Структура кредитной системы Казахстана и роль банков в стабилизации экономики
Следует
обратить внимание еще на одно весьма актуальное и совершенно новое явление в
деле развития кредитных отношений. Если до 1 июля 1992г.,
решая вопрос о выдаче централизованных кредитов, республика не придавала этому
особого значения, поскольку никакого контроля со стороны Центрального банка
России за кредитной эмиссией стран Содружества практически не было, то теперь
обстоятельства и экономические условия в корне изменились. С 1 июля 1992г.
кредитная эмиссия стран Содружества взята под контроль Центрального банка России и строго учитывается, что
способствует сдерживанию безудержной инфляции. Конечно, чисто теоретически Нацбанк Республики Казахстан может по-прежнему выдать
кредит коммерческим банкам сколько угодно и создать тем самым видимое
благополучие у предприятий. т.е. у них будут
свободные средства на расчетных счетах, кредитовое сальдо на корреспондентских
счетах коммерческих банков, но использовать эти средства предприятия смогут
только при наличии товарно-материальных ценностей в Казахстане, либо при наличии свободных средств на корреспондентских счетах в Центральных банках стран СНГ, либо за счет
кредита, полученного от соответствующей страны для
пополнения корреспондентского счета республики.
Следовательно,
проблемы сохранения, приумножения, эффективного управления государственной собственностью приобретают особую актуальность
в связи с переходом к рыночным отношениям. В мире накоплен богатый опыт
эффективного управления государственным имуществом, который следует внимательно
изучить и с учетом реальной экономики использовать в хозяйственной
практике.
Как
видно из анализа состояния финансовых и денежно-кредитных отношений, ценовой
фактор оказал негативное влияние на всю финансово-кредитную сферу республики.
Однако
нельзя не отметить и о главных положительных моментах перехода на свободные
цены. К ним в первую очередь следует отнести
достижение некоторой сбалансированности между
денежной и товарной массой. Известно, что до начала либерализации цен, ни один
товар не стоил так дешево как деньги. Это был единственный товар, в котором не
было дефицита. Главной задачей предприятий в тех
условиях было выбить фонды на материальные ресурсы, а деньги, как правило, были
всегда в избытке либо их легко можно было взять в
банке.
Таким
образом, произошло принципиальное изменение роли
денег, финансов и кредита в народном хозяйстве и поведения предприятий по отношению к этим стоимостным категориям. Внимание
предприятий переключилось с поиска дефицитных ресурсов к поиску путей сбыта
собственной продукции, платежеспособного потребителя. Экономика из традиционно
ориентированной на затраты становится ориентированной на спрос. Ресурсоограниченная экономика заменяется спросоограниченной экономикой. Это радикальное
изменение всей системы приоритетов в поведении хозяйственных звеньев, которою существенно повышает реальные возможности
государства управлять экономикой через деньги, финансы и кредит.
Экономическая
и финансовая стабилизация в республике связана с поиском стратегии и выработкой
эффективной денежно-кредитной политики в современных условиях, которая должна
быть направлена на ограничение и сдерживание денежной и кредитной эмиссии.
Проведение политики жесткой денежно-кредитной,
рестрикции связано с нарастанием диспропорций в сфере производства и в сфере
обращения, ростом цен и инфляции.
В
этих условиях правительство и Нацбанк, в принципе правильно выбрали основные
направления своей политики на стабилизационный период: снижение темпов падения
производства и темпов инфляции, укрепление покупательной способности
национальной валюты и т. д .Указанные направления в. основном базируются па
регулировании денег в обращении с помощью активной монетарной политики,
проводимой правительством и Нацбанком республики.
Одним
махом проблему стабилизации денежно-кредитной системы в целом и национальной
валюты, в частности, решить невозможно. Стабильность в указанной сфере связана
с уровнем экономического развития. Необходимо
насытить внутренний рынок товарами и услугами в самое ближайшее время, создать
сильный экспортный потенциал, поддержать платежеспособный спрос, осуществить
налоговую реформу, реформу цен и оздоровить бюджет. На все это нужно время.
Поэтому введение может быть только поэтапным. Причем, к каждому следующему
этапу можно будет переходить, только получив реальные экономические результаты
от предыдущих.
2.
Роль банков в стабилизации экономики
2.1 БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА,
ЕЁ ФУНКЦИИ, ОСОБЕННОСТИ И АНАЛИЗ
Банковская система —
совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений,
действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Включает Национальный
банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров. Национальный
банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, является ядром
резервной системы. Коммерческие банки осуществляют все виды банковских
операций.
Признаки банковской
системы:
Банковская система
включает элементы, подчиненные определенному единству, отвечающие единым целям.
Она имеет специфические свойства. Способна к взаимозаменяемости элементов.
Банковская система является динамичной системой и выступает как система
«закрытого» типа. Обладает характером саморегулирующейся системы. Является
управляемой системой.
Типы банковских систем:
Международная практика
знает несколько типов банковских систем:
Распределительная
(централизованная) банковская система: государство — единственный собственник,
монополия государства на формирование банков, одноуровневая банковская система,
политика единого банка, государство отвечает по обязательствам банков, банки
подчиняются правительству и зависят от его оперативной деятельности, кредитные
и эмиссионные операции сосредоточены в одном банке, руководитель банка
назначается центральной или местной властью вышестоящими органами управления. В
противоположность распределительной (планово-административной) системе
банковская система рыночного типа характеризуется отсутствием монополии
государства на банковскую деятельность. Для банковской системы в условия рынка
характерна банковская конкуренция. Эмиссионные и кредитные функции разделены
между собой. Эмиссия наличных денег сосредоточена в центральном банке,
кредитование предприятий и населения осуществляют различные деловые банки —
коммерческие, инвестиционные, инновационные, ипотечные, сберегательные и др.
Коммерческие банки не отвечают по обязательствам государства, так же как
государство не отвечает по обязательствам коммерческих банков.
Банковская
инфраструктура:
Банки, как элементы
банковской системы, могут успешно развиваться только во взаимодействии с
другими элементами и, прежде всего, с банковской инфраструктурой. К элементам
банковской инфраструктуры относятся:
1)законодательные
нормы (определяющие статус кредитного учреждения, перечень выполняемых им
операций);
2)внутренние
правила совершения операций (обеспечивающие выполнение законодательных актов и
защиту интересов вкладчиков, клиентов банка, его собственных интересов в целом,
методическое обеспечение);
3)построение
учета, отчетности, аналитической базы (компьютерная обработка данных, управление
деятельностью банка на базе современных коммуникационных систем);
4)структура
аппарата управления банком.
Новая структура
банковской системы нашей страны состоит из двух уровней:
• первый уровень — Национальный
банк ;
• второй уровень —
коммерческие банки и специализированные кредитно-финансовые учреждения.
В центре кредитной
системы на первом уровне находится государственный Национальный банк, играющий
важную роль в макроэкономическом регулировании финансовых и денежных отношений
в стране.
На втором уровне
банковской системы находятся коммерческие банки (акционерные, кооперативные),
которые призваны обслуживать предприятия и организации всех форм собственности.
Они осуществляют посреднические операции, обслуживают расчеты и платежный
оборот между предприятиями и организациями, между предприятиями и
государственными органами, производят кредитные, фондовые и иные банковские
операции.
По уровню специализации
различают: универсальную и специализированные модели банков.
Особенности банковской
системы Казахстана:
Банковская система
стран СНГ и Казахстана характеризуется рядом особенностей. В большинстве стран
СНГ кредитно-финансовая система находится в промежуточном положении между
старой, жесткой и монополизированной системой (Госбанк - специализированные банки
- филиалы) и двухуровневой системой (Нацбанк - коммерческие банки). В
Казахстане в общих чертах сформировалась и начала действовать двухуровневая
банковская система. Бывшие спецбанки кредитуют, как и прежде, своих постоянных
клиентов (в основном государственные предприятия и организации и отраслей) и
акционеров по льготным ставкам. Это обстоятельство вынуждает менее мощные
коммерческие банки также сохранять относительно льготное кредитование в борьбе
за своих вкладчиков. Более 90% вкладов населения находится на счетах в
учреждениях сберегательного банка, что вызвано высоким доверием к нему (это
единственный банк сохранность вклада в который гарантируется государством), а
также доступностью его учреждений. Сберегательный банк - практически
единственный банк занимающийся кредитование физических лиц. Новые коммерческие
банки, как правило, не интересуются мелким клиентами и не всегда сами желают
работать с населением. Доля вклада населения в пассиве коммерческих банков
устойчиво не поднимается выше 0,5%. В последнее время однако и они в поисках
свободных средств начинают применять новые формы работы, привлекающие частных
вкладчиков, - срочные вклады, депозитные и сберегательные сертификаты, векселя,
акции, облигации.
Менее монополизирована
сфера расчетного обслуживания юридических лиц. За крупных клиентов, хранящих
или пропускающих через свои счета солидные средства, идет настоящая
конкурентная борьба.
Основной вид активных
операций Казахстанских коммерческих банков - кредитование юридических лиц
(35-37% актива). Можно выделить несколько закономерностей присущих этому виду
банковской деятельности. Во-первых, характерен чрезвычайно высокий удельный вес
краткосрочных кредитов (95-96%), неизменна тенденция к росту данного
показателя. Средний срок кредитов составляет 3-4 месяца, что вызвано высоким
уровнем риска и неопределенности в условии кризиса и инфляции. Во вторых,
ставки по кредитам государственным предприятиям ниже, чем по кредитам
альтернативному сектору экономики, а по кредитам на расширение и модернизацию
производство ниже, чем по кредитам на торгово-закупочные мероприятия. При
кредитовании предприятия различных форм собственности применяются различные
формы обеспечения возвратности ссуды: страхование, перестрахование, гарантия,
залог, заклад. К другим видам операций коммерческих банков относятся вложения в
свободно конвертируемую валюту - (40% активов) и выдача межбанковских кредитов
(2% активов). Не получили широко распространения новые виды банковских
операций: вложение в ценные бумаги и паи (0,5-0,6% активов), трастовые
операции, лизинг. Помимо кредитов хозяйственным органам и банкам, значительная
часть средств коммерческих банков размещена на корреспондентских и резервных
счетах в Нацбанке и в кассе (15-16%). Из источников средств банков можно выделить
прежде всего средства на текущих и расчетных счетах предприятий, кредиты других
банков, в первую очередь Нацбанком, собственные средства банков. Минимальная и
максимальная процентные ставки составляли по депозитам соответственно 100 и
180%, по коммерческим банковским кредитам. На рост процентных ставок по
кредитам влияет увеличение учетной ставки Нацбанка. К настоящему времени
сложилась ситуация, когда банковские учреждения в Казахстане действуют как
универсальные банки, без относительной специализации.
2.2 БАНКИ, ИХ ОПЕРАЦИИ,
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА БАНКОВ
Банк – финансовое
предприятие, которое сосредотачивает временно свободные денежные средства
(вклады), предоставляет их во временное пользование в виде кредитов (займов,
ссуд), посредничает во взаимных платежах и расчетах между предприятиями,
учреждениями или отдельными лицами, регулирует денежное обращение в стране,
включая выпуск (эмиссию) новых денег.
В условиях рынка банки
являются ключевым звеном, питающим народное хозяйство дополнительными денежными
ресурсами. Современные банки не только торгуют деньгами, одновременно они
являются аналитиками рынка. По своему местоположению банки оказываются ближе
всего к бизнесу, его потребностям, меняющейся конъюнктуре. Таким образом, рынок
неизбежно выдвигает банк в число основополагающих элементов экономического
регулирования.
Банки по характеру
собственности делятся на: частные, кооперативные, муниципальные (коммунальные);
государственные, смешанные; созданные с участием государства.
В странах с развитой
рыночной экономикой сложились двухуровневые банковские системы. Верхний уровень
системы представлен центральным (эмиссионным) банком. На нижнем уровне
действуют коммерческие банки, подразделяющиеся на универсальные и специализированные
банки (инвестиционные банки, сберегательные банки, ипотечные банки, банки
потребительского кредита, отраслевые банки, внутрипроизводственные банки), и
небанковские кредитно-финансовые институты (инвестиционные компании,
инвестиционные фонды, страховые компании, пенсионные фонды, ломбарды, трастовые
компании и др.).
По своему положению в
кредитной системе Национальный банк играет роль «банка банков», т. е. хранит
обязательные резервы и свободные средства коммерческих банков и других
учреждений, предоставляет им ссуды, выступает в качестве «кредитора последней
инстанции», организует национальную систему взаимозачетов денежных обязательств
либо непосредственно через свои отделения, либо через специальные расчетные
палаты.
Правовой статус и
функции Банка определены законами «О Национальном банке Республики Казахстан» и
«О банках в Республике Казахстан». В соответствии с законом «О Национальном
банке Республики Казахстан» отмечена независимость Национального банка от
распорядительных и исполнительных органов власти, его подотчетности только
Верховному Совету и Президенту Республики Казахстан, там же указано что
Национальный банк Республики Казахстан представляет собой верхней уровень
банковской системы Республики Казахстан»
Основной целью
Национального банка является обеспечение стабильности цен в Республике
Казахстан. Для реализации основной цели на Национальный банк возлагаются
следующие задачи:
-разработка и
проведение денежно-кредитной политики государства
-обеспечение
функционирования платежных систем
-осуществление
валютного регулирования и валютного контроля
-содействие обеспечению
стабильности финансовой системы.
Национальный банк в
соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные
функции:
-проведение
государственной денежно-кредитной политики в Республике Казахстан;
-осуществление эмиссии
банкнот и монет на территории Республики Казахстан;
-осуществление функции
банка банков;
-осуществление функции
банка, финансового советника, агента Правительства Республики Казахстан и иных
услуг для Правительства и других государственных органов по соглашению с ними;
-Организация
функционирования платежных систем;
-осуществление
валютного регулирования и валютного контроля в Республике Казахстан;
-управление
золотовалютными активами Национального банка;
-осуществление контроля
и надзора за деятельностью финансовых организаций, а также регулирование их
деятельности по вопросам, отнесенным к компетенции Национального банка и др.
-осуществление
доверительного управления Национальным фондом Республики Казахстан.
Национальный банк
подотчётен президенту Республики Казахстан, но в пределах предоставленных ему
законодательством полномочий независим в своей деятельности.
Национальный банк
координирует свою деятельность с Правительством Республики Казахстан, учитывает
в своей деятельности экономическую политику Правительства и содействует её
реализации, если это не противоречит выполнению его основных функций и
осуществлению денежно-кредитной политики.
Высшим органом
управления Национального банка является Правление, а органом оперативного
управления – Совет директоров. Правление состоит из 9 человек. В состав
Правления входят Председатель Национального Банка и четыре должностных лица
Национального Банка (заместители Председателя), один представитель от
Президента Республики Казахстан, два представителя от Правительства Республики
Казахстан и председатель Агентства Республики Казахстан по регулированию и
надзору финансового рынка и финансовых организаций.
В структуру
Национального банка Казахстана входят:
центральный аппарат,
состоящий из 11 департаментов (один департамент в г. Астане), 10
самостоятельных управлений и 1 самостоятельного отдела 16 территориальных
филиалов и два филиала в городе Алматы: Центр кассовых операций и хранения
ценностей и Центр обеспечения деятельности Национального банка
Представительство
Национального банка в Российской Федерации 4 подотчетных организации:
Республиканское
государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Казахстанский
центр межбанковских расчетов Национального банка Республики Казахстан»
Республиканское
государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Банковское
сервисное бюро Национального банка Республики Казахстан»
Республиканское
государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Казахстанский
монетный двор Национального банка Республики Казахстан»
Республиканское
государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Банкнотная фабрика
Национального банка Республики Казахстан»
Национальный банк
Республики Казахстан является держателем акций следующих компаний:
Казахстанский фонд
гарантирования депозитов
Коммерческие банки -
основное звено кредитной системы. Они выполняют практически все виды банковских
операций. Коммерческий банк - это негосударственное кредитное учреждение,
специализирующееся на приеме депозитов, краткосрочном кредитовании и расчетном
обслуживании клиентов, занимающееся также посредническими операциями,
осуществляющее универсальные банковские операции для предприятий всех отраслей
главным образом за счет денежных капиталов и сбережений, привлеченных в виде
вкладов. Коммерческие банки проводят расчетные и платежные операции, эмиссию
ценных бумаг, предоставляют ссуды и гарантии и т.д. Коммерческие банки по форме
собственности подразделяются на частные (индивидуальные и акционерные) и
государственные. В современных условиях коммерческим банкам удалось существенно
расширить прием срочных и сберегательных вкладов, средне- и долгосрочное
кредитование, создать систему кредитования населения (потребительского кредита).
Инвестиционные банкиспециализируются на эмиссионно-учредительных операциях. По поручению
предприятий, нуждающихся в долгосрочных вложениях и прибегающих к выпуску акций
и облигаций, инвестиционные банки берут на себя определение размера, условий, срока
эмиссии, выбор типа ценных бумаг, а также обязанности по их размещению и
организации вторичного обращения. Учреждения этого типа гарантируют покупку
выпущенных ценных бумаг, приобретая и продавая их за свой счет или организуя
для этого банковские синдикаты, предоставляют покупателям акций и облигаций
ссуды. Хотя доля инвестиционных банков в активах кредитной системы сравнительно
невелика, они благодаря их информированности и учредительским связям играют в
экономике важнейшую роль.
Сберегательные банки –
это, как правило, небольшие кредитные учреждения местного значения, которые
объединяются в национальные ассоциации и обычно контролируются государством, а
нередко и принадлежат ему. Пассивные операции сберегательных банков включают
прием вкладов от населения на текущие и другие счета. Активные операции
представлены потребительским и ипотечным кредитом, банковскими ссудами,
покупкой частных и государственных ценных бумаг. Сберегательные банки выпускают
кредитные карточки.
Ипотечные банки –
учреждения, предоставляющие долгосрочный кредит под залог недвижимости (земли,
зданий, сооружений). Пассивные операции этих банков состоят в выпуске ипотечных
облигаций. Ипотечный кредит применяется главным образом в сельском хозяйстве, а
также в жилищном и других видах строительства. В результате увеличивается
размер производительно используемого капитала.
Банки потребительского
кредита - тип банков, которые функционируют в основном, за счет
кредитов, полученных в коммерческих банках, и выдачи краткосрочных и
среднесрочных ссуд на приобретение дорогостоящих товаров длительного
пользования и т.д.
Огромную роль в
банковском деле играют банковские группы, в составе которых выделяются головная
компания (холдинг), филиалы (дочерние общества), а также представительства,
агентства, отделения.
Банковский холдинг
представляет собой держательскую (холдинговую) компанию, владеющую пакетами
акций и иных ценных бумаг других компаний и осуществляющую операции с этими
ценными бумагами. Помимо чистых холдингов, занимающихся только указанными
операциями, существуют смешанные холдинги, которые, кроме того, ведут
предпринимательскую деятельность в различных сферах экономики. В этом случае
холдинг создается, как правило, в связи с основанием головной компанией
дочерних производственных фирм.
Особенностью банковских
групп является наличие в их составе филиалов. Банковский филиал выступает как
юридическое лицо, регистрируется в местных органах власти и считается
резидентом страны требования, имеет самостоятельный баланс. Он может выполнять
все те же операции, что и банк-учредитель, но может быть и специализированным.
Крупные банки часто основывают филиалы, занимающиеся факторингом, лизингом,
консультациями. Пользуясь юридической независимостью филиалов, коммерческие
банки осуществляют через них запрещенные сделки с ценными бумагами компаний
небанковского сектора.
Централизация
банковского капитала проявляется в слиянии крупных банков в крупнейшие
банковские объединения, в росте филиальной сети крупных банков. Банковские
объединения – это банки-гиганты, играющие господствующую роль в банковском
деле.
Существуют несколько
форм банковских объединений.
Банковские картели –
это соглашения, ограничивающие самостоятельность отдельных банков и свободную
конкуренцию между ними путем согласования и установления единообразных
процентных ставок, проведения одинаковой дивидендной политики и т.п.
Банковские синдикаты,
или консорциумы – соглашения между несколькими банками для совместного
проведения крупных финансовых операций.
Банковские тресты – это
объединения, возникающие путем полного слияния нескольких банков, причем
происходит объединение капиталов этих банков и осуществляется единое управление
ими.
Банковские концерны –
это объединение многих банков, формально сохраняющих самостоятельность, но
находящихся под финансовым контролем одного крупного банка, скупившего
контрольные пакеты их акций.
В деятельности банков
выделяют следующие виды операций: пассивные, активные и комиссионные,
включающие посреднические операции.
При помощи пассивных
операций банки аккумулируют необходимые для своего функционирования денежные
средства – собственные, привлеченные и эмитированные. Источником собственных
средств являются: взносы учредителей (долгосрочная ссуда); выручка от продажи
акций и облигаций; отчисления от текущей прибыли в резервный фонд;
нераспределенная прибыль. Привлеченные и эмитированные средства образуются
банками за счет вкладов клиентов на текущие, срочные и сберегательные счета, а
также в результате эмиссии кредитных денег. Важную роль в привлечении денежных
средств играют межбанковские ссуды, учет и переучет векселей. Собственные
средства составляют малую часть фондов, которыми располагают банки. Обычно у
крупных банков доля собственных средств не превышает 10%, причем, чем крупнее
банк, тем меньше удельный вес его собственного капитала в сравнении с
привлеченным.
Активные операции
направлены на использование образованного денежного фонда с целью получения
прибыли. Они подразделяются на кредитные и инвестиционные. В свою очередь,
кредитные операции классифицируются по:
признаку срочности – на ссуды до
востребования (онкольные), краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5
лет), долгосрочные (свыше 5 лет);
характеру обеспечения – на учет
векселей, ссуды под залог векселей (вексельные), под залог товаров и товарных
документов (подтоварные), недвижимости (ипотечные), ценных бумаг (фондовые и
бланковые).
В зависимости от
способа погашения выделяют ссуды с единовременным погашением и с возвратом в
рассрочку. Выплаты процента производятся сразу при выдаче ссуды, по частям на
притяжении всего срока либо в момент погашения. Наряду с кредитом, имеющим
фиксированную ставку процента, получил развитие средне- и долгосрочный кредит с
плавающей процентной ставкой. Ссуды классифицируются также по типу заемщика:
ссуды предпринимателям, государству, населению, банкам и т.д.
Комиссионные операции
выполняются банками по поручению клиентов за определенную плату (комиссию). К
таким операциям относятся расчеты, гарантии, торговые сделки, операции с
валютой, инкассирование векселей и чеков, прием на хранение ценных бумаг.
Посреднические операции,
тесно переплетаясь с кредитными, породили такую комплексную форму банковского
обслуживания, как факторинг; кроме того, значительное развитие получил лизинг.
Факторинг
– перепродажа права на взыскание долгов; коммерческие операции по доверенности;
услуга, связанная с получением денег за продажу в кредит.
Структура банка,
количество отделов, специализация служб, состав руководства, распределение
полномочий и т.д. зависят от многих факторов, и определяется экономической
целесообразностью. В общеорганизационной структуре банка можно выделить два типа
отделов: отделы, выполняющие линейные функции, и отделы, выполняющие штабные
функции.
Линейные отделы
непосредственно заняты выполнением операционной работы, например, принятием
вкладов, выдачей кредитов, покупкой ценных бумаг и т.д. Термин «линейный» характеризует
характер связей этих отделов с высшими эшелонами банка. Линейные функции
делегируются с высших этажей команд иерархии на низшие, что создает непрерывную
«цепь команд» или «линию» команд по вертикали, связывающую один уровень с
другим.
Штабные отделы
занимаются обслуживанием линейных отделов, оказывают им помощь для повышения
эффективности их деятельности. Примером могут служит отделы планирования,
кадров, юридический, статистики и т.д.
Теория менеджмента
рекомендует четко разграничивать функции отделов разных типов и всегда иметь в
виду, что штабные отделы обладают лишь правом оказывать помощь и давать
консультации. Как правило, штабные отделы всегда выделяются в отдельный блок.
Главным органом управления
банком является общее собрание акционеров. Оно принимает важнейшие решения –
утверждает устав, выбирает совет директоров, утверждает балансы и отчеты,
направление и цели политики банка и т.д. В тоже время собрание акционеров, как
правило, недостаточно осведомлено о текущих делах банка и во многих случаях
просто штампует решения, предлагаемые советом директоров. В связи с политикой
выпуска мелких акций в крупных банках на ежегодных собраниях акционеров не
присутствует основная масса мелких владельцев акций, которые переуступают право
голоса выборным лицам.
Основные вопросы
деятельности банка решает совет директоров. Он является представительным
органом владельцев банка, его акционеров и должен отстаивать их интересы.
Первейшей обязанностью совета директоров является обеспечение необходимого
уровня прибыли на вложенный капитал. Вместе с тем совет должен заботиться,
естественно, и о защите других заинтересованных сторон - клиентов банка,
местной общины и т.д.
Совет директоров
формирует высшие управленческие органы, которые ведут практическую деятельность
согласно рекомендациям и указаниям совета. Основные функции совета сводятся к
следующему.
-Определение стратегических целей и формулирование политики.
-Подбор людей на руководящие посты.
-Создание комитетов.
В крупном банке, как правило, имеется четыре комитета: административный(текущие вопросы), учетно-ссудный (заключения о выдаче кредита), комитет по
доверительной деятельности (инвестирование средств), ревизионный(проверка
финансового состояния отделов банка).
Контроль за ссудными и инвестиционными операциями.
Директора занимают
ключевые позиции в органах управления банка. Они несут ответственность за свои
неправомерные действия или злоупотребления. Против директора может быть
возбуждено уголовное дело за предоставление ложных отчетов, кражу и растрату
денег, дачу неверных сведений государственным органам, необоснованную выдачу
ссуд должностным лицам (например, ревизорам) и т.д. Директора могут нести
ответственность также за убытки, которые образовались из-за их неверных
рекомендаций или халатности. Строго наказывается нарушение федеральных и
штатных законов о банках (например, выдача ссуды одному заемщику в большем
размере, чем это предусмотрено законодательством).
Для руководства и
осуществления практических операций совет директоров формирует структуры банка.
По степени самостоятельности и объему полномочий управленческий состав имеет
три уровня:
-высшие менеджеры;
-администраторы;
-лица, наделенные надзорными и ревизионными функциями.
Высшие менеджеры
обладают наибольшей степенью самостоятельности при принятии решений, и сфера их
полномочий распространяется на все стороны деятельности банка. Главное в их
работе - координация деятельности отдельных служб, определение конкретных
программ, консультации, оценка результатов работы отделов и т.д.
К категории
администраторов относятся руководители отдельных функциональных служб,
отвечающие за свой участок работы. Они действуют в рамках утвержденных программ
и полномочий. Главная цель - обеспечить нормальную работу своего отдела, тогда
как общие цели банка находятся у них на втором плане.
Персонал третьего
уровня - надзиратели - это наиболее квалифицированные оперативные работники,
которым поручается руководство узкоспециализированной группой или участком и
которые оказывают помощь рядовым работникам, разрешают спорные и сложные
вопросы, дают консультации по конкретным случаям, занимаются обучением
персонала.
К числу высших
должностных лиц банка, управляющих его повседневной деятельностью, относятся:
-председатель совета директоров;
-президент;
-казначей;
-контролер;
-ревизор.
Председатель совета
директоров обычно не занимается оперативной работой. Он созывает и ведет совет
директоров, участвует в выработке стратегических решений, представляет банк на
различных форумах и т.д. В некоторых банках он совмещает пост с постом
президента.
Президент - это
управляющий всей деловой жизнью банка. Как правило, он определяет характер
повседневной деятельности банка. Реальная роль президента зависит от многих
обстоятельств. Иногда он может сосредоточить главные усилия на налаживании
связей банков с властями, общественными организациями и другими финансовыми
учреждениями. Но чаще он участвует в выработке оперативных решений, дает
указания о выдаче крупных кредитов, оценивает перспективных клиентов и т.п.
Как правило, в крупных
банках имеется также большое число вице-президентов, которые отвечают за работу
крупных отделов или региональных подразделений банка.
Очень важен в банке
пост казначея. Он отвечает за непосредственное осуществление всех
оперативных функций, являясь связующим звеном между главными отделами банка. По
его указанию и с его разрешения производится учет и продажа векселей,
акцептование тратт, индоссирование различных документов. Он дает разрешение на
выдачу ссуд, прием депозитов, выдачу сберегательных книжек, осуществляет
покупку ценных бумаг для банка, контролирует кассовые операции, несет
ответственность за правильность банковской документации и отчетности.
Казначей является
обязательным членом совета директоров и его постоянным секретарем. Основные
различия между функциями президента банка и казначея заключается в том, что
президент осуществляет общий контроль и надзор, а казначей практически
руководит выполнением операций. Президент и вице-президент при этом имеют
большую самостоятельность в принятии стратегических решений, а полномочия
казначея ограничены уставом банка. Даже в относительно небольшом банке казначей
не может лично контролировать весь объем операций. Он имеет заместителей,
которым передоверяет часть функций.
Еще два важных
должностных лица – контролер и ревизор банка.Контролер возглавляет
бухгалтерскую работу и отдел статистики. Кроме того, он занимается проблемами
введения новых методов работы, автоматизацией и т.п.
Ревизор осуществляет
комплексную и выборочную проверку работы банка, его отдельных подразделений.
Его главная функция состоит в том, чтобы установить, нет ли злоупотреблений и
растрат, выполняются ли все требования закона и устава банка в отношении
операций и отчетности. О результатах проверок он докладывает совету директоров.
2.3 РОЛЬ И МЕСТО БАНКОВ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
На сегодняшний день
банковская система Республики Казахстан объединяет 37 банка второго уровня,
четырнадцать из которых — с участием иностранного капитала. И практически все
они входят в систему страхования.
Основная составляющая
банковского сектора страны — «большая тройка», включающая Казкоммерцбанк,
ТуранАлем и Народный. На их долю приходится 58,8% совокупных активов всей
банковской системы. А жесткая конкуренция — особенно между первыми двумя —
позволяет избежать монопольного эффекта. Впрочем, среди крупнейших
казахстанских банков существует своего рода «разделение труда«: Казкоммерцбанк
предпочитает корпоративное обслуживание, а ТуранАлем и Народный борются за
лидерство в розничном сегменте и в кредитовании малого и среднего бизнеса.
Однако можно
утверждать, что стратегические направления «большой тройки» серьёзно влияют на
общую стратегию развития банковского сектора. Хорошая репутация и финансовая
стабильность позволяют лидерам обеспечить приток в страну долгосрочного
иностранного капитала, необходимого для развития ипотеки и других рассчитанных
на перспективу программ кредитования.
Вторая группа
объединяет средние банки, в основном обслуживающие крупные
финансово-промышленные группы и занимающие рыночные позиции, оставшиеся от
первой тройки. Их доля в совокупных активах составляет 39%. Внутри этой
размерной категории идет постоянное движение, но выделяются несколько
конкурентных групп.
В категорию малых
банков входят либо кредитные организации в стадии развития, либо те, кто
обслуживает крайне ограниченный круг клиентов и не собирается его расширять.
Среди них есть вполне устойчивые и прочно занимающие свою рыночную нишу банки,
но есть и те, чье финансовое положение вызывает опасения. Но и те, и другие
испытывают сейчас существенное давление: и со стороны регулятора,
заинтересованного в консолидации банковской системы, и со стороны рынка.
Поэтому, не ожидая, пока «грянет гром», многие мелкие банки уже сегодня ищут
стратегических инвесторов, способных обеспечить их развитие путем
дополнительных вливаний в капитал.
В Республике — всего
два государственных банка: Банк развития Казахстана и Жилстройбанк. Их
деятельность регулируется законодательными актами и носит узкую специализацию.
Банк развития
Казахстана — типичный банк развития, ориентированный на финансирование
малоразвитых секторов экономики, не связанных с недропользованием. Области
инвестирования, определенные БРК как приоритетные — это сельское хозяйство,
развитие промышленности и так далее. Но поскольку вложения, особенно
долгосрочные, здесь неизбежно сопряжены с высокими рисками, не приходится
удивляться тому, что доля инвестиционных проектов в активах банка невысока, а
ликвидность — избыточна.
Жилстройбанк создан как
специализированный и нацелен на реализацию ипотечной жилищной программы. За
основу была принята немецкая модель — долгосрочное кредитование по выгодным
процентным ставкам при условии накопления на сберегательном счете клиента половины
суммы, потребной для покупки, модернизации или ремонта жилья. Минимальный срок
накопления — три года, максимальный — не ограничен, а срок кредитования — от 10
до 15 лет.
Сегодня процентные
ставки по вкладам колеблются в диапазоне 1,5-4,5%, по кредитам — 3,5-6,5%
годовых. Пока банк не выдает займов, поскольку идет накопление депозитной базы.
Оба государственных
банка имеют мощную поддержку правительства, но в банковской среде их не
рассматривают как конкурентов. По большому счету пока они не оправдывают цели
своего создания.
Основу банковского
сектора составляют коммерческие кредитные организации. Стоит заметить, что
казахстанский финансовый регулятор постоянно стремится сделать банковскую
систему более прозрачной, но несмотря на эти усилия реальные собственники
предпочитают пока скрываться за номинальными держателями и подставными
компаниями. В первую очередь это связано с нежеланием акционеров афишировать
реальные размеры своих состояний и источники доходов. Так обстоит дело, скажем,
с банками, принадлежащими членам семьи президента страны.
Кроме того, многие
собственники, видимо, не хотят попасть под жесткие требования национального
регулятора по консолидированному надзору. Свою роль играет и запрет
государственным чиновникам владеть собственностью.
О динамике развития
банковского сектора нагляднее всего говорят цифры: за минувший год его
совокупные активы выросли на 68%, а сумма совокупных обязательств — на 68,6%.
Совокупный чистый доход увеличился за год на 131%.
Однако аналитики
отмечают тенденцию «ухудшения качества кредитного портфеля при агрессивном
росте», объясняя ее ужесточением как конкуренции, так и регуляторных требований
к классификации активов. Кроме того, столь серьезный рост активов заставляет
банки наращивать размер собственного капитала — дабы соответствовать
требованиям регулятора. Темы роста этого показателя составили за минувший год
69,3%.
Что касается
обязательств, то их рост обусловлен в первую очередь приростом клиентских
вкладов — в течение года на 59,6%. Любопытно, что доминируют в этом процессе
вклады юридических лиц, выросшие на 66,1%, в то время как частные вклады
приросли лишь на 33,2%.
Активное развитие
розничного бизнеса и усиление конкурентной борьбы вынуждают банки активно
расширять свои филиальные сети — сейчас ими располагают 23 банка, причем общее
число филиалов к началу нынешнего годы достигло 418, а количество
расчётно-кассовых отделов — 1312. Лидируют здесь Народный Банк Казахстана,
ТуранАлем, Каспийский и Казкоммерцбанк.
На протяжении последних
лет банковский сектор страны находится в состоянии избыточной ликвидности.
Объясняется это тем, что банки столь активно заимствуют средства на мировых
рынках капитала, что не успевают их освоить. Впрочем, это касается лишь крупных
банков, поскольку более мелкие, не имея доступа к международным заимствованиям,
как правило, испытывают дефицит долгосрочного фондирования.
Конкурентная борьба
идет главным образом на рынках розничных кредитов, кредитования малого и
среднего бизнеса, а также в сфере привлечения клиентов на депозитное и
расчетно-кассовое обслуживание. В течение прошлого года практически все банки в
качестве стратегических целей назвали ритейл, малый и средний бизнес, а кроме
того — экспансию на рынки стран СНГ.
Одной из тенденций
последнего времени можно назвать выравнивание ставок по депозитам физических и
юридических лиц. Население республики невелико, так что рассчитывать на частные
вклады как на основной источник привлечения средств не приходится, гораздо
лучшие перспективы — в корпоративной сфере. Что касается размещения средств, то
и здесь есть свои проблемы, особенно в области розничного кредитования.
Например, большинство банков, начавших было выдавать эспресс-кредиты, вынуждены
были вскоре свернуть эти программы, так как даже 30-процентные ставки не
покрывали убытков от невозврата ссуд.
Основные причины
экспансии казахстанских банков в СНГ — растущая конкуренция на местном рынке
плюс развитость банковского сектора и экономики страны в целом. Иными словами,
банкам Казахстана стало тесно в родных пределах, и их взгляды устремились на
соседние рынки. Особенно привлекают их те, где доходность выше казахстанской и
где есть возможность внедрять продукты, уже прошедшие апробацию дома.
Некоторые
воспользовались самым простым способом вхождения на иностранный рынок, купив местный
банк. Особого внимания заслуживает стратегия ТуранАлема, заявившего об
амбициозных планах создания самого крупного на территории СНГ банка с
присутствием во всех странах содружества. Уже сегодня он имеет «дочек» в
Армении, Белоруссии, Грузии, России и на Украине.
Весьма перспективное и
активно развивающееся направление казахстанских банков — привлечение денег на
международных рынках с использованием таких инструментов, как синдицированные
займы и выпуск еврооблигаций. О масштабах этой деятельности свидетельствует
хотя бы одна цифра: на сегодняшний день банки страны привлекли в виде
еврооблигационных займов около 20% совокупных обязательств банковского сектора.
Политическая
стабильность, гарантированная еще как минимум на семь лет, продолжающийся экономический
рост страны и развитый банковский сектор делают некоторые банки Казахстана
весьма привлекательными для зарубежных инвесторов.
В числе наиболее
перспективных в этом отношении Казкоммерцбанк и ТуранАлем, а кроме того — Банк
Центркредит и АТФБанк, подчеркивая, что качество других банков как
потенциальных заёмщиков требует дополнительного и более детального изучения
Банки Казахстана
впервые с февраля 2009 года получили прибыль, совокупный объем которого по
итогам января 2010 года составил 6,2 миллиарда тенге.
Прибыль банков на 1
февраля составила 6,2 миллиарда тенге.Между тем, убыток банков в конце года на
1 января, превышал 2,8 триллиона тенге.
Совокупная сумма
доходов банков второго уровня на 1 февраля текущего года составила 371,2
миллиарда тенге. Сумма расходов – 363,9 миллиарда тенге (без учета подоходного
налога составившего на отчетную дату 1,1 млрд. тенге).
Совокупные активы
банков на коней января составили 11,668 триллиона тенге, увеличившись за январь
2010 года на 111,2 миллиарда тенге или 1%.
На 1 февраля Дефицит
совокупного расчетного собственного капитала банковского сектора составил 907,6
миллиарда тенге. Без учета АО "БТА Банк", АО "Альянс банк"
и ДО АО "БТА Банк" - АО "Темiрбанк" расчетный собственный
капитал составляет 1,367 триллиона тенге.
Активы, номинированные
в иностранной валюте, составили 44,3% от совокупных активов или 5,170 триллиона
тенге.
Доля безнадежных
кредитов в банках Казахстана незначительно снизилась в январе, составив менее
30%
Доля безнадежных
кредитов в совокупном ссудном портфеле банков Казахстана в январе 2010 года
снизилась и составила, по данным на 1 февраля, 29,7% против 30,6 в конце
декабря прошлого года.
В структуре кредитного
портфеля банков по состоянию на 1 февраля доля стандартных кредитов составила
25,6%, сомнительных – 44,7%, безнадежных – 29,7%. При этом доля безнадежных
кредитов без учета АО "БТА Банк", АО "Альянс банк" и ДО АО
"БТА Банк" - АО "Темiрбанк" в совокупном кредитном портфеле
составляет – 5,9%.
Сумма кредитов,
относящихся к сомнительным займам 5 категории и безнадежным (с учетом провизий
по однородным кредитам) составила 3,532 триллиона тенге или 37% от совокупного
ссудного портфеля.
Займы, по которым
имеется просроченная задолженность по платежам свыше 90 дней по итогам января
составили 2,094 триллиона тенге или 21,9% от ссудного портфеля банков. Без
учета БТА, Альянса и Темирбанка данный показатель составил 993,1 миллиарда
тенге или 10,4% от общего кредитного портфеля.
В целом, ссудный
портфель банков с учетом межбанковских займов по состоянию на 1 февраля
составил 9,558 триллионов тенге, уменьшившись за январь на 80,9 миллиарда тенге
или на 0,8%. При этом, займы нерезидентам РК на 1 февраля текущего года
составили 1,757 триллиона тенге или 18,4% от обзего объема кредитов. По
состоянию на 1 февраля, займы, выданные в иностранной валюте, составили 56,7%
от совокупного ссудного портфеля или 5 417,3миллиарда тенге.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В экономике страны
значительное место занимает кредитная система, которая во многом определяет ее
развитие, рост потенциальных возможностей государства и благосостояния
населения. Вместе с этим, само государство оказывает непосредственное влияние
на формирование, развитие и оптимизацию кредитной системы. Эффективность
кредитной системы зависит не только от ее функциональной структуры, но и от
развития банков и небанковских организаций, а также непосредственной
капитализации хозяйствующих субъектов на рынке.
Кредитная система
Казахстана представляет собой достаточно сложную организационную структуру, на
которую оказывают влияния факторы развития финансовых рынков, инвестиционная
среда, многоуровневые механизмы функционирования кредитных и прочих
организаций, а также факторы несовершенства правового обеспечения, макро-,
мезо- и микро- факторы.
В условиях укрупнения
финансово-кредитной системы Казахстана существует множество нерешенных проблем
в области отсутствия транспарентности кредитных организаций, прозрачности
структуры собственности, диверсификации деятельности организаций, входящих в
кредитную систему Казахстана, и множество других спорных моментов, которые
требуют постепенного решения уже в среднесрочной перспективе
Для развития кредитных
организаций и совершенствования кредитной системы в целом требуется новый
подход в реформировании данной системы, который может быть основан на
эволюционной доктрине управления капитализацией банковской среды, оптимизации
степени концентрации ссуд по отраслям и отдельным заемщикам в условиях
укрупнения бизнеса в республике.
Модель развития
кредитной системы Казахстана должна быть направлена на внедрение новых
направлений денежно-кредитной политики, либерализацию валютных отношений,
совершенствование платежной системы. Кроме того, важную роль играет эффективное
функционирование трехуровневой институциональной среды банковской сферы,
совершенствование деятельности и регулирования инвестиционных и ипотечных
банков, а также поддержание развития пенсионного обеспечения и страховых
компаний.
Таким образом, развитие
кредитной системы Казахстана должна включать весь комплекс механизмов
воздействия на обеспечение построения рациональной и эффективной системы по
средствам внедрения принципиально новых моделей развития всех секторов
финансово-инвестиционного рынка республики.
С помощью банков
происходит перераспределение свободных денежных средств, или «обмен веществ»,
использование «энергии окружающей среды в интересах общего блага. Деньги и
кредит как факторы роста общественного богатства способны делать нации более
богатыми, однако лишь в том случае, если управление деньгами и кредитом
основывается на чётких правилах, их нарушение может стать тормозом
экономического роста и процветания хозяйства.
Банковское дело не
является застывшей наукой. Банки, желая выжить в конкурентной борьбе, чутко
реагируют на потребности своих клиентов, изменение окружающей их среды.
Сегодня в Казахстанской
банковской системе кредитование является важнейшим направлением активных
операций. Поэтому эта тема занимает особое место в работе. В центре внимания
находится современная система и основные процедуры управления кредитами, анализ
типичных проблем, решение которых требуется для успешного внедрения системы
кредитования.
В последнее время в
Казахстане так же проявляется больший интерес к развитию управленческого учета.
Это неудивительно, так как управление сложной организацией невозможно без сбора
и оценки всей необходимой информации. Между тем в условиях конкуренции между
банками успех сопутствует тем банкирам, которые лучше владеют современными
методами банковского дела.
Банк
– это финансовое предприятие, которое сосредотачивает временно свободные
денежные средства (вклады), предоставляет их во временное пользование в виде
кредитов (займов, ссуд), посредничает во взаимных платежах и расчетах между
предприятиями, учреждениями или отдельными лицами, регулирует денежное обращение
в стране, включая выпуск новых денег.
Современный банк – это
универсальное предприятие. Как это было показано, осуществляя «пакетное»
обслуживание, банки стремятся развивать как можно больше видов услуг. В области
кредитной политики это не только краткосрочное, но и долгосрочное кредитование,
кредитование клиента вне зависимости от характера его собственности и
отраслевой принадлежности, кредитование и населения, и предприятий. Банки
стремятся развивать валютные операции, участвовать в работе бирж, управлять портфелем
ценных бумаг клиента, оказывать консультационные услуги. Современный банк
предоставляет своему клиенту порядка ста различных видов услуг.
Банковская система
– совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений,
действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма; включает Центральный
банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров.
В данное время в
Казахстане, как и в большинстве стран мира, функционирует двухуровневая
банковская система: первый уровень – Центральный Банк, второй – коммерческие
банки и другие финансово-кредитные учреждения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1) Давлетова М.Т. Кредитная
деятельность банков в Казахстане: Учебное
пособие. - Алматы: Экономика, 2001. -
186 с.
2) Экономическая теория:
Учебник / Под ред. В.И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С.
Тарасевича. – С.-П., 2004.-713c.
3) Курс экономической теории / Под общей
ред. М.Н. Чепурина и Е.А. Киселевой – М., 2004.615c.
4) Матайбаева Г. Роль потребительского
кредита в решении проблемы улучшения уровня жизни населения // Финансы
Казахстан – 2004 - №2 -46c.
5) Назарбаев Н.А. Послание Президента
страны народу Казахстана. – Казахстан на пути ускоренной экономической,
социальной и политической модернизации // Казахстанская правда. 19 февраля.2005
6)
Назарбаев Н.А. «Стратегия вхождения в Казахстана в число 50 –ти наиболее
конкурентоспособных стран мира. Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем
развитии». Индустриальная Караганда 2.03.2006
7)
Деньги, кредит, банки Под редакцией О. Ю. Свиридова Март 2004 -480c.
8)
Казахстанская модель рыночных преобразований: социально – экономические и
правовые аспекты. / Под. ред. Я. А. Аубакирова – Алматы: Қазақ университеті, 2003. – 459 с.
9) Аубакиров Я.А. Экономическая теория в
условиях рыночных преобразований: Учебное пособие. – А., 2003.-162c.
10) Мыргаясова М. Потребительский
кредит: проблемы и перспективы развития // Транзитная экономика – 2002 - №2 –
с. 121-125.
11) С.Т. Миржакипова. Банковский учет в
РК // часть 1 – учебник – А.: Экономика – 2002г.-c201
13) Данные Агенства Cтратегического
Развития РК www.strategy.kz
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение
А
Структура кредитной
системы РК.
Приложение
Б
Схема функционирования
банковской системы
Приложение
В
Сравнение
распределительной (централизованной) и рыночной банковской системы.
Распределительная (централизованная)
банковская система
Рыночная банковская система
По типу собственности
Государство – единственный собственник
на банки
Многообразие форм собственности
По степени монополизации
Монополия государства на формирование
банков
Монополия государства на банки
отсутствует, любые юридические и физические лица могут образовать свой банк
По количеству уровней системы
Одноуровневая банковская система
Двухуровневая банковская система
По характеру системы управления
Централизованная (вертикальная) схема
управления
Децентрализованная (горизонтальная)
схема управления
По характеру банковской политики
Политика единого банка
Политика множества банков
По характеру взаимоотношений банков с
государством
Государство отвечает по обязательствам
банков
Государство не отвечает по
обязательствам банков, так же как банки не отвечают по обязательствам
государства
По характеру подчиненности
Банки подчиняются правительству,
зависят от его оперативной деятельности
Центральный банк подотчетен
парламенту, коммерческие банки подотчетны своим акционерам, наблюдательному
Совету, а не правительству
По выполнению эмиссионной и кредитной
операции
Кредитные и эмиссионные операции
сосредоточены в одном банке (кроме отдельных банков, которые не выполняют
эмиссионные операции)
Эмиссионные операции сосредоточены
только в Центральном банке; операции по кредитованию предприятий и физических
лиц выполняют только коммерческие банки
По способу назначения руководителей
банка
Руководитель банка назначается
центральной или местной властью, вышестоящими органами управления
Руководитель ЦБ утверждается
парламентом. Председатель (Президент) коммерческого банка назначается его
Советом