Рефераты

Взаимоотношение предприятий с бюджетом

p> Ставка налога устанавливается в размере 1% от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг) и 1% от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности. (19(

Платежи производятся ежемесячно авансом на основании итогов реализации продукции (работ и услуг) и продажи товаров за истекший месяц до 15 числа следующего месяца при среднемесячных платежах за предыдущий квартал не более 2 тыс. руб., при платежах меньше этой суммы, а также субъекты малого предпринимательства уплачивают налог ежеквартально. Сумма налога полностью зачисляется в территориальные дорожные фонды или в бюджеты субъектов
Российской Федерации для целевого использования.

От уплаты налога освобождаются:
. предприятия, осуществляющие содержание автомобильных дорог общего пользования и отдельных магистральных улиц городов Москвы и Санкт-

Петербурга, являющихся продолжением федеральных автомобильных дорог общего пользования, в части выручки, полученной от осуществления этой деятельности;
. предприятия, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет не менее 70%;
. профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования; органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы

Министерства внутренних дел РФ;
. иностранные и российские юридические лица, привлекаемые на период реализации целевых социально-экономических программ жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями, соглашениями, подписанными по поручению Правительства РФ уполномоченными им органами государственного управления;
. плательщики налога на пользователей автомобильных дорог в части выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг) в процессе оказания безвозмездной помощи (содействия).

От уплаты налога также освобождаются российские юридические лица и иностранные юридические лица, выполняющие в качестве инвесторов работы по соглашениям о разделе продукции при реализации минерального сырья и продуктов его переработки, являющихся собственностью инвесторов. Не уплачивают налог субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, и предприятия по видам деятельности, осуществляемой на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход. (12(

Налог с продаж сегодня введен практически во всех регионах Российской
Федерации. Он является одноступенчатым косвенным налогом, налагаемым лишь на конечные стадии производства и обращения.

Плательщиками налога являются все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и физические лица - предприниматели без образования юридического лица, осуществляющие реализацию продукции (работ, услуг) в розницу или оптом за наличный расчет, в т.ч. по договорам комиссии, поручения и агентскому договору. Не являются плательщиками налога с продаж юридические и физические лица, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, и организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

В соответствии с законодательством объектом налогообложения по налогу с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых за наличный расчет. К продаже за наличный расчет приравнивается также продажа с проведением расчетов посредством кредитных и иных платежных карточек, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов в банках по поручениям физических лиц, а также передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) населению в обмен на другие товары (работы, услуги), включая выдачу натуральных продуктов в счет причитающихся выплат работникам организаций и лицам, работающим по найму у индивидуальных предпринимателей. Таким образом, если продукция реализуется физическому лицу, то налог подлежит начислению даже в том случае, когда ее стоимость оплачена по безналичному расчету.

Сумма налога включается в продажную цену товара. При определении налоговой базы в стоимость товаров (работ, услуг) входит НДС и акцизы (для подакцизных товаров). Налог, по каким-либо причинам не полученный с покупателя, перечисляется в бюджет за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации. При расчетах за реализованные товары (работы, услуги) одновременно как в наличной, так и безналичной форме налог с продаж взимается только с части стоимости товаров (работ, услуг), оплаченных за наличный расчет. Суммы авансовых и иных платежей, полученные наличными денежными средствами в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, налогом не облагаются.

Ставка налога, устанавливается представительными органами субъектов
Российской Федерации, но не может превышать 5%.

От обложения налогом с продаж освобожден ряд важнейших товаров и услуг:
- хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молокопродукты, масло растительное, маргарин, крупы, сахар, соль, картофель, продукты детского и диабетического питания;
- детская одежда и обувь;
- протезно-ортопедические изделия, лекарства;
- жилищно-коммунальных услуги и услуги по сдаче внаем населению государственных или муниципальных жилых помещений;
- услуги в сфере культуры и искусства, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и организациями культуры и искусства

(театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, клубные учреждения, библиотеки, цирки, лектории, планетарии, парки культуры и отдыха, ботанические сады, зоопарки) при проведении театрально- зрелищных, культурно-просветительских мероприятий;
- услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях и уходу за больными и престарелыми;
- услуги по перевозке пассажиров транспортом общего пользования (за исключением такси), а также услуг по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении речным, железнодорожным и автомобильным транспортом;
- услуги, предоставляемых кредитными организациями и страховщиками, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, негосударственными пенсионными фондами, оказываемые в рамках их деятельности, подлежащей лицензированию, а также коллегией адвокатов;
- ритуальные услуги похоронных бюро, кладбищ и крематориев, проведение обрядов и церемоний религиозными организациями;
- услуги, оказываемые уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления, за которые взимаются соответствующие виды пошлин и сборов;
- товары (работы, услуги), связанные с учебным, учебно-производственным, научным или воспитательным процессом и производимые государственными и муниципальными образовательными учреждениями;
- путевки (курсовки) в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения;
- стоимость зданий, сооружений, земельных участков и иных объектов, относящихся к недвижимому имуществу, и ценных бумаг.

Законодательные органы субъектов Российской Федерации могут расширять перечень льготируемых товаров и услуг. Например, в г. Москве налогом с продаж не облагается стоимость таких продуктов, как мука, макаронные изделия, некоторые овощи, яйца, чай неделикатесные морепродукты, сухофрукты, минеральная и фруктовая вода, пиво отечественного производства; отечественные стиральный порошок, мыло, зубная паста, спички; технические средства и услуги по реабилитации инвалидов; услуги по пошиву ортопедической обуви; предметы религиозного (в том числе богослужебного) назначения и культа, изделия (кроме подакцизных), народных художественных промыслов; игрушки и елочные украшения; нотариальные действия и услуги; медицинские услуги населению (исключая косметические); периодические печатные издания и книжная продукция: газеты, журналы, альманахи, бюллетени или иные издания, а также услуги по их распространению, за исключением изданий и книжной продукции рекламного и эротического характера. (14(

Налог на имущество предприятий - это прямой налог, финансируемый за счет валовой прибыли. Его плательщиками являются: предприятия, учреждения, в т.ч. банки и другие кредитные организации (за исключением Центрального банка Российской Федерации и его учреждений) и организации, их филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, иностранные юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность и имеющие имущество на территории Российской Федерации. (13(

Объектом налогообложения служит среднегодовая стоимость имущества предприятия, находящиеся на его балансе, представляющее собой совокупность основных фондов, нематериальных активов, производственных запасов и затрат.
В состав производственных запасов и затрат включаются материалы, готовая продукция и товары на складах и отгруженные покупателю (выполненные работы, оказанные услуги), расходы будущих периодов, издержки обращения на остаток товаров и др. При исчислении налогооблагаемой базы основные средства, нематериальные активы и малоценные и быстроизнашивающиеся предметы учитываются по остаточной стоимости. (26(

Данным налогом не облагается имущество:
. бюджетных учреждений и организаций, органов государственной власти и управления, государственных социальных фондов Российской Федерации, коллегий адвокатов и их структурных подразделений; Российского фонда федерального имущества, фондов имущества субъектов РФ, районов, городов

(за исключением городов районного подчинения);
. общественных организаций инвалидов, а также других предприятий, учреждений и организаций, в которых инвалиды составляют не менее 50% от среднесписочной численности работников предприятия;
. предприятий, занятых производством, переработкой и хранением сельхозпродукции, выращиванием, ловом и переработкой рыбы и морепродуктов при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70% общей суммы выручки от реализации продукции

(работ, услуг);
. специализированных протезно-ортопедических предприятий; специализированных предприятий, производящих медицинские и ветеринарные иммунобиологические препараты, согласно перечню, утверждаемому

Правительством Российской Федерации;
. используемое исключительно для нужд образования и культуры;
. религиозных объединений и организаций, национально-культурных обществ;
. предприятий народных художественных промыслов;
. используемое исключительно для отдыха или оздоровления детей в возрасте до 18 лет;
. жилищно-строительных, дачно-строительных и гаражных кооперативов, садоводческих товариществ; некоммерческих организаций, созданные в форме общественных объединений и ассоциаций, не ведущих предпринимательскую деятельность и существующих за счет целевых взносов граждан и отчислений из чистой прибыли предприятий и организаций на их содержание;
. используемое для образования страхового и сезонного запасов на предприятиях, связанных с сезонным (природно-климатическим) циклом поставок и работ;
. научно-исследовательских, конструкторских учреждений, предприятий и организаций по перечню, утверждаемому Правительством РФ;
. профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований; органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы; предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;
. иностранных и российских юридических лиц, перечень которых определяется

Правительством Российской Федерации, используемое на период реализации целевых социально-экономических программ жилищного строительства; создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи.

Для целей налогообложения стоимость имущества уменьшается на балансовую стоимость (за вычетом суммы износа по соответствующим объектам) частично или полностью находящихся на балансе налогоплательщиков объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы; земли; эталонного и стендового оборудования территориальных органов Комитета Российской
Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации; специализированных судов, механизмов и оборудования, необходимых для использования не более
3 месяцев в году для обеспечения нормального функционирования различных видов транспорта, а также автомобильных дорог общего пользования; мобилизационного резерва и мобилизационных мощностей; спутников связи; полученного за счет безвозмездной помощи в первые два года; используемых исключительно для охраны природы, пожарной безопасности или гражданской обороны; для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, выращивания, лова и переработки рыбы; для непосредственного осуществления безвозмездной помощи (на срок использования в данных целях).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Предельный размер налоговой ставки на имущество предприятий не может превышать 2% от налогооблагаемой базы, конкретные ставки налога устанавливаются законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Налог на рекламу – местный налог, взимаемый с юридических и физических лиц, рекламирующих свою продукцию.

В соответствии с Федеральным Законом "О рекламе"[20] под рекламой следует понимать распространённую в любой форме с помощью любых средств информацию о физическом или юридическом лице, товаре, идеях и начинаниях, призванную поддерживать интерес к этим лицам, товарам, идеям и начинаниям.
Т.е., к рекламным можно отнести любые расходы по целенаправленному информационному воздействию на потребителя для продвижения продукции на рынках сбыта (разработка и издание рекламных изделий: каталогов, иллюстрированных прейскурантов, проспектов, плакатов, альбомов, брошюр, афиш, рекламных писем, открыток; изготовление эскизов этикеток, образцов оригинальных и фирменных пакетов, упаковки; приобретение и изготовление рекламных сувениров; рекламные мероприятия через средства массовой информации; световая и иная наружная реклама; приобретение, изготовление, копирование и демонстрация рекламных кино-, видео-, диафильмов; хранение и экспедирование рекламных материалов; оформление выставок-продаж, комнат образцов; и иные рекламные мероприятия). Не относятся к рекламным услугам изготовление и распространение информационных вывесок о режиме работы и правилах обслуживания потребителей, размещаемых в помещениях, используемых для реализации товаров, включая витрины; объявлений и извещений об изменении местонахождения организаций, номеров телефонов и т.п.; объявлений органов государственной власти и управления, содержащих информацию, связанную с выполнением возложенных на них функций; предупреждающих табличек, содержащих сведения об ограничении производства работ, передвижений и т.д. в связи с особенностями данной территории или участка; прочих информационных сведений, объявлений, не носящих характер рекламы.

Объектом налогообложения является стоимость работ и услуг по изготовлению и распространению рекламы собственной продукции (работ, услуг). Для исчисления базы налога берутся фактически произведенные расходы в действующих ценах и тарифах без налога на добавленную стоимость.

Не облагаются налогом услуги по рекламе, не преследующую коммерческие цели, включая рекламу благотворительных мероприятий.

С плательщиков единого налога на вмененный доход налог на рекламу не взимается со дня введения единого налога на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Ставка налога на рекламу устанавливается в размере не более 5% стоимости услуг по рекламе (в Москве - 5%). (18( Отчетный период для юридических лиц равен кварталу, расчеты сумм налога, подлежащего перечислению в городской бюджет, организации обязаны представлять налоговым органам по месту своего нахождения в сроки, установленные для сдачи бухгалтерской отчетности.

Суммы платежей по налогу зачисляются в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов либо по решению районных и городских представительных органов власти в районные бюджеты районов (в городах), бюджеты поселков и сельских населенных пунктов.

Еще один местный налог, который необходимо рассмотреть, - земельный.

Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за землю являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Для покупки и выкупа земельных участков в случаях, предусмотренных Земельным кодексом, а также для получения под залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли.
(11(

Целью введения платы за землю является стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий и т.д.

Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади
(включая земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов) в расчете на год.

Ставки земельного налога варьируются в зависимости от назначения земли, качества и состава земель. В различных экономических регионах России установлены различные ставки; в зависимости от типа участка и его назначения вводятся различные коэффициенты. За земельные участки, неиспользуемые или используемые не по целевому назначению ставка налога устанавливается в двойном размере. В связи с изменением условий хозяйствования ставки налога ежегодно пересматриваются и устанавливаются
Федеральным законом «О бюджете» на очередной год. Например, Федеральным законом от 31.12.1999 N 227-ФЗ было установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, в 2000 году должны были применяться для всех категорий земель с коэффициентом 1,2; согласно
Федеральному закону от 27.12.2000 N 150-ФЗ действовавшие в 2000 году ставки сохранены на прежнем уровне.

С учетом классификации земель как объекта обложения устанавливается 3 вида земельного налога:
. за земли городов и поселков;
. за земли сельскохозяйственного назначения;
. за другие земли несельскохозяйственного назначения.

От уплаты земельного налога полностью освобождаются:

1) заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады;

2) предприятия, а также граждане, занимающиеся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп, а также народными художественными промыслами и народными ремеслами в местах их традиционного бытования;

3) научные организации, опытные, экспериментальные и учебно-опытные хозяйства научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля, а также научные учреждения и организации другого профиля за земельные участки, непосредственно используемые для научных, научно-экспериментальных, учебных целей и для испытаний сортов сельскохозяйственных и лесохозяйственных культур;

4) учреждения искусства, кинематографии, образования, здравоохранения, государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания, финансируемые за счет бюджетных средств либо за счет средств профсоюзов (за исключением курортных учреждений), детские оздоровительные учреждения независимо от источников финансирования, государственные органы охраны природы и памятников истории и культуры, религиозные объединения, на земле которых находятся используемые ими здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры;

5) предприятия, учреждения, организации, а также граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные земли на первые 10 лет пользования или в целях добычи торфа, используемого на повышение плодородия почв;

6) земли, занятые полосой слежения вдоль государственной границы РФ;

7) земли общего пользования населенных пунктов;

8) учреждения культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности и спортивные сооружения;

9) высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, государственные научные центры, а также высшие учебные заведения и научно- исследовательские учреждения министерств и ведомств Российской Федерации по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;

10) государственные предприятия связи, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, а также осуществляющие деятельность в интересах обороны
Российской Федерации, государственные предприятия водных путей и гидросооружений Министерства транспорта Российской Федерации, предприятия, государственные учреждения и организации морского и речного транспорта, за земли, занятые федеральными автомобильными дорогами общего пользования, аэродромами, аэропортами и ремонтными заводами гражданской авиации, сооружениями и объектами аэронавигации, отнесенными к федеральной собственности;

11) предприятия, научные организации и научно-исследовательские учреждения за земельные участки, непосредственно используемые для хранения материальных ценностей, заложенных в мобилизационный резерв Российской
Федерации;

12) земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, а также Министерства обороны
Российской Федерации;

13) санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, находящиеся в государственной и муниципальной, а также профсоюзной собственности;

14) внутренние, железнодорожные и пограничные войска, войска гражданской обороны за земли, предоставленные для их размещения и постоянной деятельности;

15) учреждения и органы уголовно-исполнительной системы; профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования; земли, используемые пожарной охраной;

16) государственные унитарные предприятия и государственные учреждения, осуществляющие эксплуатацию государственных мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений (в т.ч. за земли водного фонда, занятые водохранилищами, каналами, дамбами и другими гидротехническими сооружениями в пределах полосы их отвода), а также строительство государственных мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, за земли, временно предоставленные им для строительства указанных объектов.

Не являются плательщиками налога организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.

С юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользование) взимается земельный налог с площади, переданной в аренду (пользование).

Основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования
(аренды) земельным участком. Учет плательщиков и начисление налога производятся ежегодно по состоянию на 1 июня. Земельный налог с юридических лиц и граждан исчисляется начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельного участка. Плательщики, своевременно не привлеченные к уплате земельного налога, привлекаются к обложению не более чем за три предшествующих года. За такой же период допускается пересмотр неправильно произведенного обложения. Суммы налога уплачиваются равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября. В случае неуплаты налога в установленный срок начисляется пеня в размере, установленном федеральным законом.

Ведение учета плательщиков налога и осуществление контроля за правильностью его исчисления и уплаты возложено на государственные налоговые инспекции.

В соответствии со статьей 24 Федерального закона «О плате за землю»[21] земельный налог и арендная плата должны учитываться в доходах и расходах соответствующих бюджетов отдельной строкой и использоваться исключительно на финансирование мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторинга, охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель, на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели и погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия и процентов за их использование. Но в настоящее время действие статьи 24 в части целевого использования приостановлено Федеральным законом от
27.12.2000г. № 150-ФЗ.

3. ИЗМЕНЕНИЕ СРОКА УПЛАТЫ НАЛОГОВ, ИНВЕСТИЦИОННЫЙ НАЛОГОВЫЙ КРЕДИТ

Институт инвестиционного налогового кредита не является новым для российского налогового законодательства. Ранее вопросы, связанные с инвестиционным налоговым кредитом, регулировались Законом РФ от
10.12.1991г. № 2072-1 "Об инвестиционном налоговом кредите", который утратил свою силу с момента вступления в силу части первой Налогового кодекса РФ.

В соответствии с Налоговым кодексом в рамках инвестиционного налогового кредита может осуществляться изменение срока уплаты налогов и сборов. При этом под изменением срока уплаты налогов и сборов понимается перенос на более позднее время установленного законом срока уплаты налогов и сборов. Также изменение срока уплаты налогов и сборов может осуществляться в форме рассрочки, отсрочки и налогового кредита.

Отношения, связанные с изменением срока уплаты налогов и сборов, регламентируются главой 9 Налогового кодекса РФ. Внутренняя структура данной главы построена таким образом, что сначала излагаются положения, содержащие нормы, общие для всех форм, в рамках которых может осуществляться изменение срока уплаты налогов и сборов (статьи 61, 62, 63), а только затем специальные правила, определяющие порядок предоставления рассрочки, отсрочки, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита. Срок уплаты налогов может быть изменен как в отношении всей подлежащей уплате суммы налога, так и ее части.

В то же время Кодекс определяет ряд общих обстоятельств, при наличии которых срок уплаты налогов и сборов не может быть изменен ни в какой форме. К числу таких обстоятельств относятся:
- возбуждение уголовного дела в отношении лица, претендующего на изменение срока уплаты налогов, по признакам состава преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;
- проведение производства в отношении заинтересованного лица по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении, связанном с нарушением законодательства о налогах;
- наличие достаточных оснований полагать, что заинтересованное лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы Российской федерации на постоянное жительство.

В том случае, если решение об изменении срока уплаты налога или сбора было вынесено при наличии обстоятельств, исключающих такую возможность, оно подлежит отмене. Об отмене вынесенного решения в течение 3 дней сообщается заинтересованному лицу и налоговому органу по месту учета этого лица.

Рассрочка, отсрочка и налоговый кредит предоставляются в связи с неблагоприятной экономической ситуацией, сложившейся у налогоплательщика.
Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога на срок от 1 до 6 месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности. Налоговый кредит может быть предоставлен на срок от 3 месяцев до 1года.

Налоговый кодекс устанавливает 5 оснований, при наличии хотя бы одного из которых возможно предоставление предприятиям и организациям отсрочки, а первые 3 являются также и основаниями для предоставления налогового кредита:

1) причинение субъекту ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2) задержка финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа;

3) угроза банкротства в случае единовременной выплаты налога;

4) если производство или реализация товаров, работ или услуг носит сезонный характер (Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается Правительством Российской Федерации;

5) наличие оснований, предусмотренных Таможенным кодексом РФ в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Причем при предоставлении рассрочки, отсрочки и налогового кредита по
1 и 2 основаниям, проценты на сумму задолженности не начисляются, а по 3 и
4 основанию – рассрочка и отсрочка предоставляются с начислением процентов исходя из половины ставки рефинансирования Центрального банка, в случае предоставления налогового кредита по 3 основанию на сумму задолженности проценты начисляются исходя из ставки ЦБР.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога, а также налоговый кредит могут быть предоставлены по одному или нескольким налогам.

В отличие от рассрочки, отсрочки и налогового кредита инвестиционный налоговый кредит предоставляется в связи с проведением налогоплательщиком определенных экономически приоритетных мероприятий.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организациям налогоплательщикам дается возможность в течение определенного срока и в определенных размерах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой уменьшенной суммы налога и начисленных на нее процентов. Он предоставляется только по налогу на прибыль юридических лиц, а также по региональным налогам (налогам субъектов Российской Федерации) и местным (муниципальным) налогам сроком от 1 года до 5 лет.

Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе за каждый отчетный период производить соответствующее уменьшение очередного платежа по налогу, в отношении которого предоставлен инвестиционный налоговый кредит, до тех пор пока сумма налога, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений, не станет равной сумме инвестиционного налогового кредита, предусмотренной соответствующим договором.

Неуплаченная в результате уменьшении сумма налога называется накопленной суммой кредита. Она не может превышать в каждом налоговом
(отчетном) периоде (независимо от количества инвестиционных налоговых кредитов, предоставленных по данному налогу) 50 % суммы платежей по соответствующему налогу, определенных по общим правилам без учета уменьшении, связанных с предоставлением инвестиционного налогового кредита.

В отличие от рассрочки и отсрочки инвестиционный налоговый кредит так же, как и налоговый кредит, не предоставляется по сборам.

Решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита (при наличии соответствующего заявления от организации, являющейся налогоплательщиком) по налогам, поступающим в федеральный бюджет, принимается Министерством финансов Российской Федерации, по налогам, поступающим в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные
(муниципальные) бюджеты, - финансовыми органами субъектов Российской
Федерации и муниципальных образований.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен только при наличии оснований, предусмотренных пунктом 1 статьи 67 Налогового кодекса
РФ. К числу таких основании относятся:

1. Проведение организацией научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ либо осуществление технического перевооружения собственного производства, в т.ч. направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами.

2. Осуществление организацией внедренческой или иной инновационной деятельности, в т.ч. создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов.

3. Выполнение организацией особо важного заказа по социально экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению.

В том случае, если инвестиционный налоговый кредит выделяется организации по первому из перечисленных оснований, он не может превышать
30% стоимости приобретенного этой организацией оборудования, которое должно быть использовано только для перечисленных целей.

Размер инвестиционного налогового кредита, предоставляемого по второму и третьему из перечисленных оснований, определяется по соглашению между соответствующим финансовым органом и организацией-налогоплательщиком.

Соответствующий финансовый орган вправе принять решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита при условии документально подтвержденных заинтересованной организацией оснований для его предоставления. Документальное подтверждение первых двух из названных оснований не вызывает особых затруднений, тогда как документально удостоверить факты выполнения особо важного заказа по социально- экономическому развитию региона или предоставления особо важных услуг населению, думается, не так просто, т.к. федеральное законодательство не определяет, какой именно заказ по социально-экономическому развитию региона и какие именно услуги населению следует считать особо важными, а также кто и каким образом будет определять значимость и важность для региона и населения тех или иных заказов и услуг.

Предоставление инвестиционного налогового кредита оформляется договором об инвестиционном налоговом кредите, который заключается между организацией-налогоплательщиком и соответствующим уполномоченным органом, принимающим решения об изменении срока уплаты налогов и сборов. Данный договор заключается по строго определенной форме, утвержденной Приказом
Минфина России от 30.09.1999г. № 64н, и должен обязательно предусматривать:

- порядок уменьшения налоговых платежей;

- сумму инвестиционного налогового кредита с указанием налога, по которому он предоставлен;

- срок действия договора;

- наличие документов об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство;

- величину начисляемых на сумму инвестиционного налогового кредита процентов;

- порядок погашения инвестиционного налогового кредита и процентов;

- ответственность сторон договора.

Также договор об инвестиционном налоговом кредите должен содержать положения, которые либо запрещают реализацию или передачу во владение, распоряжение, пользование другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которых организацией явилось условием предоставления инвестиционного налогового кредита, либо определяют условия такой реализации (передачи).

Проценты, начисляемые на сумму инвестиционного налогового кредита, не могут быть менее 1/2 и более 3/4 ставки рефинансирования Банка России.

После заключения договора об инвестиционном налоговом кредите в течение 5 дней копия данного договора представляется организацией в налоговый орган по месту ее учета.

Кроме перечисленных условий и порядка получения инвестиционного налогового кредита законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления по региональным и местным налогам могут быть установлены иные основания и условия предоставления данного кредита. Эта норма значительно расширяет права местных органов власти в области налогообложения и позволяет стимулировать инвестиционную активность предприятий по экономически значимым для территории направлениям.

Договор об инвестиционном налоговом кредите прекращает свое действие в связи с истечением срока, на который он был заключен, а также досрочно, но только по соглашению сторон либо по решению суда. Отказ от исполнения договора об инвестиционном налоговом кредите по инициативе одной из сторон действующим Налоговым кодексом РФ запрещен. Досрочное прекращение действия договора об инвестиционном налоговом кредите по решению суда возможно при наличии следующих оснований, предусмотренных статьей 68 НК РФ:

- нарушение организацией, заключившей договор об инвестиционном налоговом кредите, условий реализации либо передачи во владение, пользование, распоряжение другим лицам оборудования либо иного имущества, приобретение которого явилось основанием предоставления инвестиционного налогового кредита (пункт 8 статьи 68 НК РФ);

- нарушение организацией, получившей инвестиционный налоговый кредит, своих обязательств по выполнению особо важного заказа по социально- экономическому развитию региона или предоставлению особо важных услуг населению (пункт 9 статьи 68 ПК РФ).

Досрочное расторжение договора об инвестиционном налоговом кредите по решению суда влечет за собой определенные негативные последствия для организации-налогоплательщика. Так, в случае расторжения договора об инвестиционном налоговом кредите по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 68 НК РФ, организация-налогоплательщик обязана в течение 30 дней со дня расторжения уплатить все неуплаченные ранее в соответствии с договором об инвестиционном налоговом кредите суммы налога, а также пени и проценты, которые начисляются на неуплаченные суммы налога за каждым день действия договора об инвестиционном налоговом кредите исходя из ставки рефинансирования Банка России, установленной в период от заключения до расторжения укачанного договора. Если договор об инвестиционном налоговом кредите был расторгнут по основаниям, предусмотренным пунктом 9 статьи 68
НК РФ, то не позднее 3 месяцев со дня расторжения организация- налогоплательщик обязана уплатить всю сумму неуплаченного налога и проценты на эту сумму, которые начисляются за каждый день действия договора исходя из ставки, равной ставке рефинансирования Банка России. При этом ранее уплаченные проценты в счет уплаты процентов и пени в связи с расторжением договора об инвестиционном налоговом кредите не учитываются.

ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ

1. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Налоговое планирование - это использование физическими и юридическими лицами своих прав для минимизации налоговых платежей в рамках действующих законов. В его основе лежит полное использование всех разрешенных законами льгот и возможностей, предоставляемых государственными регулирующими органами.

Право субъектов хозяйственной деятельности защищать свои материальные интересы проистекает из основных принципов рыночной экономики и практики развитых стран. В 1935г. судья Дж. Сандерленд заявил от имени Верховного суда США, что право налогоплательщиков уменьшать выплату налогов, используя все разрешенные законами средства, никем не может быть оспорено. По законодательству Российской Федерации субъекты предпринимательства наделены полномочиями защищать свои имущественные права, в т.ч. право собственности, любыми не запрещенными законом способами. Таким образом, налоговое планирование не может служить основанием для штрафных санкций или административных наказаний со стороны государственных органов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Современные рефераты