Пьер Абеляр
(1079-1142) - самый значительный представитель Средневековой философии периода
ее расцвета. Абеляр известен в истории философии не только своими взглядами, но
и своей жизнью, которая изложена им в автобиографическом произведении
"История моих бедствий". С малых лет он почувствовал у себя тягу к
знаниям, а потому отказался от наследства в пользу своих родственников. Получил
образование в различных школах, затем обосновался в Париже, где занимался
преподавательской деятельностью. Он приобрел славу искусного диалектика по всей
Европе. Абеляр прославился также любовью к Элоизе, своей талантливой ученице.
Их роман привел к браку, в результате которого родился сын. Но дядя Элоизы
вмешался в их отношения, и после того как над Абеляром по указанию дяди было
совершено надругательство (он был оскоплен), Элоиза ушла в монастырь. Отношения
между Абеляром и его женой известны из их переписки.
Основные
произведения Абеляра: "Да и нет", "Познай самого себя",
"Диалог между философом, иудеем и христианином", "Христианская
теология" и др. Он был широко образованным человеком, знакомым с
произведениями Платона, Аристотеля, Цицерона, с другими памятниками античной
культуры.
Главная
проблема в творчестве Абеляра - соотношение веры и разума, эта проблема была
основной и для всей схоластической философии. Абеляр отдавал предпочтение
разуму, знанию перед слепой верой, поэтому вера у него должна иметь рассудочное
обоснование. Абеляр - ревностный сторонник и адепт схоластической логики,
диалектики, которая в состоянии разоблачить всевозможные ухищрения, в чем и
заключается, ее отличие от софистики. По мнению Абеляра, мы можем
совершенствоваться в вере, лишь совершенствуя свои знания посредством
диалектики. Абеляр определял веру как "предположение" о вещах,
недоступных человеческим чувствам, как то, что имеет дело не с природными
вещами, познаваемыми науками. В произведении "Да и нет" Абеляр
анализирует взгляды "отцов церкви", используя выдержки из Библии и их
сочинений, и показывает противоречивость приводимых высказываний. В результате
этого анализа возникают сомнения в некоторых догматах церкви, христианского
вероучения. С другой стороны, Абеляр не сомневался в основных положениях
христианства, а лишь призывал к осмысленному их усвоению. Он писал, что тот,
кто не понимает Священного писания, подобен ослу, стремящемуся извлечь из лиры
стройные звуки, ничего не понимая в музыке.
Согласно
Абеляру, диалектика должна состоять в том, чтобы подвергать сомнению утверждения
авторитетов, в самостоятельности философов, в критическом отношении к теологии.
Взгляды Абеляра
осуждены церковью на Суассоиском соборе (1121), и по его приговору он сам
бросил свою книгу "Божественное единство и троичность" в огонь. (В
этой книге он доказывал, что существует лишь один-единственный Бог-отец, а
Бог-сын и Бог-дух святой- лишь. проявления его могущества.)
В произведений
"Диалектика" Абеляр излагает свои взгляды по проблеме универсалий. Он
пытался примирить крайне реалистические и крайне номиналистические позиции.
Крайнего номинализма придерживался учитель Абеляра Росцелин, а крайнего
реализма - тоже учитель Абеляра - Гильом из Шампо. Росцелин полагал, что
существуют лишь единичные вещи, общего вообще не существует, общее - это лишь
названия. Гильом из Шампо, наоборот, считал, что общее существует в вещах как
неизменная сущность, а единичные вещи лишь привносят индивидуальное
разнообразие в единую общую сущность. Абеляр полагал, что человек в процессе
своего чувственного познания вырабатывает общие понятия, которые выражаются в
словах, имеющих тот или иной смысл. Универсалии создаются человеком на основе
чувственного опыта посредством абстрагирования в уме тех свойств вещи, которые
общи для многих предметов. В результате этого процесса абстрагирования
происходит образование универсалий, которые существуют лишь в уме человека.
Такая позиция, преодолевающая крайности номинализма и реализма, впоследствии
получила название концептуализма. Абеляр выступал против схоластических
умозрительных и идеалистических спекуляций в отношении знания, существовавших в
то время.
В произведении
"Диалог между философом, иудеем и христианином" Абеляр проводит идею
веротерпимости. Он доказывает, что каждая религия содержит в себе зерно истины,
поэтому христианство не может считать, что она единственно истинная религия.
Только философия может достичь истины; она направляется естественным законом,
который свободен от всевозможных священных авторитетов. В следовании
естественному закону и состоит нравственное познание. Кроме этого естественного
закона, люди следуют еще всевозможным предписаниям, но они ~ лишь ненужные
добавления к естественному закону, которому следуют все люди, - совести.
Этические
воззрения Абеляра изложены в двух произведениях -"Познай самого себя и
"Диалоге между философом" иудеем и христианином". Они находятся
в тесной зависимости с его теологией. Основной принцип этической концепции
Абеляра - утверждение полной моральной ответственности человека за свои
поступки - как добродетельные, так и греховные. Такое воззрение - продолжение
-абеляровской позиции в области гносеологии, подчеркивание субъективной роли
человека в познании. Деятельность человека определяется его намерениями. Сам по
себе ни один поступок не является ни добрым, ни злым. Все зависит от намерений.
Греховный поступок - такой, который совершен в противоречии с убеждениями
человека.
В соответствии
с этими своими убеждениями Абеляр полагал, что язычники, которые преследовали
Христа, не совершали никаких греховных действий, так как эти действия не
находились в противоречии с их убеждениями. Не были греховны и античные
философы, хотя и не являвшиеся сторонниками христианства, но действовавшие в
соответствии со своими высокими моральными принципами. Абеляр подверг сомнению
утверждение об искупительной миссии Христа, которая состояла не в том, что он
снял грех Адама и Евы с рода человеческого, а в том, что был примером высокой
морали, которой должно следовать все человечество. Абеляр полагал, что
человечество унаследовало от Адама и Евы не способность к греху, а лишь
Способность раскаиваться в нем. Согласно Абеляру, божественная благодать нужна
человеку не для осуществления добрых поступков, а в качестве награды за их
осуществление. Все это противоречило распространенным тогда религиозным догматикам
и было осуждено Санским собором (1140) как ересь.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы
материалы с сайта http://istina.rin.ru/