банковским системам, институт банкротства в этих странах также сильно
отличается. Но это не означает, что опыт, приобретённый США не может быть
использован в нашем государстве. США относятся к “продолжниковской” системе и
опыт по защите интересов должника может быть применён и в нашей стране.
После кризиса 1929 года США удалось довольно быстро
восстановить банковскую систему. Специально для этого был создан специальный
орган - Федеральная корпорация страхования вкладов. Главной её задачей было
восстановить доверие публики путём создания обоснованной сильной и надёжной
банковской системы с помощью страхования вкладов в банках и усиления контроля.
Ясно, что психология надёжности, обоснованности и стабильности остаётся важной
для банковской деятельности и по сей день. Пути развития банковских систем
России и США различны. США пошли по естественному пути развития, где банки
рассматриваются прежде всего как независимые посредники и банкротства банков -
обычное явление. Россия - по искусственному (характерному для Европы), но со
своими особенностями, так как либеральное законодательство привело к созданию
огромного количества банков (2.5 тыс.), в основном небольших по размеру. Банкротство
банков в этих государствах также сильно отличается. Тем не менее, существуют и
одинаковые или аналогичные институты. Так например сделка по приобретению и
присоединению банка имеет общие черты с реструктуризацией кредитной
организации, помощь Федеральной корпорации страхования вкладов находящемуся в
трудном положении банку - с мерами по финансовому оздоровлению КО.
Банковская система США исправно функционирует на протяжении
длительного времени и зарекомендовала себя с лучшей стороны. Россия же стоит в
настоящее время на пути развития банковской системы. Используя зарубежный опыт
можно создать устойчивую, стабильную банковскую систему за меньший промежуток
времени, с меньшим количеством ошибок и с лучшим результатом. Не смотря на то,
что институт банкротства банков США сильно отличается от института банкротства
банков в России и нецелесообразно (да и невозможно) полностью заимствовать его.
Тем не менее, стоит обратить внимание на некоторые элементы.
При банкротстве банков в США большое внимание уделяется
защите интересов вкладчиков. Это очень важно для поддержания доверия банкам.
После образования Федеральной корпорации страхования вкладов “проблема
банкротства банков в США перестала быть серьёзной”[36].
В России сегодня самый неотложный вопрос в области банковского регулирования -
проблема банкротства банков и отсутствие системы страхования вкладов, наряду с
недостаточной жёсткостью надзорных требований, плохой организацией процедур
санирования, реструктуризации приводит к разрушительным последствиям. Так, при
банкротстве банков с одной стороны страдают вкладчики, с другой - банки теряют
доверие. Именно поэтому в Федеральном законе “О несостоятельности (банкротстве)
кредитных организаций такое большое внимание уделяется мерам по предупреждению
банкротства банков.
Совершенствование
законодательства, регулирующего проведение процедур банкротства кредитных
организаций, рациональная политика Центрального Банка РФ также могут за
небольшой промежуток времени (особенно учитывая темпы развития банковской
системы в России)укрепить отечественную банковскую систему, сделать её
стабильной, надёжной, защищающей в полном объёме и кредиторов и должников,
пользующейся доверием.
4.
Матовников М.Ю. Функционирование банковской системы
России. - М., 2000.
5.
Поллард А.М., Пассейк Т.Г. Банковское право США. -
М., 1992.
6.
Постатейный комментарий к Федеральному закону “О
несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций” / Тосунян Г.А. - М.,
1999.
7.
Тосунян Г.А. Государственное управление в области
финансов и кредита в России. - М., 1997.
8.
Постатейный комментарий к Федеральному закону “О
несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций”. Трофимов К.Т. / - М.,
2000.
9.
Финансовое и банковское право. Словарь-справочник.
- М., 1997.
10.
Финансовое право: Учебник / Отв. Ред. Химичева Н.И.
2-е изд., перераб. и доп. - М., 2000.
11.
ФЗ “О несостоятельности (банкротстве) кредитных
организаций” от 01.03.1999 №40-ФЗ.
12.
ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” от
08.01.1998 № 6-ФЗ.
13.
ФЗ “О банках и банковской деятельности” от
02.12.1990 № 395-1 в ред. ФЗ от 08.07.1999 №136-ФЗ.
14.
ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке
России)” от 02.12.1990 № 139-ФЗ.
15.
Инструкция ЦБ РФ “О порядке осуществления мер по
предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций” от
12.07.1999 № 84-И.
16.
Письмо ЦБ РФ "Об обращении Банка России в
арбитражный суд с заявлениями о признании кредитных организаций
банкротами" от 30.05.00 N 114-Т.
17.
Письмо ЦБ РФ “О методических рекомендациях по
составлению планов санации кредитными организациями” от 30.04.1997 № 443.
18.
Положения ЦБ РФ “Об отзыве лицензии на
осуществление банковских операций у банков и иных кредитных организаций в
Российской Федерации” от 02.04.1996 (в редакции Указаний Центрального Банка от
25.03.99 № 528-У).
19.
Положение ЦБ РФ “Об особенностях реорганизации
банков в форме слияния и присоединения” от 30.12.1997 № 12-П.
20.
Положение ЦБ РФ “Об уполномоченных представителях
Центрального Банка Российской Федерации (Банка России) в кредитных
организациях” от 29.03.1999 № 73-П.
21.
Положение ЦБ РФ “О порядке выдачи и аннулирования
Банком России аттестатов руководителя временной администрации по управлению
кредитной организацией и арбитражного управляющего при банкротстве кредитной
организации” от 21.07.1999 № 83-П.
22.
Инструкция ЦБ РФ “О применении к кредитным
организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности” от
31.03.1997 №59 (введена в действие приказом ЦБ РФ от 31.03.1997 № 02-139.
23.
Инструкция ЦБ РФ “О порядке регулирования
деятельности кредитных организаций” от 01.10.1997 № 1 (введена в действие
Приказом ЦБ РФ от 01. 10.1997 № 02-430).
24.
Голубев С.А. Банкротство кредитных организаций.//
ВВАС Российской Федерации. 1999 № 4.
37.
Garn-St Germain Depository Institutions Act of 1982. // Woelfel C.J. Еncyclopedia of Banking & Finance. 10-th
edition. www.cofe.ru/Finance
[1] Ст. 2 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций” от
01.03.1999 № 40-ФЗ.
[2] Постатейный комментарий к Федеральному закону “О несостоятельности
(банкротстве) кредитных организаций”. Трофимов К.Т. / - М., 2000, стр. 10.
[3] Инструкция ЦБ РФ “О применении к кредитным организациям мер
воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности” от 31.03.1997 №59
(введена в действие приказом ЦБ РФ от 31.03.1997 № 02-139.
[4] Ст. 4 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций” от
01.03.1999 № 40-ФЗ.
[5] Ст. 7 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций” от
01.03.1999 № 40-ФЗ.
[6] Ст. 8 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций” от
01.03.1999 № 40-ФЗ.
[7] Ст. 11 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций” от
01.03.1999 № 40-ФЗ.
[8] Инструкция “О порядке осуществления мер по предупреждению
несостоятельности (банкротства) кредитных организаций” от 12.07.1999 № 84-И
[9] Ст. 15 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций” от
01.03.1999 № 40-ФЗ.
[10] Ст. 17 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций” от
01.03.1999 № 40-ФЗ.
[11] Трофимов
К.Т. Постатейный комментарий к Федеральному закону “О несостоятельности
(банкротстве) кредитных организаций”. - М., 2000
[12] Ст. 20 ФЗ “О банках и банковской деятельности” от 02.12.1990 № 395-1 в
ред. ФЗ от 08.07.1999 №136-ФЗ.
[13] Ст. 4 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций” от
01.03.1999 № 40-ФЗ.
[14] Ст. 4 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций” от
01.03.1999 № 40-ФЗ.
[15] Ст. 17 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций” от
01.03.1999 № 40-ФЗ.
[16] Ст. 20 ФЗ “О банках и банковской деятельности” от 02.12.1990 № 395-1 в
ред. ФЗ от 08.07.1999 №136-ФЗ.
[17] Ст. 32 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций” от
01.03.1999 № 40-ФЗ.
[18] Постатейный комментарий к Федеральному закону “О несостоятельности
(банкротстве) кредитных организаций”. Трофимов К.Т. / - М., 2000, стр. 73.
[19] Ст. 33 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций” от
01.03.1999 № 40-ФЗ.