Используя данные из российского
статистического ежегодника (см. Таблицу 1 и Таблицу 2, Приложения), рассчитаем
показатели: интенсивности развития, темпы роста и темпы прироста, абсолютные
приросты, абсолютное значение 1% прироста, средние темпы роста и прироста объема
эмиссии, объема размещения и доразмещения государственных ценных бумаг по номиналу,
объема выручки, полученной в результате размещения и доразмещения ГКО-ОФЗ по РФ.
Для характеристики
интенсивности, т.е. относительного изменения уровня динамического ряда за
какой-либо период времени исчисляют темпыроста. Интенсивность
изменения уровня оценивается отношением отчётного уровня к базисному.
Темп роста (Тр) – это соотношение последующего уровня ряда к
предыдущему (цепные темпы роста) или постоянному, принятому за базу сравнения
(базисные темпы роста). Средний темп роста () – это средняя из темпов роста за данный период,
которая показывает, во сколько раз в среднем (за год, месяц) изменяется
явление.
Темп прироста (∆Т)— приростный
показатель, отношение разности двух уровней ряда динамики к уровню,
достигнутому в определенный период или к определенному моменту времени,
принятому за базу сравнения. Т.П. измеряется в относительных величинах или в
процентах.
Средний темп прироста () – характеризует темп прироста в среднем за период и
определяется на основе среднего темпа роста:
Абсолютный прирост () – это разность между последующим и предыдущим
уровнями ряда или начальным уровнем ряда. Цепной абсолютный прирост
характеризует последовательное изменение уровней ряда, а базисный абсолютный
прирост – изменение нарастающим итогом. Абсолютный прирост показывает, на
сколько абсолютных единиц изменился данный уровень по сравнению с предыдущим
уровнем при цепном способе или же с начальным уровнем при базисном способе.
Абсолютное содержание
1% прироста (А%-ное) показывает, какая абсолютная
величина скрывается за относительным показателем (одним процентом прироста).
Вычисление данных показателей позволяет выявить скорость и
интенсивность развития явления, представленного данным рядом.
2.1 Основные
показатели рынка государственных ценных бумаг
Проанализируем следующие
основные показатели рынка государственных ценных бумаг (ГКО-ОФЗ) по Российской
Федерации (на конец года), млрд. руб.
Таблица 2. Основные
показатели рынка государственных ценных бумаг (ГКО-ОФЗ) (миллиардов рублей) по
данным банка России
2005
2006
2007
2008
Объем эмиссии государственных
ценных бумаг
160,0
186,0
262,0
269,0
Объем размещения и доразмещения
государственных ценных бумаг по номиналу
169,1
186,0
245,2
185,3
Объем выручки, полученной в
результате размещения и доразмещения ГКО-ОФЗ
171,6
192,2
253,3
183,3
График изменения основных показателей рынка государственных ценных бумаг
(ГКО-ОФЗ) (миллиардов рублей) по данным банка России
2.2 Анализ динамики
объема эмиссии ГКО-ОФЗ
Произведем следующие расчеты.
1.
Темп роста:
Цепной: Базисный:
Средний темп роста:
2.
Темп
прироста
Цепной: Базисный:
Средний темп прироста:
3.
Абсолютный
прирост:
Цепной:
Базисный:
Средний абсолютный
прирост:
Показатель абсолютного
значения одного процента прироста:
4.
Средний
объем эмиссии за 4 года
Расчеты представим в виде
таблицы
Таблица 3. Динамика
объемов эмиссии ценных бумаг в РФ с 2005 по 2008 гг.
Год
Объем эмиссии государственных
ценных бумаг, млрд. руб.
Абсолютный прирост, млрд. руб.
Темп роста, %
Темп прироста, %
А%,
млрд. руб.
Цепной
Базисный
Цепной
Базисный
Цепной
Базисный
2005
160,0
-
-
-
100
-
-
-
2006
186,0
26,0
26,0
116,25
116,25
16,25
16,25
1,60
2007
262,0
76,0
102,0
140,86
163,75
40,86
63,75
1,86
2008
269,0
7,0
109,0
102,67
168,13
2,67
68,13
2,62
Итого:
877,0
109,0
Проанализировав исходные
и полученные в результате расчетов показатели, можно сделать вывод, что в
среднем объем эмиссии государственных ценных бумаг с 2005 по 2006 гг. составил
219, 25 млрд. руб.
Необходимо отметить, что
в этот период наблюдалась общая тенденция увеличения объема эмиссии ГКО-ОФЗ.
Объем эмиссии государственных
ценных бумаг увеличивался в среднем на 18,91%, или на 36,3 млрд. руб. за год
(из приведенного трехлетия). При этом в 2007гг увеличение объема эмиссии было
более интенсивным, чем в ранние годы. В 2007 году объем эмиссии ГКО-ОФЗ вырос
на 40,86%, т.е. на 70 млрд. рублей.
Наибольший прирост,
наблюдаемый в 2007г, связан с общим экономическим ростом в стране. В целях
борьбы с инфляцией до 2007 года правительство проводило сдерживающую монетарную
политику путем увеличения объема эмиссии ГКО-ОФЗ.
Таким образом, в 2007
году началу кризиса на рынке государственных облигаций уже наблюдалось
избыточное предложение, вследствие этого реакция на мировой кризис ликвидности в
2008 году в России была крайне острой.
2.3 Анализ динамики
объема размещения и доразмещения ГКО-ОФЗ по номиналу
Произведем следующие
расчеты:
1.
Темп роста:
Цепной Базисный
Средний темп роста:
2.
Темп
прироста:
Цепной Базисный
Средний темп прироста:
3.
Абсолютный
прирост:
Цепной:
Базисный:
Средний абсолютный
прирост:
Показатель абсолютного
значения одного процента прироста:
4.
Средний
объем размещения и доразмещения ГКО-ОФЗ по номиналу за 4 года
Представим расчеты в виде
таблицы
Таблица 4. Динамика объемов
размещения и доразмещения ГКО-ОФЗ по номиналу с 2005 по 2008 гг.
Год
Объем размещения и доразмещения
государственных ценных бумаг по номиналу
Абсолютный прирост, млрд. руб.
Темп роста, %
Темп прироста, %
А%,
млрд. руб.
Цепной
Базисный
Цепной
Базисный
Цепной
Базисный
2005
169,1
-
-
-
100
-
-
-
2006
186,0
16,9
16,9
109,99
109,99
9,99
9,99
1,69
2007
245,2
59,20
76,10
131,82
145,00
31,82
45,00
1,86
2008
185,3
-59,9
16,2
75,57
109,58
-24,42
9,58
2,45
Итого:
785,6
16,2
Таким образом, средний
объем размещения и доразмещения государственных ценных бумаг по номиналу за
исследуемый промежуток времени составил 196,4 млрд. руб.
Объем размещения и
доразмещения государственных ценных бумаг по номиналу увеличивался в среднем на
3,09%, или на 5,4 млрд. руб. за год (из приведенного трехлетия). При этом
наибольший прирост наблюдается в 2007г. В 2008г, в связи с финансовым кризисом,
объем размещения и доразмещения государственных ценных бумаг по номиналу
уменьшился на 59,9 млрд. руб., т.е. сократился на 24,42% по сравнению с показателем
2007 г.
2.4 Анализ динамики
объема выручки, полученной в результат размещения и доразмещения ГКО-ОФЗ
Произведем следующие
расчеты:
1.
Темп
роста:
Цепной: Базисный:
Средний темп роста:
2.
Темп
прироста:
Цепной: Базисный:
Средний темп прироста:
3.
Абсолютный
прирост:
Цепной:
Базисный:
Средний абсолютный
прирост:
Показатель абсолютного
значения одного процента прироста:
4.
Средний
объем выручки, полученной в результате размещения и доразмещения ценных бумаг за
4 года:
Представим расчеты в виде
таблицы
Таблица 5. Динамика объема
выручки, полученной в результате размещения и доразмещения ГКО-ОФЗ с 2005 по
2008 гг.
Год
Объем выручки, полученной в
результате размещения и доразмещения ГКО-ОФЗ
Абсолютный прирост, млрд. руб.
Темп роста, %
Темп прироста, %
А%,
млрд. руб.
Цепной
Базисный
Цепной
Базисный
Цепной
Базисный
2005
171,6
-
-
-
100
-
-
-
2006
192,2
20,60
20,60
112,00
112,00
12,00
12,00
1,71
2007
253,3
61,10
81,70
131,78
147,61
31,78
47,61
1,92
2008
183,3
-70,00
11,70
72,36
106,81
-27,64
6,81
2,53
Итого:
800,4
11,70
В период с 2005 по
2008гг. средний объем выручки, полученной в результате размещения и
доразмещения ГКО-ОФЗ, составил 200,1 млрд. руб.
Объем выручки
увеличивался в среднем на 2,21% или на 3,9 млрд. руб. за год (из приведенного
трехлетия). При этом наибольший прирост наблюдается в 2007г, он связан с общим
экономическим ростом в стране. В 2008г, в связи с мировым финансовым кризисом,
объем выручки уменьшился на 70 млрд. руб., т.е. сократился на 27,64% по
сравнению с показателем 2007г.
Глава 3. Развитие
рынка ценных бумаг в России
3.1 История биржевого
дела в России
Начало
формирования рынка ценных бумаг в России связано с именем Петра I. Рождением
российского фондового рынка можно назвать 1769 год, когда в голландском
Амстердаме был размещен первый выпуск Российского государственного займа. После
этого рынок развивался, постоянно наращивая оборот капитала, около двухсот лет.
После
1917 года история фондового рынка в России была прервана: в новой экономической
системе не нашлось места для «пережитка капитализма».
С
распадом же Советского Союза вновь возникла необходимость в создании
разрушенного когда-то рынка.
Наибольший
исследовательский интерес представляет собой развитие рынка ценных бумаг в РФ в
начале 90-х гг. Рынок наполнялся ценными бумагами довольно хаотично, что было
обусловлено замедленными масштабами приватизации, а также отсутствием
систематизированного выпуска государственных ценных бумаг по линии Министерства
финансов и Центрального банка.
Наиболее
значительным сегментом рынка государственных долговых обязательств являлся
рынок государственных краткосрочных облигаций (ГКО) и облигаций
федерального займа (ОФЗ).
ГКО
– это беспроцентные краткосрочные государственные облигации, которые
выпускались в безбумажной форме с дисконтом, то есть доход по ним определяется
как разница между ценой покупки и ценой продажи (номиналом при погашении).
Объем
первого выпуска облигаций ГКО, осуществленного в 1993 г., составлял 1 миллиард рублей. Номинальная стоимость одной облигации первоначально составляла
100 тысяч рублей. Высокая ликвидность, надежность и доходность этих бумаг
обеспечили им быстро растущую популярность среди российских и иностранных
инвесторов.
Качественный
скачок в развитии рынка государственных ценных бумаг связан с выпуском облигаций
федерального займа (ОФЗ). ОФЗ – среднесрочные государственные облигации,
которые выпускались в безбумажной форме с изменяемым процентным купоном,
выплачиваемым поквартально. Срок их обращения – более 1 года. Их доля в
суммарном обороте государственных краткосрочных облигаций и облигаций
федерального займа к середине февраля 1996 года составила 17,8 %. В марте 1998
года официальная доходность по ГКО и ОФЗ в среднем составила 30% годовых.
Другими
государственными ценными бумагами выступали облигации государственного
сберегательного займа (ОГСЗ). Они появились в сентябре 1995 года с целью
привлечения денежных средств широких слоев населения для финансирования
дефицита государственного бюджета. Облигации выпускались небольшим номиналом
(100 и 500 тысяч рублей), что позволяет вкладывать в них средства инвесторам
различного достатка, на срок один или два года и имели четыре купона, выплата
процентного дохода по которым осуществлялась в конце соответствующего купонного
периода. Характерной чертой рынка облигаций государственного сберегательного
займа являлось постоянное превышение спроса над предложением.
Рынок
ценных бумаг (РЦБ) в России начал свое формирование в первой половине 1991г.
после принятия известного Постановления Совета Министров РСФСР 601 от 25
декабря 1990 г. "Об утверждении Положения об акционерных обществах".
Последовавший
во второй половине 1991г. рост количества выпускаемых акций связан с биржевым бумом,
когда в течение нескольких месяцев было создано несколько сот бирж. К августу
1991г. благодаря формированию в рыночном секторе экономики (прежде всего, в
рыночной инфраструктуре) значительного количества АО была набрана критическая
масса ценных бумаг, достаточная для начала функционирования фондовых бирж.
Итогом
этого этапа (к весне 1992 г.) можно считать появление всех возможных видов ценных
бумаг со всеми возможными сроками действия, эмитированными в основном
корпорациями и государством. Можно также считать, что к концу этого этапа в
основном было закончено формирование первичной нормативной базы развития рынка.
Постановление Совета Министров РСФСР 78 от 28 декабря 1991г. "Об
утверждении Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в
РСФСР" на 5 последующих лет стало основным документом в этой области.
Второй
этап связан с массовой приватизацией 1992-1994 гг. Точкой отсчета для этого
этапа стал Указ Президента РФ N 721 от 1 июля 1992 г. "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных
объединений государственных предприятий в акционерные общества", который оказал
наибольшее влияние на развитие РЦБ в 1992-1994 гг. Таким образом, в 1994 г. совпали во времени два качественных сдвига: во-первых, резко увеличилось предложение ценных
бумаг вследствие интенсификации эмиссионной деятельности (эмиссия акций
приватизированных предприятий, государственных ценных бумаг, а также
активизация компаний, аккумулирующих средства населения), и, во-вторых, резко
увеличился спрос на инвестиционные ценности (за счет иностранных инвесторов;
формирования устойчивого слоя населения, обладающего сбережениями долгосрочного
характера, которые могут быть инвестированы, в том числе в ценные бумаги; а
также притока на рынок ценных бумаг средств банков и других финансовых структур
в результате снижения прибыльности операций на валютном и кредитном рынках).
Эти
факторы в значительной степени определили и последующую динамику рынка ценных
бумаг. В результате столь быстрого роста рынка потребности эмитентов и
инвесторов переросли те возможности, которые предоставляла инфраструктура
рынка.
Важнейшим
качественным отличием этого этапа развития РЦБ являлось также растущее
международное признание российского рынка, доступ российских эмитентов
различного типа к мировым финансовым рынкам.
Среди
наиболее важных событий в этой области следует отметить получение одновременно
кредитного рейтинга Moody's, Standard & Poor's и IBCA, успешные выпуски
"еврооблигаций", публикация индекса IFC Global Russia, выпуски
ADR/GDR рядом компаний, включение АО "Вымпелком" в листинг
Нью-Йоркской фондовой биржи, признание американской SEC некоторых российских
банков "надежным иностранным депозитарием" и др.
В
целом можно было отметить следующую тенденцию: если ранее инвестиции
осуществлялись "в Россию", то в 1996-1997 гг. больше внимания
уделяется конкретным перспективам конкретных компаний. Это означало, во-первых,
что имеется значительная база для дальнейшего расширения ликвидности
российского рынка. Во-вторых, именно конкретная информация о деятельности
корпораций (прибыль, совместные проекты, выпуск ADR и др.) становилась
существенной для развития рынка ее акций.
Финансовый
кризис на азиатских фондовых рынках, начавшийся осенью 1997г., наложил свой отпечаток
и на краткосрочные перспективы развития российского рынка корпоративных ценных
бумаг.
По
оценкам большинства экспертов, уже в начале 1998 г. можно было ожидать нового роста капитализации рынка акций. Однако финансовый кризис,
разразившийся 17 августа 1998г., резко изменил ситуацию на российском рынке
корпоративных ценных бумаг.
График
изменения индекса РТС и объема торгов в 1998г.
2
октября был поставлен очередной рекорд: индекс РТС-1 снизился до значения
37,74. Таким образом, с конца 1997 г. по начало октября падение российского
индекса составило 90,5%
Таким
образом, августовский кризис 1998г. принципиально изменил как
макроэкономическую, так и финансовую ситуацию в России. Положение,
предшествовавшее кризису, характеризовалось стабильным обменным курсом рубля,
низкой инфляцией, значительным притоком на внутренний рынок иностранных
инвестиций, главным образом портфельных. Системный кризис, составляющими
которого были валютный, банковский, внешнеплатежный кризисы и полный развал
финансовых рынков, полностью изменил действующие причинно-следственные связи в
российской экономике, структуру финансовых потоков, ценовые пропорции и т. п.
По
оценке Всемирного банка, в 2008 года в России «начался кризис частного сектора,
спровоцированный чрезмерными заимствованиями частного сектора в условиях
глубокого тройного шока: со стороны условий внешней торговли, оттока капитала и
ужесточения условий внешних заимствований». Начавшееся в конце мая 2008 года
снижение котировок акций российских компаний стало перерастать в обвал в конце июля.
6 октября 2008 года
произошло очередное, рекордное за всю историю российского рынка акций, падение
индекса РТС (за день на 19,1 % — до 866,39 пункта; в Лондоне, где торги не
останавливались, российские «голубые фишки» подешевели на 30—50 %.
С начала августа по
начало октября 2008 года капитализация российского фондового рынка снизилась на
51,7 %, в то время как капитализация фондовых рынков развивающихся стран в
целом упала на 25,4 %.
8 октября 2008 года
индекс ММВБ упал при открытии на 13 %, через полчаса падение составило 14,35 %:
индекс опустился до отметки 637,87 пункта. Торги акциями были приостановлены до
появления соответствующего решения ФСФР. Торги на РТС, где индекс опустился до
отметки 761,63 пункта, были приостановлены на час, но после полудня не
возобновились — также до выхода специального распоряжения ФСФР. Торги
российскими бумагами — депозитарными расписками на акции — переместились в
Лондон.
В связи с серией
приостановок торгов на российских торговых площадках, в октябре 2008 года объём
торгов на ММВБ упал более чем наполовину: если в августе среднедневные обороты
биржи составляли около 150 млрд рублей, то в октябре они упали до 60 млрд.
13 октября 2008 года
индексы на РТС и ММВБ продолжали падение — на фоне максимального роста за свою
историю европейских фондовых индексов Dow Jones Stoxx 600, DAX и CAC 40. Индекс
РТС снизился на 6,3 %, до 791 пункта; ММВБ — почти на 5 %, до 666 пунктов.
По итогам октября 2008
года российский фондовый рынок продемонстрировал худшие результаты среди всех рынков
мира.
А
по итогам 2009 года российский фондовый рынок оказался мировым лидером роста,
индекс РТС вырос в 2,3 раза. 12 марта 2010 года «Независима газета» отмечала,
что российскому фондовому рынку удалось отыграть большую часть падения,
произошедшего в начале мирового финансового кризиса.
Российский фондовый
индекс ММВБ в сравнении c американским индексом DJIA. В процентах от значений
апреля 2008 года
Таким
образом, фондовый рынок России, как звено финансовой системы, с одной стороны,
испытывает на себе все негативные явления в экономике страны, а с другой
стороны является важнейшим индикатором макроэкономических процессов. В то же
время рынок ценных бумаг играет роль основного инструмента в привлечении
средств в производство, мобилизации ресурсов на восстановление и развитие
экономики, финансировании дефицита государственного бюджета.
График
изменения значения индекса RTS
в 1995—2009 годах
3.2
Проблемы развития рынка ценных бумаг
Стабилизация экономики, а
затем и переход к фазе подъема невозможен без оживления инвестиционной сферы. Ключевым
условием экономического подъема является способность российского финансового рынка
обеспечить доступ российских предприятий к внутренним и внешним финансовым
ресурсам.
Поэтому решение инвестиционной
проблемы без формирования развитого рынка ценных бумаг и создания
благоприятного климата для отечественных и зарубежных портфельных инвестиций невозможно.
Исключительно важная роль рынка ценных бумаг для мобилизации и предоставления российской
экономике инвестиционных ресурсов делает необходимой активную и целенаправленную
политику государства в отношении развития рынка ценных бумаг. Формирование
модели регулирования рынка должно быть адекватно конкретным условиям российской
экономики, национальным интересам и традициям.
Важнейшая из задач
реформирования российской экономики - это мобилизация внутренних долгосрочных
источников инвестиций в реальный сектор экономики, и в особенности денежных
средств населения.
Средства населения - основной
источник средств, обращающихся на фондовых рынках развитых стран. В России
основные участники - коммерческие банки, брокерские фирмы, инвестиционные
фонды, финансовые компании, а также государственные органы, занимающиеся приватизацией.
Хотя, по разным оценкам, инвестиционный потенциал населения России составляет 20-50
млрд. долл. Эти деньги работают не на Россию, а на экономику других стран.
Для улучшения
экономической ситуации необходимо восстановление доверия инвесторов, и особенно
населения страны. Восстановление доверия к российскому фондовому рынку
подразумевает:
·
политическую
стабильность;
·
доведение до
граждан страны основ макроэкономической, денежно-кредитной и валютной политики
государства;
·
восстановление
доверия к финансовому рынку через восстановление доверия к финансовым
институтам;
·
проведение
правовой реформы.
При этом надо исходить из
того, что спекулятивный период на фондовом рынке закончился. Инвесторов в
гораздо большей степени, чем прежде, будут интересовать текущие и перспективные
показатели работы предприятия, возможности получения доходов.
Предлагаемые меры должны
предусматривать:
·
реструктуризацию
предприятий на основе закона о банкротстве;
·
работу над совершенствованием
законодательства, которое должно обеспечить предприятиям возможность беспрепятственного
привлечения средств инвесторов с фондового рынка;
·
работу с самими эмитентами
для создания благоприятных условий привлечения ими средств через финансовый
рынок (сюда же следует отнести и такой необходимый шаг, как совершенствование работы
государственных органов, связанных с эмиссией, например, в плане сокращения сроков
регистрации эмиссий и т.д.).
Значительную роль может сыграть
развитие систем проектного финансирования. Для их развития необходимо:
·
стимулировать (в том
числе и через разумную налоговую политику) коммерческие банки участвовать в финансировании
конкретных инвестиционных проектов с созданием системы гарантии возврата
кредитов;
·
поощрять выпуск различных
финансовых инструментов под проектное финансирование, при этом установив минимальные
сборы и отчисления в пользу государства (имея в виду, что налоговые послабления
в период инвестирования окупятся впоследствии налогом на прибыль или налогом с продаж);
·
создать систему
разных по инвестиционным возможностям ценных бумаг, ориентированных на
различные слои потребителей-инвесторов (например, по образцу США, где имеется
несколько категорий ценных бумаг: одни могут быть предложены физическим лицам, другие
- только профессиональным участникам рынка и т.д.).
Кроме того, одним из важнейших
шагов в развитии инвестиционной направленности российской экономики должно стать
реформирование рынка государственных и субфедеральных ценных бумаг, придание ему
инвестиционной направленности.
Оживлению инвестиционной
ситуации в стране должен способствовать вывод на фондовый рынок новых инструментов,
таких как облигационные займы предприятий и векселя.
Для активной работы на
фондовом рынке потенциальные инвесторы должны иметь:
·
гарантии
сохранности своих инвестиций (прежде всего от политических рисков);
·
максимально
полную и понятную информацию об эмитентах ценных бумаг (желателен переход на
мировые стандарты бухгалтерского учета);
·
налоговые льготы на
инвестиции в ценные бумаги (при первичном их размещении);
·
четкий механизм
налогообложения прибылей (но не убытков) от работы на данном рынке,
стимулирующий активность инвесторов;
·
достаточный набор
инструментов для работы на рынке корпоративных ценных бумаг (акции, облигации,
векселя и т.д.);
·
отлаженную и
надежную инфраструктуру фондового рынка и передовые компьютерные технологии,
обеспечивающие точность расчетов.
Механизмы взаимодействия
государства, реального сектора экономики и финансового сообщества для
оздоровления российской экономики будут обсуждаться на экономическом форуме
«Инвестиции в России», который будет проходить в мае 2010 года.
Заключение
В
заключение хотелось бы отметить, что все большее внимание уделяется ценным
бумагам и фондовому рынку. Так как этот вопрос является наиболее актуальным в
текущем кризисном состоянии экономики.
В
ходе выполнения курсовой работы «Статистика рынка ценных бумаг РФ», мы изучили
один из главных элементов рыночной экономики России - фондовый рынок.
Рынок ценных бумаг (или фондовый рынок) - это составная часть рынка любой
страны, на котором осуществляется купля-продажа ценных бумаг.
Для достижения
поставленной цели были решены ниже перечисленные задачи. Во-первых, были
подробно рассмотрены содержание и структура рынка ценных бумаг. Он бывает
первичный, биржевой, организованный. Рынок ценных бумаг призван реализовывать коммерческую,
ценовую, информационную, регулирующую, перераспределительную и страховую
функции. Основными участниками фондового рынка являются - эмитенты, инвесторы,
фондовые посредники, организации, обслуживающие рынок ценных бумаг а также
государственные органы регулирования и контроля. Также была кратко освещена
история биржевого дела в России.
Во-вторых, изучена
специальная литература и источники такие как: Гражданский кодекс РФ,
Федеральные законы, Указы Президента РФ, Российский статистический ежегодник,
бюллетени банковской статистики, статистический словарь, журнал «Вопросы
статистики» и т.п.
В-третьих,
рассмотрены основные определения и понятия фондового рынка – это ценные бумаги.
Ценной бумагой является — это денежный документ, удостоверяющий отношения
совладения или займа между ее владельцем и эмитентом.. Ценные бумаги
классифицируются на:
•
облигации - это срочная долговая ценная бумага, удостоверяющая отношение займа
между ее владельцем и эмитентом;
• акции
- это ценная бумага, дающая право ее держателю на получение прибыли от
деятельности эмитента, а также на участие в управлении его деятельностью, а
также на часть имущества, остающуюся после ликвидации эмитента;
•
ценные бумаги, дающие право на другие ценные бумаги.
В-четвертых, были
раскрыты основные задачи статистики фондового рынка. Статистика рынка ценных
бумаг определяет: обобщенные показатели состояния фондового рынка,
характеризующие объемы их выпуска и размещения, ценовые уровни, уровни
процентных ставок и доходность, объемы проводимых операций и вовлечение
финансовых активов.
В-пятых, были освещены
общие категории, принципы и методология статистического анализа фондового
рынка. Для характеристики рынка ценных бумаг применяется определенная система
биржевых показателей. Сюда входят:
·
номинальная и
рыночная цены. Номинальная определяется эмитентом, а рыночная цены образуются в
ходе рыночных торгов;
·
доходность по
ценным бумагам;
·
фондовые индексы,
с помощью которых можно получить обобщающую динамику рынка ценных бумаг.
К наиболее значимым и популярным в мире
относятся индексы Доу-Джонса, "Стэндард энд пурз", «Никкей» и др. В России
одними из наиболее известных индексов являются фондовые индексы AK&M, РТС и
ММВБ. Фондовый индекс
определяется как средняя величина курсов акций на конкретную дату по
репрезентативной группе предприятий по отношению к их базовой величине,
рассчитанной на более раннюю дату. Он позволяет судить о будущей конъюнктуре в
экономике.
Более 90% от стоимости
всех национальных и международных инвестиционных продуктов составляют
облигации, которые представляют собой
наиболее важную область для изучения. Поэтому нами было проведено
исследование состояния рынка государственных облигаций в РФ с 2005 по 2008гг.
Был проделан статистический анализ динамики объемов эмиссии и размещения ценных
бумаг в РФ.
Можно отметить, что в
этот период с 2005 по 2008гг. наблюдалась общая тенденция увеличения объема
эмиссии ГКО-ОФЗ. В целях борьбы с инфляцией до 2007 года правительство проводило
сдерживающую монетарную политику путем увеличения объема эмиссии ГКО-ОФЗ.
Объем эмиссии
государственных ценных бумаг увеличивался в среднем на 18,91%, или на 36,3
млрд. руб. за год. В 2008г, в связи с финансовым кризисом, объем размещения и
доразмещения государственных ценных бумаг по номиналу уменьшился на 59,9 млрд.
руб., т.е. сократился на 24,42% по сравнению с показателем 2007г. Объем
выручки, полученной в результате размещения и доразмещения ГКО-ОФЗ,
увеличивался в среднем на 2,21% или на 3,9 млрд. руб. за год (в приведенном
трехлетии). В 2008г, в связи с мировым финансовым кризисом, объем выручки резко
уменьшился на 70 млрд. руб., т.е. сократился на 27,64% по сравнению с
показателем 2007г.
И в-последних, были
выявлены основные проблемы развития фондового рынка в РФ и пути их решения. По разным
оценкам, инвестиционный потенциал населения России составляет 20-50 млрд. долл.
Сейчас эти средства обращаются на фондовых рынках развитых стран. Главной
проблемой фондового рынка - является восстановление доверия инвесторов, и в
особенности населения страны. Это необходимо для улучшения экономической
ситуации в России. При разумной экономической политике - эта задача вполне
выполнима.
Таким
образом, роль статистики рынка ценных бумаг заключается, в том, что она
позволяет не только получить сведения о состоянии всей экономики, но и
проанализировать, сделать выводы и понять какие следует принять меры, чтобы
положение стабилизировалось или улучшилось.
Список использованных
источников и литературы
1. Гражданский кодекс РФ, М:
«Гросс-Медиа», 2009.- 496с.
1.
Федеральный
закон "О рынке ценных бумаг" № 39-ФЗ от 22.04.96.
2.
Закон
Российской Федерации от 29.07.1998 N 136-ФЗ «ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ЭМИССИИ И
ОБРАЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
И
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ»
3.
Указ
Президента РФ "О Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг" № 1009
от 01.07.96.
4.
Указ
Президента РФ "Об утверждении Концепции развития рынка ценных бумаг в
Российской Федерации" № 1008 от 01.07.96.
5.
Заявление
Правительства РФ и Центрального банка РФ от 17.08.98 г.
6.
Рынок
ценных бумаг: учебник / под ред. В.А.Галанова, А.И.Басова.-2-е изд., перераб. и
доп.-М.: Финансы и статистика, 2004.-448 с.: с ил.
7.
Козлов
Н.Б. «Формирование рынка ценных бумаг в пост социалистических странах »,
Москва, ИПЭМИ РАН 2002.
11.
Российский
статистический ежегодник. 2009: Стат. сб./Росстат.- М., 2009. – 795с.
12.
Статистический
словарь / [Адамов В.Е. и др.] Гл. ред. – М.А.Королев. –
2-е
изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 1989. – 623с.
13.
Бюллетень
банковской статистики №1(200), Центральный банк РФ - М., 2009.
14.
Бюллетень
банковской статистики №2(201), Центральный банк РФ - М., 2009.
15.
Рынок
ценных бумаг и производных финансовых инструментов: - Учебное пособие – М.: 1
Федеративная книготорговая компания,1998.- 352 с.
16.
Статистика:
сб. норматив прав. актов и метод. материалов: Для студентов и слушателей
эконом. специальностей / Чуваш. гос. ун-т им. И.Н. Ульянова; Сост.: Л.Н.
Толстов и др.; Отв. ред. Л.П. Кураков. – Чебоксары: Изд.- во Чуваш. ун-та 1997,
- 183 с.
17.
Марченко
Т.Е. «Структурная динамика российского рынка акций» // Аудит и финансовый
анализ. – 2007 -№2, 68-81с.
18.
Статистика
финансов: учеб. для вузов / Вахрамеева М.В., Данилина Л.Е. и др. под ред.
Салина В.Н. – 2-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 183с.
19.
Статистика
финансов (учебник)» под ред. М.Г. Назарова, М.: «Омега-Л», 2005 г.
20.
Елесеева
М.А. “Общая теория статистики”, М.: “Статистика”, 1988.
21.
Операции
с ценными бумагами: российская практика: Учебник. Семенкова Е.В. М.:
“Перспектива”, 1997.
22.
"Фондовая
биржа" Мусатов В. // "Вопросы Экономики" 1991 г. №7