Рефераты

Трастовые операции в коммерческих банках

Пятый этап. Клиент ознакамливается с условиями сотрудничества с банком и подписывает их.

Шестой этап. Непосредственное открытие счета клиенту и прием денег от него.

В дальнейшем взаимоотношения банка и клиента могут строиться по двум основным направлениям.

1. Решения о покупке или продаже ценных бумаг, иностранной валюты, драгоценных металлов и т.п. клиент принимает самостоятельно. Банковский специалист при этом предоставляет ему лишь консультационную помощь в оценке ситуации на рынке, предлагая наиболее выгодные клиенту варианты решений.

Решив купить или продать определенное количество ценных бумаг, клиент поручает закрепленному за ним банковскому работнику провести соответствующую операцию. При этом он указывает количество акций или облигаций, которые намерен купить или продать, наименование компании, приемлемую для него цену, а также предел цен, превышение которого возможно только с его согласия. Получив указанную информацию, банк передает ее биржевому брокеру или в фирму, зарегистрированную на бирже, и в тот же день подтверждает приказ в письменном виде. Особое внимание при передаче приказа обращается на четкое доведение информации до брокера без искажений. За передачу таких сообщений банк, как правило, взимает комиссию не со своего клиента, а с брокера - в размере 25 % комиссии последнего. Получив приказ, брокер начинает скупать или продавать ценные бумаги на условиях, указанных клиентом. После проведения операции брокер извещает клиента о ее завершении, посылая ему специальную договорную записку. В ней он указывает условия, на которых была проведена операция; договорная записка необходима как, физическим, так и юридическим лицам при заполнении налоговой декларации и в ряде других случаев. В договорной записке должны быть указаны:

-наименование и адрес брокерской фирмы;

-наименование клиента;

-какая операция была произведена - покупка или продажа ценных бумаг;

-количество акций или облигаций;

-описание акций;

-цена, по которой были куплены или проданы ценные бумаги;

-общий вывод;

-сумма нотариальных расходов;

-сумма налога на добавленную стоимость, взимаемого с комиссии брокера;

-сумма сделки:

-общая сумма, взимаемая с клиента или выплачиваемая ему;

-дата и время совершения сделки;

-выступал ли брокер от своего имени или в качестве агента.

Иногда коммерческий банк выступает посредником и при передаче договорной записки клиенту.

Ценные бумаги становятся собственностью покупателя с момента получения договорной записки, что происходит ранее получения свидетельства на акции. При продаже брокером ценных бумаг, покупатель последних подписывает специальный документ - формуляр для передачи права собственности на ценные бумаги и передает его брокеру покупателя вместе со свидетельством на проданные акции. Брокер, обслуживавший покупателя, вносит имя и адрес покупателя и посылает оба документа регистратору акций компании-владельца. Регистратор на основании данных формуляра для передачи права собственности на ценные бумаги аннулирует старые свидетельства, вычеркивает имя прежнего владельца из регистрационной книги и выписывает новое свидетельство на имя покупателя, а также заносит его имя и адрес в книгу учета держателей акций.

Клиент вправе потребовать от банка особого режима для своего счета. Под особым режимом обычно понимают оставление почтовой корреспонденции клиента в банке, когда по соображениям конфиденциальности клиент заинтересован том, чтобы вся его почта оставалась в банке, откуда он её забирает лично или с помощью своих доверенных лиц. Обслуживание счетов с особым режимом требует больших банковских издержек, чем обслуживание обычных счетов, поэтому статус особого счета предоставляется, как правило, лишь с разрешения руководства банка.

2. Клиент заключает с банком договор об управлении портфелем инвестиций, по которому банк самостоятельно занимается всеми вопросами купли-продажи инвестиций клиента. Банковский консультант проводит предварительную беседу с клиентом, обращая особое внимание на срок вклада и желания его владельца. При этом банк несет всю ответственность по формированию структуры этого портфеля, купле - продаже ценных бумаг, и отвечает перед клиентом за обеспечение доходности средств, инвестированных в его пользу. Вместе с тем банковский консультант стремиться к тому, чтобы у клиента сформировалось собственное  мнение относительно приоритетов будущей инвестиционной политики и нацеливает его на совместный поиск оптимального решения. Обычно банк предлагает клиенту составить доверенность и завещание установленной формы о передаче всех прав по счету другому лицу случае наступления определенных обстоятельств. Кроме того, банк и клиент подписывают Генеральное соглашение о совместной деятельности. При проведении доверительных операций руководство банка стремится к использованию средств клиента с максимальной прибылью, в то же время, обеспечив привлечение новых клиентов.[6]

В классическом варианте (в каком он существует на мировом финансовом рынке) траст был задуман как форма управления капиталом клиента, имя которого не разглашается. Для этого в разных странах существуют различные способы сокрытия имени собственника денежных средств, при этом налоги за клиента платит доверительных управляющий.

После того, как выгодоприобретатель получил средства от доверительного управляющего, он передает их учредителю траста (как правило, это доверенное лицо собственника),тот возвращает их собственнику. По классической схеме управляющий действует самостоятельно с третьими (по отношению к реальному собственнику) лицами. Возможны варианты, когда выгодоприобретатель и учредитель траста одно и тоже лицо. В этом случае одно звено в приводимой цепочке отсутствует. Выгодоприобретатель не может быть собственником - в этом случае становится известным его имя, а такой вид взаимодействия называется уже не траст, а управление активами.

В России условия обязательного указания имени реального собственника закреплено в ч.2 ГК РФ и др. документах, регламентирующих действия доверительных управляющих. Наряду с рядом др. ограничений это не позволяет классифицировать действия по управлению средствами клиентов как траст, а дает возможность говорить лишь о его элементах.

1. Учредитель управления определяет порядок управления активами с финансовым посредником в соответствии с условиями предоставления услуги и подписывает договор доверительного управления имуществом.

2. На основании подписанного договора учредитель перечисляет определенную денежную сумму в банк на счет доверительного управления, открываемый финансовому посреднику. В случае передачи в доверительное управление ценных бумаг, учредитель переводит их на счет депо (счет доверительного управляющего) в депозитарий.

3. Управляющий (финансовый посредник) формирует и управляет инвестиционным портфелем на рынке ценных бумаг, совершая на нем допустимые договором и законодательством операции, используя при этом счет доверительного управления в банке и/или счет депо. На счет доверительного управления в банке поступают все средства, получаемые в ходе управления, а на счет депоценные бумаги.

4. Управляющий обеспечивает информационное обслуживание учредителя об исполнении договора доверительного управления, предоставляя соответствующие отчеты по указанным в договоре формам и срокам.

5. Получение выгодоприобретателем по окончании действия условий договора активов и /или дохода от управления в виде денежных средств и/или ценных бумаг.

Банк может выступать и в качестве управляющего, тогда схема доверительного управления значительно меняется.

Банк за обслуживание счетов «депо» получает комиссионные независимо от числа и объема операций за целый месяц. В то же время клиент оплачивает услуги банка по операциям с наличными ценными бумагами в размере 0.25% от номинала стоимости бумаги. Оплата производится по каждой конкретной ситуации в течение трех банковских дней с момента выполнения операции посредством перечисления суммы на корреспондентский счет банка в РКЦ. При открытии  счета «депо» банк играет на повышении и понижении курса той или иной ценной бумаги путем купли-продажи. Разница, возникающая в результате этой операции, образует доход банка.

На практике под пакетом ценных бумаг подразумевается совокупность различных видов ценных бумаг (акции, облигации) и финансовые инструменты в виде депозитных ,сберегательных и прочих долговых обязательств, используемых в стране на основе соответствующего законодательства.

Сам пакет ценных бумаг, предложенный клиенту банком, должен отвечать следующим требованиям:

-наименование ценных бумаг;

-полное название эмитента ценных бумаг;

-способ приобретения ;

-сведения о регистрации выпуска ценных бумаг;

-информация о регистрации сделок.

Рыночная цена пакета ценных бумаг базируется на суммировании рыночных ценных бумаг, из которых складывается сам пакет. Банк управляет соответствующим пакетом ценных бумаг на основании договора доверительного управления.

Другим видом трастовых услуг, применяемым российскими банками для клиентов, является ведение реестра акционеров и регистрация сделок с ценными бумагами. Предоставление таких услуг вызвано тем, что ведение реестра акционеров при большой численности работников является сложной задачей. Ведение реестра целесообразно осуществлять в компьютерном виде, т.к. без этого практически невозможно иметь и анализировать состояние курсовой стоимости акций, их ликвидности, полный пакет акций, принадлежащий работникам того или иного предприятия. Само ведение реестра включает: формирование реестра по итогам закрытой подписки; внесение изменений по итогам чековых аукционов; выдача выписок из реестра, изменение уставного капитала по результатам инвестиционных торгов; операции по перепродаже акций при условии, что сделка зарегистрирована в другом финансово-кредитном институте; выдача различных отчетов; выдача списка по начислению дивидендов.

Нередко владельцы акций уполномочивают банк представлять их интересы на общем собрании акционеров с передачей ему своих прав голоса путем специального письменного разрешения, выдаваемого на определенный срок. Предоставляя клиенту эту услугу, банк регулярно высылает ему все необходимые документы, включая информацию о повестке дня общего собрания акционеров, высказываемых на нем различных предложений. При получении от клиента права голоса на общем собрании акционеров банковский специалист высказывает свое мнение относительно поведения на данном собрании и получает четкие инструкции клиента на этот счет. На самом собрании представитель банка вправе не отклоняться от полученных указаний, но может поступать по своему усмотрению в зависимости от конкретной ситуации.

Если по итогам аукционов или торгов величина какого-либо пакета в руках одного акционера превышает 35%, то в этом случае требуется предъявление нотариально заверенной копии разрешения Антимонопольного комитета, при поддержке коммерческих структур. Если величина колеблется в пределах от 15 до 35%, то такая информация должна поступать в Министерство финансов РФ.

Одним из наиболее перспективных направлений развития трастовых операций в России может стать сотрудничество коммерческих банков с созданными инвестиционными фондами. Для большинства индивидуальных инвесторов сейчас сложно инвестировать свои средства на фондовом рынке в силу отсутствия профессиональных знаний. Поэтому они вынуждены обращаться за рекомендацией в кредитные институты, которые работают с ценными бумагами. Банк может быть также управляющим инвестиционным фондом. Кроме того, фонд обязан заключать депозитарный договор с банком. Один и тот же банк не может выступать в качестве управляющего и депозитария. Если банк-депозитарий фонда, то он хранит все его денежные средства и ценные бумаги, проводит все расчеты и операции с ценными бумагами, ведет учет имущества, т.е. оказывает агентские услуги. Если банк выступает в роли управляющего фондом, тогда в его функцию входит управление всем портфелем ценных бумаг фонда, включая инвестиционную политику.[7]

Коммерческие банки в России осуществляют доверительное управление с созданием Общих фондов банковского управления. В начале июля 1997 г. была опубликована Инструкция ЦБ РФ№63 «О порядке осуществления доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями РФ», которая определила юридические основы создания нового финансового инструмента - ОФБУ и сформулировала основные принципы организации и управления ими.

Инициатива создания ОФБУ принадлежит банку. При этом решение о создании принимается правлением или иным исполнительным и распорядительным банковским органом, одновременно с утверждением инвестиционной декларации фонда и Общих условий доверительного управления имуществом ОФБУ. Первый вопрос, с которым сталкивается кредитная организация при желании начать деятельность по доверительному управлению: какие документы необходимо предоставить в регистрирующий орган.

Согласно п.6.7. Инструкции ЦБ РФ №63 кредитная организация для регистрации ОФБУ должна предоставить в регистрирующий орган:

-заявление на регистрацию ОФБУ;

-общие условия создания и доверительного управления имуществом общего фонда;

-инвестиционную декларацию;

-бухгалтерский баланс кредитной организации по счетам второго порядка  по состоянию на конец последнего квартала перед принятием решения о создании общего фонда;

-балансы ранее созданных ОФБУ;

-расчеты обязательных экономических нормативов деятельности кредитной организации;

-справку о выполнении обязательств перед Банком России в течении года перед датой принятия решения о создании ОФБУ.[8]

ОФБУ как форма коллективного инвестирования «появилась на свет» позже паевых инвестиционных фондов (ПИФов). Очевидно, что ОФБУ могут стать серьезным конкурентом на рынке и в состоянии привлечь немалые объемы финансовых средств.

Инструкция определяет ОФБУ как «имущественный комплекс, состоящий из имущества, передаваемого в доверительное управление разными лицами и объединяемое на праве общей собственности, а также приобретаемое доверительным управляющим в процессе доверительного управления». То обстоятельство, что банк одновременно выступает и как лицо, принимающее решение о создании ОФБУ, и как доверительный управляющий упрощает и ускоряет процесс создания ОФБУ, поскольку  у банка в отличие от управляющей компании ПИФа, нет необходимости в получении специальной лицензии на управление имуществом ОФБУ. Согласно Инструкции деятельность по доверительному управлению имуществом ОФБУ осуществляется на основании общей банковской лицензии.

Для ОФБУ действие Инструкции распространяется только на резидентов РФ. Таким образом, нерезиденты не будут иметь возможности напрямую выступать учредителями управления и вкладывать свои средства, что может снизить привлекательность ОФБУ для зарубежных инвесторов.

Объектами доверительного управления в ОФБУ могут быть денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги, природные драгоценные камни и драгоценные металлы, производные финансовые инструменты, принадлежащие резидентам РФ на правах собственности. Практически единственный актив, запрещенный для ОФБУ - недвижимость.

Отношения учредителя управления и банка - доверительного управляющего в ОФБУ оформляются договором о доверительном управлении, который заключается в письменной форме в порядке, установленном гражданским законодательством. С формальной точки зрения отношения сторон фиксируются через договор, Общие правила и сертификат долевого участия, а в ПИФе через - Правила. Вместо пая инвестору ОФБУ выписывается сертификат долевого участия ,который не являясь  ценной бумагой, представляет собой документ, свидетельствующий о факте передачи имущества в доверительное управление и о размере доли учредителя в составе ОФБУ. См сертификат имуществом не является и не может быть предметом купли-продажи.

Как и при создании ПИФов регистрация ОФБУ требует публичного обнародования инвестиционной декларации. Она должна содержать информацию:

-о предельном стоимостном объеме имущества в ОФБУ;

-о доли каждого вида ценных бумаг (акции, облигации, векселей), входящих в портфель инвестиций ОФБУ;

-о доле средств, размещаемых в валютные ценности;

-об отраслевой диверсификации вложений (по видам отраслей - эмитентов ценных бумаг).

Инвестиционная декларация не может быть изменена до прекращения деятельности ОФБУ. Важное преимущество ОФБУ - значительно меньшая, чем у ПИФов, регламентация диверсификации. В соответствии с Инструкцией Банка России ОФБУ не может вкладывать более 15% своих активов в ценные бумаги одного эмитента либо группы эмитентов, связанных между собой отношениями имущественного контроля или письменным соглашением. В портфеле открытого паевого инвестиционного фонда должны преобладать ценные бумаги, которые имеют реальное рыночное котирование. Доля нерыночных не должна превышать 10% от стоимости активов фонда.[9]

В отличие от банковского вклада ,когда кредитная организация обязуется выплатить сумму вклада и проценты на условиях и в порядке, предусмотренном в договоре, в долевом сертификате не устанавливается определенный процент, который должен получить инвестор. Риск инвестиций в ОФБУ выше, чем в банковский вклад, где получить определенную сумму  может помешать только банкротство самой кредитной организации. Повышенный риск компенсируется повышенной доходностью. Однако долги по обязательствам, возникшим в связи с доверительным управлением имущества, погашаются за счет этого имуществ. В случае недостаточности этого имущества взыскание может быть обращено на имущество доверительного управляющего, при недостаточности и его имущества на имущество учредителя управления, не переданное в управление. Инвесторы ПИФа не отвечают по обязательствам управляющей компании и несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им инвестиционных паев.

Доходы инвесторов как в ОФБУ, так и ПИФах формируются аналогичным образом и представляют собой разницу между суммой, полученной инвестором в момент полного или частичного прекращения договора и суммой, инвестируемой в момент заключения договора. В ОФБУ доход инвестора может иметь форму:

-уплаты накопленных процентов на долю в составе ОФБУ;

-присоединения накопленных процентов на долю в составе ОФБУ к этой доле в составе ОФБУ;

-возврата принадлежащей учредителю управления доли в составе ОФБУ на момент возврата ,рассчитанной как пропорциональная часть суммы активов ОФБУ.

В обоих случаях до выплаты инвесторам причитающейся им доли активов из имущества фонда выплачиваются вознаграждение управляющего и расходы по управлению фондом. Величины вознаграждения и расходов для ОФБУ не регламентированы в отличии от ПИФов, для которых установлены их предельные размеры( до 5% от собственных чистых активов).

В целом схема ОФБУ будет проще и дешевле по сравнению с ПИФами, поскольку у банка нет необходимости прибегать к услугам специализированного депозитария, реестродержателя, оценщика и аудитора. Общим преимуществом ПИФа и ОФБУ выступает отсутствие требований обязательного резервирования привлекаемых средств. В дальнейшем произойдет разделение клиентов. ПИФы будут ориентироваться на основную массу частных инвесторов, плохо разбирающихся в положении на фондовом рынке, а ОФБУ - на профессиональных инвесторов, которые временно хотят доверить свои средства кредитным организациям.[10]


2. 2. Структура траст-отдела коммерческого банка

Обычно в коммерческих банках подразделения, оказывающие традиционные банковские услуги организационно отделены от подразделений, занимающихся трастовыми операциями. Это делается прежде всего в целях предупреждения несанкционированного (или подчас не-законного) использования конфиденциальной информации, которая может передаваться из одного подразделения в другое.

Такое разделение в организационной структуре банка именуется «китайской стеной». Оно необходимо прежде всего для того, чтобы сотрудники отдела, занимающегося трастовыми операциями, выполняли свои функции по управлению активами клиентов, не ориентируясь при этом на спекулятивные интересы самого банка, выступающего также в качестве инвестора на рынке, а использовали в работе лишь показатели, сложившиеся на рынке на данный момент времени с целью принятия инвестиционного решения, наиболее выгодного клиенту. В зарубежной практике такой подход называется «действие, ориентированное на лучший результат». Принципы организации работы трастового подразделения банка совершенствуются и по сей день. В настоящее время в западной практике проведения трастовых операций существует несколько подходов к этой проблеме. Рассмотрим наиболее типичные из них.

Некоторые банки предпочитают выделять подразделения, оказывающие трастовые услуги в отдельные дочерние в целях предоставления этим подразделениям наибольшей самостоятельности и независимости от подразделений, занимающихся традиционным банковским бизнесом.

Такая организация имеет как положительные, так и отрицательные стороны (как отдельное юридическое лицо компания, оказывающая трастовые услуги уже не будет иметь тех маркетинговых преимуществ, как если бы подразделение, занимающееся трастовыми операциями находилось внутри самого банка). В то же время бытует мнение, что трастовый отдел, существующий независимо (как отдельное юридическое лицо) может достичь лучших результатов по формированию своего имиджа за счет получения боль шей самостоятельности и отказа от следования стратегии банка по формированию имиджа, основанной на более консервативном подходе.

Другим направлением в организации трастового бизнеса является создание трастового отдела внутри банка без образования отдельного юридического лица. Такой подход альтернативен варианту, описанному выше, и характерен для банков, чья стратегия заключается в персональном подходе к клиенту, то есть обслуживание клиента одним и тем же сотрудником банка как по обычным операциям (работа с текущим счетом, расчеты), так и по операциям доверительного управления имуществом клиента. К положительным чертам этого подхода относятся: возможность предложения клиенту более широкого спектра услуг, лучшее продвижение трастовых услуг на различные рынки, уменьшение стоимости обслуживания. Отрицательными моментами здесь являются: отсутствие административного разделения традиционных банковских услуг и трастовых услуг, а также потеря самостоятельности по сравнению с тем, если бы трастовое подразделение было отдельной организационной единицей.

Стандартное организационное решение - создание отдельного трастового управления (или отдела) внутри организационной структуры коммерческого банка. Обычно данный подход наиболее часто применяем в коммерческих банках, поскольку при административном разделении операций остается возможность более легкого продвижения трастовых услуг на рынок, используя при этом сеть подразделений банка, оказывающих клиентам другие услуги.

Следует отметить, что выбор банка в использовании того или иного  подхода к решению этой проблемы зависит во многом от законодательных ограничений, существующих в конкретной стране, а также от уровня конкуренции и принципов конкурентной борьбы, сложившихся на рынке данного вида услуг.

После принятия решения о создании подразделения, занимающегося трастовыми операциями, перед банком встают вопросы организации наиболее эффективной инфраструктуры для проведения такого рода операций, то есть разделения обязанностей в самом трастовом департаменте, а также взаимодействия данного департамента с другими подразделениями банка.

Рассмотрим более подробно особенности проведения трастовых операций. Трастовые услуги, называемые иногда «фидуциарными» услугами, подразделяются на институциональные и персональные. Институциональные трастовые услуги предоставляются юридическим лицам, например, корпорациям, общественным организациям и др. Персональные трастовые услуги предоставляются физическим лицам и включают в себя услуги по управлению имуществом, агентские услуги и др.

Институциональные и персональные трастовые услуги принципиально отличаются друг от друга. Именно поэтому рекомендуется в организационную структуру управления, занимающегося трастовыми операциями, включить два подразделения:

первое - ориентированное на оказание институциональных трастовых услуг,

второе - на оказание персональных трастовых услуг.

В дальнейшем, при расширении трастовых операций, возможно дробление этих подразделений на отделы. Например, первое подразделение можно разбить на отделы управления имуществом трудовых коллективов, управления имуществом общественных организаций, а также отделы по управлению портфелями ценных бумаг (можно ввести разделение на акции и облигации), по управлению денежными средствами. Во втором подразделении, занимающимся персональным трастом, можно выделить три отдела: по расчетам за имущество, управления имуществом, а также агентских услуг.

Организационная структура подразделений, занимающихся трастовыми операциями, строится также по принципу функциональности (ориентации деятельности) соответствующего отдела. К основным функциям, на основе которых может создаваться организационная структура трастового подразделения, относятся «операционные», «системные», «инвестиционные». В некоторых случаях такая градация может включать «налоги», «управление недвижимостью» и др. Однако следует отметить, что «налоги» обычно являются структурной единицей отдела персонального траста.

Остановимся подробно на каждой из функций трастового подразделения. Итак, операционная функция включает в себя прежде всего учет, прием и поставку активов, проведение расчетов. Операционная деятельность характеризуется использованием наибольшего числа сотрудников по сравнению с другими отделами трастового подразделения. Главные факторы успеха здесь - своевременность и аккуратность работы. Этот отдел занимается обработкой сделок, произведенных отделом инвестиций. Основными задачами подразделения являются передвижение ценных бумаг и денежных средств по системе учета и контроль за этим передвижением, а также учет, контроль за поступлением доходов и ведение соответствующих журналов учета. Кроме того, сюда относится ответственное хранение активов, в том числе и физическое хранение ценных бумаг и других материальных ценностей в хранилище.

Остановимся подробно на каждой из функций трастового подразделения. Итак, операционная функция включает в себя, прежде всего, учет, прием и поставку активов, проведение расчетов. Операционная деятельность характеризуется использованием наибольшего числа сотрудников по сравнению с другими отделами трастового подразделения. Главные факторы успеха здесь - своевременность и аккуратность работы. Этот отдел занимается обработкой сделок, произведенных отделом инвестиций. Основными задачами подразделения являются передвижение ценных бумаг и денежных средств по системе учета и контроль за этим передвижением, а также учет, контроль за поступлением доходов и ведение соответствующих журналов учета. Кроме того, сюда относится ответственное хранение активов, в том числе и физическое хранение ценных бумаг и других материальных ценностей в хранилище.

В задачу отдела системного обеспечения входят разработка (или приобретение) и обслуживание систем обработки информации. Иногда коммерческие банки используют сторонние организации в качестве поставщиков программного обеспечения. Но даже в этом случае в банке должна находиться служба, обеспечивающая контроль за работой персональных компьютеров и другой техники как в департаменте трастовых операций, так и в других подразделениях банка.

Инвестиционный отдел считается сердцем подразделения, занимающегося трастовыми операциями, успех развития трастовых услуг часто зависит от деятельности именно этого отдела. В соответствии с потребностями конкретного клиента работа инвестиционного отдела строится по разным схемам, инвестиционным моделям.

Возьмем для сравнения трастовое подразделение, занимающееся персональным трастом, то есть обслуживающее физических лиц, и подразделение, оказывающее трастовые услуги институциональным клиентам (например, общественным организациям). Инвестиционные цели этих двух категорий клиентуры различны. Так, клиентуру персонального траста в основном интересует минимизация подоходного налога, в то время как общественная организация вообще освобождена от его уплаты. В качестве инвестиционной цели компании можно выделить рост капитала, тогда как частное лицо преследует цель увеличения дохода. Одно из обязательных требований, предъявляемых к инвестиционному отделу, высокая квалификация сотрудников. В качестве направлений инвестиций можно выделить: инвестиции в корпоративные ценные бумаги, в государственные ценные бумаги, в инвестиционные фонды, в недвижимость, а также в краткосрочные активы (денежные средства или облигации).

Следует отметить, что объединение функциональных блоков в отделы во многом зависит от объемов операций, проводимых трастовым департаментом, а также от стратегии департамента и банка в целом на развитие услуг персонального или институционального характера.

Рассмотрим организационную структуру трастового подразделения с точки зрения административного контроля.

Обычно начальник трастового департамента напрямую подчиняется президенту банка, таким образом, обеспечивается принцип «китайской стены». Однако в некоторых банках деятельность трастового департамента контролируется одним из вице-президентов банка. В таких случаях очень важно правильно распределить подчиняемость управлений между вице-президентами управления, чья деятельность может вступить в конфликт интересов с деятельностью трастового подразделения, должны контролироваться другими вице-президентами.

Внутри самого департамента трастовых операций заместители начальника департамента контролируют деятельность подразделений, занимающихся персональным и институциональным трастом, они также могут быть главами соответствующих отделов. В прямом подчинении начальнику трастового департамента находятся и начальники инвестиционного, операционного и системного отделов. В качестве подотделов отдела персонального траста можно выделить: группы недвижимости, расчетов за имущество, управления имуществом, а также агентских услуг.

В отделе, занимающемся институциональным трастом, можно выделить подотделы управления имуществом трудовых коллективов (компаний) и управления имуществом общественных организаций. Также как и в группах, занимающихся персональным трастом, здесь есть специальные сотрудники - «управляющие портфелями», в задачу которых входит ведение ряда личных и институциональных счетов. Задача других специалистов этих групп - проведение анализа направления инвестиций и выработка соответствующих рекомендаций.

Конечно, приведенная выше структура департамента трастовых операций не обязательна для всех коммерческих банков. Однако, на наш взгляд, она наиболее полно отражает специфику деятельности трастового подразделения как такового.


2. 3. Договор траста

Основные нормы, определяющие содержание договора доверительного управления, закрепляются в гл.53 ГК РФ и федеральном законе «О рынке ценных бумаг». В перечисленных нормативных актах описывается порядок заключения и исполнения договора доверительного управления.

Согласно положениям ГК РФ ,по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне(доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, и последняя обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя или указанного им лица(выгодоприобретателя).

Критерием, позволяющим отличать траст от иных форм работы на рынке, доверительные управляющие считают обязательным наличие на договорах пометки «Д.У.» («доверительный управляющий»). Признак это чисто формальный, технически он должен поддерживаться грамотным построением всего комплекса услуг. Однако пока мало доверительных управляющих ,принимающих во внимание эту формальность.

В ГК РФ определяются условия договора, согласия по которым должны достичь стороны и отразить это в договоре доверительного управления:

-состав имущества, передаваемое в доверительное управление;

-наименование юридического лица или имя гражданина, в интересах которого осуществляется доверительное управление;

-размер и форма вознаграждения управляющему, если выплата вознаграждения предусмотрена договором;

-срок действия договора.

Постоянно пополняется список объектов траста, т.е. имущества, передаваемого в доверительное управление. В настоящее время к объектам траста можно отнести денежные средства, валюту, ценные бумаги, паи, уставной капитал фирмы, землю, недвижимость, имущественные комплексы (предприятия и прочие), а также нематериальные активы. Главным конечно является ценные бумаги, однако не все ценные бумаги могут быть в качестве объекта управления. Например, вексель. Его ценность - в возможности получения по нему платежа (инкассации) или продажи (учета). Вексель - это в чистом виде долговая ценная бумага. В нем отсутствует «элемент управляемости» именно как ценной бумагой. Но как задолженностью векселей (точнее «портфелем векселей») им управлять можно. Однако доверительное управление долгом - это уже тема, не относящаяся к кругу проблем, очерчиваемых законом «О рынке ценных бумаг». Другой пример - акции. В них «элемент управляемости» значителен, поскольку акция не долговая ценная бумага. Она удостоверяет ряд прав, необходимость осуществления которых непосредственно связано с возможностью передачи акций в доверительное управление (это в первую очередь, так называемые права членства  в АО).Вопрос о выборе отдельных видов ценных бумаг  в качестве объектов доверительного управления может быть решено при изучении ценных бумаг с точки зрения удостоверяемых ею прав.

Доверительное управление ценными бумагами обязательно дополняется доверительным управлением денежными средствами. Управление первым без второго невозможно, хотя бы потому, что управление ценными бумагами включает и совершение операций по их купле-продаже. Очевидно, что денежные средства также будут находиться в доверительном управлении  управляющего, который ограничен в своих действиях специальной целью расходования - только на инвестирование в ценные бумаги.[11]

«Имущество, переданное в доверительное управление, обособляется от другого имущества учредителя, а также от имущества доверительного управляющего. Это имущество отражается у управляющего на отдельном балансе, и по нему ведется отдельный учет» (ГК РФ п.1 ст.1018).

Итак, для доверительного управляющего операции по управлению имуществом являются забалансовыми, Имущество, переданное в доверительное управление, не влияет на собственные активы управляющего, а может оказывать влияние (на пассивную сторону баланса) лишь вознаграждение, полученное управляющим от учредителя управления. Следовательно, переданное в доверительное управление имущество, собственник должен учитывать на своем балансе, несмотря на то, что фактически оно находится у доверительного управляющего.

Условия, касающиеся срока договора, определены следующим образом:

-договор срочный;

-срок договора не может превышать пяти лет;

-при отсутствии взаимных претензий возможна автоматическая пролонгация.

Цели, которые преследует учредитель, обычно сводятся к получению дохода, превышающего ставки депозита ГКО и др. Если говорить об управляющем активами, то управляющий заинтересован прежде всего в комиссионных и увеличении оборота своей компании или банка.

Договор по доверительному управлению активами является самым важным документом, который определяет дальнейшее взаимодействие с управляющим. Основное в договоре - система вознаграждения управляющего и инвестиционная декларация. На практике в основном применяются 2 системы:

1. Система вознаграждения, при которой финансовый посредник получает определенную величину вознаграждения сразу после перевода активов в управление. Помимо этого посредник также получает процент от полученного дохода учредителя управления. Данная система недостаточно стимулирует посредника, т.к. независимо от размера дохода от управления активами, он получает фиксированную комиссию в начале действия договора. При данной системе учредитель управления находится в большой зависимости от управляющего, чем при остальных системах исчисления,

2. Процент вознаграждения от дохода или прибыли. В договоре учредитель оговаривает с управляющим ставку процента вознаграждения от дохода или прибыли, если они образуются по окончании периода инвестирования. Положительным является то, что управляющий имеет стимул получения большего дохода для учредителя, тем самым заработать большую комиссию для себя. Отрицательным моментом является незнание об окончательном доходе, который будет получен по истечению срока действия договора. Тем самым он имеет повышенный риск не получения дохода вообще. На практике в основном используется вторая система вознаграждения.

Помимо установленных законодательством РФ обязательных условий договора доверительного управления, договор, предусматривающий передачу в доверительное управление средств инвестирования в ценные бумаги, должен содержать инвестиционную декларацию управляющего. В ней инвестор указывает какие ценные бумаги и на какой срок может приобретать для него управляющий, направления и способы инвестирования денежных средств. За нарушение условий инвестиционной декларации в договоре предусматриваются штрафные санкции.

Оплата трастовых услуг российских банков обычно составляет около 1% суммы вклада, при размещении средств в валюте и около 5% в рублях. В некоторых кредитных учреждениях тарифы более разнообразны. Если предприятие дает банку самостоятельно определять объект инвестиций, то платит 2% от полученного по договору дохода. Если выбирает одну из 2-3 отраслей промышленности, предложенных банком, то - 3%. Если отдает предпочтение производствам и операциям, а соотношение вложений оставляет за банком, то - 4%. Если самостоятельно отбирает направления и определяет долю инвестиций, то - 5%.[12]

Прекращение договора доверительного управления имуществом.

1. Договор доверительного управления прекращается вследствие:

-смерти гражданина, являющегося выгодоприобретателем, или ликвидация юридического лица - выгодоприобретателя;

-отказа выгодоприобретателя от получения выгод по договору, если договором не предусмотрено иное;

-отказа доверительного управляющего или учредителя управления от осуществления доверительного управления в связи с невозможностью для доверительного управляющего лично осуществлять доверительное управление имуществом;

-признание несостоятельным (банкротом) учредителя управления или доверительного управляющего.

2. При отказе одной стороны от договора доверительного управления имуществом другая сторона должна быть уведомлена об этом за три месяца до прекращения договора, если договором не предусмотрен иной срок уведомления.

3. При прекращении договора доверительного управления имущество, находящееся в доверительном управлении, передается учредителю управления, если договором не предусмотрено иное.[13]


2. 4. Права и обязанности траст-отделов коммерческих банков

Траст-отдел обязан следовать указаниям и условиям соглашения, завещания, решения суда или договора о представительстве, в соответствии с которыми он действует. Траст-отдел не может менять свои обязанности по осуществлению определённых операций без согласия доверителя или лица, его представляющего. Если же имеет место непредвиденное развитие ситуации, обуславливающее необходимость изменения действий доверенного лица (траст-отдела), не предусмотренное первоначальным соглашением о трастовых услугах, и нет возможности согласовывать изменения с доверителем, то соответствующее разрешение можно получить через суд.

Круг обязанностей доверенных лиц весьма широк, однако договор о трасте не предоставляет доверителю полную гарантию успеха и не страхует его от всех возможных убытков. Но траст-отделы будут нести гражданскую (материальную), а иногда и уголовную ответственность, если убытки имели место из-за их небрежности, недобросовестности и тем более из-за прямого умысла. Например, если траст-отдел разместил часть средств траста в ценные бумаги, которые на момент операции рассматривались как привлекательные и вполне надежные объекты для инвестиций (мнение экспертов фондового рынка, биржевой листинг), а через какой-то период времени заметно обесценились или вовсе перестали котироваться, то траст-отдел не несёт ответственности. Однако если будет доказано, что траст-отдел имел основания рассматривать данные инвестиции как недостаточно надёжные, но ничего в связи с этим не предпринял, то он (или отдельные его сотрудники) будет подлежать гражданской или уголовной ответственности в полном объёме.

Принцип лояльности, положенный в основу работы траст-отделов самими коммерческими банками, подкрепляется на государственном уровне большим числом законов, подзаконных регулирующих положений, судебных решений, призванных регламентировать направления инвестиционной деятельности траст-отделов. Кроме того, ограничения могут налагаться самим договором о трасте. В некоторых договорах могут содержаться конкретные указания, куда следует вкладывать средства траста. Зачастую решения об инвестициях принимаются совместно траст-отделом и доверителем или бенефициаром траста. В ряде случаев траст-отдел вообще не полномочен осуществлять инвестиции.

При принятии конкретных инвестиционных решений траст-отделы должны следовать общим банковским принципам размещения активов. Так, они не должны отдавать предпочтение исключительно надежности, покупая ценные бумаги правительства (казначейские векселя и облигации). В то же время в основе их действий не должно быть желания только получить максимальную выгоду и доход, размещая средства доверителя в ценные бумаги с большим кредитным риском (например, в акции малоизвестных венчурных компаний, не прошедших листинг на фондовой бирже). Таким образом, траст-отделам вменяется в обязанность придерживаться политики разумного балансирования: они должны прибегать к диверсификации активов, избегать погони за прибылью и строго придерживаться условий договоров о трасте.

Как уже отмечалось, в случае несоблюдения доверенными лицами (траст-отделами) взятых на себя обязанностей они несут ответственность в рамках действующего законодательства. Можно выделить следующие достаточно типичные случаи ответственности траст-отделов:

1) дохода в интересах других лиц, а не наследников или бенефициаров. Этот вид нарушения только влечёт за собой возмещение доверенным обман (например, неправильное использование основного имущества или лицом убытков, но и грозит ему уголовной ответственностью;

2) неуплата налогов;

3) отказ от реинвестирования средств траста в течение неоправданно большого периода времени, в результате чего пострадал доход по трасту;

4) осуществление инвестиций без согласования, предусмотренного договором, если эти действия повлекли за собой убытки;

5) отказ от диверсификации инвестиций, предусмотренной договором или законом, если это привело к убыткам;

6) недополучение любых доходов и платежей по трастовому имуществу, что сократило доход по трасту;

7) неоправданно долгое хранение трастовых активов в малоликвидных, непригодных для инвестирования средствах.

Доверительный управляющий обязан вести учет и отчитываться перед бенефициарием за управление трастом или учредителем траста, предоставляя точную и полную информацию в отношении имущества траста. Информация о деятельности банка должна быть представлена в следующих документах:

-справка о состоянии инвестиционного портфеля на определенную дату. В ней должны быть отражены структура портфеля, баланс и оценочная стоимость портфеля;

-отчет о движении денежных средств и ценных бумаг по счетам клиента;

-итоговый отчет, включающий в себя доходы/убытки, сумму расходов  и комиссионное вознаграждение.

Все отчеты должны соответствовать требованиям, предъявленным контролирующими органами (ФКЦБ, Налоговой инспекцией). По запросу контролирующих органов доверительный управляющий должен в любой момент представить информацию о деятельности по договору доверительного управления. Отчет управляющего служит для учредителя и выгодоприобретателя документом, на основании которого в их балансе будут сделаны проводки по счетам имущества, находящегося в доверительном управлении, счетам доходов и расходов.

В соответствии с п.1 ст.1022 ГК РФ доверительный управляющий, не проявивший при доверительном управлении должной заботливости, возмещает выгодоприобретателю упущенную выгоду, а учредителю управления убытки, причиненные утратой или повреждением имущества, с учетом естественного износа, а также упущенную выгоду.

Стоит заметить, что большинство предусмотренных ГК РФ обязанностей доверительного управляющего характерны только для договорных (фидуциарных) отношений. Например, обязанность действовать в интересах выгодоприобретателя (ст.1022 ГК РФ).

Заключение

Примечательно то, что активное развитие траста в России связано в первую очередь с падением доходности на финансовом рынке, где его участники столкнулись с необходимостью формирования инвестиционных портфелей квалифицированными менеджерами.

В данный момент развитие рынка трастовых услуг находится в руках Министерства финансов России, Центрального Банка РФ и Государственной налоговой полиции: от соответствия их распоряжений реальной действительности и возможности принятия их на практике. Этот вид деятельности банков регламентируется множеством различных нормативных документов, которые в различных аспектах рассматривают этот вопрос.

Государство связывает с трастом большие надежды, учитывая возможность пополнения бюджета за счет передачи в доверительное управление пакетов акций приватизированных предприятий, находящихся в федеральной собственности.

Однако, вследствие того, что в Российской Федерации пока еще нет таких огромных накопленных ценностей у физических лиц, сдерживается развитие трастовых операций в том виде, в котором они существуют в западных странах. К тому же есть определенный синдром недоверия к банкам из-за нестабильности в стране банки не могут приобрести устойчивое положение. Кроме того, одним из элементов трастового дела является хранение и управление ценными бумагами. Однако в России рынок ценных бумаг как элемент рыночной экономики также еще не полностью сформировался.

В России коммерческие банки оказывают трастовые услуги, посредством создания Общих фондов банковского управления.

Еще одним отрицательным моментом в развитии трастового дела в России явилось отсутствие желания инвестировать денежные средства в реальный сектор экономики. Это объясняется прежде всего тем, что кредиты, выданные какой-либо организации, предприятию могут быть не возвращены в срок. В результате банки не получают рассчитанную норму прибыли. Существуют проблемы, связанные с техникой проведения банками данных операций, в частности, неотлаженный механизм приобретения ценных бумаг доверительным управляющим в пользу клиента.

Несмотря на многие причины медленного развития трастовых операций, они имеют ряд преимуществ как для банка, так и для клиента.

Для коммерческого банка оказание этого вида услуги выгодно по следующим причинам:

 получение возможности распоряжаться капиталом по своему усмотрению (с учетом интересов клиента), таким образом контролируя инвестиционный процесс;

 снижение затрат за счет исключения средств, связанных с брокерскими операциями (затраты на поддержание связи с клиентом, постоянное консультирование клиента, отдельный учет движения де-нежных средств клиента в некоторых аспектах учета);

 получение возможности повысить мобильность капитала, а также собственного влияния на движение рынка.

Все эти факторы приводят к повышению прибыли, получаемой коммерческими банками. Кроме того. Осуществление функций управления активами позволяет вовлечь в управление капиталы частных инвесторов, не имеющих возможности пользоваться брокерскими услугами коммерческих банков.

Список литературы

1. Голубович А.Д. Траст. Доверительные услуги банков и финансовых компаний клиентам. - М.: АО «АРГО»,1994.

2. Жуков Е.Ф. Трастовые и факторинговые операции коммерческих банков./Серия «Международный банковский бизнес». - М.: Изд-во АО «Консалтбанкир»,1995.

3. Банки и банковские операции: Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Л.М. Маркова и др.; Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

4. Жуков А.И. Услуги коммерческих банков. Зарубежный опыт и практика./ Серия «Международный банковский бизнес». М.: Изд-во АО «Консалтбанкир»,1995

5. Назарова Н.П. Траст: правовые основы и практика реализации в США и России. Банковское дело, 1997, №5.

6. Банковское дело: Учебник .-2-е изд., стереотип./Под ред. проф. В.И. Колесникова, проф. Л.П. Кроливецкой, - М.: Финансы и статистика, 1996.

7. Куприна К.А. Банки и доверительное управление: любые проблемы разрешимы// Рынок ценных бумаг, 1997, №22.

8. Карпиков Е., Рылько П. ОФБУ и ПИФы: инвестиционные возможности на рынке ценных бумаг. Рынок ценных бумаг, 1998, №1.

9. Зайцев Д. Перспективы новой формы доверительного управления// Рынок ценных бумаг, 1997, №20.

10. Шмыгов С. Договорные отношения при доверительном управлении//Рынок ценных бумаг, 1997,№13.

11. Гражданский Кодекс РФ.

12. Деньги. Кредит. Банки./Под ред. В.В. Иванова и др. - М.: ТК Велби, 2005.

13. Банковское дело./Под ред. Г.Г. Коробовой. - М.: Экономистъ, 2004.

14. Моисеев С.Р. Международные валютно-кредитные отношения. - М.: Дело и сервис, 2003.

15. Банковское законодательство РФ/ Автор-составитель С.И. Алескеров, 2001.

16. Алехин В.Траст на рынке ценных бумаг. Рынок ценных бумаг, 1998, №8.

17. Атаманчук Л. Доверительное управление: проблемы бухгалтерского учета и налогообложения. РЦБ, 1997, №13.

18. Волков К., Воропаева Е. Банковские фонды: возможность дана. РЦБ, 1997, №22.

19. Гринько Д. Доверительное управление и безнравственная конкуренция. РЦБ,1997, №8.

20. Дробышев П. Правовое регулирование доверительного управления. РЦБ, 1997, №22.

21. О трастовых операциях коммерческого банка. Информационно- аналитический обзор. Банковские услуги, 1998, №7-8.

22. Шаталов А. Траст и доверительное управление. Критический анализ. РЦБ, 1997, №14, 15.


[1] Голубович А.Д. Траст. Доверительные услуги банков и финансовых компаний клиентам. - М.: АО «АРГО»,1994.

[2] Жуков Е.Ф. Трастовые и факторинговые операции коммерческих банков./Серия «Международный банковский бизнес». - М.: Изд-во АО “Консалтбанкир”,1995.

[3] Банки и банковские операции: Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Л.М. Маркова и др.; Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

[4] Жуков А.И. Услуги коммерческих банков. Зарубежный опыт и практика./ Серия «Международный банковский бизнес». М.: Изд-во АО «Консалтбанкир»,1995

[5] Назарова Н.П. Траст: правовые основы и практика реализации в США и России // Банковское дело, 1997, №5.

[6] Жуков А.И. Услуги коммерческих банков. Зарубежных опыт и практика./Серия «Международный банковский бизнес» М.: Изд-во АО «Консалтбанкир»,1995.

[7] Банковское дело: Учебник .-2-е изд., стереотип./Под ред. проф. В.И. Колесникова, проф. Л.П. Кроливецкой, - М.: Финансы и статистика, 1996.

[8] Куприна К.А. Банки и доверительное управление: любые проблемы разрешимы// Рынок ценных бумаг, 1997, №22.

[9] Карпиков Е., Рылько П. ОФБУ и ПИФы: инвестиционные возможности на рынке ценных бумаг// Рынок ценных бумаг, 1998, №1.

[10] Зайцев Д. Перспективы новой формы доверительного управления// Рынок ценных бумаг, 1997, №20, стр. 60.

[11] Шмыгов С. Договорные отношения при доверительном управлении//Рынок ценных бумаг, 1997,№13.

[12] Банки банковские операции:  Учебник для вузов/ Е.Ф. Жуков, Л.М. Маркова и др., под ред. проф. Е.Ф. Жукова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

[13] Гражданский Кодекс РФ.


Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты