При всех трех условиях
страховщик возмещает убытки и расходы по общей аварии, необходимые и
целесообразно произведенные расходы по спасению груза и по уменьшению убытка.
О
каких-либо существенных изменениях характеристик груза или процесса
транспортировки страховщик должен быть уведомлен немедленно. Если данные
изменения влекут увеличение риска, он может изменить условия страхования и
потребовать уплаты дополнительной страховой премии. При отказе страхователя от
уплаты премии договор считается расторгнутым с момента появления данных
изменений.
Одним из
наиболее важных вопросов, возникающих при заключении договора транспортного
страхования грузов, является правильное определение объема страховой
ответственности (набора страховых рисков), т.е. событий, при наступлении
которых страхователь может рассчитывать на возмещение ущерба. Расширение набора
покрываемых рисков влечет повышение страховых тарифов и, следовательно,
стоимости страхования.
Ответственность
страховщика перед страхователем ограничивается страховой суммой, указанной в
договоре страхования. Груз считается застрахованным в сумме, заявленной
страхователем, но не выше действительной стоимости груза, указанной в счете
поставщика. Иногда в одном страховом полисе страхования грузов могут быть
объединены различные объекты страхования: грузы, ожидаемая прибыль, комиссия,
фрахт и транспортные расходы, связанные с перевозкой груза и его хранением
(например, таможенная пошлина).
В случае
если груз принят на страхование в определенной доле от полной стоимости, все
объекты считаются застрахованными в том же проценте от их стоимости. При
наступлении страхового случая страховщик обязан возместить страхователю
(выгодоприобретателю) часть понесенных последним убытков пропорционально
отношению страховой суммы к страховой стоимости. Договором же может быть
предусмотрен более высокий размер страхового возмещения, но не выше страховой
стоимости.
В случае
если страхователь застраховал лишь часть страховой стоимости груза, он вправе осуществить
дополнительное страхование, в том числе и у другого страховщика, но с тем,
чтобы общая страховая сумма не превышала страховой стоимости. При перевозках
специфических видов товаров достаточно велика вероятность возникновения
незначительных ущербов (например, бой стеклянных, фарфоровых изделий и т.п.).
Страховщик и страхователь не заинтересованы в разбирательствах по подобным
случаям, поскольку они не принципиальны. В связи с этим возможно достижение
договоренности, согласно которой претензии по вероятным потерям, не превышающим
определенного предела, не будут предъявляться страховщику, т.е. вводится
франшиза, или норма ущерба. Взамен страхователь получает льготы при определении
размера уплачиваемой страховой премии. Франшиза обычно устанавливается в
процентах от страховой суммы.
Начало и
окончание действия договора страхования, в том числе и страховой
ответственности, указываются в страховом полисе и является одним из
существенных условий договора страхования. Ответственность по договору
страхования грузов прекращается в следующих случаях:
•
если груз
доставлен в место (пункт) назначения, выгружен из перевозочного средства и
принят в пункте назначения на ответственное хранение в складе грузополучателя;
•
если период
промежуточного хранения превысил срок в страховом полисе.[6, с.77]
Как было уже отмечено
выше, карго- страхование является надежным механизмом, но при этом оно не может
предотвратить реальную гибель груза или исключить ущерб. Мы рассмотрели
основные условия карго-страхования – существенные и дополнительные. Также были
выделены основные данные, характеризующие груз при его страховании. Отметили
также случаи, при которых ответственность по договору страхованию грузов
прекращается.
Делая вывод по всей главе
надо отметить, что существуют различные виды классификаций страхования ВЭД
предприятий как в мировой, так и российской практике. Нами были рассмотрены
основные виды страхования и наибольшее внимание было уделено карго –
страхованию. Рассмотрены основные условия карго – страхования, а также
стандартные условия Института Лондонских страховщиков.
3 Проблемы
взаимодействия участников ВЭД со страховыми компаниями и оптимизация способов и
условий схем страхования
3.1. Особенности
развития страхования ВЭД в России
В каждой стране имеются
национальные особенности развития как страхования в целом, так и
внешнеэкономического страхования в частности. Такие особенности могут быть
обусловлены государственным устройством, политической ситуацией, экономическим
состоянием в стране. Остановимся на основных особенностях внешнеэкономического
страхования в России и рассмотрим их на всех уровнях системы
внешнеэкономического страхования: государства, страховых компаний и институтов
страховой инфраструктуры.
Традиционно сфера услуг
находится под контролем государства. Возможно, поэтому большинство видов
внешнеэкономического страхования монополизированы государством в качестве
важного экономико-политического рычага аккумулирования крупных финансовых
средств.
Внешнеэкономическим
страхованием в условиях государственной монополии на внешнюю торговлю в бывшем
СССР длительное время занималась исключительно государственная компания
«Ингосстрах». При этом внешнеэкономическими страхователями являлись не все
предприятия, учреждения, организации или граждане, а внешнеэкономические
объединения, посольства и торговые представительства за рубежом, а также те
граждане, которые выезжали за рубеж (их число было ограничено государственными
служащими и немногочисленными туристами).
Государственная монополия
до 1992 года действовала в России на все страхование, а не только на
внешнеэкономическое: действовали две государственные страховые компании:
«Росгосстрах», страховавший внутристрановые риски, и «Ингосстрах», страховавший
преимущественно внешнеэкономические риски.
Страховой рынок в
условиях отсутствия конкуренции развивался чрезвычайно медленно. В результате
«к началу 1997 года Россия имела высокомонополизированный, малоуправляемый,
фактически не развивающийся и неконкурентоспособный по мировым стандартам рынок
страхования». [3,с.53]
В настоящее время
монополизация российского страхования переросла в государственный
протекционизм, который объясняется необходимостью защиты интересов
отечественных страховых компаний, капитализация которых остается сравнительно
низкой. По данным надзорного органа, 1265 страховых компаний в конце 2007 года
были распределены по размеру уставного капитала следующим образом: до 100 млн.
руб. — 983 компании, от 100 до 500 млн. руб. — 225 и свыше 500 млн. руб. — 57.
При этом капитализация иностранных страховщиков, таких как: Allianz, AIG,
Zuerich исчисляется миллиардами долларов США. K[17]
Страхование крупных
внешнеэкономических рисков в связи с недостатком собственных средств у
российских страховых компаний все равно достается иностранным государствам в
лице западных перестраховочных компаний.
До введения в действие
редакции Закона об организации страхового дела в Российской Федерации от 10
декабря 2003 г. российский страховой рынок был фактически закрыт для деятельности
иностранных страховых компаний. Основным способом сотрудничества с российскими
страховщиками оставалось перестрахование. Но, являясь специфической сферой
страховых отношений, перестрахование требует хорошо организованной системы
контроля за качеством оказываемых страховых услуг, а также за превентивными
мероприятиями у российских страхователей. Эти необходимые условия работы
иностранных страховщиков были практически невыполнимыми без разрешения их
деятельности на территории России. Поэтому возникали случаи фронтирования, то
есть передачи российскими страховщиками иностранным перестраховщикам 100%
страховой премии по договору перестрахования.
В настоящее время
началась постепенная либерализация российского страхового рынка в отношении
допуска иностранных страховщиков к осуществлению прямого страхования, в том
числе обязательных видов страхования.
В российском страховании
наблюдается традиционно для постсоветского страхового рынка высокая доля обязательного
страхования: около 53% в общем объеме поступлений страховых премий в 2010 году.
По разным оценкам в России действует около 40 видов обязательного страхования,
условия и порядок осуществления которых определяются федеральными законами о
конкретных видах страхования. В Германии, например, их меньше десятка. [16]
Внешнеэкономическое
страхование в большей мере является обязательным. И личное, и имущественное
страхование, в том числе страхование профессиональной ответственности,
обеспечивают имущественные интересы государственных служащих за рубежом, деятельность
таможенных перевозчиков и брокеров и т.п.
Поддержание высокой доли
обязательного страхования в России — это вынужденная мера со стороны
государственного регулирования: внешнеэкономическое страхование пока может
развиваться, прежде всего, в обязательной форме, а в дальнейшем, вместе с
развитием страховой культуры участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД)
будет использоваться добровольная форма.
За период свободного
развития страхового рынка с 1992 года был принят целый ряд законодательных и
подзаконных актов, которые не только сформировали, но и усложнили порядок
деятельности российских страховщиков. При этом многие определения, напрямую
затрагивающие внешнеэкономическое страхование, не нашли отражения в
законодательных актах России. Например, в российских законах отсутствует
определение политического риска как объекта страхования. Хотя внешняя торговля
осуществляется согласно внешнеэкономическому контракту и международному праву,
которые не в состоянии исключить риск изменения политической обстановки в
стране партнера.
Пробелы законодательного
обеспечения страхования оказывают негативное влияние на конкурентоспособность
российских страховых компаний. Недостатки существующих нормативных актов
являются особенно отрицательным фактором для страхователей (участников ВЭД) и
их западных контрагентов, испытывающих недостаток в страховой защите
внешнеэкономических сделок, по сравнению с привычным для них страховым сервисом
за рубежом. Российские участники ВЭД сталкиваются с непониманием такого положения
дел со стороны своих иностранных партнеров, в государствах которых имеется
многовековой опыт страхования и отрегулированный законодательный механизм.
Выделим основные
особенности российского страхового рынка на уровне страховых компаний.
Во-первых, российский
страховой рынок — это растущий рынок. Общая сумма страховых выплат по всем
видам страхования за 1 квартал 2010 года составила 172,9 млрд. рублей (105,4%)
по сравнению с 2009 годом на 15,5%. Наибольшим темпом увеличивались выплаты по
страхованию имущества (прирост составил 44,3% ). Выплаты по личному страхованию
и страхованию ответственности росли на уровне 17% по каждому виду.[16]
При этом рынок очищается
от схем по уходу от налогообложения. Если в 2000–2001 годах на долю страхования
жизни, которое на 90% является в России налогосберегающей схемой, приходилась
половина совокупной страховой премии, то в 2008 - 2009 годах доля страхования
жизни снизилась до 15% и продолжает снижаться. [16] Таким образом, наблюдается
тенденция постепенного очищения рынка. В основном она затрагивает крупных
страховщиков из первой двадцатки, которые отказываются от схем в пользу
прозрачности бизнеса и улучшения своего имиджа перед инвесторами и клиентами.
На развитых мировых
рынках накопительное страхование жизни является ведущей страховой отраслью, в
России же доходы от реального страхования жизни очень низкие. Хотя перспективы
данного вида страхования являются очевидными, в том числе исходя из примера
развивающихся и сходных исторически с нашим страховых рынков Восточной Европы и
Прибалтики. Поэтому ведущие страховые эксперты прогнозируют постоянный рост в
этой сфере. Приблизительно к 2013 году сборы премий по накопительному
страхованию жизни и по рисковым видам страхования должны сравняться на уровне
24 млрд. долларов США. Тогда можно будет говорить о новом этапе развития
российского страхового рынка в масштабах мирового страхования. На сегодня, по
данным Swiss Re Economic Research & Consulting, доля совокупной российской
премии в общем объеме премий в мире составляет 0,48%. [17]
Во-вторых, структура
премий и выплат крупных и средних страховых компаний России говорит о
постепенной универсализации их деятельности, то есть об образовании
мультифункциональных страховых компаний. Не только исторически сложившиеся
«универсалы» такие, как: «УралСиб», «РОСНО», «АльфаСтрахование», но и кэптивы:
«СОГАЗ», «Капиталъ Страхование», «Прогресс», — диверсифицируют свой портфель и
выходят на свободный рынок.
В-третьих, практически
все существующие виды внешнеэкономического страхования в России заимствованы у
западных стран. При этом число видов услуг, предоставляемых российскими
страховыми компаниями (около 100), значительно уступает зарубежным конкурентам
(3 000 в США, 400–600 в странах Европы).
Разнообразие
внешнеэкономических рисков требует разработки специализированных страховых
продуктов по их преодолению. К созданию новых страховых продуктов объективно
вынуждают постоянно растущие риски в сфере ВЭД. Систематическое развитие новых
страховых продуктов — инновационность — как один из основополагающих принципов
маркетинга в страховании должно охватывать все сферы страховой деятельности: от
заключения договора страхования до поиска новых сфер инвестиций и современных
методов управления.
От российского
законодателя требуется постоянная корректировка соответствующих правовых норм с
тем, чтобы унифицировать условия отечественного и зарубежного страхования и,
таким образом, страховать риски, прежде всего внешнеэкономические, по принятым
в мире правилам. Ускорение развития российского законодательства в этом
направлении следует ожидать в ближайшие годы в связи со вступлением России во
Всемирную торговую организацию (ВТО).
Недостаточная развитость
третьего уровня системы внешнеэкономического страхования — инфраструктуры —
приводит к вынужденной концентрации российского страхового рынка. Количество
страховых компаний постепенно сокращается. В 1997 году в России работали около
2 400 страховщиков. По данным Федеральной службы страхового надзора (ФССН), на
10 июня 2010 года в государственном реестре страховщиков значится 685 компаний,
включая перестраховочные. За год количество страховщиков сократилось на 71
компанию. Несмотря на снижение общего числа страховых компаний, их совокупный
уставный капитал за год вырос на3,1% - с 150,2 млрд. рублей до 157,8 млрд.
рублей.[16]
Многие компании исчезают
с рынка, не выдерживая конкуренции, или становятся дочерними обществами
(региональными подразделениями) крупных страховщиков, переходя в них целыми
коллективами. В 2002–2004 годах на рынке наблюдаются слияния и поглощения
(«Росгосстрах» и «Сибирь»), обмен топ-менеджментом («Прогресс», «Россия»,
«УралСиб» и «Гута-Страхование»), покупки российских страховщиков западными
компаниями («Allianz» и «РОСНО»), а также увеличение доли участия иностранных
страховщиков в российских дочерних компаниях (с 45% до почти 100% участия
«Zuerich» в «Цюрих-Русь»).
Как результат
концентрации фрагментация страхового рынка особенно заметна в страховании
имущества: на долю первой двадцатки страховщиков в общем объеме поступлений
премий в 2008 году приходилось около 45%. Этот же показатель по личному
страхованию и страхованию ответственности составляет около 40%. Таким образом,
ключевую роль в российском страховании играют крупные страховые холдинги,
обладающие разветвленной региональной сетью. Например, «Росгосстрах» имеет
имеет более 80 филиалов и 2 000 агентств, «Страховой дом ВСК» — более 80
филиалов и 300 отделений по России. При этом региональная фрагментация рынка
очень существенна: на долю Центрального федерального округа приходятся 58% от
совокупного объема страховых премий.[16]
Наибольшее число
страховых компаний сосредоточено в Москве, Санкт-Петербурге и прилегающих к ним
областях. Крупнейшие страховые компании, ориентированные на внешнеэкономическое
страхование, такие как: «Ингосстрах», «РОСНО», «УралСиб» имеют головные офисы в
Москве. Это обусловлено не только сосредоточением квалифицированных кадров в
этих регионах, но и тем, что в них велики объемы заключаемых
внешнеэкономических сделок и наилучшим образом развита страховая инфраструктура.
Фактически все крупные
российские перестраховочные компании и брокеры находятся в Москве и
Санкт-Петербурге. Несмотря на наличие более трех десятков специализированных
перестраховочных компаний, развитого российского рынка перестрахования нет, так
как финансовые возможности этих компаний существенно уступают экономической
мощи страховщиков и западных перестраховщиков. К немногим преуспевающим
российским перестраховочным обществам следует отнести «Москва Ре», «Транссиб
Ре».
В целом проблемы
национального перестраховочного рынка негативно сказываются на состоянии
страхового рынка России, что приводит к передачи основной доли перестраховочной
премии за рубеж. Более десяти лет в России работают такие всемирно известные
перестраховочные компании, как: «Muenich Re», «Cologne Re», «Swiss Re», а также
брокеры: «Marsh & McLennan», «AON», «Heath».
Институт независимых
посредников в России также недостаточно развит. Как страховых агентств, так и
страховых брокеров не хватает. Институт страховых брокеров в России получил
свое развитие только с началом рыночных преобразований. При этом
специализированные страховые брокеры находятся только в начальной стадии
развития. Объем размещаемых брокерами рисков увеличивается год от года, но еще
значительно уступает объему операций выше названных представительств западных
страховых брокеров. Интенсивное развитие института независимых страховых
посредников в ближайшие годы могло бы положительно отразиться на состоянии
страхового рынка в целом.
Растут продажи страховых
продуктов через банковскую сеть. Примерами могут служить «Росгосстрах»,
начавший реализацию страховых полисов через сеть «Сбербанка РФ», а также
«Ресо-Гарантия», через филиалы «Промрадтехбанка» продающий полисы по
страхованию медицинских расходов при поездке за рубеж. В целом, сектор
страховых специалистов (сюрвейеры, оценщики, аварийные комиссары)
инфраструктуры российского страхования развивается активно и требует создания
соответствующей правовой базы для обеспечения условий признания заключений этих
специалистов всеми заинтересованными сторонами страховых отношений как в
России, так и за рубежом.
Все элементы страховой
инфраструктуры оказывают неоспоримо большое влияние на развитие страхового
рынка. Особенности современного страхового рынка в России указывают на наличие
некоторых проблем, устранение которых в ближайшие годы должно стать одним из
приоритетов государственной политики в сфере внешнеэкономического страхования. [4,
с.18]
В этом парагафе были
раскрыты основные моменты относительно направлений развития страхования ВЭД в
России. Отмечены основные тенденции развития основных видов страхования.
Рассмотрена динамика страховых премий за последние года.
3.2 Схема
взаимодействия участников ВЭД со страховыми компаниями
Осуществление ВЭД
сопряжено с возникновением различного рода рисков. Схема взаимоотношений
участников ВЭД со страховой компанией (СК) по страхованию внешнеторговых грузов
состоит из нескольких этапов:
1.
Предварительный
этап.
2.
Этап заключения
договора
3.
Этап исполнения
договора[4,с.143]
На первом этапе экспортер
(импортер), в обязательства которого входит страхование грузов, обращается в
выбранную им СК с письменным заявлением, в котором указываются его намерения,
сведения о характере груза и способе его перевозки, страховая сумма, маршрут
перевозки, вид транспорта и условия страхования. В ходе переговоров,
предшествующих заключению договора, СК знакомит страхователя с условиями
страхования, из которых последний выбирает то, которое его устраивает.
Страхователь в свою очередь предоставляет страховщику всю информацию,
необходимую для оценки риска. В случае непредставления этой информации СК имеет
все основания отказаться от заключения договора. Кроме того, страховщик перед
заключением изучает груз, определяет его состояние.
На втором этапе заключается
договор страхования внешнеторговых грузов, который содержит:
1.
преамбулу,
включающую дату, место заключения договора, фирменные наименования сторон, а
также определение сторон как контрагентов;
2.
общие положения
со ссылкой на правовые акты, регулирующие взаимоотношения сторон по договору
страхования
3.
предмет договора,
в качестве которого выступает страхование грузов страхователем согласно
прилагаемой описи, являющейся неотъемлемой частью контракта. Здесь указываются
условия страхования, страховая сумма, вид транспортировки, род упаковки, число
мест и вес груза, условие о перевозке товара по определенному маршруту с
указанием пунктов отправления и назначения, перегрузки и хранения;
4.
размер страховой
премии и порядок ее внесения, где фиксируются ставки вознаграждения,
выплачиваемого страхователем страховщику за принятые на себя риски, а также
указываются сроки вступления договора в силу и сроки начала и окончания
ответственности страховщика
5.
обязанности
сторон.
В обязанности Страховщика
входит:
· ознакомление страхователя с правилами
страхования;
· учет при выплате страхового
возмещения усилий страхователя по уменьшению риска наступления страхового
случая
· выплата страхового возмещения;
· перезаключение договора страхования в
случае изменения степени риска;
· соблюдение конфиденциальности об
имущественном положении Страхователя.
Обязанности Страхователя
включают в себя:
· информирование Страховщика обо всех
известных ему обстоятельствах для оценки страхового риска;
· оплата страховой премии;
· принятие всех возможных мер по
уменьшению и предотвращению возможного ущерба застрахованного груза;
· предъявление претензий при
наступлении страхового случая виновному лицу либо сообщение в компетентные
органы о его наступление с получением необходимых документов, доказывающих
наступления страхового случая и ущерб, нанесенный грузу.
Здесь же описываются
правовые последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами
обязательств по договору;
6.
порядок и условия
осуществления страховых выплат, где указывается перечень документов и сроки, по
которым происходит страховое возмещение. Как правило, к этим документам
относят: оригинал страхового полиса, оригиналы перевозочных документов
(коносаментов, авиажелезнодорожных, автонакладных), копии претензий, направленных
перевозчику, оригиналы или надлежаще оформленные копии товаросопроводительных
документов (спецификаций, упаковочных листов, сертификатов качества и т.п.),
оригиналы комических актов, актов экспертиз, совместных актов сдачи-приемки груза,
иные документы, составленные по обычаям делового оборота и относящиеся к
страховому случаю;
7.
суброгационные
требования предполагают фиксацию передачи страхователем страховщику при
наступлении страхового случая и после выплаты последним страхового возмещения
пава требования возмещения убытков с третьих лиц виновных в причинении ущерба;
8.
дополнительные
условия, предусматривающие возможность изменения страховых сумм и взносов;
9.
срок действия
договора;
10.
порядок
разрешения спора в арбитражном суде;
11.
прочие условия и
реквизиты сторон.
Иногда в договор страхования
включается договора о франшизе, предполагающие, что определенная часть убытков
страхователя не подлежит возмещению страховщиком, устанавливается в виде
определенного процента стоимости застрахованного имущества.
В доказательства
заключения договора карго-страхования выдается страховой полис, подписанный
страховщиком, в котором отражаются основные условия страхования,
зафиксированные в договоре.
В случае если требуется
систематически страховать партии грузов, причем условия страхования для разных
партий идентичны, а различаются только объекты страхования, страховая сумма и
страховой платеж, то заключается генеральный договор страхования грузов. После
отправки груза страхователь направляет страховщику заявление о его отправки.
Этап исполнения договора
страхования груза связан с наступлением страхового случая, т.е. свершившегося
события предусмотренного договором страхования или законом, с наступлением
которого возникает обязанность страховщика произвести выплату страхового
возмещения. При наступление страхового случая страхователь предоставляет
страховщику всю необходимую информацию (чаще всего письменную) об ущербе
(незамедлительно, в трех дневной срок), а так же документы, подтверждающие
наличие страхового случая (протокол о ДТП, коммерческий акт и т.п.). При этом
страхователь обязан принять необходимые меры, разумные и доступные в
сложившихся обстоятельствам, по предотвращению и уменьшению ущерба по грузу.
Страховщик в свою очередь
проводит осмотр и обследование застрахованного груза, после чего выплачивает
страховое возмещение. Для определения размера ущерба используются акта осмотра груза,
экспертизы и документы, а так же счета на производственные расходы.
В целом входе описанного
взаимодействия участника ВЭД со страховыми компаниями обе стороны извлекают
экономический эффект:
1. страхователь:
·
получает от
страховщика возмещение на груз в минимальные строки;
·
освобождается от
необходимости введения исково-претензионной работы с перевозчиком;
·
получает полную
фактическую стоимость поврежденного или утраченного груза;
·
получает
возмещение условия форс-мажора;
2. страховщик получает
страховую премию, хотя вероятность утраты груза не велика. [3, с.142]
Рассмотрев данную схему страхования,
возникает вопрос – насколько эффективны эти схемы страхования и какие методы и
способы существуют, чтобы оптимизировать данные схемы. Для начала определимся с
недостатками страхования для самих страховых компаний:
Во – первых, иногда
участники ВЭД подают не точную, а иногда и поддельную информацию о грузе.
Поэтому возникают сложности при выплате суммы страхового ущерба при наступлении
страхового случая;
Во – вторых, чаще всего
страховая компания не рассматривает определенные обстоятельства, влияющие на доставку
груза (это политические и форс - мажорные);
В – третьих, при
заключении крупных страховых сделок более мелкие страховые компании не в силах
выплачивать по страховому ущербу. В альтернативу этому многие компании
прибегают к кредитованию, что очень неэффективно и затратно.
Но существуют также недостатки
для самих страхователей
Во – первых, качество
обслуживания страховых компаний нуждается в улучшении. Это касается и системы
менеджмента и контроля качества предоставляемых услуг;
Во – вторых, чаще всего у
страховых компаний не налажены связи с банками. Некоторые участники ВЭД иногда
не в состоянии выплачивать по страховой премии. А если бы были налажены связи
страховых компаний с банками, то было бы проще как самим участникам ВЭД, так и
страховым компаниям.
На основе вышеизложенного
предлагаются следующие меры по оптимизации схемы страхования:
·
Улучшение системы
менеджмента контроля качества отдельных видов услуг.
·
Развитие более
тесного и прогрессивного сотрудничества страховых компаний с банками,
таможенными брокерами, транспортно - экспедиторскими компаниями
·
И на базе существующего
государственного органа регулирования страхования (Федеральная служба по
страховому надзору при МинФине РФ) создание возможностей для расширения
деятельности данной организации путем совершенствования и гармонизации
страхового законодательства и обмена опытом. Формирование системы
государственного страхования экспортных кредитов базируется на соответствующих
законах и изданных в их развитие нормативных актах. Они определяют виды
страхования, порядок размещения возможных убытков и решение других вопросов, а
также органы, уполномоченные на проведение страховых операций. В последнем
случае, как показывает практика, функции государственного страхования
экспортных кредитов могут возлагаться:
1.
либо на одно из
подразделений правительственного органа (Департамент гарантий экспортных
кредитов в министерстве торговли и промышленности в Великобритании и Японии ),
2.
либо на
автономную государственную организацию ( Французская компания страхования
внешней торговли, Итальянский государственный комитет страхования экспортных
кредитов),
3.
либо на
контролируемое государством акционерное общество (Корпорация страхования
экспортных кредитов в Польше, Чешская компания экспортных гарантий и
страхования).
Зачастую вопросы
государственного страхования и кредитованию экспортных кредитов сосредоточены в
одном учреждении, как, например, в Экспортно – импортном банке США. Кроме того,
страховые операции экспортных фирм могут осуществлять и другие организации,
как, например, Корпорация по страхованию частных инвестиций за рубежом, имеющая
свои отделения в 140 странах мира.
Во всяком случае
структуры, осуществляющие страхование экспортных кредитов, находятся под полным
контролем государства. Это нормальная зарубежная практика.[9,с.58]
Подводя итог
вышесказанному, надо отметить, что страхование участников ВЭД в РФ должно быть
закреплено как основными правилами ведения самого процесса страхования, так и
законодательными актами и нормами. Если все это будет предусмотрено, тогда сами
участники ВЭД создадут для себя наилучшие условия своей деятельности.
Делая вывод по всей
главе, надо отметить, общее состояние страхования ВЭД в РФ находится в
стабильном положении. При этом не наблюдается сильных сдвигов как внутри
страхования (изменения положения отдельных видов страхования), так и доля
внешнеэкономического страхования России на мировом рынке страхования.
Заключение
В наше тяжелое
неспокойное время учащаются кризисы, периоды стагнации, поэтому предприятие
должно быть уверено в завтрашнем дне. На этом фоне основным помощником
предприятиям как участникам ВЭД выступает страхование ВЭД предприятий.
Страхование во ВЭД означает страхование внешнеэкономических рисков и
представляет собой комплекс видов страховой защиты интересов отечественных и
зарубежных участников различных форм международного сотрудничества, который
включает страхование экспортно-импортных грузов; перевозящих их транспортных
средств; экспортных кредитов; международных торгово-промышленных и иных
выставок. Страхование позволяет участникам ВЭД застраховывать свою
ответственность от рисков, которые угрожают различным имущественным интересам
участника ВЭД.
Существенной особенностью
страхования в ВЭД является то, что для его поведения необходимо соблюдение
определенных условий как на стадии лицензирования тех или иных видов страховой
защиты, так и при их проведении.
Значение страхования
неизменно растет с каждым днем. Предприятия хотят защитить свою ответственность
и сохранить результаты своей деятельности, уменьшить негативные последствия.
Рынок страховых услуг достаточно емкий. Основные виды страхования: личное
страхование, имущественное страхование и страхование ответственности.
Личное
страхование предоставляет
страховую защиту гражданам при наступлении определенных событий, связанных с их
жизнью и здоровьем. Объектом страховых отношений в имущественном страховании
выступает имущество в различных видах и имущественные интересы. Оно
проводится на случай утраты (гибели) или повреждения имущества, находящегося во
владении, пользовании, распоряжении страхователя (выгодоприобретателя), а также
ущерба его имущественным правам, в том числе нанесения убытков от
предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств
контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не
зависящим от предпринимателя обстоятельствам.
В страховании
ответственности объектом страховых отношений является ответственность по
обязательствам, возникшим в случае причинения страхователем вреда жизни,
здоровью или имуществу других лиц (физических или юридических), или
ответственность по договору.
Наиболее
динамично развивающимся видом страхования ВЭД является карго-страхование
участников ВЭД. Предприятия, которые осуществляют ВЭД, производят обмен
результатами своей деятельности и торговли товарами и услугами. Это достигается
путем транспортировки товара от продавца к покупателю. В этот момент могут
произойти различные непредвиденные обстоятельства под влиянием негативных
факторов, будь то политические, климатические, экономические и демографические.
Поэтому продукция может быть, вовремя не доставлена к заказчику. Для этого
участники страхуют свою ответственность путем карго-страхованием.
Карго-страхование предусматривает покрытие груза только на время его
передвижения.
Объектами
страхования карго являются:
а) сам
груз;
б)
возросшая стоимость;
в)
комиссионные посредникам;
г)
таможенная пошлина;
д)
непредвиденные обстоятельства, связанные с фрахтом.
Но,
конечно же, существуют сложности и проблемы на страховом рынке ВЭД предприятий.
Существуют различные проблемы, недопонимания как со стороны участников ВЭД, так
и со стороны самих страховых компаний. Страховые компании не всегда и вовремя
могут исполнить свои обязательства или предоставить необходимый пакет услуг
заказчику.
Выделим
основные проблемы, с которыми сталкиваются
страхователи:
1.
несвоевременное
исполнение обязательств.
2.
страховая
компания не может выплатить по имеющимся страховым случаям страховой ущерб.
Страховщики:
1.
предоставление
недостоверной информации со стороны участников ВЭД
Улучшения
в сфере страхования ВЭД для участников ВЭД: сотрудничество страховых компаний с
различными компаниями, содействующие более рациональному и качественному обслуживанию
(таможенные брокеры, транспортно-экспедиторские компании, банки), улучшение
системы менеджмента и контроля качества.
Улучшения
в сфере страхования ВЭД для страховых компаний: добросовестный подход
участников ВЭД к самой системе страхования.
2.
Ахвледиани Ю.Т.-
Страхование ВЭД: учебник для студентов и вузов, обучающихся по направлению
«Экономика» и экономические специальности /М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.-255с.
3.
Балабанов И.Т.,
Балабанова А.И. Внешнеэкономические связи: Учеб. Пособие. М.: Финансы и
статистика, 1998.
4.
Воронкова О.Н.,
Пузакова Е.П. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление: учеб.
пособие / под ред. Е.П.Пузаковой.-М.: Экономистъ, 2005.-495с.
5.
Ечкалов Д.И.
Особенности внешнеэкономического страхования в России // Страховое ревю – 2005.
– №1-с.16