Современный этап развития рынка ценных бумаг в России и задачи регулирования
После
того, как при помощи исследования выявлены различные элементы риска на уровне
стран, необходимо уделить внимание анализу отраслей в рамках каждой страны.
Многие отрасли имеют циклический характер. Это значит, что они проходят через
этап реорганизации (или начальную стадию); за ним следует этап консолидации,
этап роста потребления (или поставок); и, наконец, стадия зрелости, на котором
либо наступает насыщение рынка, либо вводятся новые и конкурентоспособные
продукты. Само собой разумеется, что за стадией зрелости обычно следует еще
один этап реорганизации.
В
связи с этим предметом инвестиционных исследований здесь будет этап, на котором
та или иная отрасль находится в данный момент и потенциал роста для отраслей.
Кроме того, у разных отраслей циклы имеют разную продолжительность и приносят
разный доход и прибыль на задействованный капитал. Также рассматриваются
действия правительства, например, налоги, субсидии и т. д., альтернативные продукты, затраты на
финансирование, денежные потоки и наличие нового капитала.
После
проработки всех этих моментов следующий уровень исследований — это анализ
компаний, при котором изучаются не только все вышеупомянутые факторы, но также
и финансовые аспекты и финансовая и будущая коммерческая жизнеспособность самой
компании. Счет прибылей и убытков, баланс, анализ денежных потоков и отчет
директоров содержат важный материал для этого этапа программы анализа. Пожалуй,
самый важный элемент в этом анализе — это результаты деятельности компании в
прошлом и качество руководства, а также прогнозы на будущее по поводу
деятельности компании и качества руководства. Как видно из предыдущих
замечаний, этот уровень является отправной точкой для подхода “снизу вверх”.
Что
касается анализа продуктов для инвестирования, считается, что в целом имеется
два четких подхода к конкретному отбору: технический и фундаментальный анализ.
Последний проводится на основе уже упомянутых факторов. Доступные подробные
финансовые показатели используются для расчета широкого спектра коэффициентов.
Исходя из этих коэффициентов аналитик определяет ряд норм прибыли и роста и
может оценить в цифрах будущую доходность компании. Самый важный из
отслеживаемых коэффициентов — это отношение цены к доходу на акцию (Р/Е). Он представляет собой число лет, за которое
компания сможет окупить (с точки зрения прибыли) цену своей акции. Чем выше
значение этого коэффициента, тем больше должна быть уверенность инвесторов в
перспективах компании на будущее.
В
техническом анализе используется графический и математический подход к анализу
изменения цен в прошлом. Этот подход основывается на базовом предположении, что
модели изменения цены повторяются и различимы. Здесь требуется сбор и изучение
огромного объема данных. Затем цены изображаются графически с использованием
графика с осями х и у для характеристик цены и
времени. По сути, технические аналитики занимаются поиском тенденций (“трендов”) и поворотных моментов в этих трендах. Также важно изучить степень изменчивости
(крайние значения изменения цены за определенные промежутки времени) и то, что
известно под названием “среднее скользящее значение” (т. е. придание более поздним ценам большего веса по сравнению
с более ранними).
Существенные
различия в этих двух подходах заключаются в следующем: технический анализ
исходит из того, что история цен имеет важнейшее значение для определения
вероятных будущих цен, в то время как фундаментальный анализ основывается на
расчете будущей стоимости (и ее дисконтировании до текущей стоимости), исходя
из убеждения, что то, что происходило раньше, не оказывает влияния на вероятные
будущие цены. И хотя эти подходы диаметрально противоположны, в практике
торговли фундаментальный анализ, как правило, используется для принятия
долгосрочных инвестиционных решений, а технический — для определения времени
осуществления инвестиции (покупки или продажи).
СТРУКТУРА
ПОРТФЕЛЯ
Структура
портфеля полностью зависит от требований к инвестициям выгодоприобретателя (бенефициара) портфеля. Подход к
созданию портфеля и консультированию по вопросам инвестиций формируется с
учетом потребностей, целей и требований бенефициара.
Наиболее
важные факты, которые необходимо определить с самого начала, это: хочет ли или
нуждается ли клиент в регулярном доходе от портфеля; хочет ли он, возможно, по
соображениям личного налогообложения, иметь только прирост капитала и не иметь
других доходов; хочет ли он прироста капитала в краткосрочном или долгосрочном
плане; есть ли у него или собирается ли он иметь какие-либо краткосрочные
капитальные обязательства (этим может определяться объем близких к наличности
активов в портфеле); хочет ли он иметь сочетание дохода и прироста капитала
или, возможно, небольшой постоянный доход от портфеля; и будут ли установлены
какие-либо инвестиционные лимиты или ограничения по странам, валютам, секторам,
типам компаний, типам продуктов и т. д., которые
необходимо учесть. Наконец, управляющий должен выяснить отношение клиента к
риску, например, хочет ли он портфель с низкой, средней или высокой степенью
риска.
При
любом портфеле почти наверняка будет необходимость в некоторой сумме денег на
депозите. Этим преследуются две цели.
• Если клиенту срочно потребуются
средства, управляющему его инвестициями не понадобится продавать ценные бумаги,
особенно если на рынке в данный момент не очень благоприятная ситуация, и
• Если управляющий найдет ценную
бумагу, которую он особенно хотел бы приобрести (возможно, новый выпуск), опять
же ему не придется продавать другие бумаги.
Далее,
в качестве своего рода защитного механизма, в портфель,
скорее всего, войдут облигации. Это будет часть
портфеля с низкой степенью риска, которая также будет приносить доход и,
возможно, небольшой прирост капитала в долгосрочном плане.
В
более крупных портфелях может также находиться недвижимость (т. е. здания), поскольку за исключением конца 80-х и
начала 90-х годов цены на недвижимость на рынках капитала постоянно росли. Этот
актив может приносить определенный доход (т. е. арендную плату), а также
средне- и долгосрочный прирост капитала.
Если
двигаться вверх по шкале риска, следующая часть портфеля, возможно, будет
состоять из долевых ценных бумаг (обыкновенных акций). Здесь может иметься ряд
различных компаний из разных отраслей, что должно обеспечить разнообразную
смесь из качественных бумаг, приносящих долгосрочный доход, и более рисковых
акций, выпущенных для оздоровления компании, и акций новых выпусков.
Производные
инструменты также нередко используются в портфеле. В некоторых случаях — для
снижения риска, т. е. покупка опционов пут;
продажа опционов колл (для получения
дополнительного дохода); или использование фьючерсов для защиты позиций (вместо
того, чтобы продавать акции и платить налоги) или для
переключения с одного класса активов на другой (также называется распределением
средств по классам активов).
Производные
инструменты могут также включаться для повышения степени риска за счет эффекта
финансового рычага для части инвестиционного портфеля.
В
каждую из вышеперечисленных групп могут войти не только национальные, но также
и зарубежные ценные бумаги.
В
целом, хотя результат во многом зависит от целей клиента, типичный портфель
может состоять из следующих инвестиций:
4 Денежные средства на депозите 4%
2 Облигации с фиксированным доходом
(включая конвертируемые) 20%
1 Недвижимость (здания) 10%
4 Акции национальных компаний 40%
2 Акции зарубежных компаний 26%
1 Итого 100%
Примечание:
производные инструменты включены в соответствующие разделы.
ВОПРОСЫ
ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Что означает подход к инвестированию
“сверху вниз”?
2. Почему международные инвесторы не
всегда покупают зарубежные государственные облигации с самой высокой
доходностью?
3. Опишите основные различия между
техническим и фундаментальным анализом.
4. Какие основные факторы нужно
определить прежде, чем формировать инвестиционный портфель клиента?
5. Опишите простую структуру
инвестиционного портфеля.
ВВЕДЕНИЕ
РАЗВИТИЕ
РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ И ЗАДАЧИ РЕГУЛИРОВАНИЯ
Рынок
ценных бумаг в России начал свое формирование в первой половине 1991 г. после
принятия известного Постановления Совета министров РСФСР ¹ 601 от 25
декабря 1990 г. “Об утверждении Положения об акционерных обществах”. Для этого
— первого — этапа были характерны такие процессы, как появление первых открытых
АО, появление государственных облигаций на биржевых торгах, создание сотен
бирж, начало функционирования первых инвестиционных компаний и др. К концу
этого этапа в основном было закончено формирование первичной нормативной базы
развития рынка ценных бумаг. Постановление Совета министров РСФСР ¹ 78 от
28 декабря 1991 г. “Об утверждении Положения о выпуске и обращении ценных бумаг
и фондовых биржах в РСФСР” на 5 последующих лет стало основным документом в
этой области (за исключением приватизируемых предприятий).
Основными
формальными вехами его второго этапа развития РЦБ
стали система приватизационного законодательства 1992—1994 гг. и создание и
развитие организованного рынка государственных ценных бумаг в 1993-1995 гг.
Наибольшее
влияние на развитие рынка в 1992—1994 гг оказал
Указ Президента РФ ¹ 721 от 1 июля 1992 г. “Об организационных мерах по
преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений
государственных предприятий в акционерные общества”. Технология чековой
(ваучерной) приватизации стала в свою очередь решающей для развития
инфраструктуры рынка ценных бумаг.
По
имеющимся оценкам, именно в 1994 г. рынок ценных бумаг в России впервые стал
оказывать сильнейшее влияние на общеэкономическое и даже политическое развитие
страны. Так, расширение рынка государственных краткосрочных бескупонных
облигаций (ГКО) в 1994 году позволило в определенной мере уменьшить размер
свободных денежных ресурсов, оказывавших негативное воздействие на курс рубля к
доллару и на темпы инфляции.
Увеличившийся
размер сбережений населения вызвал к жизни значительное количество эмитентов,
хотя и крайне низкой степени надежности, ориентированных на работу с
населением. Также в 1994 г. впервые началось использование ценных бумаг для
разрешения кризиса неплатежей. 1994 год ознаменовался также осуществлением
первых крупных вложений иностранных инвесторов в акции российских
приватизированных предприятий.
Таким
образом, в 1994 г. совпали во времени два качественных сдвига: во-первых, резко
увеличилось предложение ценных бумаг вследствие интенсификации эмиссионной
деятельности (эмиссия акций приватизированных предприятий, государственных
ценных бумаг, а также активизация компаний, аккумулирующих средства населения), и, во-вторых, резко увеличился спрос на
инвестиционные ценности (за счет иностранных инвесторов, формирования
устойчивого слоя населения, обладающего сбережениями долгосрочного характера,
которые могут быть инвестированы в том числе в ценные бумаги, а также притока
на рынок средств банков и других финансовых структур в результате снижения
прибыльности операций на валютном и кредитном рынках ).
С
окончанием реализации модели массовой приватизации (1992— 1994 гг.) в России
завершается в значительной мере количественный этап институциональных
преобразований. Его важнейшим итогом стало формирование новых
экономико-правовых механизмов и институциональных структур:
*
корпоративного
сектора экономики (свыше 50 000 зарегистрированных
АО) ;
*
биржевого и
внебиржевого рынков корпоративных ценных бумаг, включая инфраструктуру торговли
и вторичный рынок акций приватизированных предприятий;
*
системы (пока
переходной, но уже довольно мощной) институциональных инвесторов;
*
социального
слоя, который даже с учетом его крайней неоднородности и недостаточной правовой
защищенности можно назвать слоем собственников (около 40 млн. акционеров по
итогам массовой приватизации).
Эти
факторы в значительной степени определили и последующую динамику рынка. В
результате столь быстрого роста рынка потребности эмитентов и инвесторов
переросли те возможности, которые предоставляет инфраструктура рынка. Если в
1992—1993 гг. можно было говорить о том, что развитие инфраструктуры опережало
развитие рынка в целом, то в 1995—1996 гг. ситуация поменялась на обратную.
Быстрое развитие рынка также поставило в качестве одного из ключевых вопрос о
создании новой нормативной базы.
Для
современного этапа развития рынка ценных бумаг характерны следующие основные
признаки:
• появление в 1994—1997 гг.
законодательной и нормативной базы, определяющей институционально-регулятивные
аспекты функционирования рынка ценных бумаг в России;
• позитивные качественные изменения
1994—1997 гг., связанные с развитием инфраструктуры — около 200 лицензированных
регистраторов, 6 лицензированных депозитариев и подготовка к созданию
центрального депозитария, создание и развитие Российской торговой системы,
формирование системы саморегулируемых организаций участников рынка);
• общие благоприятные тенденции и
значительные резервы в развитии ликвидности и капитализации рынка, возрастание
стабильности рынка;
• вступление в силу в 1996 г. законов
РФ “Об акционерных обществах” и “О рынке ценных бумаг”.
Следует
также принять во внимание пока еще формирующийся и промежуточный характер
национальной модели как рынка ценных бумаг, так и корпоративного управления
(контроля), поэтому любые окончательные выводы относительно типа национальной
российской модели пока невозможны. Тем не менее уже сегодня очевидно, что в
России идет процесс интенсивного формирования собственной модели рынка, которая
должна вобрать в себя все лучшее, что уже создано в мире.
Такой
подход к развитию российского рынка ценных бумаг, в частности,
предусматривается в Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской
Федерации, утвержденной указом Президента Российской Федерации ¹ 1008 от 1
июля 1996 г. “Об утверждении Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской
Федерации”.
Исключительно
важная роль рынка ценных бумаг для мобилизации и предоставления российской
экономики инвестиционных ресурсов обусловливает необходимость активной и
целенаправленной политики государства в отношении развития рынка ценных бумаг,
формирование модели регулирования рынка, которая будет адекватна конкретным
условиям российской экономики, национальным интересам и традициям.
ГЛАВА
8. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЕДЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ
БУМАГ
8.0 ПОНЯТИЯ И ИЕРАРХИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И
НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ
Российский
рынок ценных бумаг регулируется гражданским правом посредством совокупности
общеобязательных правовых актов, издаваемых органами государственной власти в
установленной форме с соблюдением определенной процедуры — законодательства РФ.
Акты
гражданского законодательства образуют иерархическую
систему. На верхнем уровне находится Конституция РФ. Остальные акты законодательства
не должны ей противоречить. В Конституции определены пределы полномочий
субъектов РФ, в рамках которых они могут принимать собственные законодательные
акты, а также полномочия Российской Федерации. Гражданское законодательство
отнесено к ведению федеральных органов государственной власти, т. е. в своей основе едино на всей территории РФ.
Собственно
гражданское законодательство имеет в качестве фундамента Гражданский кодекс (ГК), в котором описаны основные понятия и их
взаимоотношения Остальные законы и другие правовые акты, регулирующие
гражданские правовые отношения, не должны ему противоречить (ст. 1—4 ГК).
Следующий
уровень составляют законы РФ, например, Закон “О рынке ценных бумаг”, Закон “Об
акционерных обществах” и другие. Конституция, кодексы и законы относятся к
законодательным актам. Однако законодательство ими
не ограничивается: существует множество иных актов законодательства или
подзаконных актов. Рассмотрим вкратце их систему.
Указы
Президента РФ занимают следующий за законами уровень, они не могут
противоречить принятым законам РФ.
Органы
исполнительной власти (Правительство, министерства и ведомства) вправе
принимать свои нормативные акты на основании и во исполнение актов
законодательства и указов Президента. Они должны ограничиваться областью
компетенции издавшего их органа власти и, естественно, не противоречить
законодательным актам.
К
таким актам законодательства относятся постановления Правительства, различные
письма и инструкции, правила, положения и т. п.
В
случае, когда акт законодательства затрагивает права граждан или носит
межведомственный характер, он подлежит регистрации в Министерстве юстиции РФ,
после которой и приобретает юридическую силу.
Компетенция
территориальных органов власти и управления, а значит и статус выпущенных ими
правовых актов, определяется законами, регулирующими их деятельность.
Отметим,
что, как правило, законы не имеют обратной силы, т. е.
их действие не распространяется на правовые отношения, возникшие до вступления
в силу соответствующего закона, однако, возможны исключения, прямо оговоренные
в законе.
В
случаях, когда в актах гражданского законодательства явно не указаны какие-либо
нормы, регулирующие те или иные правоотношения, используются так называемые
обычаи делового оборота, или законодательство применяется по аналогии.
Обычаем
делового оборота (ст. 5 ГК) признается сложившееся
и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности
правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того,
зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычаи делового оборота, противоречащие
обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства
или договору, не применяются.
Когда
предусмотренные соответствующими статьями ГК отношения прямо не урегулированы
законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай
делового оборота (ст. 6 ГК), к таким отношениям, если это не противоречит их
существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные
отношения (аналогия закона). При невозможности использования аналогии закона
права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла
гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности,
разумности и справедливости.
Международные
договоры, которые заключила Российская Федерация, так же, как и общепризнанные
нормы международного права, считаются частью российского законодательства, а
следовательно, обязательны к исполнению. Более того, в случае разночтений
международного и внутреннего гражданского законов приоритет отдается
международному.
Иногда
международный договор действует не непосредственно, но обязывает Российскую
Федерацию принять соответствующий внутренний закон. Типичным примером является
Женевская конвенция 1930 г., которая предписывает принять соответствующий закон
о простом и переводном векселе. Россия присоединилась к ней в 1936 г., в 1937
г. был издан соответствующий акт, по сути, являющийся ,
переводом образца, установленного этой конвенцией. В 1997 г. был принят
новый Закон “О простом и переводном векселе”.
Гражданское
законодательство можно разделить на два крупных раздела: вещное право и
обязательственное право.
Вещное
право отражает отношения субъектов права (физических и юридических лиц, органов
государственной или местной власти), возникающие по поводу того или иного
объекта, как правило, вещи. Право собственности устанавливает отношения
собственника со всеми прочими субъектами права. В этом смысле оно фиксирует как
бы моментальное отражение правоотношений. Правила возникновения и перехода
права собственности от одного лица к другому также относятся к вещному праву.
Далее
необходимо прежде всего установить субъекты гражданского права и объекты, по
поводу которых они вступают в правоотношения.
ВОПРОСЫ
ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Что входит в понятие “законодательство”?
2. Опишите иерархическую систему актов
гражданского законодательства.
3. В каком случае акт законодательства
должен быть зарегистрирован в Министерстве юстиции?
4. В каком случае и почему применяются
обычаи делового оборота?
5. Укажите два крупных раздела
гражданского законодательства.
8.1 СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО
ПРАВА
К
субъектам гражданского права, которые вступают в гражданско-правовые отношения,
относятся физические лица, юридические лица и государство или муниципальные
образования.
По
российскому законодательству физические лица становятся правоспособными (т. е. могут иметь права, например, владеть
недвижимостью) с момента рождения, но становятся полностью дееспособными, т. е.
могут сами осуществлять действия во исполнение этих прав (например, продавать
принадлежащую ему недвижимость) с 18 лет.
Юридическое
лицо — некая абстракция, описывающая организацию (возможно, даже из одного
человека), способную самостоятельно выступать в качестве субъекта гражданского
права. Не всякая организация является юридическим лицом. Например, отдел или
факультет института таковыми не являются. Юридическое лицо характеризуется
следующими свойствами.
*
Организационная
целостность. Это свойство означает, что юридическое лицо обладает всеми
подразделениями, необходимыми для его деятельности. Организационная целостность
закрепляется в Уставе юридического лица, в котором подробно описываются цели
его деятельности, органы управления, отношения с учредителями и др.
*
Имущественная
обособленность. Это свойство означает, что юридическое лицо может иметь в своей
собственности имущество, которое не принадлежит никому из физических лиц (в
частности, его учредителям), и самостоятельно им распоряжаться.
*
Юридическое лицо
от своего имени вступает в правовые отношения с другими лицами, т. е. является
субъектом права. Для этого оно должно иметь наименование и место нахождения
(юридический адрес), определяемое местом его регистрации.
*
Юридическое лицо
отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (за
исключением учреждений, целиком финансируемых собственником).
Согласно
ст. 48 ГК, юридическим
лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном
ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим
обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и
осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности,
быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный
баланс или смету. В связи с участием в образовании имущества юридического лица
его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении
этого юридического лица либо вещные права на его имущество.
Юридические
лица, в отношении которых их участники имеют обязательственные права:
*
хозяйственные
товарищества,
*
хозяйственные
общества,
*
производственные
кооперативы,
*
потребительские
кооперативы.
Юридические
лица, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное
вещное право:
• государственные и муниципальные
унитарные предприятия, в том числе дочерние предприятия,
• финансируемые собственником
учреждения.
Юридические
лица, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных
прав:
*
общественные и
религиозные организации (объединения),
*
благотворительные
и иные фонды,
*
объединения
юридических лиц (ассоциации и союзы).
Одна
из основных причин создания юридически лиц — возможность разделения
имущественной ответственности между юридическим лицом и его учредителями или
собственниками. Это может быть сделано разными способами, в зависимости от так
называемой организационно-правовой формы юридического лица. В некоторых случаях
ответственность собственников может быть ограничена фиксированной суммой,
внесенной ими при учреждении лица (хозяйственные общества), в других —
распространяться на все их имущество (хозяйственные товарищества).
Если
юридическое лицо оказалось не в состоянии выполнить свои обязательства
вследствие действий учредителя или собственника, которые могут давать этому
лицу указания, обязательные для исполнения, они могут быть привлечены к
ответственности вместе с обязанным юридическим лицом.
Для
того, чтобы организация приобрела права юридического лица, необходимо, чтобы
она была соответствующим образом зарегистрирована государственными органами
юстиции (регистрационной палатой). Этот момент и является моментом создания
юридического лица, возникновения правоспособности.
Поскольку
само по себе юридическое лицо не в состоянии предпринимать никаких действий
(оно делает это через физических лиц — его представителей), говорить о его
дееспособности не имеет смысла.
Согласно
ст. 49 ГК, юридическое лицо может иметь
гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его
учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов
организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести
гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов
деятельности, не запрещенных законом.
Отдельными
видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо
может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Право
юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо
получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в
указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное
не установлено законом или иными правовыми актами.
В
частности, к видам деятельности, которыми разрешено заниматься только по
специальному разрешению государственного органа — лицензии, относится
профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг.
Если
юридическое лицо ведет дела в разных местах, оно может открывать там
представительства или филиалы. Филиал отличается от представительства тем, что
может осуществлять там, где он расположен, все функции юридического лица,
например производственную деятельность, в то время как представительство только
представляет интересы юридического лица.
Правоспособность
юридического лица реализуют его органы. Они могут быть выборными (совет
директоров) или назначаемыми (директор муниципального предприятия),
единоличными (директор) или коллегиальными (правление, совет директоров). Орган
юридического лица представляет его без специального документа — доверенности, в
то время как другие представители могут осуществлять это только по
доверенности.
Юридическое
лицо может обладать теми же правами, что и физическое правом собственности,
правом требования и другими, но в то же время не обладает, например, правом избирать
и быть избранным в органы власти. Таким образом, права юридического лица по
сравнению с правами физического несколько сужены.
Юридические
лица возникают по инициативе учредителей, которые (если их несколько) заключают
между собой учредительный договор. Подробно правила функционирования общества,
его внутренний распорядок, сфера деятельности и другие регулирующие положения
записываются в Уставе юридического лица или положении о нем (в случае
учреждений).
Важным
понятием является уставный капитал юридического лица. Он составляется из
взносов его учредителей и собственников (например, при покупке акций) и
составляет тот минимум средств, которым данное лицо располагает и которым оно
может отвечать по своим обязательствам. Отметим, что стоимость принадлежащего
юридическому лицу имущества может превосходить уставный капитал, и лицо
отвечает по обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Юридическое
лицо может прекратить свое существование в результате ликвидации или
реорганизации. Ликвидация — полное прекращение деятельности. Для этого
создается особая ликвидационная комиссия, которая производит расчеты с
кредиторами ликвидируемого юридического лица и раздел оставшегося имущества
между учредителями или собственниками. Существует зафиксированный в ГК порядок удовлетворения требований различных
кредиторов.
При
реорганизации на месте юридического лица образуется одно или несколько новых.
Это происходит путем преобразования (изменения организационно-правовой формы),
слияния, поглощения, разделения и т. п. При
присоединении присоединяемое юридическое лицо прекращает свою деятельность, но
в отличие от ликвидации, в данном случае действует механизм правопреемства.
Лица, получающие имущество реорганизуемого лица и принимающие на себя его
обязательства, именуются правопреемниками.
Разные
организационно-правовые формы устанавливают различные права и обязательства
учредителей или собственников по отношению к юридическому лицу и юридического
лица по отношению к учредителям и собственникам. Так, в обществе с ограниченной
ответственностью (000), в отличие от акционерного общества, участник имеет
право выйти из общества, изъяв принадлежащую ему долю имущества (ГК, ст. 94).
Таким образом, имущество 000 уменьшится. В отличие от 000 в акционерном
обществе действует другой порядок: если акционер хочет выйти из АО, ему
придется самостоятельно найти покупателя принадлежащих ему акций, при этом
произойдет перерегистрация прав собственности на акции АО, но имущество АО не
изменится.
В
ст. 128 ГК указываются виды объектов гражданских прав:
• вещи, включая деньги и ценные
бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права;
• результаты интеллектуальной деятельности,
в том числе
• нематериальные блага.
Вещи
делятся на движимые и недвижимые (ст. 130 ГК).
К
недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные
участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с
землей, т. е. объекты, перемещение которых без
несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние
насаждения, здания, сооружения. К недвижимым вещам относятся также подлежащие
государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего
плавания, космические объекты, а также иное имущество, отнесенное законом к
недвижимым вещам.
Вещи,
не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются
движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме
случаев, указанных в законе.
Для
нас важно, что, хотя Ценные бумаги относятся к движимым вещам, в некоторых
случаях (для именных ценных бумаг) требуется регистрация прав на них. Это
установлено в Законе “О рынке ценных бумаг”. Правила перехода прав
собственности на ценные бумаги будут рассмотрены ниже.
ВОПРОСЫ
ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Перечислите основных субъектов
гражданского права.
2. Укажите основные свойства
юридического лица.
3. В чем заключаются основные причины
образования юридических лиц.
4. С какого момента юридическое лицо
обретает правоспособность?
5. Что такое вещное право, укажите
основные объекты гражданских прав.
8.2 СОБСТВЕННОСТЬ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ
Право
собственности занимает центральное место в гражданском праве.
Право
собственности подразделяется на права владения, распоряжения и пользования
имуществом. В ст. 209 Гражданского кодекса даны следующие определения.
*
Собственнику
принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
*
Собственник
вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества
любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие
права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество
в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, Щ права владения, пользования и распоряжения
имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами,
распоряжаться им иным образом.
*
Владение,
пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в
какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их
собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не
нарушает прав и законных интересов других лиц.
*
Собственник
может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу
(доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не
влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление
имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица.
В
зависимости от того, кто является собственником (субъектом права собственности)
различают разные формы права собственности — государственную, муниципальную, частную
(физических или юридических лиц) и иные. Права всех собственников защищаются
равным образом.
В
соответствии со ст. 212—215 ГК, в Российской
Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы
собственности. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических
лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,
муниципальных образований. Особенности приобретения и прекращения права
собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в
зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или
юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской
Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.
Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в
государственной или муниципальной собственности.
В
собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за
исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не
может принадлежать гражданам или юридическим лицам.
Коммерческие
и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных
предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником, являются
собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их
учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими
юридическими лицами по иным основаниям.
Общественные
и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды
являются собственниками приобретенного ими имущества и могут использовать его
лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами.
Учредители (участники, члены) этих организаций утрачивают право на имущество,
переданное ими в собственность соответствующей организации. В случае ликвидации
такой организации ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований
кредиторов, используется в целях, указанных в ее учредительных документах.
Государственной
собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на
праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и
имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации,
— республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной
области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан,
юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной
собственностью. Имущество, находящееся в государственной собственности,
закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение,
пользование и распоряжение в соответствии со ст. 294, 296 ГК.
Имущество,
принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также
другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От
имени муниципального образования права собственника осуществляют органы
местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 ГК. Имущество, находящееся
в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и
учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст. 294,
296 ГК.