Рефераты

Страховые взносы: действующий механизм исчисления и уплаты, направления совершенствования


- для организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны;

- для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН;

- для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих ЕНВД (в отношении выплат и иных вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности);

- для страхователей, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, - в отношении указанных выплат и вознаграждений, для общественных организаций инвалидов (в том числе созданных как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, их региональных и местных отделений (далее - общественные организации инвалидов), для организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%, для учреждений, созданных для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям (иным законным представителям), единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, за исключением страхователей, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов:

Таблица 2.7 - Тарифы страховых взносов

Тариф страхового взноса

На финансирование страховой части трудовой пенсии

На финансирование накопительной части трудовой пенсии

для лиц 1966 г. р. и старше

для лиц 1967 г. р. и моложе

для лиц 1967 г. р. и моложе

14,0%

14,0%

8,0%

6,0%


- для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕСХН:


блица 2.7 - Тарифы страховых взносов

Тариф страхового взноса

На финансирование страховой части трудовой пенсии

На финансирование накопительной части трудовой пенсии

для лиц 1966 г. р. и старше

для лиц 1967 г. р. и моложе

для лиц 1967 г. р. и моложе

10,3%

10,3%

4,3%

6,0%


Кроме того, ст. 58 Закона № 212-ФЗ предусматривает также пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011 - 2014 гг.:

1) для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, указанным в ст. 346.2 НК РФ, для организаций народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

2) для организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны;

3) для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕСХН;

4) для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, - в отношении указанных выплат и вознаграждений, для общественных организаций инвалидов, для организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%, для учреждений, созданных для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям (иным законным представителям), единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, за исключением плательщиков страховых взносов, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов в течение 2011 - 2014 гг. будут применяться следующие тарифы страховых взносов:


Таблица 2.8 - Тарифы страховых взносов

Наименование

2011 - 2012 гг.

2013 - 2014 гг.

ПФР

16,0%

21,0%

ФСС

1,9%

2,4%

ФФОМС

1,1%

1,6%

ТФОМС

1,2%

2,1%


Суммы пенсионных взносов, уплачиваемые по такому тарифу, должны быть распределены следующим образом (ст. 33 Федерального закона от 15 декабря 2001 № 167-ФЗ (ред. от 24 июля 2009 г.)):

Таблица 2.9 - Тарифы страховых взносов

Тариф страхового взноса

На финансирование страховой части трудовой пенсии

На финансирование накопительной части трудовой пенсии

для лиц 1966 г. р. и старше

для лиц 1967 г. р. и моложе

для лиц 1967 г. р. и моложе

16,0%

16,0%

10,0%

6,0%

21,0%

21,0%

15,0%

6,0%


Одновременно предусматривается, что в 2011-2014 гг. выпадающие доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов плательщикам страховых взносов, указанным в части 1 статьи 54 закона, компенсируются за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, перечисляемых в бюджеты Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Объем указанной компенсации определяется как разница между суммой страховых взносов, которую могли бы уплатить указанные плательщики страховых взносов в соответствии с тарифами, установленными частью 2 статьи 12 законопроекта, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате ими в соответствии с частью 2 статьи 54 законопроекта, и устанавливается на соответствующий финансовый год федеральными законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Предоставление компенсации бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования осуществляется Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.

В 2010 г. такая компенсация выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов предусматривается только в отношении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Кроме того, законопроект включает в себя нормы, касающиеся обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов и контроля за уплатой страховых взносов, устанавливает размеры и порядок начисления пеней при нарушении установленных сроков уплаты страховых взносов, а также меры ответственности, применяемые к плательщикам страховых взносов и банкам при нарушении ими порядка уплаты страховых взносов.

За 2009 год в бюджеты различных уровней по г. Москве мобилизовано налогов и сборов, администрируемых ФНС России 66,6 млрд. руб. (с учетом поступлений по предприятиям, переданным на налоговый учет в межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам), что на 7,6 млрд. руб., или 10,3% ниже уровня 2008 года. Объем налоговых поступлений в федеральный бюджет снизился на 16,3%, консолидированный бюджет области на 5,3%, в том числе в областной на 8,1%, муниципальный - рост на 3,8%.

В государственные внебюджетные фонды поступило единого социального налога, страховых взносов, а также средств в счет погашения недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам – 18,8 млрд. руб., что на 6,1% выше поступлений 2008 года.

 Поступления страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный Фонд РФ возросли на 7,2%, единого социального налога в федеральный и территориальный Фонды обязательного медицинского страхования на 5,8% и 6,3%, в Фонд социального страхования – снижены на 17,2%.

 Последствия экономического кризиса, оказали негативное влияние на налоговую базу основных доходообразующих видов налогов и объем налоговых поступлений, что в наибольшей степени отразилось на поступлениях II и III кварталов т.г. Если в I квартале наблюдалось замедление темпов роста – 103,5% против 131,7% за аналогичный период 2008 года, то во II и III кварталах – объёмы поступлений уменьшились на 14,4% и 21,2%, в IV - на 4,8%.

Значительно снижены объемы поступлений: по налогу на прибыль – на 39,8% (на 6,7 млрд. руб.), налогу на добычу полезных ископаемых на 42,2% (2,3 млрд. руб.) и НДС на 4% (527,8 млн. руб.).

Возросли поступления по налогу на имущество физических лиц в 1,8 раза (на 126,6 млн. руб.), земельному налогу в 1,2 раза (231 млн. руб.), транспортному на 25,5% (169,5 млн. руб.).

Основная часть доходов бюджетов всех уровней сформирована за счёт: налога на доходы физических лиц – 25,2%; НДС – 19,1%; налога на прибыль – 15,1%; единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет – 8,4%. Удельный вес налога на прибыль в общем объеме поступлений сократился на 7,4 процентных пункта, в связи с чем значительно снижены доходы областного бюджета. Рост объёма поступлений земельного налога в 1,2 раза и его доли на 0,5 процентных пункта благоприятно отразился на доходах муниципальных бюджетов.

В 2009 году возросла доля г. Москвы в общем объеме налоговых поступлений на 0,8.

К числу основных видов экономической деятельности, обеспечивающих около 75% налоговых поступлений в области, относятся: обрабатывающие производства – 17,4 млрд. руб. (28,4%); транспорт и связь – 8,1 млрд. руб. (13,3%); оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 5,9 млрд. руб. (9,6%); производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 5,4 млрд. руб. (8,8%); добыча полезных ископаемых – 4,6 млрд. руб. (7,5%); строительство – 3,8 млрд. руб. (6,3%).

Значительно снижен объем поступлений: в добыче полезных ископаемых – на 44,1% (добыче нефти и природного газа – 4_,3%); обрабатывающих производствах – на 20,5%; финансовой деятельности – на 24,6%; операциях с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг на 9,6%; строительстве – на 8,6%; оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – на 3,1%.

За прошлый 2009 г. в Федеральную налоговую службу поступило для бюджетной системы России 8,379 трлн. руб. Это на 16,5% меньше, чем в 2008 г. Налоговые доходы федерального бюджета сократились на 26%.

Без учета государственных внебюджетных фондов поступления от налогов в консолидированный бюджет РФ (который включает федеральный и региональные бюджеты) составили 6,798 трлн. руб., что на 19,6% меньше, чем годом ранее.

Кроме того, ФНС обнародовала уточненную цифру по сборам для федерального бюджета: он получил от налоговиков в прошлом году 3012,4 млрд. руб. (спад на 26%) (рис. 1).

По первоначальному плану на 2009 г. ФНС должна была собрать 4,9 трлн. рублей. Но из-за кризиса правительство сократило план почти наполовину, до 2,6 трлн. рублей. Если бы планы по сбору сохранились, то по итогам года ФНС не выполнила бы план почти на 40%.

Поступления ЕСН (упраздненного с 2010 г.) в федеральный бюджет в 2009 г. составили 509,8 млрд руб. и по сравнению с 2008 г. выросли на 3 млрд руб., или на 1%.


Рис. 1 - Поступление ЕСН в федеральный бюджет за 2008-2009 гг.

В январе-феврале 2010 года в бюджетную систему Российской Федерации поступило 2 343,4 млн. рублей доходов, администрируемых ФНС России, что на 260,9 млн. рублей или на 10 процентов меньше уровня аналогичного периода 2009 года. Основная причина снижения поступлений платежей – отмена с 2010 года единого социального налога и переход обязанности администрирования страховых взносов на ОПС на органы Пенсионного фонда Российской Федерации. В сопоставимых условиях (без учета единого социального налога и страховых взносов на ОПС) поступления в бюджетную систему за январь-февраль т.г. возросли на 339,8 млн. рублей или на 20,5 процента.

В федеральный бюджет (включая ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет) поступило 676,7 млн. рублей, что ниже уровня января-февраля прошлого года на 28,4 млн. рублей или на 4 процента (рис. 2).

Основные доходные источники федерального бюджета: налог на добавленную стоимость (72,8 процента от поступлений в федеральный бюджет); акцизы на подакцизную продукцию (13,2 процента) и ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет (11,3 процента).


Рис. 2 - Поступление налогов и сборов в бюджетную систему РФ за 2009 год, млрд. руб.

Без учета единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, поступления в бюджет возросли на 104,8 млн. рублей или на 21,2 процента. В местные бюджеты в январе-феврале т.г. поступило 477,0 млн. рублей, что выше уровня аналогичного периода прошлого года на 53,0 млн. рублей или на 12,5 процента.

Структура доходов местных бюджетов:

- налог на доходы физических лиц – 281,3 млн. рублей или 59 процентов в общей сумме доходов местных бюджетов;

- налоги на совокупный доход – 98,8 млн. рублей или 20,7 процента;

- земельный налог (с учетом поступлений по обязательствам, возникшим до 1 января 2006 года) – 86,2 млн. рублей или 18,1 процента;

- налог на имущество физических лиц – 3,6 млн. рублей или 0,8 процента;

- прочие налоги и сборы (госпошлина, поступления в счет погашения задолженности по отмененным налогам и неналоговые доходы, администрируемые налоговыми органами) – 7,1 млн. рублей или 1,4 процента.

Расчет сумм страховых взносов на обязательное медицинское страхование, зачисляемых в фонды ОМС, производится в рамках подготовки проектов законов о бюджетах фондов ОМС на очередной финансовый год и на плановый период с использованием финансовых переменных и установленных размеров тарифов страховых взносов.

Сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование определяется от прогнозируемой суммы фонда заработной платы (по данным Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации или соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации) с учетом коэффициента корректировки фонда заработной платы на суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, по тарифу, установленному Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон) в части, зачисляемой в фонды ОМС, с применением коэффициента собираемости и поступлений, дополнительно начисленных платежей по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, по результатам проведенных проверок правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в фонды ОМС (по данным Пенсионного фонда Российской Федерации или отделения Пенсионного фонда Российской Федерации субъекта Российской Федерации с учетом особенностей социально-экономических условий в соответствующем субъекте Российской Федерации и переходных положений, предусмотренных Федеральным законом и согласовывается с Пенсионным фондом Российской Федерации или отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации субъектов Российской Федерации (органом, осуществляющим контроль за уплатой страховых взносов).

В 2010 году для плательщиков страховых взносов база для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо устанавливается в сумме, не превышающей 415000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, превышающих 415000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются.

С 1 января 2011 года предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование подлежит ежегодной индексации в соответствии с ростом средней заработной платы в Российской Федерации. Размер указанной индексации определяется Правительством Российской Федерации.

Особенности применения тарифов при расчете страховых взносов на обязательное медицинское страхование предусмотрены главой 8 Федерального закона.

Одновременно, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования направляет расчет поступления страховых взносов на ОМС в 2010-2012 гг., зачисляемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования с применяемыми коэффициентами (таблица 2.10).

Расчет объемов поступлений страховых взносов на ОМС, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в фонды ОМС за 2010 г.

Фонд заработной платы (далее – ФЗП) - используется ФЗП, прогнозируемый Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации или соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Коэффициент корректировки ФЗП под группу А - рассчитывается, исходя из данных по группе А, путем исключения из общего ФЗП части ФЗП по группе Б, где:

- группа А – организации, производящие выплаты физическим лицам, за исключением выступающих в качестве работодателей – сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающимися традиционными отраслями хозяйствования.

- группа Б – организации, выступающие в качестве работодателей – сельскохозяйственные товаропроизводители, организации народных художественных промыслов и родовых общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования.

3. Коэффициент корректировки ФЗП на суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами - рассчитывается, исходя из сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами на ОМС и базы для исчисления страховых взносов на ОМС по группе А.

4. Эффективная тарифная ставка - рассчитывается, исходя из сумм, начисленных страховых взносов на ОМС по группе А и базы для исчисления страховых взносов на ОМС.

5. Коэффициент уровня собираемости – рассчитывается в процентах и представляет собой отношение поступивших страховых взносов на ОМС к начисленным суммам на обязательное медицинское страхование.

6. Коэффициент выпадающих сумм в связи с переходом отдельных категорий плательщиков страховых взносов на специальные налоговые режимы - рассчитан с учетом динамики переходов плательщиков на специальные налоговые режимы.

7. Расчет поступления страховых взносов на ОМС:

формула: (7) = (1)*(2)*(3)*(4)*(5)*(6) / 100


Сумма налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, определяется, исходя из сумм планируемых поступлений, проиндексированных на индекс потребительских цен соответствующего расчетного года (по данным Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации или соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации).

Расчет объемов поступлений страховых взносов на ОМС, страховых взносов на ОМС, уплачивающих плательщиками, применяющих специальные налоговые режимы, в фонды ОМС за 2011-2012 гг.

1. Фонд заработной платы (далее – ФЗП) - используется ФЗП, прогнозируемый Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации или соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

2. Коэффициент корректировки ФЗП на суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами – определяется путем исключения из общей суммы ФЗП сумм ФЗП, не подлежащих обложению страховыми взносами на ОМС.

3. Тарифная ставка - утверждена Федеральным законом.

4. Коэффициент собираемости – рассчитывается в процентах и представляет собой отношение поступивших страховых взносов на ОМС к начисленным суммам страховых взносов на ОМС.

5. Дополнительно начисленные платежи по страховым взносам на ОМС по результатам проведенных проверок правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на ОМС в фонды ОМС - по данным Пенсионного фонда Российской Федерации или отделений Пенсионного фонда Российской Федерации субъектов Российской Федерации.

6. Расчет поступления страховых взносов на ОМС.

(6) = (1) * (2) * (3) * (4) * (5) / 100.

Таблица 2.10 - Применяются следующие тарифные ставки для поступлений страховых взносов на обязательное медицинское страхование в ФОМС и территориальные фонды обязательного медицинского страхования


2010

2011-2012

2013-2014

2015

ФОМС

ТФОМС

ФОМС

ТФОМС

ФОМС

ТФОМС

ФОМС

ТФОМС

Основная категория плательщиков

1,1

2,0

2,1

3,0

2,1

3,0

2,1

3,0

Сельскохозяйственные товаропроизводители

1,1

1,2

1,1

1,2

1,6

2,1

2,1

3,0

Организации, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны

-

-

1,1

1,2

1,6

2,1

2,1

3,0

Организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий

-

-

1,1

1,2

1,6

2,1

2,1

3,0

Организации, использующие труд инвалидов

-

-

1,1

1,2

1,6

2,1

2,1

3,0

Организации, применяющие специальные налоговые режимы:

- единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

- единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

- единый сельскохозяйственный налог

-

-

-

-

-

-

2,1

2,1

1,1

3,0

3,0

1,2

2,1

2,1

1,6

3,0

3,0

2,1

2,1

2,1

2,1

3,0

3,0

3,0


Сумма страховых взносов на ОМС, зачисляемых в фонды ОМС для плательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, определяется:

- налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

ФЗП* х тарифная ставка х коэффициент собираемости;


- единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

ФЗП* х тарифная ставка х коэффициент собираемости;


- сельскохозяйственный налог

ФЗП* х тарифная ставка х коэффициент собираемости,


где ФЗП* - фонд заработной платы плательщиков страховых взносов на ОМС, применяющих специальные налоговые режимы.

В 2010 году применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов на ОМС – сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям в пункте 2 статьи 346 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог; организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования (п.1 ч.1 ст.5 Федерального закона).

В течение 2011-2014 годов применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Федерального закона:

1. сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, указанным в пункте 2 статьи 346 Налогового кодекса Российской Федерации; организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

2. организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны;

3. организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог;

4. плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющихся инвалидами I, II или III группы, - в отношении указанных выплат и вознаграждений; общественных организаций инвалидов; организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет более 50 процентов, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов; учреждений, созданных для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и и ной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, за исключением плательщиков страховых взносов, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов.

 Недоимка, пени и штрафы по взносам планируются, исходя из динамики поступлений предыдущих периодов. Расчет по поступлению недоимки, пени и штрафов по страховым взносам на ОМС, образовавшимся в 2010 году не предусмотрен, в связи с введением Федерального закона.

 

2.3 Оценка основных проблем связанных с порядком исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды


Из-за отмены ЕСН с 2010 возникнут трудности с зачетом переплат по ЕСН. Ведь администратором страховых взносов с 2010 года будут внебюджетные фонды, а переплатами по единому социальному налогу за прошлые годы продолжат заниматься налоговики.

Избежать сложностей с зачетом ЕСН в счет других налогов, можно, «закрыв» 2009 год с нулевым сальдо по лицевой карточке. Для этого постарайтесь не допускать переплаты по итогам 2009 года. Если же у компании уже есть налоговая переплата, напишите в ИФНС заявление о ее зачете в счет оставшихся платежей по ЕСН во втором полугодии.

Также могут возникнуть проблемы с:

1) работниками-иностранцами

Работник - иностранный гражданин зарегистрирован по месту пребывания в России. Должна ли организация уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование с выплат такому работнику?

Как указано в статье 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в эту статью Федеральным законом от 20.07.2004 № 70-ФЗ были внесены изменения. Они вступили в силу с 1 января 2005 года. Согласно поправкам к застрахованным лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, отнесены иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории России, при условии, что они работают по трудовым или гражданско-правовым договорам.

В Федеральном законе от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусмотрено три категории иностранцев, находящихся в России. Это временно пребывающие, временно проживающие и постоянно проживающие.

Значит, работник - иностранный гражданин со статусом постоянно или временно проживающего на территории России признается застрахованным лицом по обязательному пенсионному страхованию. На выплаты, производимые такому работнику, начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд.

На выплаты в пользу иностранных граждан, которые имеют статус временно пребывающих на территории Российской Федерации и не являются застрахованными лицами, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не начисляются.

Начисление ЕСН и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплаты иностранным гражданам, Минфин России разъясняет в письме от 03.06.2005 № 03-05-02-04/116.

Выплаты и иные вознаграждения, начисляемые физическим лицам по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам, облагаются ЕСН. Об этом сказано в пункте 1 статьи 236 Налогового кодекса. Данные нормы распространяются и на выплаты в пользу иностранных граждан.

2) дополнительным отпуском

Согласно коллективному договору если организация предоставляет работникам с ненормированным рабочим днем дополнительный отпуск продолжительностью семь дней, должны ли исчисляться страховые взносы с сумм оплаты дополнительного отпуска?

Работники с ненормированным рабочим днем имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск. Продолжительность, порядок и условия его предоставления определяются коллективным договором или локальным нормативным актом. Таковы требования статей 116 и 119 Трудового кодекса.

В состав расходов, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль, включаются расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством Российской Федерации. Так сказано в пункте 7 статьи 255 Налогового кодекса.

В то же время для целей налогообложения прибыли не учитываются расходы на оплату отпусков, дополнительно предоставляемых работникам по коллективному договору, то есть сверх предусмотренных действующим законодательством. На это указано в пункте 24 статьи 270 Кодекса.

В пункте 1 статьи 236 Налогового кодекса перечислены выплаты и вознаграждения, облагаемые страховые взносы. Это суммы, которые налогоплательщики начисляют в пользу физических лиц по трудовым, гражданско-правовым и авторским договорам. Однако указанные выплаты и вознаграждения не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций они не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль. Это предусмотрено пунктом 3 статьи 236 Кодекса.

Согласно письму Минфина России от 13.01.2006 № 03-03-04/2/5 расходы на оплату ежегодного дополнительного отпуска продолжительностью не менее трех календарных дней для целей налогообложения прибыли учитываются в фактических размерах при соблюдении порядка предоставления указанного отпуска, предусмотренного действующим законодательством РФ.

Следовательно, расходы на оплату дополнительного отпуска при соблюдении порядка его предоставления организация может включить в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль. Соответственно такие суммы должны облагаться страховые взносы.

Не облагается единым социальным налогом только выплачиваемая при увольнении работника компенсация за неиспользованный отпуск. Основание - подпункт 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса.

Статья 126 Трудового кодекса позволяет часть отпуска, превышающую 28 календарных дней, заменить денежной компенсацией. Это, в частности, относится и к дополнительным отпускам. Суммы денежной компенсации за неиспользованный отпуск следует включать в состав расходов для целей налогообложения прибыли, как того требует пункт 8 статьи 255 Налогового кодекса. Такие суммы облагаются страховые взносы в общеустановленном порядке.

3) пенсионными взносами в НПФ

В случае, если по договору негосударственного пенсионного обеспечения организация перечисляет пенсионные взносы на солидарный счет в негосударственный пенсионный фонд. Начисляется ли страховые взносы на сумму таких пенсионных взносов?

Признание тех или иных выплат объектом обложения страховые взносы зависит от того, как они учитываются для целей налогообложения прибыли. Выплаты и вознаграждения не облагаются страховые взносы, если у организаций-налогоплательщиков они не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль. На это указано в пункте 3 статьи 236 Налогового кодекса.

Порядок включения сумм пенсионных взносов, перечисляемых в НПФ, в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, установлен пунктом 16 статьи 255 Кодекса. Федеральным законом № 204-ФЗ в указанную статью были внесены изменения. Они вступили в силу с 1 января 2005 года. Так, пенсионные взносы учитываются в расходах на оплату труда, только если применяется пенсионная схема, предусматривающая учет таких взносов на именных счетах участников НПФ. При этом договоры негосударственного пенсионного обеспечения должны предусматривать выплату пенсий до исчерпания средств на именном счете участника, но в течение не менее пяти лет.

Таким образом, в налоговую базу по страховым взносам включаются только суммы пенсионных взносов, перечисленных по договорам негосударственного пенсионного обеспечения на именные счета участников НПФ, причем в размере, не превышающем 12 процентов от суммы расходов на оплату труда. По взносам, перечисляемым на солидарный счет в НПФ, единый социальный налог начислять не нужно.

Организация обязана вести учет сумм начисленных выплат, сумм исчисленного по ним налога, а также сумм налоговых вычетов по каждому сотруднику, в пользу которого производятся выплаты. Такая обязанность предусмотрена пунктом 4 статьи 243 Налогового кодекса.

4) с медицинским страхованием

Если фирма заключила договор добровольного личного страхования своих работников на 2 года, предусматривающий оплату их медицинских расходов. Нужно ли начислять ЕСН на суммы страховых взносов?

В подпункте 7 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса прямо указано, что не облагаются ЕСН суммы платежей или взносов по договорам добровольного личного страхования работников, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц и заключаемым на срок не менее одного года.

Фирма вправе не включать в налоговую базу по единому социальному налогу сумму страховых платежей по данному договору страхования.

Если же впоследствии будут заключены договоры на срок менее одного года? Появится ли объект обложения ЕСН в этом случае?

Взносы по договорам добровольного личного страхования работников, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных лиц и заключенным на срок менее года, также не облагаются ЕСН. Но это уже другая норма. В соответствии с пунктом 3 статьи 236 Кодекса не облагаются ЕСН выплаты, которые не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль. В расходы на оплату труда включаются суммы взносов по договорам добровольного личного страхования работников, заключенным на срок не менее года и предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников. Таково требование пункта 16 статьи 255 Налогового кодекса.

Значит, расходы по договорам, заключенным на срок менее года, не включаются в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль. Это следует из пункта 6 статьи 270 Налогового кодекса.

Соответственно суммы страховых взносов, перечисленных страховой компании по договорам личного страхования работников, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов и заключенным на срок менее одного года, также не являются объектом обложения ЕСН.

5) полевым довольствием

В случае если организация выплачивает компенсации сотрудникам, выполняющим геолого-разведочные работы. Подпадают ли такие компенсации под действие норм статьи 238 Налогового кодекса?

Работникам, выполняющим геолого-разведочные работы, выплачивается полевое довольствие в порядке и размерах, предусмотренных Положением о выплате полевого довольствия работникам геолого-разведочных и топографо-геодезических предприятий, организаций и учреждений Российской Федерации, занятым на геолого-разведочных и топографо-геодезических работах. Напомню, что указанное Положение утверждено постановлением Минтруда России от 15.07.94 № 56. В пункте 2 Положения говорится о том, что полевое довольствие выплачивается работникам геолого-разведочных организаций в целях компенсации повышенных расходов при выполнении работ в полевых условиях.

Кроме того, пунктом 4 приложения к постановлению Минтруда России от 29.06.94 № 51 предусматривалась выплата полевого довольствия при выполнении определенных видов работ. Однако это постановление в соответствии с постановлением Минтруда России от 26.04.2004 № 60 признано утратившим силу.

Таким образом, за период после отмены постановления Минтруда России от 29.06.94 № 51 все виды полевого довольствия подлежат обложению страховые взносы. Исключение - полевое довольствие, выплачиваемое согласно постановлению Минтруда России от 15.07.94 № 56. Такое довольствие относится к компенсационным выплатам, подпадающим под действие подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса.

6) спецрежимом

Имеет ли право организация, применяющая специальный налоговый режим, не начислять страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на суммы материальной помощи и премий, выплачиваемых к юбилейным датам?

Объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу. Об этом сказано в пункте 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Поэтому все выплаты и вознаграждения, выплачиваемые по трудовым и гражданско-правовым договорам, облагаются страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование.

Выплаты и вознаграждения не признаются объектом налогообложения по ЕСН, если они не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль в текущем отчетном (налоговом) периоде. Это предусмотрено пунктом 3 статьи 236 Налогового кодекса.

Соответственно не облагаются ЕСН и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование выплаты и вознаграждения, поименованные в статье 270 Кодекса. Так, согласно пункту 23 указанной статьи для целей налогообложения прибыли не учитываются расходы в виде сумм материальной помощи работникам. А в соответствии с пунктом 21 статьи 270 Кодекса не учитываются расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров.

Таким образом, организации, формирующие налоговую базу по налогу на прибыль, не уплачивают взносы на обязательное пенсионное страхование с сумм материальной помощи и премий, приуроченных к юбилейным датам.

Надо сказать, что подобный порядок исчисления ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с сумм перечисленных выплат распространяется только на организации, которые признаются плательщиками налога на прибыль.

Организация, которая применяет специальный режим налогообложения, освобождается от уплаты налога на прибыль. Поэтому положения пункта 3 статьи 236 Кодекса в рассматриваемом случае не действуют. Значит, с сумм материальной помощи и премий, приуроченных к юбилейным датам, организация должна исчислять и уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в общеустановленном порядке.

В случае если организация осуществляет два вида деятельности. Один из них переведен на ЕНВД, а другой облагается по общей системе налогообложения и есть сотрудники, которые заняты во всех видах деятельности. Как правильно применять регрессивную шкалу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование?

При начислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование необходимо применить регрессивные тарифы к общей сумме выплат и вознаграждений, выплачиваемых физическим лицам по всем видам деятельности. Такой порядок установлен Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ.

Рассчитывать сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которая признается налоговым вычетом при расчете ЕСН, подлежащего уплате в федеральный бюджет налогоплательщики уменьшают на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Об этом говорится в пункте 2 статьи 243 Кодекса.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, применяемые как налоговый вычет при расчете ЕСН, рассчитываются исходя из суммы выплат только по видам деятельности, облагаемым по общему налоговому режиму, с применением тарифов, соответствующих размеру этих выплат.

В данном случае исчислять страховые взносы по видам деятельности, облагаемым только ЕНВД, нет необходимости. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование нельзя рассчитывать путем суммирования платежей, исчисленных отдельно по видам деятельности, облагаемым по специальному и общему налоговым режимам. Дело в том, что может произойти завышение сумм взносов, подлежащих перечислению в Пенсионный фонд. Аналогичные разъяснения дает Минфин России в письме от 07.12.2005 № 03-05-02-04/216.


2.4 Оценка эффективности введения страховых взносов на территории РФ


Необходимость внесения изменений в пенсионную систему вызвана демографическими процессами, а именно старением населения. Действующий ныне так называемый принцип солидарности поколений, то есть когда работающее население обеспечивает пенсию неработающему, перестает быть эффективным. Количество пенсионеров с каждым годом растет, процент трудоспособного населения снижается, средств на выплату пенсий попросту не хватает.

Население государства считается старым, если в его структуре доля людей в возрасте от 65 лет и старше превышает 7%. В России этот показатель равняется 12%. На одного пенсионера приходится всего 1,7 работающих. Население страны стареет, за период 1989 – 2007 гг. средний возраст россиянина вырос на 4,5 года, до 38,5 лет (рис. 3).

И выполнение принципа – «сегодняшний» работник содержит «вчерашнего» работника – становится затруднительным. Это привело к необходимости проведения пенсионной реформы.

Единственный выход из складывающейся ситуации, по мнению правительства, это отказ от финансирования пенсий государством и передача этой обязанности самим будущим пенсионерам. Иначе говоря, переход к накопительному формированию пенсий. Государство в свою очередь станет контролировать, чтобы граждане копили деньги на старость (платили требуемые взносы) и передавали их в управляющую компанию.

Эти реформаторские идеи с самого начала не нашли поддержки основных экономических министерств - Минфина и Минэкономразвития. Но отказ не стал поводом для отступления от задуманного, и подготовку проектов передали социальному ведомству - Минздраву. Пакет законопроектов, вносящих изменения в пенсионное законодательство был принят Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон № 212).


Рисунок 3 - Средний возраст населения России и развитых стран Европы


В государствах, которые обычно называются развитыми, пенсионные выплаты производятся на основе сочетания двух принципов (способов, порядков) - пенсионного обеспечения и пенсионного страхования. Первый предполагает выплату гарантированного государством минимума, а второй - формирование пенсионных выплат в зависимости от заработной платы и стажа трудовой деятельности (по правилам накопительного страхования). То есть минимум обеспечивается государственным бюджетом, а остальная часть пенсии формируется по принципу накопительного страхования. При этом выплаты в рамках пенсионного обеспечения "обеспечиваются" за счет подоходного налога, поскольку такой способ выплаты пенсии к страхованию не имеет практически никакого отношения.

Страховые же взносы в большинстве развитых стран уплачиваются работодателем и работником в различных пропорциях, что повышает заинтересованность работника в легализации его заработной платы, а также снижает риск уклонения работодателя от уплаты указанных взносов.

За прошедшее десятилетие, несмотря на значительное количество денежных средств, вложенных в проведение пенсионной реформы, правила начисления и выплаты пенсии практически не изменились. То есть, как и предрекалось, продолжает действовать система пенсионного обеспечения, предполагающая ограничение максимального значения начисляемой пенсии (т.е. размер пенсии, по существу, не зависит от размера отчислений в Пенсионный фонд РФ и заработной платы).

Развитие накопительного страхования в нашей стране пока находится в зародыше. Сегодня от него только убытки, причем значительные, которые полностью компенсируются за счет бюджетных средств. Миллиардные суммы, направляемые работодателями на накопительную часть трудовой пенсии, остаются на счетах Пенсионного фонда РФ и никуда не инвестируются. Эти деньги, несмотря на насущную потребность в них российской экономики, остаются без движения и, не принося прибыли, съедаются инфляцией.

С 1 января 2010 г. гл. 24 "Единый социальный налог" НК РФ утрачивает силу. ЕСН будет заменен страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование.

Принятие Федерального закона № 212-ФЗ свидетельствует, что за многие годы реформ у государственных деятелей, наделенных полномочиями, так и не сформировалось четкое представление о том, чем налог отличается от страхового взноса и каковы принципы функционирования системы пенсионных выплат.

Налог уплачивается на основе закона в рамках исключительно публичных правоотношений, а страховой взнос - на основе договора в рамках гражданских правовых отношений. Иногда заключение договора страхования может носить обязательный характер, но это нисколько не меняет сути возникающих на его основе правоотношений. Примером совмещения публичных целей с частноправовыми методами их достижения является институт обязательного автострахования. В отличие от пенсионной, система автострахования существует не так давно, но достаточно надежно, на основе ясных и понятных правил. При этом уровень желания и возможности автовладельца уклониться от уплаты страховых взносов находится на самых низких показателях, чего нельзя сказать о существовавшей до введения ЕСН практики уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды.

ЕСН не являлся налогом в полном смысле этого слова, поскольку его суммы попадают во внебюджетные фонды, минуя бюджетную систему.

Еще одним доказательством незнания законодателя о наличии существенной разницы между налогом и страховым взносом может служить факт переписывания значительной части Налогового кодекса РФ в Федеральный закон № 212-ФЗ. В итоге поменяется название платежа (ранее - ЕСН, теперь - страховые взносы), но сущность его не изменится. То есть "новые" страховые взносы в том виде, в каком они предлагаются, так же не будут отвечать страховым принципам, как и отмененный ЕСН.

На наш взгляд, единственная цель этого "обратного переворота" - передача контрольных полномочий по взиманию взносов от налоговых органов к органам внебюджетных фондов. Однако при реализации указанной цели не были учтены существенные обстоятельства.

Дело в том, что деятельность Пенсионного фонда РФ до настоящего времени осуществляется на основе правового акта почти двадцатилетней давности, принятого за два года до вступления в силу Конституции Российской Федерации, - Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) (утв. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1). Согласно этому документу Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, т.е. к органам государственной власти не имеет никакого отношения. В то же время на него с 01.01.2010 г. возлагаются такие полномочия, которыми сегодня располагают налоговые органы, являющиеся органами государственной власти.

Известно, что механическое переписывание законодательства всегда приводит к появлению юридических парадоксов. Так, механическое переписывание Налогового кодекса РФ (со всеми его недостатками) в части, касающейся контрольных полномочий фондов, а также ответственности плательщиков взносов, привело, если следовать логике многочисленных научных работ, доказывающих самостоятельность налоговой ответственности, к появлению нового вида юридической ответственности - ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Достаточно обратиться к Конституции Российской Федерации, чтобы усомниться в конституционной легитимности правотворческой и правоприменительной деятельности такого образования, как Пенсионный фонд РФ. Пункт 2 ст. 3 Основного закона гласит: "Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления". И далее в ст. 10: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную".

Таким образом, делегирование полномочий федерального органа исполнительной власти может осуществляться только органу государственной власти субъекта Российской Федерации на основе соответствующего соглашения при условии, что это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Вопрос о делегировании властных полномочий заслуживает отдельного внимания, поскольку широко обсуждается в последнее время. Например, когда ученые-юристы пытаются обосновать правомерность делегирования полномочий законодателя высшим органам судебной власти. Можно напомнить и о противодействии систематически возникающему желанию органов исполнительной и судебной власти определять общеобязательные правила поведения (нормы права). Между тем еще в XVII в. Джон Локк в своих трактатах о правлении настоятельно утверждал недопустимость взаимного делегирования полномочий между различными ветвями государственной власти. Народ наделяет властью государственные органы без права передоверия этой власти. Как уже было сказано, это правило прямо вытекает из положений ст. 3 Конституции Российской Федерации.

Поэтому полномочия органа государственной власти не могут быть переданы Пенсионному фонду РФ, так как он до настоящего времени является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Один только этот аргумент может служить достаточным основанием для рассмотрения Федерального закона № 212-ФЗ на соответствие Конституции Российской Федерации. Даже в "доконституционную" эпоху, когда законодатель имел еще смутное представление о системных правовых принципах, Фонду не были предоставлены полномочия по контролю за уплатой страховых взносов в полном объеме. В соответствии с вышеуказанным Положением о Пенсионном фонде РФ контроль за своевременным и полным поступлением туда страховых взносов осуществлялся с участием налоговых органов.

Формальной причиной для законодательных изменений, послужила насущная необходимость в отмене регрессивной шкалы взимания ЕСН. При существующей единой ставке подоходного налога регрессивная шкала ЕСН способствует уклонению от его уплаты. Контрольными органами зафиксировано немало случаев создания схем налоговой минимизации с участием высокооплачиваемых управленческих структур, а также получения многомиллионных заработных плат.

Согласно закона №212-ФЗ совокупная величина страховых тарифов составит 34% и будет применяться с 1 января 2011 г. (в 2010 г. - 26%) к плательщикам, указанным в пп. 1 п. 1 ст. 5 Закона о страховых взносах. Структура тарифов выглядит следующим образом:

−                  ПФР - 26%;

−                  ФСС РФ - 2,9%;

−                  ФФОМС - 2,1%;

−                  ТФОМС - 3%.

Применение регрессивных ставок отменено. Однако с сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не будут взиматься. Предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной (с 1 января соответствующего года) индексации в соответствии с ростом средней заработной платы в Российской Федерации (п. п. 4, 5 ст. 8 Закона о страховых взносах).

Проведем сравнительный анализ налоговых ставок ЕСН и новых страховых тарифов (табл. 2.11).


Таблица 2.11 - Сравнительный анализ ставок ЕСН и страховых тарифов

Налоговая база, руб.

Налоговая нагрузка по ЕСН

Налоговая нагрузка по страховым взносам

Ставки ЕСН (п. 1 ст. 241 НК РФ)

Ставки ЕСН, в % к общей базе (расчетно)

Сумма налога в руб.

Страховые тарифы

Страховые тарифы, в % к общей базе (расчетно)

Сумма взносов в руб.

1

2

3

4 = 1 x 3

5

6

7 = 1 x 6

До 280000

26%

26%

0 - 72800

34%

34%

0 - 95200

280001 - 415000

72800 руб. + 10% с суммы, превышающей 280000 руб.

26% - 20,795%

72800 - 86300

34%

34%

95200 - 141100

415001 - 600000

72800 руб. + 10% с суммы, превышающей 280000 руб.

20,795% - 17,46(6)%

86300 - 104800

0%

34% - 23,51(6)%

141100

600000 - 2415000

104 800 руб. + 2% с суммы, превышающей 600 000 руб.

17,46(6)% - 5,843%

От 104 800 до 141 100

0%

23,51(6)% - 5,843%

141 100


Из таблицы видно, что, когда Закон о страховых взносах заработает в полую силу, налоговая нагрузка на налогоплательщиков увеличится. Только для физических лиц, у которых доход за год составит более 2 415 000 руб., она будет снижена. Очевидно, что таких случаев будет не так уж много.

Расчет предельной величины доходов производится следующим образом:

141 100 руб. = 104 800 руб. + (X - 600 000 руб.) x 2%,

где X - предельная величина дохода, при которой и ЕСН, и страховые взносы будут равны.

Понятно, что если облагаемый доход будет выше рассчитанных 2415 тыс. руб., то сумма ЕСН будет больше, так как с величины, превышающей 600 тыс. руб., налогоплательщики исчисляют взносы в размере 2%, а по страховым взносам начисление прекращается при достижении дохода в размере 415 тыс. руб.

На графике показана налоговая нагрузка по ЕСН и страховым взносам в рублях при налоговой базе от 0 до 3 000 000 руб. (рис. 4).

Рисунок 4 - Налоговая нагрузка по ЕСН и страховым взносам


Однако Федеральный закон № 212-ФЗ не решает указанную проблему. Одновременно с отменой регрессивной шкалы ставок ЕСН (страховых взносов) происходит сокращение налоговой базы до 415 тыс. руб. (т.е. с выплат свыше этой суммы страховые взносы вообще не взимаются). Таким образом, если в 2009 г. с налогоплательщика, выплачивающего миллионные заработные платы, можно было взыскать в виде ЕСН хотя бы 2% с сумм, превышающих 600 тыс. руб. в год, то по новым правилам уже с сумм выплат, превышающих 415 тыс. руб., бюджет не получит ничего.

Рассматриваемое нововведение потребует дополнительных бюджетных расходов. Вместо внесения "легких" поправок в Налоговый кодекс РФ в лучших отечественных традициях было принято решение о полной революционной перестройке действующего порядка, которое повлечет за собой значительные потери. Между тем для таких революционных преобразований, что и было показано выше, не представлено никаких веских оснований.

Остается сожалеть, что решения подобного рода возникают несмотря на экономический кризис, который, казалось бы, требует экономного расходования бюджетных средств.

С экономической точки зрения потери от введения нового порядка точно оценить пока трудно. Учитывая объем передаваемых внебюджетным фондам контрольных полномочий, организационные потери по его внедрению (вместе с расходами на увеличение численности штатов фондов) будут исчисляться миллионами. Кроме того, многие эксперты прогнозируют огромную волну судебных споров, что также отразится на карманах налогоплательщиков, которым придется оплачивать очередной законодательный эксперимент.

Заключение


С изменениями законодательства, вступившими в силу с 1 января 2010 года - Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ (за исключением отдельных положений), который регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, а гл. 24 НК РФ "Единый социальный налог" утратила силу (ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ). Страховые взносы должны перечисляться отдельно в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальный). Действие нового Закона не распространяется на взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также на обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплата которых регулируется специальными федеральными законами (ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Страховые взносы образуют особую систему государственных доходов, совершенно отличную от налогов, неналоговых доходов и прочих поступлений по своей социально-правовой природе, формированию, распределению и использованию.

В 2010 году замена ЕСН на страховые взносы не приведет к увеличению нагрузки на компании. Как мы помним, максимальная ставка ЕСН составляла 26%. В этом году общий размер страховых взносов также будет равен 26 процентам (ПФР – 20%, ФСС – 2,9%, ФФОМС – 1,1%, ТФОМС – 2%). Для тех, кто применяет УСНО и ЕНВД тариф составит 14 процентов (взносы платятся только в ПФР).

В мировой практике наиболее распространенный источник выплат пособий по безработице и финансирования других программ занятости – отчисления от фонда оплаты труда независимо от того, кто платит заработную плату. Эти средства имеют целевое назначение и проходят по отдельной отчетности. Отчисления от зарплаты имеют тот очевидный недостаток, что они сокращаются в период роста безработицы, в соответствии с тем периодом, когда увеличивается потребность в мерах по поддержке занятости. Преимущество же состоит в том, что отчисления от заработной платы – самые легко взимаемые.

В государствах, которые обычно называются развитыми, пенсионные выплаты производятся на основе сочетания двух принципов (способов, порядков) - пенсионного обеспечения и пенсионного страхования. Первый предполагает выплату гарантированного государством минимума, а второй - формирование пенсионных выплат в зависимости от заработной платы и стажа трудовой деятельности (по правилам накопительного страхования). То есть минимум обеспечивается государственным бюджетом, а остальная часть пенсии формируется по принципу накопительного страхования. При этом выплаты в рамках пенсионного обеспечения "обеспечиваются" за счет подоходного налога, поскольку такой способ выплаты пенсии к страхованию не имеет практически никакого отношения.

Страховые же взносы в большинстве развитых стран уплачиваются работодателем и работником в различных пропорциях, что повышает заинтересованность работника в легализации его заработной платы, а также снижает риск уклонения работодателя от уплаты указанных взносов.

Рассматриваемое нововведение потребует дополнительных бюджетных расходов. Вместо внесения "легких" поправок в Налоговый кодекс РФ в лучших отечественных традициях было принято решение о полной революционной перестройке действующего порядка, которое повлечет за собой значительные потери. Между тем для таких революционных преобразований, что и было показано выше, не представлено никаких веских оснований.

Особенности применения тарифов при расчете страховых взносов на обязательное медицинское страхование предусмотрены главой 8 Федерального закона.

Поступления ЕСН (упраздненного с 2010 г.) в федеральный бюджет в 2009 г. составили 509,8 млрд. руб. и по сравнению с 2008 г. выросли на 3 млрд. руб., или на 1%.

С экономической точки зрения потери от введения нового порядка точно оценить пока трудно. Учитывая объем передаваемых внебюджетным фондам контрольных полномочий, организационные потери по его внедрению (вместе с расходами на увеличение численности штатов фондов) будут исчисляться миллионами. Кроме того, многие эксперты прогнозируют огромную волну судебных споров, что также отразится на карманах налогоплательщиков, которым придется оплачивать очередной законодательный эксперимент.

Список использованной литературы


1.           Конституция Российской Федерации. - М., 1993.

2.           Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года №145-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

3.           Гражданский Кодекс Российской Федерации, часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ, часть вторая от 26.01.1996 № 14-ФЗ, часть третья от 26.11.2001 № 146-ФЗ, часть четвертая от 18.12.2006 №230-ФЗ.

4.           Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) (с изменениями и дополнениями) от 29 декабря 2009 г.

5.           Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования РФ, федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

6.           Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

7.           Сайт «Консультант-Плюс» #"#">Федеральная служба государственной статистики» #"#">Чем база по страховым взносам, уплачиваемым с 2010 года, отличается от базы по ЕСН» http://www.glavbukh.ru


Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты