Г. В. Адамович
родился в Москве. Его отец, поляк по происхождению, служил уездным воинским
начальником, затем — генерал-майором. Учился Адамович во 2-й Московской
гимназии, затем в 1-й Петербургской. В 1910 г. поступил на
историко-филологический факультет Петербургского университета. В 1914 — 1915
годах Адамович познакомился с поэтами-акмеистами, а в 1916 — 1917 годах стал
одним из руководителей второго "Цеха поэтов". В 1916 г. вышел первый
поэтический сборник Адамовича "Облака", отмеченный легко узнаваемыми
к тому времени чертами акмеистической поэтики. Детально прописанный пейзаж, по
преимуществу зимний и осенний, интерьер служат фоном, который оттеняет душевное
состояние лирического героя. Критики отмечали "особенную зоркость к
обыденной жизни", свойственную поэту. Однако "зрительные образы"
не являются для Адамовича самоцелью, для него важнее поиск
эмоционально-напряженного содержания. Предельный лиризм — природное свойство
таланта Адамовича. На эту особенность его поэтического дарования обратил
внимание Н. С. Гумилев, рецензируя первый сборник поэта. "...Он не любит
холодного великолепия эпических образов, — замечал критик, — он ищет
лирического к ним отношения и для этого стремится увидеть их просветленными
страданием... Этот звук дребезжащей струны лучшее, что есть в стихах Адамовича,
и самое самостоятельное". Лирика поэта стремится к классической
завершенности формы, но в ней, элегичной по своему характеру, всегда остается
момент недосказанности и намеренной открытости.
Критики
относили Адамовича к "лирикам строго субъективным и своей субъективностью
ограниченным". Коллизии общественной жизни как бы не затрагивают поэта:
погруженный в круг литературных и мифологических реминисценций, он словно
отстранен от тревог мира, хотя живет ими. Поэт знает невыдуманную душевную
боль, и его поэзии близки "муки совести" И. Ф. Анненского.
После революции
Адамович участвовал в деятельности третьего "Цеха поэтов", активно
сотрудничал как критик в его альманахах, в газете "Жизнь искусства",
переводил Ш. Бодлера, Ж. М. Эредиа. В 1922 г. вышел сборник Адамовича
"Чистилище", написанный в форме своеобразного лирического дневника. В
его стихах усиливаются рефлексия и самоанализ, возрастает функциональная роль
цитаты. "Чужое слово" не просто вплетается в ткань слова, а
становится структурообразующим началом: многие стихотворения Адамовича строятся
как парафраз известных фольклорных и литературных произведений ("Слово о полку
Игореве", "Плач Гудрун", "Роман о Тристане и Изольде",
городские романсы). Его нервный эмоциональный стих не чужд патетики, особенно,
когда поэт обращается к "высоким жанрам", как правило, к
древнегреческому и средневековому западноевропейскому эпосу.
Адамович осознавал
себя поэтом Времени. Он чувствовал себя современником разных эпох, сохраняя тем
не менее собственную "позицию вненаходимости" — дистанцию, отделяющую
его, поэта XX в., от условного мифологического хронотопа. Мифологическое
прошлое культуры переживается поэтом как реальная история, он отождествляет
себя с древнегреческим Орфеем, и "тоска припоминания" становится
контрапунктом его лирики.
В 1923 г.
Адамович покинул Россию и поселился в Париже. Как критик он выступает в журнале
"Современные записки", газете "Последние новости", затем в
"Звене" и "Числах", постепенно приобретая репутацию
"первого критика эмиграции". Стихов он пишет мало, но тем не менее
именно ему эмигрантская поэзия обязана появлением так называемой
"парижской ноты" — предельно искреннего выражения своей душевной
боли, "правды без прикрас". Поэзия призвана быть дневником
человеческих печалей и переживаний. Она должна отказаться от формального
эксперимента и стать "безыскусственной", ибо язык не в состоянии
выразить всю глубину жизни духа и "неисчерпаемую таинственность
повседневной жизни". Искание правды становится пафосом поэзии Адамовича
эмигрантского периода. Его путь русский мыслитель Г. П. Федотов назвал
"аскетическим странничеством". В 1939 г. выходит сборник стихов Адамовича
"На Западе", свидетельствующий об изменении творческой манеры
художника. Поэтика его по-прежнему цитатна, однако развитие этого принципа идет
по линии философского углубления. По мнению рецензента П. М. Бицилли,
назвавшего книгу Адамовича "философским диалогом", своеобразие поэта
проявляется именно в "особой диалогичности разнообразных ладов: то это
прямые, хотя и отрывочные цитаты из Пушкина, Лермонтова, то использование чужих
образов, звучаний, речевого строя, причем иногда так, что в одном стихотворении
осуществляется со-гласие двух или нескольких ,,голосов"". Этот
подчеркнутый полифонизм связан у Адамовича с декларируемым им стремлением к
ясности и простоте. Свое поэтическое кредо Адамович формулировал следующим
образом: "В поэзии должно как в острие сойтись все то важнейшее, что
одушевляет человека. Поэзия в далеком сиянии своем должна стать чудотворным
делом, как мечта должна стать правдой". И в своем поэтическом творчестве
позднего периода Адамович стремился к постоянному "одухотворению
бытия".
В начале второй
мировой войны Адамович записывается добровольцем во французскую армию. После
войны сотрудничает в газете "Новое русское слово". Сочувственное
отношение к Советской России приводит его к разладу с определенными кругами
эмиграции. Последний сборник Адамовича "Единство" вышел в 1967 г.
Поэт обращается к вечным темам бытия: жизнь, любовь, смерть, одиночество,
изгнанничество. Тема смерти и тема любви объединяют стихотворения сборника и
объясняют его название. Уход в метафизические проблемы не означал отказа от
"прекрасной ясности" и "простоты". Адамович по-своему, как
заметил поэт и критик Ю. П. Иваск, продолжал акмеизм. Он постоянно ощущал форму
— плоть стиха, поэтическое бытие слова. Отвечая на им же самим поставленный
вопрос — какими должны быть стихи? — Адамович писал: "Чтобы все было
понятно, и только в щели смысла врывался пронизывающий трансцендентальный
ветерок..." К этой творческой сверхзадаче и стремился поэт:
Найти слова,
которых в мире нет,
Быть
безразличным к образу и краске,
Чтоб вспыхнул
белый безначальный свет,
А не фонарик на
грошовом масле.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/