Рефераты

Роль коммерческих банков

 

Чехия

 

10,3

 

36

 

3,5

 

13

 

1,3

 

Венгрия

 

100

 

32

 

3,2

 

2,8

 

0,3

 

Польша

 

38,7

 

39

 

1,0

 

7,9

 

0,2

 

Россия

 

145,5

 

115

 

0,8

 

17

 

0,1

 

Украина

 

49,6

 

20

 

04

 

0,9

 

0,02

 

Беларусь

 

10,2

 

8

 

0,8

 

0.3

 

0,03

 

Как видно из этих статистических данных, по уровню экспорта на душу населения Беларусь опережает лишь Украину и не уступает Рос­сии, однако проигрывает последней по величине банковских активов в иностранной валюте на душу населения более чем в 3 раза Россия является крупнейшим экспортером сырья, а Беларусь вывозит за грани­цу преимущественно готовую промышленную продукцию. По этой при­чине уровень поддержки отечественными банками национального экспорта должен быть намного выше, чем в России, поскольку такие товары, как нефть, газ, уголь, лес и другое сырье, покупаются с быстрой оплатой в денежной форме, в то время как поставки машинотехнической и дру­гой сложной промышленной продукции без экспортных кредитов весь­ма затруднены, что и является главным препятствием для наращивания объемов экспорта нашими заводами даже в страны третьего мира, кото­рые вполне удовлетворяет современное качество относительно дешевой продукции и уровень ее сервиса.


2. СТАНОВЛЕНИЕ И ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


2.1. Развитие системы коммерческих банков


Белорусская банковская система, являясь практически ровесницей Беларуси как госу­дарственного образования, прошла вместе со своей страной через все периоды ее не­простой истории. Как специфический сектор экономики, она пережила годы почти полно­го отрицания роли денег в народном хозяйст­ве и господства натурального обмена; дли­тельное время существовала в условиях, ко­гда деньги и банки использовались как учетно-распределительные инструменты в пла­новом хозяйстве и, наконец, дождалась их признания в качестве всеобщего эквивалента и универсального платежного средства в по­следние годы.

Датой рождения банковской системы Бела­руси принято считать 3 января 1922 года — начало работы Белорусской конторы Госу­дарственного банка при Наркомфине БССР. Исторически это совпало с началом реализа­ции новой экономической политики (НЭПа), основанной на сочетании плановых и ры­ночных подходов к управлению экономикой. После образования конторы Госбанка были открыты местные отделения в Витебске, Борисове, Бобруйске, Могилеве, агентства — в Слуцке, Мозыре, Орше, Климовичах, Полоцке.

Банковская система тех лет известна актив­ными усилиями по стабилизации денежного обращения и ликвидации дефицита госбюд­жета. Денежная реформа 1922—1924 годов, проведенная без иностранной помощи, соз­дала прочную основу для восстановления и развития страны. Этот период в отечествен­ной экономической истории характеризует­ся снижением цен на товарном рынке, повы­шением доходности крестьянских хозяйств, ростом реальной заработной платы. В 1925 году кредитные вложения по секторам эко­номики были распределены следующим об­разом: промышленность — 44,4%, сельское хозяйство — 14,5%, торговля — 40,4%, час­тный сектор — 0,7%.

В 1923 г. в связи с образованием СССР Гос­банк РСФСР был преобразован в Госбанк СССР, в состав которого вошла и Белорус­ская контора, подчинявшаяся ранее Наркомфину БССР.

В 1923—25 гг. были открыты филиалы обще­союзных акционерных банков — Промбан­ка, Всесоюзного кооперативного, — а с 1936 г. — Торгбанка. В эти годы сформиро­валась система местных банков. В 1923 г. был открыт Гомельский рабочий банк, пре­образованный в 1924 г. в местный комму­нальный банк; в 1925 г. был создан Белкоммунбанк.

С целью концентрации свободных средств для кредитования сельского хозяйства были организованы окружные товарищества сель­скохозяйственного кредита: Белорусское и Гомельское — в 1923 г.. Витебское и Оршан­ское — в 1924 г., Калининское — в 1925 г., Бобруйское и Могилевское — в 1926 г., Мозырское и Полоцкое — в 1927 г. Систему сельскохозяйственного кредитования воз­главил Бепсельбанк, организованный в 1924 г. Представителям частного капитала было разрешено открывать товарищества взаим­ного кредита [4, с.8].

В соответствии с вышедшим в 1927 г. поста­новлением ЦИК и СНК СССР "О принципах построения кредитной системы". Госбанк стал играть доминирующую роль. А после кредитной реформы 1930—32 гг. акционер­ные банки, сельскохозяйственные кредит­ные учреждения и товарищества взаимного кредита были ликвидированы.

В 1930-1932 годах в стране была проведена кредитная реформа, суть которой сводилась к полной замене коммерческого кредитова­ния прямыми банковскими кредитами с од­новременным внедрением принципов хоз­расчета и контроля рублем. В совокупности это позволило банкам увеличить объемы краткосрочного кредитования за последую­щие десять лет в 23 раза, причем на долю промышленности в предвоенном 1940 году приходилось 58% всех кредитов. К этому го­ду в банковской системе Беларуси труди­лось уже свыше 4 тысяч человек. В послевоенные годы банки Беларуси реша­ли задачи, связанные с восстановлением раз­рушенного хозяйства, включая проведение в 1947 году денежной реформы.

С 1932 г. до 1959 г. в Белоруссии функциони­ровали Коммунальный банк, филиалы Гос­банка СССР, Промбанка СССР, Сельхозбан­ка СССР и до 1957 г. — Торгбанка СССР [4, с.7].

В 1959 году была реорганизована и сама банковская сис­тема — упразднены специализированные банки, а их функции сосредоточены в Гос­банке и Стройбанке. Весь послевоенный пе­риод банки работали в условиях жесткого централизованного планирования и их дея­тельность была направлена на решение за­дач своего времени — создание мощного промышленного и научного потенциала, раз­витие отраслей, определяющих технический прогресс. В 1981 году кредитные ресурсы банковской системы были распределены следующим образом: промышленность — 33,4%, сельское хозяйство — 23,4%, тор­говля и заготовки — 21,8%, прочие — 21,4%.

В 1987 г. были учреждены белорусские рес­публиканские банки, ставшие филиалами Госбанка, Внешэкономбанка, Сберегатель­ного банка, Промстройбанка, Агропром­банка, Жилсоцбанка СССР. После объявле­ния суверенитета Беларуси все банковские учреждения на территории страны были объявлены собственностью Республики Беларусь. На базе Бе­лорусского республиканского банка Госбан­ка СССР был создан Национальный банк Бе­лорусской ССР.

С этого момента началась новейшая история белорусской банковской системы.

В декабре 1990 г. были приняты законы "О Национальном банке Белорусской ССР" и "О банках и банковской деятельности в Бело­русской ССР", то есть было положено начало формированию двухуровневой бан­ковской системы страны: первый уровень — Национальный банк Белоруссии, второй — коммерческие банки. Специализирован­ные государственные банки были преобра­зованы в акционерные коммерческие, стали создаваться новые универсальные банки, у истоков которых стоял уже частный капитал. Среди них — Беларусбанк, Приорбанк, Бресткомбанк, Комплексбанк и другие.

В конце 2000 года положения перечисленных законов были объединены в принятом на смену им Банковском кодексе Республики Беларусь.

Согласно ст. 69 Банковского кодекса Республики Беларусь, банк является коммерческой организацией, зарегистрированной в порядке, установленном законодательством, и имеющей на основании лицензии, выданной Национальным банком, исключительное право осуществлять в совокупности банковские операции [2].

Банк может создаваться в форме акционерного общества или унитарного предприятия.

В Республике Беларусь могут создаваться в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь либо нормативными правовыми актами Национального банка универсальные банки, имеющие лицензию на осуществление всех видов банковских операций, а также специализированные банки, деятельность которых направлена на осуществление отдельных банковских операций.

Банк имеет устав, утверждаемый в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь для юридического лица соответствующей организационно-правовой формы.  В уставе банка должны содержаться:

-       наименование банка;

-       указание на его организационно-правовую форму;

-        сведения о месте нахождения (юридический адрес) банка;

-       перечень банковских операций и видов деятельности;

-       сведения о размере уставного фонда;

-        сведения об органах управления, в том числе исполнительных  органах и органах внутреннего контроля, о порядке образования этих органов и их полномочиях;

-        иные сведения, предусмотренные законодательством Республики Беларусь для устава юридического лица соответствующей организационно-правовой формы [2].

Банк должен иметь наименование и фирменное наименование, соответствующие требованиям законодательства Республики Беларусь. Наименование банка должно содержать указание на характер деятельности этого банка посредством использования слова "банк", а также на его организационно-правовую форму.

Юридические лица, зарегистрированные на территории Республики Беларусь в установленном порядке, не могут использовать в своем наименовании слово "банк", за исключением лиц, получивших от Национального банка лицензию на осуществление банковских операций.

В соответствии с требованиями Кодекса, государственной регистрации подлежат:

-       вновь созданные (реорганизованные) банки;

-        изменения и дополнения, вносимые в учредительные документы банков [2].

Деятельность банка без государственной регистрации запрещается. Доходы, полученные банком, осуществляющим деятельность без государственной регистрации, взыскиваются в доход республиканского бюджета. Органом, осуществляющим государственную регистрацию банков, является Национальный банк.

Таким образом, в результате длительного исторического развития в непростых экономических и политических условиях, в Республике была сформирована вполне современная и отвечающая требованиям времени система коммерческих банков. Основы данной системы нашли своё законодательное закрепление в Банковском кодексе Республики Беларусь.






2.2. Оценка развития коммерческих банков Республики Беларусь


В настоящее время банковская система явля­ется динамично развивающейся отраслью народного хозяйства. В ней занято около 50 тысяч работников, или около 1% эко­номически активного населения страны.

В Беларуси 31 банк имеют право на осуществление банковских операций, в том числе 7 - небольшие банки-резиденты СЭЗ. При этом 9 банков со 100-процентным иностранным участием в капитале. В целом из 22 белорусских банков, включенных в рейтинг, только у пяти системообразующих нет иностранного капитала. У остальных эта доля следующая: Приорбанк - 76,2%, Белвнешэкономбанк - 34,6%, Москва-Минск - 100%, Славнефтебанк - 7,5%, Белгазпромбанк - 67,8%, Минский транзитный банк - 2,5%, Белорусский народный банк - 3,9%, Межторгбанк - 56,6%, Технобанк- 30,5%, Трастбанк - 44,7%. У семи банков 3-й группы контрольный пакет принадлежит иностранному инвестору, исключение составляет Белорусский индустриальный банк, у которого эта доля равняется 31,7%( см. приложение 1).

Таким образом, как и три месяца назад, в рейтинг включены 22 банка, разбитых на четыре группы. Беларусбанк выделен в отдельную группу. Во вторую группу включены крупные банки с чистыми активами более 50 млн. EUR. В третью - банки с собственным капиталом более 10млн. EUR и имеющим право привлекать вклады населения. Четвертая - 8 банков, имеющих капитал от 5 до 10 млн. EUR. В последней группе, как всегда, высокий балл набирают Белросбанк и Астанаэксимбанк. В третьем квартале продемонстрировал хорошие показатели Сомбелбанк [13, c.27].

Обращаем внимание читателей, что суммарный балл рейтинга - среднее почти тридцати показателей банка, и поэтому отражает все стороны его деятельности за квартал, с начала года и за 12 последних месяцев: объявленную прибыль, качество кредитов, достаточность капитала, ликвидность, динамику роста и качество обслуживания (этот показатель, скорее, отражает широту и динамику роста клиентской базы).

Прибыльность. Текущая прибыль всех банков на 1 октября 2005 г. составила 166,2 млрд. Br (за девять месяцев прошлого года - 130,5 млрд. Br, а в 2003 г. за те же девять месяцев - 88,3 млрд. Br). Почти треть прибыли (53 млрд. Br) досталась Приорбанку, 36 млрд. - Беларусбанку, 15 млрд. - Белагропромбанку, 12,8 млрд. - Белпромстройбанку, 14,8 млрд. - Белинвестбанку, 7,2 млрд. Br - Белвнешэкономбанку, 7,1 млрд. Br - банку "Москва- Минск". Относительно своих размеров хорошую прибыль получили также Славнефтебанк (5,4млрд. Br), РРБ-банк (5,4 млрд. Br), Минский транзитный банк (1,8млрд. Br), Белорусский индустриальный банк (1,6 млрд. Br), Белросбанк (2,7 млрд. Br) и Межторгбанк (2 млрд. Br) [13, c.27].

Доходность банков, в первую очередь, зависит от состояния реального сектора - рентабельность предприятий в этом году несколько улучшилась. С другой стороны, из-за замедления роста цен уменьшилась инфляционная составляющая их доходов. Снижалась в этом году ставка рефинансирования (с 17 до 12%), а, следовательно, и процентные ставки по рублевым кредитам (средняя по выданным в августе - 12,8%, год назад - 18,7%) и по вновь привлеченным депозитам (11,7%, год назад - 16,1%). Вместе с тем предполагаемое укрепление за год курса Br к USD обеспечивает рублевым депозитам населения чрезмерно высокую валютную доходность, что разорительно для банков. Ставки по новым валютным кредитам в августе достигли 10,5% для юрлиц и 13,1% для физлиц. В ближайшем будущем ставки будут снижаться незначительно, тем не менее и банкам, и реальному сектору нужно начинать  тяжелую работу по поиску и инициированию эффективных бизнес-проектов, а также массовому кредитованию населения (строительство и ремонт квартир, покупка автомобиля, мебели, холодильника, стиральной машины). При продолжении политики стимулирования спроса через рост зарплаты и при стабильном курсе розничный банкинг становится важным направлением работы.

Рентабельность, рассчитанная как прибыль к расходам. За 9 месяцев по этому показателю лидируют: РРБ-банк - 51%, Москва-Минск - 42% и Приорбанк - 35%. По данным Нацбанка, в целом по банковской системе рентабельность активов (в годовом исчислении) - 1,37%, рентабельность собственного капитала - 7,46% [13, c.28].

Качество кредитов. Доля проблемных активов в активах, подверженных кредитному риску, на 1 октября по официальным данным составила всего 3,66% (или 496,6 млрд. Br). Фактически, созданный резерв по активам, подверженным кредитному риску, равнялся 197 млрд. Br. К таким активам относятся: кредиты, выданные юридическим и физическим лицам; средства, размещенные в других банках; финансовая аренда (лизинг); операции с использованием векселей, приобретенные векселя; исполненные банковские гарантии и поручительства в денежной форме; финансирование под уступку денежного требования (факторинг); иные активные операции, подверженные кредитному риску.

По представленным банками данным, лучшие показатели по кредитному портфелю имеют Белагропромбанк, Славнефтебанк, Приорбанк, Абсолютбанк, Сомбелбанк, Белинвестбанк, Белвнешэкономбанк, Белгазпромбанк. С учетом сформированных резервов практически каждый укладывается в 3% норматив проблемных кредитов. Это очень неплохой показатель, если статистика полностью соответствует действительности, а Нацбанк ведет адекватный мониторинг проблемных кредитов не только по отчетности банков.

Достаточность капитала. Рост зарегистрированного уставного фонда банков в этом году идет запланированным темпом. На 1 октября он достиг 2244 млрд. Br (или 868 млн. EUR.), собственный капитал - 3,2 трлн Br (или 1250 млн. EUR).

Достаточность основного (5%) и собственного (10%) капитала на контрольную дату не была нарушена. Средняя по банковской системе достаточность собственного капитала - 23,05% (перевыполнена более чем в 2 раза). Дело в том, что многие банки по-прежнему испытывают нехватку ресурсной базы и не нарастили активные операции до масштабов, допускаемых своим капиталом, из-за медленно растущего коэффициента монетизации.

Ликвидность. В целом по банковской системе на 1 октября нормативные показатели ликвидности имели следующие значения: краткосрочная - 1,14%, мгновенная - 98%, текущая - 100,7%, соотношение ликвидных и нормативных активов - 26%. Введение новых, более жестких методов ежедневного контроля ликвидности создает определенные проблемы банкам. Однако на конец месяца (за исключением имеющего особый статус АСБ "Беларусбанк") все четыре показателя ликвидности с тем или иным запасом банки выполняют. Небольшим банкам, безусловно, это делать легче. Ликвидность же банковской системы проверяется на прочность только в экстремальных условиях, например, при хотя бы небольшой панике среди вкладчиков [13, c.28].

Динамика роста. Чтобы сгладить скачкообразный рост отдельных банков, все четыре показателя его динамики (уставный фонд, собственный капитал, кредиты, валовые активы) учитываются не только за последний квартал, но и за последний год. Наилучшие показатели продемонстрировали: Белросбанк (он нарастил на 162% баланс за год, и на 178% выданные клиентам кредиты), Белорусский народный банк (увеличил ресурсную базу на 234%, собственный капитал - в 2 раза, уставный фонд - в 4 раза), Астанаэксимбанк (активы и кредиты - в 2 раза). Крупные банки: Приорбанк, Беларусбанк и Белпромстройбанк как по итогам последнего квартала, так и по отношению к 1.10.2004 г. динамично и равномерно наращивали ресурсы и объемы кредитования. Практически восстановил все свои активы Трастбанк.

Качество обслуживания (доли рынка). Темп роста вкладов в июле-сентябре был самым высоким у Белорусского народного банка (увеличились в 25 раз), Москва-Минск - прирост 24%, у Белгазпромбанка- 18%, у Трастбанка- 13%. Наибольший вклад в кредитование реального сектора вносят Беларусбанк (45%), Белагропромбанк (18%), Приорбанк (10%), Белпромстройбанк (8%) и Белинвестбанк (7%). Доли указаны от суммарного кредитного вклада банков, включенных в рейтинг. На невключенные остается менее 1% кредитов.

За последние 12 месяцев свою долю в кредитовании реального сектора увеличили Беларусбанк и Белагропромбанк (на 2%), Белпромстройбанк (на 0,5%) и динамично растущие банки 2-3 групп за счет некоторого уменьшения доли у отдельных уполномоченных банков.

По привлечению вкладов населения наибольшую работу по-прежнему проводит Беларусбанк (57% всех вкладов). Такая концентрация в одном банке, даже учитывая его специализацию на сбережениях, на наш взгляд, чрезмерна и опасна. Нацбанку следовало бы стимулировать диверсификацию вкладов. Еще почти 12% принадлежит Белагропромбанку, 9,28% - Белпромстройбанку, 8,6% - Белинвестбанку, 4,8% - Белвнешэкономбанку, 4,4% - Приорбанку, 0,93% - Белгазпромбанку, 0,73% - Славнефтебанку [13, c.28].


3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Для большинства промышленно развитых зарубежных стран характерна многоуровневая структура кредитной системы. В нашей же республике многоуровневая кредитная система только начинает развиваться и носит переходный характер. Проблема состоит в том, что необходимо завершить переход от жестко централизованной кредитной системы  к рыночной модели организации кредитной системы. Важно то, что этот переход должен идти параллельно с движением к рыночной организации всей экономики в целом. Но сегодня экономика Беларуси остаётся в значительной мере огосударствленной. Поэтому и сохраняются многие элементы централизованной кредитной системы, обеспечивающей обслуживание государственного сектора экономики: льготное кредитование убыточных малорентабельных государственных предприятий, производящих  не пользующуюся спросом продукцию, малоэффективного аграрного сектора. Вместе с тем, руководству страны вряд ли стоит рассчитывать на то, что банки взвалят на себя основную нагрузку по кредитованию сельского хозяйства, потому что, кредитуя сельскохозяйственные предприятия, банки вынуждены забывать не только про доходность, но и про возвратность. Банкиры считают, что государство должно гарантировать по крайний мере безубыточность этих вложений.

Также следует отметить, что большинство небанковских кредитно-финансовых институтов не получило развития в нашей республике.

  Всё это свидетельствует о том, что развитие кредитной системы в республики нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Однако, в банковской системе наблюдаются и положительные тенденции. Так, например, одним из наиболее существенных достижений банковской системы явилась нормализация валютного рынка. Кроме того, осуществлен комплекс мер по повышению надежности и устойчивости функционирования банков, росту их финансового потенциала. Увеличились уставные фонды, на 17,5 процента возрос собственный капитал банков, хотя его рост планировался в 10 процентов [13, с.25].

Проводимая политика по поддержанию положительного уровня реальных процентных ставок повысила доверие к белорусскому рублю, отметили специалисты. Субъекты хозяйствования и особенно население стали отдавать предпочтение сбережениям в национальной валюте.

Главная цель реформирования и реструктуризации системы отечественных коммерческих банков - это формирование сообщества кредитно-финансовых учреждений, способных к аккумуляции свободных внутренних и внешних финансовых ресурсов, их прибыльному размещению, а также к оказанию всего комплекса банковских услуг внутренним и внешним клиентам.

Основными проблемами банковской системы Беларуси является ее общая финансовая слабость. Почти половина всех активов банковской системы размещена в форме кредитов юридическим лицам, большинство из которых представляют собой низкорентабельные и убыточные предприятия государственного сектора. Банковская система Беларуси практически не имеет финансовых инструментов, позволяющих обеспечивать накопление денежных ресурсов в реальном исчислении.

Особенностью белорусской банковской системы, является преобладание нескольких крупных банков, обслуживающих государственные программы и государственные предприятия: на 6 крупнейших системообразующих банков, которые вынуждены работать по государственным программам, связанным с кредитованием низкоэффективного АПК и жилищного строительства, приходится около 90% всего объема активных операций. Этот параметр близок к 90% на протяжении нескольких последних лет. В будущем ситуация должна измениться, и в Концепции развития белорусской банковской системы до 2010 г. предусмотрено снижение доли указанных банков до 50%. Представляемые данным банкам взамен льготы по обязательному резервированию и процентным ставкам не позволяют эффективно регулировать денежный рынок рыночными инструментами и вызывают определенные искажения в его работе [24].

Проведенное курсовое исследование позволяет утверждать, что финансовое оздоровление банковского сектора должно проводится по двум направлениям:

·        реструктуризация задолженности предприятий реального сектора экономики перед банками;

·        рекапитализация самих банков через привлечение дополнительных финансовых средств в банковскую систему.

Реструктуризация сомнительной к погашению задолженности предприятий банкам может проводиться двумя способами: путем осуществления согласительных процедур и принудительным путем.

В случае отказа предприятия от заключения мирового соглашения, банк имеет право инициировать начало процедуры банкротства независимо от формы собственности предприятия согласно действующему законодательству (Закону о банкротстве).

Рекапитализация самих банков в период общего оздоровления экономики может включать в себя следующие мероприятия.

1.     В целях оперативной безопасности привлеченных средств во всех коммерческих банках предпринять чрезвычайные временные меры по восстановлению общей ликвидности банковской системы.

2.     Существенно повысить суммарный собственный капитал белорусских банков в течение первых двух лет после перехода к радикальным реформам.

3.     Расширить спектр кредитно-финансовых учреждений за счет создания специализированных небанковских кредитно-финансовых учреждений (инвестиционных, ипотечных, лизинговых компаний, создания обществ взаимного кредитования и т.п.), предполагая переход в это качество банков, не имеющих возможности нарастить собственный капитал.

4.     Стимулировать первоочередное признание группы ведущих белорусских банков на международных финансовых рынках, в том числе путем присвоения им соответствующих кредитных рейтингов.

5.     Обеспечить переход белорусских банков на международные правила бухгалтерского учета и предоставление основной статистики по коммерческим банкам независимым аналитическим центрам для систематической разработки и публикации внутреннего банковского рейтинга.

6.     Ограничить операции по активным счетам банков, не создавших резервов по сомнительным кредитам.

7.     Предложить всем банкам, просроченная задолженность которых по выданным кредитам превышает 5% от суммы всех выданных кредитов, предоставить план собственного оздоровления, включая график заключения предполагаемых мировых соглашений с заемщиками и инициирования процедур банкротства [24].

Помимо этого, принять комплекс мер по побуждению банков к собственному финансовому оздоровлению:

·        в течение 2-3 лет перейти к сохранению генеральных лицензий только у банков, имеющих международный рейтинг;

·        разработать механизм принудительной продажи контрольного пакета банков, регулярно не соблюдающих пруденциальные нормативы и ставящих под угрозу безопасность всей банковской системы, закрепив это право за органом надзора за банковской деятельностью (либо Агентством по реструктуризации банков);

·        установить предельный удельный вес акций предприятий в активах банков с целью побуждения их к скорейшему восстановлению денежной ликвидности.

Кроме того, государству в лице Правительства и Нацбанка следует осуществить определенные действия по сокращению государственного вмешательства в банковскую деятельность. В частности следует провести следующие мероприятия:

1.     Вывод средств государства и Национального банка из уставных капиталов коммерческих банков, в первую очередь - Беларусбанка, Белагропромбанка, с последующей продажей их на свободных аукционах. Это необходимо, во-первых, для создания равных условий для всех банков, во-вторых, для исключения возможности нерыночного давления органов власти и Национального банка на денежный рынок через зависимые от него банки.

2.     Восстановление специализированного Сберегательного банка, работающего исключительно с населением и на денежном рынке. Это даст возможность повысить степень сохранности сбережений населения и укрепить рынок долгосрочных денежных ресурсов. Кроме того, чрезмерная концентра­ция вкладов населения в одном банке — АСБ "Беларусбанк" – крайне опасна. Малейшая паника сре­ди его вкладчиков может при­вести к системному банковско­му кризису.

3.     Реорганизация Белагропромбанка путем его раздела на шесть (по числу областей) местных земельных банков, передав контрольные пакеты акций местным органам власти. Это позволит сформировать в будущем вокруг местных земельных банков региональные финансовые рынки.

4.     Создание третьего уровня кредитно-финансовых учреждений - специализированных небанковских кредитно-финансовых учреждений с ограниченными лицензионными полномочиями и без права ведения расчетных счетов юридических и физических лиц (инвестиционные, трастовые, ипотечные и т.д. компании, общества взаимного кредита, кредитные союзы и т.п.). В результате произойдет привлечение дополнительных средств на денежный рынок, в том числе из "серой" экономики, специализация и повышение качества предоставляемых кредитно-финансовых услуг.

5.     Учреждение специального негосударственного фонда страхования вкладов физических лиц и срочных депозитов юридических лиц в форме акционерного общества, пополняемого за счет пропорциональных безвозвратных отчислений банков и небанковских кредитно-финансовых учреждений и предназначенный для возмещения указанных выше вкладов в случае банкротства кредитных учреждений - членов фонда. Это повысит степень доверия к банкам и тем самым позволит увеличить их ресурсную базу.

6.     Ограничение операций по активным счетам банков, не создавших резервов по сомнительным кредитам [22].

7.     Разработка механизма ускоренного судебного разбирательства с предприятиями-заемщиками, не способными погасить полученный банковский кредит, их банкротство и передача имущества во временное управление по рекомендации банков-кредиторов.

8.     Разработка и принятие механизма принудительной продажи контрольных пакетов акций банков, не обеспечивающих соблюдение пруденциальных нормативов и создающих угрозу ликвидности всей банковской системы. Это позволит ускорить процедуры смены собственника у неэффективных банков без их банкротства и социальных потрясений, привлечение более профессионального менеджмента и снижение доли проблемных банков в банковской системе.

9.     Инициирование создания союза коммерческих банков, который примет на себя солидарную ответственность за финансовое состояние банков-членов данного союза, вплоть до учреждения специальной негосударственной компании, страхующей депозитные риски вкладчиков и кредиторов "банков-союзников", с одной стороны, и предоставления рекомендации органу, осуществляющему надзор за банками, о принудительной продаже контрольного пакета акций банков, испытывающих финансовые проблемы, с другой стороны. Это должно предотвратить неожиданные банкротства банков.

10. Переход к расчету всех пруденциальных нормативов, исходя из собственного капитала банков, а не их уставных капиталов, что позволит отказаться от искусственного привлечения новых акционеров и повысить капитализацию уже выпущенных акций и их рыночную стоимость.

11. Привлечение на территорию страны филиалов надежных иностранных банков, поощрение их участия в капитале уже действующих белорусских банков, в том числе через выпуск американских и европейских депозитарных расписок. Это позволит привлечь дополнительные средства в банковскую систему и повысить конкуренцию между коммерческими банками.

12. Переход к международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) для белорусских банков с целью их скорейшей адаптации к мировым финансовым рынкам и получения соответствующих банковских рейтингов.

13. Обеспечение необходимого алгоритма действий для получения Беларусью кредитного рейтинга, а коммерческими банками - соответствующего банковского рейтинга. У банков, не имеющих соответствующего общепризнанного международного рейтинга, будут ограничены валютные лицензии. Кроме того, у банков, не имеющих внутреннего национального рейтинга, будет ограничена внутренняя лицензия по работе с населением.

14. Пересмотр всего действующего банковского законодательства страны в направлении:

·        четкого разграничения правомочий субъектов денежно-кредитных отношений;

·        конкуренции субъектов денежно-кредитных отношений;

·        главенства закона о регулировании денежно-кредитных отношений;

·        рассмотрения спорных вопросов в судебном порядке;

·        материальной, административной и иной ответственности любого субъекта, в том числе органов государственной власти и управления, за ущерб, причиненный неправомерными действиями;

·        прозрачности взаимоотношений субъектов;

·        информирования общественности о политике Банка Беларуси и состоянии кредитных учреждений.

В заключение главы следует отметить, что предложенные мероприятия направлены на финансовое укрепление белорусской банковской системы, придание ей динамичности, прозрачности и выход на мировые финансовые рынки в качестве полноправного их участника. В отличие от монетарной политики, их реализация не требует комплексности и может быть осуществлена в разные сроки по мере подготовки соответствующих экономических и политических условий.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В заключение проведенного курсового исследования, необходимо сделать следующие выводы.

Современная кредитная система представлена разнообразными кредитно-финансовыми институтами, которые выполняют аккумуляцию и мобилизацию доходов. Банковская система является основным звеном кредитной системы, играет исключительно важную роль в рыночной экономике. Банки, по существу, выступают в роли финансовых посредников. Они аккумулируют вклады, предоставляют полученные средства в качестве ссуд юридическим и физическим лицам, а так же выполняют различные расчетные, гарантийные и иные операции.

Банковская реформа в нашей стране началась в годы перестройки с реорганизации Государственного Банка СССР, из состава которого было выделено несколько государственных специализированных банков. Несколько позже возникли первые коммерческие банки. На рубеже 80-х — 90-х годов стала формироваться двухуровневая структура банковской системы. характерная для современной экономики. Эта система предусматривает наличие Центрального банка, наделенного эмиссионными и нормативными функциями, и сети коммерческих банков, выполняющих обслуживание юридических и физических лиц. Несмотря на бурное развитие коммерческих банков за последние годы, их численность еще далеко не достаточна. По плотности банков Беларусь значительно уступает развитым зарубежным странам. Кроме того, в связи с острым экономическим и финансовым кризисом в нашей стране положение подавляющего большинства коммерческих банков было и остается крайне тяжелым.

За непродолжительный период существования системы коммерческих банков в Республике Беларусь в ней возник ряд проблем. В вопросах регулирова­ния банковской системой они заключаются в следующем: банковская система играет исключительно важную роль в обеспечении нормально­го функционирования экономики. Поэтому она должна управляться не специальным ведомственным органов управления в лице Национально­го банка, а структурой типа независимого совета, представляющего интересы крупнейших банков страны. Последние два года в Беларуси происходит монополизация банковской деятельности: мелкие и средние банки объединяются с более крупны­ми, становясь их филиалами. Против реорганизации банков не может быть никаких возражений. Однако, централиза­ция банковского капитала и концентрация банковской деятельности не дол­жны приводить к ухудшению обслуживания хозяйствующих субъектов и населения.

Поставленные вопросы выходят за рамки чисто банковской сферы и финансового законодательства, однако, они имеют важное значение для дальнейшего развития банковской системы Республики Беларусь.

Эволюция стандартного набора банковских услуг такова, что постепенно на рынке происходит как рост их объема, так и расширение их состава. Особенно это заметно в работе коммерческих банков.

От качественного и количественного роста банковского сектора в огромной степени зависит выход нашей страны из экономического кризиса. Несмотря на обремененность многочисленными проблемами, современные банки уже сложились в мощную экономическую силу. Для повышения их роли в экономике и способности перераспределять финансовые ресурсы в интересах всего народного хозяйства необходимо укреплять финансовую базу банковского сектора и существенно улучшить законодательные условия в банковской деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты