Рефераты

Состояние и проблемы ипотечного кредитования в Республике Казахстан

Повышение доступности жилья для широких слоев населения будет обеспечиваться также путем совершенствования механизмов ипотечного кредитования и системы жилищных строительных сбережений для населения.

Развитие ипотечного кредитования

Будут предусмотрены следующие меры по дальнейшему развитию системы ипотечного кредитования.

1. Поэтапное снижение ставки вознаграждения в зависимости от ситуации на фондовом рынке.

2. Выпуск КИК долгосрочных ипотечных облигаций. Указанные облигации будут размещаться среди пенсионных фондов и других институциональных инвесторов. Часть облигаций будет размещена среди национальных компаний по низкой ставке.

3. Пополнение уставного капитала КИК для выпуска долгосрочных ипотечных облигаций.

4. Использование чистого дохода КИК для снижения средневзвешенной ставки заимствования за счет получаемого дохода от инвестирования в финансовые инструменты.

5. Предоставление долгосрочных бюджетных кредитов КИК по льготной ставке вознаграждения, не превышающей 0,5% годовых, и на сумму средств, направленных на строительство доступного жилья, которое предполагается реализовать через систему ипотечного кредитования. Данные бюджетные кредиты будут использоваться исключительно для ипотечного кредитования через банки-партнеры КИК приоритетных категорий населения в соответствии с правилами реализации доступного жилья, утверждаемыми Правительством Республики Казахстан. При этом максимальная маржа банков-партнеров КИК должна быть не более трех процентов годовых, а маржа КИК — не более одного процента годовых.

Кроме того, необходимо рассмотреть возможность использования части пенсионных накоплений граждан для оплаты первоначального взноса при ипотечном кредитовании.

Таким образом, конечная ставка вознаграждения по ипотечным кредитам для приоритетных категорий населения может составить не более 8% годовых.

Развитие системы жилищных строительных сбережений

Будут предусмотрены меры по предоставлению долгосрочных жилищных займов по льготной ставке вознаграждения через систему жилищных строительных сбережений приоритетным категориям населения.

Для обеспечения предоставления льготных жилищных займов необходимо рассмотреть возможность принятия следующих мер по развитию системы жилищных строительных сбережений:

1) внедрение нового финансового инструмента — предварительного жилищного займа, который позволит участникам жилищных строительных сбережений получить жилищный заем, не дожидаясь окончания трехлетнего срока накопления по договору о жилищных строительных сбережениях, а также без первоначального взноса;

2) определение оператором, предоставляющим жилищные займы, ЖССБ;

3) предоставление долгосрочного бюджетного кредита ЖССБ по ставке вознаграждения, не превышающей 1% годовых, и на сумму средств, направленных на строительство доступного жилья, которое предполагается реализовать посредством использования системы жилищных строительных сбережений; [26]

4) предоставление предварительных жилищных займов за счет бюджетных кредитов приоритетным категориям граждан;

5) установление максимальной разницы между ставкой вознаграждения по предварительному жилищному займу, предоставляемому приоритетным категориям населения за счет бюджетных кредитов, и ставкой, по которой такие бюджетные кредиты представлены ЖССБ, на уровне трех процентов годовых.

Предварительные жилищные займы со ставкой вознаграждения не более 8% годовых за счет бюджетных кредитов будут предоставляться исключительно приоритетным категориям населения для приобретения доступного жилья в соответствии с правилами реализации доступного жилья, утверждаемыми Правительством Республики Казахстан.

Развитие системы гарантирования (страхования) ипотечных кредитов

Новые подходы к ипотечному и жилищному кредитованию, увеличение его объемов и рисков повышают роль системы гарантирования (страхования) ипотечных кредитов в целях обеспечения надежной устойчивости данного рынка.

Будут предусмотрены меры по дальнейшему развитию системы гарантирования (страхования) ипотечных кредитов:

1) создание эффективной и гибкой ценовой политики КФГИК для обеспечения финансовой устойчивости реализации предлагаемых КИК и ЖССБ механизмов с целью снижения ставки вознаграждения до 8% и увеличения сроков кредитования;

2) создание новых механизмов гарантирования для разделения ипотечных рисков по предоставлению предварительных жилищных займов ЖССБ приоритетным категориям граждан без первоначального взноса;

3) пополнение уставного капитала КФГИК в целях обеспечения доступности ипотечного кредитования и жилищных займов для широких слоев населения, приобретающего жилье, построенное за счет бюджетных кредитных средств, предоставляемых МИО;

4) использование части чистого дохода КФГИК для участия в программах ипотечного кредитования ИЖС и коммерческого жилья;

5) формирование единой информационной базы финансовых институтов с целью эффективного управления ипотечными рисками;

6) приведение системы гарантирования (страхования) ипотечных кредитов к стандартам ЕС и использование передового мирового опыта в целях повышения прозрачности страхового рынка в сфере ипотечного кредитования.

Данные меры позволят обеспечить снижение рисков в области ипотечного кредитования и устойчивость финансовой системы с достижением главной цели — повышения доступности жилья для широких слоев населения.

В результате реализации программы планируются следующее результаты:

1. При ежегодном темпе роста ввода в эксплуатацию жилых домов за три года будет построено около 26,1 млн. кв. метров общей площади жилья, в том числе в 2008 году — 8,2 млн. кв. метров, в 2009 году — 8,6 млн. кв. метров, в 2010 году — 9,3 млн. кв. метров общей площади. За эти годы по всем источникам финансирования будет построено около 236 тыс. квартир;

2. Предусматривается ввести 2,1 млн. кв. метров доступного жилья (21 800 квартир), в том числе в 2008 году — 0,86 млн. кв. метров, в 2009 году — 0,73 млн. кв. метров, в 2010 году — 0,51 млн. кв. метров;

3. Предусматривается ввести 363,1 тыс. кв. метров арендного (коммунального) жилья (4 320 квартир) за счет средств республиканского бюджета;

4. Наряду с этим предполагается строительство арендного (коммерческого) жилья за счет частных инвестиций с ежегодным объемом не менее 96 тыс. кв. метров (800 квартир);

5. Прогнозируется ввести 17,1 млн. кв. метров индивидуальных жилых домов, в том числе: в 2008 году — 5,3 млн. кв. метров, в 2009 году — 5,6 млн. кв. метров, в 2010 году — 6,2 млн. кв. метров;

6. Районы жилищной застройки будут обеспечены инженерно-коммуникационной инфраструктурой;

7. Будут созданы новые рабочие места для более чем 120 тыс. человек;

8. Улучшится архитектурный облик городов и других населенных пунктов;

9. Увеличится сбор налогов в бюджет от строительной деятельности, в том числе налога на имущество, подоходного налога с работников строительной отрасли;

10. Ожидается мультипликативный эффект в смежных отраслях за счет увеличения выпуска продукции промышленности строительных материалов, электротехнической, металлургической и химической промышленности, а также предметов обустройства нового жилья.


2.4 Пути повышения эффективности ипотечного кредитования


Ипотечное кредитование существует на постсоветском рынке банковских услуг уже как минимум 6-10 лет, однако в таких незначительных объемах, что говорить о его влиянии на ситуацию на рынке жилья не приходится. До кризиса ипотечные кредиты выдавались многими банками, однако, на очень короткий срок (не более 5 лет, чаще всего – на 1-3 года) и под высокие проценты (до 20% годовых в валюте). Эти условия резко потенциальных сужали круг клиентов. Весь мировой опыт свидетельствует, что только ипотека способна решить жилищную проблему, увеличить оборотные средства предприятий, расширить базу фондового рынка, вовлечь в экономический оборот деньги населения. Мировая практика показывает, что ипотека может успешно функционировать при годовой инфляции, не превышающей 25%.[29, с. 164]

Содержание факторов перспективного развития ипотеки раскрыто в приложении .

Подобное сочетание интересов, представленное в приложении 4., создает необходимые качественные и количественные предпосылки для решения жилищной проблемы на базе развития ипотечного кредитования.

На начальном этапе работы по ипотечному кредитованию возможны два варианта предоставления ипотечных кредитов (Приложение 5).

Независимо от варианта, реализуемого в конкретной ситуации, ипотечный кредит предоставляется в соответствии с установленной процедурой, которая еще не получила типового оформления.

Общие подходы по порядку предоставления кредита заемщику служат базой для создания большого количества вариантов получения заемщиком ипотечного кредита. Их наличие и выбор в конкретном случае связаны:

– с положением заемщика в обществе;

местом работы и стабильностью его предприятия;

наличием или отсутствием у него достаточных для внесения авансового платежа средств;

– возможностью и необходимостью продажи имеющейся у него квартиры, а также характером процесса, связанного с такой продажей.

Поэтому концепция предусматривает разработку участниками ипотечного рынка различных технологий, позволяющих реализовать все возможные варианты действий, удобные как для заемщиков, так и для кредиторов и других участников ипотечного рынка (табл. 1.).

Для нашей страны наиболее подходит приобщение к «расширенной открытой модели» ипотеки. Это двухуровневая система ипотеки, когда сначала банк выдает кредит (первый уровень), а потом продает его инвесторам, которые привлекают под этот кредит деньги (второй уровень).

Таблица 1 - Технологии ипотечного кредитования

Использование старого жилья для приобретения нового

Комбинированный вариант

Для приобретения нового жилья можно получить краткосрочный кредит для первоначального взноса при покупке новой квартиры под залог уже имеющегося жилья. До истечения срока краткосрочного кредита заемщик может реализовать заложенное старое жилье, рассчитаться по краткосрочному кредиту и использовать остаток вырученных средств для последующего погашения долгосрочного кредита

Часть первоначального взноса заемщика формируется за счет имеющегося жилья и принимается впоследствии к зачету продавцом новой квартиры, а оставшаяся часть вносится деньгами


Первоначальный взнос заемщика должен составлять не менее 10% от стоимости жилья. Если у возможного заемщика на данный момент нет такой суммы, банк может предложить ему открыть накопительный счет, на который клиент в течение определенного времени будет регулярно вносить оговоренную сумму. Это докажет кредитоспособность клиента. После этого банк выдает клиенту ипотечный кредит, частично из его же накопленных средств и полученного с них дохода. [32, с. 306]

Заемщик (клиент) может и самостоятельно найти подходящее ему жилье, а потом обратиться в банк за получением ипотечного кредита – подобное может соответствовать возможностям универсальных банков. Проверив кредитоспособность клиента, банк помогает ему выбрать подходящую квартиру из банка данных агентства недвижимости, включающего как первичный, так и вторичный рынки жилья с учетом всех требований заемщика.

Ипотечный банк может через агентство недвижимости направлять свободные денежные средства на строительство жилья и на покупку жилья на вторичном рынке. За счет сокращения числа посредников стоимость жилья станет дешевле, что может понизить процент за банковский кредит.

Агентство недвижимости, работающее с ипотечным банком должно решать следующие задачи:

-        пополнять жилой фонд за счет вновь возводимого жилья и приобретения его на вторичном рынке;

-        предоставлять участникам программы возможность выбора варианта жилья в соответствии с их приоритетом;

-        подготавливать пакеты документов для государственной регистрации прав собственности покупателей на приобретаемую недвижимость. Сводный бухгалтерский баланс представлен в приложении 6.

Таким образом, в экономическом отношении ипотека – это рыночный инструмент оборота имущественных прав на объекты недвижимости в случаях, когда другие формы отчуждения (купля-продажа, обмен) юридически или коммерчески нецелесообразны, и позволяющий привлечь дополнительные финансовые средства для реализации различных проектов.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Формирование системы ипотечного кредитования является характерным признаком не только развитых банковских систем. Известно, что формирование институтов ипотечного кредитования в Германии, Нидерландах и других странах начиналось не в условиях высокоразвитой экономики. Ипотечные банки получили развитие и в странах, где наблюдаются экономические процессы, схожие с Казахстаном. Ряд экономических условий в Мексике и в Казахстане совпадают – инфляция, спад производства, дефицит жилья. Тем не менее с середины 1994 г. рынок ипотечных кредитов в Мексике активно развивается. Коммерческие банки увеличивают объемы ипотечного кредитования, участниками системы ипотечного кредитования становятся пенсионные и другие фонды, некоторые государственные институты. Так же, как и в других странах, формирование системы ипотечного кредитования в Мексике проходит при активном участии государства. Правительство за последнее время сильно увеличило инвестиции в жилищное строительство, одновременно с этим принимаются шаги по упрощению бюрократизированных процедур в сфере строительства и финансирования жилья, регистрации сделок с недвижимостью. Система ипотечного кредитования развивается довольно успешно. Инфляция не является тормозом для развития. [31, с. 64]

Существует еще одна важная сторона влияния системы ипотечного кредитования на стабильность банковской системы, связанная с функционированием вторичного рынка ссуд, обеспеченных закладными. Наличие вторичного рынка ссуд под недвижимое имущество предоставляет коммерческим банкам большие возможности. Банк в случае необходимости может продать свои закладные, что приведет к повышению его ликвидности и платежеспособности. Для ипотечных банков продажа закладных служит источником средств для последующего кредитования. Потенциал вторичного рынка закладных велик. Этот рынок способствует переливу капитала в более рентабельную сферу экономики (диверсификация банковского капитала), а также уменьшает разницу между процентными ставками в различных географических районах, что способствует формированию единой цены капитала в масштабах всей страны. [32, с.169]

Все это еще раз свидетельствует о том, что развитие ипотечного кредитования положительно влияет на стабильность и устойчивость банковской системы страны в целом. Без представительной сети ипотечных банков и других ипотечных институтов банковскую систему нельзя признать современной, эффективной и удовлетворяющей разнообразные потребности экономики. Сегодня, в условиях банковского кризиса именно ипотека может стать «спасательным кругом» для многих банков. Создание и развитие эффективной системы ипотечного кредитования будет способствовать формированию более цивилизованной, более устойчивой банковской системы, которая бы отвечала принятым в мире представлениям о роли и месте банков в экономической жизни страны.

Формирование рынка ипотек и механизма ипотечного кредитования, связанного с землей, недвижимостью, жильем, потребует достаточно длительного периода в несколько лет. Таким образом, перед банками стоит задача создания вторичного рынка ипотек путем образования региональных рынков и постепенной их интеграции.

На рынке наблюдается просто небывалая активность предложения. В первом квартале нынешнего года ипотечные кредиты абсолютно лидировали среди прочих финансовых продуктов по рекламе. Банки самыми разными путями стремятся заинтересовать потенциальных клиентов ипотечных программ. Одни снижают размер первоначального взноса при покупке квартиры, как это сделал, например, Казкоммерцбанк в конце прошлого года. Другие готовы дать ипотечный кредит вообще без первоначального взноса, правда, с дополнительным залогом («БанкЦентрКредит»). Невзирая на собственные риски, финансисты упрощают процедуру рассмотрения заявок и делают разные другие шаги навстречу клиенту.

О чем говорит активизация ипотеки, что стоит за происходящими на этом рынке процессами? Прежде всего, они – сигнал нового качественного состояния экономики. Доходы среднего казахстанца увеличились и стали более стабильными, поэтому в стране быстро развился потребительский рынок. Главным его «двигателем» стала растущая прослойка отечественного среднего класса, то есть тех, чьи ежемесячные доходы находятся в пределах между 100 и 1000 долларами. По оценкам московского банка «Русский стандарт», в России сейчас порядка 40 миллионов таких граждан. В Казахстане, исходя из демографических пропорций и нашей региональной специфики, их должно быть не менее 3 миллионов. Этот растущий класс не может не привлекать внимания финансистов, тем более сейчас, когда банкам стало тесно на давно «распаханном» ими поле корпоративного банкинга. Из-за насыщения экономики деньгами и возникшего уже к 2000 году кризиса привычных краткосрочных инструментов оборота банки начали переключаться на более долгосрочные проекты. А это, помимо финансирования промышленности, – потребительское кредитование, и ипотека в частности.



БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


1.                              Ивасенко А.Г. «Ипотечное кредитование: сущность, проблемы и перспективы развития». – Новосибирская государственная академия экономики и управления. – Новосибирск, 1996.

2.                              Ипотечно-инвестиционный анализ: Учебное пособие / Есипов В.Е., Попов А.В., Маховикова Т.А., и др. – СПб., 1998. – 207с.

3.                              Вешкин Ю.Г., Авагян Г.Л., «Банковские системы зарубежных стран: Курс лекций.» Изд - Экономистъ, 2004г, 399с.

4.                              Деньги, кредит, банки: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Жуков Е.Ф., Максимова Л.М., Печникова А.В. и др. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 622с.

5.                              Тарасова Г.М «Банковское дело: конспект лекций» -, Изд - Феникс, 2007г, 221с.,

6.                              Смирнов В.В. «Менеджер по ипотечным операциям». – М.: Издательский дом «Аудитор», Алматы 2000.

7.                              Страна и мир. Казахстанский общественно-политический еженедельник. №40, 7 октября 2005 г.

8.                              Поморина М.А «Планирование как основа управления деятельностью банка.» -., Изд - Финансы и статистика, 2002г, 384с.

9.                              Континент №12(74) 12 - 25 июня 2002 г. Это никогда не будет доступно для всех /Интервью Михаила Бражникова

10.                         Балабанов И.Т. и др. Деньги и финансовые институты: Учебное пособие – СПб.; М.: Харьков, Минск, Питер. 2000 – 224с.

11.                         Балабанов И.Т. Операции с недвижимостью в Казахстане – М.; Финансы и статистика, 2003. – 192с.

12.                         Разумова И.А., «Ипотечное кредитование.» - Изд - Питер, 2006г, 207с.

13.                         Государственная программа развития жилищного строительства в Республике Казахстан на 2005-2007 годы

14.                         Л.Т. Грудцына, М.С. Козлова «Ипотечное кредитование. Вопросы и ответы» Издательство: Эксмо 2005 – 364с

15.                         Банки и банковские операции: Учебник для вузов / Жуков Е.Ф., Максимова Л.М., Маркова О.М., и др. – М.; Банки и биржи: ЮНИТИ, 1997. – 471с.

16.                         Ермасова Н.Б., «Как получить банковский кредит? Настольная книга заемщика.» Изд - Гросс Медиа, 2007г, 320с.

17.                         Боровиков В.И. Денежное обращение, кредит и финансы: Учебное пособие для студентов экон. спец. вузов. – Воронеж: изд – во ун – та, 1996. – 192с.

18.                         Деньги, кредит, банки: Учебник / Лаврушина О.И., Ямпольский М.М., Савинский Ю.П., и др. – СПб., 1998. – 207с.

19.                         Ольшаный А.Н. «Банковское кредитование: российский и зарубежный опыт». – М.: Русская Деловая Литература,1997.

20.                         Смирнов К.А. «Основы банковского дела». – М.: Международный Славянский Университет им. Г.Р. Державина, 2000.

21.                         Чацкис, Е.Д. Толковый словарь финансово – бухгалтерских терминов и понятий. Д: “Сталкер”,1996 г

22.                         Данные с официального сайта АО «БТА Ипотека» www.ipoteka.kz

23.                         Данные официального сайта АО «Народный банк Казахстана» www.halykbank.kz

24.                         Банковское дело. (под ред. Проф. Лаврушина О.И.). «Финансы и Статистика», 2003.

25.                         Государственная программа развития жилищного строительства в Республике Казахстан на 2008-2010 годы

26.                          Ветрова А.В., Кредитные бюро: проблемы и решения, в сборнике «INTERNATIONAL FUND FOR ECONOMIC AND SOCIAL REFORMS»,#"_Toc195430522">ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Карта оценки рисков для финансовой стабильности



Примечание: Значение группы индикаторов, расположенное ближе к центру означает меньший уровень риска, либо ослабление факторов уязвимости, и наоборот. Значения, расположенные в отрицательной зоне говорят о незначительном или несущественном уровне риска.


Приложение 3


Кредитные рейтинги Народного банка по состоянию на 11 декабря 2007

Moody's Investors Service

Ba1

Долгосрочные депозиты в иностранной валюте

Not prime

Краткосрочные депозиты в иностранной валюте

D

Рейтинг финансовой устойчивости

Негативный

Прогноз рейтинга

Standard and Poor`s

BB+

Долгосрочный контрагентский рейтинг

B

Краткосрочный контрагентский рейтинг

Негативный

Прогноз рейтинга

Fitch Ratings

BB+

Долгосрочный рейтинг дефолта эмитента в иностранной валюте

B

Краткосрочный рейтинг в иностранной валюте

C/D

Индивидуальный рейтинг

3

Рейтинг поддержки

Негативный

Прогноз на долгосрочный рейтинг


Приложение 2


Отчет по мониторингу цен за 1кв.м. недвижимости по регионам Казахстана и динамикой роста цен за 2007г (долл. США) АО «БТА Ипотека»

город

рын цена на 01.01.07

рын цена на 01.02.07

рын.цена на 01.03.07

рын.цена на 01.04.07

рын.цена на 01.05.07

рын.цена на 01.06.07

рын.цена на 01.07.07

рын.цена на 01.08.07

средний аннуитетный платеж

г. Алматы

2909

3208

3447

3564

3593

3529

3498

3484

1474

г.Актау

1235

1395

1593

1871

2400

2450

2400

2300

973

г.Актобе

1009

1109

1169

1121

1304

1356

1361

1379

583

г.Астана

1586

1741

1827

1810

2024

2100

2050

2030

859

г.Атырау

1080

1084

1223

1290

1417

1500

1400

1420

601

г.Жанаозен

565

565

565

565

600

600

600

600

254

г.Караганда

596

611

678

684

725

804

804

804

340

г.Кокшетау

742

776

867

945

1055

1100

1100

1086

459

г.Костанай

934

971

1020

1111

1193

1225

1250

1266

536

г.Кызылорда

-

-

503

503

520

520

520

520

220

г.Павлодар

743

888

963

963

1051

1100

1100

1100

465

г.Петропавсловск

780

930

894

983

995

1000

1030

1037

439

г.Семипалатинск

428

456

608

665

760

843

880

880

372

г.Степногорск

-

-

433

433

433

440

440

440

186

г.Талдыкурган

639

639

639

639

1149

1200

1200

1200

508

г.Тараз

633

645

746

715

920

920

930

930

393

г.Темиртау

294

272

260

280

322

320

350

370

157

г.Уральск

827

846

967

1049

1218

1194

1200

1200

508

г.Усть-Каменогорск

750

815

870

925

998

1000

1050

1067

451

г.Шымкент

753

815

877

972

1097

1097

1100

1200

508

г.Щучинск

-

-

824

824

824

824

830

830

351

г.Экибастуз

-

-

343

343

343

343

350

350

148


Приложение 4


Бухгалтерский баланс ипотечных организаций Республики Казахстан по состоянию на 1 января 2008 года




( тыс.тенге)

Наименование статьи

Примечание

На 31 декабря 2006 года

На конец отчетного периода

1

2

3

4

Активы

 

 

 

Деньги и денежные эквиваленты

1

105 522

683 146

Вклады и корреспондентские счета в Национальном Банке Республики Казахстан

2

189 146

5 417 930

Ценные бумаги, предназначенные для торговли (за вычетом резервов на возможные потери)

3

1 821 903

72 879

Производные финансовые инструменты

3-1

0

0

Вклады и корреспондентские счета в банках и организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций (за вычетом резервов на возможные потери)

4

4 017 695

12 789 629

Займы и финансовая аренда (за вычетом резервов на возможные потери)

5

57 249 595

103 602 981

Прочие требования к клиентам (за вычетом резервов на возможные потери)

6

46 882 454

60 314 524

Прочие ценные бумаги (за вычетом резервов на возможные потери)     

7

11 203 758

27 768 339

Инвестиции в капитал и субординированный долг

8

2 639 716

1 613 482

Нематериальные активы (за вычетом амортизации)

9

74 504

171 831

Долгосрочные активы, предназначенные для продажи

9-1

0

0

Инвестиционная недвижимость

9-2

0

0

Основные средства (за вычетом амортизации)

10

1 301 889

1 936 114

Прочие активы (за вычетом резервов на возможные потери)

11

867 308

1 764 270

Итого активов

12

126 353 490

216 135 125

Обязательства

 

 

 

Вклады банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций

13

0

0

Вклады и текущие счета физических и юридических лиц

14

0

0

Задолженность перед Правительством Республики Казахстан

15

0

0

Задолженность перед банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций

16

28 072 811

62 071 386

Выпущенные долговые ценные бумаги

17

68 916 631

84 852 867

Прочие привлеченные средства

18

11 326

22 246 850

Субординированный долг

19

963 578

816 537

Налоговые обязательства

20

4 803

7 496

Производные финансовые инструменты

20-1

0

0

Прочие обязательства

21

800 205

1 572 514

Оценочные обязательства

21-1

0

0

Итого обязательства

22

98 769 354

171 567 650

Доля меньшинства

23

0

0

Итого обязательств с учетом доли меньшинства

24

43 800 276

75 947 151

Капитал

 

 

 

Уставный капитал, в том числе:

25

22 706 301

35 624 089

 простые акции

26

22 706 301

35 624 089

 привилегированные акции

27

0

0

Премии (Дополнительный оплаченный капитал)

28

60 000

225 650

продолжение приложения 4

Изъятый капитал

29

0

0

Резервный капитал

30

2 503 840

4 508 892

Прочие резервы

31

533

127 282

Чистая прибыль (убыток):

32

2 313 462

4 081 562

Чистая прибыль (убыток) предыдущих лет

33

3 988

167 798

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода   

34

2 309 474

3 913 764

Итого капитал

35

27 584 136

44 567 475

Итого капитал и обязательства:

36

126 353 490

216 135 125


Приложение 5


Содержание источников, оказывающих благоприятное воздействие на развертывание в стране ипотечного жилищного кредитования

Источник

Факторы перспективного развития

Население

Разгосударствление жилого фонда (доля государственной собственности около 8%) и сосредоточение домовладений в личной собственности (около 46%), что позволит гражданам использовать доходы от продажи имеющегося жилья для оплаты взносов за вновь приобретенное жилье и привлекать дополнительно ипотечные кредиты.

2. Возникновение предпосылок по возрождению среднего класса (потенциал более 10%), т.е. слоя населения, имеющего высокую кредитоспособность и достаточные доходы для обслуживания и возврата ипотечных кредитов.

3. Изменение структуры спроса населения на жилье, обусловленное не только требованиями и размеру жилой площади, а все больше требованиями к ее планировке и качеству, типу и местоположению здания, социальному положению соседей.

4. Повышение подвижности населения в пределах территории страны.

5. Рост понимания значимости недвижимости как объекта вложений сбережений, важного условия стабильности жизни и обеспечения старости

Предприниматели

Разгосударствление строительного комплекса и обострение конкуренции, в том числе со стороны иностранных подрядчиков.

Острая заинтересованность в преодолении спада и увеличении объема жилищного строительства.

Стремление к модернизации предприятий стройиндустрии и улучшению технологий строительства для обеспечения возросших потребностей покупателей жилья и обеспечения конкурентоспособности с иностранными подрядчиками и поставщиками.

Понимание необходимости удешевления строительства при относительном увеличении качества для обеспечения доступности жилья и расширения масштабов жилищного строительства.

5. Возникновение сети новых предпринимательских структур, обслуживающих рынок жилья (риэлтеры, оценщики, регистраторы и др.), заинтересованных в увеличении покупок населением жилья на основе ипотечного кредитования

Банки и финансовые

инвесторы

1. Укрепление законодательной и нормативной базы ипотечного кредитования.

2. Выполнение ведущими банками (около 50) пробных пилотных проектов ипотечного кредитования и обучения специалистов ипотечному делу.

3. Стимулирование со стороны государства финансирования реального сектора и инвестиционных потребностей населения.

4. Активизация государства и местных органов власти в поддержке ипотечного кредитования граждан.

5. Сокращение сферы спекулятивного вложения капитала.

6. Ограниченность объектов инвестирования для финансовых инвесторов в условиях нестабильности фондового рынка.

7. Повышение привлекательности в условиях финансового кризиса ипотечного кредитования и операций по привлечению сбережений населения.

8. Рост конкуренции среди кредитных организаций.

9. Создание структур вторичного рынка ипотечных кредитов

продолжение приложения 5

Органы государственной и местной власти

1. Создание новой возможности решения жилищной проблемы.

2. Расширение среднего класса, проведение мероприятий по росту занятости населения и связанное с этим повышение социальной стабильности в обществе.

3. Оживление деловой активности на рынке жилья, в строительном и связанных с ним других секторах народного хозяйства.

4. Рост налоговых поступлений и расширение финансовой базы для обеспечения социальным жильем населения с низким уровнем доходов.

5. Выполнение градостроительных планов


Приложение 6


Основные варианты предоставления ипотечных кредитов

Первый

Второй

Сначала заемщик обращается в банк, который определяет, на какую сумму кредита он может рассчитывать, после чего заемщик выбирает подходящую ему квартиру в пределах суммы оговоренного с банком кредита.

Заемщик обращается к кредитору (банку) за получением кредита. Банк проверяет кредитоспособность заемщика, следуя стандартам ипотечного агентства (ИА), и принимает решение, какую сумму кредита он готов выдать данному заемщику.

Банк выписывает заемщику ипотечный сертификат на сумму выдаваемого кредита плюс расчетный первый взнос заемщика в размере 30% от стоимости квартиры. Заемщик обращается к продавцу жилья и выбирает подходящую квартиру с учетом имеющегося у него ипотечного сертификата. Продавец и заемщик подписывают предварительный договор купли-продажи, предусматривающий резервирование данного жилья на обусловленный сторонами срок.

Сначала заемщик находит подходящее ему жилье, затем обращается в банк за получением кредита на его приобретение. Заемщик обращается к продавцу жилья и выбирает подходящее жилье из предлагаемого продавцами (комитетом муниципального жилья, риэлтерами, другими гражданами и юридическими лицами).

Продавец подписывает с заемщиком соглашение о резервировании данной квартиры на обусловленный сторонами срок (данное соглашение является предварительным договором купли-продажи).

Заемщик обращается к кредитору (далее кредитор будет обозначаться как банк) за получением ипотечного кредита на приобретение выбранного им жилья, приложив к требуемому пакету документов предвари тельный договор купли-продажи. Банк проверяет кредитоспособность заемщика. При этом он может руководствоваться стандартами ИА. Обязательным условием ипотечного кредитования является страхование закладываемого недвижимого имущества. Необходимость страхования жизни, трудоспособности заемщика определяется банком в соответствии со стандартами ИА (например, одним из таких стандартов может быть возраст заемщика, наличие семьи и т.д.)



Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты