Рефераты

Валютные операции на примере коммерческого банка

Текущими валютными операциями являются валютные операции, проводимые между резидентами и нерезидентами и предусматривающие:

- осуществление расчетов по сделкам, предусматривающим экспорт и (или) импорт товаров (работ, услуг), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, если срок между датой  поступления денежных средств (платежа) и датой отгрузки (поступления)товара (выполнения работ, оказания услуг), передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности не превышает 180 дней, включая осуществление таких расчетов с использованием ценных бумаг, выполняющих функции расчетных документов, если срок платежа по ценной бумаге обеспечивает поступление (уплату) денежных средств в срок, не превышающий 180 дней с (до) даты отгрузки (поступления) товара (выполнения работ, оказания услуг), передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;

- предоставление и получение кредитов и (или) займов на срок, не превышающий 180 дней;

- перевод и получение процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам (депозитам), инвестициям, заемным и кредитным операциям;

- операции неторгового характера. [2].

Основные принципы проведения текущих валютных операций:

- текущие валютные операции проводятся только через счета уполномоченных банков Республики Беларусь и уполномоченных предприятий;

- субъекты хозяйствования Республики Беларусь, в том числе и предприниматели без права образования юридического лица обязаны хранить иностранную валюту в уполномоченных банках Республики Беларусь или на своих текущих, специальных, контокоррентных, депозитных, других счетах в уполномоченных банках Республики Беларусь;

- расчеты в иностранной валюте осуществляются субъектами хозяйствования - резидентами в пределах кредитового остатка на текущем валютном счете или же в пределах средств находящихся в их распоряжении, например,  в пределах лимита открытой кредитной линии;

- в случае, если условия внешнеэкономических контрактов между резидентом и нерезидентом не противоречат правилам проведения валютных операций, иностранная валюта переводится в пользу нерезидента в соответствии с условиями раздела контракта «Платеж» при наличии таких коммерческих документов, как коносаменты, инвойсы, счета-фактуры;

- уплата денежных средств в национальной валюте, оказание услуг и реализация товарно-материальных ценностей в Республике Беларусь с последующим получением СКВ или ОКВ за границей Республики Беларусь не допускается;

- уполномоченные банки и уполномоченные предприятия выполняют функцию агента государства по валютному контролю и вправе отказать субъекту валютной операции в ее проведении, если она противоречит, нормам валютного регулирования;

- все расчеты между резидентами и нерезидентами осуществляются в свободно конвертируемой валюте и других иностранных валютах, если это предусмотрено межправительственными соглашениями и соглашениями между Центральными банками государств;

- в отношениях между резидентами валюта Республики Беларусь принимается без ограничений в оплату любых требований и обязательств в ней выраженных, а также может приниматься в оплату требований и обязательств, выраженных в иностранной валюте.

Валютными операциями, связанными с движением капитала, являются следующие валютные операции, проводимые между резидентами и нерезидентами:

- приобретение акций при их распределении среди учредителей, а также доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидентов;

- приобретение ценных бумаг, выпущенных резидентами или  нерезидентами, за исключением приобретения акций при их распределении среди учредителей;

- переводы для осуществления расчетов по обязательствам, предусматривающим передачу имущества, относимого законодательством Республики Беларусь к недвижимому имуществу, либо прав на него;

- расчеты по сделкам, предусматривающим экспорт и (или) импорт товаров (работ, услуг), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, если срок между датой поступления денежных средств (платежа) и датой отгрузки (поступления) товара (выполнения работ, оказания услуг), передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности превышает 180 дней, включая осуществление таких расчетов с использованием ценных бумаг, выполняющих функции расчетных документов, если срок платежа по ценной бумаге обеспечивает поступление (уплату) денежных средств в срок, превышающий 180 дней с (до) даты отгрузки (поступления) товара (выполнения работ, оказания услуг), передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;

- предоставление и получение кредитов и (или) займов на срок, превышающий 180 дней;

- иные валютные операции, не относимые к текущим валютным операциям. [2].

Основополагающий принцип организации валютных операций, связанных с движением капитала, можно определить следующим образом: запрещено все, что не разрешено.

Неторговые операции являются разновидностью валютных операций банка. К ним относятся операции по обслуживанию клиентов, не связанные с проведением расчетов по экспортно-импортным операциям и движением капитала. При наличии лицензии на проведение валютных операций банки могут проводить следующие виды неторговых операций:

- покупку и продажу иностранной валюты;

- прием иностранной валюты на инкассо;

- прием чеков иностранных банков на инкассо;

- инкассацию выручки в наличной иностранной валюте;

- покупку и продажу дорожных чеков;

- продажу коммерческих чеков;

- операции по выпуску и продаже пластиковых карточек в иностранной валюте;

- другие операции с наличной иностранной валютой.

Валютно-обменные операции с участием физических лиц являются основными из всех операций неторгового характера. Они совершаются  коммерческими банками в кассовых узлах банка (валютной кассе), так и в обменных пунктах.

Согласно статье 14 Банковского Кодекса Республики Беларусь валютно-обменные операции представляют один из видов банковских операций, которые вправе осуществлять банки и небанковские кредитно-финансовые организации. По своей правовой природе валютно-обменные операции в большей мере относятся к валютному законодательству нежели к банковскому, представляя собой банковскую операцию, связанную с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности. Предметом валютно-обменных операций наряду с официальной денежной единицей Республики Беларусь выступает иностранная валюта, которая охватывается понятием «валютные ценности». [1].

Согласно статье 284 Кодекса к валютно-обменным операциям относятся:

- операции по обмену иностранной валюты на официальную денежную единицу Республики Беларусь и (или) обмену официальной денежной единицы Республики Беларусь на иностранную валюту по установленным обменным курсам (купля-продажа иностранной валюты);

- операции по обмену одного вида иностранной валюты на другой вид иностранной валюты по установленным обменным курсам (конверсия иностранной валюты):

- иные операции, определенные Национальным банком.

Согласно статье 14 Кодекса право осуществления валютно-обменных операций принадлежит исключительно банкам и небанковским кредитно-финансовым организациям (далее – уполномоченные банки). К используемому в контексте статьи термину «уполномоченный банк» относятся также центральный аппарат Национального банка, Главные управления и отделения Национального банка.

Покупка и продажа иностранной валюты осуществляется по устанавливаемым банками курсам, которые постоянно контролируются ими и приводятся в соответствие с развитием рынка. Курс покупки иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте с выплатой в белорусских рублях, курс продажи иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте с оплатой в белорусский рублях, курс конверсии иностранной валюты устанавливаются и оформляются приказом (распоряжением) по банку до начала рабочего дня обменного пункта или кассы. В течение рабочего дня банки могут, изменять установленные обменные курсы. Установление или изменение обменных курсов фиксируется в специальном журнале установления обменных курсов. Этот журнал должен быть прошнурован, пронумерован, скреплен печатью и заверен уполномоченным лицом коммерческого банка. Кассир записывает информацию о полученных обменных курсах в журнале установления обменных курсов.

Цены на наличную валюту могут указываться как за единицу валюты (доллар США, евро), так и за каждые 10 единиц иностранной валюты (японские иены), за каждые 100 единиц иностранной валюты (румынский лей, иранский реал, монгольский тугрик, ливанский фунт), а также за 10000 единиц иностранной валюты (турецкие лиры).

В мировой практике существуют два вида котировок: прямая и косвенная.

В большинстве стран курсы иностранной валюты выражаются в национальной  валюте, т. е. указывается сколько будет стоить единица иностранной валюты в национальной. Эту форму указания  цен называют прямой котировкой.

Пример прямой котировки (данные условные):

- в Республике Беларусь 1 американский доллар стоит 2145 рублей;

- в Литве 1 американский доллар стоит 4 лита.

Противоположным является понятие косвенной котировки. При этом указывается не цена за единицу иностранной валюты, а иностранный эквивалент за единицу национальной валюты. Подобная система применяется в небольшом количестве стран, в частности, в Англии.     

Пример косвенной котировки: в Лондоне 1,6 американских доллара будут котироваться к одному фунту стерлингов.

При покупке клиентами иностранной наличной валюты через банки за основу принимается более низкая цена покупки (курс покупателя),  при продаже – более высокая цена (курс продавца). Для покрытия расходов по обслуживанию операций и получения прибыли между этими курсами существует разница, называемая маржой. Как правило, разница между ценами покупки и продажи наличной валюты выше, чем разница между курсами покупки и продажи безналичной валюты. Поскольку затраты, связанные с операциями с наличной иностранной валютой, также значительно выше (транспортировка денег, приобретение приспособлений для проверки банкнот на подлинность – каталоги отличительных признаков, детектор наличия магнитных добавок в красителях, ультрафиолетовая лампа, лупа и др.).[10].

При покупке и продаже платежных документов в иностранной валюте (это выраженные в иностранной валюте дорожные, банковские чеки или иные чеки, эмитированные банками и иными кредитными организациями, а также чеки Tax-free) банки могут взимать комиссионное вознаграждение в белорусских рублях. В последнее время комиссионные за покупку и продажу иностранной валюты банками Республики Беларусь не предусматриваются.

Операции покупки и продажи иностранной валюты банками производятся только с теми валютами, на которые установлены обменные курсы.

В настоящее время более широкое значение приобрели текущие валютные операции. При этом отсрочка платежа предоставляется на минимальный срок. Ограниченный круг валютных операций, связанных с движением капитала, обосновывается большими рисками при их осуществлении, а также более сложным оформлением (получение разрешения Национального банка на данные операции). [11, с.19].

Таким образом, спектр услуг, предоставляемых банками по операциям с иностранной валютой, широк и каждым годом расширяется. Банки оперативно реагируют на изменение спроса на отдельные виды услуг, что особенно важно в конкурентной борьбе коммерческих банков за привлечение клиентуры. Без таких операций, как покупка-продажа наличной иностранной валюты с участием физических лиц, осуществления переводов за границу, покупки-продажи дорожных чеков, выдачи наличной иностранной валюты на командировочные расходы корпоративным клиентам, практически невозможна повседневная работа любого банка с клиентами.


1.2    Особенности организации валютного регулирования и валютного

контроля в Республике Беларусь


Совершенствование действующей валютной системы в Республике Беларусь, включая определение принципов валютного регулирования, направленных на обеспечение оптимальных условий функционирования народного хозяйства в интересах государства и интеграцию в мировую экономику, остается актуальной задачей для нашей экономики.

Проводимая в Республике Беларусь валютная политика осуществляется в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики и, в своей основе, регулируется с применением экономических методов управления. Устойчивость белорусского рубля в настоящее время достигается путем поддержания плавной, предсказуемой динамики обменного курса белорусского рубля при поддержании таких инструментов денежно-кредитной политики, как эмиссия Национального банка, рублевая денежная масса, процентные ставки, резервные требования, в необходимых для этой цели пропорциях и уровнях.

Под валютным регулированием понимается совокупность форм организации денежных потоков при проведении внешнеторговых операций в целях предотвращения оттока капитала и укрепления отечественного платежного баланса, обеспечения должной динамики валютного  курса и равновесия на валютном рынке. [12, с.51].

Основная цель валютного регулирования – устойчивая равновесная ситуация на валютном и связанных с ним рынках. Предприятия получат достаточные стимулы к росту конкурентоспособности, восстановлению и расширению емкости внутреннего рынка и эффективному использованию имеющихся у предприятия, государства и населения валютных ресурсов и уменьшению оттока капитала за рубеж.

От методов валютного, внешнеэкономического регулирования зависит финансовое состояние предприятий-экспортеров, а также предприятий импортоориентированных отраслей. Вследствие высокой зависимости национального производства от импорта сырья, низкого уровня внедрения наукоемких и энергосберегающих технологий происходит снижение конкурентоспособности отечественной продукции и увеличение износа основных фондов.

В Республике Беларусь валютное регулирование осуществляется на основании Закона  РБ от 22.07.2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле». Принятие Закона является, безусловно, позитивным явлением, так как означает некоторую стабилизацию системы валютного регулирования и контроля в стране.

Закон содержит основные понятия, имеющие отношение к валютному регулированию и валютному контролю, классификацию валютных операций, порядок проведения валютных операций в зависимости от субъектного состава валютных сделок, основные принципы расчетов, ввоза и вывоза иностранной валюты, органов валютного регулирования и валютного контроля, а также их полномочия, компетенцию и основные обязанности. И, наконец, Закон установил функции агентов валютного контроля, права и обязанности резидентов и нерезидентов.

Президент Республики Беларусь определяет систему органов валютного регулирования в Республике Беларусь и принимает иные меры по осуществлению валютного регулирования в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.

Если иное не определено Президентом Республики Беларусь, органами валютного регулирования в Республике  Беларусь являются Совет Министров Республики Беларусь и Национальный банк.[2].

В настоящее время создана система валютного регулирования и валютного контроля, позволяющая на данном этапе с использованием административных и экономических методов обеспечить «прозрачность» на внутреннем валютном рынке.

Система административного валютного регулирования и контроля основана на определении системы расчетов по внешнеэкономическим операциям, жестком регулировании поступления и использования валютных средств юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также на действии целого ряда экономических санкций и ограничений.

Административные меры валютного регулирования на определенном  краткосрочном отрезке времени оказывают положительное влияние на развитие экономики внутри страны, мобилизуя национальные сбережения для инвестирования в экономику.

В долгосрочном плане регулирование через валютные ограничения не может обеспечить стабильности на валютном, внешнеторговом и финансовых рынках.

По мере выравнивания внешнеторговых диспропорций, динамики ВВП и обменного курса белорусского рубля целесообразен переход к либеральному направлению валютного регулирования.

Основы валютного регулирования должны быть направлены на обеспечение сбалансированности платежного баланса и стабильности белорусского рубля, экономической безопасности, поддержание устойчивого экономического роста и развитие международного сотрудничества Республики Беларусь.[13, с.462].

Вопрос существования валютного контроля зависит от многих факторов, прежде всего, от темпов вхождения государства в рынок. Актуальным в настоящее время представляется вопрос о либерализации валютного контроля, и факт постановки данного вопроса является признаком того, что финансово-экономическое сообщество, по всей видимости, уже достигло того уровня рыночной зрелости, когда необходимо рассмотреть возможность смягчения устоявшихся норм государственного контроля в отношении валютных операций. Экономика Беларуси имеет достаточную степень открытости, и существующие на сегодняшний день, хотя и немногочисленные, но существенные, по мнению стран-участников ВТО, валютные ограничения и скрупулезный контроль часто вносят диссонанс в желаемую гармонию внешнеторговой и валютной политики государства. Первые шаги в направлении снятия таких ограничений в области валютного регулирования уже предприняты. Теперь очередь за валютным контролем.

Государственный валютный контроль – это система мер, принимаемая правительством с целью упорядочения обращения иностранных валют внутри страны, для стабилизации макроэкономической ситуации посредством установления контроля со стороны государства над операциями с валютами и экспортно-импортными сделками резидентов.

Основными направлениями валютного контроля являются:

1.                определение соответствия проводимых валютных операций валютному законодательству;

2.                обеспечение  контроля за перемещением иностранной валюты и иных валютных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь;

3.                предотвращение   легализации  доходов,  полученных   незаконным путем;

4.                проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям;

5.                анализ  данных  учета,  отчетности  и  информации  по  валютным операциям. [13, с.469].

Органами валютного контроля в Республике Беларусь являются: Совет Министров Республики Беларусь, Национальный банк, Комитет государственного контроля Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь как орган валютного контроля определяет компетенцию республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных исполнительных комитетов по вопросам осуществления ими функций агентов валютного контроля, выполняет другие функции, предусмотренные законодательством.

Национальный банк как орган валютного контроля осуществляет валютный контроль за совершением банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями валютных операций, выполняет другие функции, предусмотренные законодательством.

Комитет государственного контроля - формирует на основании информации, получаемой от иных органов валютного контроля, а также агентов валютного контроля, базу данных по вопросам валютного контроля, в пределах своей компетенции осуществляет контроль за выполнением органами валютного контроля и агентами валютного контроля своих функций, осуществляет другие функции, предусмотренные законодательством.

Государственный таможенный комитет как орган валютного контроля осуществляет организацию валютного контроля за перемещением резидентами и нерезидентами через таможенную границу Республики Беларусь валютных ценностей, а также другие функции, предусмотренные законодательством. [2].

Государство выдает ограниченное количество экспортно-импортных лицензий, разрешающих ввоз и вывоз товаров, оплата за которые будет производиться в иностранной валюте. Если объем иностранной валюты в стране приближается к критической точке минимума и цена на нее вырастает при падении курса национальной валюты, то правительство вправе ограничить распределение импортных лицензий и тем самым уменьшить отток иностранной валюты из страны. И наоборот, если иностранная валюта начинает замещать национальную на внутреннем рынке в качестве средства обращения, государство ограничивает распределение экспортных лицензий и, как правило, обязывает резидентов сдавать иностранную валюту государству по искусственно заниженному курсу, что объясняется политикой поддержания престижа национальной валюты.

Необходимо заметить, что конкретные механизмы действия системы государственного контроля являются индивидуальными для каждой страны в отдельности.

Валютный контроль применяется практически во всех странах, но с разным уровнем жесткости. Одни государства постоянно усиливают валютный контроль. Однако многие развитые страны пришли к либерализации валютного регулирования и свободного курсообразования, перейдя к полной конвертируемости валют и снятию ограничений на движение капитала. Но по мере наступления трудных периодов некоторые страны вновь и вновь возвращались к ужесточению валютного регулирования и валютного контроля.

Валютный контроль в Республике Беларусь призван способствовать поддержанию сбалансированного движения финансовых потоков, и как следствие — достижению стабильного функционирования банковской системы, через которую реально осуществляется движение финансовых ресурсов.

Механизм валютного контроля в Республике Беларусь в первую очередь охватывает движение иностранной валюты и белорусских рублей по экспортно-импортным операциям белорусских предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность. Основная часть такого контроля заключается в том, чтобы обеспечить наполняемость внутреннего валютного рынка денежными ресурсами и предотвратить незаконный перевод валюты за пределы республики, а также создать эффективную, реально действующую систему контроля за своевременным и полным возвратом валютной выручки от экспорта и за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары.

Валютный контроль в том виде, в каком он существует в настоящее время в Беларуси, в будущем может утратить значение эффективного рычага, с помощью которого достигаются реальные результаты. Настало время трансформировать валютный контроль, при котором решались бы основные задачи, поставленные Главой государства и Правительством в области валютных операций. Время серых схем, позволяющих осуществлять изящный обход законодательства при совершении валютных операций, постепенно проходит, и в этом огромная роль принадлежит процессу приведения принципов валютного регулирования к более цивилизованному виду, а валютного законодательства в области валютного регулирования — к более прозрачному и понятному, учитывая, что в течение последних пяти лет наблюдалась тенденция к постепенной отмене тех или иных запретов и ограничений в проведении валютных операций. [14, с.13].

Уровень валютного контроля должен соответствовать уровню развития экономики. В соответствии со статистическими данными белорусская экономика переживает стадию неуклонного роста. Итоги денежно-кредитной политики также дают основания для оптимизма. Достаточно вспомнить, какими темпами идет снижение учетной ставки. Нет сомнений, что все это происходит благодаря в том числе валютному контролю. Но тогда возникает вопрос: нужно ли сохранять такой уровень контроля или все же настало время постепенно переходить к современным рыночным стандартам управления валютной политикой и введению системы валютного контроля, наиболее соответствующей общемировым стандартам.

Осуществив комплекс мероприятий по изменению валютного контроля, возможно достичь эффекта, при котором категория «валютный контроль» будет восприниматься с большей степенью понимания со стороны банков и их клиентов. При этом как инструмент денежно-кредитной политики он должен оставаться и действовать в рамках национального законодательства, нормы которого, в свою очередь, должны соответствовать международному финансовому праву и мировой практике осуществления валютных операций.

В 2007 году продолжится совершенствование системы валютного регулирования и валютного контроля в соответствии с экономическими условиями, международной практикой и стандартами. Будут осуществлены меры, направленные на повышение эффективности регулирования и контроля за наиболее значимыми валютными операциями, упростятся административные процедуры в области их регистрации и лицензирования.[15, с.35].

Таким образом, Республика Беларусь проходит свой этап развития в области валютного контроля и регулирования валютных операций, при этом учитывается зарубежный опыт и рекомендации МВФ, в том числе и по снижения контроля за их проведением. Однако в процессе снижения прессинга валютного контроля на данном этапе необходимо сохранять те механизмы, которые не позволяют сокращаться валютным поступлениям и препятствуют необоснованному оттоку валютных средств из Республики Беларусь.

Подводя итоги, автор подчеркивает следующее. В нашей стране сформирован устойчивый, динамично развивающийся валютный рынок. Подготовлены и успешно работают на всех уровнях, от высшего до низшего звена управления, высокопрофессиональные национальные кадры. Мы воспринимаем и стараемся с максимальной эффективностью применять опыт и технологии ведущих центральных и коммерческих банков других стран, учитывать рекомендации международных финансовых организаций. Однако при этом всегда стремимся рационально сочетать зарубежные достижения с собственными наработками, исходить из интересов национальной экономики и задач социального развития самых широких слоев населения. Накопленный опыт позволяет нам с уверенностью смотреть в будущее, успешно решать практически все, как текущие, так и перспективные, проблемы функционирования национальной банковской системы.


2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ ОТДЕЛЕНИЯ ОАО «БЕЛАГРОПРОМБАНК»  В Г.БРАСЛАВЕ


2.1 Анализ валютных операций отделения ОАО «Белагропромбанк» в г.Браславе с участием физических лиц


Анализ валютно-обменных операций с участием физических лиц ГОПЕРУ ОАО «Белагропромбанк» проведен за 1 квартал 2005г. и 1 квартал 2006 г.

Объемы покупки и продажи иностранной валюты в разрезе валют за 1 квартал 2005г. и 1 квартал 2006г. представлены в таблице 2.1.


Таблица 2.1 - Объемы купленной и проданной иностранной валюты

Наименование валюты

Покупка

Продажа

1 кв.

2005 год

1 кв.

2006 год

Темп роста, %

Темп прир, %

Отклонение

1 кв.

2005 год

1 кв.

2006 год

Темп роста, %

Темп прир, %

Отклонение

тыс. USD

1100

1600

145,5

45,5

500

1200

430

35,8

-64,2

-770

1250

1780

142,4

42,4

530

1300

280

21,5

-78,5

-1020

1320

1800

136,4

36,4

480

2050

650

31,7

-68,3

-1400

Итого

3670

5180

141,1

41,1

1510

4550

1360

29,9

-70,1

-3190

тыс. EUR

900

1850

205,6

105,6

950

800

1100

137,5

37,5

300

1300

1600

123,1

23,1

300

1200

1800

150,0

50,0

600

1700

1200

70,6

-29,4

-500

1400

7400

528,6

428,6

6000

Итого

3900

4650

119,2

19,2

750

3400

10300

302,9

202,9

6900

тыс.

RUR

350

4520

1291,4

1191,4

4170

650

5050

776,9

676,9

4400

420

4500

1071,4

971,4

4080

430

9000

2093,0

1993,0

8570

430

4400

1023,3

923,3

3970

700

14500

2071,4

1971,4

13800

Итого

1200

13420

1118,3

1018,3

12220

1780

28550

1603,9

1503,9

26770

Примечание. Источник: Собственная разработка


Данные таблицы 2.1 показывают, что объемы покупки иностранной валюты в 1 квартале 2006г. превышают объемы покупки за аналогичный период прошлого года.

При сравнении в эквиваленте в долларах США можно заметить, что покупается долларов и Евро больше, чем российских рублей.

Объемы продажи в 1 квартале 2006г. по долларам снижаются при сравнении с аналогичным периодом прошлого года, а по российским рублям и Евро возрастают. Причем, при сравнении в долларовом эквиваленте в 1 квартале 2006г. российских рублей продано приблизительно столько же, сколько в среднем в месяц продается долларов и Евро.

Общая сумма покупки долларов США в 1 квартале 2006 года значительно увеличилась по сравнению с покупкой в аналогичном периоде прошлого года. За 1 квартал 2005 года общая сумма покупки долларов США составила 3670 тыс. долларов США, общая сумма продажи снижается: за 1 квартал 2006 года – 1360 тыс. долларов США при уровне 4550 тыс. долларов США за аналогичный период прошлого года. Объемы покупки долларов США увеличились на 36%, объемы продажи снизились на 70 %.

В 1 квартале 2006 года наблюдается увеличение оборотов покупки и продажи Евро при сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Так общая сумма покупки Евро в 1 квартале 2006 года составила 4650 тыс. Евро при уровне 3900 тыс. Евро за 1 квартал 2005г. (прирост составил 19%), общая сумма продажи соответственно составила 10300 тыс. Евро и 3400 тыс. Евро (прирост 203%).

Обороты по покупке и продаже российских рублей в 1 квартале 2006 года выросли при сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Так общая сумма покупки в 1 квартале 2006 года составила 13420 тыс. российских рублей при уровне 1200 тыс.российских рублей (прирост 1018%), продажа соответственно возросла с 1780 тыс.российских рублей в 1 квартале 2005 года до 285501 тыс. российских рублей в 1 квартала 2006 года (прирост 1504%).

Для более детального анализа купленной - проданной валюты автор предлагает обратить внимание на диаграммы покупки и продажи валюты за анализируемые периоды, построенные на основании данных таблицы 2.1.

На рисунке 2.1 отображены объемы покупки и продажи долларов США за 1 квартал 2005г.

Рисунок 2.1 показывает, что за 1 квартал 2005г. объемы продажи долларов США больше покупки. Так в абсолютном выражении продано на 880 тыс. долл. США больше, чем куплено, превышение составляет 24%. К концу квартала повышение продажи долларов связано с тем, что работающее население получает дополнительные доходы: от 13-й зарплаты, премии по итогам квартала.

В то же время за 1 квартал 2006г. ситуация на наличном валютном рынке долларов США обратно противоположная (Рис. 2.2).

Рисунок 2.1 -  Покупка-продажа USD за 1 кв. 2005г.


Продано в абсолютном выражении на 3280 тыс. долл. США меньше, чем куплено, или продажа на 74% меньше покупки. Такая ситуация сложилась к началу 2006г. в связи с увеличение доверия населения белорусским рублям.

Рисунок  2.2 - Покупка – продажа USD за 1 кв. 2006г.


Как показывает рисунок 2.3, спрос на евро в течение 1 квартала 2005 года возрастал. Обороты за 1 квартал по покупке Евро превышают обороты по продаже в абсолютном выражении на 500 тыс. Евро или продажа на 13% меньше покупки.

Ситуация на наличном рынке Евро в 1 квартале 2006г. складывается иначе. Как показывает рисунок 2.4, только в январе замечено превышение покупки Евро над продажей.

Рисунок 2.3 -  Покупка-продажа EUR за 1 кв. 2005г.


Далее наблюдается превышение продажи над покупкой. Так, в абсолютном выражении за 1 квартал 2006 г. продано на 5650 тыс. Евро больше, чем куплено, или продано на 121% больше. Такая разница сложилась за счет последнего месяца квартала, поскольку в марте было продано в сумме 7400 тыс. Евро.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Современные рефераты