В условиях
формирования социально-экономической ответственности государства перед
гражданами, закончившими трудовую деятельность в связи со своим возрастом,
вопрос пенсионного обеспечения является одним из самых актуальных. Поэтому
формирование оптимальной модели пенсионного обеспечения, учитывающей социальные
и экономические аспекты жизни общества, является важной задачей многих
государств. В ходе реформирования пенсионных систем были сформированы две
основных модели пенсионного обеспечения: распределительная (солидарная) и
накопительная (сберегательная).
Неотъемлемым
инструментом накопительного уровня пенсионного обеспечения являются
негосударственные пенсионные фонды, они аккумулируют денежные взносы
застрахованных лиц в экономику страны через доверительное управление, для
дальнейшего их увеличения. Необходимо отметить, что, на сегодняшний день, по
сравнению с другими западными странами, вопрос о необходимости
совершенствования пенсионной система в России является актуальным. Несмотря на
длительный срок существования реформы, государством было реализовано лишь треть
поставленных целей: коэффициент замещения (отношение пенсии к заработной плате)
снижается, дефицит бюджета Пенсионного фонда России растет, а количество лиц,
использующих негосударственное пенсионные системы, призванные исправить
сложившуюся ситуацию, растет очень медленно. Связано это как с отсутствием
механизмов, позволяющих усилить ответственность работника за будущую пенсию,
так и с незнанием тех пенсионных продуктов и услуг, которые предлагают негосударственные
пенсионные фонды. Таким образом, необходимость проведения анализа аналогичных
систем других стран, имеющих больший опыт их использования, выявления
положительных и отрицательных результатов деятельности в данной сфере с целью
возможности применения данного опыта относительно ситуации, сложившейся в
системе негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации, и
выработки необходимых рекомендаций, не вызывает сомнений.
В российской
науке исследователи неоднократно обращались к вопросам развития пенсионного
обеспечения, в том числе в развитых странах. К числу последних, наиболее
значительных исследований, следует отнести монографию Л.Ф. Лебедевой, статьи А.А.
Попова по проблемам развития пенсионного обеспечения в зарубежных странах и в
России, доклад Бюро экономического анализа. Проблемы, связанные с пенсионным
обеспечением за рубежом, затрагивались также в работах И.В. Бушмарина, B. C. Васильева,
А.А. Володина, А.С. Зайченко, А.Н. Исаенко, Е.П. Кассировой, В.Б. Супяна, А.Г. Сушкевича,
Е.М. Четыркина, Т.В. Ярыгиной.
Однако
динамичные изменения, происходящие в пенсионном обеспечении Российской
Федерации, а также усиление значения в ней накопительных принципов требуют
комплексного анализа и оценки основных направлений развития пенсионных систем
негосударственного страхования и методов их государственного регулирования.
Объектом
курсовой работы является система негосударственного пенсионного
обеспечения, существующая в Российской Федерации и ряде зарубежных стран.
Предмет
курсовой работы - отличительные особенности деятельности НПФ в системе
пенсионного обеспечения в Российской Федерации и за рубежом.
Целью
курсовой работы является проанализировать существующую систему негосударственного
пенсионного страхования в России и за рубежом путем их сравнения, а также
разработать рекомендации по улучшению деятельности НПФ в России.
Для
достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
проанализировать
существующие в различных странах модели пенсионного страхования;
сравнить
систему НПС в Российской Федерации и похожих систем Швеции, Великобритании,
Венгрии, Казахстана, США и Германии;
выявить
необходимость НПФ как инструмента формирования будущей пенсии;
спрогнозировать
возможные варианты дальнейшего развития НПФ в системе пенсионного страхования с
учетом зарубежного опыта;
проанализировать
ситуацию информированности и заинтересованности граждан в услугах НПФ г. Пермь;
разработать
рекомендации по улучшению деятельности НПФ.
Методологию
исследования составляет сравнительный анализ системы пенсионного
страхования, места и роли НПФ в данных системах в различных странах с
аналогичными показателями этой системы в России, проведение опроса населения
методом анкетирования, контент-анализ публикаций СМИ и общенаучные методы
познания: диалектический метод, проявляющийся в изучении поставленных проблем
на основе общего (пенсионная система РФ и других стран), особенного (система
негосударственного пенсионного обеспечения) и единичного (негосударственные
пенсионные фонды), выявление причинно-следственных связей в изучаемых явлениях
и процессах; методы системного анализа, сравнения, обобщения.
Научная
новизна работы отражена в следующих результатах, выносимых на защиту:
Автором
проведен сравнительный анализ систем негосударственного пенсионного страхования
в России и за рубежом. Выявлены проблемы деятельности данной системы, даны
рекомендации по их решению.
Структура
работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка
литературы и приложений. Текст работы изложен на 43 страницах печатного текста.
Список использованных источников включает в себя 32 наименований.
Во всех цивилизованных
странах, где сложилась традиция социальной ответственности государства перед
пожилыми людьми, постоянно ведутся поиски эффективной модели пенсионной системы.
Помимо причин экономического характера, особенно важной является тенденция
старения населения. В большинстве стран мира, включая Россию, ухудшение демографической
обстановки, большой риск финансовых дефолтов и другие факторы способствуют
увеличению финансовой нагрузки на экономику.
Согласно
докладу ООН 2002 года "Старение населения мира: 1950-2050 годы" увеличение
пропорции пожилых людей (60 лет и старше) сопровождается снижением пропорции
молодых людей (в возрасте до 15 лет). Это означает, что количество лиц
трудоспособного возраста по мере старения населения пропорционально уменьшается
относительно людей в возрасте 60 лет и старше [2] Соответственно вместе с
сокращением общей численности занятых растет доля государственных расходов на
поддержку престарелых и увеличивается нагрузка на трудоспособных членов
общества.
Поэтому,
начиная с 80-х гг. эти тенденции поставили вопрос о финансовой состоятельности
и эффективности сложившихся на тот момент в мире систем пенсионного обеспечения
[1].
Под
эгидой Всемирного банка в 1994 году был подготовлен итоговый доклад "Предупреждение
кризиса старения: политика защиты престарелых и содействия экономическому росту".
В данном докладе рассматривалось три пенсионные системы: [1] управляемая
государством распределительная система, предусматривающая обязательное участие
и преследующая ограниченную цель сокращения нищеты среди престарелых; [2] находящаяся
в частном управлении обязательная накопительная система и [23] добровольная
накопительная система. Первая система в данном случае выполняет функцию
перераспределения доходов, а вторая и третья - накопление средств и все три
обеспечивают совместное страхование от многих факторов риска в преклонном
возрасте.
Таким
образом, в настоящее время в мировой практике существуют две гипотетические
модели построения пенсионных систем: распределительная (солидарная) и
накопительная (сберегательная) [23].
Распределительная
(солидарная) модель устанавливает зависимость размера пенсии от стажа, уровня
оплаты труда, суммы страховых взносов и т.д.; при этом пенсия образуется по
следующему принципу: последующее поколение финансирует предыдущее, и собранные
страховые взносы, уплачиваемые работодателями и гражданами, целиком расходуются
на выплату пенсий в текущий отрезок времени. Пенсия в распределительных
системах имеет социальную природу, и ее выплата обязательно гарантируется
государством. Солидарность поколений, с одной стороны, обеспечивает
относительную простоту управления финансовыми резервами пенсионной системы, но,
с другой стороны, увеличивает зависимость данной модели от других
социально-экономических факторов и, главным образом, демографических. При
данной модели уровень благополучия пенсионеров будет целиком и полностью
зависеть от экономического благополучия именно этого поколения, на которое они
уже никак не могут повлиять. Каждому участнику солидарной пенсионной системы,
как правило, гарантируется по достижении пенсионного возраста пенсия
установленного размера, определяемого величиной заработной платы и совокупным трудовым
стажем [23]. В ряде стран, таких как Франция, Германия, Италия и Испания,
распределительные системы сохранились и в наши дни.
Накопительная
(сберегательная) модель - полная противоположность распределительной. Пенсионное
обеспечение по старости в данном варианте представляет собой долгосрочный
инвестиционный процесс, где изначально происходит уплата взносов и наращивание
пенсионного капитала посредством отдачи от пенсионных инвестиций в экономику, а
уже затем происходит выплата накопленных средств в виде пенсий. Таким образом,
размер пенсий напрямую зависит от отчислений в соответствующие фонды за период
трудовой деятельности и дохода от их инвестирования (23). Накопительная система
отличается от распределительной тем, что она менее чувствительна к проблемам
старения населения. Каждый человек формирует себе пенсию сам. Его взносы идут
не на оплату пенсии другому, а на индивидуальный счет в специализированной
страховой компании [21].
Современный
мировой опыт свидетельствует о том, что за рубежом успешно функционируют
система, сочетающая управляемые государством пенсионные схемы с находящимися в
частном управлении сберегательными пенсионными счетами [31]. При этом
происходит усиление внимания к негосударственным накопительным схемам и
постепенное внедрение их в комплексную систему пенсионного страхования.
Так,
например, в таких странах как Швеция, Великобритания, Япония и др. распределительная
основа осталась в виде базовой минимальной пенсии, в то время как основные
пенсионные накопления формируются в накопительной составляющей, основанной на
инвестировании взносов [14].
Для
детального понимания места и роли инструментов накопления в пенсионных системах
и возможности применения зарубежного опыта к пенсионной системе России следует
осуществить сравнительный анализ пенсионных систем стран, активно использующих накопительный
и распределительно-накопительный принципы формирования пенсий.
Прежде
чем рассматривать пенсионную систему России необходимо дать определение самому
термину пенсионная система. Под пенсионной системой подразумевается
совокупность создаваемых государством экономических и организационных
институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального
обеспечения в виде пенсии. Пенсионная система России представляет собой синтез
распределительного механизма пенсионного обеспечения и элементов накопительного.
С 2002 г. в стране был запущен механизм пенсионной реформы, являющейся одной из
составляющих комплекса проводимых в России экономических реформ. Пенсионная
реформа направлена на изменение существовавшей распределительной системы
начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным
учетом.
Пенсионная
система России в современном виде включает в себя отношения по формированию,
назначению и выплате следующих видов пенсий: пенсии по государственному
пенсионному обеспечению, трудовой пенсии, негосударственной пенсии.
Пенсия по
государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная
выплата, которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода),
утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской
службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую
пенсию по старости (инвалидности) [29] ; Данная пенсия предоставляется
государственным служащим; военнослужащим; участникам Великой Отечественной
войны; гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных
катастроф; нетрудоспособным гражданам (инвалидам) [29].
В 2009
году продолжалась пенсионная реформа, направленная на совершенствование
пенсионной системы. Были приняты ряд законов, в соответствии с которыми единый
социальный налог, уплачиваемый работодателями, с 1 января 2010 заменяется
страховыми взносами, уплачиваемыми работодателями напрямую в Пенсионный фонд РФ
[27].
Таким
образом, в соответствии с федеральным законом "О трудовых пенсиях в
Российской Федерации" трудовая пенсия по старости с 1 января 2010 года
состоит из двух частей - страховой и накопительной [26].
Вместо
базовой части трудовой пенсии введен фиксированный базовый размер страховой
части трудовой пенсии по старости, как составная часть этой части пенсии. Фиксированный
базовый размер страховой части трудовой пенсии соответствует ранее действующему
размеру базовой части трудовой пенсии, просто теперь он входит в состав
страховой части трудовой пенсии [27].
Страховая
и накопительная части трудовой пенсии формируются за счет страховых взносов,
уплачиваемых работодателем за каждого работника. Размер страховой и
накопительной частей трудовой пенсии зависит от заработка застрахованного лица,
длительности его трудовой деятельности.
Взносы,
выплачиваемые на страховую части пенсии являются условно-накопительной, они
расходуются на выплату пенсий сегодняшним пенсионерам, а на счетах копятся
обязательства государства выплачивать эту части пенсии в будущем. Взносы же на
накопительную часть пенсии на выплаты не расходуются, а копятся на
индивидуальных лицевых (пенсионных) счетах граждан [24].
Накопительная
часть пенсии - единственная часть в составе трудовой пенсии, судьбой которой
гражданин вправе распорядиться самостоятельно. Сейчас в России существует
двухуровневая система управления накопительной частью пенсии: гражданин может
выбирать между Пенсионным фондом (ПФР) и одним из негосударственных пенсионных
фондов. Средства, внесенные в счет накопительной системы подлежат
инвестированию, а полученный по результатам инвестирования доход также
учитывается на счетах застрахованных лиц, как и страховые взносы. Инвестирование
пенсионных накоплений лиц, оставшихся в Пенсионном фонде России, осуществляется
частными управляющими компаниями, отобранными по результатам конкурса,
проводимого в соответствии с решением Правительства Российской Федерации или
Государственной управляющей компанией. Государственная управляющая компания,
функции которой по решению Правительства Российской Федерации исполняет
Внешэкономбанк, в соответствии с законодательством имеет право инвестировать
пенсионные накопления только в государственные ценные бумаги и ипотечные ценные
бумаги, подтвержденные гарантиями государства, что обеспечивает такому варианту
размещения наименьший риск, но и наименьшую доходность.
Негосударственным
пенсионным фондам, а также частным управляющим компаниям законодательно
разрешено инвестировать средства пенсионных накоплений в более широкий круг
инструментов. Это позволяет им получать более высокую доходность инвестирования [32].
Государственную
пенсионную систему России дополняет добровольное пенсионное обеспечение. Оно
подразумевает предоставление пенсий за счет средств работодателей, граждан, или
за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных
бюджетов [28].
Как обязательное,
так и добровольное пенсионное обеспечение может осуществляться как через
государственное учреждение - Пенсионный фонд Российской Федерации, так и через
негосударственные пенсионные фонды. Все фонды имеют множество вариантов
накопительных схем, как корпоративных так и личных. При корпоративной схеме
взносы полностью или частично выплачивает работодатель, при индивидуальной
физическое лицо самостоятельно добровольно формирует себе будущую пенсию.
Всю ответственность
и контроль за выплату пенсий, согласно закону "Об обязательном пенсионном
страховании" несет государство. Органом, осуществляющими внешний контроль
за деятельностью негосударственных пенсионных фондов и сохранностью пенсионных
накоплений, а также Пенсионного фонда Российской Федерации, государственной
управляющей компании, является Федеральная служба по финансовым рынкам. Министерство здравоохранения и
социального развития Российской Федерации защищает интересы
участников негосударственного пенсионного фонда, застрахованных лиц и их
правопреемников [31].
Страны,
использующие пенсионную систему, в которой накопительная составляющая является
обязательной в силу закона могут стать отличным примером при исследовании
пенсионной системы России. Как было рассмотрено в предыдущем параграфе, Россия
относится к данной классификации пенсионных систем, но в силу того, что
существующая модель довольно молода, ее дальнейшему успешному развитию могут
помочь примеры функционирования негосударственного пенсионного обеспечения в
условиях системы с обязательным накопительным страхованием более опытных стран.
Ранее, в
моей предыдущей работе, было отмечено, что пенсионная реформа Российской
пенсионной системы была построена на примере Шведской модели. Именно это государство
одним из первых достигло наибольшего успеха в процессе реформирования своей
пенсионной системы,используя принципы, применяемые в накопительной
модели.
С 1998
году в Швеции была введена новая пенсионная система, согласно которой пенсия
состоит из трех частей: условно-накопительной, накопительной и гарантированной
[1].
Первый
уровень это условно-накопительная пенсия.
Эта часть
является распределительной [2] (PAYG, т.е. Pay as You Go). Ее размер прямо
зависит от заработной платы работника, и формируется она из взносов от
заработной платы. Эти средства не капитализируются и не становятся
собственностью отдельных лиц, они расходуются на выплату текущих пенсий и
служат лишь основой для исчисления размера пособия, непосредственно ставя в
зависимость объем страховых взносов работника и величину его пенсии. Средства
на условно накопительных счетах ежегодно индексируются в зависимости от
динамики заработной платы. Возраст, после которого разрешена выплата этой
пенсии, 61 год, но ее можно оформлять и позже.
Второй
уровень - накопительная пенсия. Ее размер, как и величина условно-накопительной
пенсии, зависит от заработной платы работника, формирующий накопления путем
взносов на индивидуальном пенсионном счете. Отличие от предыдущего компонента
заключается в том, что на счетах размещаются реальные деньги, которыми
управляют пенсионные фонды, инвестируя их с использованием рыночных механизмов.
Работник имеет возможность выбрать частный пенсионный фонд или даже несколько
фондов, где он размещает свои накопления. На инвестиционную деятельность фондов
в Швеции наложены значительные ограничения. За пенсионными фондами следит
министерство финансов страны, которое проводит ежегодную финансовую
проверку и затем отчитывается о работе фондов перед национальным парламентом.
Выплата
накопительной пенсии также может начинаться после того, как работнику
исполнится 61 год.
Тем
гражданам, которые получают слишком маленькую условно-накопительную и
накопительную пенсию или вовсе их не получают обеспечивается гарантированная
пенсия. Данный вид пенсии является гарантией минимального размера
условно-накопительной пенсии. Гарантированная пенсия финансируется из
государственного бюджета и начинает выплачиваться по достижении 65 лет.
Широкое
распространение в Швеции получили добровольные негосударственные
профессиональные пенсионные системы и индивидуальные добровольные накопительные
пенсионные схемы [5]. Профессиональные пенсионные системы регулируются
коллективным договором между работником и работодателем. Они охватывают около
90% работников и обеспечивают дополнительную негосударственную пенсию,
составляющую в среднем 10% "последней заработной платы" [4].
Большой
популярностью пользуются также индивидуальные добровольные накопительные
пенсионные схемы [5]. Индивидуальность проявляется в том, что каждый клиент
может выбрать для себя фонд, пенсионные схемы и программы инвестиций которого в
наибольшей степени соответствуют его интересам и предпочтениям [7]. Кроме того,
правительство поощряет и инициативу граждан по накоплению пенсий на личных
счетах, предоставляя в этом случае налоговые льготы.
Помимо
министерства финансов страны, в деятельности пенсионных фондов участвуют и
другие государственные организации. Администрация пенсионных взносов, созданная
в 1998 году и являющаяся посредником между застрахованными и страховщиками. Национальные
налоговые власти для сбора взносов, национальное долговое бюро для
инвестирования средств в течение переходного периода между сбором взносов и
установлением индивидуальных прав, национальный совет социального обеспечения,
куда предоставляются сведения о новых взносах, и который выпускает и
распространяет ежегодные отчеты участникам и местные бюро социального
обеспечения для работы с клиентами.
Поскольку
система второго уровня является обязательной, то возникает вопрос, как
поступать со взносами тех лиц, которые не хотят выбирать конкретный фонд. Для
этой группы был организован отдельный фонд со смешанным портфелем облигаций и
акций как национальных, так и зарубежных компаний. Политика управления этим
портфелем определяется Советом директоров фонда.
Еще одним
удачным примером является венгерская пенсионная система. Особенностью Венгрии и
одним из последствий мягкого хода реформ и отсутствия гиперинфляции в
1980-1990-х являются относительно высокий уровень пенсий и социального налога. До
2008 года пенсионный возраст составлял 60 для мужчин и 55 для женщин.
Обязательное
накопительное пенсионное страхование было введено в Венгрии в 1998 году после
трехлетней борьбы между профсоюзами, министерством финансов и министерством
труда. Плод компромисса достаточно сильно напоминает систему, предложенную для
России. Во-первых, участники системы старше 30 лет имеют право держать
накопительную часть своих отчислений в государственном пенсионном фонде. Во-вторых,
смешанная пенсионная система не укоренилась в общественном сознании и уже
подверглась существенной коррекции, которая подрывает финансовую стабильность.
Работник
имеет право выбирать остаться в государственной пенсионной системе либо
накапливать сбережения в негосударственном пенсионном фонде. В случае, если
работник остается в государственной пенсионной системе, все взносы идут в
государственный пенсионный фонд. Система обязательна для новых работников, а
люди в возрасте до 47 лет могли присоединиться к ней. Однако, Конституционный
Суд снял ограничение максимального возраста, а также обязательность новой
системы для молодежи. С 2002 года размер взносов в накопительные фонды
предполагалось увеличить до 8%, но вместо этого была снижена налоговая нагрузка
на предприятия, а взносы в накопительную систему увеличены не были. Наконец,
работники, добровольно присоединившиеся к накопительной системе, получили право
вернуться в государственную систему. Даже при этих условиях 85% участников,
имевших право выбора, перешли в частные управляющие компании добровольно, и
всего 1,5% воспользовалось правом возврата в государственную пенсионную систему.
Необходимо
отметить, что с начала 1990-х в Венгрии развилась индустрия добровольных НПФ. Сейчас
в них состоит около миллиона вкладчиков. С введением обязательных накоплений,
налоговые льготы для вложений в НПФ были сильно урезаны, так что общий эффект
на накопления был скорее отрицательный. Так как взносы по добровольному
страхованию уменьшились [16].
Особенностью
Венгрии является то, что пенсионные фонды являются кооперативами или обществами
взаимного страхования и, как следствие этого, не обязаны иметь собственный
капитал, и могут быть учреждены практически кем угодно. Работодатель переводит
взносы напрямую в пенсионный фонд. Управляющий не несет ответственности за
плохие результаты инвестиций, какие-либо жесткие санкции отсутствуют. Фонды
управляются выборными советами от вкладчиков и нанимают управляющие компании,
контролируемые единым регулятором финансовых институтов государства.
Для ограничения
рисков фонды обязаны держать не менее 10% от активов в безрисковых ценных
бумагах, вложения в зарубежные активы ограничены 30%, из них не более 10% в
развивающиеся рынки, до 50% в акции. Однако малые размеры фондов и узость рынка
приводит к тому, что до сих пор 87% активов находится в государственных ценных
бумагах. Регулятор контролирует способность фондов выплачивать пенсии в режиме
аннуитета, но механизм санкций в случае недофинансирования отсутствует [17].
Ключевая
проблема венгерской пенсионной системы - катастрофическая демографическая
ситуация (низкая рождаемость, растущая продолжительность жизни, низкая миграция
в страну). Расчеты OECD предрекают растущий дефицит пенсионной системы начиная
с 2010 года, с катастрофическим ростом дефицита к 2030-2040 году. В этом случае
проблематичны и выплаты, и обслуживание государственного долга. Другая проблема
- фактически параллельное существование двух пенсионных систем (“старой” и
частично “накопительной”), что увеличивает административные расходы. Наконец,
нынешний уровень взносов недостаточен для обеспечения выплат при приближении
экономического роста и инфляции к европейскому стандарту [18].
Немаловажным
будет рассмотреть пенсионную систему Казахстана. Ведьодним из самых
передовых стран СНГ в области реформирования пенсионного обеспечения является
именно это страна. Казахстан первым ввел обязательную накопительную пенсионную
систему. В настоящее время пенсионная система в этой стране является
многоуровневой и представляет собой сочетание распределительной и накопительной
систем.
Пенсионеры
получают пенсию, состоящую из двух частей: распределительной, рассчитанной на
основе правил старой системы, и накопительной, которая рассчитывается на основе
накоплений, созданных начиная с 1998 года.
Казахская
накопительная модель введена в Казахстане с 1 января 1998 г. Отличием модели
является то, что первым уровнем является обязательное внесение ежемесячных
пенсионных взносов в размере 10% заработной платы в государственный
накопительный Пенсионный фонд. Второй уровень - это 14 негосударственных
пенсионных фондов, которые осуществляют индивидуальные и корпоративные
накопительные пенсионные программы. На долю второго уровня приходится почти две
трети общей суммы пенсионных накоплений.
В
Казахстане действует трехуровневая система защиты пенсионных накоплений:
1) государственная
гарантия сохранности обязательных пенсионных взносов в накопительных пенсионных
фондах, размер гарантии - фактически внесенные обязательные пенсионные взносы с
учетом уровня инфляции на момент приобретения права на пенсионные выплаты;
2) гарантия
пенсионных фондов и организаций, осуществляющих управление пенсионными активами;
3) права
вкладчиков защищены предоставленной им возможностью самостоятельно осуществлять
страхование своих накоплений и создавать системы коллективного страхования
пенсионных активов.
Счета
вкладчиков ведет банккастодиан (юридическое лицо, наделенное функциями хранения
денежных средств и ценных бумаг). Законом допускается аффилированность
управляющей компании и пенсионного фонда (в последнее время некоторые НПФ сами
управляют своими активами), но банккастодиан обязательно должен быть
независимым. Все перечисленные виды деятельности - лицензируемые [30].
Число
участников накопительной пенсионной системы по данным на 2004 год 82%
экономически активного населения страны.
Помимо
обязательного накопительного пенсионного страхования в республике создано
профессиональное пенсионное обеспечение для работников, занятых на
производствах с особо опасными условиями труда, введено дополнительное
добровольное пенсионное обеспечение. Пенсионные взносы выплачиваются
работодателем, при этом работодатель получает налоговые льготы [19].
Под
добровольностью формирования пенсионных накоплений в дополнение к
государственным пенсионным схемам подразумевается такая форма
негосударственного пенсионного обеспечения, при котором вкладчики вносят
пенсионные взносы в фонд на принципах добровольности в соответствии с условиями
пенсионного договора [28].
Опыт
реформирования пенсионной системы в Великобритании интересен для России, тем,
что в ходе реформирования было достигнуто наиболее сильное сокращение пенсионных
обязательств государства по сравнению с другими промышленно развитыми странами.
Пенсионная
система Великобритании имеет два уровня:
Первый уровень
- система государственного страхования. Данный компонент представляет собой
обеспечиваемую государством фиксированную сумму, которая гарантирует
минимальную (базовую) пенсию (Basic State Pension). С апреля 2002г. введена
вторая государственная пенсия (State Earnings Related Pension Scheme, SERPS),
зависящая от уровня заработной платы. Государственные пенсии формируются за
счет обязательных взносов работодателя и работника. Взносы аккумулируются в
Национальном страховом фонде. Из этих средств оплачиваются текущие пенсионные
обязательства. Если средств Национального страхового фонда для выплат не
хватает, то государство берет недостающую сумму из налоговых сборов. Тем, у
кого доход ниже установленного уровня, государство выплачивает гарантированную
минимальную пенсию из суммы налоговых сборов [8].
Государственный
пенсионный возраст в настоящее время составляет 65 лет для мужчин и 60 для
женщин.
Вторым
уровнем является система негосударственного пенсионного обеспечения.
К
негосударственным пенсиям относятся профессиональные пенсионные планы и
персональные пенсионные планы.
Профессиональные
пенсии назначаются работодателем или группой работодателей. Осуществляется это
для вознаграждения работников, для привлечения на предприятие новых кадров и их
удержания, для получения налоговых льгот и для повышения имиджа в глазах
общественности. Денежные средства направляются в пенсионный фонд, где они накапливаются,
инвестируются и выплачиваются в виде дополнительных пенсий. Сохранность
вложенных средств гарантируется системой вторичного страхования. Размер пенсий
и другие условия определяются правилами пенсионного плана. Фонд имеет налоговые
льготы при соблюдении определенных условий. Пенсионный фонд отделен от
работодателя.
Персональные
пенсии формируются независимо от работодателя. Работник, при желании
индивидуально накапливает будущую пенсию в страховой компании. Применяются
схемы с установленными выплатами, когда пенсия равна части последнего годового
дохода за год участия, и с установленными взносами, когда пенсия зависит от
сформированного индивидуального счета и нормы аннуитета. В первом случае
инвестиционный риск несет работодатель, во втором - работники.
Американская
модель пенсионного обеспечения, отличается не только масштабами активов, но и
многообразием типов пенсионных систем. Пенсионное обеспечение в США
характеризуется наличием различных - по методам мобилизации и использования
пенсионных ресурсов, источникам финансирования и условиям пенсионных выплат,
принципам действия - систем.
Важнейшая
роль в их создании и развитии принадлежит деятельности государства по
установлению порядка функционирования прав и обязанностей участников, контролю
за их исполнением, по стимулированию учреждения добровольных пенсионных планов
и контролю за деятельностью пенсионных фондов
Модель
пенсионной системы США основывается преимущественно на личном пенсионном
страховании населения, в стране функционируют как государственные так и частные
пенсионные системы. Основу составляет Общая федеральная программа (ОФП),
которая является распределительной. Программа действует в соответствии с
Законом о социальном страховании 1935 г.
Распределительные
пенсионные системы, так же как и Шведская построена на принципе P. A Y. G (pay as you go). Поступающие
в пенсионные фонды средства в виде налогов на социальное страхование, почти не
задерживаясь на пенсионных счетах, поступают в распоряжение пенсионеров в виде
ежемесячных пенсионных выплат. В целом, государственная распределительная
система предназначена не для инвестиций, а для гарантированной выплаты пенсий
пенсионерам в установленных сроках и объемах [13].
Накопления
резервов в такой системе и вложение их в экономику возможно лишь в том случае,
если поступления в пенсионные фонды в течение ряда лет стабильно превышают
расходы. Напротив, если текущие выплаты будут превышать текущие поступления, ни
о каких инвестициях в рамках распределительной пенсионной системы не может быть
и речи. В свою очередь профицит или дефицит фондов в распределительной системе
зависит от многих факторов: демографического соотношения между работающими и
платящими налоги с заработной платы и получателями - пенсионерами, уровня
пенсионных выплат, определенного законодательством, ставок налогов на
социальное страхование и, не в последнюю очередь, от состояния экономики.
Важно
подчеркнуть, что хотя финансовое и административное управление государственных
страховых фондов ОФП осуществляет Совет управляющих, куда входят, в частности,
представители Правительства США - министры труда, финансов, здравоохранения и
социальных услуг, эти фонды являются внебюджетными, т.е. их средства не входят
в федеральный бюджет. Эти средства не могут использоваться ни на какие другие
цели, кроме установленных законом [13]. В частности, вложение средств может осуществляется
только в государственные ценные бумаги.
Однако,
если главная государственная пенсионная программа носит распределительный
характер и выполняет, прежде всего, социальную функцию, то практически все
остальные пенсионные системы, существующие в США, напротив, построены по
накопительному принципу. Они выполняют не только социальную, но и
инвестиционную роль.
Накопительные
пенсионные системы. Их инвестиционная функция играет первостепенную роль прежде
всего для фондообеспечения самих программ. К накопительным системам относятся
как государственные, так и частные пенсионные программы. Государственные
накопительные программы предназначены для обеспечения работающих на правительство
и местные органы власти. Федеральные программы охватывают главным образом
правительственных чиновников, а также военнослужащих. Главным источником
поступлений в эти фонды служат ежегодные взносы Федерального правительства, а
также инвестиционный доход фондов.
Ввиду
высокой социальной значимости государственных страховых фондов последние
находятся под особым контролем со стороны власти. На инвестирование средств,
аккумулируемых в этих фондах, наложены строгие ограничения. Вложения средств,
накапливаемых в фондах ОФППС в результате превышения поступлений над выплатами
пенсионерам, могут осуществляться исключительно в государственные ценные бумаги.
Они являются прямым обязательством правительства США и считаются самыми
надежными финансовыми инструментами. Однако их доходность по сравнению с
другими долговыми обязательствами самая низкая [12].
Законодательства
штатов предписывают размещение пенсионных средств (под строгим контролем) в
корпоративные акции, облигации, в недвижимость, а также в государственные ценные
бумаги и другие обязательства в соответствии с ограничениями, наложенными
советами попечителей.
Германская
модель пенсионной системы имеет три составляющие: обязательное государственное
страхование, добровольное производственное страхование и частное страхование.
При
обязательном пенсионном страховании удержание взносов и выплата пенсий
осуществляются в едином информационном режиме, по единой системе
персонифицированного учета. Средства не накапливаются: сегодняшние работники
платят сегодняшним пенсионерам.
Если
первая составляющая пенсионной системы Германии основана на обязательности
отчислений части заработной платы работника и доплаты государства, то вторая и
третья составляющие предполагают добровольное участие - в одном случае
работодателя, а в другом самого работника при стимулирующих мерах государства.
Добровольное
производственное страхование основано на том, что предприятие поручает банку,
страховому или фондовому обществу накапливать взносы, перечисляемые
работодателем в размере части заработной платы, оговоренном с работником.
Частное
страхование предполагает внесение частным лицом за самого себя средств на
формирование будущей пенсии. Кроме того, на 100 единиц добровольного взноса
работниками надбавка государства составляет 15% [26].
Популярность
частного страхования в Германии постоянно растет, в нем участвуют все
социальные группы. Дело в том, что немцы доверяют банкам и им нравится
независимость от социальных программ правительства. Сумма отчислений дело
исключительно самого плательщика. Договор пенсионного страхования заключается
напрямую с банком. Выплаты могут производиться как со дня достижения
пенсионного возраста пожизненно, так и на протяжении оговоренного договором
периода. Часть выплат можно завещать членам семьи. При частном страховании все
денежные вложения возвращаются с процентами [31]. Кредитные
организации разрабатывают и предлагают работодателям и частным лицам различные
накопительные программы. Работник может присоединиться к программе работодателя
либо напрямую участвовать в капитале предприятия. Все банки имеют
негосударственные пенсионные фонды.