Рефераты

Система страхования вкладов физических лиц в Российской Федерации

Агентство согласно п. 3 ст.4 Закона о страховании вкладов признается для целей названного Закона страховщиком по аналогии со стороной договора страхования, обязующейся за страховую премию при наступлении страхового случая возмещать выгодоприобретателю причиненные вследствие наступления страхового случая убытки.

Порядок выплаты возмещения по вкладам определен в ст. 12 Закона о страховании вкладов.

Статус, цель деятельности и полномочия Агентства установлены в гл. 3 Закона о страховании вкладов.[17]

Как установлено в ст. 1 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются Конституцией РФ, названным Законом и другими федеральными законами. Там же установлено, что функции и полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и названным Законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Согласно п. 4 ст.4 Закона о страховании вкладов Банк России является участником системы страхования вкладов при осуществлении им функций, вытекающих из названного Закона.

Банк России в системе страхования вкладов осуществляет функции банковского регулирования и банковского надзора:

«функция банковского регулирования заключается в том, что Банк России в случаях, предусмотренных названным Законом, в соответствии с ч. 5 его ст. 1 принимает в соответствии с Законом нормативные акты, которыми регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и функционированием системы страхования вкладов;

в рамках осуществления функции банковского надзора Банк России в соответствии с названным Законом проводит тематические инспекционные проверки банков и применяет к банкам, допустившим нарушения названного Закона, меры ответственности, предусмотренные Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».[18]

Частью 2 ст. 27 Закона установлено, что Агентство и Банк России координируют свою деятельность и информируют друг друга по вопросам осуществления мероприятий по страхованию вкладов.

В соответствии со ст. 5 Закона о страховании вкладов страхованию подлежат все вклады физических лиц, внесенные в банки РФ, за исключением следующих групп денежных средств:

1) размещенные на банковских счетах физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, если эти счета открыты в связи с указанной деятельностью;

2) размещенные физическими лицами в банковские вклады на предъявителя, в том числе удостоверенные сберегательным сертификатом и (или) сберегательной книжкой на предъявителя;

3) переданные физическими лицами банкам в доверительное управление;

4) размещенные во вклады в находящихся за пределами территории Российской Федерации филиалах банков Российской Федерации.

Страхование вкладов осуществляется в силу Закона о страховании вкладов и не требует заключения договора страхования.

По моему мнению, объектом страхования банковских вкладов граждан является не владение, пользование и распоряжение имуществом, как в страховании имущества, а обязанность банка возместить причиненный другим лицам вред, вытекающая из ненадлежащего исполнения обязательства по договору. Именно с этим связан страховой интерес страхователя, и для этого он заключает договор. Страхование вклада осуществляется не в целях его сохранения в статическом состоянии имущества как такового, а в целях обеспечения реализации договорной обязанности банка по возвращению полученных денежных средств и уплаты необходимых процентов, вытекающей из договора банковского вклада или счета.

3. Правовой статус, цель деятельности и полномочия Агентства по страхованию вкладов

3.1 Правовой статус Агентства по страхованию вкладов


Ключевую роль в организации и функционировании системы страхования вкладов играет Агентство по страхованию вкладов (далее – Агентство). Основные элементы его правового статуса состоят в следующем.

На основании Закона о страховании вкладов создана государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов".

Предшественником Агентства по страхованию вкладов являлось Агентство по реструктуризации кредитных организаций, созданное на основании Федерального закона от 8 июля 1999 г. N 144-ФЗ "О реструктуризации кредитных организаций" в целях осуществления мероприятий по реструктуризации кредитных организаций.

С созданием Агентства по реструктуризации кредитных организаций появилась и такая организационно-правовая форма юридических лиц, как государственная корпорация:

в п. 1 ст. 28 Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" устанавливалось, что Агентство по реструктуризации кредитных организаций является государственной корпорацией, созданной Российской Федерацией, статус, цель деятельности, функции и полномочия которой определяются названным Законом и Федеральным законом "О некоммерческих организациях";

одновременно с принятием Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" в соответствии с Федеральным законом от 8 июля 1999 г. N 140-ФЗ[19] в Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"[20] была введена статья 7.1 "Государственная корпорация", в п. 1 которой установлено, что государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Там же, в п. 1 ст. 7.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях", установлено, что государственная корпорация создается на основании федерального закона.

В первоначальной редакции законопроекта, который был принят в качестве Закона о страховании вкладов, в целях реализации государством законодательно закрепленных прав вкладчиков функции по страхованию вкладов предлагалось возложить на государственную корпорацию "Агентство по реструктуризации кредитных организаций".

Однако, как установлено ч. 1 ст. 14 Закона о страховании вкладов, создана новая государственная корпорация - "Агентство по страхованию вкладов". В качестве цели создания Агентства в ч. 1 названной статьи указано осуществление функций по обязательному страхованию вкладов. Целью же деятельности Агентства согласно ч. 1 ст. 15 названного Закона является обеспечение функционирования системы страхования вкладов.

Агентство по реструктуризации кредитных организаций ликвидируется: в соответствии с Федеральным законом от 28 июля 2004 г. N 87-ФЗ[21] Федеральный закон "О реструктуризации кредитных организаций" признан утратившим силу и определен порядок ликвидации государственной корпорации "Агентство по реструктуризации кредитных организаций".

Агентство по страхованию вкладов является некоммерческой организацией. Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Пунктом 2 ст. 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" установлено, что некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Выше говорилось, что в соответствии с п. 1 ст. 7.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" (в ред. Федерального закона от 8 июля 1999 г. N 140-ФЗ) государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.

Статьей 7.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" также установлено следующее:

имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации;

государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное (п. 1);

государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям;

государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации (п. 2);

особенности правового положения государственной корпорации устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов, предусмотренных ст. 52 Гражданского кодекса РФ;

в законе, предусматривающем создание государственной корпорации, должны определяться наименование государственной корпорации, цели ее деятельности, место ее нахождения, порядок управления ее деятельностью (в том числе органы управления государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц государственной корпорации и их освобождения), порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации и порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации (п. 3);

положения Федерального закона "О некоммерческих организациях" применяются к государственным корпорациям, если иное не предусмотрено настоящей статьей или законом, предусматривающим создание государственной корпорации (п. 4).[22]

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке.

По аналогии с приведенным положением и в его развитие в ч. 3 ст. 14 Закона о страховании вкладов закреплено, что Агентство имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.[23]

В пункте 4 ст. 3 Федерального закона "О некоммерческих организациях" также установлено, что некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.

Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории.

Частью 4 ст. 14 Закона о страховании вкладов приведенное положение уточнено в части того, что Агентство имеет счет только в Банке России.[24]

Согласно п. 3 ст. 7.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" место нахождения государственной корпорации должно быть определено в законе, предусматривающем ее создание.

По общему правилу, содержащемуся в п. 2 ст. 4 Федерального закона "О некоммерческих организациях" (в ред. Федерального закона от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ), место нахождения некоммерческой организации определяется местом ее государственной регистрации.

Часть же 5 ст. 14 Закона о страховании вкладов определяет местонахождение центральных органов Агентства - город Москва. Видимо, под центральными органами Агентства в ч. 5 ст. 14 Закона о страховании вкладов понимаются органы управления Агентства, которыми согласно ст. 17 того же Закона являются совет директоров Агентства, правление Агентства и генеральный директор Агентства. Правительство РФ распоряжением от 6 января 2004 г. N 6-р "О составе совета директоров государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов"[25] поручило Минимуществу России согласовать с Внешэкономбанком вопрос о размещении Агентства в здании, расположенном в г. Москве, просп. Академика Сахарова, д. 9.

3.2 Цель деятельности и полномочия Агентства по страхованию вкладов


Как говорилось выше, согласно п. 3 ст. 7.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" цели деятельности государственной корпорации должны быть определены в законе, предусматривающем ее создание.

В качестве цели деятельности Агентства в ч. 1 ст. 115 указано обеспечение в соответствии с Законом функционирования системы страхования вкладов.

Следует отметить, что в ч. 1 ст. 14 Закона о страховании вкладов указаны также цели создания Агентства: осуществление функций по обязательному страхованию вкладов.[26]

В части 2 ст.15 Закона о страховании вкладов определены полномочия Агентства при осуществлении функций по обязательному страхованию вкладов. В отношении этих функций необходимо отметить следующее.

1) Организация учета банков (ведение реестра банков).

Как определено в п. 3 ст. 2 Закона, реестр банков - это формируемый в соответствии с названным Законом перечень банков, состоящих на учете в системе страхования вкладов.

Порядок постановки банков на учет и снятия с учета в системе страхования вкладов установлен ст. 28 Закона, в которой, в частности, закреплено следующее:

постановка банка на учет в системе страхования вкладов осуществляется Агентством путем внесения его в реестр банков;

банк снимается Агентством с учета в системе страхования вкладов путем его исключения из реестра банков.

В ст. 43 Закона определены особенности постановки на учет в системе страхования вкладов банков, имеющих разрешение Банка России на день вступления в силу Закона.

По этому поводу хотелось бы сделать некоторое отступление.

Закон о страховании вкладов (ч. 1 ст. 28) также определяет, что постановку банка на учет в системе страхования вкладов осуществляет государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" путем внесения его в реестр банков на основании уведомления о выдаче банку разрешения Банка России. С точки зрения конституционно-правового принципа равенства перед законом к тем банкам, которые имеют разрешение Банка России на день вступления в силу Закона о страховании вкладов и включаются в систему страхования вкладов, и к банкам, которые в последующем (после вступления в силу Закона о страховании вкладов) будут получать указанное разрешение, должны применяться равные требования. На момент вступления в силу Закона о страховании вкладов требования, связанные с получением лицензии Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, были установлены пунктом 13.1 Инструкции Банка России от 23.07.98 N 75-И "О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности". В их числе: финансовая устойчивость в течение шести месяцев до даты направления ходатайства; прозрачность структуры участников (акционеров) и их групп; выполнение обязательных резервных требований Банка России; отсутствие задолженности перед федеральным бюджетом, бюджетом субъекта Российской Федерации, местным бюджетом и государственными внебюджетными фондами; наличие соответствующей организационной структуры, включающей службу внутреннего контроля; выполнение квалификационных требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России, предъявляемых к деловой репутации членов совета директоров (наблюдательного совета), и квалификационных требований Банка России к сотрудникам кредитной организации; выполнение технических требований, включая требования к оборудованию, необходимому для осуществления банковских операций.

Указанные требования Инструкции N 75-И отличны от тех, которые предъявляются к участникам системы страхования вкладов в силу ст. 44 Закона о страховании вкладов.

Банки могли подать ходатайство о выдаче им лицензии на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, ориентируясь на положения Инструкции N 75-И. Более того, процедура рассмотрения ходатайств о получении указанной лицензии такова, что на первом этапе их рассматривают территориальные учреждения Банка России, которые могут применить в этих целях положения Инструкции N 75-И.

Однако если банк не получил лицензию на привлечение денежных средств физических лиц во вклады к дате вступления в силу Закона о страховании вкладов, то к нему должны применяться положения указанного Закона, так как выдача ему данной лицензии автоматически означает вступление банка в систему страхования вкладов.

Именно так, по нашему мнению, необходимо толковать п. 13.2 Инструкции N 109-И, в соответствии с которым кредитная организация для расширения деятельности путем получения лицензии, предусмотренной подп. 14.1.3 (на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях) или подп. 14.1.4 (на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте) данной Инструкции, в дополнение к требованиям, указанным в п. 13.1 Инструкции, должна соответствовать требованиям, установленным Законом о страховании вкладов.[27]

2) Сбор страховых взносов и контроль за их поступлением в фонд обязательного страхования вкладов.

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Закона Агентство имеет право требовать от банков произвести перечисление неуплаченных страховых взносов и начисленных пеней и информировать Банк России о факте неуплаты. Как установлено ч. 6 ст. 37 Закона, взыскание денежных сумм неисполненных обязательств банков по уплате страховых взносов, а также пеней осуществляется Агентством в судебном порядке.

Контроль Агентства за поступлением страховых взносов в фонд обязательного страхования вкладов осуществляется путем:

получения отчетности банков и иной информации, определенной в соответствии с ч. 1 ст. 29 Закона Банком России по согласованию с Агентством;

получения на основании ч. 2 ст. 29 Закона Агентством разъяснений, касающихся информации об уплате банками страховых взносов;

участие служащих Агентства в проверках банков по вопросам, касающимся объема и структуры обязательств этих банков перед вкладчиками, уплаты страховых взносов.

3) Осуществление мероприятий по учету требований вкладчиков к банку и выплате им возмещения по вкладам.

Мероприятия по учету требований вкладчиков к банку и выплате им возмещения по вкладам предусмотрены следующими статьями названного Закона:

статьей 12, определяющей порядок выплаты возмещения по вкладам;

статьей 30, определяющей порядок взаимодействия Агентства и банка, в отношении которого наступил страховой случай.

4) Право обращения в Банк России с предложением о применении к банкам за нарушение требований настоящего Федерального закона мер ответственности.

Частью 1 ст. 74 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" установлено, что в случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1% минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев.[28]

В случае неисполнения в установленный Банком России срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России в соответствии с ч. 2 ст. 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" вправе:

а) взыскать с кредитной организации штраф в размере до 1% размера оплаченного уставного капитала, но не более 1% минимального размера уставного капитала;

б) потребовать от кредитной организации:

осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры ее активов;

замены руководителей кредитной организации, перечень должностей которых указан в ст. 60 названного Закона, т.е. членов совета директоров (наблюдательного совета), единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации;

осуществления реорганизации кредитной организации;

в) изменить на срок до шести месяцев установленные для кредитной организации обязательные нормативы;

г) ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года;

д) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев. Порядок назначения и деятельности временной администрации устанавливается федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России;

и) ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций";

к) предложить учредителям (участникам) кредитной организации, которые самостоятельно или в силу существующего между ними соглашения, либо участия в капитале друг друга, либо иных способов прямого или косвенного взаимодействия имеют возможность оказывать влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов.[29]

Статьей 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" также установлено следующее:

Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О банках и банковской деятельности". Порядок отзыва лицензии на осуществление банковских операций устанавливается нормативными актами Банка России;

кредитная организация не может быть привлечена Банком России к ответственности за совершение нарушения из числа перечисленных в ч. 1 и 2 настоящей статьи, если со дня его совершения истекло пять лет;

Банк России может обратиться в суд с иском о взыскании с кредитной организации штрафов или иных санкций, установленных федеральными законами, не позднее шести месяцев со дня составления акта об обнаружении нарушения из числа перечисленных в ч. 1 и 2 настоящей статьи.

5) Размещение и (или) инвестирование временно свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов.

Порядок размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов определен в ст. 38 Закона. В частности, согласно ч. 2 ст. 38 Закона направления, порядок и условия размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов, а также предельный размер размещаемых и (или) инвестируемых временно свободных денежных средств ежегодно определяются советом директоров Агентства. 6) Право требовать от банков размещения информации о системе страхования вкладов и об участии в ней банка в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков.

Указанному праву Агентства корреспондируют:

установленная в п. 2 ч. 3 ст. 6 Закона обязанность банков представлять вкладчикам информацию о своем участии в системе страхования вкладов, о порядке и размерах получения возмещения по вкладам;

возложенная на банки в соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 6 Закона обязанность размещать информацию о системе страхования вкладов в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков.

7) Определение порядка расчета страховых взносов.

Согласно п. 7 ч. 2 комментируемой статьи в полномочия Агентства входит определение порядка расчета страховых взносов в соответствии со ст. 36 Закона. Однако в ст. 36 Закона предусмотрено, что Агентством устанавливается только порядок исчисления расчетной базы.

8) Иные полномочия.

Как установлено в п. 8 ч. 2 ст.15 Закона, Агентство при осуществлении функций по обязательному страхованию вкладов может осуществлять и иные полномочия, направленные на достижение поставленных перед Агентством в соответствии с Законом о страховании вкладов целей. Соответственно, перечень полномочий Агентства является открытым. Осуществление Агентством функций по обязательному страхованию вкладов на основании Закона о страховании вкладов не требует получения лицензии на осуществление страховой деятельности.[30]

3.3 Органы управления Агентством по страхованию вкладов, их полномочия


Согласно общему правилу, содержащемуся в п. 1 ст. 53 части первой ГК РФ, юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.[31]

В соответствии с п. 3 ст. 7.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" порядок управления ее деятельностью (в том числе органы управления государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц государственной корпорации и их освобождения) должен быть определен в законе, предусматривающем создание государственной корпорации.[32]

Как определено статьей 17 Закона о страховании вкладов, органами управления Агентства являются:

·  совет директоров Агентства;

·  правление Агентства;

·  генеральный директор Агентства.

Совет директоров Агентства, как установлено ч. 1 ст. 18 названного закона, является высшим органом управления Агентства.

Согласно п. 2 ст. 29 Федерального закона "О некоммерческих организациях" основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией - это обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана.

В совет директоров Агентства входят 13 членов:

·  семь представителей Правительства РФ;

·  пять представителей Банка России;

·  генеральный директор Агентства. Генеральный директор Агентства входит в состав совета директоров Агентства по должности.

Председатель совета директоров Агентства избирается советом директоров Агентства по представлению Правительства Российской Федерации.

Заседания совета директоров Агентства созываются его председателем или не менее чем одной третью членов совета директоров Агентства по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

Протокол заседания совета директоров Агентства подписывается председательствующим на заседании совета директоров Агентства. Мнение членов совета директоров Агентства, оставшихся в меньшинстве при голосовании, заносится по их требованию в протокол.

Заседание совета директоров Агентства проводится председателем совета директоров Агентства, а в его отсутствие лицом, уполномоченным председателем совета директоров Агентства.

Совет директоров Агентства правомочен принимать решения, если на заседании присутствует не менее половины его членов. Решения совета директоров Агентства принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих. При равенстве числа голосов голос председательствующего на заседании совета директоров Агентства является решающим.[33]

Совет директоров Агентства реализует следующие полномочия:

1) утверждает предложения правления Агентства о прогнозируемом размере расходов из федерального бюджета для покрытия дефицита фонда обязательного страхования вкладов в очередном году и направляет их в Правительство Российской Федерации для включения в проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной год;

2) устанавливает ставку страховых взносов;

3) определяет направления, условия и порядок размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств Агентства, а также предельный размер размещаемых и (или) инвестируемых денежных средств;

4) принимает решение о наличии дефицита фонда обязательного страхования вкладов и направляет предложения о порядке его покрытия при наступлении страхового случая в Правительство Российской Федерации не позднее пяти дней со дня получения уведомления от правления Агентства;

5) принимает решение о перечислении в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полученных в соответствии с настоящим Федеральным законом средств федерального бюджета после восстановления финансовой устойчивости фонда обязательного страхования вкладов;

6) утверждает порядок расчета страховых взносов;

7) утверждает годовой отчет Агентства;

8) утверждает порядок предоставления банкам отсрочки или рассрочки погашения задолженности в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

9) утверждает смету расходов Агентства;

10) утверждает организационную структуру Агентства;

11) принимает решение о создании филиалов и об открытии представительств Агентства;

12) назначает на должность и освобождает от должности генерального директора Агентства;

13) назначает на должность и освобождает от должности членов правления Агентства;

14) назначает аудитора Агентства;

15) заслушивает отчеты генерального директора Агентства по вопросам деятельности Агентства;

16) утверждает регламент работы правления Агентства;

17) осуществляет руководство деятельностью службы внутреннего аудита Агентства;

18) принимает решение о выпуске Агентством облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;

19) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Федеральным законом от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».[34]

В соответствии с указанным документом правление является коллегиальным исполнительным органом Агентства, в пределах своей компетенции принимающим решения по вопросам текущей деятельности Агентства. Правление подотчетно Совету директоров. Функции Председателя Правления осуществляет Генеральный директор Агентства.

Основными задачами Правления являются:

·                   обеспечение эффективной деятельности Агентства по выполнению его задач и реализации решений совета директоров Агентства;

·                   своевременное принятие решений по вопросам, отнесенным к компетенции Правления.

Количественный и персональный состав правления определяется советом директоров по представлению генерального директора, который входит в состав правления Агентства по должности и руководит работой правления Агентства.

Члены правления должны активно участвовать в работе правления, действовать в интересах Агентства добросовестно и разумно. Член правления, являющийся заинтересованным в сделке или вступающий в конфликт интересов, не может принимать участия в голосовании при принятии решения о заключении такой сделки. В случае если все члены правления признаются заинтересованными в сделке лицами, сделка может быть совершена по решению совета директоров.

Заседания правления созывает и организует генеральный директор, а в случае его отсутствия - его первый заместитель или один из заместителей, на которого генеральный директор возложил эти функции.

Заседания правления проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в две недели. Конкретную дату, время и место проведения заседания правления устанавливает генеральный директор.

Функции секретаря правления по решению правления могут быть возложены на сотрудника Агентства, не являющегося членом правления.

Заседания правления ведет генеральный директор, а в случае его отсутствия - его первый заместитель или один из заместителей, на которого генеральный директор возложил эти функции.

Передача голоса одним членом правления другому члену правления или третьему лицу запрещены.

Отсутствующий на заседании член правления имеет право заблаговременно изложить в письменной форме свое мнение по вопросам повестки дня заседания правления и передать его секретарю правления. Такое письменное мнение оглашается на заседании, учитывается при подсчете голосов и подшивается к протоколу заседания.

В случае необходимости, любое заседание правления может быть отложено или перенесено генеральным директором.[35]

При осуществлении функций по обязательному страхованию вкладов правление Агентства:

1) принимает решение о выплате вкладчикам возмещения по вкладам;

2) принимает решение о включении банка в реестр банков и об исключении банка из реестра банков в порядке, установленном Законом о страховании вкладов;

3) обращается в Банк России с предложением о применении к банку мер ответственности в соответствии со статьей 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";

4) вносит на утверждение в совет директоров Агентства предложения о развитии системы страхования вкладов, направлениях, об условиях и о порядке размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов;

5) вносит на утверждение в совет директоров Агентства предложения о размере фонда обязательного страхования вкладов, достаточном для осуществления прогнозируемых в предстоящем году выплат возмещения по вкладам, прогнозируемом размере расходов из федерального бюджета для покрытия дефицита фонда обязательного страхования вкладов в предстоящем году;

6) направляет в совет директоров Агентства уведомление о наличии дефицита фонда обязательного страхования вкладов на основе данных реестров обязательств банков перед вкладчиками, формирование которых предусмотрено пунктом 4 части 3 статьи 6 Закона о страховании вкладов, не позднее трех дней со дня получения из банка реестра обязательств банка перед вкладчиками в соответствии с частью 1 статьи 30 того же Закона;

7) рассматривает годовой отчет Агентства и передает его на утверждение совета директоров Агентства;

8) представляет в совет директоров Агентства предложения об использовании прибыли Агентства;

9) утверждает штатное расписание Агентства, определяет условия найма, увольнения, служебные обязанности и права, систему дисциплинарных взысканий, размер и формы оплаты труда служащих Агентства;

10) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Законом о страховании вкладов, если они не находятся в компетенции совета директоров Агентства.[36]

Помимо указанного в тексте статьи 21 Закона о страховании вкладов к компетенции правления относится принятие решений по всем вопросам текущей деятельности Агентства (кроме тех, которые входят в исключительную компетенцию совета Директоров), в том числе:

1) координация работы служб и подразделений Агентства, утверждение соответствующих правил, инструкций и регламентов, положений о подразделениях и должностных инструкций, а также других внутренних документов Агентства, регулирующих деятельность структурных подразделений Агентства, если утверждение таких документов не отнесено к компетенции совета директоров;

2) утверждение типовых форм, стандартных тарифов, общих условий заключения Агентством сделок;

3) иные вопросы, отнесенные к компетенции правления действующим законодательством, Положением о совете директоров Агентства, а также решениями совета директоров Агентства.[37]

Правление не вправе принимать решения по вопросам, отнесенным к компетенции совета директоров Агентства, если эти вопросы не были переданы в компетенцию правления решением совета директоров либо относятся к исключительной компетенции совета директоров.

Правление обеспечивает контроль за исполнением собственных решений, а также решений, принятых советом директоров.

Генеральный директор Агентства назначается на должность советом директоров Агентства простым большинством голосов от числа присутствующих его членов при условии, если на заседании присутствует не менее половины его членов.

Кандидатура генерального директора Агентства представляется совету директоров Агентства председателем совета директоров Агентства.

Срок пребывания в должности генерального директора Агентства составляет пять лет.

За месяц до истечения (окончания) срока полномочий генерального директора Агентства председатель совета директоров Агентства должен представить совету директоров Агентства кандидатуру для назначения нового генерального директора Агентства.

Следует отметить, что установление конкретного срока пребывания в должности генерального директора Агентства в совокупности с предусмотренным в п. 2 ст. 22 Закона о страховании вкладов исчерпывающем перечнем случаев освобождения его от должности существенно усиливает устойчивость этого поста.

Этим генеральный директор Агентства выгодно отличается от, например, Председателя Правительства Российской Федерации, который может быть сменен в любое время.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты