Рефераты

Взаимоотношения Центрального банка РФ с коммерческими банками и другими кредитными организациями

Под специальным банковским законодательством понимается система законодательных актов, состоящая из Федеральных законов «О банках и банковской деятельности в РСФСР» от 02.12.90г. (ред. от 21.07.05г., с изм. и доп. вступившими в силу от 01.09.05г.), «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 27.06.02 г. (ред. от 18.07.05г.), «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25.02.99 г. (ред. от 20.08.04г.).

Ни общие, ни специальные законы не могут противоречить Конституции РФ.

Подзаконные акты, содержащие нормы банковского права подразделяются в свою очередь на несколько групп:

1. нормативные акты Банка России. В соответствии со ст. 6 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» ЦБ издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Его нормативные акты не могут противоречить федеральным законам и могут быть обжалованы. В зависимости от содержания они могут издаваться в форме:

ü    указания (если его содержанием является установление отдельных правил по вопросам, отнесенным к компетенции ЦБ РФ);

ü    положения (если его содержание составляет установление системно связанных между собой правил по вопросам, отнесенным к компетенции ЦБ РФ);

ü    инструкции (если ее основным содержанием служит определение порядка применения положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам комплектации ЦБ РФ).

Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы;

2. указы Президента РФ, которые не должны противоречить Конституции и федеральным законам и имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам.

Согласно ст. 90 Конституции РФ он издает указы и распоряжения, которые носят подзаконный характер. Если в законодательстве существует пробел, то Президент РФ может своими указами восполнить этот пробел, и тогда такой указ будет носить нормативный характер;

3. постановления Правительства РФ. В соответствии с п. «б» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ оно обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики. Постановления правительства принимаются на основании и во исполнение нормативных правовых актов, имеющих высшую по сравнению с ними юридическую силу.

Нормы международного права и международные договоры РФ.

В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ предусмотрено, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы».

Следовательно, в российскую правовую систему введены две категории международно-правовых норм. К первой категории относятся общепризнанные принципы и нормы международного права, т. е. установленные и признанные международным сообществом государств.

Российское законодательство не дает четких указаний по поводу того, что следует считать общепризнанными принципами и нормами международного права, тем не менее, согласно сложившейся традиции, принято утверждать, что общепризнанные нормы и принципы международного права содержатся в Уставе ООН, декларациях и резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, двух- или многосторонних конвенциях.

Вторую категорию составляют нормы, закрепленные в международных договорах России, причем, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом РФ, то применяются правила международного договора.

Локальные акты кредитной организации можно разделить на внутренние акты и санкционированные государством уставы, постановления и решения юридических лиц. Санкционирование может выражаться в государственной регистрации, утверждении и совместном принятии акта.

Внутренние локальные акты могут приниматься руководителями кредитных организаций в форме приказов (с их помощью регулируются вопросы труда и отдыха, заработной платы и другие отношения внутриорганизационного характера) либо коллегиальными органами управления в виде постановлений, преимущественно имеющих нормативное содержание.

Обычаи делового оборота, применяемые в банковской практике.

Согласно ст. 5 Гражданского кодекса РФ, обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или условиям договора, не применяются.

Несомненно, ядром современного банковского законодательства является Федеральный закон «О банках и банковской деятельности РСФСР» № 395-1 от 02.12.90 г. (ред. от 21.07.05г., с изм. и доп. вступившими в силу от 01.09.05г.).

В главе 1 «Общие положения» приводятся основные понятия, используемые в Законе, структура банковской системы России, даются определение банковской группы и банковского холдинга (единственный закон в Российской Федерации в области организации деятельности холдинговых компаний), перечни банковских операций, учредительных документов, характеризуются органы управления кредитной организации.

В главе 2 «Порядок регистрации кредитной организации и лицензирование банковских операций» описываются механизм и условия выдачи лицензий на осуществление банковских операций, оговариваются требования к созданию и деятельности кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков, приводится порядок ликвидации, реорганизации и отзыва лицензии на осуществление банковских операций.

Глава 3 «Обеспечение стабильности банковской системы, защиты прав, интересов вкладчиков и кредиторов кредитной организации» отражает условия обеспечения финансовой надежности кредитной организации, раскрывает понятие «банковская тайна» и описывает порядок наложения ареста и обращения взыскания на денежные средства и иные ценности, находящиеся в кредитной организации.

В главе 4 «Межбанковские отношения и обслуживание клиентов» определен общий порядок взаимодействия ЦБ РФ с кредитными организациями и их клиентами.

Глава 5 «Филиалы, представительства и дочерние организации кредитной организации на территории иностранного государства» регламентирует порядок получения коммерческим банком разрешения на открытие филиала, представительства или дочерней организации на территории иностранного государства.

В главе 6 «Сберегательное дело» приводятся основные понятия, используемые при осуществлении вкладных операций коммерческого банка, а также обосновывается необходимость обеспечения гарантий возврата привлекаемых банками средств граждан.

Глава 7 «Бухгалтерский учет в кредитных организациях и надзор за их деятельностью» регламентирует порядки ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях проведения аудиторских проверок и предоставления отчетности кредитной организации в ЦБ РФ.

Главным направлением совершенствования банковского законодательства должна стать его кодификация, позволяющая проанализировать весь нормативный материал, касающийся организации деятельности коммерческого банка и обеспечить большую взаимосвязанность нормативных актов.

Также отмечу, что нормативная база способствует стабильности функционирования банковской системы, реализации защиты интересов вкладчиков, а также интересов самих кредитных организаций, их участников и акционеров.


2. Взаимоотношения Центрального Банка с кредитными организациями


Законодательство России закрепляет двухуровневую банковскую систему, в которой первый уровень представлен Центральным Банком, принадлежащим государству, а второй уровень состоит из множества негосударственных (коммерческих) банков, находящихся в частной, корпоративной и муниципальной собственности. Двухуровневая банковская система отражает сложившуюся практику распределения функций и объема полномочий между ее различными уровнями. Несмотря на законодательное закрепление за Центральным Банком прав проведения всех видов банковских операций, его главная функция- надзор за негосударственными банками и поддержание стабильности и надежности банковской системы в целом. В то же время максимальный объем проводимых в стране банковских операций концентрируется в коммерческих или иных негосударственных банках, работающих непосредственно на рынке финансовых услуг.

Банковская система РФ включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков (ст.2 Закона «О банках и банковской деятельности»).

Центральный Банк Российской Федерации возглавляет отечественную банковскую систему.

Центральный Банк Российской Федерации - высший орган банковского регулирования и контроля деятельности коммерческих банков и других кредитных учреждений. В процессе взаимоотношений с коммерческими банками ЦБ РФ стремится к поддержанию устойчивости всей банковской системы и защите интересов населения и кредиторов. Он не вмешивается в оперативную деятельность коммерческих банков. Однако ЦБ РФ определяет порядок создания новых коммерческих банков, контролирует его соблюдение и выдает лицензию на право осуществления банковской деятельности.

Главная задача Центрального Банка России заключается в том, чтобы методами кредитно-денежной политики обеспечить нормальное экономическое развитие страны, т. е. соответствие количества денег в обращении потребностям сохранения стабильных цен, росту занятости населения, увеличению количества и повышению качества производства разнообразной продукции, расширению экспортно-импортных операций.

Коммерческие банки являются основными каналами практического осуществления денежно-кредитной политики Центрального Банка. ЦБ РФ устанавливает обязательные для коммерческих банков правила проведения и регулирования кредитных операций и денежного обращения.

Как уже отмечалось, наряду с операциями на открытом рынке, рефинансированием, валютным регулированием и другими экономическими методами проведения кредитной политики ЦБ РФ использует метод формирования обязательных резервов. Это метод прямого воздействия на состояние денежной массы в обращении.

Резервы представляют собой сумму денег, которую коммерческий банк обязан постоянно хранить на отдельном счете в ЦБ РФ. Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам банка, а также порядок их депонирования в ЦБ РФ устанавливаются Советом директоров. Нормативы резервов не должны превышать 20% обязательств банка. Они могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.

При нарушении утвержденных нормативов обязательных резервов ЦБ РФ имеет право взыскать в бесспорном порядке с коммерческого банка сумму недовнесенных средств, а также штраф в установленном им размере, но не более двойной ставки рефинансирования.

При отзыве лицензии на совершение банковских операций депонированные в ЦБ РФ средства используются для погашения долгов кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами.

Первоначально обязательные минимальные резервы формировались как гарантия наличия определенного запаса денег, если клиенты потребуют свои вклады от банка. В настоящее время минимальные резервы играют двоякую роль. Во-первых, они должны удовлетворить интересы вкладчиков, когда при тех или иных обстоятельствах может начаться отток вкладов из данного банка. Во-вторых, с помощью регулирования суммы резервов регулируются возможности коммерческих банков выдавать кредиты и, следовательно, влиять на совокупную массу денег в обращении.

Кредитный потенциал коммерческого банка уменьшается настолько, насколько увеличивается размер его резервов, и увеличивается настолько, насколько уменьшается размер его резерва в ЦБ РФ.

Норма обязательных резервов меняется в зависимости от конкретных задач кредитно-денежной политики ЦБ РФ. На их дифференциацию влияет характер привлеченных коммерческим банком средств. По вкладам до востребования, когда вкладчик счета может в любое время потребовать возврата денег, или по депозитам со сравнительно коротким сроком хранения устанавливаются более высокие нормы, ибо кредиты, где используются деньги на этих вкладах, выдаются банками на более длительный срок. По вкладам с более длительным сроком хранения установлены более низкие нормы отчисления в резервы.

Деятельность коммерческих банков затрагивает имущественные и социальные права широкого круга граждан, предприятий, организаций, фирм, которые являются их акционерами, вкладчиками и кредиторами, поэтому государство в лице своего Центрального Банка осуществляет наблюдения и контроль за устойчивостью каждого банка и всей банковской системы. В связи с наличием кредитных связей между коммерческими банками устойчивость одних непосредственно связана с устойчивостью других.

Банк России устанавливает обязательные для коммерческих банков правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности. Для осуществления своих функций Банк России имеет право запрашивать и получать от банков необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации.

Для подготовки банковской и финансовой статистики, анализа экономической ситуации Банк России имеет право также запрашивать и получать необходимую информацию и у федеральных органов исполнительной власти. Поступившие от банка данные по конкретным операциям не подлежат разглашению без согласия банка.

2.1 Собственный капитал кредитной организации, его значение


Исходной формой возникновения капитала кредитной организации является ссудный капитал — собственность, поскольку самовозрастает и приносит прибыль (в виде процента) только потому, что является собственностью того или иного субъекта экономики.

Выделяют три основные функции, выполняемые собственным капиталом кредитной организации: защитную, оперативную, регулирующую.

Защитная функция означает возможность выплаты компенсаций в случае ликвидации кредитной организации, сохранение ее платежеспособности за счет созданных резервов для покрытия кредитных, процентных и валютных рисков, продолжение деятельности кредитной организации независимо от угрозы появления убытков.

Оперативная функция собственного капитала, или функция обеспечения финансовой основы деятельности кредитной организации, считается второстепенной, поскольку основными ресурсами для активных операций являются привлеченные средства. Собственный капитал в этой функции должен обеспечивать адекватную базу роста для активов кредитной организации, т. е. поддерживать объем и характер банковских операций.

Регулирующая функция собственного капитала связана исключительно с особой заинтересованностью общества в успешном функционировании банков и кредитных организаций, а также с законами и правилами, позволяющими ЦБ РФ как представителю государственных органов контролировать деятельность кредитных организаций.

Перечисленные функции капитала способствуют снижению рисков банковской деятельности. Это практично и соответствует целям управления кредитной организацией.

В 1988 г. в Базеле Комитетом по банковскому надзору было принято Соглашение по международной унификации расчета и стандартам капитала (International Convergence of Capital Measurement and Capital Standards).

В соответствии с Базельским соглашением весь капитал кредитной организации делится на:

1) капитал I уровня (основной), включающий:

ü    оплаченный акционерный капитал (зарегистрированные и полностью оплаченные обыкновенные акции);

ü    бессрочные некумулятивные привилегированные акции;

ü    так называемые раскрытые резервы (disclosed reserves) —

ü    резервы, созданные за счет капитализации части нераспределенной прибыли, доходов от продажи акций сверх их номинальной стоимости первым держателям, публикуемого нераспределенного остатка прибыли, предписываемых законодательством резервов, а также отчислений в резервные фонды.

2)капитал II уровня (дополнительный) включающий:

ü    скрытые резервы (undisclosed reserves) — резервные отчисления, цель создания которых не публикуется в официальной отчетности банка;

ü    резервы, в том числе забалансовые, возникающие в связи с переоценкой активов (в основном ценных бумаг и недвижимости) в результате колебания их рыночной цены (revaluation reserves).

ü    общие резервы для покрытия возможных в будущем

ü    убытков (general provisions/general loss reserves), созданные вне зависимости от снижения стоимости конкретной группы активов или конкретного актива. Эти резервы не должны превышать 1,25 % суммы активов, взвешенных по степени риска;

ü    резервы на возможное обесценение активов в пределах 1,5 % от активов, взвешенных по степени риска, в исключительных случаях -2 %; производные финансовые инструменты (hybrid debt capital instruments).

ü    срочные субординированные долговые обязательства,

ü    участвующие в покрытии убытков банка только при

ü    его ликвидации. Максимальный размер субординированных долгов не должен превышать 50% капитала I уровня.

В положении ЦБ РФ «О методике расчета собственных средств (капитала) кредитных организаций» № 215-П от 10.02.03 г. было дано определение собственного капитала банка: как суммы основного и дополнительного капиталов.

Как показывает отечественный и зарубежный опыт, основной проблемой в процессе формирования собственного капитала кредитных организаций является не столько наращивание капитала, сколько установление его оптимальной для конкретной кредитной организации величины с учетом влияния таких факторов, как рискованность размещения активов банка, специфика пассивных операций банка, структура собственности, характер клиентуры банка и др.

Термин «достаточность капитала» отражает общую оценку надежности банка, степень его подверженности риску.

В 1991 г. Базельский комитет одобрил принятое Советом управляющих Федеральной системы США так называемое Базельское соглашение о введении новых единых стандартов капитала. Суть его состоит в том, что показатель достаточности капитала, получивший название «коэффициент Кука» и определяемый как отношение капитала банка к активам, взвешенным по степени риска, не должен быть ниже 8 %. Этот коэффициент устанавливает минимальное соотношение между собственным капиталом банка и его балансовыми и забалансовыми активами, взвешенными в соответствии с нормами, которые могут различаться по отдельным странам, но при этом должна соблюдаться определенная логика в целях гармонизации деятельности банковских и финансовых систем. Коэффициент Кука представляет собой инструмент контроля за индивидуальной платежеспособностью банков. Его использование позволяет увеличивать степень надежности банковской системы, содействует сбалансированному развитию экономики, обеспечению свободной конкуренции на международном уровне.

В январе 2001 г. Базельский комитет по банковскому надзору и регулированию представил новые предложения. Новая версия о достаточности капитала не предусматривает изменений в методике ее расчета, все изменения сосредоточены в правилах расчета активов с учетом риска - знаменателе коэффициента достаточности. Достаточность капитала (Дк) согласно положению Базельского соглашения 2001 г. выглядит следующим образом:


(Дк) = К6 / Крр + Рр + Ор,


где К6 — капитал банка; Крр— кредитный риск; Рр—рыночный риск; Ор — операционный риск.

Задачей Базельского комитета является разработка чувствительного к риску стандартного подхода, не ведущего ни к увеличению, ни к сокращению нормативного капитала.

Российская практика банковского надзора и регулирования ориентируется на международные правила расчета нормы собственного капитала банка.

1.         Норматив достаточности собственного капитала банка (H1) определяется как отношение собственного капитала банка к суммарному объему активов, взвешенных с учетом риска, за вычетом суммы созданных резервов под обесценение ценных бумаг и на возможные потери по ссудам. В расчет норматива включаются величина кредитного риска по инструментам, отражаемым на внебалансовых счетах бухгалтерского учета, величина кредитного риска по срочным сделкам, а также величина рыночного риска:

 

Н1 = К100% / Ар - Рц - Рк - Рд + Крв + Крс + Рр


где Ар — сумма активов банка, взвешенных с учетом риска, за исключением балансовых финансовых инструментов торгового портфеля; Крв - величина кредитного риска по инструментам, отражаемым на внебалансовых счетах бухгалтерского учета; Крс— величина кредитного риска по срочным сделкам; Рр — размер рыночного риска; Рц— общая величина созданного резерва под обесценение ценных бумаг, рассчитываемая как сумма остатков на счетах 50204,50304, 50404, 50504,50604, 50704, 50804, 50904, 51004, 51104 минус код 8915; Рк — код 8987; Рд — величина созданного резерва на возможные потери по прочим активам и по расчетам с дебиторами: код 8992.

2. Минимально допустимое значение норматива H1 устанавливается в зависимости от размера собственного капитала банка в следующих размерах, %:


От 5 млн евро и выше

Менее 5 млн. евро

с 01.02.99 г. -8

с 01.01.2000 г.- 10

с 01.02.99 г. - 9

с 01.01.2000 г. - 11

2.2 Характеристика взаимодействия ЦБ РФ с кредитными организациями


Роль ЦБ РФ в банковской системе многогранна, поскольку он одновременно выступает:

-                   главным государственным органом по управлению этой системой;

-                   кредитной организацией;

-                   субъектом банковского надзора.

Вместе с тем, ЦБ РФ не вправе требовать от кредитных организаций:

·                   выполнения несвойственных им функций;

·                   предоставления не предусмотренной законодательством информации о клиентах кредитных организаций и об иных третьих лицах, не связанной с банковским обслуживанием указанных лиц.

Взаимоотношения ЦБ РФ с кредитными организациями развиваются по следующим направлениям:

·                   как кредитная организация ЦБ РФ взаимодействует, например, с коммерческими банками в процессе осуществления банковской деятельности;

·                   как орган государственной власти ЦБ РФ:

·                   принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций;

·                   выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие указанных лицензий и отзывает их;

·                   в соответствии с федеральными законами устанавливает квалификационные требования к кандидатам на должности членов совета директоров (наблюдательного совета), единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также к кандидатам на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации;

·                   издает обязательные для других участников банковских правоотношений нормативные акты;

·                   устанавливает обязательные для кредитных организаций экономические нормативы;

·                   осуществляет банковский надзор и привлекает к ответственности за нарушение банковского законодательства. Так, ЦБ РФ вправе запрашивать и получать информацию о финансовом положении и деловой репутации участников (акционеров) кредитной организации в случае приобретения ими более 20% акций (долей) кредитной организации, а также устанавливать требования к финансовому положению приобретателей более 20% акций (долей) кредитной организации. ЦБ РФ имеет право отказать в даче согласия на приобретение более 20% акций (долей) кредитной организации в случае выявления неудовлетворительного финансового положения их приобретателей, а также в иных случаях, установленных федеральными законами;

·                   как ядро банковской системы ЦБ РФ:

·                   взаимодействует с кредитными организациями, их ассоциациями и союзами, проводит консультации с ними перед принятием наиболее важных решений нормативного характера, представляет необходимые разъяснения, рассматривает предложения по вопросам регулирования банковской деятельности;

·                   в месячный срок отвечает в письменной форме кредитным организациям по вопросам, отнесенным к его компетенции (при необходимости срок рассмотрения запроса может быть продлен ЦБ РФ, но не более чем на один месяц);

·                   создает с привлечением представителей кредитных организаций действующие на общественных началах комитеты, рабочие группы для изучения отдельных вопросов банковского дела.

В процессе взаимодействия с другими кредитными организациями, например, с коммерческими банками, для осуществления своих функций банковского регулирования и банковского надзора ЦБ РФ:

проводит проверки кредитных организаций (их филиалов);

направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные законодательством санкции по отношению к нарушителям.

 

2.3 Банковские проверки

 

Банковские проверки могут осуществляться уполномоченными представителями (служащими) ЦБ РФ в порядке, установленном Советом директоров (включая определение обязанностей кредитных организаций (их филиалов) по содействию в проведении проверок); или по поручению Совета директоров — аудиторскими организациями; предполагают получение и проверку отчетности и других документов кредитных организаций (их филиалов). При необходимости снимаются копии с соответствующих документов для приобщения к материалам проверки. ЦБ РФ не вправе проводить более одной проверки кредитной организации (ее филиала) по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации (ее филиала), за исключением предусмотренных случаев. При этом проверкой могут быть охвачены только пять календарных лет деятельности кредитной организации (ее филиала), предшествующие году проведения проверки. Проведение ЦБ РФ повторной проверки кредитной организации (ее филиала) по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации (ее филиала) за уже проверенный период разрешается по следующим основаниям:

-                   если такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией кредитной организации;

-                   по мотивированному решению Совета директоров. Такое решение может приниматься в порядке контроля за деятельностью территориального учреждения Банка России, проводившего проверку, либо на основании ходатайства соответствующего структурного подразделения Банка России в целях оценки финансового состояния и качества активов и пассивов кредитной организации. При этом ходатайство должно содержать указания на признаки неустойчивого финансового положения кредитной организации, если эти признаки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков). Такие признаки должны выявляться и оцениваться в соответствии с методиками, установленными нормативными актами Банка России. В повторной проверке на основании мотивированного решения Совета директоров участвуют представители центрального аппарата Банка России.

В случае нарушения банковского законодательства ЦБ РФ вправе применять к кредитным организациям меры юридического воздействия в следующих случаях:

§     при нарушении кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний ЦБ РФ;

§     при непредставлении информации;

§     представлении неполной или недостоверной информации.

В указанных случаях ЦБ РФ вправе применить к таким нарушителям одну из следующих мер юридического воздействия:

-                   требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений;

-                   взыскать штраф в размере до 0,1% минимального размера уставного капитала;

-                   ограничить проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев.

В случае неисполнения в установленный ЦБ РФ срок предписаний ЦБ РФ об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а равно в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), ЦБ РФ может:

-                   взыскать с кредитной организации штраф в размере до 1% размера оплаченного уставного капитала, но не более 1% минимального размера уставного капитала;

-                   потребовать от кредитной организации:

-                   осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры ее активов;

-                   замены руководителей кредитной организации;

-                   осуществления реорганизации кредитной организации;

-                   изменить на срок до шести месяцев установленные для кредитной организации обязательные нормативы;

-                   ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года;

-                   назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев. Порядок назначения и деятельности временной администрации устанавливается Положением ЦБ РФ от 26.11.2003 № 241-П "О временной администрации по управлению кредитной организацией";

-                   ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций";

-                   предложить учредителям (участникам) кредитной организации, которые самостоятельно или в силу существующего между ними соглашения, либо участия в капитале друг друга, либо иных способов прямого или косвенного взаимодействия имеют возможность оказать влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов;

-                   ввести ограничения на величину процентной ставки, которую кредитная организация определяет в договорах банковского вклада, заключаемых (пролонгируемых) в период действия ограничения, в виде максимального значения процентной ставки (но не ниже 2/3 ставки рефинансирования Банка России по банковским вкладам в рублях и не ниже ставки ЛИБОР по банковским вкладам в иностранной валюте на дату введения ограничения), на срок до одного года.

В расчет процентной ставки наряду с процентами включаются любые непроцентные платежи, которые кредитная организация выплачивает вкладчикам — физическим лицам. Кредитная организация не может быть привлечена ЦБ РФ к ответственности за совершение нарушения из числа перечисленных выше, если со дня его совершения истекло пять лет (срок давности). Предусмотренные за нарушение банковского законодательства Штрафные санкции взыскиваются с кредитных организаций в судебном порядке. ЦБ РФ может обратиться в суд с иском о взыскании с кредитной организации штрафов или иных санкций, не позднее шести месяцев со дня составления акта об обнаружении нарушения.


2.4 Отзыв лицензии на осуществление банковских операций


Самое серьезное наказание для кредитной организации — отзыв Банком России лицензии на осуществление банковских операций. Так, например, 12 ноября 2008 года две банковские структуры лишились своих лицензий. Такое решение Центробанк принял в отношении «Эконацбанка» и «Мира-банка», московских кредитных организаций, которые располагаются в третьей и четвертой сотне крупнейших банков России. Также аннулирована лицензия у Международного солидарного банка. Причины мер не уточняются. При этом в агенстве по страхованию вкладов (АСВ), которому придется рассчитываться с пострадавшими клиентами, заявили, что все выплаты составят не более 700 млн. рублей. 500 млн. из них при этом придутся на «Эконацбанк»[3].

Порядок отзыва устанавливается нормативными актами ЦБ РФ. В целях защиты интересов вкладчиков и кредиторов ЦБ РФ вправе назначить в кредитную организацию, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, уполномоченного представителя ЦБ РФ. В период деятельности уполномоченного представителя ЦБ РФ кредитная организация вправе осуществлять разрешенные ей федеральными законами сделки только по согласованию с этим уполномоченным в порядке, установленном Законом РФ "О банках и банковской деятельности". С момента создания ликвидационной комиссии (ликвидатора) или назначения арбитражным судом арбитражного управляющего деятельность уполномоченного представителя ЦБ РФ прекращается.

 


Заключение


В настоящее время изменяется деятельность банков: расширяются функции существующих и создаются новые финансово-кредитные институты, повышающие самостоятельность банков и их роль в экономике страны, совершенствуется система внутрибанковского и межбанковского обслуживания, осуществляется разграничение сфер деятельности и функций финансово-кредитных и банковских учреждений и т.д. Банковская деятельность выступает как система, способствующая реализации воспроизводственных отношений в экономике, она становится основой функционирования финансово-кредитных отношений во всех сферах и катализатором научно-технического прогресса. В механизме функционирования кредитной системы государства большая роль принадлежит коммерческим банкам. Они являются многофункциональными организациями, действующими в различных секторах рынка ссудного капитала. Банки аккумулируют основную долю кредитных ресурсов и предоставляют своим клиентам полный комплекс финансовых услуг, включая кредитование, приём депозитов, расчётное обслуживание, покупку-продажу и хранение ценных бумаг, иностранной валюты и другое.

В современной рыночной экономике деятельность коммерческих банков имеет огромное значение благодаря их связям со всеми секторами экономике.

 Банки призваны аккумулировать денежные средства, выполнять функции кассиров хозяйствующих субъектов, осуществлять кредитование реальных запросов экономики и т. д. Вследствие этого банки могут оказывать значительное влияние на приток денежных средств в бюджет и курс национальной валюты. Банковская система призвана, помимо всего прочего, обеспечивать удержание объёма денежной массы в определённых пределах. Банки как посредники привлекают крупные денежные средства в виде депозитов и вкладов физических и юридических лиц. Однако банки и другие кредитно-финансовые учреждения обязаны располагать денежными средствами и поддерживать высокую пропорцию между собственным капиталом и активами.

В то же время, несмотря на активное внедрение рыночных отношений, ещё не полностью разработаны многие теоретические вопросы: микроэкономическая организация банка как подсистема банковской деятельности, банковские инновации в воспроизводственном процессе, концепция построения банковских информационных технологий, вопросы управления банком, управление активами и пассивами и т. д.


Список использованных источников


1.        Центральный Банк РФ. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2007 году.

2.        Деятельность коммерческих банков. Учебное пособие. /Под ред. Калтырина А.В. 2004г.

3.        Банковское дело. Учебник. /Под ред. Лаврушина О.И. 2001г.

4.        Конституция Российской Федерации.

5.        Гражданский Кодекс Российской Федерации.

6.        Федеральный закон «О банках и банковской деятельности РСФСР».

7.        Официальный сервер Банка России в сети Интернет (#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] По данным газеты METRO №216 (1603) от 13.11.2008 г.

[2] LENTA.RU/REGNUM от 13.11.2008

[3] По данным пресс-релиза ЦБ РФ от 12 ноября 2008 года


Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты