|Введение |3 |
|1. Понятия и цели валютного контроля, правовая база. |4 |
|2. Осуществление валютного контроля (порядок, основные | |
|этапы). |10 |
|3. Проблемы, перспективы развития. |36 |
|Заключение |42 |
|Список используемой литературы |44 |
|Приложения |47 |
Введение.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
Российской Федерации, включая область валютно-кредитных отношений, призвано
обеспечить экономическую безопасность страны, содействовать более быстрому
росту ее экономики за счет расширения внешнеэкономических связей, создать
условия для всесторонней интеграции экономики России в мировое хозяйство.
Государственное регулирование в РФ осуществляется как экономическими, так и
административными методами.
После развала СССР и перехода России к рыночным отношениям в экономики
весьма важными и трудноконтролируемыми вопросами являлись невозврат в РФ
валютной выручки от экспорта товаров и оказания услуг отечественными
предприятиями и организациями, а также бестоварный перевод ими валюты и
сделки по фиктивным импортным контрактам. В результате на счетах в
иностранных банках скопились большие валютные средства, принадлежащие
отечественным предприятиям и организациям (по имеющимся оценкам от 100 до
200 млрд. долл.), чем государству наносится значительный ущерб.
В этой связи потребовалось создание в России всеохватывающей системы
валютного контроля за проводимыми отечественными предприятиями и
организациями экспортными, импортными и другими внешнеэкономическими
операциями.
В целях обеспечения возврата валютной выручки по экспортными операциям
12 октября 1993 года утверждена совместная Инструкция ЦБ и Государственного
Таможенного Комитета №19 и №01-20/10283 (соответственно) "О порядке
осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию
валютной выручки от экспорта товаров", которая введена в действие в 1994
году.
Введение такого механизма таможенно-банковского контроля за каждой
экспортной операцией привело к весьма ощутимым результатам: если невозврат
валютной выручки (по экспертным оценкам) в 1992 году составлял от 50 до 70%
всей стоимости российского экспорта, в 1993 году – 30-40%, то уже в 1994
году, после издания указанной инструкции, снизился до 12%, а в 1995 году
составил около 4% [31, с.19].
Целью данного диплома является изучение действующего в РФ
законодательства в области осуществления контроля за поступлением валютной
выручки от экспорта товаров, а также рассмотрение некоторых этапов
валютного контроля на примере деятельности Акционерного Коммерческого Банка
«Северный Народный Банк». Изучение проблем и перспектив развития валютного
контроля и экспорта как такового.
1. Понятия и цели валютного контроля, правовая база.
Как уже было сказано целью валютного контроля является обеспечение
экспортерами зачисления валютной выручки от экспорта товаров на свои
валютные счета в уполномоченных банках Российской Федерации. Зачисление
выручки от экспорта товаров на иной счет, чем счет Экспортера в
уполномоченном банке, указанный в контракте, допускается только при наличии
у Экспортера разрешения Банка России.
Для целей настоящего диплома используются следующие основные понятия:
Экспортер - предприятие (учреждение, организация) либо физическое лицо
- резидент Российской Федерации, от имени которого заключен контракт
(договор, соглашение) на экспорт товаров (далее - контракт);
Банк - уполномоченный банк либо его филиал, где ведется счет, на
который должна поступить валютная выручка от экспорта товаров по данному
контракту;
Паспорт сделки (далее сокращенно - ПС) - базовый документ валютного
контроля, оформляемый Экспортером в Банке и содержащий сведения о
внешнеэкономической сделке, необходимые для осуществления этого контроля,
изложенные в стандартизированной форме;
Учетная карточка таможенно-банковского контроля (далее сокращенно -
УК) - возвратный документ, формируемый таможенными органами для направления
в Банки и содержащий часть сведений на грузовой таможенной декларации
(далее - ГТД), необходимых Банкам для осуществления контроля за
поступлением валютной выручки от экспорта товаров;
Реестр - документ, объединяющий УК, направляемые в один Банк и имеющие
одну контрольную дату возврата в таможенные органы;
Досье - специальная подборка документов по контролю за поступлением
валютной выручки от экспорта товаров. Досье формируется уполномоченными
банками по каждому ПС;
Журнал - журнал, который ведется Банком для отдельного учета входящих
и исходящих документов валютного контроля, указанных в настоящей
Инструкции;
Ответственные лица Банка - сотрудники Банка, уполномоченные
подписывать ПС и совершать иные действия по валютному контролю от имени
Банка, как агента валютного контроля.
В настоящее время поступление выручки от экспорта товара регулируется
в первую очередь совместной Инструкцией ЦБ и Государственного Таможенного
Комитета №19 от 12 октября 1993 года и №01-20/10283 (соответственно) "О
порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую
Федерацию валютной выручки от экспорта товаров", а также Законом РФ №3615-1
от 09.10.92г. «О валютном регулировании и валютном контроле», Инструкцией
ЦБ №7 от 29.06.92г. «О порядке обязательной продажи организациями части
валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на
внутреннем валютном рынке РФ» и рядом других нормативных документов.
Физические и юридические лица, как отечественные, так и иностранные,
принимающие участие в валютных операциях в Российской Федерации, делятся на
резидентов и нерезидентов.
Резидентами являются:
- физические лица, постоянно проживающие в России, в том числе временно находящиеся за границей;
- юридические лица, созданные в соответствии с Российскими законами, с местонахождением на территории Росси;
- дипломатические и иные официальные представительства России за ее пределами и другие.
Нерезидентами считаются:
- физические лица, постоянно проживающие за границей, в том числе временно находящиеся в России;
- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств с местонахождением за пределами России;
- находящиеся в России иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации и другие.
Расчеты между юридическими лицами-резидентами в иностранной валюте
производятся на основании заключенных между ними договоров (контрактов).
Сделки купли-продажи свыше 10 тыс. ам.долларов фиксируются в
территориальными управлениями Банка России.
Резиденты, как юридические, так и физические лица, могут иметь счета и
вклады в иностранных валютах в уполномоченных коммерческих банках России.
Порядок открытия валютных счетов в российских банках и осуществления через
эти счета операций устанавливает Центральный банк РФ. Для открытия
валютного счета юридическому лицу необходимо предоставить в уполномоченный
коммерческий банк ряд документов:
- заявление на открытие счета;
- нотариально заверенные копии устава организации и учредительных документов;
- свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
- документ, подтверждающий постановку на учет в налоговых органах и регистрацию в качестве плательщика страховых взносов;
- документ о регистрации в органах государственной статистики;
- заверенную нотариусом карточку с образцами подписей лиц, имеющих в данной организации право распоряжаться иностранной валютой.
Организации и предприятия могут иметь несколько валютных счетов в
одном или в ряде коммерческих банков, как и вправе открывать счета в
нескольких валютах.
Поступления в иностранной валюте в пользу предприятий и организаций за
экспорт товаров (работ, услуг), а также выручка от реализации товаров
(работ, услуг) за иностранную валюту на территории России подлежат
обязательному зачислению на валютные счета в уполномоченных банках России.
Следует отметить, что под сокрытой выручкой в иностранной валюте понимается
выручка, не зачисленная на счета в уполномоченных банках на территории РФ,
не зависимо от того, что она нашла отражение в бухгалтерском учете
предприятия.
Уполномоченные банки открывают каждому предприятию и организации
параллельно два вида счетов:
- транзитный валютный счет – для зачисления в полном объеме поступлений в иностранной валюте;
- текущий валютный счет – для учета средств, остающихся в распоряжении предприятий и организаций после обязательной продажи части валютной выручки.
Предприятия и организации независимо от форм собственности, включая
предприятия с участием иностранного капитала, осуществляют продажу 75%
валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) на внутреннем валютном
рынке Росси через уполномоченные банки по рыночному курсу [7].
При зачислении валютной выручки на транзитный валютный счет
предприятия уполномоченный банк не позднее следующего рабочего дня извещает
об этом предприятие, а последнее дает поручение этому банку на обязательную
продажу валюты и на перечисление оставшейся части на свой текущий валютный
счет. Уполномоченный банк должен продать полученную от предприятия
иностранную валюту в течение семи рабочих дней.
По операциям уполномоченных банков, связанных с обязательной продажей
части экспортной валютной выручки на внутреннем валютном рынке, их
комиссионное вознаграждение не должно превышать 1,3% от суммы продаваемой
иностранной валюты (включая расходы по выплате комиссионного вознаграждения
межбанковским валютным биржам), (в АКБ «Северный Народный Банк» тариф на
выполнение функций агента валютного контроля установлен в 0,1% от суммы
контракта, а комиссионное вознаграждение устанавливается в пределах 0,7-
0,9% от суммы продаваемой иностранной валюты (см Приложение №12));
комиссионное вознаграждение межбанковских валютных бирж – не более 0,3% от
суммы нетто – продажи иностранной валюты, проведенной через биржу.
Оставшаяся после обязательной продажи часть валютной выручки может
быть реализована на валютном рынке по курсу рубля, устанавливаемому
предприятием по согласованию с уполномоченным банком, или использована на
оплату закупаемых предприятием за границей товаров и на другие нужды.
С текущего валютного счета отечественные предприятия и организации
могут получить наличную иностранную валюту или преобрести чеки в
иностранной валюте, но только на расходы, связанные с загранкомандировками
своих сотрудников (не ранее чем за три банковских дня до их убытия в
командировку).
2. Осуществление валютного контроля (порядок, основные этапы).
Перед тем, как рассматривать основные этапы валютного контроля,
проанализируем состояние отрасли на примере АКБ «Северного Народного
Банка».
В период с начала 1994 года Банком было открыто 44 паспорта сделки,
примерно половина из них на данный момент закрыта. Основная операция и
практически единственная, которая совершается экспортерами – вывоз леса за
границу, других экспортных операций, таких как экспорт нефти и
нефтепродуктов, газа, не наблюдалось – это связано с тем, что нефтяные и
газовые предприятия осуществляют все расчеты через московские банки.
Динамику поступивших средств по всем ПС по годам можно посмотреть в
таблице 1.
Необходимо отметить, что августовский кризис 1998 года повлиял на
экспорт, также как и на другие отрасли экономики. Характерным показателем
этого служит движение средств на валютных счетах клиентов. Последующие два
месяца после кризиса наблюдалось полное затишье, за исключением
перечисления средств от деятельности фирмы, которая занимается перевозкой
товаров. Если сравнить два месяца 1998 по объёмам поступления средств на
счета клиентов – июль (422749$) и сентябрь (10969$), то можно увидеть что
поступления сократились почти в 40 раз. Лишь только к началу декабря
поступления средств от экспортных операций вернулись к своему прежнему
докризисному объёму и на данный момент увеличились.
Также необходимо отметить, что практически по всем контрактам сумма
поступивших средств была примерно в половину меньше, чем было объявлено в
контракте. В первую очередь это связано с тем, что отргузка и отправка
товара осуществляется через различные промежутки времени, а условия и
факторы на рынке (к примеру - такие как цена и спрос) за это время успевают
поменяется - экспортер закрывает паспорт сделки и после этого заключает
новый контракт.
Далее, рассмотрим порядок экспорта на примере акционерного общества
«Мезеньлеспром», которое заключило контракт (см Приложение №6) с венгерской
ТОО «Эрдерт» Тужер КФТ на поставку лесоматериалов в количестве 110000 кубм.
Сроки поставки и место, а так же спецификация экспортируемого товара
указана в приложении к контракту (см. Приложение №7).
Необходимо отметить, что постановлением Правительства от 26 декабря
1995 года №1267 «О введении единой системы обязательной оценки количества,
качества и цены экспортируемых товаров» все участники внешнеэкономической
деятельности Российской Федерации, независимо от их организационно-правовых
форм, обязаны предоставлять экспортируемые товары для экспертной оценки
количества, качества и цены предлагаемой на вывоз продукции. Указанную
экспертизу осуществляют специальные отечественные и иностранные
организации, допущенные к этой работе Комиссией Правительства РФ по
вопросам экспертной оценки количества, качества и цены экспортируемых
товаров. По результатам этой экспертизы российские экспортеры получают
соответствующие сертификаты установленного образца, являющиеся обязательным
товаросопроводительным документом по товарам, включаемым в перечень
вывозимой продукции, по которой указанная проверка является обязательной.
Контроль за экспортом начинается с момента оформления экспортером и
обслуживающим его коммерческим банком паспорта сделки, в котором содержатся
основные данные контракта (реквизиты экспортера и иностранного контрагента,
сумма сделки, валюта цены и платежа, форма расчетов и другие). В связи с
последующей обработкой приводимых в многочисленных паспортах сделок
сведений на электронных машинах, эти данные кодируются согласно
выработанному классификатору. По поставкам товаров в страны СНГ паспорта
сделок не оформляются.
По каждому заключенному Экспортером контракту оформляется один ПС,
подписываемый одним уполномоченным банком, на транзитный валютный счет, в
котором в последующем должна поступить от импорта нерезидента вся валютная
выручка от экспорта товаров по данному контракту. Форма и порядок
оформления Экспортером ПС приводятся в Приложении №1. ПС оформляется в двух
экземплярах. В нашем случае по ПС (см Приложение №8) видно, что данный ПС
предназначен для валютного контроля за поступлением выручки от экспорта
товара, 12893032 – код Банка по ОКПО, и номер ПС – 12. Номер контракта
соотвествует номеру действительного контракта, сумма контракта – 2900000
долларов США, форма расчетов – перевод, поступление выручки в течение 60
дней. Также необходимо заметить, что на ПС стоит особая отметка Банка –
сумма контракта может быть изменена.
Экспортер одновременно с заполненным и подписанным от его имени ПС
представляет в Банк оригинал или заверенную лицом, имеющим право первой
подписи по счету Экспортера, и скрепленную печатью Экспортера копию
контракта, на основании которого был составлен ПС.
С подписанием ПС Экспортер принимает на себя ответственность за:
- полное соответствие сведений, приведенных в ПС, условиям контракта, на основании которого был составлен данный ПС;
- зачисление в полном объеме и в установленные сроки выручки от экспорта товаров по контракту, на основании которого был составлен данный ПС, на транзитный валютный счет Экспортера в Банке, в который он представляет ПС для оформления.
Банк рассматривает представленные ему документы (проверяет
соответствие данных ПС условиям контракта, соответствие подписи на ПС
образцу подписи в карточке образцов подписей лиц, имеющих право первой
подписи по счету Экспортера) и подписывает представленные Экспортером
экземпляры ПС.
Первый экземпляр ПС возвращается Экспортеру вместе с оригиналом или
копией контракта, что отражается в Журнале в графе "Исходящие". Форма и
порядок ведения Журнала приведены в Приложении №2.
Второй экземпляр ПС служит основанием для открытия Банком Досье, в
которое он помещается для хранения.
С подписанием ПС Банк принимает данный контракт на расчетное
обслуживание и выражает согласие на выполнение функции по контролю за
поступлением валютной выручки от экспорта товаров по этому контракту.
Наличие хотя бы одного из следующих условий является для Банка
основанием для отказа в подписании ПС. Такими условиями являются:
- несоответствие данных, содержащихся в контракте, сведениям, указанным в ПС;
- несоответствие предусмотренных контрактом валютных операций требованиям действующего законодательства Российской Федерации;
- оформление ПС с нарушениями установленных требований;
- наличие в контракте условий, предусматривающих зачисление валютной выручки по нему на счета предприятий или лиц, не являющихся
Экспортерами по данному контракту в соответствии с 19 инструкцией;
- отсутствие в контракте условий, предусматривающих зачисление выручки на счет Экспортера в уполномоченном банке Российской
Федерации;
- отсутствие в контракте каких-либо сведений, необходимых для составления ПС в установленном порядке.
При отказе в подписании ПС Банк возвращает Экспортеру представленные
им документы и при этом может дать Экспортеру рекомендации по оформлению ПС
и внесению изменений в условия контракта, связанные с оформлением ПС.
В случае внесения сторонами изменений в контракт, затрагивающих
сведения, которые ранее использовались при составлении ПС, подписанного
Банком по данному контракту, Экспортер в 10-дневный срок с даты внесения
указанных изменений, но не позднее представления к таможенному оформлению
товаров, экспортируемых на основании внесенных в контракт изменений и/или
дополнений, представляет в Банк:
- оригиналы или копии дополнений и/или изменений к контракту, заверенные подписью лица, имеющего право первой подписи по счету
Экспортера, и скрепленные его печатью;
- дополнительные листы к ПС, составляемые по форме ПС, но с заполнением только тех граф (позиций), сведения в которых подлежат уточнению.
Дальнейшее оформление и использование дополнительных листов к ПС
осуществляется в порядке, предусмотренном для самих ПС.
Следующим этапом валютного контроля является таможенное оформление
экспортных товаров.
Заблаговременно до представления таможенным органам экспортных товаров
к таможенному оформлению Экспортер в порядке, согласованном с Банком,
получает в последнем ксерокопии с хранящихся в Банке оригинала ПС и
дополнительных листов к нему, если таковые были подписаны Банком, (далее
вместе - ПС), заверенные Ответственным лицом Банка и скрепленные печатью
Банка.
Декларант до предъявления товаров к таможенному оформлению снимает
копию с подготовленной ГТД на экспортируемые товары.
Таможенные органы принимают экспортные товары к таможенному оформлению
только при предъявлении им в дополнение к прочим документам,
предусмотренным таможенным законодательством Российской Федерации,
ксерокопии ПС, заверенной Ответственным лицом Банка и скрепленной печатью
Банка, а также копии с ГТД на оформляемый груз.
Таможенные органы сверяют соответствие данных, содержащихся в ПС,
данным, заявленным в ГТД, и другим имеющимся в их распоряжении документов,
а также соответствие подписи Ответственного лица Банка, заверившего копию
ПС, и оттиска печати Банка образцам в полученных от Банка России карточках
с образцами подписей Ответственных лиц уполномоченных банков и оттиска
печати Банка.
В случае отсутствия расхождений между вышеуказанными документами, и
при выполнении всех иных требований таможенного законодательства Российской
Федерации должностное лицо таможенного органа, осуществляющее таможенное
оформление товаров, подписывает копию ПС и копию ГТД и ставит на указанных
документах свою личную номерную печать.
Подписанные должностным лицом таможенного органа копии ПС вместе с
экземпляром ГТД остаются в делах таможни.
Копия с ГТД на товары, поставленные на экспорт, с подписью
должностного лица таможенного органа и оттиском его личной номерной печати
передается Экспортеру.
В нашем случае ГТД – Приложение №9. По ней экспортер отправляет
53,13м3 лесоматериалов на сумму 1143 долларов США. Декларантом является ООО
«Сыктывкарвнештранс»
Следующий этап - передача в Банки сведений об отгрузках экспортных
товаров.
Экспортер в 10-дневный срок со дня выпуска товаров таможенными
органами представляет в Банк копию ГТД, полученную от таможенного органа,
оформившего выпуск товаров.
На основании данных ГТД Государственный таможенный комитет Российской
Федерации составляет УК, объединяемые в Реестре по установленной форме (см.
Приложение №3).
Каждая УК содержит информацию по одной произведенной отгрузке, и УК
группируются в Реестры по принципу календарной последовательности
ожидаемого поступления валютной выручки от экспорта товаров на транзитные
счета Экспортеров.
ГТК России по каналам специальной связи (т.е. используя услуги
Главного центра специальной связи Министерства связи Российской Федерации
и/или Федерального управления фельдъегерской связи Российской Федерации при
Министерстве связи Российской Федерации) направляет Реестры в двух
экземплярах в соответствующие Банки.
Банковский контроль за поступлением валютной выручки от экспорта
товаров.
Все поступившие в Банк от ГТК России Реестры (независимо от наличия
счетов Экспортеров в данном банке и любых иных обстоятельств)
регистрируются в Журнале.
Со всех поступивших в Банк Реестров, содержащих информацию по
отгрузкам его клиентов, Банк снимает ксерокопии, которые разделяются на УК
и в течение трех банковских дней направляются соответствующим Экспортерам
для целей идентификации сумм, поступающих на счета Экспортеров в Банке, по
отношению к конкретным отгрузкам, указанным в Реестрах.
В нашем случае учетная карточка – Приложение №10. В ней указано, что
дата вывоза была 27.05.97г. Экспортер подтверждает, что поступление средств
на сумму 1143 ам.долларов было произведено переводом 23.06.97г.
Первый оригинальный экземпляр Реестра разделяется Банком на УК,
относящиеся к разным ПС, и эти УК распределяются по соответствующим Досье.
Второй экземпляр Реестра заполняется Банком и не позднее контрольного
срока обратной отсылки в ГТК России, указанного на нем, возвращается по
каналам специальной связи в ГТК России.
Для целей облегчения идентификации поступающих сумм Экспортер
уведомляет иностранного плательщика о необходимости указания в
межбанковском документе ("ключеванном" телексе, SWIFT - послании, авизо,
выписке и т.п.), направляемом в российский Банк и подтверждающем зачисление
средств в пользу Экспортера, реквизитов контракта или ПС.
В Приложении №11 отражен один из таких переводов от 29 августа 97г.
на сумму 1738,8 ам.долларов и номер контракта в нем указан.
Копии всех первичных банковских документов, подтверждающих поступление
сумм в пользу Экспортера, распределяются Банком по соответствующим Досье по
мере их идентификации.
При поступлении на транзитный валютный счет Экспортера в Банк валютной
выручки от экспорта товаров в поручении о переводе поступившей суммы или ее
части на свой текущий валютный счет и продаже части экспортной выручки на
внутреннем валютном рынке в порядке обязательной продажи (если данное
требование относится к поступившей сумме) Экспортер отдельной строкой
указывает реквизиты (номер и дату) ПС и УК (при поступлении аванса - только
ПС, при отсутствии УК - ПС и ГТД), по которым поступила экспортная выручка.
Экспортеры (как правило, вместе с поручением на перевод средств с
транзитного на текущий валютный счет и на обязательную продажу части
валютной выручки от экспорта товаров) не позднее, чем за 10 дней до
контрольного срока возврата Реестра в ГТК России, на основе полученных от
Банка выписок со своих транзитных валютных счетов, а также иной банковской
и коммерческой информации, имеющейся в распоряжении Экспортеров, обязаны
представить в Банк свой вариант заполнения ранее полученной от Банка УК
(заполненную ксерокопию УК, подписанную руководителем, имеющим право первой
подписи по счету и скрепленную печатью Экспортера) с ссылками на реквизиты
конкретных банковских документов (выписок со счета аккредитивов, инкассовых
поручений и т.п.).
Если валюта цены по контракту не совпадает с валютой платежа,
Экспортер вместе со своим вариантом заполнения УК представляет в Банк
расчет курса валюты цены к валюте платежа с необходимыми пояснениями. Банк
проверяет указанный расчет с точки зрения соответствия условиям контракта и
реальности закладываемых в расчет показателей (курсов и т.п.) и в случае
согласия учитывает в дальнейшем в УК в качестве поступившей сумму в валюте
цены, полученную в результате пересчета фактически поступившей суммы по
указанному курсу.
В случае несогласия с представленным Экспортером расчетом Банка
указывает в УК и всех прочих документах валютного контроля фактически
поступившую сумму в валюте платежа.
Указание Банком в графе "Инф Б/ КВ" УК кода валюты, отличного от коды
валюты, указанного ГТК России в графе "Инф Т/ КВ", является для органов
валютного контроля основанием для проведения проверки по данному случаю.
В случаях, когда валютная выручка от экспорта товаров поступает в Банк
в неполном объеме (т.е. разница между фактически поступившей суммой и
суммой, указанной Экспортером в ГТД, превышает суммарную банковскую
комиссию) или с нарушением указанного в Реестре срока, Экспортер имеет
право обратиться в МВЭС России или уполномоченные МВЭС России органы для
получения письменного подтверждения обоснованности недополучения или
задержки получения им валютной выручки от экспорта товаров либо представить
в Банк письменное подтверждение Банка России об освобождении его от
обязательного зачисления валютной выручки на счета в уполномоченные банки
Российской Федерации.
При наличии указанных письменных подтверждений Экспортер отражает
сумму, являющуюся обоснованно непоступившей, в графе "Обоснов." заполняемой
им УК и направляет оригиналы указанных подтверждений в Банк в приложении к
своему варианту заполнения УК при подаче его в Банк.
Банк, проверив правильность отнесения Экспортером поступивших сумм к
отдельным УК и сверив даты, указанные Экспортером, с фактическими датами
поступления этих сумм на транзитный валютный счет Экспортера, но не позднее
контрольного срока возврата Реестра в ГТК России, заполняет все без
исключения графы второго экземпляра Реестра независимо от полноты и
своевременности поступления валютной выручки от экспорта товаров.
Суммы обоснованно непоступившей валютной выручки от экспорта товаров,
письменно подтвержденные Банком России, МВЭС России или ТПП России, после
проверки полномочий лиц, подписавших подтверждения, заносятся в
соответствующую графу УК.
При отсутствии у Банка каких-либо из предусмотренных инструкцией №19
документов, необходимых для идентификации сумм (включая вариант заполнения
УК, поручение об обязательной продаже иностранной валюты и/или переводе с
транзитного на текущий валютный счет Экспортера с ссылкой на конкретные ПС
и УК (ГТД), и при невозможности однозначно отнести поступившие средства к
конкретной УК из отсылаемого в ГТК России Реестра на основании
товаросопроводительных и/или товарораспорядительных документов (по
документарным операциям) Банк при заполнении УК не учитывает эти средства в
качестве поступивших и проставляет "О" в графах УК "Сумма Б" и строке "Инф
Б".
Наличие в межбанковских документах ("ключеванном" телексе, SWIFT -
послании, авизо, выписке и т.п.), направляемых иностранным банком в
российский Банк и подтверждающих зачисление средств на корреспондентский
счет Банка в пользу Экспортера, реквизитов контракта (ПС или УК) или иной
информации о назначении платежа само по себе не является для Банка
достаточной информацией для отнесения суммы к конкретной УК.
Объяснения Экспортера по поводу непоступления средств по конкретной УК
или соответствующие сведения из межбанковских документов, облегчающие по
мнению Банка работу органов валютного контроля, могут быть изложены в
краткой форме в графе УК "Особые отметки".
Во избежание повторного занесения одной и той же суммы в УК по разным
экспортным отгрузкам, Банк ведет отдельный учет сумм, указанных в качестве
поступивших во вторых экземплярах Реестров, возвращенных в ГТК России.
В тех случаях, когда по отдельной отгрузке поступившая до контрольного
срока возврата Реестра сумма полностью (за исключением суммарной банковской
комиссии) совпадает с суммой, указанной в графе "сумма Т" конкретной УК или
отличается от нее на сумму, засчитанную в качестве обоснованно не
поступившей (имеется письменное подтверждение МВЭС России, уполномоченных
МВЭС России органов, Банка России), информация о полученных суммах
переносится в УК, хранящиеся в соответствующих Досье, а сама УК
подписывается Ответственным лицом Банка и скрепляется печатью Банка.
Если поступившие по данному УК суммы вместе с суммами, засчитанными в
качестве обоснованно непоступивших, составляют сумму меньшую, чем указана в
графе "Сумма Т" конкретной УК, Банк в графе УК "Особые отметки" нарастающим
итогом независимо от контрольного срока ведет учет поступления средств по
данному УК с указанием дат поступлений до тех пор, пока сумма всех
поступивших средств вместе с суммой, засчитанной в качестве обоснованно
непоступившей (в соответствии с письменным подтверждением МВЭС России,
уполномоченных МВЭС России органов или Банка России), не составят сумму,
указанную в графе "Сумма Т" (с учетом суммарной банковской комиссии по
операции). В этом случае Банком заполняются все графы УК с указанием в
графе "Инф Б" срока поступления последней суммы, а сама УК подписывается
Ответственным лицом Банка и скрепляется печатью Банка.
После возврата в ГТК России заполненного второго экземпляра Реестра
отнесение поступающих сумм к конкретным УК осуществляется Банком на
основании реквизитов (номеров и дат) ПС и УК, указываемых Экспортером в
поручениях на обязательную продажу иностранной валюты и/или перевод средств
с транзитного на текущий валютный счет Экспортера.
Заполненная Экспортером УК, копия ГТД, письма МВЭС России,
уполномоченных МВЭС России органов, Банка России и иные документы,
получаемые Банком в соответствии с инструкцией №19, после регистрации в
Журнале направляются Банком в соответствующее Досье.
По истечении даты, указанной в графе ПС "Последний платеж", но не
ранее даты заполнения всех УК, находящихся в Досье, указанное Досье
"закрывается", т.е. сдается в архив Банка для последующего хранения в
течение не менее 5 лет с даты сдачи в архив.
Досье, не сданные в архив по истечении 180 дней с даты, указанной в
графе ПС "Дата последнего платежа по контракту" по причине непоступления в
полной сумме валютной выручки по какой-нибудь УК из данного Досье, могут
быть сданы Банком в архив с предварительным направлением письменного
извещения в Главное территориальное управление Банка России о факте
непоступления валютной выручки от экспорта товаров с приложением копий всех
документов соответствующего Досье.
Передача Банками в ГТК России сведений о поступлении валютной выручки
от экспорта товаров.
После заполнения второго экземпляра Реестра, но не позднее
контрольного срока, указанного в графе "Контрольный срок возврата реестра",
Банк по каналам специальной связи направляет второй экземпляр Реестра,
подписанный Ответственным лицом Банка и скрепленный печатью Банка, в ГТК
России с регистрацией отправки в Журнале.
Не допускается отсылка в ГТК России Реестров с незаполненными Банком
графами.
Неполучение от Экспортера каких-либо сведений о характере поступивших
сумм (включая его вариант заполнения УК, поручения о продаже валюты или
перечислении на текущий счет с ссылкой на конкретные ПС и УК ГТД),
письменные подтверждения МВЭС России или уполномоченных МВЭС России
органов, Банка России) или непоступление самих сумм не может служить для
Банка основанием для задержки возврата Реестра в ГТК России.
Расписки Главного центра специальной связи Министерства связи
Российской Федерации, подтверждающие отправку Реестров и иных документов,
направляемых Банком ГТК России в соответствии с инструкцией №19,
подшиваются (подклеиваются) с обратной стороны Журнала по мере их передачи
Банку.
Полученные от Банков Реестры обрабатываются в вычислительном центре
ГТК России с целью подготовки оперативных и статистических сведений,
необходимых для осуществления валютного контроля.
Указанная информация направляется ГТК России в подотчетные ему
таможенные органы, Федеральной службе валютного и экспортного контроля,
Государственной налоговой службе Российской Федерации, Банку России,
Прокуратуре Российской Федерации и может быть использована ими в пределах
их компетенции для проведения расследований случаев нарушения норм
валютного регулирования, применения установленных законодательством
Российской Федерации санкций к Банкам и Экспортерам, а также к
ответственным лицам Банков и сотрудникам Экспортеров.
Права и обязанности Банков при осуществлении функций агентов валютного
контроля по валютным операциям Экспортеров
Банк, подписавший ПС, вправе за выполнение функций агента валютного
контроля по контракту, на основании которого составлен ПС, взимать с
Экспортера плату, размер которой не должен превышать 0,15% от суммы
контракта. Указанная плата взимается Банком не ранее поступления в Банк
первой суммы экспортной выручки по данному контракту. В остальном порядок
взимания указанной платы определяется Банком по договоренности с
Экспортером.
Не менее чем за один месяц до вступления в силу предусмотренного 19
инструкцией порядка осуществления валютного контроля за поступлением в
Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров уполномоченный
банк обязан направить для регистрации в Банк России список Ответственных
лиц Банка в трех экземплярах вместе с тремя экземплярами карточек с
образцами их подписей и оттиском печати уполномоченного банка, заверенными
нотариально (Приложение №4).
В месячный срок с даты поступления документов Банк России возвращает в
соответствующий уполномоченный банк один экземпляр списка с записью о
регистрации или вносят свои предложения по изменению списочного состава
Ответственных лиц Банка.
Указанные списки и карточки с образцами подписей и образцом печати
Банка, а также изменения к ним направляются Банком России в ГТК России по
мере их регистрации с указанием точных дат вступления в силу полномочий
Ответственных лиц Банка.
В случае исключения Банком отдельных сотрудников из указанного списка
Банк обязан не позднее, чем за 10 дней до фактического прекращения
выполнения сотрудником действий по валютному контролю письменно известить
Банк России об исключении сотрудников из списка Ответственных лиц Банка.
В случае дополнения Банком списка Ответственных лиц Банка повторяется
процедура, предусмотренная настоящим разделом для первоначальной
регистрации самого списка.
Отсылка в Банк России указанных в настоящем пункте списков и изменений
к ним осуществляется по каналам специальной связи или передается
непосредственно Банку России под расписку курьерами Банков. Отсылка и
получение указанных документов регистрируется в Журнале.
Формируемые в Банках Досье в целом и отдельные находящиеся в них
документы (включая хранящиеся в архиве Банка), а также все иные документы и
информация об осуществлении валютных операций подлежат представлению по
первому письменному запросу таможенных и налоговых органов, Банка России и
его Главных территориальных управлений.
Ежеквартально (до 15 числа первого месяца, следующего за отчетным
кварталом) Банки на базе материалов Досье составляют для представления в
главные территориальные управления Банка России по месту своей регистрации
сводную отчетность по валютной выручке от экспорта товаров, не поступившей
в срок или поступившей не в полном объеме, по форме и в порядке,
установленным в Приложении №5.
При наличии у уполномоченных банков филиалов на территории Российской
Федерации, выполняющих валютные операции, отчетность представляется
головной конторой уполномоченного банка с разбивкой по филиалам.
Указанная отчетность используется Банком России для анализа состояния
валютного контроля и выполнения Экспортерами требований валютного
законодательства Российской Федерации в разрезе уполномоченных банков.
Права и обязанности органов валютного контроля
Банк России оперативно снабжает ГТК России списками всех
уполномоченных банков и их филиалов с разбивкой по категориям лицензий и с
указанием их точных почтовых адресов и кодов ОКПО, своевременно доводит
любые изменения к указанным сведениям.
Банк России доводит до Банков должностной или поименный состав своих
сотрудников, уполномоченных подписывать лицензии об освобождении от
обязательного зачисления валютной выручки от экспорта товаров на счета в
уполномоченных банках Российской Федерации, а также сообщенный Банку России
МВЭС России должностной или поименный состав сотрудников, имеющих
полномочия подписывать подтверждения обоснованности недополучения или
задержки получения указанной валютной выручки.
По информации, поступающей от Банков главное территориальное
управление Банка России самостоятельно осуществляет проверку проводимых
валютных операций, запрашивает объяснения в ходе проведения проверки и по
ее результатам, а также предъявляет требования (дает предписания) об
устранении выявленных нарушений и предпринимает другие меры,
предусмотренные законодательством Российской Федерации.
В случае необходимости Главное территориальное управление Банка России
может на условиях взаимной договоренности привлекать к этой работе
таможенные и налоговые органы, а также главное территориальное управление
Банка России по месту государственной регистрации Экспортера.