Платежная система России включает 1344 действующих на территории
России кредитных организаций и 3898 их филиалов, 1187 подразделение
расчетной сети (данные на 1 февраля 2000 г.) и является основой для
осуществления Банком России денежно-кредитной политики государства.
В 1996 году была разработана Стратегия развития платежной системы
России, которая содержит основные среднесрочные мероприятия.
Основной целью реформирования является дальнейшая модернизация
расчетов, совершенствование банковских технологий, внедрение новых
платежных инструментов, повышение уровня обслуживания кредитных и других
организаций и создание условий для управления ликвидностью.
Финансовый кризис 1998 года сделал совершенно очевидным тот факт, что
в России появилась необходимость не просто поддерживать, укреплять или
совершенствовать существующую банковскую систему, а, по существу, создать
качественно иную банковскую систему, адекватную сложившимся реалиям и
задачам восстановления экономического роста. Долгосрочная устойчивость
банковской системы недостижима без опоры на взаимодействие с эффективными
предприятиями нефинансового сектора экономики. Этот аспект становится
особенно актуальным в настоящее время, когда операции с реальным сектором
объективно должны стать основным приоритетом банковской деятельности.
Принципы, цели и задачи органов государственной власти и Банка России
по реструктуризации кредитных организаций, направления реализации
поставленных задач были сформулированы в документе “О мерах по
реструктуризации банковской системы Российской Федерации”, одобренном
Советом директоров Банка России 17 ноября 1998 года и Президиумом
Правительства Российской Федерации 21 ноября 1998 года. Меры по
реструктуризации банковской системы стали важной частью представленных в
декабре 1998 года в Государственную Думу “Основных направлений единой
государственной денежно-кредитной политики на 1999 год”. В основе этих мер
— согласованные действия Банка России, законодательной и исполнительной
власти, учредителей (участников), кредиторов и руководителей кредитных
организаций по изменению структуры банковской системы, восстановлению
условий и функций, необходимых для банковского обслуживания потребностей
экономики.
Важнейшей составной частью процесса реструктуризации банковской
системы является финансовое оздоровление проблемных кредитных организаций,
сохраняющих жизнеспособность и перспективы развития. В этом значительную
роль играют процедуры, связанные с обязательным уменьшением согласно
требованиям законодательства уставного капитала кредитных организаций при
сокращении их собственных средств (капитала) до уровня ниже
зарегистрированного уставного капитала.
Участие в процедурах финансового оздоровления кредитных организаций
наряду с собственниками кредиторов, а также финансово стабильных
предприятий и банков является одним из важных условий успешной
реструктуризации банковской системы. Однако необходимо отметить, что
указанный механизм используется пока весьма ограниченно.
Правительством Российской Федерации принято решение о создании
специализированного государственного Российского банка развития. Основными
целями его деятельности являются минимизация риска нецелевого и
неэффективного использования бюджетных средств, направляемых на реализацию
программ развития экономики, и создание системы управления государственными
инвестициями.
Мы убеждены, что поступательная, шаг за шагом, реализация комплекса
среднесрочных и перспективных мер по реструктуризации кредитных
организаций, с одной стороны, при одновременном принятии банками
всесторонних мер по выработке и осуществлению на практике программ
собственного оздоровления — с другой создадут условия для формирования в
России стабильной, динамичной и конкурентоспособной банковской системы,
способной занять достойное место в мировом банковском сообществе.
Цель предложенной работы – анализ денежной системы РФ.
Задачи – рассмотрев в теоретическом аспекте понятие и сущность денег и
проанализировав принципы денежной системы, на примере ВКАБАНКа (г.
Астрахань) показать механизм действия денежной системы РФ.
В практической части работы приводится анализ платежной системы,
политики Валютного курса ВКАБАНКа, показано развитие нормативно-правовой
базы валютного регулирования и валютного контроля и денежно-кредитной
политики.
Тема работы актуальна и представляет интерес для работников
банковского сектора экономики, для тех, кто изучает и интересуется
финансовой политикой РФ, поскольку значение рубля, как платежного средства,
в преддверии рынка серьезно поколеблено. Развитие так называемого,
внутреннего бартера, все более активное проникновение в оборот иностранной
валюты, широкое распространение всевозможных платежных суррогатов привели
к разбаллансированию денежной системы. Происходит резкое увеличение доходов
населения, не подкрепленное соответствующим повышением объемов производства
товаров и платных услуг. Здесь сказывается влияние как субъективных, так и
объективных факторов - прежде всего реализация социальной программы.
Серьезное влияние оказывает и становление рыночных отношений, что для нашей
экономики, основанной на тоталитарных принципах, оказалось, в известной
степени неприемлемым. Не срабатывают экономические меры, ограничивающие
чрезмерное наполнение каналов обращения наличными деньгами.
Вот почему необходимы исследования, разработки и безотлагательные
меры, направленные на обеспечение стабилизации банковского дела. Первые
шаги уже сделаны. Создана двухуровневая банковская система -
Государственный банк Российской Федерации в едином комплексе с широкой
сетью коммерческих и кооперативных банков, а также специальных кредитных
учреждений.
В период становления рыночных инфраструктур приоритетное развитие
получили коммерческие банки. И это естественно, поскольку такие
формирования рыночного типа, как акционерные общества, ассоциации, концерны
могут нормально функционировать, только опираясь на развернутую сеть новых
кредитных институтов. Сейчас их насчитывается уже более трех тысяч.
Коммерческие банки уже наладили достаточно развитые стабильные
партнерские отношения с государственными, кооперативными и общественными
организациями. В то же время пока не сложились должные контакты с
арендаторами, фермерами, гражданами, занятыми индивидуальной трудовой
деятельностью.
Коммерческие банки вправе финансировать затраты, связанные с
инвестированием, покупать и продавать иностранную валюту, выдавать
гарантии, оказывать консультативные, экспертные услуги, заниматься
лизинговыми и факторинговыми операциями. Международные валютные операции,
конвертация валютных ресурсов, кассовое обслуживание и сберегательное дело
- также функция коммерческих банков.
Безусловно, развитие рыночных отношений будет стимулировать дальнейшее
совершенствование банковской системы, возрастание ее роли в укреплении
экономических связей.
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ДЕНЕГ
Деньги – одно из величайших человеческих изобретений. Происхождение
денег связано с 7 - 8 тыс. до н. э., когда у первобытных племен появились
излишки каких-то продуктов, которые можно было обменять на другие нужные
продукты. Исторически в качестве средства облегчения обмена использовались
с переменным успехом скот, сигары, раковины, камни, куски металла. Но чтобы
служить в качестве денег, предмет должен пройти лишь одно, на мой взгляд,
испытание: он должен получить общее признание и покупателей, и продавцов
как средство обмена. Деньги определяются самим обществом; все, что общество
признает в качестве обращения, это и есть деньги. Действительно, деньги
это товар, выступающий в роли всеобщего эквивалента, отражающего стоимость
всех прочих товаров.
Каковы же основные этапы истории развития денег?
Первый этап появление денег с выполнением их функций случайными
товарами; второй этап - закрепление за золотом роли всеобщего эквивалента
(этот этап был, пожалуй, самым продолжительным); третий этап - этап
перехода к бумажным или кредитным деньгам; и последний четвертый этап -
постепенное вытеснение наличных денег из оборота, вследствие чего появились
электронные виды платежей.
Деньги, как и любое другое понятие, имеют свою сущность.
Сущность денег проявляется через:
1) всеобщую непосредственную обмениваемость;
2) самостоятельную меновую стоимость;
3) внешнюю вещную меру труда.
Кроме того, деньги имеют собственную классификацию. В частности, по
форме существования деньги бывают наличные и безналичные. Наличные деньги в
свою очередь подразделяются на реальные деньги (это монеты из драгоценных
металлов, слитки), кредитные деньги (банкноты и казначейские билеты) и
разменные монета. Безналичные деньги могут существовать как в рамках
национальной денежно кредитной системы в форме национальной валюты, так и в
форме межнациональных платежных средств в системе международных расчетов.
Функции денег.
1. Мера стоимости. Деньги выступают мерой стоимости. Общество считает
удобным использовать денежную единицу в качестве масштаба для соизмерения
относительных стоимостей разнообразных благ и ресурсов. Благодаря денежной
системе нам не надо выражать цену каждого продукта через все другие
продукты, на которые он мог бы быть обменен; мы не должны выражать
стоимость скота через зерно, цветные карандаши, сигары, автомобили и т. д.
Использование денег в качестве общего знаменателя означает, что цену любого
продукта достаточно выразить только через денежную единицу. Такое
использование денег позволяет участникам сделки легко сравнивать
относительную ценность различных товаров и ресурсов. Подобные сравнения
облегчают принятие рациональных решений. В качестве меры стоимости деньги
используются и в сделках с будущими платежами.
2. Средство платежа. Деньги выступают как средство платежа. Эта
функция денег проявляется, прежде всего, в обслуживании платежей вне сферы
товарооборота. Это налоги, социальные выплаты, проценты за кредит. Деньги
легко принимаются в качестве средства платежа. Это удобное, на мой взгляд,
социальное изобретение, позволяющее платить владельцам ресурсов и
производителям “товаром” (деньгами), который может быть использован для
покупки любого из всего набора товаров и услуг, имеющихся на рынке.
3. Средство обращения. Деньги выступают как средство обращения
обслуживания товарооборота. Во-первых и прежде всего деньги являются
сегодня средством обращения, деньги можно использовать при покупке и
продаже товаров и услуг. Как средство обмена деньги позволяют обществу
избежать неудобств бартерного обмена. И, представляя удобный способ обмена
товарами, деньги позволяют обществу воспользоваться плодами географической
специализации и разделения труда между людьми.
4. Средство накопления (сбережения). Деньги служат средством
сбережения. Поскольку деньги наиболее ликвидное имущество, они являются
наиболее удобной формой хранения богатства. Владение деньгами за редким
исключением не приносит денежного дохода, который извлекается при хранении
богатства, например, в форме недвижимого имущества (собственности) или
ценных бумаг (акций, облигаций и т. д.). Однако деньги имеют то
преимущество, что они могут быть безотлагательно использованы фирмой или
домашним хозяйством для любого финансового обязательства.
5. Мировые деньги. Функция “ мировые деньги “ - это деньги в системе
международных экономических отношений.
Деньги играют исключительно важную роль в рыночной экономике. Рынок
невозможен без денег, денежного обращения. Денежное обращение - это
движение денег, опосредствляющее оборот товаров и услуг. Оно обслуживает
реализацию товаров, а также движение финансового рынка.
Выпуск как бумажных, так и кредитных денег оказался в современных
условиях монополизирован государством. Центральный банк, находящийся в
собственности государства, иногда пытается компенсировать нехватку денежных
накоплений путем увеличения денежной массы, эмиссии избыточных знаков
стоимости. Денежная масса - это совокупность наличных и безналичных
покупательных и платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг
в народном хозяйстве, которым располагают частные лица, институциональные
собственники и государство. В структуре денежной массы выделяется активная
часть, к которой относятся денежные средства, реально обслуживающие
хозяйственный оборот, и пассивная часть, включающая денежные накопления,
остатки на счетах, которые потенциально могут служить расчетными
средствами.
Таким образом, структура денежной массы достаточно сложна и не
совпадает со стереотипом, который сложился в сознании рядового потребителя,
считающего деньгами, прежде всего, наличные средства - бумажные деньги и
мелкую разменочную монету. На деле доля бумажных денег в денежной массе
весьма низка (менее 25%), а основная часть сделок между предпринимателями и
организациями, даже в розничной торговле, совершается в развитой рыночной
экономике путем использования банковских счетов. В результате наступила эра
банковских денег чеков, кредитных карточек, чеков для путешественников и т.
п. Эти инструменты расчетов позволяют распоряжаться денежными депозитами,
т. е. безналичными деньгами. При оплате товара и услуги покупатель,
используя чек или кредитную карточку, приказывает банку перевести сумму
покупки со своего депозита на счет продавца или выдать ему наличные.
Вместе с тем в структуру денежной массы включаются и такие компоненты,
которые нельзя непосредственно использовать как покупательное или платежное
средство. Речь идет о денежных средствах на срочных счетах, сберегательных
вкладах в коммерческих банках, других кредитно-финансовых учреждениях,
депозитных сертификатах, акциях инвестиционных фондов, которые вкладывают
средства только в краткосрочные денежные обязательства и т. п.
Перечисленные компоненты денежного обращения получили общее название “квази-
деньги”. Квази-деньги представляют собой наиболее весомую и быстро растущую
часть в структуре денежного обращения.
Экономисты называют квази-деньги ликвидными активами. Под ликвидностью
какого либо имущества или активов понимается их легкореализуемость,
возможность их обращения в денежную форму без потери стоимости.
Следовательно, самым ликвидным видом активов являются деньги. К
высоколиквидным видам имущества относятся золото, другие драгоценные
металлы, драгоценные камни, нефть, произведения искусства. Меньшей
ликвидностью обладают здания, оборудование.
В структуре денежной массы выделяют такие совокупные компоненты, или,
как их еще называют, денежные агрегаты, как М1, М2, М3, L, группирующие
различные платежные и расчетные средства по степени их ликвидности, причем
каждый их последующий агрегат включает в себя предыдущий.
М1 - это деньги в узком смысле слова, которые еще называют “деньгами
для сделок”, и они включают в себя наличные деньги (бумажные деньги и
монеты), обращающиеся вне банков, а также деньги на текущих счетах (счетах
“до востребования”) в банках. Нужно заметить, что депозиты на текущих
счетах выполняют все функции денег и могут быть спокойно превращены в
наличные.
М2 - это деньги в более широком смысле слова, которые включают в себя
все компоненты М1 + деньги на срочных и сберегательных счетах коммерческих
банков, депозиты со специализированных финансовых институтов. Владельцы
срочных вкладов получают более высокий процент по сравнению с владельцами
текущих вкладов, но они не могут изъять эти вклады ранее определенного
условием вклада срока. Поэтому денежные средства на срочных и
сберегательных счетах нельзя непосредственно использовать как покупательное
и платежное средство, хотя потенциально они могут быть использованы для
расчетов. Замечу, что различие между М1 и М2 заключаются в том, что в
состав М2 включены квази-деньги, которые, по крайней мере, затруднительно
использовать для сделок, нелегко перевести в наличные.
Следующий агрегат М3 включает в себя М2 + крупные срочные вклады и
суммы контрактов по перепродаже ценных бумаг.
Агрегат L состоит из М3 и коммерческих бумаг с определенными видами
краткосрочных ценных бумаг.
Следует отметить, что в нашей стране до последнего времени денежные
агрегаты не рассчитывались и не использовались. Теоретически это
обосновывалось постулатами марксистской экономической науки, в соответствии
с которыми считается недопустимым объединение квази-денег и наличных денег,
ибо смешиваются совершенно разные категории - деньги, ценные бумаги,
кредит.
Однако ясно, что между денежным рынком (движение краткосрочных ссуд),
рынком инвестиций (обращение среднесрочного и долгосрочного ссудного
капитала) и рынком ценных бумаг существует тесная взаимосвязь. Потенциально
остатки на срочных счетах и ценные бумаги могут быть использованы для
расчетов. Кроме того, владельцы срочных счетов имеют возможность
переоформить их в счета до востребования. Доходы от ценных бумаг могут
храниться на текущих счетах, так же, как денежные средства, вырученные от
их продажи.
Безусловно, денежные агрегаты на практике играют позитивную роль как
ориентиры денежной политики государства. С учетом стирания граней между
наличным и безналичным оборотом в нашей стране следовало бы перейти к их
активному использованию.
В настоящее время в России денежный агрегат М2 рассчитывался как сумма
следующих показателей:
М2 = масса денег в обращении + сумма депозитов. В свою очередь, сумма
депозитов равна средствам на счетах предприятий и вкладам населения в
коммерческих банках плюс вклады населения в сбербанках (срочных и до
востребования).
Стоимость денег.
Оценивая стоимость денег, невольно возникает вопрос: “Что придает 20
долларовой банкноте или 100 долларовому чековому счету именно эту
стоимость?” Более или менее полный ответ на этот вопрос включает три
момента:
1. Приемлемость. Наличные и чековые вклады являются деньгами по той
простой причине, что люди принимают их в качестве денег. В силу давно
установившейся практики бизнеса наличность и чековые вклады выполняют
основную функцию денег; они принимаются в качестве средства обращения.
Допустим, вы меняете в магазине одежды купюру в 20 долларов на рубашку или
блузку. Почему торговец принимает взамен этот кусок бумаги? Ответ прост:
торговец принял бумажные деньги, потому что он уверен, что другие тоже
будут готовы их принять в обмен на товары или услуги. Каждый из нас
принимает деньги в обмен на что-то, поскольку уверен, что они в любой
момент могут быть обменяны на реальные блага или услуги.
2. Законное платежное средство. Наша уверенность в приемлемости
бумажных денег отчасти основана на законе: государство объявило наличные
деньги законным платежным средством. Это значит, что бумажные деньги должны
приниматься при уплате долга, в противном случае кредитор теряет право на
процент и на преследование должника в законном порядке за неуплату. Словом,
приемлемость бумажных денег находит опору в том, что государство говорит:
эти рубли или доллары - деньги. В нашей экономике бумажные деньги, по
существу, являются декретивными деньгами (т. е. объявленные государством).
3. Относительная редкость. На более фундаментальном уровне стоимость
денег является, по существу, феноменом спроса и предложения. То есть
стоимость денег определяется их редкостью по отношению к их полезности.
Полезность денег состоит, разумеется, в их уникальной способности
обмениваться на товары и услуги, как сегодня, так и в будущем. Спрос на
деньги в экономике зависит, таким образом, от общего долларового объема
сделок плюс количества денег, которое индивидуумы и предприятия хотят иметь
в распоряжении для возможных сделок в будущем. При данном более или менее
постоянном спросе на деньги, стоимость, или “покупательная стоимость”,
денежной единицы будет определяться предложением денег.
Итак, приемлемость, относительная редкость и законность и дают, на мой
взгляд, денежной банкноте определенную стоимость. Но всегда можно будет
выделить еще несколько факторов, которые напрямую или косвенно влияют на
стоимость денег. Аналогично и с функциями денег, которые мы рассмотрели
выше: разные учёные выделяют различные функции денег.
2. Денежная система – общее понятие и принципы.
Денежная система – это исторически сложившаяся в каждой стране и
законодательно установленная государством форма организации денежного
обращения.
Рынок невозможен без денег и денежного обращения. Последнее
представляет собой движение денег, опосредствующее оборот товаров и услуг.
Денежное обращение обслуживает куплю-продажу товаров и услуг, а также
движение финансового рынка.
Важнейшими элементами денежной системы являются:
Национальная денежная единица – это установленный, в законодательном
порядке денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех
товаров. Денежная единица, как правило, делится на мелкие кратные части. В
большинстве стран установлена десятичная система деления 1:10:100. (1доллар
США равен 100 центам, 1 индонезийская рупия – 100 сена и т.д.);
Масштаб цен – утратил экономический смысл с развитием государственно-
монополистического капитализма и прекращением размена кредитных денег на
золото.
Система эмиссии денег – учреждения, выпускающие деньги и ценные
бумаги; законодательно закрепленный порядок выпуска денег в обращение;
Формы денег – овеществленная в определенном типе всеобщего эквивалента
меновая стоимость, которая в состоянии обеспечить устойчивость обращения
товаров и является законным платежным средством в наличном обороте;
Валютный паритет – соотношение с другими валютами;
Институты денежной системы – государственные и негосударственные
учреждения, регулирующие денежное обращение.
В мире существуют различные системы денежного обращения, которые
сложились исторически и закреплены законодательно каждым государством.
Тип денежной системы зависит от того, в какой форме функционируют
деньги: как товар – всеобщий эквивалент или как знаки стоимости. В связи с
этим выделяются следующие типы денежных систем:
. система обращения металлических денег, когда обращаются полноценные золотые и серебряные монеты, а кредитные деньги свободно обмениваются на денежный металл (слитки и монеты);
. система обращения кредитных и бумажных денег, когда золото вытеснено из обращения, и поэтому кредитные и бумажные деньги нельзя обменять на золото.
В зависимости от металла, который в данной стране был принят в
качестве всеобщего эквивалента, и базы денежного обращения различаются
биметаллизм и монометаллизм.
Биметаллизм – денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента
закрепляется за двумя благородными металлами (обычно золотом и серебром),
предусматриваются свободная чеканка монет из обоих металлов и их
неограниченное обращение.
При системе параллельной валюты соотношение между золотыми и
серебряными монетами устанавливается стихийно, в соответствии с рыночной
ценой металла. При использовании системы двойной валюты государство
фиксировало соотношение между металлами, а чеканка золотых и серебряных
монет и прием их населением производились по этому соотношению.
При системе «хромающей» валюты - золотые и серебряные монеты являлись
законным платежным средством, но не на равных основаниях, например, если
чеканка монет из серебра производилась в закрытом порядке, то они
практически выступали знаками золота.
Биметаллизм был широко распространен в XVI – XVII вв., а в ряде стран
Западной Европы и в XIX в. В 1865 г. Франция, Бельгия, Швейцария и Италия
попытались сохранить биметаллизм при помощи международного соглашения –
так называемого Латинского монетного союза. В заключенной монетной
конвенции была предусмотрена свободная чеканка монет из обоих металлов
достоинством от 5 франков и выше с установлением законного ценностного
соотношения между золотом и серебром 1: 15,5.
Однако биметаллистическая денежная система не соответствовала
потребностям развитого капиталистического хозяйства, так как использование
в качестве меры стоимости одновременно двух металлов – золота и серебра –
противоречит природе этой функции денег. Всеобщей мерой стоимости может
служить только один товар. Кроме того, устанавливаемое государством твердое
стоимостное соотношение между золотом и серебром не соответствовало их
рыночной стоимости. В результате удешевления производства серебра в конце
XIX в. и его обесценивания золотые монеты стали уходить из обращения в
сокровище. В этом проявилось действие закона Коперника Грешема: «плохие
деньги вытесняют из отношения хорошие».
Развитие капитализма требовало устойчивых денег, единого всеобщего
эквивалента, поэтому биметаллизм уступает место монометаллизму.
Монометаллизм – денежная система, при которой один металл (золото или
серебро) служит всеобщим эквивалентом и основой денежного обращения,
функционирующие монеты и знаки стоимости размены на золото или серебро.
В царской России система серебряного монометаллизма была введена в
результате денежной реформы 1839 – 1843 гг. Денежной единицей стал
серебряный рубль содержанием в 4 золотника и 21 долю чистого серебра. Были
выпущены в обращение и кредитные билеты, обращавшиеся наравне с серебряной
монетой и свободно разменивавшиеся на серебро. Однако эта реформа в
условиях разлагающегося крепостничества при дефиците государственного
бюджета и внешнеторгового баланса не могла на длительный период существенно
упорядочить денежное обращение. Крымская война 1853 – 1856 гг. потребовала
большой дополнительной эмиссии кредитных денег, и они фактически
превратились в бумажные деньги.
Монометаллизм исторически существовал в виде трех стандартов:
золотомонетного (свободное обращение золотых монет); золотослиткового
(предусматривалась возможность обмена знаков стоимости на золото лишь по
предъявлению суммы, соответствующей цене стандартного слитка);
золотодевизного (когда банкноты разрешалось обменивать на иностранную
валюту – девизы, разменную на золото).
Золотомонетный стандарт наиболее соответствовал требованиям
капитализма периода свободной конкуренции, способствовал развитию
производства, кредитной системы, мировой торговли и вывозу капитала. Этот
стандарт характеризуется следующими основными чертами:
. во внутренне обращении страны находится полноценная золотая монета, золото выполняет все функции денег;
. разрешается свободная чеканка золотых монет для частных лиц (обычно на монетном дворе страны);
. находящиеся в обращении неполноценные деньги (банкноты, металлическая разменная монета) свободно и неограниченно размениваются на золотые;
. допускается свободный вывоз и воз золота и иностранной валюты и функционирование свободных рынков золота.
Функционирование золотомонетного стандарта требовало наличия золотых
запасов у центральных эмиссионных банков, которые служили резервом
монетного обращения, обеспечивали размен банкнот на золото, являлись
резервом мировых денег.
В годы первой мировой войны рост бюджетных дефицитов, покрытие их
займами и растущим выпуском денег привели к росту денежной массы в
обращении, значительно превышающей по своему объему золотые запасы
эмиссионных банков, что ставило под угрозу свободный размен неполноценных
денег на золотые монеты. В этот период золотомонетный стандарт прекратил
свое существование в воевавших странах, а затем и в большинстве других
стран был прекращен размен банкнот на золото, запрещен вывоз его за
границу, золотые монеты ушли из обращения в сокровище. По окончании первой
мировой войны, в условиях развития общего кризиса капитализма ни одно
капиталистическое государство не смогло осуществить стабилизацию своей
валюты на основе восстановления золотомонетного стандарта.
В ходе денежных реформ (1924 – 1929 гг.) возврат к золотому стандарту
был произведен в двух урезанных формах – золотослиткового и золотодевизного
стандартов.
При золотослитковом стандарте, в отличие от золотомонетного, в
обращении отсутствуют золотые монеты и свободная их чеканка. Обмен
банкнот, как и других неполноценных денег, производится только на золотые
слитки.
При золотодевизном стандарте также отсутствует обращение золотых монет
и свободная чеканка, но обмен неполноценных денег на золото производится с
помощью обмена на валюту стран с золотослитковым стандартом. Таким путем
сохранялась косвенная связь денежных единиц стран золотодевизного стандарта
с золотом. Поддержание устойчивости курса национальной валюты
осуществлялось методом девизной политики, т.е. посредством купли или
продажи национальных денег за иностранные в зависимости от того, снижается
или повышается курс национальной валюты на рынках. Таким образом, при
золотодевизном стандарте валюты одних стран ставились в зависимость от
валют других государств.
Мировой экономический кризис 1929 – 1933 гг. положил конец эпохе
монометаллизма. На его место приходит система неразменных кредитных денег,
которая характеризуется следующим:
. демонетизация золота,
. отмена золотого содержания банкнот,
. значительное расширение безналичного оборота,
. господствующее положение кредитных денег,
. усиление эмиссии денег в целях кредитования частного предпринимательства и государства,
Различают также денежную систему с твердым обеспечением и свободное
денежное обращение. Такое различие связано с регулированием дефицита
денежной массы в обращении. В системах с твердым обеспечением нехватку
денег законодательно обеспечивает положение о нормах покрытия. В то же
время существует опасность недостаточного снабжения народного хозяйства
деньгами (дефляция), если в развивающейся экономике денежную массу нельзя
увеличить из-за нехватки золотых запасов в центральном банке. При свободном
денежном обращении всегда существует опасность чрезмерного увеличения
денежной массы (инфляция), т.к. не существует никаких законодательных
положений о покрытии находящихся в обращении денег.
Денежная единица – это установленный в законодательном порядке
денежный знак, служащий для соизмерения и выражения цен всех товаров и
услуг. Она, как правило, делится на мелкие пропорциональные части. В
большинстве стран действует десятичная система деления (1 доллар США равен
100 центам, 1 английский фунт стерлингов равен 10 пенсам).
Масштаб цен – как выбор денежной единицы страны и как средство
выражения стоимости товара через весовое содержание денежного металла в
этой выбранной единице. Это определение масштаба цен утратило свое
экономическое значения, поскольку кредитные деньги не имеют собственной
стоимости и не могут быть выразителем стоимости других товаров.
Виды денег, являющихся законными платежными средствами - прежде всего
это кредитные деньги и в первую очередь банкноты, разменная монета, а также
бумажные деньги.
Эмиссионная система – законодательно установленный порядок выпуска и
обращения денежных знаков.
Выпуск как бумажных, так и кредитных денег оказался в современных
условиях монополизирован государством. Центральный банк, находящийся в
собственности государства, иногда пытается компенсировать нехватку денежных
накоплений путем увеличения денежной массы, эмиссии избыточных знаков
стоимости. Однако нарушение основополагающего принципа денежной системы –
соответствия количества денег объективным потребностям экономического
оборота ведет к инфляционному процессу. В связи с эти одной из характерных
черт современных денежных систем является усиление государственного
регулирования денежного обращения.
3. ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА РФ.
Правовые основы функционирования денежной системы в России определены
Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банк
России)» от 26 апреля 1995 г. На банк России возложена организация
наличного денежного обращения и безналичных расчетов. Он координирует,
регулирует и лицензирует расчетные, в том числе клиринговые системы,
устанавливает правовые нормы и стандарты осуществления безналичных
расчетов.
Официальной денежной единицей является рубль. Законом запрещен выпуск
иных денежных единиц и денежных суррогатов, подчеркнута ответственность
лиц, нарушающих единство денежного обращения. Официальное соотношение между
рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается.
Исключительное право выпуска наличных денег, организации обращения и
изъятия их из обращения на территории Российской Федерации принадлежит
Центральному банку Российской Федерации (ЦБ). Соотношение между рублем и
золотом или другими драгоценными металлами Законом не установлено.
Официальный курс рубля к иностранным денежным единицам определяется
Центральным Банком РФ (ЦБР) и публикуется в печати. В связи с тем, что
российская денежная единица – рубль по закону не связана с денежным
металлом (золотом), фиксированный его масштаб цен отсутствует. Официальный
масштаб цен рубля устанавливается государством.
Видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банковские
билеты (банкноты) и металлическая монета, образцы которых утверждаются
Банком России. Банкноты и металлическая монета являются безусловными
обязательствами ЦБ и обеспечиваются его активами. Они обязательны к приему
по их нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации во
все виды платежей, а также для зачисления на счета, вклады, аккредитивы и
для перевода.
Закон разделил полномочия Правительства РФ и ЦБ в области изготовления
денежных знаков. Центральный банк несет ответственность лишь за
планирование объемов их производства. В целях организации наличного
денежного обращения на него возложены следующие функции:
. прогнозирование и организация производства банкнот и металлических монет;
. создание резервных фондов банкнот и монет;
. определение правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег;
. установление признаков платежности денежных знаков и порядка замены и уничтожения денежных знаков;
. утверждение правил ведения кассовых операций для кредитных организаций.
С июня 1997 г. Банк России ввел в действие Положение «О порядке
ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ» от 25
марта 1997г. № 56. Правительство Российской Федерации совместно с ЦБ
разрабатывает основные направления экономической политики, в том числе
денежной и кредитной. Осуществление денежно-кредитного регулирования
экономики Центральным банком проводится путем использования общепринятых в
рыночной экономике инструментов: изменения процентных ставок по кредитам
коммерческим банкам, резервных требований и проведения операций на открытом
рынке. Он регулирует величину и темпы роста денежной массы.
Для осуществления эмиссионно-кассового регулирования, кассового
обслуживания кредитных организаций, а также предприятий, организаций и
учреждений в главных территориальных управлениях Центрального банка,
расчетно-кассовых центрах имеются оборотные кассы по приему и выдаче
наличных денег и резервные фонды денежных билетов и монет. В 1992 г.
созданы также региональные запасные фонды денежных билетов и монет в
отдельных главных территориальных управлениях Центрального банка. Остаток
наличных денег в оборотной кассе лимитируется, поскольку они включаются в
общую массу денег, находящуюся в обращении. Если количество денег в
оборотной кассе превышает установленный лимит, то излишние деньги
передаются из оборотной кассы в резервные фонды.
Резервные фонды денежных билетов и монет – это запасы не выпущенных в
обращение билетов и монет в хранилищах Центрального банка. Эти фонды
создаются по распоряжению Центрального банка, который устанавливает их
величину исходя из размера оборотной кассы, объема налично-денежного
оборота, условий хранения. Образование резервных фондов позволяет
удовлетворять потребности народного хозяйства в наличных деньгах,
оперативно обновлять денежную кассу в обращении, поддерживать необходимый
покупюрный состав, сокращать затраты на перевозку и хранение денежных
знаков.
В банках такие фонды не создаются – у них имеются операционные кассы
Кредитным организациям с 1 июня 1997 г. устанавливается сумма
минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец
дня для обеспечения своевременной выдачи денег со счетов предприятий
независимо от их организационно-правовой форы и физических лиц,
осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица, а также со счетов по вкладам граждан.
Регулирование денежного обращения, возлагаемое на Банк России,
осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно кредитной
политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленном
банковским законодательством. Банк России, наделенный исключительным правом
эмиссии денег, особо ответственен за поддержание равновесия в сфере
денежного обращения. В отличие от периода существования действительных
(золотых) денег при бумажно-кредитном обращении, когда знаки стоимости
оторвались от металлической основы, Центральный Банк должен создавать
определенные ограничения, сдерживающие эмиссию этих денег.
Используя денежно кредитную политику как средство регулирования
экономики, Центральный банк привлекает следующие инструменты:
Ставки учетного процента (дисконтную политику);
Нормы обязательных резервов кредитных учреждений;
Операции на открытом рынке;
Регламентацию экономических нормативов для кредитных учреждений и другие.
Для осуществления кассового обслуживания кредитных учреждений, а также
других юридических лиц на территории РФ создаются расчетно-кассовые центры
при территориальных главных управлениях Банка России. Эти центры формируют
оборотную кассу по приему и выдаче билетов и монет. Резервные фонды
представляют собой запасы не выпущенных в обращение банкнот и монет в
хранилищах Центрального банка России имеют важное значение для организации
и централизованного регулирования кассовых ресурсов. Остаток наличных денег
в оборотной кассе лимитируется, и при превышении установленного лимита
излишки денег передаются из оборотной кассы в резервные фонды.
Резервные фонды банкнот и монет создаются по распоряжению Банка
России, который устанавливает их величину исходя из размера оборотной
кассы, объема налично-денежного оборота, условий хранения.
Наличные деньги выпускаются в обращение на основе эмиссионного
разрешения – документа, дающего право Центральному банку России подкреплять
оборотную кассу за счет резервных фондов денежных банкнот и монет. Этот
документ выдается Правлением Банка России в пределах эмиссионной директивы,
т.е. предельного размера выпуска денег в обращение, установленного
Правительством Российской Федерации.
Совместные действия Правительства и Банка России в сфере денежно
кредитной политики в последние годы позволили достичь снижения инфляции до
приемлемого уровня и удержания под контролем динамики инфляции и валютного
курса.