Становление
русского национального театра и русской драматургии Драматургия - особый род
искусства. Она существует "на слиянии" литературы и театра, то есть в
ней законы литературы и театра проявляются в своем взаимодействии.
История
современной русской литературы начинает свой отсчет со второй половины XVIII
века, с появления "Древней российской библиофилики", ознаменовавшей
принципиально новое отношение читателя к отечественной литературе и литературы
к самой себе как к самостоятельному и самодовлеющему явлению. Такой вывод
сделал Д.С. Лихачев в работе "Поэтика древнерусской литературы":
"Древнерусская литература существует для читателя как единое целое, не
разделенное по историческим периодам. <...> Когда в сознании читателя
авторы и их произведения выстраиваются в хронологической последовательности,
это означает, что появилось сознание исторической изменяемости литературы, и
это значит, что процесс развития литературы начал совершаться единым фронтом.
С каких пор мы
можем наблюдать появление этой литературной памяти, этого сознания изменяемости
литературы? <...> Его начинает собой грандиозная деятельность Новикова по
собиранию и публикации древних памятников в издании, подчеркивающем это историческое
сознание в самом его названии: "Древняя российская библиофилика". Но
сознание исторической изменяемости стиля и языка появляется только в начале XIX
в. Пушкин был первым, кто ощутил в полной мере различие стилей литературы по
эпохам, странам и писателям. Он был увлечен своим открытием и пробовал свои
силы в различных стилях - разных эпох, народов и писателей. Это означало, что
скачок закончился и началось нормальное развитие литературы, осознающей свое
развитие, свою историческую изменяемость. Появилось историко-литературное
самосознание литературы. "Итак, с труда А.Ф. Новикова, появление которого
доказало, что русской литературе, чтобы свободно развиваться, необходимо
всмотреться в свою историю, осознать всю длину пройденного ею пути, со второй
половины XVIII века, начинается новая русская литература. Примерно тогда же
начинается и русский театр: его зарождение связано с именем Федора Волкова.
Таким образом,
лишь к середине XIX века русская литература стала абсолютно самостоятельным
фактором мировой культуры, и русская сценическая школа достигла серьезных
высот, сформировала важнейшие принципы и постулаты драматического искусства. Но
что из себя представлял репертуар русских театров? Самобытные, яркие пьесы
отечественных авторов были явлением крайне эпизодическим на их сценах.
"Горе от ума" лишь в 1862 году впервые увидел зритель; из всех пьес
Н.В. Гоголя в театрах шел только "Ревизор"; драматургия Пушкина и
Лермонтова русскому театру была вообще неизвестна. Основную массу постановок
осуществляли на материале переводных французских пьес и подражательных русских;
излюбленным жанром стал водевиль, и значение театра воспринималось как
развлекательное, увеселительное.
Итак, к
середине XIX века русская сцена испытывала настоятельную потребность в
принципиальном обновлении репертуара; она стремилась обратиться к национальным
образам и отечественным проблемам.
Тяга к
драматургии явственна у всех выдающихся русских писателей начала прошлого века.
Но пьесы Пушкина, Лермонтова, Гоголя не образуют собой взаимосвязанных явлений.
Они воспринимаются органично лишь взятые в контексте творчества их автора;
объединение их в некий самостоятельный ряд выглядит механическим. Однако эти
блистательные сами по себе пьесы, если и не сделали "русского
театра", были необходимы становлению русской драматургии. И к середине
века русская литература уже была готова к встрече с театром.
Надо особо
отметить, что не только культурная, но и общественная жизнь страны требовала
нового театра и новой драматургии. Конец 50-ых - начало 60-ых годов - это
ожидание, подготовка и осуществление важнейших реформ. В обновленной
пореформенной России особую силу обретает общественное мнение: большинство
впервые за много лет обрело свой голос и активно стремилось, чтобы этот голос
прозвучал и был услышан. Особенности этого периода нашей истории комментирует
А.Аникст: "Пограничной датой, обозначающей конец одного периода и начало
другого, является 1855 год - год смерти Николая 1, тридцатилетнее царствование
которого ознаменовалось мрачнейшей реакцией в общественной и духовной жизни
страны. <...> Отмена крепостного права в 1861 году и сопровождавшие его
реформы являлись мерами половинчатыми, не решавшими всех противоречий. Тем не
менее атмосфера в стране, по сравнению с временами Николая 1, несколько изменилась.
Стало возможным более резко изображать зло предшествующего периода. В
соответствии с изменившимися условиями и в литературе появились новые веяния.
Конец этого
периода совпадает с убийством Александра II народовольцами в 1881 году. Время,
подлежащее нашему рассмотрению, охватывает четверть века; это были годы весьма
плодотворные для русской литературы и, в частности, для драмы. Именно в эти
годы русская драма достигает полной зрелости и становится главной силой в
театре. Теперь уже не единичные шедевры.., а десятки пьес свидетельствуют о
том, что появилась своеобразная русская национальная драма, обладающая большим
богатством идей и отличающаяся самобытной художественной формой "^Все эти
десятки пьес, если и не написаны самим Островским, то созданы в соавторстве с
ним, под его руководством. Островский один сделал то, что в других странах
делали поколения драматургов. Целенаправленно и последовательно создавал он
русский национальный театр. Уникальность дарования его в удивительном
гармоническом сочетании таланта литератора и театрального деятеля. Он не просто
создал театральный репертуар. Он сформировал школу актерского мастерства.
Разработал устойчивую и необходимую классическому театру систему амплуа. И
самое главное - он сформировал нового актера и нового зрителя.
Театр
Островского - явление целостное. Он характеризуется особым отношением к тексту,
культом текста. В самой пьесе, по замыслу драматурга, заложено уже все: и
трактовка каждой роли, и необходимые режиссерские приемы, и даже оформление
сцены. Режиссер в этом театре - лицо третьестепенное; от актеров и художника
требуется лишь максимальное внимание к авторскому тексту. Ведь основа любой
классической пьесы - диалог. Все действие держится на разговорах персонажей, на
монологах, обмене репликами. Герои - идеальные собеседники. Слово - уже само по
себе действие. Жизнь - речь. Большинство пьес Островского отличается полной
досказанностью: каждому персонажу для исчерпывающей его характеристики автор
дает высказаться вполне.
Творчество
зрителя в таком театре заключается в основном в сопереживании происходящему на
сцене. Глубокого соразмышления от него еще не требуется. Но к 70-ым годам
стремление персонажей Островского к полной откровенности со зрителем заменяется
сдержанностью, замкнутостью. Откровенные признания уступают место намекам,
иносказаниям, умолчанию. Свою роль в театре Островского начинает играть
подтекст. В пьесах 70-80-ых годов возникают темы и образы, предвосхищающие
принципиально новое явление русской драматургии - театр Чехова.
Справедливо
отмечает Л.М. Лотман: "Понимание драматизма жизни, которое выразил
Островский, его представление о драматическом конфликте, как форме борения
личности с порабощением человека "общим порядком бытия ", о речи
персонажа как важнейшем элементе драматического действия, сложное соотношение
стихий комического и трагического - все эти особенности его произведений
готовили возможность революционного переосмысления законов драматургии и
театра, происшедшего к концу XIX - началу XX века."
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/