Рефераты

Проблемы и перспективы кредитования в Казахстане

 На 180 календарный день со дня вынесения суммы основного долга на счет просроченных кредитов, кредитный офицер передает в бухгалтерию бэк-офиса распоряжение о списании просроченной или блокированной задолженности по кредиту на внебалансовый счет 7130 за счет сформированных провизии (резервов).

 На этапе использования кредита осуществляется контроль за кредитными операциями: соблюдение лимита кредитования (кредитной линии), целевым использованием кредита, уплатой ссудного процента, полнотой и своевременностью возврата ссуд. На данном этапе не прекращается работа по оперативному и традиционному анализу кредитоспособности и финансовых результатов работы клиента, при необходимости проводятся встречи, переговоры с клиентом, уточняются условия кредитования.

 Таким образом, четкая организация кредитного процесса с соответствующим документооборотом позволяет снизить риски банка, связанные с возможностью невозврата кредита.


2.3 Осуществление мониторинга за текущими кредитами и работа с просроченной задолженностью


Мониторинг кредита - это повседневная работа по наблюдению за погашением кредитов с момента их выдачи и до полно погашения основного долга и вознаграждения путем проведения постоянного анализа деятельности заемщика, контроля за соблюдением всех требований заключенных договоров (договора займа и договора залога) и принятия адекватных мер воздействия на заемщика, в случае ухудшения качества кредита.

 Мониторинг по текущим (выданным) кредитам необходим для выявления на ранней стадии возможных проблем и затруднений с погашением кредитов, оперативного и своевременного их решения, а по ухудшающимся кредитам - для быстрого реагирования (пересмотра условия сделки, реализации залога, ликвидации активов и другие) и предотвращения или уменьшения возможных потерь, связанных с невозвратом долга.

 Мониторинг по выданным кредитам включает в себя ряд определенных действий:

 1. постоянное наблюдение за деятельностью заемщика в свете общей экономической ситуации и возможного изменения конъюнктуры рынка и национального законодательства;

 2. систематическое посещение заемщика, беседа с его руководителями и специалистами;

 3. анализ хозяйственной и финансовой деятельности заемщика, проверка предмета залога (наличие, качество, состояние и хранение залогового имущества) и целевого использования кредита;

 4. сбор наиболее важной финансовой информации (оборот - выручка от реализации за последние месяцы, обороты по расчетному и валютному счетам за последние месяцы, общая сумма дебиторской и кредиторской задолженности на момент анализа и так далее);

 5. определение возникших просчетов, ошибок и проблем у заемщика;

 6. нахождение путей выхода из этих проблем;

 В ходе мониторинга пользуются следующими источниками:

 1. информацией, имеющейся в кредитном досье;

 2. информацией, имеющейся у самого заемщика;

 3. информацией, имеющейся у партнеров заемщика (поставщики, покупатели, банки, финансовые органы и другие) в рамках действующего законодательства.

 Основными методами осуществления мониторинга являются:

 1. прямой - телефонная беседа и непосредственный визит к заемщику;

 2. опосредованный - получение информации о финансовом и хозяйственном состоянии от третьих лиц (партнеров по бизнесу, конкурентов, сотрудников, знакомых клиента, соответствующих служб Банка).

 По полноте получаемой информации осуществление мониторинга подразделяются на два вида:

 1. поверхностный - проводится по тем заемщикам, у которых нет оснований считать кредит ухудшающимся или проблемным;

 2. глубокий мониторинг - проводится в зависимости от суммы и срока кредита, либо при возникновении сложной ситуации в результате просчетов или осознанных нарушений, допущенных заемщиками, не дающих возможности вовремя погасить кредит.

 По частоте проведения мониторинг может быть:

 1. ежемесячно по всем заемщикам;

 2.неотложным (экстренным) - проводится при резком изменении конъюнктуры на рынке заемщика, при принятии неожиданных административных решений органами республиканского и местного управления (решение о девальвации тенге, пересмотр налоговых и таможенных ставок, изменение в законодательстве и так далее), а также при наступлении форс - мажорных обстоятельств.

 В ходе осуществления мониторинга действующих кредитов необходимо проводить жесткую политику, нацеленную на своевременный возврат кредита и уплату вознаграждения по нему. Мониторинг должен охватывать все средства в рамках соблюдения нормативных актов и законодательства РК, которые могут быть использованы для обеспечения возврата кредита.

 Кредитный офицер несет полную ответственность за надлежащий мониторинг по действующим кредитам, своевременно выявление проблем и принятие необходимых мер по их решению в зависимости от степени риска и конкретной ситуации, которая может возникнуть у заемщика после выдачи кредита.

 Отправной точкой для осуществления мониторинга по текущим кредитам должен быть график платежей конкретного заемщика (копия которого передается для контроля за платежом менеджеру счета). На основании графика кредитный офицер и менеджер счета осуществляют наблюдение за погашением задолженности (основного долга, вознаграждения).

 Основные действия по осуществлению мониторинга:

 1. предупреждение клиента: при наличии телефонной связи с заемщиком за 2-3 дня до наступления срока платежа. При этом параллельно решается задача лишить заемщика возможности сослаться на забывчивость. При отсутствии телефонной связи - письменно за 5-6 дней до наступления срока;

 2. отслеживание и контроль платежа: до наступления срока очередного платежа проверить наличие денежных средств на счетах заемщика; в случае их отсутствия выяснить причины и как они отразятся на осуществлении платежа;

 3. посещение клиента: в зависимости от обстоятельств или отношения заемщика к погашению кредита необходимо нанести визит к нему для проведения планового мониторинга. При этом нельзя упускать любой возможности навестить клиента, если он находится рядом или легко доступен. Частота посещения заемщика зависит от степени риска, суммы и срока кредита.

 Задача кредитного офицера во время посещения заемщика зависит от вида осуществляемого мониторинга.

 Поверхностный ежемесячный мониторинг, как правило, должен осуществляться по всем заемщикам. Цель поверхностного мониторинга — не допустить образования платежей, выявляя их симптомы на ранней стадии. При этом методе мониторинга необходимо установить контроль за ходом реализации проекта заемщика (контроль за своевременной поставкой сырья и материалов, монтажом и запуском оборудования, началом производства, выпуском и сбытом продукции и так далее), сравнивая планы и фактическое исполнение.

 Результаты поверхностного мониторинга должны отражаться в ежемесячном отчете кредитного офицера по мониторингу за выданным кредитом и рассматриваться руководителем (по кредитам, выданным и сопровождающимся в Головном Офисе - директором Департамента кредитования). О результатах анализа и наблюдения в случае необходимости должен быть уведомлен заемщик для принятия своевременных мер по устранению выявленных недостатков.

 В случае выявления в ходе ежемесячного мониторинга негативных изменений необходимо перейти к более глубокому мониторингу.

 Глубокий мониторинг рекомендуется периодически проводить по наиболее крупным суммам и длительным срокам выданного кредита, а при возникновении "тревожных сигналов" и других факторов и обстоятельств, влияющих, либо могущих повлиять на деятельность заемщика и на его способность вовремя погасить кредит и вознаграждение, необходимо независимо от суммы и срока кредита незамедлительно осуществить глубокий мониторинг.

 К "тревожным сигналам" относятся:

 1. происшествия, которые нарушают ход производственного процесса (пожар и так далее);

 2. потеря важнейших клиентов (поставщика, покупателя);

 3. задержка очередных платежей свыше 10-ти дней или более одного раза

 4. смена юридического или фактического адреса (физического или юридического лица);

 5. труднообъяснимые действия и/или высказывания руководства компании (физического лица), сигнализирующие о их негативном отношении к возврату кредита, в том числе уклонение от личных встреч, телефонных переговоров, оставление без ответа направленных писем, систематическое направление извинений о временных финансовых трудностях, неуплата налогов, таможенных платежей, попытка скрыть эти факты от банка;

 6. создание препятствий при проверке залогового обеспечения, бухгалтерской отчетности и других данных;

 7. заключение нелогичных с экономической точки зрения и практически невыполнимых договоров;

 8. смена состава руководства (первых руководителей, главного бухгалтера и так далее), смена в составе учредителей, значительное сокращение численности работников, наличие конфликтных ситуаций и так далее;

 9. резкое изменение профиля деятельности предприятия;

 10. распродажа или выбытие недвижимости и другого имущества;

 11. разрыв или непродление договоров аренды помещений;

 12. изменения в структуре расходов, связанные, например, с повышением расходов на сырье и материалы, заработную плату и так далее;

 13. изменение ранее планировавшихся условий платежа (например, клиент работает по бартеру);

 14. серьезное ухудшение состояния здоровья лиц, оказывающих значительное влияние на деятельность заемщика или членов их семьи;

 15. выезд руководства или членов их семьи за границу;

 16. несоразмерная зарплата, приобретение в личное пользование дорогих вещей и недвижимости, в том числе и за границей;

 17. получение любой (официальной или неофициальной) негативной информации о заемщике (например, о связях с преступными группировками, введения в состав учредителей или руководителей криминальных авторитетов и так продолжается);

 18. смена юридического лица;

 19. снижение, либо отсутствие денежных потоков, задержка зарплаты своим работникам, расчетов с бюджетом и другие, которые могут прямо или косвенно повлиять на финансовую самостоятельность заемщика;

 20. другие факторы, которые, по мнению работника Службы безопасности (Управления проблемных кредитов), кредитного офицера или юриста могут негативно повлиять на возврат кредита.

 Результаты проведенного глубокого мониторинга отражаются в отчете.

 В ходе осуществления как ежемесячного, так и глубокого мониторинга одним из основных направлений в работе является обязательная проверка фактического наличия и технического состояния залогового имущества, условий его хранения, сохранность, покупательский спрос, а также конъюнктура рынка с учетом рыночной стоимости и местонахождения залогового имущества.

 В ходе мониторинга должна быть соблюдена такая последовательность действий, чтобы обеспечить проверку важнейших сторон деятельности заемщика, не пропустив те моменты, которые могут оказать значительное влияние на его платежеспособность.

 В первую очередь необходимо сделать общую оценку состояния дел у заемщика и тенденции его возможного развития (или спада), выяснить его будущие намерения и возможности по обслуживанию долга, а также доходность или убыточность его операции.

 Последующие действия при осуществлении глубокого мониторинга должны быть направлены на анализ финансового состояния заемщика за период со дня выдачи кредита и на день проведения мониторинга. При этом для анализа целесообразно использовать оборотно- сальдовые ведомости, которые в обязательном порядке ведутся хозяйствующими субъектами с выведением на каждый день остатков по счетам. Если за анализируемый период выявлены негативные изменения, например, увеличение текущих активов без соответствующего увеличения источников их финансирования, то это обстоятельство может оказать отрицательное влияние на финансовую устойчивость заемщика. Аналогичным образом должны быть определены негативные отклонения и по другим финансовым показателям, которые в наибольшей степени могут сказаться на своевременности погашения кредита.

 После того, как проведенный анализ выявил все негативные отклонения финансовых показателей и связанные с ними просчеты и ошибки, необходимо наметить план действий по их устранению в настоящем и недопущению в будущем - до срока возврата кредита и обсудить их с руководителями и специалистами компании - заемщика.

 Действия, направленные на устранение просчетов и ошибок, приведших к негативным отклонениям в финансовых показателях, могут выглядеть следующим образом:

 1. в части текущих активов - сокращение избыточных запасов ТМЗ, введение системы строго контроля за покупкой сырья и материалов, ускорение взимания дебиторской задолженности и так далее;

 2. в части долгосрочных активов - реализация неиспользуемых, излишних и устаревших машин и оборудования, продажа или передача в аренду производственных и других технологических линий, не приносящих в настоящий момент прибыли и так далее;

 3. в части маркетинга - поиск и расширение доли рынка, новых рентабельных продуктов и услуг с учетом спроса на данный момент;

 4. в части выпуска продукции - сохранение или изменение структуры выпускаемой продукции в зависимости от ее конкурентоспособности, ассортимента и прибыльности и так далее.

 Следует иметь в виду, что не существует какой - то стандартный, универсальный план действий - в каждом случае он зависит от возникших проблем, факторов и "тревожных сигналов" по конкретному заемщику.

 В случае, если результаты мониторинга показали значительные изменения в состоянии дел заемщика, представляющие реальную угрозу к своевременному возврату кредита, кредитный офицер должен:

 1. поставить в известность руководителей филиала или банка;

 2. при необходимости уведомить заинтересованные структурные подразделения (служба безопасности, юридическая и другие службы);

 3. подготовить служебную записку о дальнейших действиях (расторжение договора займа, пролонгация, реструктуризация и так далее);

 4. при принятии банком решения о досрочном возврате заемщиком суммы кредита и вознаграждения по нему в соответствии с условиями договора займа, уведомить заемщика письменно о принятии банком решении.

 Вся проделанная работа с момента выдачи кредита и до его полного погашения отражается систематически кредитным офицером в Листе сопровождения кредита.

 В ходе осуществления мониторинга выданных кредитов кредитному офицеру, юристу и ответственному работнику службы безопасности необходимо помнить, что вся информация, касающаяся заемщика и его предприятия, является строго конфиденциальной.

 В день наступления срока погашения задолженности (основного долга или вознаграждения), согласно договора займа и графика, либо дополнительного соглашения по предоставленной пролонгации, кредитный офицер и менеджер счета, обязаны проверить погашен ли платеж. В случае полного или частичного непогашения очередного платежа решается вопрос об отнесении задолженности на счет просроченных ссуд, выясняются реальные причины, предъявляются требования к заемщику о срочном внесении платежей.

 Не позднее следующего рабочего дня после отнесения задолженности на счет просроченных ссуд кредитным офицером предъявляются платежные требования - поручения ко всем банковским счетам заемщика, гаранта, поручителя (с отметкой банков, принявших платежные требования - поручения) и отправляются уведомления о невыполнении обязательств гаранту, поручителю и заемщику.

 По кредитам, обеспеченным залоговым имуществом, отправляются уведомления заемщику, залогодателю о невыполнении заемщиком обязательств (в соответствии с действующим Порядком учета и регистрации залогового имущества АО "Банк ЦентрКредит") с регистрацией его в органе, зарегистрировавшем залог.

 При отправке уведомлений почтой (заказным письмом) необходимо сохранить документальное подтверждение - квитанцию об отправке, которая подшивается в кредитное досье. При отправке уведомления нарочным -необходима личная подпись адресата (заемщика, залогодателя, гаранта, поручителя) на втором экземпляре уведомления, которое, так же, подшивается в кредитное досье.

 В кратчайшие сроки с выходом к заемщику осуществляется глубокий мониторинг с целью выявления причин не платежей.

 Все просроченные задолженности по кредитам после наступления срока платежа, в принципе, могут возникнуть по двум причинам:

 1. заемщик не может платить - из-за потери неплатежеспособности на момент погашения кредита;

 2. заемщик не хочет платить — из-за преднамеренного нежелания погасить кредит.

 Возникновение неплатежеспособности по кредитам ("не может платить") объясняется либо ошибками, допущенными в ходе анализа кредитной заявки, либо возникновение непредвиденных финансовых событий после выдачи кредита.

 Возникновение нежелания заемщика платить по кредитам ("не хочет платить") на стадии выдачи кредита определить очень трудно и сложно. В случае преднамеренного обмана со стороны заемщика, у него уже с самого начала отсутствовало желание платить. Для избежания таких случаев необходимо помимо экономической и юридической экспертизы документов обратить внимание на личные качества руководителей, их отношение к вопросу получения кредита, высказывания, намеки и разные соображения о своих намерениях вернуть кредит и так далее.

 При возникновении просроченной задолженности кредитному офицеру необходимо сразу же принять немедленные и энергичные действия, направленные на погашение просрочки.

 Конкретные действия при возникновении просрочки зависит от обстоятельств и причин ее образования. При этом надо исходить из того, что каждая просрочка носит индивидуальный характер и решаться она должна индивидуально.

 Тем не менее, существует общий порядок действий:

 1. как только стало ясно, что взнос по кредиту не был оплачен, необходимо посетить заемщика для выяснения обстоятельств и причин, по которым он не произвел платеж (глобальный мониторинг);

 2. если просрочка вызвана объективными обстоятельствами, либо просто забывчивостью заемщика, и нет оснований для изъятия залога, необходимо объяснить заемщику, что надо внести платеж для сохранения имиджа и продолжения сотрудничества с банком. Кроме того, также необходимо получить от заемщика письменное обещание заплатить платеж в конкретный срок (желательно не более 5- ти рабочих дней), по истечении которого, в случае непогашения долга, приступить к процедуре изъятия и реализации залога. Во время первой встречи наиболее удачной тактикой поведения работника банка будет убеждение заемщика в том, что платить рано или поздно придется, поэтому лучше сейчас заплатить, чтобы не потерять доверие банка и иметь возможность дальше пользоваться кредитными ресурсами;

 3. если просрочка вызвана определенным поведением заемщика, который сознательно идет на невозврат кредита в связи с неблагоприятными обстоятельствами или согласно с заранее разработанным планом, необходимо напомнить заемщику, что при получении кредита, им был подписан договор займа с графиком платежей и его радужные обещания погасить долг в срок, кредитному офицеру необходимо вести себя довольно строго, не идти ни на какие компромиссы и строить свою тактику поведения по следующей схеме: сперва - выяснив причину просрочки, убедительно доказать заемщику его неправоту, затем - показать возможность развития ситуации, если он не погасит долг;

 4. если просрочка вызвана осознанным нежеланием заемщика платить, и он явно уклоняется от встречи или создает препятствие для посещения, то кредитному офицеру необходимо поставить в известность о возникших проблемах Службу безопасности филиала (по кредитам Головного Офиса - Службу безопасности Головного Офиса, Управление проблемных кредитов). Совместно с работниками данных служб изучить причины неадекватного поведения заемщика, рассмотреть вопрос о досрочном возврате кредита (при необходимости - с привлечением правоохранительных органов) с расторжением договора займа.

 Если вновь образовавшаяся просроченная задолженность внутри текущего месяца не погасилась, несмотря на принятые оперативные меры, и осталась непогашенной по состоянию на 1 число, кредитный офицер филиала должен:

 1. предоставить в Департамент кредитования, своему куратору объяснительное письмо за свой подписью и подписью Директора филиала с отражением информации о выдаче кредита, причинах, способствовавших созданию проблемного кредита на стадии его выдачи и в последующем - в ходе обслуживания долга, обо всех проведенных мероприятиях по его мониторингу и планируемые филиалом мероприятия по взысканию ссудной задолженности;

 2. до полного погашения просроченной задолженности по состоянию на каждое первое число месяца представлять в Департамент кредитования информацию о выполнении плана мероприятий или о причинах невыполнения. При отсутствии каких-либо положительных сдвигов в проведенной работе по взысканию просрочки с конкретного заемщика (не восстановлена его платежеспособность или не хочет платить), необходимо:

 1. произвести переговоры с заемщиком о подписании мирового соглашения о добровольной реализации залогового имущества с одновременным погашением просрочки (с обязательным документированием результатов переговоров по физическим лицам у нотариуса);

 2. при не достижении обоюдного согласия, при содействии специалистов по проблемным кредитам и юридической службы провести работу по внесудебной реализации залогового имущества на основании действующего законодательства и внутренних нормативных документов по данному вопросу;

 3. при невозможности (по каким -либо объективным причинам погашения долга путем вышеизложенных действий, необходимо в установленном порядке провести работу по погашению просроченной задолженности в судебном порядке (претензии, иск и так продолжается);

 4. по кредитам, обеспеченным гарантиями, предъявлять требования к гарантам;

 5. по физическим лицам обратиться в суд за вынесением приказа (в случае, если договор займа заверен нотариально);

 6. по кредитам, обеспеченным поручительствами, предъявит! требования к поручителям.

 По заемщику ЗАО "Актау- Трейд" в течение всего периода кредитования проводился ежемесячный мониторинг, обусловленный крупной суммой кредита.

 Полученные денежные кредитные ресурсы использовались по назначению. Реализация кредитуемого проекта проходила согласно ожидаемым результатам. Выплата ежемесячного вознаграждения по кредиту осуществлялась согласно графику.

 Сумма основного долга и вознаграждения за последний месяц кредитования была досрочно погашена за 2 недели до наступления срока погашения.

 ЗАО "Актау - Трейд", являясь неоднократным клиентом - заемщиком АО "Банк ЦентрКредит", показал себя с положительной стороны, установил доверительные кредитные отношения с вышеуказанным банком и в будущем при получении очередного кредита может претендовать на более низкую ставку вознаграждения.


2.4 Кредитный рынок Республики Казахстан: анализ состояния и развития


Кредитные операции коммерческих банков составляют преобладающую часть банковских активов и приносят банкам максимальную прибыль.

 Однако с этим видом операций связано и большинство рисков. Проанализируем состояние и развитие кредитного рынка Казахстана за период 2004-2007 годы.


Таблица 2.3

   Наименование 2004 2005 2006 2007

мдлр. тенге изм. в % млрд. тенге изм. в %  млрд.

тенге

 изм. в %  млрд.

тенге

 изм. в %   Всего кредитов на конец периода 93,4 130,3 148,8 159,3 276,2 185,6 489,8 177,3   В- тенге 53,1 127,8 68,5 129,0 135,3 197,5 141,3 104,4   В СКВ 40,3 133,9 80,3 199,3 140,9 175,5 348,5 247,3   Краткосрочные 57,9 113,1 75,4 130,2 143,2 189,9 241,1 168,4   Средне и долгосрочные 35,5 173,3 73,4 206,8 133,0 181,2 248,7 187,0

По данным Национального Банка Республики Казахстан, на конец марта 2007 года объем кредитов банков экономике составил 588,7 млрд. тенге, увеличившись с начала года на 20,2 %.

 Улучшение экономической ситуации оказывает позитивное влияние на функционирование кредитного рынка в Казахстане.

 Рост ресурсной базы банков за счет основного источника - депозитов -позволил банкам увеличить объемы операций по кредитованию реального сектора экономики.

 В диаграмме 2.1 представлена динамика средне- долгосрочных кредитов по объектам кредитования за период 2004-2007 годы. Анализ данной диаграммы наглядно свидетельствует о том, на какие цели используются банковские кредиты. При этом наибольшее количество кредитов используется на пополнение оборотных средств предприятий. Динамика за анализируемый период свидетельствует о серьезных переменах в объектах кредитования.

 Значительно возрос объем кредитов, направляемых на потребительские цели граждан, а также вложения в ценные бумаги. При этом на отдельные цели (основные фонды и строительства жилья) динамика роста кредитов равномерна, по иным наблюдается снижение объема кредитов в 2007 году по сравнению с 2005 годом.


Диаграмма 2.1

 


На диаграмме 2.2 представлена динамика кредитов по объектам кредитования за 2004-2007 годы. Сравнивая ее данные с диаграммой 2.1, можно сделать вывод о значительном увеличении объемов средне- и долгосрочных кредитов по сравнению с краткосрочными. Это положительный фактор.

Увеличение ресурсной базы коммерческих банков способствует росту объема кредитов экономике, а удлинение их сроков свидетельствует об увеличении объемов инвестиций, направляемых на производственные цели.

 Диаграмма 2.2

 


Следующим этапом будет анализ структуры кредитов по отраслям экономики. На диаграмме 2.3 представлена структура краткосрочных кредитов по отраслям экономики в 2007 году. Отрасли промышленности и торговли находятся практически на одном уровне (34 % и 35 % соответственно), сельское хозяйство уступает, составляя всего 10%. На диаграмме 2.4 представлена динамика краткосрочных кредитов за аналогичный периодвремени с 2004 по 2007 годы. При этом мы наблюдаем резкий скачок объемов кредитов в 2007 году, особенно по отраслям промышленности, торговли, сельского хозяйства и связи. Это связано с благоприятной экономической ситуацией в стране и грамотной политикой кредитных институтов.

В 2004 году объем кредитов коммерческих банков экономике увеличился на 59,2 % (без учета курсовой разницы - рост на 25,4%) и достиг 148,7 млрд. тенге. В течение года в структуре кредитов значительно выросла доля кредитов в иностранной валюте. Это обусловлено действиями банков по минимизации валютного риска. Банками активно практиковалась выдача кредитов либо в иностранной валюте, либо в национальной валюте с обязательной привязкой к валютному эквиваленту. И хотя стабилизация обменного курса во второй половине года способствовала возобновлению кредитования банками реального сектора в национальной валюте, к концу года доля кредитов в иностранной валюте сохранилась очень высокой.

Удельный вес кредитов в иностранной валюте в общем объеме кредитов экономике с начала года увеличился с 43,2% до 54%.

Кредиты в национальной валюте составили 68,4 млрд. тенге и увеличились на 20,6%.

Положительным является факт, что в течение 2004 года доля средне- и долгосрочных кредитов в общем объеме значительно возросла с 38% до 49,4%. Увеличение сроков предоставляемых кредитов позволит обеспечить финансирование производственных отраслей и проектов, требующих долгосрочного инвестирования. Объем средне- и долгосрочных кредитов банков возрос более чем в два раза и составил 73,4 млрд. тенге.

Грамотный и квалифицированный подход банков к выбору кредитных проектов и жесткие требования Национального банка к банкам по соблюдению качества ссудного портфеля позволили снизить к концу 2004 года общую долю просроченных долгов. Удельный вес кредитов, не возвращенных в срок заемщиками, в общем объеме кредитов экономике снизился с 8% до 6,4%.

В течение 2004 года банками субъектам малого предпринимательства было выдано новых кредитов на сумму 72,6 млрд. тенге, что на 36,7% превышает объем кредитов, предоставленных в 2002 году. При этом на фоне существенного увеличения общего объема кредитов экономике удельный вес кредитов малому предпринимательству изменился незначительно (с 26% до 26,8%).

Произошла переориентация банков на средне- и долгосрочные инвестиции при кредитовании субъектов малого бизнеса. Удельный вес средне и долгосрочных кредитов малому предпринимательству в общем объеме кредитов малому бизнесу увеличился с 27,4% до 48,8%. Удлинение сроков кредитов является положительным моментом, поскольку именно среднесрочные и долгосрочные ресурсы используются в качестве инвестиционного капитала и способствуют решению производственных проблем.

Развитие банковского сектора в 2005 году происходило в условиях, отличных от 2004 года. Прежде всего, необходимо отметить стабильность курса национальной валюты, а также снижение доходности финансовых инструментов. Кроме того, значительное влияние на изменение структуры баланса и доходности банков существенное влияние оказало внедрение системы обязательного коллективного гарантирования вкладов физических лиц.

За 2005 год размер совокупных активов банков вырос на 187,1 млрд. тенге, составив на 1.01.05 года 528,2 млрд. тенге, увеличившись за год на 48,1%. При этом доля активов, деноминированных в иностранной валюте, снизилась с 52,8% (180,1 млрд. тенге) до 48,4% (255,4 млрд. тенге), что обусловлено снижением темпов девальвации тенге.

В 2005 году объем кредитов банков второго уровня экономике Республики Казахстан составил 276,2 млрд. тенге, превысив объем кредитов в 2004 году на 127,4 млрд. тенге, или на 85 %. Из них в национальной валюте выдано кредитов на сумму 135,3 млрд. тенге, что почти в 2 раза (на 97,5%) превышает показатель 2004 года. Кредиты, выданные в валюте, составили в 2005 году 140,9 млрд. тенге - это на 75,7 % больше показателя прошлого года. Положительным является момент, что прирост кредитов, выданных в тенге, развивается опережающими темпами по сравнению с кредитами, выданными в валюте (97,5% и 75,7% соответственно).

Также в 2005 году продолжается работа коммерческих банков по поддержке малого бизнеса. Субъектам малого предпринимательства выдано кредитов на общую сумму 74 222 млн. тенге. Это превышает соответствующий показатель 2004 года более, чем в два раза21.

В 2007 году кредитный рынок Казахстана также динамично развивается. Сохраняется тенденция устойчивого роста объемов выданных кредитов экономике республики.

Неуклонный рост ресурсной базы банков способствует быстрому увеличению их активов. В настоящее время активы банковской системы достигли 817,8 млрд. тенге (5,37 млрд. долларов США).

Банки достаточно активно кредитуют реальный сектор экономики. В настоящее время более 60 % активов банков направлено на кредитование экономики, тогда как год назад данный показатель не превышал 53 %. Учитывая высокую ликвидность банковской деятельности, данный факт следует оценивать положительно. В универсальных банках развитых стран кредитный портфель в структуре активов также занимает 60-65%.

Качество активов и кредитного портфеля банков также не вызывает опасений. В последние годы в совокупном кредитном портфеле банков доля безнадежных кредитов не превышает 2-2,5%, тогда как доля стандартных кредитов составляет около 70 %. Сохранение таких показателей во многом связано с грамотной работой самих банков на фоне жестких требований Национального банка к качеству кредитного портфеля.

В 2007 году произошли качественные изменения в банковском секторе. На 1 марта 2007 года в Казахстане действовало 32 банка. За три месяца суммарный объем собственного капитала банков с начала года увеличился на 18,4 % до 147,4 млрд. тенге (около 954 млн. долларов). Депозиты резидентов в банках выросли на 19,2% и достигли 530,4 млрд. тенге (более 3,4 млрд. долларов). Объем вкладов населения (с учетом нерезидентов) вырос на 25,4% до 233,3 млрд. тенге. Значительный рост ресурсной базы банков способствовал быстрому росту объемов кредитов, выданных реальному сектору экономики.

Положительные тенденции наблюдаются и в структуре кредитного портфеля. Удельный вес среднесрочных и долгосрочных кредитов увеличился с 50,8% до 56,6%, удельный вес кредитов в национальной валюте вырос с 28,8% до 33,2 %. При этом, кредиты малому предпринимательству увеличились на 20,1% и составили 24,9% от общего объема кредитов экономике.

Таким образом, на данном этапе финансовый сектор находится на качественно новом уровне своего развития, что было отмечено присвоением Казахстану рейтинга инвестиционного уровня: международное рейтинговое агентство "Модис инвесторе Сервис" 19 сентября 2007г. повысило кредитный рейтинг Казахстана по облигациям в иностранной валюте до уровня "ВааЗ".

Сохраняющиеся позитивные тенденции позволяют нам утверждать о том, что уже в ближайшие годы казахстанская банковская система с этапа активного реформирования и перехода к международным стандартам может перейти к новому этапу устойчивого развития и совершенствования международных стандартов.


III. Современные проблемы и перспективы кредитования в Казахстане


3.1 Структура кредитной системы Республики Казахстан


Дальнейшее устойчивое развитие экономики республики Казахстан во многом будет определяться наличием кредитных ресурсов в банках второго уровня, что в свою очередь объясняется особенностями структуры кредитной системы Казахстана на современном этапе развития, где банки фактически являются монополистами на рынке кредитных услуг (см. таб. 3.1). Несмотря на перспективы опережающего развития других элементов кредитной системы (и снижения тем самым удельного веса банков второго уровня), роль и значение банковской системы трудно переоценить.


Таблица 3.1


Объемы активов в:

Млрд.тенге Млн .тенге % к общему объему   Банки второго уровня 595 440 4 048,68 56,2   Пенсионные фонды 149 916,75 1 019,35 14,1   Страховые компании 8382 56,99 0,8   Кредитные товарищества 381,9 2,6 0,03   Ломбарды 881,6 5,99 0,08   Капитализация рынка акций (за исключением государственных финансов) 232 232,6 1 596,1 22,2   Другие организации 70 893,1 482,03 6,6   итого 973 857,5 7211,7 100

В настоящее время порядка 60% активов коммерческих банков в Республике Казахстан составляют кредиты небанковским юридическим лицам, находясь по этому показателю на одном уровне с банковскими системами США и Японии. Однако по отношению объема кредитов в ВВП, Казахстан отстает от вышеуказанных стран в несколько раз. По нашему мнению, Казахстану, учитывая современные особенности финансовой системы (высокий удельный вес банковской системы с одной стороны, и маломощность самой банковской системы с другой стороны, отстающей по размеру собственного капитала (порядка 4% ВВП) минимум в полтора раза от необходимого уровня (6-7% ВВП)), для устойчивого экономического развития необходимо довести удельный вес кредитов в активах до порядка 80%. Сейчас, по нашим оценкам, банки второго уровня могут довести этот показатель до более чем 83%. Однако особенности ресурсной базы коммерческих банков, а также отсутствие качественных проектов не позволяют быстро и качественно решить этот вопрос.

 Характеризуя современное состояние ресурсной базы банков второго уровня Республики Казахстан, можно констатировать тот факт, что банках скопились так называемые "короткие деньги" (до года), а реальному сектору экономики требуются кредиты на 2-3 и более лет.

 Таким образом, перспективы долгосрочного кредитования реального сектора экономики, по нашему мнению, напрямую зависят от наличия долгосрочных кредитных ресурсов коммерческих банков. Поэтому, несмотря на довольно стабильное увеличение удельного веса среднесрочных и долгосрочных кредитов, можно сделать вывод, что ресурсная база банков второго уровня еще недостаточно адекватна запросам реального сектора экономики. В свою очередь, наличие "длинных денег" необязательно предполагает долгосрочное кредитование, а тем более реального сектора экономики. Таким образом, решение проблемы инвестирования ресурсов коммерческих банков в реальный сектор экономики республики Казахстан состоит, по нашему мнению, из двух этапов. Это, во-первых, решение проблемы сбалансированности ресурсной базы банков второго уровня соответственно потребностям реального производства и, во-вторых, собственно стимулирование долгосрочного кредитования экономики.24

 Говоря сегодня по поводу кредитования в Казахстане, нельзя не отметить ряд проблем, с которыми сталкиваются коммерческие банки в своей деятельности.

 Одной из проблем является проблема долгосрочного кредитования. В настоящее время кредитование приобрело в основном краткосрочный характер. Данные свидетельствуют, что удельный вес краткосрочных кредитов на сегодняшний день составляет более чем 50% всех кредитных вложений по республике. Это говорит о маломощности кредитных ресурсов банков. В коммерческих банках скопились так называемые "короткие деньги" (до года), в то время когда реальному сектору экономики требуются кредиты на 2-3 и более лет.

 Коммерческие банки вынуждены обеспечивать себе прибыль, и размещают средства главным образом в пределах коротких сроков. Причем небольшую долю краткосрочных кредитов занимают кредиты, направленные в торговый сектор - более чем треть от всех кредитных вложений, а в промышленный сектор - четверть. Данная ситуация объясняется тем, что оборачиваемость и прибыльность торговых операций значительно выше, чем в производственной сфере. Кроме того, процент, выплачиваемый за пользование кредитом, зачастую оказывается непосильной ношей для товаропроизводителей. Слишком большой банковский процент не поддается ни включению в себестоимость продукции, ни выплате из прибыли из- за незначительной рентабельности операций в производственной сфере. Поэтому выплачивать такой процент за кредиты могут в основном лишь торговые и посреднические фирмы. А с точки зрения стабилизации рынка, снижения инфляции и укрепления тенге наиболее предпочтительным и результативным было бы вложение кредитных средств именно в сферу производства.

 Следующей проблемой является зависимость между валютной структурой выдаваемых кредитов коммерческими банками РК и ценами на нефть. При снижении цены на нефть происходит повышение удельного веса кредитов в иностранной валюте. Эта зависимость стала практически зеркальной после изменения в сентябре 2007 года правил кредитов. Суть изменения заключается в том, что теперь кредиты выдаваемые в тенге, но с привязкой к курсу доллара, учитываются как кредиты в иностранной валюте. Что объясняется высокой зависимостью развития нашей экономики от конъюнктуры на мировых рынка сырьевых товаров, высоким уровнем долларизации и концентрацией банковских кредитов в отдельных отраслях промышленности и к тому же в рамках ограниченного числа предприятий.

 Большой проблемой сегодня является задержка возврата ссуд клиентами банка, а то и вовсе не возврат. К сожалению, не возврат кредита сегодня стал частым явлением.

 Нельзя не указать такой недостаток в отечественной банковской практике как экономическое несовершенство кредитных договоров. Кредитные договора не содержат действенных мер по предотвращению просрочки платежа по основному долгу и процента за кредит, а в правовом отношении кредитные договора зачастую не позволяют обеспечить возврат выданных ссуд. Даже при обращении в суд исполнить договор оказывается нелегко, поскольку либо невозможно разыскать заемщика, с которым заключен договор, либо отсутствуют реальные источники погашения основного долга и причитающихся процентов. Многие кредитные договора юридически плохо составлены, иногда их не подписывают не уполномоченные лица. На западе, например, кредитный договор является самым важным документом, регулирующим права и обязанности сторон.

 Следующая проблема - это несовершенство залогового механизма, используемого в республике, например, использование недвижимости в качестве залога. Согласно договорам залога, удовлетворение требований кредитора производится из стоимости заложенного имущества. В случае если сумма, полученная от реализации залога, недостаточна для покрытия задолженности перед банком, которая к этому времени включает в себя кроме основного долга и процентов, еще и пени и расходы по взысканию, то банк имеет право получить недостающую сумму из прочего имущества заемщика. Однако гражданско - процессуальным законодательством РК предусмотрена следующая очередность взыскания. В первую очередь к имуществу банкрота "приступает" арбитражный суд, тем самым, покрывая свои расходы на ведение процесса банкротства, во вторую следует "социальная сфера": выплачиваются алименты, пособия по инвалидности, остатки заработной платы работников так далее. После этого право на взыскание получает бюджет: уплачивается задолженность по общереспубликанским и местным налогам и налоговым платежам и только после этого очередь доходит до банков - кредиторов: сначала тем, кто давал ссуды под залог, а потом - остальным. Но зачастую бывает, что к этому времени у банкрота уже не остается ничего из имущества. Иначе говоря, банки остаются ни с чем. Все вышеуказанное противоречит одному из основных принципов залогового права — преимущественному удовлетворению залоговых требований перед требованиями других кредиторов.

 Следует также указать на недостаток современных инструментов управления рисками.

 Для дальнейшего устойчивого развития банковской системы Казахстана необходимо принятие конкретных мер по решению вышеперечисленных проблем.

 Решение проблемы инвестирования ресурсов коммерческих банков в реальный сектор экономики Республики Казахстан состоит, по нашему мнению, из двух этапов. Это, во-первых, решение проблемы сбалансированности ресурсной базы банков второго уровня соответственно потребностям реального производства и, во вторых, собственно стимулирование долгосрочного кредитования экономики.

 Дальнейшее увеличение ресурсной базы коммерческих банков в настоящее время имеет два основных источника: это депозиты юридических и физических лиц, а также активы пенсионных фондов. Можно выделить следующие направления мероприятий по сбалансированности ресурсной базы коммерческих банков. Во-первых, необходим комплекс мер по дальнейшему увеличению объема и удельного веса срочных депозитов, а именно депозитов с более длительными сроками обращения. Во-вторых, необходим комплекс мер по борьбе с "долларизацией" депозитов.

 В связи с этим мы считаем необходимым предложить следующий комплекс мер:

 • Установление более высокой суммы полной компенсации по срочным вкладам в случае банкротства банка со стороны Фонда гарантирования вкладов физических лиц при вложении на депозит сроком свыше 1,5 лет сумму полной компенсации увеличить до 400 тысяч тенге, а при вложении на депозит сроком свыше 2 лет установить 100-процентное страхование срочных депозитов фондом;

 • При вложении на депозит (с определенными процентами вознаграждения) в национальной валюте на срок свыше 1,5 лет установить страховку в случае резкого изменения валютного курса на 75%, а при вложении на депозит сроком свыше 2 лет установить 100-процентное страхование со стороны Фонда;

 • Установить более высокую ставку резервирования по счетам в иностранной валюте, чем по счетам в национальной валюте.

 Для стимулирования депозитов юридических лиц, кроме мер со стороны коммерческих банков, считаем целесообразным принятие следующих мер со стороны государственных органов:

 • Снизить налоговые ставки для юридических лиц по процентам срочных депозитов (они должны быть ниже, чем по депозитам до востребования) сейчас юридические лица уплачивают 15% с дохода по процентам от депозитов. Необходимо снизить налог по срочным депозитам со сроком более 1 года до 10% и до 5% свыше 1,5 лет;

 • Необходимо увеличить срок депозитов накопительных пенсионных фондов. В настоящее время НПФ разрешено вкладывать средства на депозиты в банки второго уровня сроком до 3 месяцев. По нашему мнению, необходимо им разрешить вкладывать на депозиты на более длительные сроки (1 год и более).

 Рассматривая вопросы по стимулированию собственно долгосрочного кредитования, считаем целесообразным принятие следующего комплекса мер:

 • Введение дифференцированных ставок по налогу на прибыль финансовых учреждений от краткосрочного и долгосрочного кредитования. Налоговые ставки на доход финансовых учреждений, полученный от долгосрочного кредитования, должен быть меньше, чем от среднесрочного и долгосрочного кредитования. В частности, предлагаем внести поправки в налоговый кодекс о снижении ставки налога с 30 % до 25% на доходы от кредитования сроком 2 года и более и до 20% со сроком 5 лет и более;

 • Развитие системы гарантий со стороны государства (возможно, через Банк Развития Казахстана и (или) под залог природных ресурсов. Речь идет о готовых к разработке месторождениях под приобретенные проекты в реальном секторе экономики );

 • Изменения правил истребования долга по банковским кредитам, а именно, необходимы изменения правил работы с залогом, исключение заложенного имущества из конкурсной массы при банкротстве предприятия- заемщика. При обычном неисполнении обязательств, когда речь не идет о банкротстве, возможно не всегда требуется проведение открытых торгов, желание банка обратить предмет залога в свою собственность, не должно быть законодательно ограничено.

 Казахстан предпринял меры по развитию микрокредитования, в том числе многоуровневого, суть которого состоит в максимальном учете финансовыми организациями (банками, кредитными товариществами, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций) интересов, платежеспособности и уровня менеджмента заемщиков. К примеру, люди с малым достатком должны иметь возможность получить пусть даже небольшие деньги, на которые можно начать свое дело: купить оборудование, открыть мастерские.

 В Алматы функционирует около трети субъектов малого бизнеса. Здесь действует несколько небанковских организаций, занимающихся микрокредитованием: ЗАО "Фонд развития малого предпринимательства", Общественный фонд "Неправительственная организация "Микрокредит", Общественный фонд "Казахстанский фонд содействия предпринимателям", Объединение юридических лиц "Ассоциация обществ "Баспана"", Общественный фонд Казахстанский фонд кредитования Общин".

 Объемы кредитов, предоставленных указанными организациями:, на развитие малого предпринимательства на начало 2007 года, в сравнении с предыдущим годом увеличился на 19%. Удельный вес кредитов физическим лицам возрос с 0,7% на начало 2007 года до 3,3% на начало 2007 года. На 1 апреля этот показатель составил 4,4%.

 Нынешние макроэкономические условия, состояние сектора финансовых услуг страны, неоднородность предпринимательского класса требует нового подхода к решению важных стратегических программ нашего государства в этом направлении. Главной причиной экономических неудач на постсоветском пространстве, согласно опубликованному Всемирным банком докладу, называется неразвитость малого бизнеса. Показатель развития малого предпринимательства в Казахстане существенно меньше показателей в развитых странах и на 15% ниже уровня РФ. Например, в Польше за последние 10 лет объем производства вырос в полтора раза за счет развития малого бизнеса, половина рабочей силы страны занята в малых предприятиях. Своевременно возвращается только 94% кредитов, предоставленных на развитие малого бизнеса. По некоторым небанковским организациям ссудная задолженность с просроченными сроками возврата составляет более половины от общей суммы. Кредиты большей частью выдаются без материального обеспечения.

 3.2 Основные направления кредитной системы РК


В основных направлениях денежно- кредитной политики на 2007-2008 годы предусматривается продолжение работы по совершенствованию норм банковского законодательства, лицензирования и регулирования микрокредитных организаций. Подготовлен проект Закона Республики Казахстан о микрокредитных организациях, который определяет основные вопросы осуществления микрокредитования как вида предпринимательской деятельности, особенности правого положения, создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, коммерческих и некоммерческих микрокредитных организаций.

 Предусматривается, что минимальный размер уставного капитала создаваемой микрокредитной организации должен быть не менее одной тысячи месячных расчетных показателей и полностью оплачиваться в национальной валюте Республики Казахстан к моменту ее государственной регистрации.

 Порядок и условия предоставления микрокредитов, за исключением максимального размера и срока погашения, устанавливаются внутренними правилами об общих условиях предоставления микрокредитов и договором микрокредитования.

 В перспективе осуществление надзора и контроля за субъектами малого предпринимательства предполагается максимально упростить. У предпринимателей появится право выбора кредитоваться через те или иные кредитные организации.

 Несомненно, принятие соответствующего закона, развитие микрокредитных организаций будут способствовать реализации стратегического курса государства на дальнейшую демократизацию общества, достижение устойчивого экономического развития страны.

 Основные направления развития банковского сектора:

 1. обеспечение финансовой устойчивости банковской системы;

 2. стимулирование операций банков с реальным сектором экономики;

 3. расширение состава банковских услуг.

 Обеспечение финансовой устойчивости банковского сектора базируется на проведении реструктуризации банковской системы, укрепления законодательной базы банковской деятельности, а также усиление банковского надзора.

 Приоритетным направлением активных операций банков должны стать различные формы кредитования экономики:

 • проектное финансирование, связанное с развитием передовых технологий;

 • кредитование экспертно- ориентированных и импортозамещающих производств;

 • кредитование сектора домашних хозяйств, включая кредитование жилищного строительства (ипотека) и потребительский кредит;

 • кредитование малого среднего бизнеса.

 Развитие этих направлений способствует повышению платежеспособного спроса населения, обеспечению занятости и в целом положительно скажется на развитии реального сектора экономики.

 Таким образом, два года устойчивого экономического роста и дальнейшее сохранение этих тенденций в будущем предполагают постепенный переход экономики Казахстана в новой фазе своего развития. В этих условиях Национальный Банк, как главный банк страны, определяет приоритеты и направления на предстоящий период, исходя из макроэкономической ситуации и состояния государственных финансов.

 Основные группы проблем, от решения которых зависит устойчивость банковской системы:

 1. реформирование банковской системы на базе долгосрочной и среднесрочной концепции включает: дифференциацию подходов к регулированию банковской деятельности; рекапитализацию банков; совершенствование взаимоотношений между банками -корреспондентами; регулирование деятельности банков в оффшорных зонах; переход на международные стандарты учета и аудита банков; регулирование деятельности филиалов и представительств банков на территории иностранных государств. Необходимо обеспечить условия для перераспределения финансовых потоков в регионы, создания прочной кредитной базы на местах;

 2. Согласование бюджетной и денежно - кредитной политики. Взаимосвязь между фискальной и денежно - кредитной политикой была изучена еще в начале прошлого века последователями Кейнса, которые пришли к выводу: при сравнительно жесткой бюджетной политике кредитно – денежная

 политика (от которой зависит уровень процента) должна оставаться либеральной. В периоды экономических подъемов, когда уровень процента высок и загружены все производственные мощности, должна преобладать денежная политика, в периоды же спадов, которые характеризуются падением производства и занятости, государство должно поддерживать экономику посредством более либеральной бюджетной политики (увеличивая государственные расходы и снижая уровень налогообложения). Таким образом, наилучшей является политика государства, которая стремится к поддержанию достаточно высоких темпов экономического роста и вместе с тем удерживает уровень процента ниже уровня инфляции.

 3. Создание рыночных финансовых инструментов для продажи долгов предприятий позволит существенно сократить дебиторскую и кредиторскую задолженности, разрешить проблемы неплатежей и возобновить кредитование реального сектора экономики. Пока долги предприятий существуют в виде обязательств и хозяйственных договоров, они не являются объектом рыночного оборота;

 4. Модернизация платежной системы. От скорости и надежности платежной системы, включая банковские технологии и инструменты перевода денежных средств, зависит устойчивость на только банковской системы, но и всей банковской клиентуры. Активнее следует развивать систему валовых расчетов в режиме реального времени с использованием электронных документов, позволяющую эффективнее управлять внутри дневной ликвидностью банков, расчетов с использованием корреспондентских счетов ЛОРО и НОСТРО;

 5. Установление внеочередного порядка возврата кредитов. Встаеч проблема, кому давать кредиты, если у многих предприятии

 просроченная задолженность перед контрагентами. Получается, что первоначально необходимо погасить всю просроченную задолженность предприятий, а затем начать кредитовать прирост оборотных средств. Для решения этой проблемы можно установить нулевую очередность платежей, связанную с возвратом целевых ссуд.

 6, Предоставление возможности тратить средства на хозяйственные нужды с расчетного счета предприятий до погашения просроченной задолженности. Это избавит предприятия от необходимости открытия большого числа счетов в разных банках.

 7. Банковский менеджмент. Решать проблемы банковской системы невозможно без создания эффективного банковского менеджмента, развития форм и методов внутреннего регулирования банковской деятельности, укрепления исполнительской дисциплины и ответственности банков за принятые ими обязательства, повышения качества клиентского обслуживания.

 Национальным банком Республики Казахстан разработаны и утверждены "Основные направления денежно - кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан на 2005-2007 годы". В соответствии с этим документом, предполагается разработка денежно -кредитной политики на среднесрочной основе, что, несомненно, является положительным фактором.

 В целях дальнейшего развития банковского сектора предполагается осуществить мероприятия по совершенствованию системы обязательного коллективного гарантирования вкладов физических лиц до востребования, внедрению международных стандартов по страхованию депозитов, совершенствованию мер текущего надзора в соответствии с основными принципами и стандартами Базельского Комитета по банковскому надзор).

 В рамках минимизации рисков в платежной системе Республики Казахстан рассматривается вопрос о введении новой процедуры выдачи дневного займа в межбанковской системе перевода денег на залоговой основе, предполагается ввести более жесткие требования к доступу в платежную систему.

 С целью совершенствования способов и механизмов осуществления платежей и переводов денег Национальный Банк продолжит работу по развитию вексельного обращения в Республике Казахстан и осуществлению переучета первоклассных эмитентов, будет развивать порядок осуществления платежей путем прямого дебетования банковского счета.

 Национальный Банк намерен осуществлять более тесное сотрудничество с Интеграционным Комитетом и с центральными банками государств ЕвроАзЭС в области денежно - кредитной политики, валютного регулирования и контроля, валютного законодательства. Национальный Банк примет активное участие в создании общей платежной системы, совершенствовании платежно - расчетных отношений государств ЕвроАзЭС.


Таблица 3.2 Прогноз основных показателей денежно - кредитной политики на 2005-2008 г.г.



 2005

(оценка)

 2006 2007 2008   Инфляция В среднем за год. % 8.5 5-7 4-6 4-6   Официальная учетная ставка В среднем за год. 10,8 6-8 5-7 5-7   Валовые золотовалютные резервы Млн .долл. США Изменение в % 2559 20,5  2818

10.1

 2848 1,1 2990 5,0   Денежная база Млрд. тенге Изменение в %  169

26,0

  207

22,0

 237 14.8 268 12,9   Денежная масса Млрд. тенге Изменение в % 569 44,2 707 24,2  865

22,4

 1008 16,6   Депозиты резидентом в банковской системе Млрд. тенге Изменение в % 434 544 671 788


49,5 25,2 23,4 17,5   Кредиты банков экономике Млрд. тенге Изменение в %  439

58,8

  571

30,1

 718 25,7 866 20.8   Средневзвешенная ставка вознаграждения по срочным тенговым депозитам физических лиц. %

13 11 9 7,5   Средневзвешенная ставка вознаграждения по срочным тенговым депозитам юридических лиц, %

17,5 16 15 13.5

Заключение


На сегодняшний день в Казахстане функционирует 32 банка второго уровня, из них 16 являются казахстанскими банками.

 Несмотря на снижение количества банков, сохраняется тенденция роста их капитализации. За последние годы совокупность собственного капитала банковского сектора продолжает расти, на первое апреля 2007 года он составил 147,4 млрд. тенге. Банковский сектор остается самым капитализированным на ' постсоветском пространстве - средний уровень капитализации - 20 миллионов долларов США.

 Неуклонный рост ресурсной базы банков способствует быстрому увеличению их активов. В настоящее время активы банковской системы достигли 817,8 млрд. тенге (5,37 млрд. долларов США).'4

 Банки достаточно активно кредитуют реальный сектор экономики. В настоящее время более 60% активов банков направлено на кредитование экономики, тогда как год назад данный показатель не превышал 53%. Учитывая высокую ликвидность банковской системы, данный факт следует оценивать " положительно. В универсальных банках развитых стран кредитный портфель в структуре активов также занимает 60-65%.

 Качество активов и кредитного портфеля банков также не вызывает

 • опасений. В последние годы в совокупном кредитном портфеле банков доля безнадежных кредитов не превышает 2-2,5 %, тогда как доля стандартных кредитов составляет около 70%. Сохранение таких показателей во многом связано с грамотной работой самих банков на фоне жестких требований Национального Банка к качеству кредитного портфеля.

 Сохраняющиеся позитивные тенденции позволяют нам утверждать о том, что в ближайшие годы казахстанская банковская система с этапа активного реформирования и перехода к международным стандартам может перейти к новому этапу устойчивого развития и совершенствования международных стандартов.

 Для этого, прежде всего нам важно наладить систему государственного регулирования деятельности финансовых институтов, в том числе банков. Как известно, Казахстан на перспективу выбрал модель, в которой за всеми участниками финансового рынка надзор будет осуществляться только независимым органом.

 В настоящее время разработан и принят законопроект о государственном регулировании и надзоре за финансовыми услугами. После принятия данного законопроекта было создано отдельное агентство финансового надзора. Если в ведение этого агентства перейдут все полномочия Национального Банка по регулированию и надзору за финансовыми институтами, то Национальный Банк, как и центральные банки развитых стран, будет выполнять исключительно классические функции.

 Кроме того, в дальнейшее особое внимание будет уделяться созданию условий и разработке различных механизмов для расширения кредитования банками экономики. При этом важно стимулировать кредитование банками приоритетных отраслей экономики и более активное развитие финансового лизинга. Развитие систем ипотечного кредитования и стройсбережений также будет оставаться приоритетной задачей государства. Поскольку необходимая законодательная основа стройсбережений уже создана, целесообразно ускорить создание ЖилСтройСберБанков и запустить систему СтройСбережений в различных регионах страны.

 Как показывает мировая практика, финансовый сектор должен охватывать обслуживанием все слои населения и категории клиентов. Наличие широкой сети финансовых институтов, работающих как с крупными, так и с мелкими клиентами, показывает степень развитости и продвинутости всей финансовой системы страны. Поэтому будут созданы условия для развития небанковских финансовых организаций. Прежде всего речь идет о кредитных товариществах и микрокредитных организациях. Роль таких финансовых инструментов чрезвычайно важна в развитии финансового сектора экономики. В частности, через систему микрокредитования будет обслуживаться основная масса мелких предпринимателей, выпавших из поля зрения банков. Кроме того, в целях обеспечения доступности банковских услуг для сельской местности Национальный Банк намерен содействовать развитию системы почтово-сберегательных учреждений.

 Дальнейшее увеличение ресурсной базы коммерческих банков в настоящее время имеет два основных источника: это депозиты юридических и физических, а также активы пенсионных фондов. Можно выделить следующие направления мероприятий по сбалансированию ресурсной базы коммерческих банков. Во- первых, необходим комплекс мер по дальнейшему увеличению объема и удельного веса срочных депозитов, а именно, депозитов с более длительными сроками обращения (1 год и более). Во- вторых, необходим комплекс мер по борьбе с "долларизацией" депозитов.

 В связи с этим мы считаем необходимым предложить следующий комплекс мер:

 • Установление более высокой суммы полной компенсации по срочным вкладам в случае банкротства банка со стороны Фонда гарантирования вкладов физических лиц при вложении на депозит сроком свыше 1,5 лет сумму полной компенсации увеличить до 400 тысяч тенге, а при вложении на депозит сроком свыше 2 лет установить 100- процентное страхование срочных депозитов фондом;

 • При вложении на депозит (с определенными процентами вознаграждения) в национальной валюте на срок свыше 1,5 лет установить страховку в случае резкого изменения валютного курса на 75%, а при вложении на депозит сроком свыше 2 лет установить 100-процентное страхование со стороны Фонда;

 • Установить более высокую ставку резервирования по счетам в иностранной валюте, чем по счетам в национальной валюте.

 Для стимулирования депозитов юридических лиц, кроме мер со стороны коммерческих банков, считаем целесообразным принятие следующих мер со стороны государственных органов:

 Снизить налоговые ставки для юридических лиц по процентам срочных депозитов (они должны быть ниже, чем по депозитам до востребования) сейчас юридические лица уплачивают 15% с дохода по процентам от депозитов. Необходимо снизить налог по срочным депозитам со сроком более 1 года до 10% и до 5 % свыше 1,5 лет;

 • Необходимо увеличить срок депозитов накопительных пенсионных фондов. В настоящее время НПФ разрешено вкладывать средства на депозиты в банки второго уровня сроком до 3 месяцев. По нашему мнению, необходимо им разрешить вкладывать на депозиты на более длительные сроки (1 год и более).

 Рассматривая вопросы по стимулированию собственно долгосрочного кредитования, считаем целесообразным принятие следующего комплекс мер:

 • Введение дифференцированных ставок по налогу на прибыль финансовых учреждений от краткосрочного и долгосрочного кредитования. Налоговые ставки на доход финансовых учреждений, полученный от долгосрочного кредитования, должен

 быть меньше, чем от среднесрочного и долгосрочного кредитования. В частности, предлагаем внести поправки в налоговый кодекс о снижении ставки налога с 30% до 25 % на доходы от кредитования сроком 2 года и более и до 20% со сроком 5 лет и выше.

 • Развитие системы гарантий со стороны государств (возможно, через Банк Развития Казахстана) и под залог природных ресурсов. Речь идет о готовых к разработке месторождениях (цветных металлов, нефти, газа) под приобретенные проекты в реальном секторе экономики.

 • Изменения правил истребования долга по банковским кредитам, а именно, необходимы изменения правил работы с залогом, исключение заложенного имущества из конкурсной массы при банкротстве предприятия - заемщика. При обычном неисполнении обязательств, когда речь не идет о банкротстве, возможно, не всегда требуется проведение открытых торгов, желание банка обратить предмет залога в свою собственность не должно быть законодательно ограничено.

 Таким образом, в перспективе комплексное развитие финансового сектора, в том числе его основного сегмента - банковской системы, будет оставаться одной из приоритетных задач государства. Устойчивое развитие финансового сектора является важной предпосылкой сохранения высокого экономического роста и улучшения уровня жизни населения.


Список литературы


. "Деньги. Кредит. Банки", под редакцией О.И. Лаврушина, М., 1998;

  "Финансы. Денежное обращение. Кредит",под редакцией Л.А. Дробозиной, М., 1997;

 "Финансы, денежное обращение и кредиты", А.Н. Трошин, В.И. Фомкина, М., 2000.


Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты