Состояние банковской системы Российской Федерации в кризисный и посткризисный периоды экономики
Состояние банковской системы Российской Федерации в кризисный и посткризисный периоды экономики
ВВЕДЕНИЕ
Деятельность
банковских учреждений так многообразна, что их действительная сущность
оказывается неопределенной. В современном обществе банки занимаются самыми
разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и
кредитные отношения; через них осуществляется финансирование промышленности и
сельского хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в
некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом. Кредитные
учреждения выступают в качестве консультантов, участвуют в обсуждении
народнохозяйственных программ, ведут статистику, имеют свои подсобные
предприятия. В работе раскрыта сущность банка с разных общественных позиций,
типы банков, банковская система России, ее проблемы, существующие на
сегодняшний день и возможные пути их решения.
Банковская
система - это важнейшая сфера национального хозяйства любого развитого
государства. Ее практическая роль определяется тем, что она управляет в
государстве системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческих
сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с
другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам
и производственным структурам.
Находясь
в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки
опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и
населением.
Банки
играют огромную роль в дальнейшем углублении и совершенствовании рыночных
отношений в стране. В настоящее время как аксиома воспринимается тот факт, что
развитие рыночных отношений, базирующихся на свободной конкуренции, немыслимо
без разнообразного и качественного предоставления субъектам рынка банковских
услуг.
Создание
устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры - одна из важнейших
и в тоже время сложных задач экономической реформы в России. Именно банковская
система при правильном управлении и устранении всех сдерживающих ее развитие
проблем может стать ведущим звеном в осуществлении экономической политики,
обеспечивающей экономический рост.
Банковская
система непосредственным образом связана с экономикой страны и негативные
тенденции в экономике закономерным образом отражаются и на банковской системе,
в то время, как и развитие кризисных явлений в банковской сфере не может не
отражаться на экономике.
В
наиболее общем виде экономический кризис можно определить, как неспособность
банковской системы выполнять свои основные функции аккумуляции и мобилизации
временно свободных денежных средств, предоставления кредитов, проведения
расчетов и платежей в экономике страны. Мировой опыт экономических кризисов
обширен. В течение XX века практически не осталось страны, не испытавшей его в
той или иной мере.
Последствия,
которые влекут за собой экономические кризисы, делают актуальными проблемы,
посвященные изучению факторов, являющихся предпосылкой для нарастания негативных
тенденций в банковском секторе, выявлению и изучению непосредственных причин
современных экономических кризисов, форм их проявления и последствий, а также
для выработки адекватных программ антикризисного регулирования банковской
деятельности.
Целью
данной работы является изучение банковской системы Российской Федерации,
структуры и проблем функционирования в период экономического кризиса, а так же
меры, применяемые во время кризисных ситуаций, для стабилизации ее
функционирования.
В
соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1)
раскрыть
понятие и структуру банковской системы;
2)
рассмотреть
состояние банковской системы в период экономического кризиса и обозначить
социально-экономические последствия;
3)
обозначить
антикризисные меры, применяемые правительством России;
4)
выявить
тенденции развития банковской системы РФ.
Объект
исследования: банковская система РФ.
Предмет
исследования: проблемы функционирования банковской системы в период
экономического кризиса и антикризисные меры правительства.
Исходя
из поставленных целей и задач исследования, была определена структура курсовой
работы. Она состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Банковская
система представляет собой совокупность кредитных организаций, функционирующих
в рамках единого банковского законодательства, общее регулирование деятельности
которых осуществляет Центральным Банком России.
Правовое
регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской
Федерации, федеральными законами «О банках и банковской деятельности», «О
Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными
законами, а также нормативными актами Центрального банка.
Для
совместного осуществления банковских операций создаются группы кредитных
организаций, которые образуются путем заключения договора между двумя или
несколькими кредитными организациями. Банковская система является составной
частью кредитной и финансовой систем, проводящей сетью, аккумулируя кредитные
ресурсы через банковские счета и депозиты и обеспечивая предложение кредита.
Банковская
система активно воздействует на состояние всех секторов экономики, поэтому
находится под непосредственным государственным контролем. Регулирование
банковской системы производится в соответствии с ежегодно утверждаемой единой
государственной денежно-кредитной политикой и государственным бюджетом.
На
общее состояние банковской системы оказывают воздействие следующие факторы:
·
уровень
капитализации банков;
·
наличие
внутренней ресурсной базы;
·
использование
кредита в реальном секторе экономики;
·
высокая
зависимость банков от финансового состояния клиентов;
·
банковский
менеджмент, обеспечивающий эффективное управление кредитными ресурсами,
минимизацию кредитных рисков, проведение систематического внутреннего контроля
и аудита, надежность и устойчивость банков;
·
наличие
системы обязательного страхования вкладов;
·
система
реструктуризации банков;
·
система
банковского надзора со стороны государства, призванная контролировать банки и
анализировать их деятельность с целью недопущения нарушений банковского
законодательства, искажений банковской отчетности, осуществления незаконных
банковских операций и спекулятивных сделок;
·
состояние
международных кредитных рынков, которое в условиях глобализации экономики
оказывает существенное воздействие на состояние внутреннего кредитного рынка и
банковской системы. [6, с.327]
Банковская
система РФ является многоуровневой:
1) первый уровень - это
ЦБ, который формирует нормативно-правовую базу и осуществляет регулирование
денежно-кредитных отношений;
2) второй уровень -
кредитные организации, субъекты экономической деятельности, обеспечивающие
сохранность вкладов, ведение банковских счетов клиентов и совершение
платежно-расчетных операций и операций с денежными, кредитными и финансовыми
инструментами, выступающие в рощи кредиторов и заемщиков на рынках капитала.
Банк
- кредитная организация, которая осуществляет все виды банковских операций,
включая привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц,
размещение средств от своего имени и за свой счет, открытие и ведение
банковских счетов. Небанковская кредитная организация - это кредитная
организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции,
устанавливаемые банковским законодательством.
Для
совместного осуществления банковских операций создаются банковские холдинги, своеобразные
группы кредитных организаций, которые образуются путем заключения договора
между двумя или несколькими кредитными организациями. Банковские холдинги
образуются путем преобладающего участия основной кредитной организаций в
уставном капитале одной или нескольких кредитных организаций либо в
соответствии с заключенным основной кредитной организацией с одной или
несколькими кредитными организациями договором, в результате чего основная
кредитная организация получает возможность влиять на решения, принимаемые
другими кредитными организациями.
По
формам собственности различают государственные, смешанные и частные кредитные
организации. Государственным является Центральный банк. Смешанные кредитные
организации имеют государственно-частную форму собственности. Такие банки
частично контролируются государством, которое проводит через них определенную
кредитную политику, направленную на стимулирование определенных отраслей
экономики и сфер деятельности. Частные кредитные организации проводят
независимую кредитную политику, приоритетом которой являются интересы частных
собственников, а главным ориентиром служит ситуация на различных сегментах
рынка капиталов.
По
организационно-правовым формам различают кредитные организации, созданные в
форме открытых и закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной
ответственностью. Их соотношение примерно одинаково.
По
величине зарегистрированного уставного капитала различают крупные, средние и
мелкие кредитные организации. К крупным кредитным организациям в Российской
Федерации относятся системообразующие банки, имеющие величину уставного
капитала свыше 40 млн. руб., средние кредитные организации имеют уставный
капитал от 10 до 40 млн. руб., мелкие кредитные организации имеют уставный
капитал менее 10 млн. руб.
По
отраслевой направленности различают промышленно-строительные банки,
агропромышленные банки, банки, обслуживающие преимущественно одну или несколько
смежных отраслей экономики.
По
функциональному назначению различают эмиссионные, депозитные и коммерческие
кредитные организации, расчетно-клиринговые палаты. Эмиссионным банком является
Центральный банк. Депозитные кредитные организации - это система сберегательных
банков и касс. Коммерческие кредитные организации обслуживают физических и
юридических лиц, выполняют все или часть банковских операций.
Расчетно-клиринговые палаты осуществляют платежно-расчетные операции.
По
специализации различают универсальные и специализированные банки. Универсальные
банки обслуживают всех клиентов и выполняют все банковские операции. К
специализированным кредитным организациям относятся инвестиционные, торговые,
сберегательные, экспортно-импортные банки.
По
зонам деятельности различают кредитные организации общефедеральные,
региональные, межрегиональные, международные.
Таким
образом, в структуру современной банковской системы входят ЦБ и кредитные
организации. Банковская система представляет собой включенную в экономическую
систему страны единую и целостную совокупность кредитных организаций, каждая из
которых выполняет свои особые функции, проводит свой перечень денежных операций
в результате чего весь объем потребностей общества в банковских продуктах
удовлетворяется в полной мере и с максимально возможной степенью эффективности.
Для
современной банковской системы характерны две фундаментальные особенности:
во-первых, эта система регулируемая (причем наряду с саморегулированием имеет
место, централизованное регулирование со стороны центрального банка), а
во-вторых, рыночная (конечным результатом деятельности кредитных институтов
является реализация банковских услуг на рынке в условиях усиливающейся
конкуренции).
Высшим
органом Банка России является Совет директоров - это коллегиальный орган,
определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий
руководство и управление Банком России. В Совет директоров входят Председатель
Банка России и 12 членов Совета директоров, которые работают на постоянной
основе в Банке России.
Председатель
Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на четыре
года большинством голосов от общего числа депутатов. Кандидатуру для назначения
на должность Председателя Банка России представляет Президент Российской
Федерации не позднее чем за три месяца до истечения полномочий Председателя
Банка России. В случае досрочного освобождения от должности Председателя Банка
России Президент Российской Федерации представляет кандидатуру на эту должность
в двухнедельный срок с момента освобождения. В случае отклонения предложенной
на должность Председателя Банка России кандидатуры Президент Российской
Федерации в течение двух недель вносит новую кандидатуру. Одна кандидатура не
может вноситься более двух раз. Одно и то же лицо не может занимать должность
Председателя Банка России более трех сроков подряд.
Члены
Совета директоров назначаются на должность сроком на четыре года
Государственной Думой по представлению Председателя Банка России,
согласованному с Президентом Российской Федерации. Совет директоров заседает не
реже одного раза в месяц. Заседания Совета директоров назначаются Председателем
Банка России, лицом, его замещающим, или по требованию не менее трех членов
Совета директоров. Члены Совета директоров не могут быть депутатами
Государственной Думы и членами Совета Федерации, депутатами законодательных
органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а
также членами Правительства Российской Федерации. Члены Совета директоров не могут
состоять в политических партиях, занимать должности в общественно -
политических и религиозных организациях.
Сам
Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной системой
управления. В эту систему входят центральный аппарат, территориальные
учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые
учреждения, учебные заведения и другие предприятия и организации, необходимые
для осуществления деятельности Банка России. Территориальными учреждениями
Банка России являются и национальные банки республик, входящих в состав
Российской Федерации.
В
организационном плане структуру центрального аппарата Банка России представляют
25 департаментов и два управления, которые в совокупности осуществляют
реализацию возложенных на Банк России функций.
Коммерческие
банки - составное звено банковской системы. Они осуществляют активные и
пассивные операции и оказывают комплекс услуг клиентам - юридическим и
физическим лицам. Функционирование банка как субъекта экономической
деятельности определяется совокупностью внутренних и внешних макро - и
микроэкономических факторов. Работая на рынке денег, кредита, ценных бумаг,
банки действуют сообразно законам спроса и предложения. В то же время
значительное воздействие на поведение банков оказывает денежно-кредитная
политика через систему государственного регулирования и контроля как со стороны
ЦБ, так и со стороны правительства.
Первым
и основополагающим принципом деятельности коммерческого банка является работа в
пределах реально имеющихся ресурсов. Коммерческий банк может осуществлять
безналичные платежи в пользу других банков, предоставлять другим банкам кредиты
и получать деньги наличными в пределах остатка средств на своих
корреспондентских счетах. Возможности самостоятельно создавать денежные средства,
на расчетных счетах своей клиентуры сверх имеющихся у них ресурсов, ограничены.
Вторым
важнейшим принципом, на котором базируется деятельность коммерческих банков,
является полная экономическая самостоятельность, подразумевающая и
экономическую ответственность банка за результаты своей деятельности.
Экономическая самостоятельность предполагает свободу распоряжения собственными
средствами банка и привлеченными ресурсами, свободный выбор клиентов и
вкладчиков, распоряжение доходами, остающимися после уплаты налогов.
Третий
принцип заключается в том, что взаимоотношения коммерческого банка со своими
клиентами строятся как обычные рыночные отношения. Предоставляя ссуды,
коммерческий банк исходит, прежде всего, из рыночных критериев прибыльности,
риска и ликвидности. Ориентация на общегосударственные интересы не совместима с
коммерческим характером работы банка и неизбежно обернется для него кризисом
ликвидности.
Четвертый
принцип работы коммерческого банка заключается в том, что регулирование его
деятельности может осуществляться только косвенными экономическими (а не
административными) методами. Государство определяет «правила игры» для
коммерческих банков, но не может давать им приказов.
Таким
образом, основными функциями Центрального Банка являются защита и обеспечение
устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской
Федерации и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования
платежной системы. Коммерческие банки в свою очередь выполняют следующие
функции в экономической системе: посредничество в кредите, которое
осуществляется путем перераспределения денежных средств, временно
высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятий и денежных доходов
частных лиц; стимулирование накоплений в хозяйстве; посредничество в платежах
между отдельными самостоятельными субъектами.
2
СОСТОЯНИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КРИЗИСНЫЙ
И ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОДЫ ЭКОНОМИКИ
Банковская
система является ключевым элементом денежно-кредитной системы, и во всех
странах признается важнейшим фактором развития экономики, способствующим
развитию всего государства. От состояния банковской системы России во многом зависят
перспективы устойчивого развития страны, ее положение на международной арене,
благополучие граждан. Банки относят к числу наиболее регулируемых организаций и
учреждений. Это связано с ролью финансовых институтов как кровеносной системы
экономики. Надежность и независимость банковской системы является одной из
основ экономической безопасности, независимости самого государства.
После
2003-2004 гг. стали снижаться доли капитала, кредитов и депозитов в активах
банковской системы. Также начала снижаться и доля накоплений в доходах
населения. Это указывает на возникновение определенной напряженности во
взаимодействии банковской системы и реального сектора задолго до возникновения
мирового финансового и экономического кризиса. Вместе с тем банковская система
в 2000-2008 гг. росла быстрее других секторов экономики, постепенно занимая
место, соответствующее роли банков в развитых странах (рис.1).
Рис.1
Динамика развития банковской системы России [10, с.22]
В
условиях развития кризиса государством предоставлены значительные средства для
поддержки банковской системы. В результате активы банковской системы к началу
2009 года впервые превысили объем ВВП. Активы Банка России возрастали более
равномерно (рис.2).
Рис.2.
Динамика суммы активов банковской системы, ЦБ РФ и ВВП России
Важнейшей
функцией банков является предоставление кредитов реальному сектору. Это
является основой перехода от экономики распределения финансовых (бюджетных)
средств к экономике кредитования. Предоставление кредитов на возвратной основе
распределяет ответственность между кредитором и заемщиком. Это заставляет
планировать такую рентабельность при финансировании проектов, которая обеспечит
не только своевременное погашение кредита и процентов по нему, но и поток
прибыли по проекту для заемщика не меньший, чем для кредитора. В идеале, это
обеспечит равную доходность финансового и реального секторов, снизит потенциал
переноса капитала на активы (каналы вложений) с большей доходностью. Такой
потенциал возник, например, осенью 2008 года при плавной девальвации рубля
одновременно с предоставлением средств банковской системе.
Отечественные
банки обеспечивали потребности реального сектора в кредитах не более 8%, что
недостаточно для устойчивого развития экономики. Кредиты реальному сектору в
2005 году составляли около 20% ВВП. В этой связи возросли внешние
заимствования. Внешний долг России, по данным ЦБ РФ, со 177,7 млрд. долларов на
1.01.2000 снизился до 146,3 млрд. долларов на 1.01.2002, затем стал расти, и
достиг 465,4 млрд. долларов на 1.01.2008. При этом внешний долг органов
государственного управления снизился со 132,8 млрд. долларов на 1.01.2000 до 29,4
млрд. долларов на 1.01.2009. На 1.10.2008 сумма внешнего долга России достигла
542,1 млрд. долл., после чего начала снижаться.
Долг
нефинансовых предприятий (без участия в капитале) увеличился с 21,5 млрд.
долларов на 1.01.2000 до 301,4 млрд. долларов на 1.10.2008, затем снизился до
285,8 млрд. долларов США на 1.01.2009. Значительный рост внешнего долга банков
и предприятий, при снижении внешнего долга органов государственного управления,
демонстрирует недостаток отечественных денежно-кредитных средств в экономике
России. Это оказывает влияние на состояние безопасности государства, ставя
финансирование проектов, необходимых для перевода экономики в режим устойчивого
развития, в зависимость от внешних займов.
Динамика
внешнего долга Российской Федерации в 2000–2009 годах (перед нерезидентами), по
данным ЦБ РФ, представлена на рисунке 3.
Рис.3.
Динамика внешнего долга РФ
По
состоянию на конец сентября 2008 г. накопленный иностранный капитал в экономике
России составил 251,3 млрд. долларов США, что на 27,0% больше по сравнению с
соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в
накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции,
осуществляемые на возвратной основе – 50,7% (на конец сентября 2007 г. – 53,5%),
доля прямых инвестиций составила 46,9% (44,4%), портфельных – 2,4% (2,1%).
Российские
банки (без участия в капитале) увеличили сумму внешнего долга с 7,7 млрд.
долларов на 1.01.2000 до 197,9 млрд. долларов на 1.10.2008, затем снизили до
166,1 млрд. долларов на 1.01.2009. Это снижает ресурсный потенциал банков, но
показывает, что банки способны погашать внешние заимствования в условиях
невозможности их продления, отчасти благодаря поддержке государства.
Кризис,
который начался в 2007 г. как фондовый, с краха ряда финансовых «пузырей»,
созданных в США, (а их риски были экспортированы в другие страны), также
сопровождается за рубежом банкротством крупнейших банков, отмечалось крушение
гигантских, системообразующих банков и финансовых организаций. Часть банков,
составлявших основу финансовой системы, исчезла,
другие перешли под контроль государства. Фактическая национализация финансовых
институтов происходит в США, в Европе, в Азии. Это нанесло ущерб экономике,
компаниям реального сектора, простым людям. Это также нанесло ущерб банкам
России, поскольку практически не только исчезли источники внешнего
финансирования, пролонгации уже полученных кредитов. Стали возникать вопросы требований
досрочного погашения ранее полученных кредитов, поскольку залоговая стоимость
обеспечивающих ценных бумаг резко снижалась в условиях падения фондового рынка.
Снижение спроса на экспортную продукцию резко снизило выпуск продукции,
получение доходов, и платежеспособность крупных заемщиков. Это привело к
увольнениям и росту безработицы, что снизило платежеспособность физических лиц.
Начался ускоренный рост неплатежей по кредитам.
Эти
и другие проблемы такого рода остаются на уровне отношений между партнерами.
Формальные признаки кризиса проявились в снижении капитала ряда банков, падении
прибыли, рентабельности, росте убытков, оттоке вкладов. Банки были вынуждены
увеличивать ликвидные активы в ожидании паники вкладчиков, за счет снижения
работающих активов, что подрывало базу доходов. Впервые с 2004 года появились
банки с отрицательным капиталом, а также банки с отсутствием средств на корсчетах.
С
начала 2008 года началось падение прибыли по кредитам, ценные бумаги приносили
нарастающие убытки, зато операции с иностранной валютой в конце года показали
интересную динамику.
В
России удалось не допустить массовых банкротств банков, остановить панику
вкладчиков, снизить девальвационные ожидания населения. Удалось избежать
системных сбоев в работе кредитных учреждений. Банковская система России на
этот раз не понесла системных потерь, во многом благодаря государству, которое
финансово окрепло по сравнению с предыдущим кризисом. Банкам, через крупнейшие,
государственные банки (Сбербанк, ВЭБ, ВТБ, ГПБ) были направлены средства (в том
числе из Резервного фонда), которых они раньше не могли получить.
Предполагалось,
что эти средства будут транслированы банкам второго эшелона для кредитования
реального сектора и обеспечения денежного оборота. Однако значительная часть
средств была использована для операций с иностранной валютой, что явно отразилось
в показателях четвертого квартала прошлого года и первого квартала
текущегогода. Покупка в условиях плавной девальвации рубля валюты по низкому
курсу с последующей продажей по высокому курсу принесла указанным банкам
прибыль. Это фактически способствует углублению кризиса, поскольку предприятия
без финансовой поддержки продолжают снижать производство, увольнять людей, что
по цепочке, в конечном итоге, приводит к росту неплатежей банкам, в том числе
тем крупнейшим банкам, которые увлеклись операциями с иностранной валютой.
Смягчению
панического потенциала бегства вкладчиков осенью 2008 года способствовало
расширение функций ГК Агентство по страхованию вкладов (ГК АСВ). Увеличена
сумма застрахованных вкладов до 700 тыс. рублей. Были проведены оперативные
выплаты вкладчикам нескольких рухнувших средних банков. Отлаженная за
предыдущие годы система страхования и выплат по вкладам теперь приняла характер
положительной сигнальной системы. Вывод вкладов в октябре к декабрю сменился
притоком, причем в условиях снижения доходов населения. АСВ, созданное после
кризиса 1998 года как АРКО - агентство по реструктуризации рухнувших кредитных
организаций, получило теперь также функции по спасению проблемных банков. Около
15 банков за счет их продажи более стабильным банкам были, таким образом,
сохранены, и выполняют свои функции.
Вместе
с тем структура доходов и расходов банков претерпела кардинальные изменения. До
кризиса кредитная деятельность, пусть даже на основе заимствования внешних
ресурсов, приносила все более устойчивую и возрастающую прибыль. Это стало
стержнем укрепления банков, повышения их капитализации, что, в свою очередь,
позволяло увеличивать «плечо» кредитования. Падение мирового спроса на основные
продукты экспорта снизило доходы предприятий. Их неплатежеспособность привела к
снижению тех доходов банков, которые составляли основу их финансового
благополучия.
Именно
кредитные операции являются главной функцией банков в экономике. И этот
стержень стал разрушаться. С начала 2008 года падение прибыли по ссудам приняло
форму неуправляемого пикирования в пропасть убытков. Операции с ценными
бумагами стали приносить убытки на полгода раньше, чем ссуды.
Рейтинг
динамической финансовой стабильности банков (РДФС) является средством оценки
финансовой стабильности банков России в интересах вкладчиков, клиентов,
партнеров, действующих и потенциальных инвесторов, органов государственной
власти. Методика РДФС позволяет рассчитать аналогичные рейтинги дляпредприятий,
страховых организаций, других субъектов экономики. Методика РДФС разработана
специалистами Агентства «Мобиле».
Индекс
состояния банковской системы (ИСБС) оценивает ежемесячное изменение финансовой
стабильности БС РФ по 12 балльной шкале. На сегодня нет аналогов показателя,
который одним числом оценивает состояние целого сектора экономики. Расчет ИСБС
производится на основе распределения банков по классам РДФС. Чем больше банков
попадает в классы более высокой финансовой стабильности, тем выше значение
ИСБС. Значение ИСБС показывает текущее состояние, а его изменение – тенденции
развития БС РФ. На рисунке 4 дан взвешенный индекс состояния БС РФ – ИСБС-В,
при расчете которого каждый банк взвешен по сумме пассивов. При расчете ИСБС-В
каждый банк как единица, умножается на свою долю в сумме пассивов банковской
системы в целом, т.е. производится нормировка на единицу.
Банки
помещаются в один из 4 классов: А, Б, В, Г. Каждый класс имеет по три
подкласса, обозначаемые цифрами 3, 2, 1. В соответствии с оценкой динамики
изменения внутренних и внешних показателей могут
добавляться знаки плюс или минус, которые указывают на тенденции в изменении
рейтинга (Приложение 1).
Улучшение
состояния банковской системы за прошедший период проявлялось в сокращении
количества банков в классе Г, а также уменьшении классов В1 и В2. Возросли
количества банков в классах Б2, Б1 и В3. За период с 1.01.2004 в классе А стало
появляться больше банков, в том числе, банки постоянно присутствуют в классе
А3. Однако перемещение банков в более высокие классы происходит медленно. Более
того,
снижение
количества банков в классе А, начиная с 1.09.2007, снижение значений ИСБС-В,
следует рассматривать как опосредованное влияние мирового финансового кризиса
на банковскую систему России (рис.4).
Рис.
4. Индекс состояния БС РФ, взвешенный (ИСБС-В)
В
итоге, динамика ИСБС-В показывает, что состояние банковской системы России,
после роста в 2002–2005 гг., начало снижаться в 2006–2007 гг. После заметного
спада в конце 2007 года, ИСБС-В колебался на уровне 2005 года. Затем начал
расти, что является следствием государственной поддержки банковской системы.
Совокупные
активы российских кредитных организаций (без Сбербанка России ОАО) за декабрь
2010 года выросли на 3,4%, в основном за счет традиционного для конца
финансового года роста средств, размещаемых на корреспондентских счетах и
депозитах в Банке России (рост за декабрь в 1,7 и 3,4 раза соответственно). В
целом за 2010 год прирост активов составил 13,1%.
В
декабре продолжился рост кредитования: кредиты нефинансовым организациям
увеличились на 1,3%; кредиты физическим лицам - на 2,2%. За 2010 год указанные
кредиты выросли на 12,9% и на 15,8% соответственно. По данным отчетности банков
в декабре продолжало улучшаться качество портфеля кредитов нефинансовым
организациям и физическим лицам: объем просроченной задолженности снизился на
6,5% и 3,2% соответственно.
В
целом за 2010 год объем просроченной задолженности по корпоративным кредитам
снизился на 14,6%, а по розничным - вырос на 16,6%. По итогам 2010 года
удельный вес просроченной задолженности в корпоративных кредитах снизился с 6,7
до 5,1%, а в розничных кредитах практически не изменился (8,5%).
В
декабре 2010 года существенно сократился объем кредитов, депозитов и прочих
размещенных средств, предоставленных кредитным организациям (на 9,7%), еще в
большей степени сократился объем средств, размещенных в банках-нерезидентах (на
14,6%). В целом же за 2010 год объем межбанковских кредитов вырос на 2,8%.
В
декабре 2010 года несколько сократился объем вложений в ценные бумаги (на
0,2%); при этом вложения в долговые обязательства сократились на 0,1%, в
долевые ценные бумаги – на 1,2%, в учтенные векселя – на 8,0%. Тем не менее за
истекший год вложения в ценные бумаги выросли на 24,6%.
Ресурсная
база кредитных организаций в декабре 2010 года расширялась за счет притока
средств клиентов: депозиты юридических лиц, исключая кредитные организации,
выросли на 7,8%; средства на расчетных и прочих счетах организаций - на 6,1%;
вклады физических лиц - на 5,7%. В целом за 2010 год объем депозитов
юридических лиц увеличился на 11,4%, средств на расчетных и прочих счетах
организаций – на 25,5%, вкладов физических лиц - на 35,2%.
За
2010г. российскими кредитными организациями (без Сбербанка России ОАО) получена
прибыль в размере 348,4 млрд. рублей (за 2009 год – 161,8 млрд. рублей).
В
2010 году свою деятельность прекратили 46 кредитных организаций. Согласно
официальным данным ЦБ РФ на 1 декабря 2010 года на территории России свою
деятельность осуществляют 1 тыс 23 банка, российская банковская система
представлена 2 тыс 959 филиалами.
Большинство
кредитных учреждений сосредоточено на территории Центрального федерального
округа, безусловным лидером по количеству банком является Москва, где
зарегистрировано 520 кредитных организаций. Второе место в рейтинге регионов с
самой развитой банковской системой занял Санкт-Петербург, третье – республика
Дагестан. Свердловская область разделила пятую строчку рейтинговой таблицы с
Самарской областью, на территории которых работают по 20 кредитных учреждений.
А вот о наличии местных банков по-прежнему не могут заявить Чеченская
республика, Еврейский, Ненецкий и Чукотский АО и Магаданская область.
На
фоне сокращения общего числа банков и закрытия некоторыми из них части своих
филиалов и допофисов, многие банки продолжают расширять свою филиальную сеть.
Операционные
условия российской банковской системы постепенно стабилизируются, и давление на
качество активов, потребности в дополнительном резервировании по кредитам и
капитализацию уменьшается.
Кроме
того, многие банки в России повысили свою способность абсорбировать убытки
благодаря формированию резервов и более высокой прибыли до отчислений в
резервы, а также за счет сокращения размера баланса и кредитных портфелей и
увеличения капитала.
Улучшение
положения в банковском секторе в значительной степени обусловлено факторами
циклического характера и, в частности, постепенным восстановлением экономики
РФ.
В
2011-2012гг. совокупные потери по кредитам в российской банковской системе
могут достичь 8,6% валовых кредитов, или почти 45 млрд долл. Скорее всего, эта
цифра (40%) существенно не ухудшится, но качество активов российских банков
едва ли вернется к докризисному уровню, по крайней мере в ближайшие два года.
Можно
сделать вывод, что основным методом управления проблемными кредитами в
банковской системе является реструктуризация задолженности, которая должна
позволить многим заемщикам, оказавшимся в настоящее время в трудном финансовом
положении, продолжать исполнять свои обязательства. Их значительную часть
составляют корпоративные заемщики, оказавшиеся не в состоянии платить главным
образом по краткосрочным долгам из-за ухудшения условий рефинансирования.
Разработанные
в докризисный период модели экономического развития России имели принципиальные
недостатки построения. Они изолировали реальную экономику от финансового
сектора. В настоящее время рентабельность большинства отраслей реального
сектора остается низкой, что не позволяет им использовать дорогие банковские
ресурсы для финансирования своей деятельности. Поэтому в источниках финансовых
вложений предприятий доля банковских кредитов за первое полугодие 2010 г. в
целом не превышала 3%.
Важнейшим
рубежом в деятельности Ассоциации российских банков и свидетельством повышения
ее роли в решении финансово-экономических проблем страны в целом стало принятие
5 апреля 2006 года программы «Национальная банковская система 2010—2020». Она
определяет долгосрочные направления развития банков России, позволяющие создать
такую модель банковской системы страны, которая оказалась бы финансово
устойчивой, стимулировала ее экономическое и социальное развитие, доводила
спектр банковских услуг до каждого потенциального потребителя. Структура
программы представлена следующими основными блоками: необходимость ускоренного
развития национальной банковской системы России; основные показатели развития
банковской системы России на период до 2010—2020 годов (количественный и
качественный аспект); повышение эффективности управления банковской системой (в
краткосрочной и долгосрочной перспективе); повышение роли кредитования (Приложение
2).
Кредитная
деятельность банков в России в посткризисный период должна основываться не
только на рыночных, но и директивно регулируемых условиях организации
общественного производства. Для преодоления негативных последствий кризиса
необходимо расширить кредитование реального сектора экономики. Государство
должно стимулировать развитие национальной экономики, расширяя спрос и
экспортные производства. Крайне важным для банковской системы является снижение
ставки рефинансирования, проводимое Центробанком (с 13% в 2008 году до 7,75% в
2010-м). Это положительно повлияло на тренд по снижению процентной ставки при
кредитовании в коммерческих банках. Однако уменьшение стоимости кредитов
происходит слишком медленно. Сейчас в среднем реальная величина процентных
ставок - 14–15%.
При
разработке стратегии развития банковской системы России следует учитывать, что
в силу финансового кризиса банки вступили в новый этап развития, содержание
которого будут определять следующие факторы:
·
сокращение
внешнего рынка капитала;
·
замещение
внешнего долга внутренним, прежде всего перед государством;
·
дефицит
внутренних ресурсов, удорожание пассивов;
·
увеличение
доли централизованных кредитов в пассивах банковской системы;
·
рост
влияния государственных субсидий нефинансовому сектору, реализуемую через
банковскую систему;
·
рост
рисков кредитования;
·
снижение
спроса на кредит со стороны нефинансового сектора, резкое падение темпов роста
кредитования, в отдельные периоды снижение объемов кредитования предприятий и
населения.
Фактически
государство является доминирующим собственником на банковском рынке.
Последствия огосударствления банковского сектора имеют как положительные, так и
отрицательные стороны.
С
одной стороны, власти могут рассчитывать на высокую устойчивость банковского
сектора к финансовым потрясениям; госбанки находятся под контролем властей и
могут выполнять национальные задачи; растет сопротивление экспансии иностранных
банков; Банк России подвергается минимальным кредитным рискам, а двухъярусная
система рефинансирования стабильно работает.
С
другой стороны, неравные условия деятельности банков с государственным участием
и частных банков приводят к снижению или даже исчезновению конкуренции и
замедлению развития финансовых инноваций. Кроме того, эффективность
использования государственными организациями средств бюджета может быть
поставлена под сомнение.
Несмотря
на многочисленные побочные эффекты от деятельности госбанков, в ближайшей
перспективе принципиально изменить структуру собственности в банковском секторе
не представляется возможным. Директивные органы должны выделить ключевую
группу банков, считающихся системообразующими, установить для них более высокие
стандарты регулирования и надзора. Необходимо также определить степень
ответственности руководства, акционеров и кредиторов за факты
неплатежесносо6ности.
Роль
и место региональных банков в модернизации банковского сектора также
не стоит недооценивать. Темпы прироста активов региональных банков (15,9%) в
2009 году были выше, чем у банковского сектора в целом (5%). В результате доля
региональных банков в совокупных активах по состоянию на 01.01.2010 составила
14,1% (против 12,8% на 01.01.2009).
Региональные
банки хорошо позиционированы для адаптации к новым условиям работы из-за более
тесных отношений с клиентами. Это позволяет им получать и более высокие
комиссионные доходы. Региональные банки способны демонстрировать более высокую
эффективность и социальную ответственность в регионах, чем филиалы федеральных
банков. Однако в существующих условиях они вынуждены поддерживать повышенный
уровень ликвидности, что снижает их конкурентоспособность. Следует
предоставить субъектам Федерации больше свободы в использовании механизмов
поддержки местных банков.
Решить
задачу модернизации банковского сектора невозможно без привлечения иностранных
инвестиций, и, в этом контексте, роль банков с иностранным участием в
капитале нельзя переоценить. Необходимо регулировать деятельность таких банков
так, чтобы приток их инвестиций был направлен на расширение денежного предложения
в реальном секторе.
Расширение
кредитования экономики российскими банками возможно следующими методами:
1)
Системы
гарантии кредитов
Гарантии
могут быть предоставлены Гарантийными фондами, Гарантийными программами и
Гарантийными обществами, государство должно выступать в качестве поручителя
последней инстанции, выполняя, по сути, функцию перестрахования.
Государственные фонды-поручители могли бы быть объединены в рамках единого
государственного (национального) гарантийного фонда, активы которого формируются
за счет части средств Фонда национального благосостояния.
2)
Деятельность
национальных банков развития
В
настоящее время в мире функционирует около 750 институтов развития,
преимущественно банков. Это означает, что добиваться оптимальных пропорций в
экономике только рыночными методами зачастую недостаточно продуктивно. Особенно
эффективны, полезны банки развития в условиях восстановления, переустройства и
модернизации экономики, когда необходима концентрация ресурсов для решения
ключевых задач.
Функции
банков развития могут выполнять различные финансовые институты: финансовые
корпорации, индустриальные банки, отраслевые и многоотраслевые корпорации
промышленного развития, банки и фонды промышленного и сельскохозяйственного
развития, специальные кредитные учреждения, финансирующие мелких и средних
предпринимателей.
3)
Микрофинансирование
Оно
решает две важнейшие задачи: во-первых, помогает развивать малый бизнес,
приучая предпринимателей работать с заемными средствами и формировать кредитную
историю, а во-вторых, содействует преодолению бедности и безработицы. Это
тенденция мирового развития. В нашей стране происходит только становление
микрофинансовых отношений. Например, в Бразилии портфель микрофинансовых
организаций составляет 40 млрд. долларов, а в России - 22–25 млрд. рублей,
то есть всего 700 млн. долларов.
Расширение
взаимоотношений банков с реальной экономикой во многом определяется качеством
банковской работы, а именно:
1)
Улучшение
практики корпоративного управления и риск-менеджмента
Снизить
риски банковского бизнеса позволят институциональные улучшения - организованный
рынок межбанковского кредитования, консолидация кредитных бюро, развитие
синдицированного кредитования.
2)
Географическая
и (или) ценовая недоступность финансовых услуг, усугубляя различия в уровне
образования, жилья, медицинских услуг, консервирует отсталость целых регионов
страны
России
необходима разветвленнаяфинансовая инфраструктура, охватывающая всю страну, как
для обеспечения социальных гарантий, так и для содействия социальному
развитию - вертикальной мобильности, формированию среднего класса,
реализации предпринимательских способностей россиян.
Наибольший
потенциал по повышению доступности финансовых услуг связан не с увеличением
числа требующих высоких затрат полноценных банковских офисов, а с развитием
дистанционных механизмов: мобильный и интернет-банкинг, технологии почтовой
связи, работа через розничных агентов, выпуск платежных карт, активизация
сотрудничества банков с почтовыми службами, небанковскими финансовыми институтами.
3)
Создание равных
условий для ведения банковского бизнеса всем кредитным организациям
обеспечивается, прежде всего, антимонопольным регулированием на федеральном и
региональном уровнях
При
этом целесообразно уделять достаточное внимание выравниванию условий
конкуренции для региональных малых и средних банков. Благодаря их активности
решаются две важные задачи: снимаются ограничения по заимствованию для малых
предприятий, а также повышается обеспеченность регионов банковскими услугами.
4)
В
27 странах Европейского Союза функционирует более 740 схем по внесудебному
разрешению споров. Лидером по использованию таких схем является финансовый
сектор.
Российские
банки (в т.ч. региональные) заинтересованы в создании института банковского
омбудсмена, так как этот инструмент разрешения споров может существенно
сократить издержки кредитных организаций на ведение дел в судах.
Таким
образом, деятельность банков в России в посткризисный период должна
основываться не только на рыночных, но и директивно регулируемых условиях
организации общественного производства. Для преодоления негативных последствий
кризиса необходимо расширить кредитование реального сектора экономики и
модернизировать банковскую систему. Представляется правильным выделить две
группы макроэкономических факторов, под влиянием которых эта система находится:
внешние переменные: темпы роста мирового ВВП и основных мировых экономик;
уровень мировых цен на сырье, который определяет объем финансовых поступлений в
бюджет; объем внешних капитальных операций, определяющий потенциальный; приток
в Россию внешних инвестиций (прямых и портфельных) и займов; внутренние
факторы, то есть непосредственно российская экономическая политика: темпами
роста тарифов естественных монополий; размерами государственных расходов. Хотя
проблемы реального сектора российской экономики не всегда могут быть устранены
только дополнительными вливаниями банковского капитала, для ускоренного
возврата экономики к докризисному уровню объем кредитования уже в 2011–2012
годах должен увеличиваться не менее чем на 20–30% ежегодно.
В
последние годы отечественная банковская система демонстрировала устойчивую
положительную динамику. В плане количественного роста ее активы выросли. С
точки зрения повышения качества работы - банковский сектор России, наконец,
начал выполнять функцию финансового посредника между капиталоизбыточными и
капиталонедостаточными секторами хозяйства.
Вместе
с тем на фоне экономического роста в стране динамика банковского сектора
представляется явно недостаточной.
Несмотря
на заметный рост кредитных портфелей российских банков, потребности предприятий
в получении кредитов все еще удовлетворены незначительно. В особом дефиците
длинные инвестиционные кредиты, четверть рынка которых обеспечено прямыми
трансграничными кредитами иностранных банков. Но эти кредиты доступны
ограниченному кругу российских предприятий, в основном крупным экспортерам и
естественным монополиям. Большинство средних и малых предприятий испытывают в
привлечении кредитных ресурсов серьезные затруднения.
Банковская
система России продолжает нести серьезные системные риски, порождаемые
неразвитой системой рефинансирования. Несмотря на недавний кризис, Центральный
Банк ограничился разовым сокращением нормативов обязательных резервов.
Достаточно
высокими остаются кредитные риски. Предприятия, имеющие доступ к кредитному
рынку, обладают возможностью пролонгации и рефинансирования своих ссуд, что
маскирует истинную кредитоспособность заемщиков и, следовательно, качество
кредитных портфелей банков. В случае же резкого торможения роста экономики и
сворачивания кредитного бума вполне вероятен масштабный кризис «плохих» долгов.
Уровень
концентрации капитала и эффективности деятельности российских банков в
значительной степени отстает от зарубежных. Недостаточно высоки квалификация
кадров и качество управления.
Структура
российского банковского сектора остается переходной и до конца не
сформированной: имеются кластеры явно маргинальной специализации, базовая
модель бизнеса которых не имеет серьезной перспективы развития и перспективные
кластеры, спрос на услуги которых со стороны экономики явно не покрывается
нынешним предложением.
Российский
банковский сектор отличается низким уровнем капитализации, составляющей в целом
размер капитала крупного банка экономически развитой страны. В силу низкой
эффективности и рискованности вложений он не обладает инвестиционной
привлекательностью.
Рост
конкурентоспособности российского банковского сектора сдерживают законодательные
ограничения (отмененные в ряде экономически развитых стран), которые не
позволяют российским банкам привлекать так называемые «длинные» деньги
страховых и пенсионных фондов.
Выявленные
проблемы предопределяют выбор главного направления развития банковского сектора
России - количественный и качественный рост, усиление концентрации капитала и
на этой основе повышение уровня эффективности банковской деятельности. Однако
для этого требуется разработка и реализация стратегии, позволяющей максимально
адаптировать российскую банковскую систему к современным мирохозяйственным
тенденциям и состоянию мировой финансовой системы. В качестве такой стратегии можно
рассматривать федеральную программу «Национальная банковская система России
2010 – 2020».
1)
Белоглазова
Г.Н. Деньги, кредит, банки. - М.: Юрайт-Издат, 2006.
2)
Голубев
Н.К. Текущее состояние и основные тенденции в развитии отечественной банковской
системы // Финансы и кредит, 2007, №14.
3)
Дробозина
Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учеб. для студентов вузов. - М.:
Финансы, ЮНИТИ, 2010.
4)
Дубинчин
А.М. Некоторые аспекты правового регулирования заемно-кредитных отношений в
современных условиях. - М.: Хозяйство и право, 2008.
5)
Камаев
В.Д. Экономическая теория. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2007.
6)
Коробов,
Ю.И. Портфель делового человека. Банковский портфель. - М.: СОМИНТЭК, 2006.
7)
Лунтовский
Г.И. Банковский сектор России: совершенствование условий банковской
деятельности. - М.: Деньги и кредит, 2009.
8)
Малкина
М.Ю., Иванова А.Ю. Анализ особенностей развития банковской системы России в
современной институциональной среде // Финансы и кредит, 2010, №28.
9)
Молчанов
А.В. Коммерческий банк в современной России: теория и практика. - М.: Финансы и
статистика, 2006.
10) Петров
А.Е. Банки и финансы: информационно-аналитический бюллетень // ИА Мобиле, 2011,
№1.
11) Платонова
В. Банковское дело: стратегическое руководство. - М.: Консалтбанкир, 2008.
12) Поляков
В.П. Основы денежного обращения и кредита. - М.: Инфра-М., 2007.
13) Саркисянц
А.Г. Банковская система России и направления ее реформирования // Финансы, 2010,
№2.
14) Тавасиев
А.М. Банковское дело. Управление и технологии. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
Банки помещаются в один из 4
классов: А, Б, В, Г. Каждый класс имеет по три подкласса, обозначаемые
цифрами 3, 2, 1. В соответствии с оценкой динамики изменения внутренних
и внешних показателей могут добавляться знаки плюс или минус, которые
указывают на тенденции в изменении рейтинга.
А – высоко стабильные
(инвестиционный уровень)
·
А3 – стабильность
не вызывает сомнений, вне зависимости от внешних условий и сроков
·
А2 –
стабильность не вызывает сомнений, может измениться только при резком
ухудшении макроэкономической ситуации
·
А1 –
стабильность не вызывает сомнений, сроки обеспечения платежеспособности
зависят от макроэкономической ситуации
Б – стабильные (нижний
инвестиционный уровень)
·
Б3 –
стабильность обеспечена, сроки обеспечения платежеспособности зависят от
внешних условий
·
Б2 –
стабильность обеспечена, сроки обеспечения платежеспособности могут
отличаться для коротких и длинных обязательств
·
Б1 –
стабильность обеспечена при благоприятных внешних условиях
В – менее стабильные
(спекулятивный, не инвестиционный уровень)
·
В3 –
стабильность зависит от внешних условий, возможно ухудшение
·
В2 –
стабильность зависит от внешних условий, может ухудшиться в ближайшей
перспективе
·
В1 –
стабильность зависит от внешних условий, может резко ухудшиться в ближайшей
перспективе, необходима внешняя поддержка
Г – проблемные
·
Г3 –
стабильность проблематична, необходима внешняя поддержка
·
Г2 –
стабильность вызывает большие сомнения
·
Г1 –
стабильность не обеспечена. Необходимо брать в долг и начинать сначала.
Приложение
2
Организационный
план реализации Программы «Национальная банковская система России 2010 – 2020»
№№
Разделы Программы
1
Раздел I. Необходимость
ускоренного развития Национальной банковской системы России.
2
Раздел II. Основные показатели
развития банковской системы России на период до 2010-2020 гг. (количественный
и качественный аспект).
2.1.Экономический рост
2.2.Необходимые темпы роста
банковской системы на перспективу.
3.5. Включение иностранного
капитала в деятельность российских банков.
4
Раздел IV. Расширение
кредитования. Национальные проекты.
4.1. Защита прав банков как
кредиторов.
4.2. Ипотечное кредитование.
4.3. Образовательные кредиты.
4.4. Кредитование
агропромышленного комплекса.
4.5. Кредитование малого и
микробизнеса.
5
Раздел V. План действий по
реализации Программы «Национальная банковская система России 2010 - 2020».
5.1.Направить Программу
«Национальная банковская система России 2010 - 2020», одобренную Съездом АРБ
в Государственную Думу РФ, Совет Федерации СФ РФ, Правительство РФ,
Администрацию Президента РФ, ЦБ РФ, Минфин РФ, МЭРТ.
Предложить указанным органам
власти обсудить с участием представителей банковского сообщества выводы,
содержащиеся в Программе.
5.2.Добиваться включения
основных выводов и предложений Программы в проекты законов, постановления
Правительства и решения министерств и ведомств (Перечень важнейших
законодательных и нормативных актов, которые должны быть приняты в целях
реализации Программы, см. в Приложении 4).
5.3. Рекомендовать Совету
и Аппарату АРБ, банковским объединениям, союзам, ассоциациям выносить на
обсуждение Съездов, конференций и круглых столов вопросы, отражающие процесс
реализации Программы.
Предлагать СМИ постоянно
освещать ход реализации Программы.
5.4. Считать
целесообразным уточнять положения Программы ежегодно на последующие 15 лет
(5+10). Таким образом, будет обеспечиваться разработка непрерывной Программы
на 15 лет (2007, 2021; 2008, 2022 и т.д.) и усилен контроль за выполнением
принятых ранее программных решений.
Поручить Совету АРБ разработать
и утвердить соответствующие положения, регулирующие всю эту работу.