1
Основные направления развития стандартизации в банковском деле
2
Принципиальные основы стандартизации в банковском деле
3
Основные требования к стандарту качества банковской деятельности
Список
использованной литературы
Введение
В любой сфере экономики, будь то материальное производство
или социально-экономическая сфера (наука, здравоохранение, образование,
страхование, финансовые услуги и т.п.), на каком-то определенном этапе развития
возникает необходимость в упорядочении деятельности и результатов, установлении
(регламентации) документами различных категорий (стандарты государственные,
отраслевые, фирменные, международные) соответствующих норм, правил и
требований.
Необходимость такого упорядочения в области банковской
деятельности возникла как востребованность в стандартизации со стороны Банка
России и активно формирующихся новых структурных субъектов банковской
деятельности различных форм собственности. Теория и практика отечественной
стандартизации не знают примеров применения в банковской деятельности,
поскольку традиционно были направлены на стандартизацию, обеспечение единства
измерений и сертификацию в области материального производства.
Активизацию работ по стандартизации в банковской
деятельности в Российской Федерации следует отнести к началу 1994 г., когда к этому вопросу одновременно обратились Центральный банк РФ и Ассоциация российских
банков. Именно в этот период специалисты ведущих институтов Госстандарта (В НИИ
стандарт, ВНИИКИ, ВНИИС) с участием банковских структур разработали концепцию
стандартизации, метрологического обеспечения и идентификации в банковской
деятельности.
1 Основных направлений развития стандартизации в
банковском деле
Можно выделить следующие направления стандартизации
банковского дела в нашей стране:
1) классификация и кодирование, унифицированные формы документов
(общесоюзный классификатор платежного оборота, общесоюзный классификатор
денежного обращения, общероссийский классификатор унифицированных систем
документации, классификатор продукции и услуг и др.);
2) ценные бумаги (обозначение, нумерация и госрегистрация
ценных бумаг, порядок выпуска, идентификации, обращения, депозитария и
ликвидации ценных бумаг);
3) информационные технологии (электронные банковские
сообщения, телекоммуникационные сообщения, электронно-цифровые подписи,
криптографическая и другие виды защиты информации, программное
обеспечение-разработка, фондирование, социовождение, электронно-вычислительное
оборудование и средства информационных технологий, пластиковые карты,
электромагнитная совместимость банковского оборудования, защита от кондуктивных
помех, излучений, помехоэмиссия, устойчивость к электромагнитным и
электростатическим разрядам и др.);
4) банковское оборудование (активные и пассивные виды
защиты строительных конструкций, хранилищ, кассовых кабин обменных пунктов,
автомобилей, в том числе броневая и противорадиационная защита, охранная и пожарная
сигнализации, пожаробезопасность, пулестойкость, защита от отравляющих и
взрывчатых веществ, освещенность, теплоизоляция, абонентская связь и Т.П.,
расчетно-кассовые аппараты, счетчики и определители подлинности валют);
5) метрологическое обеспечение банковских операций,
формирование перечней объектов и аппаратуры банковской деятельности, подлежащих
метрологическому обеспечению и контролю, метрологическое обеспечение банковских
операций, различного вида оборудования и средств на стадиях их разработки,
производства и эксплуатации (экспертиза и аттестация, проверка средств
измерений и т.д.).
Банковские функции, в том числе кредитование предприятий, государства
и населения; выпуск кредитных орудий обращения, осуществление расчетов и
платежей в хозяйстве, определенные действующим законодательством, реализуются,
посредством банковских технологий. Банковские технологии обеспечивают
взаимодействие между Банком России, кредитными организациями, их клиентами и
другими субъектами. При этом используются различные системы и средства
обеспечения и зашиты: валюты, ценные бумаги, идентификационные и кредитные
карты, информационные технологии, средства связи и телекоммуникации,
вычислительные сети и системы, унифицированные формы документов; классификаторы
технико-экономической информации; системы видеонаблюдения, охранно-пожарная
сигнализация, сейфы и кодовые замки, системы сигнализации и контроля доступа,
охранное оборудование, инкассаторные машины, экипировка персонала и др.
Результатом применения банковских технологий являются услуги юридическим лицам,
государству и населению.
В соответствии с действующим законодательством к объектам
стандартизации, обеспечения единства измерений и сертификации могут быть
отнесены: банковские технологии, обеспечивающие их средства, правила,
процедуры, функции, методы, деятельность и услуги.
Организация работ по стандартизации должна осуществляться
в рамках СНГ, международной, европейской и национальной стандартизации в
банковском деле. Основные цели и задачи стандартизации в банковском деле защита
интересов юридических и физических лиц, а также государства при оказании
банковских услуг, установление единой терминологии, классификации и кодирования
в области банковского дела.
2 Принципиальные основы стандартизации в банковском деле
1) соответствие законодательству Российской Федерации норм
и требований, устанавливаемых стандартами;
2) преемственность работ по стандартизации банковских
технологий, базирующаяся на действующей нормативной базе и рациональном
сочетании преемственности и обновления;
3) согласованность работ по стандартизации в банковском
деле с заинтересованными государствами;
4) расширение использования международного опыта в
отечественной практике;
5) обязательности и добровольности в применении
стандартов.
При этом определяются виды стандартов и сфера их действия,
структура и состав массива (фонда) стандартов в банковском деле, их основное
содержание с учетом государственной и отраслевой стандартизации. Разработка
стандартов проводится союзами и ассоциациями кредитных организаций и касается
таких аспектов, как внутрибанковские проценты, работы и процедуры, а также
оказываемые услуги.
Усиление воздействия стандартизации, на качество
банковского дела возможно на основе, во-первых, регламентации прав участников
банковских технологий и разграничения их функции а во-вторых, сертификации и
классификации банковской деятельности.
Принципиальные основы формирования массива (фонда) нормативных
документов в области банковского дела предполагают:
1) системность и взаимосвязь внутри фонда стандартов,
соответствие норм, регламентируемых стандартами, законодательству России и
согласованность с инструкциями Банка России;
2) комплексность стандартизации, Т.е. охват нормативными
документами по стандартизации всех объектов, по всем уровням разукрупнения, по
всем аспектам и стадиям жизненного цикла;
3) социальную и экономическую значимость устанавливаемых
стандартами норм и требований;
4) согласованность действий при принятии норм и
требований, их однозначность;
5) оптимальность и объективность устанавливаемых
стандартами норм и требований, включая возможность их проверки, а также
возможность их обновления.
В рамках Российской Федерации приняты два закона:. «О
банках и банковской деятельности» и «О Центральном Банке России». К сожалению,
в них присутствуют весьма расплывчатые и неоднозначные формулировки в части
нормативного и метрологического обеспечения банковской деятельности, объектов,
аспектов их сертификации. С другой стороны, законодательное введение
государственного метрологического контроля и надзора за банковскими и
налоговыми операциями без системы взаимоувязанных нормативов невозможно в
принципе. Упорядочение, нормирование и стандартизация прежде всего необходимы,
в области информационных технологий, при ведении баз данных и передаче информации,
а также при технической защите ее от помех и несанкционированного доступа.
Весьма развитая практика международной и зарубежной
стандартизации в данной области свидетельствует о пристальном внимании к ней и
поддержке со стороны как общественности, так и правительства.
В настоящее время международная стандартизация по
стандартизации (ISO) объединяет усилия заинтересованных финансовых кругов и
стандартизатoров промышленно развитых зарубежных стран в рамках постоянно
действующего технического комитета Т90/ТС-68 «Банковское дело и соответствующие
финансовые операции». Разработка международных стандартов осуществляется в
рамках четырех подкомитетов (<<Банковские операции и процедуры», «Ценные
бумаги», «Обмен информацией», «Карточки финансовых операций и соответствующие
носители информации»).
В результате в настоящее время принято около 50
международных стандартов по следующим основным направлениям банковской
деятельности:
1) идентификационные и кредитные карты (основные
требования к картам, их физическим характеристикам, методы записи информации на
основе тисненных символов и магнитных полос, система обозначений и кодирования
пользователей, правила применения процедуры их регистрации, архитектура,
способы и методы защиты финансовых систем и т.д.);
2) банковские документы и банковские операции (кодирование
валют и фондов; система обозначений, нумерации, требований к содержанию и
идентификации различных видов и форм денег, ценных бумаг, чеков и сертификатов;
формы, типы, форматы и способы межбанковских сообщений о переводе средств;
требования и алгоритмы их аутентификации и удостоверения подлинности, состав
финансовых транзакций; система официальных подписей уполномоченных лиц на
документах, порядок выверки счетов, стандартные схемы погашения облигаций и т.д.);
3) способы межбанковских сообщений о переводе средств
(требования и алгоритмы их идентификации и удостоверения подлинности, системы
официальных подписей уполномоченных лиц на документах).
3 Основные требования к стандарту качества банковской
деятельности
1. Продуктовая - Требования к продуктам (их качественным и
количественным характеристикам), клиентам, стратегии развития банка
(клиенты-продукты-конкуренты)
2. Технологическая - Требования к технологии производства
продуктов, процессам управления производством, процессам обеспечения
деятельности, требования к качеству формализованного описания процесса (степень
подробности, точность, охват, полнота, логическая корректность) и его частей.
3.Организационная - Требования к оргструктуре
(подразделения, коллегиальные органы управления), наличию и распределению между
подразделениями функций (видов деятельности), распределению обязанностей и
ответственности между менеджментом банка и коллегиальными органами управления.
4. Управленческая:
Требования к управленческим (регламентирующим действия)
документам (политики, планы, инструкции, методики),
Требования к организации исполнения функций менеджмента:
к организации планирования и внесению изменений в планы;
к организации и осуществлению контроля хода реализации процессов
(идентификации контрольных точек, способов, периодичности, субъектов контроля,
фиксированию инцидентов и измерению отклонений);
к организации и осуществлению контроля качества продуктов
(услуг);
к организации и осуществлению внутреннего контроля (аудита);
к организации и осуществлению контроля эффективности
(управление себестоимостью) процессов;
к организации и управлению внешними и внутренними рисками
в части надежности (безопасности, устойчивости, реакции на отклонения по
результатам контроля) реализации процессов;
к организации и осуществлению процедур принятия
управленческих решений (распределение прав и полномочий, в т.ч. – лимитов на
сделки, сценариев (альтернатив) принятия решений);
к организации и функционированию механизма управления
изменениями (инновации, адаптация к изменениям внешней среды).
5. Информационная - Требования к составу, качеству,
источникам, способам обработки и хранения информации, требования к организации
и управлению информационными потоками
6. Программно-техническая - Требования к средствам
обработки, доставки, хранения управленческой информации (программному
обеспечению и техническим средствам)
7.Кадровая - Требования к персоналу и участникам процесса
(определение ролей), обучению и мотивации этих сотрудников
8. Имущественно-техническая - Требования к количественным
и качественным характеристикам используемого оборудования, техники, транспорта,
зданий и сооружений и т.п.
9. Клиентская - Требования к обеспечению прозрачности
процесса для клиентов и других заинтересованных сторон
Список литературы
1
«Стандартизация и управление качеством продукции» под редакцией профессора В.А.
Швандара Москва «Юнити» 2000г.