Промышленная безопасность и страхование ответственности
Промышленная безопасность и страхование ответственности
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Воронежский государственный технический университет
Кафедра экономики, производственного менеджмента и
организации машиностроительного производства
ДОМАШНЯЯ РАБОТА
по дисциплине «Управление рисками и страхование»
Тема
«Промышленная безопасность и страхование ответственности»
Воронеж 2007
По данным МЧС, потенциальный ущерб от аварий на
опасных производствах составляет 100 млрд. рублей в год. «Износ основных фондов
на многих предприятиях превышает 70%, а значит, риск возникновения аварии
возрастает с каждым годом. По словам экспертов, по частоте крупных аварий
лидируют предприятия нефтепереработки и транспортировки нефти, причем на
некоторых таких объектах ЧП происходят чуть ли не каждый год и сумма ущерба
чаще всего намного превышает страховые выплаты.
Законодатели решили подготовить отдельный
закон, в котором будут детально прописаны объекты страхования, досудебная
процедура выплат и т.д. Законопроект уже прошел первое чтение, второе состоится
в конце октября. И если он будет принят, уже с 2008 года любое опасное
предприятие должно будет обзавестись «обязательным» полисом нового формата. В
результате расходы ОПО на страховку резко возрастут, но страховщики в случае
чего выплатят приличные суммы возмещения.
Опасными объектами являются любые организации,
чья деятельность может нанести вред окружающей среде — а это, в принципе, все
добывающие (шахты, разрезы, буровые вышки и т.д.), производственные и
перерабатывающие предприятия (заводы, комбинаты, электростанции и т.п.), а
также хранилища взрывчатых, токсичных, легковоспламеняющихся веществ. По данным
МЧС, более половины населения нашей страны проживает в зонах, где существует
повышенный риск аварий и катастроф. В России зарегистрировано более 100 тыс.
организаций, эксплуатирующих свыше 230 тыс. опасных объектов. Аварии на них
ежегодно наносят вред здоровью 200 тыс. человек, при этом 1 тыс. из них гибнет.
Только в сентябре текущего года на территории России, по данным МЧС, произошло
197 чрезвычайных ситуаций, из них 169 — техногенного характера.
Согласно новому законопроекту каждый
пострадавший — будь то гражданин или предприятие — сможет получить до 600 тыс.
рублей за вред жизни и здоровью и до 360 тыс. рублей — за утраченное имущество.
Также в законопроекте предусмотрены компенсации на переезд и приобретение
предметов первой необходимости — до 200 тыс. рублей на каждого человека.
Максимальная сумма, на которую можно обязать
застраховать опасное предприятие, изначально составляла 1,7 млрд. рублей, но в
результате многочисленных обсуждений было решено поднять планку до 6,5 млрд.
рублей. Минимальная сумма выплат, определенная вторым вариантом закона,
составляет 100 тыс. рублей.
Рассчитывать страховую сумму будет не само
предприятие, а аккредитованные экспертные организации. Пока неизвестно, какие
именно организации получат такой статус (в рамках закона будет определен
порядок их аккредитации), на данный момент такие экспертные структуры
существуют при МЧС и Ростехнадзоре.
Вообще, по новому законопроекту опасные объекты
разделены на три группы. От принадлежности к одной из них и будет во многом
зависеть размер страховой суммы. К первой группе относятся автозаправочные и
газонаполнительные станции, а также предприятия оптовой торговли моторным
топливом и лакокрасочными материалами (эти объекты относятся к пожароопасным
объектам, и в настоящее время лицензию на их эксплуатацию выдает МЧС). Вторая
группа опасных объектов включает в себя предприятия, работа которых связана с
воспламеняющимися, горючими, взрывчатыми и токсичными веществами — в общем, те
объекты, которые подпадают под действие закона о промышленной безопасности
(таких объектов в России более 230 тыс.). Третья группа опасных объектов —
гидротехнические сооружения: плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные
сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы и т.д.
Купить страховку на меньшую сумму, чем
постановила экспертная организация, владелец предприятия не сможет. По крайней
мере, в новом законе будет жестко определено, что организация, рассчитывающая
возможный ущерб, будет нести субсидиарную ответственность за свои оценки. «Если
убытки сильно превысили ту сумму, в которую была оценена ответственность
предприятия, оценщикам придется платить оставшуюся сумму из своего кармана», —
предупреждает один из авторов законопроекта, президент Всероссийского союза
страховщиков Александр Коваль.
Страховой тариф будет рассчитываться исходя из
масштабов объекта, его месторасположения и близости к нему населенных пунктов.
Понятно, что страховка химического предприятия будет стоить дороже страховки
АЗС. При этом полис АЗС, расположенной на каком-нибудь загородном шоссе,
обойдется дешевле полиса, купленного для АЗС в центре Москвы.
№116-ФЗ "О промышленной безопасности
опасных производственных объектов" (в ред. Федеральных законов от
07.08.2000 N 122-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от
09.05.2005 N 45-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ)
"Статья 1. Основные
понятия
промышленная безопасность
опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность) -
состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий
на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий;
авария - разрушение
сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном
производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных
веществ;
инцидент - отказ или
повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном
объекте, отклонение от режима технологического процесса.
Опасными производственными
объектами считаются объекты, на которых:
соблюдать положения
настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных
правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов
в области промышленной безопасности;
иметь лицензию на
осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной
безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона
от 10.01.2003 N 15-ФЗ)
обеспечивать
укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в
соответствии с установленными требованиями;
допускать к работе на
опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим
квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к
указанной работе;
обеспечивать проведение
подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;
иметь на опасном производственном
объекте нормативные правовые акты и нормативные технические документы,
устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте;
организовывать и
осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной
безопасности;
обеспечивать наличие и
функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными
процессами в соответствии с установленными требованиями;
обеспечивать проведение
экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику,
испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых
на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому
в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в
области промышленной безопасности, или его территориального органа;
(в ред. Федерального закона
от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
предотвращать проникновение
на опасный производственный объект посторонних лиц;
обеспечивать выполнение
требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;
заключать договор
страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного
производственного объекта;
выполнять распоряжения и
предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной
безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в
соответствии с полномочиями;
(в ред. Федерального закона
от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
приостанавливать
эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению
суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также
в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную
безопасность;
(в ред. Федеральных законов
от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ)
осуществлять мероприятия по
локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном
объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин
аварии;
принимать участие в
техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте,
принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий;
анализировать причины
возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по
устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;
своевременно информировать
в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области
промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы
государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на
опасном производственном объекте;
(в ред. Федерального закона
от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
принимать меры по защите
жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном
объекте;
вести учет аварий и
инцидентов на опасном производственном объекте;
представлять в федеральный
орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его
территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их
возникновения и принятых мерах.
(в ред. Федерального закона
от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Статья 15. Обязательное
страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного
производственного объекта
1. Организация,
эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана страховать
ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и
окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте.
2. Минимальный размер
страховой суммы страхования ответственности за причинение вреда жизни, здоровью
или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на
опасном производственном объекте составляет для:
а) опасного
производственного объекта, указанного в пункте 1 Приложения 1 к настоящему
Федеральному закону, в случае, если на нем:
получаются, используются,
перерабатываются, образовываются, хранятся, транспортируются, уничтожаются
опасные вещества в количествах, равных количествам, указанным в Приложении 2 к
настоящему Федеральному закону, или превышающих их, - 7 000 000 рублей;
(в ред. Федерального закона
от 07.08.2000 N 122-ФЗ)
получаются, используются,
перерабатываются, образовываются, хранятся, транспортируются, уничтожаются
опасные вещества в количествах, меньших, чем количества, указанные в Приложении
2 к настоящему Федеральному закону, - 1 000 000 рублей;
(в ред. Федерального закона
от 07.08.2000 N 122-ФЗ)
б) иного опасного
производственного объекта - 100 000 рублей.
(в ред. Федерального закона
от 07.08.2000 N 122-ФЗ)
№197-ФЗ "Трудовой
кодекс российской Федерации" (в ред. Федеральных законов от 24.07.2002 N
97-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 27.04.2004 N 32-ФЗ, от
22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2004 N 201-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от
30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 30.12.2006 N 271-ФЗ, с изм.,
внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.03.2005 N 3-П,
Определением Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 N 213-О)
Статья 366. Государственный
надзор за безопасным ведением работ в промышленности
Государственный надзор за соблюдением
правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на
некоторых объектах осуществляется федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности,
который вправе следить за соблюдением государственных нормативных требований
охраны труда на объектах угольной, горно-рудной, горно-химической, нерудной,
нефтедобывающей и газодобывающей, химической, металлургической и
нефтегазоперерабатывающей промышленности, в геолого-разведочных экспедициях и
партиях, а также при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных
установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей
воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и
использованием газа, при ведении взрывных работ в промышленности.
(в ред. Федеральных законов
от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
№195-ФЗ "Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях"
Статья 9.1. Нарушение
требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление
видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных
объектов
1. Нарушение требований
промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов
деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных
объектов -
влечет наложение
административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати
минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати
минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот
минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление
деятельности на срок до девяноста суток.
(в ред. Федерального закона
от 09.05.2005 N 45-ФЗ)
2. Нарушение требований
промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению,
транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на опасных
производственных объектах -
влечет наложение
административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных
размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных
размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот
минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление
деятельности на срок до девяноста суток.
(в ред. Федерального закона
от 09.05.2005 N 45-ФЗ)
3. Грубое нарушение
условий, предусмотренных лицензией на осуществление видов деятельности в
области промышленной безопасности опасных производственных объектов, -
влечет наложение
административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица, в размере от тридцати до сорока
минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление
деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от тридцати до
сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до
четырехсот минимальных размеров оплаты труда или административное
приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
(часть третья введена
Федеральным законом от 02.07.2005 N 80-ФЗ)