Санкт-Петербургская Государственная лесотехническая академия
им. С.М. Кирова
Кафедра “Техническая механика”
К У Р С О В О Й П Р О Е К Т
На тему: “Расчет поворотного крана на неподвижной колонне”
КП.М.В.IV.
Курсовой проект защищен с оценкой:
Зав. кафедрой, доцент
Руководитель проекта
Студент
С ы к т ы в к а р 2 0 0 1 г.
Задание.
Спроектировать поворотный кран на неподвижной колонне по схеме:
Вес поднимаемого груза F = 80 кН.
Скорость подъема груза u = 5 м/мин.
Высота подъема груза Н = 3 м.
Вылет крана L = 2,5 м.
Режим работы - легкий.
Содержание.
Введение51. Расчет рабочих органов крана.61.1. Выбор системы подвешивания.61.2. Выбор типа и диаметра каната.61.3. Расчет барабана.91.4.
Расчет крюковой подвески102. Силовой расчет привода.112.1. Определение мощности двигателя и передаточного числа механизма подъема груза.112.2. Расчет зубчатых
передач.132.2.1. Расчет быстроходной ступени.132.2.2. Расчет тихоходной ступени.192.3. Расчет дополнительной открытой зубчатой передачи.202.4. Расчет
валов редуктора.222.4.1. Определение расстояний между деталями передач.222.4.2. Расчет быстроходного вала.252.4.3. Расчет промежуточного вала.302.4.4. Расчет
тихоходного вала.322.5. Расчет шпоночных соединений.352.6. Подбор подшипников качения.372.7. Подбор стандартных муфт.392.8. Выбор и расчет тормоза.402.9.
Расчет механизма подъема в период неустановившегося движения.433. Расчет и проектирование механизма поворота крана.463.1. Выбор веса крана и определение
веса противовеса.463.2. Расчет опорных нагрузок и опорно-поворотных узлов крана.483.3. Расчет моментов сопротивления вращению в опорно- поворотных узлах
крана.543.3.1. Моменты сопротивления от сил трения.543.3.2. Моменты сопротивления от ветровой нагрузки.553.4. Выбор электродвигателя.563.4.1.
Расчет необходимой мощности двигателя.563.4.2. Проверка работы двигателя в период пуска.573.5. Составление кинематической схемы.583.5.1. Определение
общего передаточного числа механизма.583.5.2. Расчет эквивалентных моментов на валан.583.5.3. Выбор червячного редуктора.603.5.4. Расчет открытой зубчатой
передачи.613.6. Подбор соединительной и предохранительной муфт.623.7. Выбор тормоза и его расчет.633.8. Расчет на прочность отдельных элементов крана.653.8.1.
Колонна крана.653.8.2. Хвостовик колонны.683.8.3. Фундамент крана.683.8.4. Фундаментная плита.703.9. Проверка устойчивости кран на
колонне.72Заключение74Литература75
Введение.
Подъемно-транспортные машины находят широкое применение во многих отраслях промышленности, сельского
хозяйства, всех видов транспорта, в которых используют как общепромышленные виды этих машин так и их системы и конструкции, отражающие специфику данной области
народного хозяйства.
Механизация и автоматизация производственных процессов требуют всемирного расширения
областей эффективного применения различных грузоподъемных и транспортирующих машин и механизмов. Широкое использование способствует механизации трудоемких и
тяжелых работ, удешевлению стоимости производства, улучшению использования объема производственных зданий, сокращению путей движения грузов в
технологической цепи производства.
Высокая технологичность машин для лесозаготовок и лесосплава обеспечивается тем, что
цепь производства связана современной системой подъемных и транспортирующих машин и механизмов, подъемно-транспортных машин.
1. Расчет рабочих органов крана.
1.1. Выбор системы подвешивания.
Схема подвески груза выбирается в зависимости от типа крана, его грузоподъемности,
высоты подъема груза, типа подвесного грузозахватного устройства и кратности полиспаста.
Для кранов стрелового типа при грузоподъемности от 5000 до 10000 кг кратность
полиспаста iп = 2. Учитывая тип крана и необходимость обеспечения подъема груза без раскачивания и равномерного нагружения всех сборочных единиц
механизма подъема принимаем подвеску груза через сдвоенный полиспаст и изображаем схему подвески груза на рис. 1.1.
Определяется КПД полиспаста по формуле:
где hп - КПД одного блока полиспаста;
hбл = 0,98...0,99 - блок на подшипниках качения;
iп - кратность полиспаста.
hп = (1 - 0,992) / [2 * (1 - 0,99)] = 0,095
1.2. Выбор типа и диаметра каната.
Максимальное расчетное усилие в ветви каната, навиваемой на барабан, при сдвоенном
полиспасте определяется по формуле /1/:
Sмакс = (Q¢ * g) / (2 * iп * hп), (1.2.1.)
где Q’ - масса поднимаемого груза и грузозахватных механизмов (Q’ = = Q + Qк), кг;
Qк - масса крюковой подвески, кг;
q = 9,81 м/с2 - ускорение силы тяжести.
Массу крюковой подвески принимаем предварительно по табл. 4 /1/.
Для нашего случая при крюковой подвеске массой » 180 кг
Определяются размеры блоков подвески также как диаметр барабана.
Dбл = 240 мм по ГОСТ 6636-39.
Диаметр уравнительного блока составляет (0,6...0,8) * Dбл .
Dу.бл = 0,6 * 240 = 144 мм
Для расчета траверсы необходимо назначить ее длину, т.е. расстояние Lт между
местами действия опорных реакций. Определяем размеры траверсы при укороченной подвеске при двух блоках (рис. 1.4.2.).
Длина траверсы (Lт) определяется по формуле /1/:
Lт = lст + Dп + (20...25) мм (1.4.3.)
где lст - длина ступицы блока, мм (lст = 30...60 мм);
Dп - диаметр упорного шарикоподшипника под гайку крюка, мм.
Выбираем подшипник 8205Н ГОСТ 7872-89:
d =25 мм; D = 47 мм; H = 15 мм; Cr = 28 кН; Cor = 42,5 кН.
Lт = 40 + 47 + 23 = 110 мм
Ширина траверсы (Вт) определяется по формуле /1/:
Вт = Dп + (10...15) мм, (1.4.4.)
Вт = 47 + 13 = 60 мм
Высоту траверсы h определяют из уравнения /1/:
где d0 - диаметр отверстия в траверсе для прохождения крюка, мм; принимают d0 = d1 + 3 мм;
[su’] - допускаемое напряжение материала траверсы на изгиб, МПа; для стали 5 [su’] = 60 МПа.
Диаметр цапфы траверсы определяем конструктивно для размещения подшипников качения, на
которых устанавливаем блоки крюковой подвески.
2. Силовой расчет привода.
2.1. Определение мощности двигателя и передаточного
числа механизма подъема груза.
Статическая мощность электродвигателя определяется по формуле /1/:
По табл. 4П. /2/ выбираем электродвигатель крановый МТКН 311-8 с короткозамкнутым
ротором.
Техническая характеристика: мощность N = 9 кВт; частота вращения n = 670 об/мин.; пусковой
момент Мпуск = 320 Н*м; маховой момент ротора GDр2 = 1,10 кг* м2; режим работы ПВ = 15%.
Частоту вращения барабана при подъеме груза с заданной скоростью определяют по формуле
/1/:
nб = (vгр * iп) / (p * Dб) (2.1.2.)
nб = (5 * 2) / (3,14 * 0,3) = 10,6 об/мин
Общее передаточное число механизма составляет /1/:
uм = nдв / nб (2.1.3.)
uм = 670 / 10,6 = 63,2
Так как uм > 50, то необходимо выбрать схему механизма подъема, содержащую
двухступенчатый цилиндрический закрытый редуктор и дополнительную открытую зубчатую передачу.
Назначаем uред = 28, uз.п. = 2,26.
Передаточное число быстроходной ступени (uб) определяется по формуле /1/:
uб = 1,25 * uред (2.1.4.)
uб = 1,25 * 28 = 6,6
Передаточное число тихоходной ступени (uт) определяется по формуле /1/:
uт = uред / uб (2.1.5.)
uт = 28 / 6,6 = 4,2
Определяем частоты вращения элементов привода по формулам /1/:
n1 = nдв
n2 = n1 / uб (2.1.6.)
n3 = n2
n4 = n3 / uт
n1 = 670 об/мин.
n2 = n3 = 670 / 6,6 = 101,5 об/мин.
n4 = 101,5 / 4,2 = 24,2 об/мин.
Определяем крутящие моменты на элемент привода.
Крутящий момент двигателя /1/:
Тдв = (Nдв * 103 * 30) / (p * nдв) (2.1.7.)
Тдв = (9 * 103 * 30) / (3,14 * 670) = 128 Н*м
При установке муфты крутящий момент на быстроходном валу:
По табл. 2.2. /6/ выбираем для изготовления колес сталь 40Х, термообработка - закалка
Т.В.Ч. сквозная, твердость зубьев 45...55 HRC.
Выполняем проверочный расчет передачи по напряжениям изгиба по формуле 2.2.1.21.:
sF = YF * Yb * Yå * (Ft * KF) / (bw * mn) £ [sF]
Коэффициент, учитывающий влияние угла наклона зубьев (Yb) определяем по формуле 2.2.1.24:
Yb =1
Число зубьев эквивалентного колеса определяем по формуле 2.2.1.23.; cosb = 1, т.к.
передача прямозубая:
для шестерни ZV3 = 19 / 1 = 19 YF3 = 4,07 (по рис. 2.23. /6/)
для колеса ZV4 = 82 / 1 = 82 YF4 = 3,6 (по рис. 2.23. /6/)
Коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев определяем по формуле 2.2.1.25.:
Yå = 1 / 1,67 = 0,6
Значение коэффициента нагрузки КF = 1,3...1,5; КF = 1,3.
По табл. 2.2. /6/ для стали 40Х подвергаемой закалке определяем предел выносливости для
шестерни и колеса [sF0] = 550 МПа, коэффициент запаса прочности SF = 1,7.
Определяем допускаемые напряжения изгиба по формуле 2.2.1.22.:
uз.п. = 2,26 - передаточное число дополнительной открытой зубчатой передачи.
1) Назначаем материал: для шестерни выбираем сталь марки 45Л (нормализация, НВ1 =
153...179, НВ1 ср = 166), для колеса - сталь марки 25Л ( нормализация, НВ2 = 124...151, НВ2 ср = 137,5).
2) Определяем модуль зацепления из условия прочности зубьев на изгиб по формуле
/4/:
где Мш. экв. - эквивалентный вращающий момент на валу шестерни, Н*м;
Z1 - число зубьев шестерни, принимаем Z1 = 17;
ybd - коэффициент ширины колеса, принимают ybd = 0,4...0,6, при консольном расположении шестерни относительно
опор и твердости зубьев колеса НВ2 < 350;
КFb - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца, принимают КFb = 1,25...1,35;
YF - коэффициент формы зуба, принимаем YF = 4,26 по таблице в /4/.
Мш. экв. = Мк. экв. / (uз.п. * hз.п.),
где Мк. экв. - эквивалентный вращающий момент на валу колеса;
uз.п. - передаточное число открытой зубчатой передачи;
hз.п. - КПД открытой зубчатой передачи (hз.п. = 0,95).
Мш. экв. = 7983,7 / (2,26 * 0,95) = 3718,5 Н*м
[sF] - допускаемое напряжение на изгиб, МПа.
[sF] = (sF limb * KFL * KFC) / SF ,
где sF limb - предел выносливости зубьев при изгибе, соответствующий базовому числу циклов напряжения, МПа. Для выбранной марки
стали sF limb = 1,8 * НВ (расчет ведут по средней твердости).
Коэффициент запаса прочности по напряжениям изгиба определяется по формуле 2.4.2.5.:
Коэффициент запаса прочности по напряжениям кручения определяется по формуле 2.4.2.6.:
Коэффициент запаса прочности определяется по формуле 2.4.2.4.:
Условие прочности выполняется.
2.5. Расчет шпоночных соединений.
Для передачи крутящего момента от вала к ступице и наоборот, в редукторах
используют призматические шпонки.
Расчет производится в следующей последовательности: по диаметру вала d подбирается
ширина шпонки b и высота h, длину ступицы детали принимают по соотношению lст = (0,8...1,5) * d. Длину шпонки lшп определяют по соотношению lшп
= lст - (5...10) мм. Окончательно размеры шпонки уточняются по ГОСТ 23360-78.
После выбора шпонки выполняется проверочный расчет шпоночного соединения на смятие:
sсм = (4,4 * Т * 103) / (d * h * lp) £ [sсм], (2.5.1.)
Все детали шпоночного соединения изготовлены из стали, условие прочности
выполняется.
2.6. Подбор подшипников качения.
Основным расчетом для подшипников качения при частоте вращения n ³ 10 мин -1
является расчет на долговечность. Расчетная долговечность (ресурс) выражается в часах и определяется по формуле /6/:
В приводах машин для соединения валов и компенсации их смещений, возникающих в
результате неточности изготовления и монтажа используют жесткие или упругие компенсирующие муфты.
Типоразмер муфты выбирается по диаметру вала и величине расчетного крутящего момента с
условием:
Тр = К * Тном < [Т], (2.7.1.)
где К - коэффициент динамичности (К = 1,2...1,5);
Тном - крутящий момент на валу;
[Т] - предельное значение момента муфты, Н*м, определяется по ГОСТу.
1) Муфта соединяющая вал двигателя с быстроходным валом редуктора.
Характеристика: d = 85 мм; [Т] = 4000 Н*м; n = 1800 мин -1.
2.8. Выбор и расчет тормоза.
По правилам госгортехнадзора тормоз подбирается из каталога по статическому
крутящему моменту, создаваемому грузом на тормозном валу, который определяется по формуле /1/:
Мторм = Кт * М¢ст , (2.8.1.)
где Кт - коэффициент запаса торможения (Кт = 1,5 для режима работы - легкий);
М¢ст - статический момент при торможении, Н*м.
Статический момент при торможении определяется по формуле /1/:
М¢ст = (Sмакс * Dб * hм) / uм , (2.8.2.)
где Sмакс - максимальное расчетное усилие в ветви каната, Н;
Dб - диаметр барабана, м;
hм - общий КПД механизма;
uм - передаточное число механизма.
М¢ст = (20162 * 0,24 * 0,8) / 63,2 = 61,25 Н*м
Мторм = 1,5 * 61,25 = 91,9 Н*м
По каталогу (табл. 12П. /2/) выбираем тормоз ТКТ-200 с короткоходовым
электромагнитом МО-200Б. Табличный момент этого тормоза равен 160 Н*м при ПВ - 40%, у нас же ПВ - 15%. Тормозную ленту для обкладок выбираем типа А (по ГОСТ
1198-78), тормозной шкив - стальное литье.
Определяется необходимая сила трения между колодкой и шкивом по формуле /1/:
Fторм = Мторм / Dт , (2.8.3.)
где Dт - диаметр тормозного шкива (у тормоза ТКТ-200 Dт = 0,2).
Fторм = 91,9 / 0,2 = 459,5 Н
Усилие прижатия колодки к тормозному шкиву определяется по формуле /1/:
N = Fтр / f , (2.8.4.)
где f - коэффициент трения (f = 0,35..0,40; по табл.8. /1/).
N = 459,5 / 0,37 = 1241,9 Н
Проверяем колодки на удельное давление по условию /1/:
р = N / (Bк * Lк), (2.8.5.)
где Bк - рабочая ширина колодки, м (у тормоза ТКТ-200 Bк = 0,095 м по табл. 12П. /2/);
Lк - длина дуги обхвата колодки, м.
Длина дуги колодки при угле обхвата тормозного шкива колодкой n = 700 составляет /1/:
Lк = (p * Dт * n) / 360 (2.8.6.)
Lк = (3,14 * 0,2 * 70) / 360 = 0,122 м
р = 1241,9 / (0,095 * 0,122) = 107152,7 Па = 0,11 МПа,
что меньше 0,3 МПа - допускаемого значения для выбранных материалов.
Проверяем колодки на нагрев по удельной мощности трения по формуле /1/:
А = р * vр * f £ [А], (2.8.7.)
где [А] - допускаемая удельная мощность трения [А] = 1,5...2,0 МН/м*с;
vр - расчетная скорость на ободе шкива, м/с.
vр = с0 * v, (2.8.8.)
где с0 = 1,1..1,2 - коэффициент безопасности при спуске груза;
Расчет пружины производим по расчетной силе Fр с учетом дополнительного сжатия по
формуле:
Fр = Fгл * К0 , (2.8.11.)
где К0 = 1,25...1,50 - коэффициент запаса.
Fр = 679,7 * 1,3 = 883,6 Н
Диаметр проволоки для главной пружины из расчета на деформацию кручения определяется по
формуле /1/:
где с = D / dпр - индекс пружины круглого сечения;
D - средний диаметр пружины, мм;
К - коэффициент, зависящий от формы сечения и кривизны витка пружины, выбирается в зависимости от индекса
пружины с;
[t] - допускаемые напряжения на кручение, для материала пружин из стали 60С2А составляют [t] = 400 МПа, для
пружин 1 класса соударение витков отсутствует.
Принимаем индекс пружины с = 6, тогда К = 1,24 /1/.
Из ряда диаметров по ГОСТ 13768-68 на параметры витков пружин принимаем dпр = 6,5 мм.
Средний диаметр пружины D = с * dпр = 6 * 6,5 = 39 мм.
Обозначение пружины: 60С2А-Н-П-ГН-6,5 ГОСТ 14963-69.
Жесткость пружины определяется по формуле /1/:
Z = (G * dпр4) / (8 * D3 * n), (2.8.13.)
где G - модуль сдвига для стали; G = 8*104 МПа;
n - число рабочих витков.
Для определения числа рабочих витков задаемся длиной Нd и шагом рd пружины в рабочем (сжатом) состоянии:
Нd = (0,4...0,5) * Dт = 0,45 * 200 = 90 мм
рd = (1,2...1,3) * dпр = 1,2 * 6,5 = 7,8 мм
Число рабочих витков определяем по формуле /1/:
n = (Hd - dпр) / рd (2.8.14.)
n = (90 - 6,5) / 7,8 = 10,7
Величину n округляем до целого числа, т.е. n = 11.
Z = (80000 * 6,54) / (8 * 3,93 * 11) = 27,4 Н/мм
Длина нагруженной пружины определяется по формуле /1/:
Н0 = Нd + (1,1...1,2) * Fp / Z (2.8.15.)
Н0 = 90 + 1,15 * 883,6 / 27,4 = 127 мм
Сжатие пружины при установке ее на тормозе:
Н0 - Нd = 127 - 90 = 37 мм
Наибольшее напряжение в проектируемой пружине определяется по формуле /1/:
Время пуска получилось несколько меньше рекомендуемого [tпуск] = 1...2 с, т.е.
электродвигатель был выбран с некоторым запасом мощности.
Определяем динамический момент сил инерции поступательно движущихся масс по формуле
2.9.4.:
Динамический момент сил инерции вращающихся масс определяется по формуле /5/:
Определяется суммарный момент в пусковой период по формуле 2.9.1.:
Мпуск = 47,85 + 12,6 + 62,1 = 122,55 Н*м
В тормозной период суммарный момент определяется по формуле /5/:
Мторм = М¢ст + М¢д.п. + М¢д.в. , (2.9.8.)
где М¢ст - статический момент на валу тормоза от груза, Н*м;
М¢д.п. - динамический момент на валу тормоза для поглощения момента от сил инерции поступательно движущихся
масс груза с подвеской, Н*м;
М¢д.в. - динамический момент на валу тормоза, необходимый для поглощения момента от сил инерции
вращательного движения частей механизма при опускании груза, Н*м.
Статический момент на валу тормоза от груза определяется по формуле /5/:
Динамический момент на валу тормоза для поглощения момента от сил инерции поступательно
движущихся масс определяется по формуле /5/:
где tторм - время торможения.
Время торможения определяется по формуле /5/:
tторм = (120 * Sторм) / vгр , (2.9.11.)
где Sторм - величина тормозного пути, м;
vгр - скорость подъема груза, м/мин.
По табл. 2.1. /5/ выбираем для режима работы - легкий Sторм = vгр / 120.
tторм = (120 * vгр / 120) / vгр = 1 с
Динамический момент на валу тормоза, необходимый для поглощения момента от сил инерции
вращательного движения частей механизма при опускании груза определяется по формуле /5/:
Определяется суммарный момент в тормозной период по формуле 2.9.8.:
Мторм = 60,8 + 4 + 31,1 = 65,9 Н*м
3. Расчет и проектирование механизма поворота крана.
3.1. Выбор веса крана и определение веса противовеса.
Противовес в полноповоротных кранах на колонне применяют для уменьшения момента,
изгибающего колонну, и уменьшения горизонтальной силы, определяющей опорную нагрузку. Противовес устанавливают на поворотной части крана.
Вес противовеса выбирают таким, чтобы при полной нагрузке крана на крюке колонна
крана работала приблизительно на половину грузового момента в сторону груза, а при порожнем состоянии крана - на
половину грузового момента в сторону противовеса.
3.2. Расчет опорных нагрузок и опорно-поворотных узлов крана.
Так как грузоподъемность крана у нас больше 2 т, то колонну необходимо вылить из стали,
сварной из ферм или сконструированной из бесшовной толстостенной трубы.
Под действием на полноповоротный кран внешних сил (рис.3.1.1.) в его опорах
возникают вертикальные и горизонтальные реакции.
Вертикальная нагрузка (V, кН) равна полному весу поворотной части крана с грузом /4/:
V = Q * g + Gстр + Gпод + Gпл + Gпов + Gпр (3.2.1.)
Находим размеры опасного сечения верхней траверсы крана, для этого принимаем колонну на
подшипниках качения.
Для верхнего опорного узла (рис. .3.2.1.) в зависимости от расчетной вертикальной
силы, равной 1,25*V, подбираем упорный подшипник средней серии по условию 1,25*V £ С0 .
1,25 * V = 1,25 * 204,6 = 255,75 кН
По табл.2. /4/ выбираем подшипник 8314 (ГОСТ 6874-75), так как удовлетворяет
нашему условию.
Размеры подшипника: d = 70 мм; D = 125 мм; Н = 40 мм; h = 12 мм; статическая
грузоподъемность С0 = 292 кН; динамическая грузоподъемность С = 133 кН.
Величину внутреннего диаметра (dрад , мм) радиального самоустанавливающего подшипника
определяют по соотношению /4/:
dрад = dуп + (15...20), (3.2.9.)
где dуп - диаметр внутренний упорного подшипника, мм.
dрад = 70 + 15 = 85 мм
Затем по условию 1,25 * Н £ С0 подбираем шариковый или роликовый двухрядный
сферический подшипник для восприятия горизонтальной нагрузки.
1,25 * Н = 1,25 * 78,4 = 98 кН
По табл.4. /4/ выбираем роликоподшипник радиальный сферический двухрядный 3517
(ГОСТ 5721-75), так как он удовлетворяет нашему условию.
Размеры подшипника: d = 85 мм; D = 150 мм; В = 36 мм; статическая грузоподъемность С0 =
133 кН; динамическая грузоподъемность С = 108 кН.
Размеры опасного поперечного сечения траверсы (рис. 3.2.3.) при этом составляют:
диаметр отверстия в траверсе Dотв = Dрад , ширина опасного сечения bтр = Dотв + 2 * а, высота траверсы hтр = 1,5 * Dрад .
Dотв = Dрад = 150 мм
bтр = Dотв + 2 * а = 150 + 2 * 28 = 206 мм
hтр = 1,5 * Dрад = 1,5 * 150 = 240 мм
Расчет траверсы на прочность.
Траверсу крана рассчитывают на изгиб от сил V и Н в опасном сечении (рис. 3.2.3.).
Изгибающие моменты (Миз , Н*мм) в опасном сечении, т.е. посередине траверсы, определяют по
формулам:
Пренебрегая в запас надежности расчета площадью средней частью (bтр - 2 * а) поперечного
сечения, получаем для него значения моментов сопротивления (W, мм):
относительно горизонтальной центральной оси Х-Х /4/:
Wх = (а * hтр2) / 3 (3.2.12.)
относительно вертикальной центральной оси Y-Y /4/:
Нижняя опора крана (рис. 3.2.2.) состоит из группы роликов, укрепленных на поворотной
части крана и имеющих цилиндрическую или бочкообразную форму. Для регулирования зазоров ролики ставят на эксцентричные поворотные втулки.
Колонна в месте обкатки роликов имеет приваренное и обточенное кольцо, диаметр которого
несколько больше, чем расчетный диаметр колонны (D), принимаем D0 = D + (20...25) = 207 + 23 = 230 мм.
Определяем конструктивные размеры.
Диаметр ролика определяется по соотношению /4/:
dр = (0,4...0,5) * D0 (3.2.15.)
dр =0,5 * 230 = 115 мм
Диаметр оси ролика определяется по соотношению /4/:
d0 = (0,25...0,35) * dр (3.2.16.)
d0 =0,32 * 115 = 37 мм
Длина оси ролика l0 » dр =115 мм.
Угол между работающими в паре роликами a1 = 50...600, принимаем a1 = 600.
Радиус рабочей контактной поверхности роликов /4/:
r = (2,0...2,5) * dр (3.2.17.)
r = 2 * 115 = 230 мм
Ширина рабочей части ролика определяется по формуле /4/:
bp = 1,5 * d0 (3.2.18.)
bp = 1,5 * 37 = 55,5 мм
Ось ролика изготовляется из стали марки 45.
Диаметр оси можно определить из расчета на изгиб.
На рис. 3.2.2. видно, что cos (a1/2) = Н / (2 * N), откуда сила, передаваемая каждым из
роликов на колонну определяется по формуле /4/:
N = (103 * Н) / (2 * cos (a1/2)) (3.2.19.)
N = (103 * 78,4) / (2 * cos (60/2)) = 45264 Н
Ось ролика рассматривают как балку на двух опорах, нагруженную равномерно распределенной
по длине N.
Принимают l1 = l0 - 12 мм = 115 - 12 = 103 мм (при толщине листа d1 = 12
мм), тогда изгибающий ось ролика момент будет определяться по формуле /4/:
где [sиз] = 140 МПа - допускаемое напряжение для стали марки 45.
Проверяем ось ролика на удельное давление по условию /4/:
q = N / (d0 * l1) £ [q], (3.2.22.)
где [q] = 12 МПа - допускаемое удельное давление с учетом малых скоростей скольжения.
q = 45264 / (37 * 103) = 11,9 МПа £ [q] = 12 МПа
Условие выполняется.
Для приближенных расчетов рабочей поверхности роликов можно применить расчет по
среднему условному давлению между роликом и колонной /4/:
р = N / (dр * bр) £ [р], (3.2.23.)
где [р] = 13 МПа - допустимое давление при твердости контактных поверхностей не менее НВ 200.
р = 45264 / (115 * 55,5) = 7 МПа £ [р] = 13 МПа
Прочность рабочих поверхностей ролика и обода колонны проверяют на эффективные напряжения
смятия (sэф , МПа), которые при точечном контакте и расчете по методу профессора В.С. Ковальского должны отвечать условию /4/:
где Кr - коэффициент зависящий от вылета стрелы, определяется по формуле /4/:
где - отношение вылетов стрелы, причем в числителе - меньший, а в знаменателе - больший из радиусов 0,5 * D0 = 0,5 * 230
= 0,115 м и r = 0,23 м.
Кf - коэффициент, учитывающий влияние силы трения (для режима работы - легкий Кf = 1,0);
Е - приведенный модуль упругости для стали (Е = 0,211 МПа);
F = 1,1 * N = 1,1 * 45264 = 49790 Н - приведенная расчетная нагрузка;
[sэф] - допускаемые эффективные напряжения, для стали марки 45 [sэф] = 690 МПа.
Определяем эффективные напряжения смятия по формуле 3.2.24.:
Условие на эффективные напряжения выполняется.
3.3. Расчет моментов сопротивления вращению
в опорно-поворотных узлах крана.
3.3.1. Моменты сопротивления от сил трения.
При установке опор колонны на подшипники качения (рис. 3.2.1.) момент от сил трения
в радиальном подшипнике (от силы Н) составляет /4/:
lв.стр. - расстояние от центра давления ветра на стрелу до оси вращения крана, м, принимают lв.стр. =
0,6 * L;
lв.кр. - расстояние от центра давления ветра на кран со стороны противовеса до оси вращения крана, м.
При монтаже противовеса из железобетонных плит с основанием 2500´800 мм и
удельном весе железобетона 23,55 кН/м3 для поворотного крана с противовесом составляющую Акр * jкр * lв.кр. можно определить по эмпирической формуле
/4/:
Акр * jкр * lв.кр. = 0,045 * Gпр * lпр (3.3.2.2.)
Наветренную площадь стрелы (Астр , м) с учетом имеющихся в стреле двух плоскостей ферм,
расположенных друг от друга на расстоянии, равном высоте фермы стрелы h, можно рассчитать по формуле /4/:
Астр = 1,5 * Lстр * h , (3.3.2.3.)
где Lстр - длина стрелы крана, м;
h - высота фермы, м; принимаем h = (0,05...0,10) * Lстр .
Длина стрелы крана определяется по формуле /4/:
Lстр = (L - 0,6) / cosa , (3.3.2.4.)
где a - угол наклона стрелы.
Lстр = (2,5 - 0,6) / 1 = 1,9 м
Высоту фермы принимаем h = 0,05 * Lстр = 0,05 * 1,9 = 0,095 м.
tразг - время разгона (пуска) механизма, с; для механизма поворота определяется по формуле /4/:
tразг = (60 * [b]) / (p * nкр) , (3.4.1.5.)
где [b] - рекомендуемый нормами Госгортехнадзора угол поворота стрелы крана с неизменяемым вылетом во время разгона, рад; для режима
работы - легкий [b] = p / 12.
wкр - угловая скорость вращения крана, с -1; определяется по формуле /4/:
wкр = (p * nкр) / 30 (3.4.1.6.)
y - среднепусковая кратность перегрузки двигателей с фазовым ротором типа MTF и MTH (y = 1,5...1,6);
hм - КПД привода поворота; hм » 0,7 при наличии в механизме редуктора и пары цилиндрических зубчатых колес.
Определяем статический момент сопротивления повороту при разгоне по формуле 3.4.1.2.:
Мст = 983,8 + 3120,6 = 4104,4 Н*м
Вес металлоконструкции определяется по формуле /4/:
Gкр = Gстр + Gпод + Gпов + Gпл (3.4.1.7.)
Gкр = 2,5 + 15,68 + 7,84 + 28,2 = 54,2 кН
Плечо центра тяжести металлоконструкции крана относительно сои поворота определяется
по формуле /4/:
lкр = 0,3 * L (3.4.1.8.)
lкр = 0,3 * 2,5 = 0,75 м
Определяем момент инерции медленно поворачивающихся масс крана по формуле 3.4.1.3.:
5) Проверочный расчет на изгибочную прочность у основания зубьев шестерни
выполняем по условию 2.3.10., где КFV = 1,58 по табл.2.7. /7/:
Условие на изгибную прочность выполняется.
6) Определяем внутренние диаметры ступиц: для шестерни по формуле 2.3.11.; для
колеса по формуле 2.3.12.:
Наружные диаметры ступиц у торца для стальных колес определяются по формуле 2.3.13.:
для шестерни dст = 1,6 * dв1 = 1,6 * 65 = 104 мм
для колеса dст = 1,6 * dв2 = 1,6 * 138 = 221 мм
Длина ступиц определяется по формуле 2.3.14.:
для шестерни lст = 1,2 * dв1 = 1,2 * 65 = 78 мм
для колеса lст = 1,2 * dв2 = 1,2 * 138 = 166 мм
Толщина обода колеса определяется по формуле 2.3.15.:
D2 = 2,5 * m = 2,5 * 7 = 17,5 мм
Толщина диска колеса определяется по формуле 2.3.16.:
С = 3 * m = 3 * 7 = 21 мм
3.6. Подбор соединительной и предохранительной муфт.
После начала торможения кран мгновенно остановиться не может. В этом случае должно срабатывать
предохранительное устройство - иначе произойдет поломка механизма. В качестве предохранительного устройства применяют муфту предельного момента фрикционного
типа.
Расчетный момент предохранительной фрикционной муфты определяется по формуле /4/:
Ммуф.фр. =1,2 * Мпуск * uред * hред , (3.6.1.)
где Мпуск - пусковой момент электродвигателя (для нашего двигателя Мпуск = 40 Н*м по табл. 6П. /2/).
Ммуф.фр. =1,2 * 40 * 40 * 0,74 =1314 Н*м
Расчетный момент для выбора соединительной муфты между двигателем и редуктором
определяется по формуле /4/:
Ммуф.с. =К1 * К2 * (Мст * hм) / uм , (3.6.2.)
где К1 - коэффициент, учитывающий степень ответственности механизма; определяется по
табл. 9. /4/ (при режиме работы - легкий К1 = 1,4);
К2 - коэффициент, учитывающий режим работы механизма, определяется по табл. 9. /4/ (при режиме работы -
легкий К2 = 1,1);
Мст - статический момент, приведенный к валу двигателя, Н*м; определяется по формуле /4/:
Мст = (Мтр + Мв.ск) / (uм * hм), (3.6.3.)
Мст = (983,8 + 2184,8) / (400 * 0,7) = 11,3 Н*м
По формуле 3.6.2. расчетный момент соединительной муфты будет равен:
По табл. 11П. /2/ выбираем втулочно-пальцевую муфту с тормозным шкивом.
Техническая характеристика: крутящий момент не более 2000 Н*м; маховый момент GD2муф = 2,05
кг*м2; диаметр тормозного шкива Dт = 300 мм; ширина тормозного шкива Вт = 145 мм.
3.7. Выбор тормоза и его расчет.
Тормоз в механизме поворота служит для гашения сил инерции вращающихся масс крана, а
также момента от ветровой нагрузки. Силы трения в опорах способствуют торможению.
Тормозной момент определяется по формуле /5/:
По табл.12П. /2/ выбираем двухколодочный пружинный тормоз типа ТКТ-300/200 с
короткоходовым электромагнитом МО-200Б. Табличный момент этого тормоза равен 240 Н*м при ПВ - 40%, у нас же ПВ %. Тормозную ленту для обкладок выбираем типа
А (по ГОСТ 1198-78), тормозной шкив - стальное литье.
Фундамент предназначен для восприятия всех действующих на кран нагрузок, передачи их на
грунт и обеспечения устойчивости крана.
Максимальные суммарные напряжения на подошве фундамента не должны приводить к разрушению
грунта под ним, а минимальные суммарные напряжения должны быть больше нуля, чтобы не происходило раскрытия стыка и перекоса крана. Соответствующие условия
при действии в плоскости подошвы вертикальных сил V1, веса фундамента Gф и момента М= Н * h = 78,4 * 1,25 = 98 кН
можно записать в виде /4/:
где [s¢см] - допускаемые напряжения смятия для грунта, МПа, выбираемые по табл.11. /4/.
Равномерно распределенные между фундаментом и грунтом напряжения смятия от сил V1 и Gф
определяются по формуле /4/:
sv = (V1 + Gф) / b2 , (3.8.3.2.)
где V1 - вертикальная сила, действующая на фундамент, кН;
Gф - вес фундамента, кН;
b - сторона квадрата фундамента; принимаем b = 2,5 м.
Напряжения от момента М определяются по формуле /4/:
sм = М / Wп , (3.8.3.3.)
где Wп - момент сопротивления подошвы фундамента относительно оси, перпендикулярной плоскости действия момента М, м3.
Поскольку напряжения sм неодинаковы, в расчет следует принимать максимальное напряжение
изгиба на подошве фундамента, которое получается, когда стрела крана совпадает по направлению с диагональю основания фундамента. При этом момент сопротивления
Wп минимален и составляет:
Вес колонны вместе с фундаментной плитой определяется по формуле /4/:
По формуле 3.8.3.3. определяем напряжения от момента М:
sм = 98 / 1,9 = 51,6 кПа = 0,052 МПа
По формуле 3.8.3.1. определяем суммарные напряжения:
smax = 0,064 + 0,052 = 0,116 МПа
smin = 0,064 - 0,052 = 0,012 МПа
Условия выполняются.
По табл.11. /4/ выбираем песок влажный, у которого [s¢см] = 0,1...0,2 МПа.
Для обеспечения нераскрытия стыка между подошвой фундамента и грунтом принимают sv
= 1,25 * sм , тогда условие прочности грунта под фундаментом можно записать в виде /4/:
откуда размер подошвы фундамента (b, м) задаваясь видом грунта будет определяться /4/:
Следовательно, b = 2,5 м нас удовлетворяет.
3.8.4. Фундаментная плита.
Фундаментная плита (рис 3.8.4.) необходима для прочного и жесткого закрепления колонны крана
на фундаменте. Она состоит из ступицы, в расточенное гнездо которой устанавливают хвостовик колонны, и 4-х, 6-ти или 8-ми радиальных лап, на концах
которых размещают фундаментные болты.
Чтобы верхнее основание фундамента не выкрашивалось, лапы плиты не должны доходить до
края фундамента на 200...400 мм, т.е. расчетная длина лап L1 = b/2 - (200...400) = 2500 / 2 - 300 = 950 мм.
Задаемся поперечным сечением, принимая симметричное сечение из двух швеллеров.
Число лап у плиты принимаем z = 6/
При достаточной жесткости плиты считают, что вертикальная сила, прижимающая лапы
плиты к фундаменту, распределена между болтами равномерно и при числе болтов z составляет (в Н) /4/:
Fv = (103 * åV) / z, (3.8.4.1.)
где åV - суммарная осевая вертикальная сила, которая определяется по формуле /4/:
åV = V1 - Gф (3.8.4.2.)
åV = 216,3 - 183,75 = 32,55 кН
Fv = (103 * 32,55) / 6 = 5425 кН
Нагрузка в болтах от опрокидывающего момента М при условии, что основание плиты остается
плоским при работе крана, создает опрокидывающее или прижимающее усилие (Fм, Н), максимальное значение которого для плиты с числом лап z = 6 определяется по
формуле /4/:
Fм.max = åМиз / (3 * lл), (3.8.4.3.)
где lл - расстояние от оси колонны до центра фундаментного блока, м;
åМиз - суммарный изгибающий момент, Н*м.
Расстояние от оси колонны до центра фундаментного блока принимают lл = Lл / 1000 -
0,12 = 950 / 1000 - 1,12 = 0,83 м.
Суммарный изгибающий момент определяется по формуле /4/:
åМиз = 103 * Н * h + Fм.max (3.8.4.4.)
åМиз = 103 * 78,4 * 1,25 + 3120,6 = 101120,6 Н*м
Fм.max = 101120,6 / (3 * 0,83) = 40610,7 Н
Наибольшее результирующее усилие, которым лапа плиты отрывается от фундамента определяется
по формуле /4/:
Fотр = Fм.max - Fv (3.8.4.5.)
Fотр = 40610,7 - 5425 = 35185,7 Н
Для обеспечения нераскрытия стыка фундаментные болты должны быть предварительно
затянуты усилием, которое определяется по формуле /4/:
Fзат = К * (1 - y) * Fотр , (3.8.4.6.)
где К - коэффициент запаса, учитывающий непостоянство внешней нагрузки (К = 1,8...2,0);
y - коэффициент, учитывающий податливость при отсутствии в стыке мягких прокладок (y = 0,2...0,3).
Fзат = 1,8 * (1 - 0,2) * 35185,7 = 50667,4 Н
Расчетная нагрузка на наиболее загруженный фундаментный болт определяется по формуле /4/:
Fрасч = 1,3 * Fзат + y * Fотр (3.8.4.7.)
Fрасч = 1,3 * 50667,4 + 0,2 * 35185,7 = 72905 Н
Внутренний диаметр болта (в мм) определяется по формуле /4/:
где [sр] = 60 МПа - допускаемое напряжение растяжения в болте.
По таблице резьб наружный диаметр резьбы принимаем равным 39 мм.
Наибольшая сила, которой лапа плиты прижата к фундаменту определяется по формуле /4/:
Fл.max = Fм.max + Fv (3.8.4.9.)
Fл.max = 40610,7 + 5425 = 46035,7 Н
С учетом предварительной затяжки болта давление между опорной поверхностью лапы и
фундаментом проверяют по условию /4/:
р = (Fл.max + p * d12 * [sр] / 4) / Аоп £ [р], (3.8.4.10.)
Принимаем сварную лапу в виде квадрата; сечение лапы из двух швеллеров №24 и
устанавливаем их с зазором 40 мм. Получаем опорную площадь лапы в виде квадрата со стороной а = 2 * 90 + 40 = 220 мм.
Тогда давление между опорной поверхностью лапы и фундаментом будет равным:
Безопасность работы грузоподъемного крана должна обеспечиваться достаточной устойчивостью
его против опрокидывания. Различают два вида проверки крана на устойчивость: грузовую и собственную. Грузовую устойчивость крана проверяют на возможный
случай опрокидывания крана в сторону подвешенного груза, а собственную - на случай опрокидывания крана в сторону противовеса.
Коэффициент грузовой устойчивости определяется по формуле /4/:
Кгр = åМг.к. / Мгр , (3.9.1.)
где для этих условий моменты определяются по формулам /4/:
Определяем коэффициент собственной устойчивости крана по формуле 3.9.4.:
Ксоб = 289775 / 11702,25 = 24,8
По правилам Госгортехнадзора значения коэффициентов грузовой и собственной
устойчивости должны быть не менее 1,15.
Правила Госгортехнадзора наши коэффициенты значительно превышают минимальную допустимую
величину запаса.
Заключение.
В курсовом проекте произвели расчет поворотного крана на неподвижной колонне и
получили следующие данные:
1) Механизм подъема груза:
двигатель МТКН 311-8, мощностью 9 кВт; редуктор двухступенчатый с передаточным числом 28; барабан механизма подъема вращения с
частотой 10,6 мин-1; канат 15,0 -Г-I-С-Н-1568-ГОСТ 2688-80; кратность полиспаста - 2; полиспаст сдвоенный; тормоз ТКТ-200 с электромагнитом МО-200Б.
Двигатель и барабан расположены по разные стороны от редуктора, двигатель соединен с
быстроходным валом редуктора упругой втулочно-пальцевой муфтой; тихоходный вал соединен с барабаном упругой втулочно-пальцевой муфтой.
2) Механизм поворота крана:
двигатель MTF 011-6, мощностью 2 кВт, соединен упругой втулочно-пальцевой муфтой с червячным редуктором Чог-125; выходной вал
редуктора соединен с открытой зубчатой передачей, передаточное число которой - 10; передаточное число механизма поворота - 400; частота вращения крана 2
мин-1; кран установлен на подшипниках качения; на верхней опоре подшипник 8314, на нижней опоре расположена группа роликов, укрепленных на поворотной части
крана.
Литература.
1. Подъемно-транспортные машины лесной промышленности. Расчет и проектирование
механизма подъема груза. Методические указания по курсовому проектированию для студентов всех видов обучения и факультета повышения квалификации
(специальности 0901, 0902, 0519). - Л.: 1986.
2. Подъемно-транспортные машины лесной промышленности. Расчет и проектирование
механизма подъема груза. Приложения и методические указания по курсовому проектированию для студентов всех видов обучения и факультета повышения
квалификации (специальности 0901, 0902, 0519). - Л.: 1986.
3. Курсовое проектирование по деталям машин и подъмно-транспортным машинам.
Методические указания и задания к проектам и работам для студентов-заочников технических специальностей высших учебных заведений / П.Г.Гузенков,
А.Г.Гришанов, В.П.Гузенков. - М.: Высшая школа, 1990.
4. Подъемно-транспортные машины лесной промышленности. Расчет и проектирование
механизма поворота грузоподъемных кранов. Методические указания по курсовому проектированию для студентов всех видов обучения и факультета повышения
квалификации (специальности 26.01, 26.02, 17.04). - С.-Пб.: 1993.
5. Работа подъемно-транспортных машин в период неустановившегося движения.
Методические указания по выполнению курсовых проектов и работ по подъемно-транспортным машинам для студентов всех видов обучения (специальности
0901, 0902, 0519). - Л.: 1983.
6. В.Н.Кудрявцев. Курсовое проектирование деталей машин. - Л.: Машиностроение,
1984.
7. П.Ф.Дунаев, О.П.Леликов. Конструирование узлов и деталей машин. - М.: Высшая
школа, 1985.
8. П.Г.Гузенков. Детали машин. - М.: Высшая школа, 1982.
9. Л.Я.Перель, А.А.Филатов. Справочник: подшипники качения. - М.: Машиностроение,
1992.
10. Е.К.Грошцев и др. Подъемно-транспортные машины. Учебное пособие по курсовому
проектированию грузоподъемных машин (кранов) для специальностей 0901, 0902, 0519. - Л.: 1971.