Рефераты

Рынок государственных ценных бумаг Республики Беларусь

Государственные ценные бумаги — это долговые обязательства, эмитентом которых является правительство; органы власти на местах, учреждения и организации, пользующиеся государственной поддержкой. Государственные ценные бумаги выпускаются для:

• финансирования текущего бюджетного дефицита;

• погашения ранее размещенных займов;

• обеспечения кассового исполнения государственного бюджета;

• сглаживания неравномерности поступления налоговых платежей;

• обеспечения коммерческих банков ликвидными коммерческими активами;

• финансирования целевых программ, осуществляемых местными органами власти;

• поддержки социально значимых учреждений и организаций.

Участниками рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь (РБ) являются:

·       Министерство финансов – эмитент, выступающий от имени Правительства Республики Беларусь. Этот орган выпускает ценные бумаги и несет от своего имени обязательства по ним перед владельцами ценных бумаг;

·       Национальный Банк Республики Беларусь (НБ РБ) – экономический советник и финансовый агент Правительства по размещению, обслуживанию и погашению выпусков государственных ценных бумаг;

·       инвесторы – профессиональные участники рынка ценных бумаг, юридические и физические лица, в том числе иностранные, владеющие облигациями, обладающие избытком финансовых средств, которые инвестируются ими в ценные бумаги Правительства [50, с.23].

Продажу ценных бумаг кабинета Министров могут осуществлять уполномоченные банки. Проведение операций с государственными ценными бумагами на открытом рынке осуществляется НБ РБ [7, с.22].

Рынок государственных ценных бумаг в Республике Беларусь функционирует с февраля 1994 года. В течение 15 лет Правительство республики своевременно выполняет обязательства по погашению своих долговых ценных бумаг.

Данный сегмент финансового рынка динамично развивается за счет расширения номенклатуры выпускаемых ценных бумаг и совершенствуется путем внедрения новых способов их размещения.

Возросшая привлекательность рынка государственных ценных бумаг во многом была обусловлена:

·     разнообразием сроков обращения (3, 6, 9 месяцев, 1 год и более) предлагаемых Министерством финансов облигаций и условий выплаты дохода по ним;

·     внедрением нового вида аукциона – биржевого;

·     сохранением положительной реальной доходности государственных облигаций;

·     участием нерезидентов;

·     активизацией вторичного рынка;

·     улучшением экономической ситуации в Республике Беларусь в целом.

Биржевой рынок государственных ценных бумаг выступает в качестве одного из важнейших элементов республиканского финансового рынка, с помощью которого Правительством и Национальным банком Республики Беларусь решаются задачи денежно-кредитного регулирования на макроэкономическом уровне.

За ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» закреплено исключительное право на организацию вторичного обращения государственных ценных бумаг. Вторичное обращение государственных краткосрочных и долгосрочных облигаций в соответствии с Постановлением Совета министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь № 1681/63 от 02.11.1998 года осуществляется только через торговую систему ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» через участников торгов государственными ценными бумагами, в качестве которых выступают члены Секции фондового рынка ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа", заключившие с ним соответствующие договора, и Национальный банк Республики Беларусь.

Следует отметить, что в структуре сделок ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа" преобладают сделки с государственными ценными бумагами (77 % от всех сделок и 90 % от общего объема) (Приложение 2) [44, с.7].

Можно сказать, что рынок государственных облигаций в Беларуси является самым ликвидным сегментом, и соответственно наиболее привлекательным для инвесторов.

В зависимости от формы и порядка оформления кредитных отношений различают государственные облигационные займы и безоблигационные займы.

Выпускаются облигации внутренних государственных и местных займов. Они могут быть как именными, так и на предъявителя, процентными, и беспроцентными (целевыми), выигрышными, свободно обращающимися или с ограниченным кругом обращения, сберегательными, казначейскими. Выпуск разного рода казначейских обязательств, векселей, кредитование центральным банком государственного бюджета - это примеры безоблигационных займов.

В настоящее время структура рынка государственных ценных бумаг в РБ представлена следующими ценными бумагами [50, с.31]:

•   краткосрочные государственные облигации (ГКО) со сроком
обращения до одного года. Облигации выпускаются от имени Совета Министров Республики Беларусь Министерством финансов с целью привлечения временно свободных средств юридических и физических лиц, в том числе иностранных, для возмещения дефицита республиканского бюджета;

•   долгосрочные государственные облигации (ДГО) со сроком обращения один год и более. Эти облигации также выпускаются Министерством финансов и могут использоваться первичными держателями при расчетах за товары (работы и услуги), а также могут выступать предметом залоговых обязательств;

•   государственные долгосрочные облигации с купонным доходом (ГДО) со сроком обращения один год и более. ГДО выпускаются Министерством финансов для покрытия дефицита государственного бюджета;

• краткосрочные обязательства Национального банка (КО) со сроком обращения от двух недель до месяца. Обязательства предназначены для регулирования денежной массы в обращении. Разработаны правила выпуска облигаций Национального банка Республики Беларусь с купонным доходом и на предъявителя, номинированных в свободно конвертируемой валюте. Эти облигации предназначены, прежде всего, для привлечения свободных средств населения республики, хранимых в свободно конвертируемой валюте и не размещенных ранее в банках.

Наибольшим спросом у инвесторов - юридических лиц пользуются государственные краткосрочные и государственные долгосрочные облигации, номинированные в национальной валюте – белорусских рублях.

Государственные облигации - ценные бумаги эмитируемые государством с целью привлечения в государственный бюджет части заемных средств. Доходы, получаемые от ценных бумаг государства, в отличии от корпоративных ценных бумаг, имеют льготное налогообложение.

Владельцами государственных краткосрочных облигаций (со сроком обращения до одного года) (ГКО) и государственных долгосрочных облигаций (со сроком обращения один год и более) (ГДО) могут быть юридические как резиденты, так и нерезиденты Республики Беларусь.

Облигации эмитируются отдельными выпусками на основании решения Министерства финансов. Данные ценные бумаги выпускаются в виде записей на счетах с дисконтным или процентным доходом. По облигациям с дисконтным доходом при погашении выплачивается номинальная стоимость.

Процентный доход может выплачиваться ежемесячно, ежеквартально, а также при погашении данных ценных бумаг. Условия выплаты дохода определяются в решении Министерства финансов по каждому выпуску.

В процессе выпуска ГКО рассчитываются их доходность и цены на первичном рынке ценных бумаг. Этим занимается Министерство финансов, которое в день проведения аукциона, учитывая рекомендации Национального банка и предлагаемые на аукционе цены, устанавливает минимальную и средневзвешенную цены продажи облигаций.

В первом полугодии 2008 года в РБ сделки с ценными бумагами осуществляло 44 профучастника.

Информация о количестве сделок за 1-е полугодие 2007 и 2008 гг. в разрезе видов ценных бумаг представлена в таблице 2 согласно приложению 1.

Необходимо отметить, что общее количество сделок за первое полугодие текущего года составило 14 562, что на 9 % больше, чем за соответствующий период прошлого года. При этом суммарный объем сделок увеличился в 4,1 раза и составил 43 602,1 млрд. белорусских рублей.

Значительное увеличение объема сделок с ценными бумагами произошло в связи с активизацией рынка облигаций юридических лиц, в первую очередь облигаций банков. Количество сделок с указанными ценными бумагами увеличилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 3,2 раза, а объем сделок - в 40 раз.

Вместе с тем, значительное увеличение объема сделок произошло также с государственными облигациями (в 2,7 раза), облигациями Национального банка Республики Беларусь (в 6,2 раза), облигациями нерезидентов – в 1,8 раза.

Необходимо также отметить увеличение количества и объема сделок с акциями в 3,4 раза и 2,2 раза соответственно.

Кроме того, на внебиржевом рынке профучастниками зарегистрированы 5 702 сделки на общую сумму 650,9 млрд. белорусских рублей.

Количество зарегистрированных сделок, в которых профучастник не выступал стороной сделки, уменьшилось в 1,8 раза, а их объем уменьшился в 8,6 раза.

В 2007 году было отмечено резкое увеличение объема сделок на внебиржевом рынке в связи с тем, что Фондом государственного имущества Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь была зарегистрирована сделка с акциями ОАО «Белтрансгаз». Без учета этой сделки объем сделок, зарегистрированных профучастниками на внебиржевом рынке, также увеличился.

Из общего количества сделок, совершенных профучастниками за 1-е полугодие 2008 года, сделки с облигациями составляют 91 % (13254 сделок), с акциями – 8,5 % (1252 сделки), с векселями – 0,006 % (1 сделка), с депозитными сертификатами – 0,08 % (13 сделок), с производными и прочими ценными бумагами – 0,28 % (42 сделки).

В общем объеме сделок сделки с облигациями составляют 99,8 % (43524,726 млрд. белорусских рублей). Объем сделок с акциями составил 0,08 % (37,5 млрд. белорусских рублей), с депозитными сертификатами – 0,001 % (635 млн. белорусских рублей), с производными и прочими ценными бумагами – 0,08 % (39,2 млрд. белорусских рублей).

Основными задачами, поставленными перед Департаментом по ценным бумагам на ближайшее время, являются обеспечение максимального содействия в проведении организациями республики работы по выпуску корпоративных облигаций, совершенствование условий осуществления профессиональной деятельности по ценным бумагам, развитие институтов долгосрочных накоплений, устранение регулятивных препятствий в сфере развития институтов инфраструктуры фондового рынка, что в целом призвано способствовать активизации интеграции Республики Беларусь в международную финансовую систему.

В целях реализации поставленных задач работа будет осуществляться по следующим основным направлениям:

1)  стимулирование потенциальных эмитентов осуществлять заимствования посредством выпуска корпоративных облигаций;

2)  совершенствование инфраструктуры рынка ценных бумаг, в целях стимулирования инвестиционной деятельности и обеспечения притока капитала в экономику Республики Беларусь;

3)  пресечение манипулирования на финансовом рынке;

4)  создание нормативно-правовой базы для выпуска и обращения новых финансовых инструментов;

5)  повышения роли фондового рынка в перераспределении ресурсов, расширения практики привлечения инвестиций с использованием инструментов фондового рынка;

6)  интеграция рынков ценных бумаг Республики Беларусь и зарубежных стран для обеспечения возможности их консолидации и увеличения объемов обращающихся на них инвестиционных ресурсов.

На первом этапе функционирования и развития фондового рынка Беларуси законодательством должны быть обеспечены гарантии необлагаемого налогом режима перехода отечественных и иностранных инвестиций в акции, облигации и иные ценные бумаги открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, а также льготное налогообложение деятельности на фондовом рынке и исключение двойного налогообложения дивидендов, иных доходов от деятельности с ценными бумагами.

В процессе становления и развития национального рынка ценных бумаг льготное налогообложение деятельности на фондовом рынке и доходности от ценных бумаг должно устанавливаться в приоритетных областях экономики, имеющих общенациональное значение.



3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Развитие рынка ценных бумаг Республики Беларусь предполагает ориентацию на общемировые принципы и стандарты функционирования рынка ценных бумаг

21 января 2008 года совместным постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь утверждена Программа развития рынка корпоративных ценных бумаг Республики Беларусь на 2008 – 2010 годы (далее - Программа).

Главная цель Программы – создание необходимых условий для становления целостного, ликвидного, прозрачного и эффективного рынка ценных бумаг как составной части финансового рынка в Республике Беларусь, интегрированного в мировой рынок ценных бумаг и способствующего привлечению инвестиций, прежде всего, в реальный сектор экономики.

Программа включает комплекс мероприятий, направленных на устранение причин, сдерживающих развитие корпоративного сегмента рынка ценных бумаг, и предусматривает:

- совершенствование налогового законодательства в части снижения ставки налога на доходы, полученные от операций с ценными бумагами;

- снятие ограничений на отчуждение акций;

- приведение норм, регулирующих применение особого права («золотой акции») государства на участие в управлении хозяйственными обществами в соответствие с международными правилами;

-повышение эффективности управления государственной собственностью;

- создание института коллективных инвесторов;

- внедрение новых инструментов фондового рынка;

- выход предприятий республики на зарубежные рынки ценных бумаг.

Для того, чтобы рынок ценных бумаг Республики Беларусь стал эффективным механизмом оборота ценных бумаг, благоприятствовал экономическому росту, обеспечивал приток инвестиций и надежную защиту интересов всех субъектов хозяйствования, его дальнейшее функционирование должно строиться на следующих принципах:

1)                Социальная справедливость — создание равных возможностей и упрощение условий доступа инвесторов и посредников на рынок финансовых ресурсов, недопущение монопольных проявлений и дискриминации прав и свобод субъектов рынка ценных бумаг.

2)                Надежная защита инвесторов — создание необходимых условий (социально-политических, экономических, правовых) для реализации интересов субъектов рынка ценных бумаг и обеспечение защиты их имущественных прав.

3)                Регулирование — образование гибкой и эффективной системы регулирования рынка ценных бумаг.

4)                Контролирование — создание надежного действенного механизма надзора и контроля, предупреждение и профилактика злоупотреблений и преступности на рынке ценных бумаг.

5)                Эффективность — максимальная реализация потенциальных возможностей рынка ценных бумаг, направленных на мобилизацию и размещение финансовых ресурсов в перспективные сферы национальной экономики, что благоприятствует росту экономики и удовлетворению жизненных потребностей населения. .

6)                Правовой порядок — создание развитой правовой инфраструктуры, обеспечивающей деятельность рынка ценных бумаг, которая четко регламентирует правила поведения и взаимоотношения его субъектов.

7)                Прозрачность и открытость — обеспечение инвесторов полной и доступной информацией, касающейся условий выпуска и оборота на рынке ценных бумаг; гласность финансово-хозяйственной деятельности эмитентов; устранение проявлений дискриминации субъектов рынка ценных бумаг.

8)                Конкурентность — обеспечение необходимой свободной предпринимательской деятельности инвесторов, эмитентов и финансовых посредников; образование условий для борьбы за наиболее выгодное получение свободных финансовых ресурсов и установления немонопольных цен на услуги финансовых посредников; соблюдение правил добросовестной конкуренции всеми участниками рынка ценных бумаг.

9)                Целостность — обеспечение функционирования единой биржевой системы, основой которой являются республиканская фондовая биржа, депозитарные и клиринговые системы по ценным бумагам. Принцип целостности требует применения единых правил совершения сделок на рынке ценных бумаг на всей территории Республики Беларусь.

Основными причинами низких темпов развития рынка ценных бумаг в республике являются:

—преобладание первичного рынка над вторичным, низкая ликвидность рынка ценных бумаг (возможность их реализации на рынке, способность к отчуждению), вследствие чего уже сформированный фондовый рынок не выполняет своей важнейшей функции — перераспределения ресурсов из низкоэффективных отраслей и сфер экономической деятельности в более эффективные и др.

—приоритетность фискальных целей государства, в результате чего потенциальные инвестиционные средства перераспределяются или в неработающие активы (например, накопления населения в свободно конвертируемой валюте), или уходят за пределы республики;

Дестабилизирующее влияние на белорусский рынок ценных бумаг оказывают инфляция и инфляционные ожидания. Это характерно для всех стран в переходный период. Риск обесценения денег сдерживает инвесторов от долгосрочных вложений стратегического характера.

Зарубежный опыт свидетельствует, что негативное воздействие инфляции в определенной мере преодолевается путем выпуска индексируемых ценных бумаг. Доход по таким бумагам индексируется с поправкой на темп инфляции. В Беларуси рынок индексируемых фондовых инструментов пока не создан, что усугубляет пагубное воздействие инфляции на рынок ценных бумаг

Следует отметить, что спектр ценных бумаг (акций, облигаций и др.), реальные объемы их эмиссии, объемы и частота их обращения, определяющие инвестиционную деятельность, явно недостаточны для развития экономики Республики Беларусь. Недостаточным является дополнительный выпуск и обращение акций, во всем мире являющихся основным средством привлечения инвестиций и индикатором деловой активности индикатором деловой активности.

На активности фондового рынка негативным образом сказывается практическое отсутствие вторичного рынка ценных бумаг, что тесно связано с вопросами приватизации и разгосударствления, а также механизмами определения реальных рыночных цен на находящиеся в обращении ценные бумаги.

Важным направлением развития биржевой торговли в Республике Беларусь является интеграция фондовых рынков, и, в частности, фондовых бирж стран СНГ, что позволит котировать ценные бумаги белорусских эмитентов на торговых площадках стран СНГ, а в дальнейшем и на фондовых биржах Центральной и Восточной Европы.

Не менее важным представляется работа по переводу торговли ценными бумагами с внебиржевого рынка на централизованный биржевой рынок. Данные меры приведут к повышению ликвидности и прозрачности рынка, и позволит всем участникам фондового рынка заключать сделки с ценными бумагами на конкурентной основе, что в перспективе, возможно, будет способствовать отмене моратория на отчуждение акций.

В сложившихся экономических условиях по-прежнему острыми остаются вопросы:

— дальнейшего развития инфраструктуры фондового рынка (в том числе как одного из направлений создания условий для обеспечения ликвидности корпоративных ценных бумаг);

— развития системы государственных гарантий (причем как регионального, так и республиканского уровней) по ценным бумагам (акциям и облигациям), эмитируемым с целью привлечения средств для финансирования инвестиционных проектов, входящих в систему государственных приоритетов.

Для развития рынка корпоративных облигаций необходимыми элементами являются повышение ликвидности и удлинение сроков заимствований. И банки, которые будут основными держателями корпоративных облигаций, и компании заинтересованы в развитии ликвидного рынка облигаций с широким спектром операций, таких, как ΡΕΠΟ, залог (возможно, хеджирование). Учитывая, что рынок корпоративных облигаций базируется на уже существующей прогрессивной инфраструктуре, для развития этих операций потребуются лишь время и желание его участников.

Рост ликвидности, повышение прозрачности эмитентов, появление разнообразного спектра рублевых облигаций в свою очередь приведут к тому, что существенно расширится состав инвесторов на рынке корпоративных долговых бумаг. Для участников финансового рынка, которые заинтересованы в первую очередь в умеренном риске вложений (включая физических лиц), такие инвестиции позволяют участвовать в финансировании компаний реального сектора некредитным организациям.

Характеристикой рынка ценных бумаг в Беларуси выступает межгосударственное обращение ценных бумаг субъектов хозяйствования, то есть операции по вывозу ценных бумаг белорусских эмитентов либо по ввозу ценных бумаг иностранных эмитентов. Процесс ввоза-вывоза ценных бумаг регламентируется Советом Министров Республики Беларусь. К настоящему времени иностранными инвесторами были приобретены акции более чем 100 белорусских предприятий. Однако говорить о том, что портфельные инвестиции за счет вложения средств в акции белорусских предприятий стали весомым фактором в экономике Беларуси, было бы преждевременным.

Быстрое совершенствование инфраструктуры рынка ценных бумаг, благодаря активному участию государства, создает предпосылки для формирования механизма трансформации национальных сбережений в инвестиции;

Важнейшей задачей развития рынка ценных бумаг в 2006 году становится дальнейшее формирование его инфраструктуры в части совершенствования механизмов обращения и погашения ценных бумаг посредством:

·        усовершенствования системы биржевой торговли ценными бумагами, проведения регулярных торгов ГЦБ на площадке Белорусской валютно-фондовой биржи;

·        совершенствование системы депозитарного учета и расчетов по ценным бумагам;

·        проведения комплекса мероприятий по совершенствованию нормативной базы, регулирующей рынок корпоративных ценных бумаг, включая раскрытие информации об эмитенте;

·        совершенствование системы учета ценных бумаг банков, в том числе переданных в доверительное управление;

·        расширение спектра эмитируемых банками ценных бумаг в целях привлечения средств физических и юридических лиц в реальный сектор экономики;

·        расширение возможностей банков по инвестированию в ценные бумаги с одновременным обеспечением защиты вкладчиков.

Для развития рынка ценных бумаг Беларуси необходимо совершенствование денежно-кредитной политики, включая валютную, инвестиционную, структурную.

Развитие рынка ценных бумаг должно осуществляться по следующим направлениям:

·              формирование институционального механизма и эффективной инфраструктуры рынка ценных бумаг;

·              совершенствование механизма биржевой торговли;

·              дальнейшее развитие и совершенствование торгово-расчетных механизмов, повышение уровня информационного и аналитического обслуживания участников торгов;

·              развитие институциональных инвесторов (пенсионных фондов, страховых компаний и фондов, инвестиционных фондов);

·              создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвесторов;

·              унификация законодательства по ценным бумагам Республики Беларусь и Российской Федерации.

В заключение необходимо отметить, что сегодня перед белорусским рынком ценных бумаг стоит ряд проблем, быстрое и эффективное решение которых послужит толчком к его дальнейшему развитию.

Это такие задачи, как:

- контроль за действиями участников рынка ценных бумаг в целях ограничения монополистической деятельности;

- компьютеризация фондового рынка и создание единого информационного пространства для повышения информированности субъектов рынка;

- защита интересов инвесторов и в частности необходимость совершенствования процедуры регистрации ценных бумаг и защиты их от подделки;

- установление четких мер ответственности государственных и коммерческих структур за нарушение процедуры выпуска и обращения ценных бумаг.

Задача, которая стоит перед инфраструктурой рынка ценных бумаг, заключается в том, чтобы освободить участников этого рынка или хотя бы снизить их возможные потери от чрезмерных и вполне определенных видов риска.

С совершенствованием обращения ценных бумаг всех видов должна и совершенствоваться и система их учета на предприятиях. Она должна быть относительно простой, чтобы не отпугивать инвесторов.

Рынок ценных бумаг Беларуси должен стать составной частью мирового рынка финансовых ресурсов, предоставляя иностранным инвесторам надежный механизм и гарантии для осуществления портфельных инвестиций в экономику Республики Беларусь.

Проблемы

Несмотря на прогнозируемость текущей ситуации и относительное спокойствие в период благоприятной рыночной конъюнктуры, существует ряд нерешенных проблем. Прежде всего, это касается постоянного наращивания эмитентом внутреннего государственного долга. Объем бумаг, находящихся в обращении, уже составляет около 1,5 трлн. белорусских рублей, а емкость рынка, оцениваемая Минфином, - около 2 трлн. белорусских рублей. В ближайшее время у операторов рынка будет оставаться все меньше внутренних возможностей для инвестирования средств в государственные облигации

Дополнительным фактором снижения интереса к бумагам Минфина может стать их доходность. Она уже подходит к своим критическим значениям. В этой связи Минфину явно придется подстраиваться под потребности рынка. Наиболее приемлемыми мерами в повышении привлекательности облигаций может стать работа по увеличению ликвидности выпусков ГКО и ГДО, а также предложение инвесторам инструментов с различными сроками обращения. В текущем году эмитент практически не продавал долгосрочные бумаги. Что касается низкой ликвидности облигаций, то, прежде всего, это проблема наличия в обращении большого количества выпусков. Чем больше их, тем меньше сделок заключается с каждым из них.

Во-первых, сокращение количества выпусков, находящихся в обращении, позволит стать им более ликвидными. Это неминуемо отразится на повышении емкости рынка, поскольку расширит круг инвесторов, для которых привлекательность инструмента заключается в его ликвидности. Во-вторых, малое число больших по объему эмиссии выпусков позволит и самому Минфину иметь более широкие возможности по оптимизации расходов. На сегодняшний день считается, что чем быстрее прошла реализация выпуска на первичном рынке, тем успешнее действия эмитента. Возвышение рынка ГЦБ не означает успех фондового рынка в целом. Более того, его неумеренный рост сегмента государственных облигаций чреват деградацией рынка корпоративных бумаг. Благодаря высокой надежности и доходности своих бумаг государство получает большую часть инвестиционного потенциала фондового рынка.

Таким образом, основная часть средств инвесторов идет не в реальный сектор экономики, а на обслуживание государственных расходов. Кроме того, значительную часть ГЦБ приобретают финансовые и инвестиционные институты (в первую очередь банки), которые реализуют эти бумаги через некоторое время государству с весьма существенной для себя премией. Таким образом, сегодня ГЦБ не выполняют основной своей роли - повышения благосостояния населения и подъема экономики. Поэтому основным направлением развития фондового рынка должно стать направление рынка ГЦБ в сторону массового инвестора – юридических и физических лиц. [4, с.95] Следует отметить в минувшем году активную работу Министерства финансов по привлечению средств нерезидентов в государственные ценные бумаги республики.

Кроме того, одно из направлений развития белорусского рынка государственных ценных бумаг – расширение сотрудничества с Россией. Однако если Беларусь без ограничений будет допущена на российский рынок, то в отношении россиян потребуется сделать аналогичный шаг. А это приведет к весьма ощутимой конкуренции белорусским ГЦБ.

Определение роли государства на рынке ценных бумаг является важным вопросом. Речь идет не об опережающем развитии рынка государственных ценных бумаг, что означает переключение все большей части денежных ресурсов на обслуживание непроизводительных расходов государства. Повышение роли государства на рынке ценных бумаг в первую очередь заключается в разработке долгосрочной концепции и политики действий по восстановлению рынка и его текущему регулированию. Главный принцип такого регулирования – реализация общенациональных интересов и обеспечение гарантий безопасности инвестиционной деятельности в экономике.

Перспективы развития

Сектор государственных облигаций на протяжении ряда лет является лидирующим сегментом фондового рынка. Для сравнения: объем торгов государственными ценными бумагами более чем в 10 раз превышает объем торгов акциями. Во многом это объясняется льготированием доходов по операциям с государственными ценными бумагами. Надо учесть, что данные ценные бумаги позволяют банкам оперативно и без риска нарушения установленных Национальным банком Республики Беларусь лимитов регулировать свою ликвидность.

Тем не менее в развитии рынка государственных ценных бумаг нашей страны уже достаточно долго не наблюдается сколь-нибудь значимых положительных подвижек. Косметические изменения в законодательстве вряд ли способны сдвинуть его с мертвой точки, более же существенные нововведения, как правило, утопают в бесконечных согласованиях со всеми "заинтересованными".

Обычно развитие эффективных рынков ценных бумаг сопровождает рост всей национальной экономики. В Беларуси зарождение и становление фондового рынка, его развитие происходит на фоне постоянного спада производства. Такая диспропорция в динамиках рынка ценных бумаг и общеэкономических процессов вызывает кризисные явления на этом рынке. С другой стороны, недоразвитость и несовершенство самого фондового рынка препятствуют преодолению тенденции к сужению воспроизводства.

— отсутствие четко разработанной концепции реформирования экономики;

—низкие темпы приватизации и акционирования собственности, отсутствие налоговых стимулов у субъектов хозяйствования и населения к вложению средств в ценные бумаги;

—недостаточно активная роль государства в создании и развитии фондового рынка;

Однако заметим, что Государственным комитетом по ценным бумагам проводится постоянная работа по совершенствованию рынка ценных бумаг. Существует множество вопросов, как в области законодательства, так и совершенствования инфраструктуры фондового рынка, расширения спектра его инструментов.

С участием органов госуправления, Нацбанка и профучастников рынка проводятся семинары и консультации по вопросам совершенствования и дальнейшего развития депозитарной и расчетно-клиринговой систем страны. Биржей совместно с Комитетом и Нацбанком ведется работа по организации торговли производными ценными бумагами.

Необходимым условием для этого должна стать институциональная сеть предприятий, специализирующихся на работе с ценными бумагами и связанных с эффективной системой платежей, а именно: фондовая биржа, Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг, инвестиционные фонды и коммерческие банки. Центральный депозитарий должен войти в международную сеть центральных депозитарных учреждений торговых систем и международных организаций по стандартизации для обеспечения представительства субъектов фондового рынка Беларуси на мировом рынке. Необходимо установить жесткую процедуру допуска ценных бумаг иностранных эмитентов на национальный фондовый рынок, которая обеспечивала бы защиту внутреннего инвестора. Для защиты инвесторов во время осуществления операций с иностранными ценными бумагами необходимо развивать контакты и сотрудничество с иностранными регулирующими и контролирующими органами по ценным бумагам.

В РБ Департамент по ценным бумагам осуществляет международное сотрудничество в рамках Совета руководителей уполномоченных органов по регулированию рынков ценных бумаг Евразийского Экономического Сообщества при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС и Совета руководителей государственных органов по регулированию рынков ценных бумаг государств – участников Содружества Независимых Государств.

Работа в области совершенствования нормативной правовой базы в первом полугодии 2008 года велась по следующим основным направлениям:

1)                разработка проекта Указа Президента Республики Беларусь «Об одобрении Концепции развития финансового рынка Республики Беларусь на 2008 – 2015 годы». Концепция определяет целевые ориентиры, задачи и направления развития финансовой системы;

2)                принятие и реализация Программы развития рынка корпоративных ценных бумаг Республики Беларусь на 2008-2010 годы;

3)                совершенствование действующего законодательства в области рынка ценных бумаг.

В 1 полугодии 2008 года разработано 6 проектов нормативных правовых актов, из них: зарегистрированы и включены в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь

1) Указ Президента Республики Беларусь от 3 апреля 2008 г. № 194 «О внесении дополнений и изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 28 апреля 2006 г. № 277» Упрощенный порядок выпуска биржевых облигаций (без регистрации выпуска облигаций в Государственном реестре ценных бумаг, регистрации проспекта эмиссии и необходимости заверения краткой информации) позволит предприятиям привлекать ресурсы с меньшими временными и финансовыми затратами, что значительно снижает стоимость заимствования и повышает оперативность привлечения необходимого объема краткосрочных инвестиций. Ожидается, что привлечение заемных средств посредством выпуска облигаций, с учетом снижения затрат на их выпуск, станет эффективным и распространенным инструментом заимствования среди субъектов хозяйствования Республики Беларусь;

1)                Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 2008 г. № 5 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 23 декабря 1999 г. № 43» (далее Декрет № 5) разработан в целях реализации мероприятий Программы развития рынка корпоративных ценных бумаг на 2008-2010 годы, с учетом комплексного подхода к совершенствованию налогового законодательства, направлен на устранение факторов, сдерживающих развитие рынка корпоративных ценных бумаг (зарегистрирован в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 21 марта 2008 г. № 1/9554). В соответствии с Декретом № 5, снижена ставка налога на доходы от операций с ценными бумагами с 40 процентов до 24 процентов,предусмотрено освобождение от налогообложения доходов от операций с корпоративными облигациями юридических и физических лиц РБ, выпущенными в течение пяти лет за период с 1 апреля 2008 г. по 1 января 2013 г. Кроме того, Декретом № 5 предусмотрено, что расходы по выпуску и обслуживанию облигаций включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) и относятся к прочим затратам по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении. Данные изменения в законодательстве создают условия для активизации процесса самостоятельного привлечения предприятиями инвестиций и основы стабильно функционирующего и развитого фондового рынка;

2)                постановление Совета Министров Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 октября 2007 г. № 1380», предусматривающее упрощение административных процедур путем сокращения сроков государственной регистрации ценных бумаг в Государственном реестре ценных бумаг и сокращения перечня документов, необходимых для совершения указанных действий (зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 25 октября 2007 г. № 5/26015);

3)                постановление Совета Министров Республики Беларусь «О внесении изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 ноября 2000 г. № 1740», устанавливающее, что сделки купли-продажи на территории Республики Беларусь акций открытых акционерных обществ совершаются только на биржевом рынке, за исключением отдельных случаев отчуждения ценных бумаг (зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 20 ноября 2000 г. № 5/4546);

4)                постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 28 февраля 2008 г. № 27 «О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты, регулирующие рынок ценных бумаг» (зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 30 апреля 2008 г. N 8/18718), разработанное в целях приведения нормативных правовых актов в соответствие с Законом Республики Беларусь от 26 декабря 2007 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственной пошлины».

5)                постановление Министерства финансов Республики Беларусь, Правления Национального банка Республики Беларусь 13 февраля 2008 г. № 18/25 «Об утверждении инструкции о раздельном учете денежных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг и их клиентов» (зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 29 февраля 2008 г. № 8/18312).

Совместно с управлением методологии бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов Республики Беларусь подготовлено постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 27 июня 2008 г. № 107 «Об утверждении Инструкции о порядке расчета стоимости чистых активов и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь» (зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 15 июля 2008 г. № 8/19137).



ВЫВОДЫ

Несмотря на многие проблемы, существующие при функционировании Фондового рынка Республики Беларусь, следует отметить, что это молодой, динамичный и перспективный рынок. Кроме того, он играет важную роль в системе перераспределения финансовых ресурсов государства, а также, необходим для нормального функционирования рыночной экономики. Поэтому восстановление и регулирование развития фондового рынка является одной из первоочередных задач, стоящих перед правительством, для решения которой необходимо принятие долгосрочной государственной программы развития и регулирования фондового рынка и строгий контроль за ее исполнением.

Говоря об эффективной работе с ценными бумагами, необходимо учитывать их инвестиционное качество. Это оценка того, насколько ценная бумага ликвидна, способна приносить проценты, превышающие или находящиеся на уровне среднерыночного процента.

Высокая инфляция и кризисная ситуация в экономике республики, неприученность инвесторов к вложениям средств в ценные бумаги, политическая нестабильность, высочайшие значения рисков на микроэкономическом уровне (например, риска невозврата долга, процентного риска и т.д.) - все эти факторы требуют, чтобы эмитенты и инвестиционные институты с особой тщательностью конструировали условия выпуска и обращения ценных бумаг, находили такие их модификации, которые бы соответствовали интересам инвесторов в этот период.

Таким образом фондовый рынок существует не только для государственных ценных бумаг. Госбумаги обслуживают непроизводственный сектор экономики. А уровень жизни каждого гражданина зависит от качества работы производства. Субъекты хозяйствования и профессиональные участники рынка ценных бумаг осознают необходимость активизации этого сегмента экономики. Их готовность к конструктивной работе фактически будет означать существенный прогресс в процессе модернизации реального сектора экономики Республики Беларусь.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Итак, подведем итог курсовой работе, посвященной рынку государственных ценных бумаг как составной части финансовой системой Республики Беларусь.

Рынок ценных бумаг или рынок финансовых активов представляет собой систему экономических отношений, связанную с выпуском, продажей, размещением и продажей ценных бумаг между его участниками.

Товаром на рынке ценных бумаг являются ценные бумаги, иначе называемые фондовыми ценностями, фондовыми активами.

Назначение и основная задача рынка ценных бумаг состоит в обеспечении нормального функционирования всех отраслей экономики путем инвестирования через продажу финансовых активов в их хозяйственную деятельность крупных капиталов.

Сущность рынка ценных бумаг проявляется через его функции, которые условно можно разделить на две группы: общерыночные функции, присущие обычно каждому рынку, и специфические функции, которые отличают его от других рынков.

Структуру рынка ценных бумаг составляют:

•  субъекты (участники) рынка;

•  информационно-правовая инфраструктура;

•  ценные бумаги различного вида как рыночный товар;

•  организационно-экономический механизм функционирования рынка.

Подводя итог вопросу о развитии и становлении рынка ценных бумаг в Республике Беларусь, можно сделать следующие выводы.

В зависимости от эмитента ценные бумаги могут подразделяться на государственные и частные (корпоративные).

Частные, или корпоративные ценные бумаги — это бумаги, выпущенные предприятиями и организациями любой формы собственности.

Более развитым сегментом рынка ценных бумаг Республики Беларусь является рынок государственных ценных бумаг. Причем в отличие от рынка корпоративных бумаг государственные ценные бумаги обращаются на вторичном рынке. Первичными инвесторами выступают кредитные учреждения (банки), вторичными — кредитные и нефинансовые организации.

Государственные ценные бумаги — это долговые обязательства, эмитентом которых является правительство; органы власти на местах, учреждения и организации, пользующиеся государственной поддержкой.

В настоящее время структура рынка государственных ценных бумаг в РБ представлена следующими ценными бумагами:

•   краткосрочные государственные облигации (ГКО);

•   долгосрочные государственные облигации (ДГО);

•   государственные долгосрочные облигации с купонным доходом (ГДО);

• краткосрочные обязательства Национального банка (КО);

Наибольшим спросом у инвесторов - юридических лиц пользуются государственные краткосрочные и государственные долгосрочные облигации, номинированные в национальной валюте – белорусских рублях.

К настоящему времени в Беларуси создана законодательно-правовая база фондового рынка, которая, тем не менее, нуждается в корректировке и совершенствовании. Беларусь характеризуется довольно обширной системой государственного регулирования рынка ценных бумаг. Рынок ценных бумаг Республики Беларусь состоит из следующих основных сегментов: корпоративных ценных бумаг (акций, облигаций); государственных ценных бумаг (ГКО, ГДО); муниципальных ценных бумаг (жилищных облигационных займов); ценных бумаг коммерческих банков (векселей, депозитных и сберегательных сертификатов); именных приватизационных чеков (ИПЧ) «Имущество».

Важнейшей задачей развития рынка ценных бумаг в 2006 году становится дальнейшее формирование его инфраструктуры в части совершенствования механизмов обращения и погашения ценных бумаг посредством:

·        усовершенствования системы биржевой торговли ценными бумагами, проведения регулярных торгов ГЦБ на площадке Белорусской валютно-фондовой биржи;

·        совершенствование системы депозитарного учета и расчетов по ценным бумагам;

·        проведения комплекса мероприятий по совершенствованию нормативной базы, регулирующей рынок корпоративных ценных бумаг, включая раскрытие информации об эмитенте;

·        совершенствование системы учета ценных бумаг банков, в том числе переданных в доверительное управление;

·        расширение возможностей банков по инвестированию в ценные бумаги с одновременным обеспечением защиты вкладчиков.

Задача, которая стоит перед инфраструктурой рынка ценных бумаг, заключается в том, чтобы освободить участников этого рынка или хотя бы снизить их возможные потери от чрезмерных и вполне определенных видов риска.

С совершенствованием обращения ценных бумаг всех видов должна и совершенствоваться и система их учета на предприятиях. Она должна быть относительно простой, чтобы не отпугивать инвесторов.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1)          Барздов Г.А. Рынок ценных бумаг и фондовые биржи: Учеб. Пособие. Мн.: «Издательский центр», 2006. с 382.

2)          Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика: Учеб. СПб.: ЗАО «Питер», 2006. 544с.

3)          Закон Республики Беларусь от 12.03.1992 №1512 XII (ред. от 11.11.2002 ) «О ценных бумагах и фондовых биржах»

4)          Лемешевский И.М. Макроэкономика: Учеб. Пособие. Мн.: ООО «Фулинформ», 2004. 576с.

5)          Мишарев А.А. Рынок ценных бумаг: Учеб. Пособие. С-П, 2007. 350с.

6)          Овчинников В. Инфраструктура рынка ценных бумаг: настоящее и будущее // Рынок ценных бумаг, 1996, №15. с 49.

7)          Отчет о работе Департамента по ценным бумагам Министерства Финансов Республики Беларусь // Утвержден Протоколом заседания коллегии Департамента по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь от 09 октября 2008 г. № 8

8)          Рынок ценных бумаг. Мн.: Издательство МИУ, 2006. 461с.

9)          Рынок ценных бумаг. Мн.: «Современная школа», 2006. 274с.

10)     Семенкова Е.В. Операции с ценными бумагами. Учебник. М.: Перспектива, 2004. с 425.

11)     Шапиров В.А. Национальный рынок ценных бумаг. // «Бизнес – ревю», 2003. № 5(5).



Список использованной литературы


1.     Аксенов А. Инструменты и участники торгов на белорусской бирже ценных бумаг: Виды фондовых активов, торгуемых на бирже. Категории участников торгов ценными бумагами / А. Аксенов // Белорусский фондовый рынок. – 2002. – №3. – С.8-12.

2.     Аксенов А. Комплексный подход к методологии ранжирования участников рынка ценных бумаг в Республике Беларусь / А. Аксенов, А. Кадушко // Белорусский фондовый рынок. – 2003. – №11. – С.11-17.

3.     Аксенов А. Регламентные, технологические и договорные условия биржевых операций: Рынок ценных бумаг / А. Аксенов // Белорусский фондовый рынок. – 2002. – №7. – С.10-13.

4.     Акционерное дело: Учебник / Под ред. В.А. Галанова; Рос. экон. Академия. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 543 с.

5.     Алексеева Т. Рынок ценных бумаг нуждается в постоянном анализе [РБ] / Т. Алексеева // Финансы, учет, аудит. – 2004. – №2. – С.10-11.

6.     Банковский кодекс Республики Беларусь. – Мн., ООО Информационно-правовое агенство «Регистр», 2000.

7.     Барздов Г. Особенности организации вторичного рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь // Банковский вестник. 1998. – №2.

8.     Белорусский народный банк – финансовые новости. [#"#">#"#">http://www.consalting.ru/books/book1/c0.htm]

33.                  Мещерова И.В. Организованные рынки ценных бумаг. – М.: Логос, 2000. -200с.

34.                  Нечаева И. Курс на безинфляционное финансирование дефицита бюджета. // НЭГ. – №13. – 1997 г.

35.                  О размещении на территории Республики Беларусь акций и облигаций иностранных эмитентов, а также акций и облигаций белорусских эмитентов - на территории иностранных государств: Постановление Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 13 января 2003 г. №23/2 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2003. – №8. – 5/11794.

36.                  О ценных бумагах и фондовых биржах: Закон Республики Беларусь от 12 марта 1992 г. №1512-XІІ // Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь. – 1992. – №11 – ст.194.

37.                  Об обращении переводных и простых векселей: Закон Республики Беларусь от 13.12.1999г. №341-З. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2000г. – №2. –Ст.№2/116.

38.                  Об утверждении Положения о Комитете по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. №1593 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2001. – №105 – 5/9319.

39.                  Павлова Л.Н. Корпоративные ценные бумаги. –М.: ЗАО «Бухгалтерский бюллетень», 1998г. -528с.

40.                  Потяркин Д. Жилищный сертификат: Рынок ценных бумаг // Хозяйство и право. – 2001. – №8. – С.40-46.

41.                  Правила выпуска и обращения депозитных и сберегательных сертификатов: Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 24 мая 2001 г. №118 // Банковский вестник. - №18. - 2001.

42.                  Прогноз рынка до 2012 г. // Рынок Ценных Бумаг. – 2005. – №21. – С.5-8.

43.                  Решетина Е. Суррогат или ценная бумага?: Рынок ценных бумаг - право РФ / Е. Решетина // Хозяйство и право. – 2004. – №6. – С.7-12.

44.                  Рынок государственных ценных бумаг Республики Беларусь. Информация для нерезидентов. – Мн., 2005. – 13 с.

45.                  Рынок ценных бумаг в 2001 г. // Белорусский фондовый рынок. – 2000. – №2. – С.10-29.

46.                  Рынок ценных бумаг – 2004 // НЭГ. – 2005. – 22 февраля (№13). – С.2.

47.                  Семенкова Е.В. Операции с ценными бумагами. - М.: Перспектива, 1997. - 328 с.

48.                  Современная экономика. Общедоступный учебный курс. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. – 608 с.

49.                  Степанов Д. Вопросы теории и практики эмиссионных ценных бумаг. // НЭГ. – 2000. – №1. –С.21.

50.                  Тихонов Р.Ю., Антоненко Ю.А. Рынок государственных ценных бумаг: проблемы становления и перспективы. –Мн.: Армита, 1998г. -114с.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Таблица 2. Анализ сделок в РБ за 1-е полугодие 2007 и 2008 г.

Наименование

показателя

1-е полугодие 2008

1-е полугодие 2007

Отношение к 1-му полугодию 2007 г. (+/-)


Кол-во сделок (шт.)

Объем сделок

(млн. руб.)

Кол-во сделок

(шт.)

Объем сделок

(млн. руб.)

Кол-во сделок, %

Объем сделок, %

сделок всего

14562

43602136,12

13355

10693183,41

109,0

407,7

В том числе:







с акциями

1252

37547,42

366

17352,83

342,1

216,4

с облигациями

13254

43524726,43

12840

10655979,99

103,2

408,5

В том числе:







гособлигациями

11887

18368351,08

11789

6634054,45

100,8

276,9

облигациями Нацбанка РБ

725

24580104,59

846

3922708,84

85,7

626,6

Облигациями местных займов

0

0

0

0



Облигациями юр. лиц

625

412291,79

193

10224,7

323,8

4032,5

облигациями нерезидентов

17

163979

12

88992

141,7

184,3

с векселями

1

0,3

3

198,5

33,3

0,15

с депозитными сертификатами

13

635,91

17

1786,91

76,5

35,6

с производными и прочими ценными бумагами

42

39226,06

129

17865,18

32,5

 219,6

количество зарегистрированных сделок, совершенных на внебиржевом рынке

5702

650924,7

10297

5598068.2

55,4

11,6

 


Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты