Рефераты

Учет в КБ

Учет в КБ

УЧЕТ В КБ

36.Учетная политика кредитной организации.

Сущность и назначение бухгалтерского учета в банках.

Банковский бухгалтерский учет характеризуется оперативностью и единством формы построения. Это проявляется в том, что все расчетные, кредитные и другие операции, совершенные в банке в течение операционного времени, в тот же день отражаются в лицевых счетах аналитического бухгалтерского учета клиентов и контролируются путем составления ежедневного бухгалтерского баланса учреждения банка. Единая для всех банков форма учета создает возможность анализа банковской деятельности.
Четкость и оперативность банковского учета позволяет осуществлять, контроль за сохранностью денежных средств, денежным оборотом и состоянием расчетных и кредитных отношений.
Правильная организация бухгалтерского учета и документооборота в учреждениях банков непосредственно влияет на состояние бухгалтерского учета предприятий и организаций. Учреждения банков ежедневно составляют лицевые счета аналитического учета и выдают клиентам выписки (копии) из этих счетов, в которых отражены все выполненные за день расчетные, кредитные, кассовые и другие денежные операции. Такие выписки служат основанием для отражения в учете предприятий, организаций и учреждений всех банковских операций.
Базой бухгалтерского учета в банках является операционная работа, к которой относятся:

. прием денежных документов от предприятий, организаций и учреждений и проверка правильности их оформления;

. подготовка документов для их отражения в бухгалтерском учете;

. ведение картотек расчетных документов и картотек срочных обязательств;

. осуществление контроля за своевременностью платежей;

. операции по корреспондентским счетам, возникающим в связи с осуществлением расчетов между плательщиками и получателями денег, счета которых ведутся разными банками.

Система нормативного регулирования российского бухгалтерского учета в кредитных организациях. Законодательные и нормативные документы, определяющие порядок бухгалтерского учета в кредитных организациях и их уровни.


Система нормативного регулирования российского бухгалтерского учета, в том числе и бухгалтерского учета в кредитных организациях, включает в себя документы четырех уровней.
Документами первого, высшего уровня нормативного регулирования являются федеральные законы и иные законодательные акты, такие, как указы
Президента, постановления Правительства, прямо или косвенно регулирующие вопросы бухгалтерского учета в России. К числу таких документов в первую очередь относится Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" в редакции Федерального закона от 23 июля 1998 г. №
123-ФЗ. Важным документом первого уровня является Гражданский кодекс
Российской Федерации. В первой его части закреплены многие принципы учетной работы, положения об обязательном утверждении годового отчета, о наличии самостоятельного баланса как необходимого признака юридического лица и др.
Во второй части ГК РФ закреплены принципы составления и положения различных договоров, заключаемых организациями, что является немаловажным для правового обеспечения бухгалтерской службы банка.
К документам первого уровня относятся и такие законы, как Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" в редакции
Федерального закона от 13 июня 1996 г. № 65-ФЗ, Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью",
Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" в редакции от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ. Федеральный закон "О Центральном банке РСФСР
(Банке России)" с изменениями и дополнениями от 26 апреля 1995 г. № 65-ФЗ. от 27 февраля 1997 г. № 45-ФЗ, от 28 апреля 1997 г. № 70-ФЗ, а также постановления Правительства РФ: от 5 августа 1992 г. № 552 "Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли" с последующими изменениями и дополнениями, от 16 мая 1994 г. № 490
"Положение об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными организациями" с последующими изменениями и дополнениями, от 8 июля 1997 г. № 835 "О первичных учетных документах" и др.
Второй уровень документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в кредитных организациях составляют положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), в которых обобщаются базовые принципы и правила ведения бухгалтерского учета отдельных банковских и небанковских
(хозяйственных) операций: В тех ПБУ, которые на сегодняшний день разработаны и утверждены Минфином РФ, содержится, как правило, оговорка "не распространяется на кредитные организации", кроме ПБУ 1/94 "Учетная политика предприятия".
Для кредитных организаций к документам второго уровня следует отнести, прежде всего: часть I Правил, которая формулирует основные принципы бухгалтерского учета в банках, определяет состав элементов, подлежащих закреплению в учетной политике кредитной организации, дает ряд общих рекомендаций по организации и ведению бухгалтерского учета в банках; часть
III Правил, определяющую порядок организации работы по ведению бухгалтерского учета в банках; приложение № б "Порядок учета основных средств, нематериальных активов» их воспроизводства, амортизации (износа) и выбытия" к приказу ЦБ РФ от 18 июня 1997 г. № 02-263, приложение № 7
"Порядок организации учета материальных ценностей в кредитных организациях" к тому же приказу, а также ряд положений ЦБ РФ, изданных как до введения нового Плана счетов, так н после этого: положение от 10 июня 1996 г. № 290
"О порядке ведения бухгалтерского учета валютных операций в кредитных организациях", положение от 21 марта 1997 г. № 55 "О порядке ведения бухгалтерского учета сделок покупки-продажи иностранной валюты, драгоценных металлов и ценных бумаг в кредитных организациях" в редакции указания от 30 марта 1998 г. № 199-У, положение от 25 ноября 1997 г. № 5-П "О проведении безналичных расчетов кредитными организациями в Российской Федерации", положение от 9 апреля 1998 г. № 23 "О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием", положение от 31 августа 1998 г. № 54-П "О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)". положение от 26 июня 1998 г. № 39-П "О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учета" (введено в действие с 1 января 1999 г.) и др.
К третьему уровню относятся документы, раскрывающие конкретный механизм бухгалтерского учета, это - методические указания по ведению учета. К числу документов третьего уровня относятся, прежде всего, План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях и инструкция по его применению, содержащаяся в части II "Характеристика счетов" Правил № 61.
Кроме того, к документам третьего уровня относятся инструкции, указания, письма, телеграммы и приказы, которые носят инструктивный, информационный или консультационный (разъяснительный) характер по вопросам бухгалтерского учета в кредитных организациях.
И наконец; к документам четвертого уровня относятся рабочие документы в области регулирования бухгалтерского учета в конкретной кредитной организации. Это прежде всего Рабочий план счетов бухгалтерского учета» рабочие положения о порядке проведения отдельных учетных операций, формы первичных учетных документов, правила документооборота, технология обработки учетной информации и другие документы, совокупность которых формирует учетную политику кредитной организации.

Проблемы, возникающие при формировании учетной политики банка.
Качество учетной информации, налоговый аспект в формировании учета и отчетности в кредитной организации.

В соответствии с п.3 ст.5 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-
ФЗ "О бухгалтерском учете" организации, руководствуясь законодательством
Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. Состав и назначение учетной политики определены положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия" (ПБУ1/94), утвержденным приказом Минфина РФ от 28 июля 1994 г. №100. Оно устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) учетной политики организаций. Этот документ является первым национальным стандартом по бухгалтерскому учету и содержит в себе несколько разделов.
Так, в разделе "Общие положения" дается определение учетной политики. Под учетной политикой организации понимается совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной и иной деятельности).
К способам ведения бухгалтерского учета относятся методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, приемы организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы учетных регистров, обработки информации и иные соответствующие способы, методы и приемы.
Согласно п.1.3 части I Правил, кредитная организация разрабатывает и утверждает учетную политику, основанную на Плане счетов и Правилах бухгалтерского учета, положениях, инструкциях и других нормативных актах ЦБ
РФ. Она включает следующие составные части, которые подлежат обязательному утверждению руководителем кредитной организации:

. рабочий план счетов бухгалтерского учета в кредитной организации, ее филиалах и подведомственных учреждениях, основанный на утвержденном ЦБ РФ Планом счетов;

. формы первичных учетных документов, применяемых для оформления операций, включая формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности, по которым не предусмотрены в альбомах Госкомстата РФ типовые формы первичных учетных документов;

. порядок проведения отдельных учетных операций, не противоречащих действующему законодательству и нормативным актам ЦБ РФ (в редакции

Указания от 25 сентября 1998 г. № 360-У);

. порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

. правила документооборота и технология обработки учетной информации;

. порядок контроля за совершаемыми внутрибанковскими операциями;

. порядок и периодичность вывода на печать документов аналитического и синтетического учета (в редакции Указания от 25 сентября 1998 г.

№ 3бО-У).
Содержание учетной политики кредитной организации должно определять конкретные варианты учета тех или иных операций, по которым предусмотрено альтернативное решение в рамках системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. В то же время формирование учетной политики тесно связано с налоговым планированием, оптимизацией налогообложения кредитной организации. Выбирая тот или иной вариант, банк должен оценить "налоговые последствия" их применения. Вот почему в последние годы наряду с организационно-техническими и методологическими аспектами учетной политики принято рассматривать и ее налоговые аспекты.
Учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно- распорядительной документацией (приказом, распоряжением и т.п.).
Выбранная кредитной организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому. Изменения в учетной политике банка могут иметь место в случае: реорганизации кредитной организации (слияния, разделения, присоединения), смены собственников, изменений законодательства Российской Федерации или в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации, разработки новых способов бухгалтерского учета.
Изменение в учетной политике должно быть обоснованным и оформляться приказом или распоряжением. Последствия изменений в учетной политике, не связанные с изменением законодательства Российской Федерации, должны быть оценены в стоимостном выражении.
Как было сказано выше, определяя те или иные элементы учетной политики, необходимо предвидеть их налоговые последствия. Налоговый аспект учетной политики выражается еще и в том, что банкам дано право самостоятельно выбирать варианты расчетов с бюджетом по таким налогам, как налог на прибыль, налог на добавленную стоимость. Выбор того или иного варианта следует закрепить в учетной политике банка. Существует еще один важный налоговый аспект учетной политики. Это деление всех расходов (доходов) банка на расходы (доходы), учитываемые и не учитываемые для целей налогообложения.

Определение периодичности расчетов с бюджетом по налогу на прибыль.
Согласно п. 5.2. инструкции ГНС РФ от 10 августа 1995 г. № 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" начиная с 1 января 1997г. организации (за исключением бюджетных и малых предприятий) имеют право сами выбирать периодичность уплаты налога на прибыль: ежемесячно, не позднее 20 числа месяца следующего за отчетным, исходя из фактически полученной прибыли, либо ежеквартально, с уплатой ежемесячных авансовых платежей. Порядок уплаты в бюджет налога на прибыль определяется организацией и действует без изменения до конца календарного года, что следует предусмотреть в учетной политике. Ежемесячная уплата налога предусматривает и ежемесячное представление в ГНИ "Расчета налога от фактической прибыли" и "Справки определения данных, отраженных по строке 1
"Расчета", а следовательно, и представление "Отчета о прибылях и убытках".
В этом случае, по всей видимости, следует предусмотреть и ежемесячное формирование финансового результата.
Ежеквартальная уплата налога с уплатой ежемесячных авансовых платежей, как это было и раньше, предусматривает доплату в бюджет разницы между суммой, подлежащей взносу в бюджет исходя из фактически полученной прибыли за квартал и уплаченными авансовыми платежами, проиндексированную на ставку рефинансирования ЦБ РФ за квартал. Это, естественно, влечет за собой дополнительное отвлечение оборотных средств банка, хотя и уменьшает объем работы по составлению отчетности. В случае принятия решения о ежеквартальной уплате налога на прибыль, на наш взгляд, следует предусмотреть и ежеквартальное формирование финансового результата.
Определение варианта расчетов с бюджетом по НДС.
В соответствии с инструкцией ГНС РФ от 11 октября 1995 г. № 39 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость" кредитным организациям предлагается два варианта исчисления НДС, подлежащего взносу в бюджет.
Использование первого варианта согласно п.46 инструкции № 39 предусматривает ведение раздельного учета операций, участвующих и не участвующих в получении доходов, подлежащих обложению НДС. Это относится не только к доходам, но и к расходам по таким операциям. В случае ведения такого учета сумма налога, подлежащего взносу в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученного по доходам от налогооблагаемых операций, и суммами налога, уплаченного в расходах по налогооблагаемым операциям. Сумма НДС, уплаченного в расходах по необлагаемым налогом операциям, относится на себестоимость оказанных банком услуг (при соблюдении общих условий зачета по этому налогу).
При невозможности ведения раздельного учета облагаемых и необлагаемых НДС операций согласно п. 47 инструкции № 39 сумма налога, подлежащего взносу в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученного по доходам от налогооблагаемых операций, и суммами налога, уплаченного в расходах, в части, определяемой удельным весом доходов, полученных по операциям, облагаемым НДС, в общей сумме доходов банка. Оставшаяся часть уплаченного в расходах НДС относится на себестоимость оказанных банком услуг. Зачет уплаченного НДС производится, если в отчетном периоде удельный вес доходов, полученных по операциям, облагаемым НДС, в общей сумме доходов банка превышает 5%. В противном случае весь уплаченный в расходах НДС относится на себестоимость оказанных банком услуг.
Исходя из вышеизложенного, в учетной политике, вероятнее всего, следует отразить второй вариант порядка исчисления НДС.
Кроме того, п. 47 инструкции дает банкам право определить в учетной политике один из двух вариантов учета НДС по приобретаемым основным фондам и нематериальным активам. Согласно первому варианту НДС при постановке на учет основных средств и нематериальных активов, используемых при проведении операций, облагаемых НДС, подлежит отнесению на расчеты с бюджетом, а неиспользуемых - подлежит оприходованию в составе балансовой стоимости с последующим отнесением на расходы через износ. Но поскольку, как уже упоминалось выше, вести учет основных средств, участвующих и не участвующих в проведении операций, облагаемых НДС, невозможно, долю НДС, подлежащую возмещению из бюджета, следует определять в таком же порядке, как и при возмещении налога по расходам, т.е. пропорционально доле облагаемых налогов в общей сумме доходов и при условии, что эта доля превышает 5%. Для определения доли НДС, подлежащей зачету, следует произвести в учете или внесистемно следующие операции:

. выделить НДС из стоимости основных средств и нематериальных активов, приобретенных в отчетном периоде;

. определить долю доходов, облагаемых НДС. в общей сумме доходов банка;

. определить долю НДС, подлежащую зачету из бюджета;

. оставшуюся часть НДС вновь присоединить к стоимости основных средств.
Поскольку производить такие операции как с отражением по учету, так и внесистемно каждый отчетный период, особенно при большом объеме приобретаемых основных средств, довольно сложно, по нашему мнению, целесообразнее остановиться на втором варианте учета НДС по приобретаемым основным фондам и нематериальным активам.
Согласно второму варианту приобретенные основные средства и нематериальные активы приходуются вместе с уплаченной суммой НДС с последующим списанием в установленном порядке через суммы износа на расходы банка независимо от доли облагаемых доходов в общей сумме доходов в целом по банку. Хотя это и приводит к некоторому незначительному завышению суммы
НДС, перечисляемой в бюджет, но позволяет сократить объем осуществляемых операций, тем более, что редко в каком банке объем операций, облагаемых этим налогом, превышает 5%.
И еще один момент следует закрепить в учетной политике банка по этому вопросу: как приходовать основные средства непроизводственного назначения, т.е. предназначенные для внебанковской деятельности с НДС или без него.
Согласно инструкции № 39 и многочисленных разъяснений ГНС РФ по этому вопросу их следует приходовать без НДС, чтобы при начислении износа частица
НДС, содержащаяся в нем, не переносилась на затраты и не предъявлялась, таким образом "к зачету", т.е. уменьшению платежей в бюджет (налога на прибыль).
Налоговые аспекты учета кредитных операций.
Это касается прежде всего, размера процентов, уплачиваемых банком- заемщиком банку-кредитору за пользование кредитом, который может быть отнесся на расходы банка-заемщика, уменьшающие налогооблагаемую прибыль (в пределах ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ, плюс три пункта - по рублевому м в пределах 15 % -по валютному кредиту), и который не может быть отнесен на расходы, уменьшаемые налогооблагаемую прибыль (сверх этих ставок). К сожалению в схеме аналитического учета доходов и расходов не предусмотрено выделение отдельных статей для учета таких процентов и банки вынуждены вводить их самостоятельно в рабочей схеме аналитического учета расходов.
Те же самые проблемы "технического" характера возникают в налоговом учете кредитных операции и в отношении создания, корректировки и восстановления на доходах резерва на возможные потери по ссудном и приравненной к ней задолженности. В инструкции № 62-а фигурируют следующие формулировки: отчисления в фонды и резервы под возможные потери по ссудам, "относимые на себестоимость" и "не относимые на себестоимость". Однако и те, и другие по схеме аналитического учета расходов относятся на одну и ту же статью -
29101, а на них следовало бы выделять в схеме две, что упростило бы налоговый учет этих операций, поскольку отчисления, не относимые на с/с, прибавляются к налогооблагаемой прибыли банка расчетным путем.
Та же самая проблема возникает и при восстановлении сумм резервов на доходы банка при погашении ссуд, под которые те были созданы: здесь вместо одной статьи доходов- 17101, следовало бы выделить две: восстановление сумм со счетов фондов и резервов под возможные потери по ссудам "ранее отнесенных на себестоимость" и "без отнесения на себестоимость". Последняя из этих двух статей должна вычитаться из налогооблагаемой прибыли банка расчетным путем, поскольку ранее (при создании этого резерва) она к ней расчетным путем прибавлялась. Ситуация аналогичного характера возникает не только при восстановлении сумм созданных резервов на доходы банка при погашении ссудной задолженности, но и при корректировке резерва в связи с переходом ссуды из первой группы риска во вторую. Если ссуда является обеспеченной, то резерв следует относить на "Другие расходы”, по статье
29101 "Отчисление в фонды и резервы под возможные потери по ссудам, относимые на себестоимость". В этом случае, резерв, созданные ранее по первой группе риска и отнесенный независимо от обеспечения на статью "без отнесения на себестоимость", должен быть восстановлен на доходы банка по статье 17101 "Восстановление сумм со счетов фондов и резервов под возможные потере по ссудам без отнесения на себестоимость", а затем создан резерв по второй группе по статье 29101 "Отчисления в фонды и резервы под возможные потери по ссудам, относимые на себестоимость".
Налоговые аспекты учета операций с ценными бумагами.
Выше было отмечено, что кредитные организации закрепляют в своей учетной политике один из методов определения стоимости выбывающих ценных бумаг.
Значительные изменения произошли с 5 августа 1998 г. в налоговом учете операций по реализации ценных бумаг, находящихся в портфеле банка в связи с введением вышеуказанных изменений и дополнений к инструкции № 37. а именно:

. во-первых, установлены условия при которых убытки от реализации ценных бумаг, фьючерсных и опционных контрактов, принимаются у всех участников рынка ценных бумаг;

. во-вторых, признаются убытки в пределах рыночной цены с учетом предельной границы ее колебания по всем акциям и облигациям, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг;

. в-третьих, результат реализации ценных бумаг, фьючерсных и опционных контрактов определяется как разница между ценой реализации и ценой приобретения с учетом оплаты услуг по их приобретению и реализации.
Это означает, что результат определяется без учета переоценки, что вызывает дополнительные корректировки налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
Что же касается признания расходов, связанных с приобретением и реализацией ценных бумаг, лишь в момент реализации этих бумаг, то обеспечить адекватный налоговому учету способ отражения этих операций в бухгалтерском учете возможно. Для этого расходы, связанные с реализацией ценных бумаг, следует относить непосредственно на соответствующую статью расходов, так как они признаются для целей налогообложения, поскольку бумаги реализованы, а расходы, связанные с приобретением ценных бумаг, следовало бы включать в их первоначальную (покупную) стоимость при постановке этих бумаг на учет, как это делают некредитные организации и предприятия. В этом случае, указанные расходы, неразрывно связанные с покупной стоимостью этих ценных бумаг, будут участвовать в определении себестоимости выбывающих ценных бумаг
(одним из возможных методов), и следовательно, на затраты будут списываться только те расходы, которые приходятся на реализованные ценные бумаги, что и требуется для целей налогового учета.
Методика такого распределения заключается в следующем:
1) суммируются расходы по приобретению ценных бумаг, приходящиеся на остаток ценных бумаг данного вида в портфеле банка на начало отчетного периода, и расходы, произведенные на приобретение ценных бумаг данного вида в течение отчетного периода (например, месяца);
2) определяется стоимость реализованных ценных бумаг (в соответствии с выбранным в учетной политике методом) и суммируется со стоимостью ценных бумаг, оставшихся в портфеле банка на конец отчетного периода;
3) рассчитывается средний процент для каждого вида ценных бумаг отношением суммы, определенной в п.1, к сумме, определенной в п.2;
4) умножением стоимости ценных бумаг данного вида, оставшихся на конец отчетного периода в портфеле банка, на средний процент расходов по приобретению ценных бумаг данного вида, определяется сумма этих расходов, относящаяся к остатку ценных бумаг на конец периода. Аналогично определяется величина расходов, приходящихся на стоимость реализованных в отчетном периоде ценных бумаг данного вида.
Такой способ учета достаточно трудоемок и должен вестись по каждому отдельному виду ценных бумаг.
Налоговые аспекты учета валютных операций.
Об основных моментах, связанных с выбором учетной политики валютных операций (покупка-продажа иностранной валюты, в том числе срочные сделки), отвечающей требованиям налогового учета этих операций, было сказано выше.
Они сводятся к организации правильного аналитического учета на балансовых счетах 61306 и 61406. С введением вышепоименованных изменений и дополнений возникает потребность открытия еще одного лицевого счета на этих балансовых счетах, необходимого для учета результатов форвардных сделок с иностранной валютой без поставки базового актива. Этот учет должен с 5 августа 1998 г. вестись отдельно от учета операций по валютным форвардным контрактам с поставкой базового актива, поскольку убыток по последнему принимается для целей налогообложения в пределах доходов по аналогичным контрактам за отчетный период, а по сделкам без поставки базового актива с 5 августа
1998 г. убыток не принимается, т.е. полностью прибавляется расчетным путем к налогооблагаемой базе по налогу на прибыль.
И еще одно новшество внесли в налогообложение валютных операций вышеупомянутые дополнения. Они касаются операций с фьючерсными и опционными контрактами, заключаемыми с целью уменьшения риска изменения рыночной цены базового актива. Убытки по таким контрактам уменьшают налогооблагаемую базу без каких-либо ограничений, а доходы, естественно, увеличивают эту базу.
Однако в настоящее время отсутствует порядок регистрации указанных сделок на бирже, который должен быть установлен федеральными органами исполнительной власти. Таким образом, в связи с отсутствием порядка регистрации указанных контрактов они не могут быть признаны в качестве контрактов, заключенных для хеджирования, т.е. страхования валютных рисков, а значит, убытки по ним учитываются для целей налогообложения только в пределах доходов, полученных по таким сделкам.

Использование «аналитической позиции».

37.Основы организации бухгалтерского учета в коммерческом банке.

Эволюция Плана счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях.

До 1989 г. существовал Госбанк СССР и существовала 3 плана счетов. После перестройки в 1989 г. в плане счетов было 25 разделов. В 1994 г. выпускается единый план счетов. В 98 г. вошел в силу новый план счетов, где координально поменялись номера счетов. Баланс составляется ежедневно.

План счетов бухгалтерского учета в коммерческих банках является систематизированным перечнем синтетических счетов бухгалтерского учета. Он разрабатывается ЦБ РФ и сопровождается инструкциями по его применению.

До 01.01.98 г. действовал план счетов, который был разработан для коммерческих банков на основе плана счетов Госбанка СССР. В него были внесены изменения, соответствующие новым требованиям к ведению бухгалтерского учета в банках. Содержание измененного плана было опубликовано в Письме Госбанка СССР от 21.12.89 г. № 254 "О плане счетов бухгалтерского учета в банках СССР, коммерческих и кооперативных банках".
Последующими письмами и телеграммами ЦБ РФ нес несколько десятков изменений в действовавший план счетов. Отсутствие первоначальной ориентации структуры плана на новые условия хозяйствования, стремление постоянными изменениями приспособить его к ним привело к потере логики в структуре плана, наличию большого числа неиспользуемых счетов, отсутствию увязки номеров счетов и разделов плана.

Устраняя имеющиеся недостатки и приближая план счетов к требованиям международных стандартов, Банк России Приказом № 02-399 от 31 октября 1966 г. утвердил новый "План счетов банков Российской Федерации". После внесения ряда изменений он опубликовал обновленный план счетов 18 июня 1997 г. в
"Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации". Перед началом практического использования (01.01.98 г.) новый план счетов претерпел еще ряд поправок, отмеченных в Приказе ЦБ РФ от 31.07.97 г. № 02-342 и указаниях ЦБ РФ от 11.12.97г. № 62-У.

Взаимосвязь формирования и строения Плана счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях с развитием и реформированием банковской системы.

Роль Центрального Банка России в методологической работе в части постановки бухгалтерского учета в банках России.

Центральный банк Российской Федерации является органом, которому федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета в банках. В соответствии с Законом «О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)» Центральный банк Российской Федерации устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы. В Законе «О банках и банковской деятельности в РСФСР» также указывается, что правила ведения бухгалтерского учета, представления финансовой и статистической отчетности, составления годовых отчетов кредитными организациями устанавливает Центральный банк
Российской Федерации с учетом международной практики.

Сущность и характеристика Плана счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях.


План счетов используется для отражения состояния собственных и привлеченных средств банка и их размещения в кредитные и другие активные операции. В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета в банках, который устанавливается Центральным банком РФ, строятся балансы банков.
Банковские балансы относятся к средствам коммерческой информации и отвечают требованиям оперативности, конкретности, солидности (солидность понимается как достоверность).
Оперативность банковского баланса проявляется в его ежедневном составлении. Ежедневное составление банковского баланса в значительной степени гарантирует правильность и достоверность бухгалтерского учета в банках и связано с ежедневной передачей клиентам вторых экземпляров
(выписок) их лицевых счетов, в которых исключается наличие ошибочных записей.
Новый План счетов, который положен в основу построения банковских балансов, использует принципы группировки счетов по экономическим однородным признакам ликвидности, срочности и обеспечивает конкретность информации. В нем прослеживается тенденция понижающейся ликвидности статей по активу и уменьшения степени востребования средств по пассиву.

Еще одной отличительной особенностью нового плана счетов является отсутствие активно-пассивных счетов. Все счета являются либо активными, либо пассивными. В этом плане счетов для активно-пассивного счета старого плана можно найти парные счета — один активный и один пассивный. В Правилах ведения бухгалтерского учета приводится список таких парных счетов. В конце каждого рабочего дня в банке по таким парным счетам подводится общее сальдо и в случае дебетового отражается на активном счете, а кредитового — на пассивном счете.

В новом плане счетов отсутствует специальный раздел по учету операций в иностранной валюте. Эти счета открывают теперь на всех счетах, где могут в установленном порядке учитываться операции в иностранной валюте. Валюту, в которой ведется лицевой счет, обозначают в номере лицевого счета трехзначным кодом валюты.

Строение Плана счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях
РФ. Содержание глав: А. Балансовые счета. Б. Счета доверительного управления. В. Внебалансовые счета. Г. Срочные операции. Д. Счета ДЕПО.
Строение главы А. Балансовые счета.
План счетов включает пять глав:

• А. Балансовые счета.

• Б. Счета доверительного управления.

• В. Внебалансовые счета.

• Г. Срочные операции.

• Д. Счета депо.

Балансовые счета имеют пятизначное кодовое обозначение, при этом счета первого порядка обозначаются тремя цифрами, первая из которых соответствует номеру раздела, если он присутствует в данной главе, а при обозначении счетов второго порядка добавляются еще две цифры. Самый большой V счетов в гл. А, учет ведется только в денежном выражении. Здесь показывается движение денежных средств в кассе, по поручению клиентов, при выдаче кредитов. Самый большой V занимает 4 раздел «Операции с клиентами», т.к. счета клиентов делятся по собственности.

Все счета плана объединяются в разделы, имеющие экономически однородное содержание. В главе балансовых счетов семь разделов:

• Раздел I. Капитал и фонды.

• Раздел 2. Денежные средства и драгоценные металлы.

• Раздел 3. Межбанковские операции.

• Раздел 4. Операции с клиентами.

• Раздел 5. Операции с ценными бумагами.

• Раздел 6. Средства и имущество.

• Раздел 7. Результаты деятельности.

Внебалансовые счета тоже разнесены по семи раздела м , но в отличие от балансовых — первая цифра обозначения номера счета не связана с обозначением номера раздела:

• Раздел 2. Неоплаченный уставный капитал кредитных организаций.

• Раздел 3. Ценные бумаги.

• Раздел 4. Расчетные операции и документы-

• Раздел 5. Кредитные и лизинговые операции.

• Раздел 6. Задолженность, списанная и вынесенная за баланс из-за невозможности взыскания.

• Раздел 7. Источники финансирования капитальных вложений.

В плане счетов для коммерческих организаций первый раздел во внебалансовых счетах отсутствует, а в плане счетов для Центрального банка
Российской Федерации он получил название "Банкноты (Банковские билеты) и монета в резервных фондах".

Если в старом плане счетов для внебалансовых счетов не соблюдался принцип двойной записи по счетам и операция записывалась только по приходу или расходу одного счета, то в новом — для реализации этого принципа предусмотрели два счета:

99998 — счет для корреспонденции с пассивными счетами при двойной записи;
99999 — счет для корреспонденции с активными счетами при двойной записи.

Средства в национальной и иностранной валюте предусматривается учитывать на одних и тех же счетах.

Еще одной отличительной особенностью нового плана счетов является отсутствие активно-пассивных счетов. Все счета являются либо активными, либо пассивными. В этом плане счетов для активно-пассивного счета старого плана можно найти парные счета — один активный и один пассивный. В Правилах ведения бухгалтерского учета приводится список таких парных счетов. В конце каждого рабочего дня в банке по таким парным счетам подводится общее сальдо и в случае дебетового отражается на активном счете, а кредитового — на пассивном счете.

В новом плане счетов отсутствует специальный раздел по учету операций в иностранной валюте. Эти счета открывают теперь на всех счетах, где могут в установленном порядке учитываться операции в иностранной валюте. Валюту, в которой ведется лицевой счет, обозначают в номере лицевого счета трехзначным кодом валюты.

Характеристика разделов и подразделов. Номера балансовых счетов.

Счета раздела 1 «Капитал и фонды» состоят из счетов первого порядка (
102, 103, 104, 105, 106, 107), отражающих соответственно уставный капитал акционерных банков, сформированный за счет обыкновенных и привилегированных акций, а также собственные акции, выкупленные у акционеров, уставный капитал паевых банков, добавочный капитал, фонды банков, которые в свою очередь детализируются на счета второго порядка.
Назначение счетов этого раздела — учет собственных средств банка, служащих обеспечением его обязательств. Уставный капитал, который формируется у паевых банков за счет паевых взносов, у акционерных — за счет взносов участников-акционеров и путем выпуска акций, измеряется величиной остатка этих счетов (10201—10206) и (10501-10506). Сюда же относятся и средства нерезидентов РФ (10206 и 10506), если последние участвовали в формировании уставного капитала. Это основная часть капитала банка, его ядро.
Счета второго порядка, относящиеся к счету 106, отражают добавочный капитал, формируемый за счет прироста стоимости имущества при переоценке основных фондов и других статей. Наибольшее значение в последнем подразделе имеют средства фондов экономического стимулирования, использованные на производственное и социальное развитие, отражающие направление прибыли банка на капитальные вложения и приобретение основных фондов.
Особое целевое назначение имеют счета по учету резервных фондов, фондов экономического стимулирования. При определении общей суммы собственных средств банка в расчет принимается объем всех фондов и резервов банка, сумма которых отражается на счетах второго порядка (10201—10704).
В активе баланса собственные средства банка могут отражаться на различных счетах в зависимости от способа формирования уставного фонда и дальнейшего размещения собственных средств в соответствии с проводимой политикой банка.
Это могут быть наличные денежные средства и иностранная валюта, безналичные денежные средства на корреспондентских счетах, основные средства и нематериальные активы, вложения в ценные бумаги, предоставленные кредиты.
Все эти активы, которые отражают реальное размещение капитала банка, имеют разную степень риска. Риски кредитных вложений определяются анализом качества кредитного портфеля. Для этого привлекаются данные внесистемного учета. Размер уставного фонда часто используется аналитиками для рейтинговой оценки банка, оценки его финансовой устойчивости и надежности.
Бухгалтерское видение обязывает дополнять количественную оценку размера собственных средств банка и прежде всего его уставного фонда качественным анализом риска активных статей баланса, отражающих размещение капитала банка.
На счетах раздела 2 «денежные средства и драгоценные металлы» в основном учитываются суммы наличной валюты, включая остатки касс в пути, наличную иностранную валюту и платежные документы в иностранной валюте, драгоценные металлы и камни (последние — при наличии специальных разрешений). Это наиболее ликвидные активы банка, однако они не приносят ему дохода.
Комиссионные доходы банки получают за кассовое обслуживание. Поэтому остатки по счетам этого раздела, как правило, оптимально минимальные и соответствуют потребностям в кассовом обслуживании клиентов.
Счета этого раздела Плана счетов отражают также вложения в драгоценные металлы и камни у коммерческих банков, имеющих специальную лицензию на выполнение операций с драгоценными металлами. Данные актива относятся к высоколиквидным, наименее рисковым и надежным вложениям.
В разделе 3 Плана счетов «Межбанковские операции» сконцентрированы балансовые счета по межбанковским расчетам, кредитам и депозитам. На счетах первого подраздела «Межбанковские расчеты» отражаются корреспондентские отношения и взаимные расчеты между кредитными организациями, а также между кредитными организациями и учреждениями Центробанка РФ (РКЦ).
Среди них центральное место занимает активный балансовый счет 30102
«Корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России».
Балансовый счет 30102 используется для проведения расчетов клиентов коммерческих банков с предприятиями и организациями, имеющими счета в других банках. По дебету счета отражаются суммы документов, поступивших из других учреждений для зачисления на счета клиентов. По кредиту счета проводятся суммы, списанные со счетов клиентов банка и подлежащие переводу в другие банки. Кроме того, на корреспондентском счете отражается наличие собственных средств банка в денежной форме, включая средства уставного фонда, других фондов, полученных доходов. Платежи по корсчетам коммерческих банков в РКЦ производятся в пределах наличия на них средств. Состояние корсчета (балансовый счет 30102) в значительной степени определяет текущую ликвидность банка, его платежеспособность по отношению к обязательным текущим платежам, объем которых соответственно определяется размером остатка средств на расчетных и текущих счетах клиентов. Поэтому, при оценке текущей ликвидности банка, выдаче межбанковских кредитов состояние балансового счета 30102 является предметом пристального изучения и анализа.
На корреспондентских счетах (балансовые счета 30109 и 30110) отражаются корреспондентские отношения между двумя или несколькими кредитными учреждениями по проведению платежей на основании поручения одного из них, а также предоставлению кредитов, оказанию инвестиционных и иных услуг.
Главной операцией коммерческих банков-корреспондентов является клиринг
(взаимный зачет) денежно-расчетных документов.
В этом же подразделе открываются счета по учету средств обязательных резервов кредитных организаций в рублях и иностранной валюте, соответственно на балансе кредитных организаций: 30202 «Обязательные резервы кредитных организаций по счетам в валюте РФ, перечисленные в банк
России», 30204 «Обязательные резервы кредитных организаций по счетам в иностранной валюте, перечисленные в банк России». На счете 303 «Расчеты с филиалами» отражаются межфилиальные расчеты кредитных организаций с использованием отдельных активных и пассивных операций (30301 — пассивный счет; 30302 ~ активный счет). Кроме того, открываются два счета для отражения расчетов с филиалами, расположенными за границей, соответственно
30303 — пассивный и 30304— активный. В этом подразделе «Межбанковские кредиты и депозиты» открыта большая группа счетов по учету межбанковских кредитов и депозитов в рублях и иностранной валюте. На отдельных счетах этого подраздела выделена просроченная задолженность по межбанковским кредитам, которая подлежит отражению на балансах банков как кредиторов, так и заемщиков с выделением кредитов, предоставленных Центробанком, банками- нерезидентами. Аналогично на отдельных счетах этого подраздела учитываются просроченные проценты по кредитам кредитных организаций в банках-кредиторах и у банков-заемщиков, включая банки-нерезиденты. Наличие подобной информации в балансах банков значительно повышает качество аналитической базы для анализа и управления кредитными рисками, делает более достоверными результаты анализа балансов при оценке финансовом устойчивости и надежности банков. Все кредиты и депозиты подразделяются по сопряженным срокам (от 1 дня до 3 лет и выше) и группируются в рамках одного балансового счета по восьми группам. По каждой группе кредитов и размещенных депозитов предусмотрено выделение резервов под возможные потери.
В разделе 4 Плана счетов «Операции с клиентами» (первый подраздел —
Средства на счетах) открыта группа счетов по обслуживанию операций федерального бюджета (балансовый счет 401 «Средства федерального бюджета», соответственно 402 «Средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов», 403
«Прочие средства бюджетов», 404 «Средства государственных внебюджетных фондов» и другие). Среди них преобладают пассивные счета, отражающие привлеченные ресурсы кредитных организаций. Здесь же открыт счет 409
«Средства в расчетах», отражающий на счетах второго порядка традиционные для банков операции с аккредитивами, расчетными чеками, акцептованными банком платежными поручениями и другие операции, связанные с организацией расчетов, включая проведение взаимных зачетов.
В подразделе «Депозиты» открыта большая группа новых пассивных счетов для учета депозитов Минфина России, финансовых органов субъектов РФ и местных органов власти, депозиты внебюджетных фондов РФ, коммерческих и некоммерческих организаций.
В этом подразделе имеются также традиционные депозитные счета по учету рублевых и инвалютных депозитов физических лиц, юридических и физических лиц—нерезидентов. Для всех депозитных счетов используется единая структура счетов второго порядка по срокам:

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты