|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Из таблицы видно, что на региональном рынке, обслуживаемом банком “Центр-инвест” наибольший объём по состоянию на начало 2003 г. на торговлю и общественное питание- 33%, но в тоже время виден спад по сравнению с прошлым годом. Это объясняется тем, что политика банка в настоящее время направлена на производственный сектор экономики. Из данных видно увеличение кредитования промышленности + 0,6, транспорта и связи + 2,9 а так же сельского хозяйства на 3,7 %. Эти данные показывают положительную тенденцию в дальнейшем развитие страны региона. Также можно говорить о влиянии фактора роста клиентской базы банка “Центр-инвест”. Таблица 5. Структура клиентуры « малого бизнеса» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Показатели |
01.01.2002 |
01.01.2003 |
изменение |
Темп прироста |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Количество клиентов |
3300 |
4000 |
700 |
17,5 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Удельный вес в общем количестве предприятий в регионе |
14,26 |
16,9 |
2,64 |
15,6 |
Анализ изменения доли участия банка “Центр-инвест” в программе “ Поддержке малого бизнеса” показывает на стабильное увеличение не только клиентской базы но и уровня по всем производственным отраслям экономики. Данный рост наступил благодаря своевременному и грамотному маркетингу.
Комплексное обслуживание малых предприятий.
На фоне фактической пассивности государства в оказание реальной поддержки малому предпринимательству любой успешный опыт решения этой проблемы в России становится поистине драгоценным.
В 1997 г. специалистами инновационной-финансовой группы “Центр-инвест” совместно с администрацией Ростовской области была разработана “ Программа поддержки малых предприятий Дона”, целью которой являлась содействию развитию малых и средних предприятий Ростовской области на базе передовых банковских технологий и инфраструктуры поддержки малого бизнеса.
Появление подобной программы в российской провинции показательно. В то время как многие крупные предприятия резко снизили свои мощности либо полностью свернули свою деятельность, малый бизнес остаётся самым жизнеспособным сектором экономики в российских регионах. Велика социальная значимость в Ростовской области поддержки малого бизнеса, обеспечивающего занятость и реальные рабочие места наиболее активной части населения.
Таблица 6
Структура безработицы по ростовской области.
Города
Численность раб. Тыс. чел.
Численность нас. Тыс.чел.
Разница
%
Шахты
102,1
259,7
156,9
60,4
Гуково
38,8
77,3
36,1
46,7
Белая Калитва
34,2
95,4
61,2
64,15
Донецк
21,4
54,6
33,2
60,8
Новошахтинск
46,4
122,7
76,3
62,18
Зверово
14,7
32,818,2
55,2
Красный Сулин
20,9
47,2
26,3
55,72
Таким образом, как видно из таблицы положение большинства городов Ростовской обл. более чем плачевно.
Наглядно цифры указывают на то, что процент безработицы очень велик.
В известных документах ООН отличается, что для борьбы с бедностью большое значение имеет финансовая помощь, направляемая в том числе и на развитие малого предпринимательства. Эта помощь должна идти на создание социальной и производственной инфраструктуры, поддержку индивидуального и семейного предпринимательства, малых и средних предприятий. Именно малый бизнес способен дать людям работу, вывести их из нищеты, постепенно создавая условия для самодостаточного существования. Решение этих задач исключительно актуально для нашего региона.
Как видно из таблицы (см. приложение 2), Ростовская область относится к регионам со средним уровнем развития малого бизнеса, более того с тенденцией к снижению динамики развития в нём.
Этим объясняется заинтересованность местных властей в реализации проекта поддержки малого бизнеса.
В то же время коммерческому банку обслуживание малых предприятий, при достижение точки безубыточности, сулит реальную прибыль. Достичь же этого рубежа рентабельности позволяет комплексное обслуживание клиентов фирмами, входящими в разветвлённую инфраструктуру.
Инновационно-финансовая группа была создана банком “ Центр-инвест” ещё до разработки проекта содействию малому бизнесу. В неё вошли аудиторская фирма, страховая и лизинговая компания, обучающий центр. В “ Программе поддержки малых предприятий Дона” перед структурами, входящими в группу, были поставлены новые задачи, определены стратегии и принципы новых направлений деятельности. Специальные методики работы с малым бизнесом были разработаны для всех отделов банка. Кроме того в 2001 году был создан специализированный отдел кредитования малого бизнеса и ипотеки. Все эти подразделения и составили инфраструктуру поддержки малого предпринимательства:
· юридическая служба банка оказывает содействие предпринимателям в выборе оптимальной организационно-правовой формы их деятельности и провидений регистраций предприятия:
· фирма “Центр-Аудит” ( лицензия № 012951 от 05.02.98 г.) имеет специальное подразделение для ведения бухгалтерского учёта, предоставления отчётности в налоговые органы и оптимизации налогообложения малого бизнеса:
· фирма “ Центр-Лизинг” (лицензия № 0838 от 24.05.99 г.) осуществляет лизинговые операции по обеспечению предприятий малого бизнеса необходимым оборудованием:
· валютное управление банка проводит поиск иностранных партнёров для предприятий малого бизнеса, оказывает консультационную помощь при проведение переговоров и определении оптимальных способов сотрудничества:
· управление инвестиции банка совместно с клиентом разрабатывает инвестиционные проекты и схемы их софинансирования, осуществляет экспресс-анализ инвестиционным проектам и их продвижение иностранным и отечественным инвесторам:
· информационное управление и фирма “ Центр-Интернет” оказывает полный комплекс интернет-услуг:
· страховая компания “СТАРК” ( лицензия № 0801 от 12.02.98 г.) представляет широкий спектр услуг по страхованию жизни, имущества и других рисков малого предпринимателя:
· международный центр подготовки кадров ( лицензия № 3203 от 15.11.95 г.) проводит обучение предпринимателей, на регулярной основе организует семинары по актуальным вопросам деятельности малых предприятий в условиях постоянно обновляющегося российского законодательства:
· отдел кредитования малого бизнеса и ипотеки специализируется на непосредственном обслуживании предприятий малого бизнеса.
Созданная инфраструктура обеспечивает:
· высокие стандарты работы для всех участников рынка;
· полный комплекс услуг для клиентов банка;
· применение новых банковских технологий;
· сотрудничество всех компаний, входящих в инновационно-финансовую группу “Центр-инвест”, основано на принципах рыночной конкуренции.
За 2002 год число клиентов, воспользовавшихся услугами “ Центр-Аудита” увеличилось на 30 % и составило более 700 организаций и индивидуальных предпринимателей. Объём реализованных услуг вырос на 66,8 %.
Благодаря успешной работе лизинговой компании “ Центр-Лизинг” на 01.01.2002 г. общий портфель действующих договоров финансового лизинга составил более 68,5 млн. руб.
Таблица 8
Наименование показателя
1кв.2002г. тыс.руб.
1кв. 2003г. тыс.руб.
отклонения
Абс.тыс.руб
Отн.%
Всего по территории
690653
796293
105640
13,27
Юр.лицам в том числе :
Крупный бизнес
Малый бизнес
632419
332419
300000
736298
352298
384000
103879
19879
84000
14,1
5,64
21,88
ПБОЮЛ и физ. лица
58234
59995
1761
2,93
2.2 Программа сотрудничества банка «Центр-инвест» с международными и российскими компаниями для поддержки малого бизнеса
Для малого бизнеса банк “ Центр-инвест” предлогает следующие механизмы поддержки малых предприятий.
Таблица 8
Механизмы поддержки малых предприятий.
Механизмы финансовой поддержки малых предприятий
Эффект для малых предприятий
Опыт ОАО ББ “ Центр-инвест”
1.Комплексное обслуживание малых предприятий
Высокое качество услуг для малых предприятий при минимальных издержках
Инфраструктура банка “Центр-инвест”
2. Гарантийные фонды кредитования
Снижений залоговых требований
Гарантии USAID HERMES
3. Льготное кредитование
Компенсация стоимости кредита за счёт государственных дотаций
Субсидирование ставок по кредитам.
В 2002 г. банк “ Центр–инвест” реализовал соглашение с Агенством по международному развитию США (USAID) и крупнейшей немецкой государственной страховой компанией HERMES.
Американское агентство международного развития USAID - независимое правительственное агентство, которое было учреждено в 1961 году Президентом США Джоном Ф. Кеннеди.
Штаб-квартира USAID находится в Вашингтоне, миссии USAID расположены в разных странах. С 1961 года USAID реализует американские программы оказания помощи другим странам в целях содействия развитию экономики этих стран и защиты интересов США на международной арене.
Затрачивая
менее 0,5% средств федерального бюджета США на оказания помощи другим странам,
USAID способствует укреплению демократии, созданию свободного рынка и
достижению главных целей международной политики Америки.
За время существования USAID 10 национальных комиссий высокого уровня,
учрежденные Белым Домом или Конгрессом для ревизии деятельности агентства,
подтвердили, что программы иностранной помощи - это инвестиции, возврат которых
приносит выгоду каждому американцу. Кроме того, USAID обогащает свою страну
опытом, приобретенным за время работы по развитию экономики других стран.
Программа иностранной помощи способствует созданию рынков будущего,
предотвращению экономических кризисов, поддерживает демократию. Программа
создает рабочие места в США.
Кроме того, гораздо дешевле предотвращать экономические и политические кризисы, чем оплачивать военные операции, мирные переговоры и срочную гуманитарную помощь.
Программы
иностранной помощи помогли в создании наиболее динамичных рынков для экспорта
американских товаров. Доход от торговли, начатой с помощью программ, давно
окупил расходы по выезду за границу американских экспертов. Между 1990 и 1993
годами объем экспорта США в развивающиеся страны и страны бывшего советского
блока вырос и составил 46 биллионов долларов.
Среди стран, получивших помощь от США через USAID, можно назвать Францию,
Испанию, Португалию, Южную Корею, Тайвань, Италию и Германию. В настоящий
момент программы экономической поддержки, рассчитанные на 2 года, реализуются
через USAID в таких странах, как Коста-Рика, Таиланд, Ботсвана.
Со
времен плана Маршалла с помощью программ иностранной помощи США приобретает
верных союзников и прекрасных торговых партнеров.
USAID работает с учителями, фермерами, представителями малого и среднего
бизнеса, врачами и другими представителями местных инфраструктур в Африке, Азии
и на Ближнем Востоке, в Латинской Америке и странах Карибского блока, в
Центральной и Восточной Европе и странах СНГ.
USAID работает в тесном сотрудничестве с американскими правительственными агентствами, частными добровольными деловыми организациями, университетами. USAID имеет контакты более чем с 3.000 американскими компаниями и более чем с 300 частными добровольными организациями.
Около
80% грантов и контрактов USAID направляется непосредственно американским
компаниям и американским неправительственным организациям.
USAID осуществляет поддержку по следующим направлениям: развитие экономики,
защита передовой демократии, предоставление гуманитарной помощи жертвам
катастроф, охрана здоровья общества и планирование семьи, защита окружающей
среды.
Оказывая помощь той или иной стране в ее экономическом развитии, руководство USAID обращает внимание на ряд факторов: стратегические интересы страны, отношение страны к социальным и экономическим реформам и готовность к установлению демократии, способность страны стать надежным партнером. USAID утверждает, что устойчивый рост экономики возможен при наличии хорошего правительства, правильной экономической политики и инвестиций в ключевые секторы экономики - образование, здравоохранение, охрану окружающей среды.
Агенство Международного Развития США ( USAID ) выступило гарантом по кредитом банка “ Центр –инвест “ для малых и микро-предприятий на общую сумму 6 000 000 $. Гарантия была получена 16 января 2002 г. на срок 5 лет.
Микро-предприятиями являются юридические лица или предприниматели с численностью рабочих до 5 чел, собственниками которого являются гражданами России, либо предприятия на 100% принадлежащие частному собственнику.
Малым предприятиями являются предприниматели и организации, собственниками которых являются гражданами России, либо предприятия на 100% принадлежащие частному собственнику, в которых средняя численность работников за отчётный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
· В промышленности –100 человек.
· В строительстве –100 человек.
· На транспорте –100 человек.
· В сельском хозяйстве –60 человек.
· В научно –технической среде –60 человек.
· В оптовой торговле –50 человек.
· В розничной торговле и бытовом обслуживание населения –30 человек.
· В остальных отраслях и при осуществление других видов деятельности –50 человек.
Общий актив по балансу (за исключением земли и строений ) не может превышать суммы эквивалентной 250000 $ ( примерно 7,75 млн. руб.) –данные второго раздела годового баланса.
Гарантия предоставлена в рамках Программы предоставления кредитных гарантия (LPG), направленной на мобилизацию кредитных ресурсов для малого бизнеса. По условиям соглашения USAID берёт на себя 50% покрытия рисков по кредитам, выданным банком “ Центр –инвест” малым предприятиям, отвечающим определённым квалификационным требованиям.
Гарантии Агенства Международного Развития США относится к числу гарантий правительства “ группы развитых стран”.
Для малого бизнеса именно отсутствие достаточного залога является основным препятствием при получение кредита. Теперь заёмщик сможет предоставлять лишь половину необходимого обеспечения. Как правило, при оценке залога применяется коэффициент 2. гарантия позволит малому предприятию выставлять обеспечение по сумме оценки равное полученному кредиту, оставленные риски берёт на себя Агенство Международного Развития США.
Максимальная сумма кредита по программе USAID составляет для микро-предприятий 5 000 $, для малых предприятий 150 000 $. Кредиты будут выдаваться как в рублях, так и в долларах США. Сборы Банка за использование гарантий составляют не менее 1% от суммы кредита при фоне кредита шесть месяцев. Эти сборы подлежат оплате, как правило, в течение 5 дней с момента оформления кредитного договора, при этом сумма договора Банка фиксируется в абсолютном выражение в договоре ссудного счёта.
Для того чтобы получить кредит под гарантию USAID заёмщику необходимо предоставить стандартный пакет документов.
Рассмотрение заявки от 3-х до 7-ми дней.
В кредитном договоре, подписываемым Банком и Заёмщиком, в пункте Обеспечения кредита дополнительно к обычному обеспечению прописывается “ гарантийное обязательство USAID № 118-2G-04A на сумму___________ рублей” (сумма гарантийного обязательства равняется 50% суммы кредита). Плата за гарантию предусматривается договором ссудного счёта и оплачивается платёжным поручением клиента с назначением платежа: ( за открытие ссудного счёта).
В случае если Заёмщик является ПБОЮЛ Заёмщик должен быть гражданином России или постоянно проживать в России. В случае если Заёмщик является предприятием он на 100% должен принадлежать частным лицам постоянно проживающим в России. Основным местом деятельности Заёмщика должна быть Российская Федерация. Заёмщик должен быть “ микро-предприятием” или “ малым предприятием” в соответствие с определением данным ранее. Ссуда может финансировать любую частную или производственную деятельность, за исключением:
а). производство, обработка или маркетинг сахара, пальмового масла, хлопка или цитрусовых на экспорт.
б). покупка, изготовление, импорт, распространение или применение пестицидов.
в). производство, обработка или маркетинг предметов роскоши, включая такие предметы, как оборудование для азартных игр, алкогольные напитки, драгоценности и меха.
г). деятельностью, связанной с абортами или принудительной стерилизации.
д). производство, обработка или маркетинг материалов для взрывчатых веществ, оборудование для ведения разведки или оборудование для воздействия на погоду.
е). Покупка товаров и услуг, отгруженных из Бразилии, Кубы, Ирака, Ирана, Либерии, Ливии, Нигерии, Сербии, Сомали, Гамбии, Северной Кореи, КНР, Сирии и Вьетнама или произведённых этими странами, или произведённых предприятиями принадлежащими более, чем на 50% гражданам этих стран, лицам, постоянно проживающим в этих странах или государственным органам этих стран.
ж). Покупка или аренда автомобилей, изготовленных за пределами США.
Ссуда должна быть выдана по рыночной процентной ставке и никакая часть ссуды не может быть профинансирована за счёт субсидий. Ссуда должна быть помещена под гарантийное покрытие в течение 10 дней после выдачи ссуды.
На сегодняшний день в банке “ Центр –инвест” обслуживает более 4 000 малых предприятий. Портфель кредитных ресурсов для малого бизнеса составляет более 384 млн. руб.
Таблица 9
Структура кредитных вложений под гарантию USAID.
Показатели
3 кв. 2002 тыс.руб.
4 кв. 2002
тыс.руб.
Изменения
Темп прироста
Кредитные вложения под гарантию USAID
28560
48270
19710
40,83
Данный рост является сложением ряда факторов. Во- первых, ростом клиентской базы, во-вторых, решение вопроса о залоге, являющегося для малого бизнеса наиболее сложным.
Выбор Агенства Международного Развития США в качестве стратегического партнёра на юге России банка “ Центр –инвест” обусловлен работой банка по международным стандартам финансовой отчётности, успешной реализацией собственной программы поддержки малых предприятий Дона, большим опытом работы с международными финансовыми структурами (Инвестиционный Фонд США -Россия, Черноморский банк торговли и развития).
Ещё одним видам снижения залоговых требования для своих клиентов банк “ Центр –инвест” предлагает кредитование под гарантийный фонд HERMES. 1 августа 2002 г. банк заключил соглашение с крупнейшей немецкой государственной страховой компанией HERMES.
Новое современное оборудование –основа прибыльного бизнеса. Однако стоимость такого оборудования очень высока и его покупка требует значительного отвлечения средств от предприятия. В этой ситуации наиболее оптимальным решением является применение механизма гарантии HERMES.
С точки зрения малого бизнеса лизинг — та же кредитная линия, предоставляющаяся на определенных условиях и обладающая набором специфических характеристик. Более того, фирма-лизингополучатель пользуется рядом налоговых льгот. Так, согласно п. 7 ст. 259 НК РФ существует возможность начисления ускоренной амортизации по имуществу, полученному в лизинг, с увеличением нормы амортизационного отчисления, но не более чем в три раза. Для использования льготы по налогу на прибыль применительно к основным средствам первой, второй и третьей амортизационных групп необходимо проводить начисление амортизации по ним линейным методом. Лизингополучатель может уменьшить свою налогооблагаемую прибыль, внеся лизинговые платежи (за вычетом начисленной амортизации) в состав своих прочих расходов согласно ст. 264 НК РФ.
Банк “ Центр –инвест” в 2002 году реализовал соглашение с ОАО "Российским банком развития". ОАО "Российский банк развития" учрежден Российским фондом федерального имущества в соответствии со статьей 128 Федерального Закона №36-Ф3 от 22 февраля 1999 г. "О Федеральном бюджете на 1999 год".100% акций ОАО "Российский банк развития" принадлежат Российскому фонду федерального имущества.Российский банк развития имеет лицензию Банка России на осуществление банковских операций №3340 от 25 января 2000 г., лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление:
· дилерской деятельности №077-06129-010000 от 17.07.2002 г.
· брокерской деятельности №077-06125-100000 от 16.07.2002 г.
· деятельности по управлению ценными бумагами №077-06127-001000 от 16.07.2002 г.
По состоянию на 01.01.2003 года уставный капитал Российского банка развития составлял 4660 млн рублей, собственные средства - 5196 млн рублей, активы банка - 6639 млн рублей. Балансовая прибыль Российского банка развития за 2002 г. составила 569,7 млн рублей. Российский банк развития входит в число первых пятнадцати банков России по размеру собственного капитала.
Основная цель деятельности Российского банка развития - практическое содействие реализации государственной инвестиционной политики путем кредитования реального сектора экономики по приоритетным отраслям, определяемым Правительством Российской Федерации. Основные задачи Российского банка развития:
· объединение среднесрочных и долгосрочных государственных и частных финансовых ресурсов в соответствии с экономической политикой Правительства Российской Федерации;
· обеспечение структурных изменений в национальной экономике;
· содействие изменению структуры национального экспорта в сторону увеличения удельного веса товаров с высокой долей добавленной стоимости;
· финансирование модернизации основных фондов предприятий;
· содействие инновациям;