Рефераты

Роль и место вкладов населения в деятельности коммерческого банка

Законодательно оформленная система страхования вкладов почти всегда предполагает создание страхового фонда, в котором накапливаются резервы для выплат при наступлении страховых случаев, и специального органа, управляющего этим фондом. Центральными при этом являются вопросы управления страховыми фондами и их финансирования. Для определения размеров резервов фонда применяются обычные в страховании методы актуарных расчетов, основанные на вероятности наступления страховых случаев.

Например, в США с самого начала был взят курс на жесткий контроль со стороны федерального правительства над всей системой страхования вкладов. Этот же принцип - независимая корпорация, принадлежащая государству и управляемая государственными чиновниками, принят в Великобритании, Канаде и ряде других стран. Отличительной особенностью французской системы обязательного страхования является то, что в случае банкротства какого-либо банка пять крупнейших банков страны производят немедленную выплату ущерба вкладчикам. Затем эти банки компенсируют свои потери, собирая средства через централизованный банковский фонд. Среди развивающихся стран есть примеры, когда страхованием вкладов занимается особое подразделение центрального банка. Однако эта практика считается неудовлетворительной и не имеет широкого применения. Существуют смешанные системы, в которых фонды страхования депозитов находятся в совместной собственности государства и частных банков и соответственно управляются (Япония, Испания, Бельгия). Наконец, в Германии и некоторых других странах государство формально не имеет отношения к органам и фондам страхования, созданным, финансируемым и управляемым банками через их объединения.

Главным источником финансирования страховых фондов являются взносы банков-участников. Хотя для банков такие взносы являются своего рода особым налогом, они заинтересованы в страховании вкладов не меньше, чем вкладчики: оно позволяет им выплачивать по вкладам более низкий процент, чем без страхования.

В некоторых странах часто имеет место государственная поддержка систем страхования. Так, например, в Испании правительство обязалось пополнять страховой фонд на паритетных началах с банками. В ряде стран государство приняло на себя обязательство предоставлять страховому органу при необходимости кредит (в США - до 3 млрд. USD).

В случае банкротства банка стандартная процедура заключается в том, что страховой орган (фонд) в оговоренные сроки и в установленных пределах страховое вознаграждение выплачивает вкладчикам - физическим лицам. Другие вкладчики становятся в определенном законом порядке, наряду с другими кредиторами, участниками распределения конкурсной массы (активов банка-банкрота). Страховой орган тоже участвует в конкурсе и частично может покрыть свои затраты. Однако банкротство банка, особенно крупного, - крайне нежелательное событие, наносящее ущерб банковской системе и экономике страны. Поэтому страховые органы, обычно вместе с центральным банком, стремятся не доводить дело до формального банкротства, а разрешать ситуацию иными способами, спасая как сам проблемный банк, так и вклады мелких вкладчиков.

Основными способами поддержки банков-банкротов являются: предоставление центральным банком как кредитора последней инстанции проблемным банкам кредита на рыночных или льготных условиях с контролем над его использованием; подбор других банков, готовых на определенных условиях принять на себя обязательства проблемного банка по вкладам; организация слияния проблемного банка с более устойчивым; осуществление страховым фондом временного управления банком и проведение его санации и некоторые другие. Все эти способы обычно предполагают использование средств страхового фонда.

Сложным вопросом как для законодателей, так и для органов контроля является осуществление функции контроля над банками. Страховой орган, несущий финансовые риски и ответственность, должен иметь возможность контролировать банки, чтобы своевременно добиваться уменьшения рисков. В то же время во всех странах функции контроля законодательно возложены на центральные банки, а часто также на специальные государственные органы. В большинстве стран страховые органы (фонды) не имеют функций контроля и должны выполнять свои задачи через центральные банки или другие официальные каналы, однако в ряде случае они участвуют в таком контроле.

Как показал анализ, в странах Восточной Европы защита вкладов и депозитов обеспечивается системой лицензирования, надзора и регулирования деятельности коммерческих банков со стороны центрального банка, проведением процентной политики по вкладам и депозитам населения, государственно-частным страхованием организованных сбережений населения. Для каждой из стран с развивающейся рыночной экономикой характерны свои специфические особенности и приоритеты в политике защиты вкладов и депозитов населения. Однако, несмотря на различия в механизмах их защиты, можно выделить следующие общие принципы и подходы.

1        Необходим более широкий взгляд на значение политики сбережений. Без учета действия сбережений населения как компонента всего кругооборота денежных средств, капиталов и товарной массы нельзя стабилизировать цены и финансы, добиться успеха в монетарной политике. Положительные результаты стабилизации цен и финансов в Венгрии, Польше, Чехии и Словакии во многом достигнуты за счет того, что при монетаристских рестрикциях делается упор на защиту сбережений и повышение доверия к финансовым институтам.

2        Рост сбережений, в первую очередь долгосрочных, и улучшение их структуры признается главным фактором оздоровления коммерческих банков, укрепления их кредитоспособности и ликвидности. Кроме того, считается, что политика должна быть направлена на формирование здорового свободного рынка сбережений, предполагающего честную и равноправную конкурентную борьбу между всеми финансовыми институтами за привлечение клиентов и вкладов по свободной рыночной цене на вклады и депозиты в форме соответствующей процентной ставки. Государство и Центральный банк должны оказывать действие на эту ставку не прямо, а через процентную и кредитную политики.

3        Политика сбережений должна быть тесно увязана с регулированием фондовых рынков и рынков иностранных валют. Правильно и эффективно организованная система защиты вкладов повышает их конкурентоспособность по отношению к альтернативным возможностям действий владельцев денежных средств на рынках капитала, ценных бумаг и иностранной валюты.

4        Необходима комплексная и системная защита сберегательных вкладов, включающая законодательные, административные и регулирующие средства и меры. К ним относятся: лицензирование и надзор за финансовыми институтами, регулирование деятельности коммерческих банков, антиинфляционная, процентная политика и т.д.

5        Важной представляется прямая страховая защита вкладов и депозитов, сбивающая инфляционные ожидания и укрепляющая доверие к коммерческим банкам и финансовой системе в целом.

6        Ответственность вкладчиков за выбор коммерческих банков и коммерческих банков за выбор авторитетных, заслуживающих доверия страховых компаний, фондов межбанковских ассоциаций и других страховых организаций.

Особый интерес для создания эффективного механизма защиты денежных сбережений населения в Беларуси представляет практика страхования вкладов и депозитов населения в странах бывшего СССР.

В России создана определенная правовая база по защите интересов и прав вкладчиков от банкротства банковско-кредитных организаций и финансовых пирамид. Российским банковским законодательством, как и белорусским, осуществляется запрет на привлечение частных вкладов банкам, у которых с момента получения лицензии прошло менее 2-х лет. В Украине проводится обязательное страхование всех вкладов физических лиц в национальной и иностранной валютах за счет средств Межбанковского фонда обязательного страхования вкладов физических лиц на случай банкротства какого-либо банковско-кредитного учреждения. Особое место и роль среди государственных мер по защите организованных сбережений граждан в странах бывшего СССР отводится политике восстановления обесцененных в результате инфляции дореформенных вкладов и ценных бумаг граждан. Как известно, либерализация цен после 1992, высокий уровень инфляции, общее снижение жизненного уровня населения резко понизили покупательную способность вкладов граждан, потребовали осуществить серьезные шаги со стороны государства для решения вопросов компенсации обесцененных вкладов граждан.

В целом, как показывает зарубежный опыт, создание эффективной системы защиты денежных сбережений населения требует разработки и осуществления в данной области целенаправленной политики. Эта политика должна предусматривать решение проблемы реального восстановления обесцененных инфляцией вкладов населения, выбор системы страхования вкладов, причем предпочтительной является система с четко выраженными гарантиями, определения конкретных параметров такой системы - степень охвата различных типов кредитно-финансовых учреждений, видов депозитов, механизмов формирования страховых фондов и других.

2. АНАЛИЗ ВКЛАДНЫХ (ДЕПОЗИТНЫХ) ОПЕРАЦИЙ С ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ В СИСТЕМЕ АСБ “БЕЛАРУСБАНК”

 

2.1 Вкладные операции АСБ «Беларусбанк», их состав и структура


Регулярный анализ деятельности уполномоченных банков имеет большое значение для самих банков, для их акционеров и клиентов, а также для Национального банка Республики Беларусь.

Национальный банк на основе такого анализа, проводимого по отдельным областям и по республике в целом, может изучать ситуацию на кредитно-финансовом рынке, контролировать выполнение установленных нормативов и показателей, проверять эффективность проводимой кредитно-денежной политики и при необходимости корректировать её.

Деятельность банка по привлечению депозитов физических лиц находится на особом контроле со стороны Национального банка Республики Беларусь, что выражается в следующем:

-          лицензия на привлечение во вклады средств физических лиц выдается банку на осуществление операций в белорусских рублях и иностранной валюте не ранее двух лет с даты его государственной регистрации при условии его устойчивого финансового положения, а также при наличии у банка собственных средств(капитала) в размере, эквивалентном не менее 10 млн. евро [6];

-          введены ограничения, согласно которым максимальный размер привлечённых денежных вкладов физических лиц устанавливается как предельное процентное соотношение общей суммы привлечённых денежных вкладов физических лиц и собственных средств (капитала) банка.

В случае ликвидации банка в первую очередь возвращаются вклады физических лиц и начисленные по ним проценты, а также удовлетворяются требования по возмещению вреда, причинённого их жизни и здоровью.

Уполномоченные банки на основе анализа своей деятельности, а также деятельности других банков могут оценивать эффективность и качество своей работы и определять направления её улучшения, а также делать выводы о сотрудничестве и его объёмах с тем или иным банком.

Акционеры и клиенты банка на основании такого анализа получают возможность оценивать его надёжность и доходность для решения вопроса о целесообразности дальнейших взаимоотношений.

В условиях рыночной экономики исключительную важность приобретают процесс формирования банковских пассивов, оптимизация их структуры и, в связи с этим, качество управления всеми источниками денежных средств, которые образуют ресурсный потенциал уполномоченного банка.

Управление пассивными операциями представляет собой деятельность, связанную с привлечением средств вкладчиков и других кредиторов и определением соответствующей комбинации источников средств для данного банка.

Привлеченные средства состоят из депозитов физических и юридических лиц, временно свободных средств по расчетным операциям. В некоторых случаях срочные депозиты могут быть оформлены в виде депозитных и сберегательных сертификатов.

Депозитные операции выступают основным элементом банковской деятельности, т. к. являются специфической, присущей только банку сферой деятельности. От объема и качества привлеченных средств зависит объем и структура активов банка, его прибыльность.

Развитие экономики, экономический рост, увеличение объема инвестиций в основной капитал, рост ВВП, замедление инфляционных процессов способствует увеличению доходов населения, стимулирует расширение внутреннего спроса на товары и услуги, а также способствует увеличению сбережений населения.

Так на протяжении последних четырех лет наблюдается снижение индекса потребительских цен, что можно увидеть на рис. 2.1


Рис. 2.1 Изменение индекса потребительских цен


Национальный банк при установлении ставки рефинансирования ориентируется на уровень инфляции и соответственно этому планирует изменение ставки (рис.2.2). Постепенное улучшение экономической ситуации позволяет снижать ставку рефинансирования, тем самым способствуя росту производства и в целом всей экономики. Однако, размер ставки рефинансирования, несмотря на прогнозируемое снижение в мае 2006 года до 10 – 10,5%, остается достаточно высоким по сравнению с зарубежными странами, где уровень учетной ставки центральных банков держится в пределах 2 – 3%. Улучшение макроэкономической ситуации, чему в немалой степени способствовало ужесточение денежно-кредитной политики, ограничение размеров кредитной эмиссии и темпов роста рублевой денежной массы привело к улучшению экономической среды и вызвало увеличение доли банковских депозитов в ресурсной базе банков.

Значительное сокращение потока эмиссионных денег при неизменности принятия банками участия в реализации государственных программ, а также обеспечение кредитными ресурсами собственную клиентуру обусловило повышения интереса к банковским депозитам.

Рис. 2.2 Взаимосвязь индекса потребительских цен и ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь


За 2005 год общий объем средств физических лиц возрос в целом по банкам на 1722,8 млрд. руб. (включая иностранную валюту по курсу Национального банка Республики Беларусь) или 43,8% и по состоянию на 01.01.2006 составил 5657,0 млрд. руб.

В среднем на одного жителя республики на начало 2005 года приходилось 401,5 тыс. руб. сбережений, размещенных в банковских вкладах, облигациях, сберегательных сертификатах, что в эквиваленте составляет 185 долларов США, а на конец 2005 года уже 580,2 тыс. руб. или 270 долларов США.

В результате проводимой Национальным банком политики направленной на поддержание более высокого уровня доходности по операциям в национальной валюте, более быстрыми темпами продолжали расти привлеченные средства населения в белорусских рублях. За январь – декабрь 2005 года их объем возрос на 1384,4 млрд. руб. или на 58,7% при этом средства в иностранной валюте увеличились только на 338,4 млрд. руб. или на 21,5%. Доля рублевой составляющей в общем объеме привлеченных средств населения увеличилась за 2005 год на 6,2 процентных пункта и составила на 01.01.2006 66,2% (рис. 2.3).

Кроме традиционных видов привлечения средств в банковские депозиты АСБ «Беларусбанк» и Белагропромбанк выпускают ценные бумаги для физических лиц (облигации и сберегательные сертификаты). За 2005 год объем выпущенных ценных бумаг возрос на 85,8 млрд. руб. и по состоянию на 01.01.2006 составил 93,3 млрд. руб. или 1,6% от общего объема привлечения всеми банками денежных средств населения.

Рис. 2.3 Динамика изменения привлечения денежных средств


Таблица 2.1 Анализ прироста денежных средств по счетам

Дата

Остатки по счетам в белорусских рублях, (млрд.руб)

Прирост с начала года, (млрд. руб)

Прирост по счетам с начала года, (%)

Остатки по счетам в иностранной валюте (млн. доллары США)

Прирост с начала года (млн. доллары США)

Прирост по счетам с начала года,(%)

1

2

3

4

5

6

7

01.03.03г.

809,86

143,06

21,5

406,5

16,2

4,1

01.03.04г.

377,86

118,12

9,4

556,4

6,1

1,1

01.03.05г.

2634,4

296,0

12,6

740,9

27,7

3,9

01.03.06г.

3900,0

272,0

7,4

897

32,8

3,8


Экономическая политика направленная на стабилизацию экономики, кардинальное изменение характера денежно-кредитной политики в сторону ее ужесточения, увеличение доходов населения привело к значительному росту в последние годы депозитов физических лиц, что можно увидеть по данным табл. 2.1. Несмотря на то, что за два месяца 2006 года прирост средств населения в белорусских рублях на банковских счетах составил 7,4%, что на 5,2% меньше, чем за аналогичный период предыдущего года, однако, в целом имеет положительную тенденцию. В то же время прирост по счетам в иностранной валюте в денежном выражении на 5,1 млн. долларов США превысил аналогичный показатель предыдущего года.

При реализации денежно-кредитной политики с целью повышения привлекательности сбережений в национальной валюте были снижены нормы отчислений в фонд обязательных резервов. Банковская система стала отвыкать от эмиссионных денег и проявлять интерес к средствам граждан и предприятий, привлекаемых на срок. В условиях существенного роста доходов населения, преобладания в структуре банковских ресурсов «коротких» пассивов и необходимости активизации инвестиционного процесса стала очевидной потребность в наиболее полной мобилизации средств граждан и их эффективном размещении. И одним из шагов в данном направлении является снижение норм отчислений в фонд обязательных резервов и дифференциация его величины в зависимости от вида банковских обязательств. Национальный банк постепенно идет в данном направлении. Норма отчислений была снижена до 5% по средствам физических лиц в национальной валюте, 9% по иностранной валюте и по средствам юридических лиц она составляет 9% . Наряду с положительным уровнем процентных ставок и ростом доходов населения – это еще один стимул для укрепления и расширения ресурсной базы банков.

Основным направлением денежно-кредитной политики на 2006 год является прирост депозитов физических лиц в размере 1,5 – 1,9 трлн. руб. или на 29 – 34%. И согласно данных табл. 2.2 видно, что данный показатель за два месяца выполнен в среднем на 17,6%.

Проанализируем состав привлеченных средств АСБ «Беларусбанк» и определим какую часть занимают средства физических и юридических лиц. Это позволит узнать какой депозитной политики придерживается банк и как изменялся состав и размер этих средств в течение времени (табл. 2.2)

Таблица 2.2 Анализ состава привлеченных средств банка

Показатели

01.01.2002

01.01.2003

01.01.2004

01.01.2005

Млн. руб.

Уд. вес,

(%)

Млн. руб.

Уд. вес,

(%)

Млн. руб.

Уд. вес,

(%)

Млн. руб.

Уд. вес,

(%)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Вклады населения

457456,5

27,4

805177,6

32,6

1405372

37,9

2265716

42,7

Вклады юридических лиц

43057

2,57

44643

1,81

51260

1,38

59078

1,11

Привлеченные средства всего

1672369

100

2473855

100

3706119

100

5302106

100


Из табл. 2.2 видно, что по мере увеличения привлекаемых средств, растет и доля вкладов физических лиц в среднем на 5,1% ежегодно, причем их доля в общем объеме ресурсов значительно превышает размер вкладов юридических лиц. В то же время, несмотря на увеличивающийся размер вкладов субъектов хозяйствования их удельный вес в объеме привлеченных ресурсов незначителен и, кроме того, по мере наращивания банком привлеченных средств эта доля уменьшается в среднем на 0,49% ежегодно. Данные показатели говорят о том, что банк строит свою депозитную политику опираясь в основном на такую категорию клиентов как физические лица.

Это накладывает на банк определенные обязательства, требует достаточно большого количества операционных расходов связанных с содержанием персонала и обширной филиальной сети, без которой было бы невозможно дальнейшие наращивание ресурсной базы.

АСБ «Беларусбанк» занимает лидирующую позицию в сфере розничного банковского обслуживания физических лиц и темпы роста вкладов граждан по сравнению с депозитами юридических лиц тому доказательства (рис. 2.4).

Доля, которая приходится на АСБ «Беларусбанк» в привлечении средств населения во вклады по сравнению со всеми другими банками, хотя в последние два год уменьшилась, но по-прежнему остается очень высокой (табл. 2.3).


Рис. 2.4 Динамика роста вкладов граждан


Более половины депозитных ресурсов привлекаемых от физических лиц приходится на долю АСБ «Беларусбанк», что говорит о монопольном положении банка на рынке банковских услуг оказываемых населению и о его роли как одного из системообразующих банков.

Однако если смотреть динамику изменения сумм привлекаемых депозитов можно заметить, что АСБ «Беларусбанк» постепенно утрачивает свои позиции и данная тенденция наблюдается с 2005 года. Банку следует проанализировать ситуацию, так как при общем наращивании ресурсной базы в целом по банковской системе банк теряет свои позиции, постепенно уступая другим коммерческим банкам. Причина подобной ситуации может быть в недостаточной проработке условий предлагаемых депозитов, а также в том, что за последнее время банк не предложил клиентам новых видов вкладов, за исключением облигаций на предъявителя. Банку нельзя пускать ситуацию на самотек и пересмотреть свою депозитную политику.

Таблица 2.3 Вклады населения в учреждениях банков, млрд.руб.

Дата

Всего

В том числе

АСБ «Беларусбанк»

% к итогу

Другие банки

% к итогу

2002 год

823,8

457,5

55,5

366,3

44,5

2003 год

1416,3

805,2

56,8

611,1

43,2

2004 год

2339,8

1405,4

60,1

934,4

39,9

2005 год

3886,4

2265,7

58,3

1620,7

41,7

2006 год

5519,2

3028,1

54,9

2491,1

45,1


Более половины депозитных ресурсов привлекаемых от физических лиц приходится на долю АСБ «Беларусбанк», что говорит о монопольном положении банка на рынке банковских услуг оказываемых населению и о его роли как одного из системообразующих банков.

Рассмотрим выполнение планового задания по привлечению денежных средств в белорусских рублях и иностранной валюте в АСБ «Беларусбанк» и его филиала №524 АСБ «Беларусбанк» (табл. 2.4). Несмотря на то, что выполнение плана по привлечению средств в разбивке по месяцам не однородно, однако на 1 января 2006 года в целом по банку фактическое выполнение плана по привлечению средств в белорусских рублях с учетом размещенных облигаций было выполнено на 97%, в том числе по срочным депозитам на 99,7%, облигаций на 103,9%, по вкладам до востребования на 94%.


Таблица 2.4 Сведения о выполнении планового задания по привлечению средств физических лиц

Дата


Средства в белорусских рублях (млн. руб.)

Средства в долларах США (тыс. дол.)

План

Факт

Результат

План

Факт

Результат

сумма

%

сумма

%

01.05.05

Банк

24588

20985

-3602

85,3

642

83

-559

12,9

Фил. №524

3001

2923

-78

97,4

74

-10

-84

-13,3

01.07.05

Банк

25090

36899

11809

147,1

1005

1260

255

125,5

Фил. №524

3010

3323

313

110,4

120

171

51

142,2

01.09.05

Банк

4645

59

-4586

1,3

1150

2691

1541

234,0

Фил. №524

715

1092

377

152,9

115

377

262

327,5

01.11.05

Банк

26051

15104

-10947

58,0

2207

1848

-359

83,7

Фил. №524

3110

1774

-1336

57,0

260

112

-148

43,1

01.12.06

Банк

29680

21038

-8641

70,9

2155

1642

-512

76,2

Фил. №524

3560

2305

-1254

64,8

245

320

75

130,7


В долларах США размер привлечения составил 93,3% от запланированного объема включая размещение облигаций в долларах США. В целом работу банка по привлечению средств населения на банковские счета можно оценить положительно, однако цифры говорят о недоработке в области планирования, банк переоценивает собственные возможности по привлечению средств, однако это может быть вызвано и внешними факторами не учтенными при планировании и не зависящими от банка. Следует более детально подойти к прогнозированию привлечения средств на счета, проанализировать по каждому структурному подразделению. Необходимо также брать в расчет денежные средства привлекаемые при реализации облигаций АСБ «Беларусбанк».

Наращивание ресурсов банка происходит в основном за счет срочных депозитов, что с одной стороны можно рассматривать как положительный момент, т. к. банк может использовать данные средства в долгосрочных активных операциях, но с другой стороны это дорогостоящие ресурсы и чтобы получить прибыль банку их надо размещать в высокодоходные операции, которые в свою очередь связаны с высокой степенью риска. Кроме того по депозитам граждан необходимо делать отчисления в фонд обязательных резервов, следовательно часть привлеченных ресурсов банк не сможет использовать для проведения активных операций.

На примере филиала № 524 АСБ «Беларусбанк» посмотрим какую часть из привлеченных средств занимают срочные и депозиты до востребования (рис. 2.5).


Рис. 2.5 Структура привлеченных средств

Срочные депозиты также не однородны и банку для успешной работы необходимо знать какая доля привлеченных средств относится к краткосрочным, сроком до года и к долгосрочным (свыше года). По данным рис. 2.6 видно, что клиенты банка отдают предпочтение депозитам со сроком хранения от 6 месяцев до одного года и исходя из этого банку следует проводить свои активные операции.

Немаловажную роль в формировании ресурсной базы банка играют и установленные процентные ставки по депозитам и кредитам, которые в последние годы снижаются, что положительно характеризует развитие банковской сферы в частности и всей экономики в целом. Рассмотрим изменение средних процентных ставок на примере АСБ «Беларусбанк» (рис. 2.7).


Рис. 2.6 Состав срочных депозитов банка


Последовательное снижение ставки рефинансирования Национального Банка Республики Беларусь повлекло соответственно снижение процентных ставок по вновь выдаваемым кредитам и привлекаемым депозитам. И если в случае с кредитованием данный процесс был встречен положительно, то снижение ставок по вкладам вызывало недовольство со стороны клиентов банка и вызвало некоторый отток денежных средств, однако, со временем ситуация улучшилась тем более что банки по-прежнему придерживаются положительных процентных ставок и тем самым клиентам обеспечивается получение дохода по вкладываемым средствам. Однако уровень процентной ставки достаточно высок, по сравнению с зарубежными странами, и для дальнейшего улучшения экономической ситуации необходимо последовательное проведение денежно-кредитной политики и в том числе снижение ставки рефинансирования.

При анализе депозитной базы банка важно также учитывать ее стабильность. Одним из показателей характеризующим это является коэффициент оседания поступивших средств, который определяется как отношение разности остатков средств на конец и на начало анализируемого периода к обороту по поступлению средств на счета за этот же период.

Также рассчитывают коэффициент прилива привлеченных средств в банк. Он определяется как отношение разницы между остатками средств на конец и на начало анализируемого периода к остатку средств на начало периода.


Рис. 2.7 Динамика процентных ставок по кредитам и депозитам


Средний срок хранения средств в банке определяется как отношение произведения среднего остатка средств и срока хранения к обороту по возврату средств за период.

Также показателем характеризующим депозиты банка является средняя процентная стоимость вкладов граждан, которая определяется как отношение затрат по вкладам к среднему остатку по вкладам.

Расчет данных показателей представлен в табл. 2.5

Таблица 2.5 Расчет коэффициентов по филиалу № 524 АСБ «Беларусбанк»

Наименование валюты

Остатки

Поступление

Выплата процентов

Коэффициент оседания (%)

Коэффициент прилива привлеченных средств,(%)

Средний срок хранения (дни)

Средняя процент. стоимость вкладов,

(%)

01.01.05

31.01.06

Бел. рубли (млн. руб.)

57229

87342

54273

2914

55,5

52,6

1116

3,9

Доллары США

(в тыс.)

11536

12692

1714

419

67,4

10,0

1440

4,1

Евро (тыс. евро)

1400

1525

235

42

53,1

8,9

1248

3,2


По результатам анализа можно говорить о наращивании ресурсной базы филиала как в национальной, так и в иностранной валюте.

На следующем этапе анализа необходимо произвести анализ средств населения по срокам привлечения и уровню доходности.


Таблица 2.6 Сведения об объёмах, стоимости и сроках привлечения депозитов

Виды вкладов

На 01. 01. 2005 г.

На 01. 01. 2006 г.

сумма

УД-вес, %

средняя % ставка

сумма

УД-вес, %

средняя % ставка

Вклады всего, в том числе:

2179,9

100

8,5

3930,5

100

7.6

1 . до востребования

754

34,6

0,5

1001,5

25,5

0,5

2. срочные:

1425,9

65,4

17

2929

74,5

17

До 1 месяца

25,5

1,2

12

114,1

2,9

12

от 1 до 3 месяцев

337,6

15,5

13

357,4

9,1

13

от 3 до 6 месяцев

627

28,8

15

1438,7

36,6

15

от 6 до 12 месяцев

184

8,4

16

285,1

7,3

11

от 1 года до 3 лет

248,5

11,4

19

730,4

18,5

16

свыше 3 лет

3,3

од

20

3,3

од

17

В том числе: краткосрочные

1174,1

82,3


2195,3

75


долгосрочные

251,8

17,7

-

733,7

25

-

3. условные

-

-

-

-

-

-

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты