|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обозначения: «+» - преимущественное распространение; «О» – примерно одинаковая степень распространения; «_» – имеет незначительное распространение; «запрещ. законом» - данный вид ценной бумаги запрещен законодательством; «не существ.» – не могут существовать вообще, в силу своей природы. Существуют также другие виды классификаций ценных бумаг.
2.2. Субъекты рынка ценных бумаг. Субъекты (участники) рынка ценных бумаг - это физические лица или организации, которые продают или покупают ценные бумаги или обслуживают их оборот и расчеты по ним, т.е. вступают между собой в экономические отношения по поводу ценных бумаг. Существуют следующие основные группы участников рынка ценных бумаг (см. схему) в зависимости от их функционального назначения: - эмитенты; - инвесторы; - фондовые посредники; - организации, обслуживающие рынок ценных бумаг; - государственные органы регулирования и контроля. [4] Эмитенты – организации, выпускающие ценные бумаги в обращение. Инвесторы – покупатели ценных бумаг, выпущенных в обращение. Фондовые посредники – торговцы, обеспечивающие связь между эмитентами и инвесторами на рынке ценных бумаг. Организации, обслуживающие рынок ценных бумаг – организации, выполняющие все другие функции на рынке ценных бумаг, кроме функции купли-продажи. В качестве эмитентов обычно выступают государство, коммерческие предприятия и организации. В качестве инвесторов выступают физические лица, а также коммерческие организации, заинтересованные в увеличении (приросте) денежных средств.
Схема. Участники рынка ценных бумаг. Фондовые посредники – это организации, осуществляющие на рынке ценных бумаг брокерскую или дилерскую деятельность по управлению ценными бумагами. Организации, обслуживающие функционирование рынка ценных бумаг, могут включать: - организаторов рынка ценных бумаг (фондовые биржи и др.); - расчетные центры (Расчетные палаты, Клиринговые центры); - депозитарии; - регистраторов; - информационные органы или организации. Государственные органы регулирования и контроля рынка ценных бумаг в Российской Федерации включают: - высшие органы управления (Президент, Правительство); - министерства и ведомства (Министерство финансов РФ, Федеральная Комиссия по рынку ценных бумаг и др.); - Центральный Банк РФ. 3. Регулирование рынка ценных бумаг. Регулирование рынка ценных бумаг – это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. Регулирование может быть внешним и внутренним. Различают следующие виды регулирования рынка ценных бумаг: - государственное регулирование; - регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг или саморегулирование; - общественное регулирование или регулирование через общественное мнение. Регулирование рынка ценных бумаг имеет следующие цели: - поддержка порядка на рынке, создание нормальных условий работы для всех его участников; - защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц и организаций; - обеспечение свободного и открытого ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения; - создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно вознаграждается; - в определенных случаях – создание новых рынков, поддержка рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений; - воздействие на рынок с целью достижения общественных целей (увеличения темпов роста экономики, снижения уровня безработицы и т.д.). Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает: - создание нормативной базы функционирования рынка, т.е. разработка законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на единую основу;- отбор профессиональных участников рынка; - контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка; - систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке (предупреждения, штрафы, уголовные наказания, исключение из рядов участников рынка). [4] 4. Процесс становления рынка ценных бумаг в России. В Российской империи первая биржа была создана в Санкт-Петербурге в 1703 г. по инициативе Петра Первого, знавшего о подобных учреждениях из личного опыта, приобретенного во время посещения Голландии. Санкт-Петербургская биржа являлась после голландских, Лондонской и Гамбургской бирж, которые возникли в XVI – XVII вв., одной из старейших в Европе. [5] В XVII веке первая биржа играла скромную роль в экономике страны, что объяснялось отсутствием единого всероссийского рынка, государственного долга в облигационной форме, акционерных обществ. Биржа служила местом встречи иностранных и отечественных купцов, а маклеры биржи выполняли функцию обычных переводчиков. До первой четверти XIX века Санкт-Петербургская биржа была биржей товарной. На ней совершались операции по купле-продаже товаров и фрахтованию судов. В связи с товарными сделками производились операции по покупке и продаже иностранной валюты в форме векселей и монеты. Первоначально, как и в других странах, развитие операций с ценными бумагами на Санкт-Петербургской товарной бирже было связано с возникновением и ростом государственного долга. В 30-х годах XIX века на ней впервые появились акции акционерных обществ. Дальнейшее расширение данной группы операций происходило в зависимости от роста государственного долга в облигационной форме, числа акционерных предприятий. На провинциальных биржах операции с облигациями и акциями стали совершаться значительно позже, и в небольших объемах. Отмена в 1861 г. крепостного права, курс на формирование многоукладной экономики, ликвидация «железного занавеса», приток иностранного капитала обусловили повышение роли существовавших в стране бирж. Во главе их Биржевых комитетов встали инициативные коммерсанты, имевшие широкие связи в деловом мире страны и за рубежом. В связи с быстрым увеличением числа акционерных обществ, прежде всего железнодорожных предприятий и акционерных банков, расширением выпусков облигаций государственных займов, на биржах начала более активно развиваться торговля ценными бумагами. Возрастали объемы сделок с акциями. Роль биржи заключалась также в размещении внутренних государственных займов, облигаций ипотечных банков, ценных бумаг железных дорог, банковских акций. На рубеже XIX и XX веков обозначился процесс разграничения российских бирж по функциональному назначению на товарные и фондовые. Однако этот процесс не привел к созданию чисто фондовых бирж. Единственная фондовая биржа в Российской империи была формально не самостоятельной биржей, а только отделом Санкт-Петербургской биржи. [5] История рынка ценных бумаг в Российской империи тесно связана с развитием кредитной системы, в частности – коммерческих банков. Факт появления каждого коммерческого банка связан с его основополагающей операцией – эмиссией и размещением собственных акций на рынке ценных бумаг. Как правило, банковские акции пользовались устойчивым спросом со стороны владельцев свободных капиталов и быстро находили покупателей. Благодаря размещению своих акций коммерческие банки сформировали акционерные капиталы, которые дали им возможность приступить к разнообразным активным, пассивным и забалансовым операциям. Умелый подход к операциям с векселями, акциями и облигациями приносил банкам значительную выгоду. Условием успеха являлось знание банком конъюнктуры ценных бумаг, степени надежности той или иной ценной бумаги, финансового положения ее эмитента. Значение банковских операций с акциями, облигациями и векселями особенно возросло с началом мировой войны, когда по решению правительства были закрыты официальные биржи. С этого времени сделки с ценными бумагами в основном совершали банки, некоторая их часть заключалась предпринимателями, частными лицами на «черном» рынке. После Октябрьской революции декретом СНК РСФСР от 23 декабря 1917 г. все операции с ценными бумагами на территории РСФСР были запрещены. В этом же месяце были аннулированы облигации государственных займов. В связи с национализацией прекратили существование акционерные общества. Их акции и облигации утратили юридическую силу. Таким образом, рынок ценных бумаг прекратил существование на территории России, чтобы снова появиться в конце ХХ века. В советской России рынок ценных бумаг не существовал. Единственным видом ценных бумаг были облигации государственных выигрышных займов. В настоящее время уже создана инфраструктура фондового рынка. Однако, применение ценных бумаг не получило такого широкого распространения, как в экономически развитых странах. Причиной этому служит нестабильность политической, а, следовательно, экономической обстановки в России. Особую опасность представляет возможность неограниченного изменения законодательной базы, регулирующей отношения, возникающие в процессе обращения ценных бумаг. Многие предприятия и частные лица предпочитают принимать оплату наличными деньгами, даже если это иногда происходит в обход законодательства. Однако такое положение должно со временем измениться. Вступая в международную торговлю, финансовые отношения, российские предприниматели вынуждены будут использовать инструменты рынка ценных бумаг. Заключение. В последние годы перед Россией встала проблема вхождения в мировое экономическое пространство. Признаком цивилизованной экономики является развитая инфраструктура фондового рынка. В современной России такую инфраструктуру приходится воссоздавать заново. В мире система безналичных расчетов используется очень широко. Ценные бумаги являются одной из составляющих безналичного оборота. Возможно, именно меры по созданию цивилизованного безналичного оборота, снижению доли так называемого «черного нала» во взаиморасчетах субъектов рынка, более широкому использованию в обороте ценных бумаг (например, векселей) могли бы способствовать уменьшению проблемы взаимных неплатежей, в последние годы остро стоящей перед российскими предприятиями. Для создания условий, способствующих увеличению доли безналичных расчетов (в т.ч. с помощью использования ценных бумаг) необходимо активное участие государства. При этом имеются в виду законы, не только касающиеся непосредственно ценных бумаг, но и косвенно связанные с их обращением (например, налоговое законодательство). [2] Для понимания значения ценных бумаг во взаимодействии субъектов рынка необходимо однозначное толкование понятия ценной бумаги. Один из пунктов данной работы посвящен раскрытию самого понятия ценной бумаги. Правильное использование ценных бумаг при осуществлении взаимодействия между субъектами рынка невозможно без знания последними их назначения и особенностей. Для систематизации и обобщения знаний об этих особенностях служат различные виды классификации ценных бумаг. В работе приведена наиболее часто употребляемая классификация ценных бумаг. В условиях рыночных отношений большое значение имеет регулирование рынка. В работе приведены цели регулирования рынка ценных бумаг, а также кратко описаны основные моменты процесса регулирования. В России фондовый рынок стал возрождаться относительно недавно, поэтому законодательная база, регулирующая отношения субъектов по операциям с ценными бумагами, недостаточно разработана. В этих условиях для субъектов рынка, производящих такие операции, особенно важно отслеживать изменения законодательной базы с целью повышения собственной надежности и улучшения репутации в глазах клиентов. Литература. 1. Алехин Б.И. Рынок ценных бумаг. Введение в фондовые операции. – Самара: Издательство «СамВен», 1992. 2. Банковское дело. Под ред. О.И. Лаврушина. М.: Банковский и биржевой научно-консультационный центр, 1992. 3. Белов В.А. Ценные бумаги. Вопросы правовой регламентации. – М.: Ассоциация «Гуманитарное образование», 1993. 4. Рынок ценных бумаг. Учебник. / Под ред. В.А. Галанова, А.И. Басова. – М.: Финансы и статистика, 1999. 5. Таранков В.И. Ценные бумаги Государства Российского. Москва-Тольятти: Автовазбанк, 1992. |
|