Айвазовский
Иван Константинович (1817-1900). Эпической "поэмой о море"
представляется удивительно цельное по мироощущению творчество И. К.
Айвазовского, снискавшего еще при жизни всемирную славу. И сегодня мы как
проявление признательности современников воспринимаем слова старейшего
советского живописца Мартироса Сарьяна, сказанные об Айвазовском: "Его
искусство -- искусство победы человека и человечности, отрицание деспотизма и
насилия. Айвазовский -- художник бурной жажды свободы и ее прославления".
Иван (Ованес)
Константинович Айвазовский родился в Феодосии 17 июля 1817 года в семье
армянского негоцианта. Уже в раннем детстве проявились художественные способности
мальчика, особенно любившего изображать корабли, море. Талант юного
рисовальщика привлек внимание городского архитектора Коха, который помог
определить его в Симферопольскую гимназию (1830), а затем в Петербургскую
Академию художеств (1833) в класс пейзажиста М. Н. Воробьева. Критика
положительно встречает появившуюся на академической выставке первую картину
Айвазовского "Этюд воздуха над морем" (1835, ГТГ). В 1837 году за три
морских вида и в особенности за превосходную картину "Штиль" ему
присуждают Первую золотую медаль и как исключение сокращают академический курс
на два года с условием, чтобы за это время он написал пейзажи ряда крымских
городов. В результате поездки появились виды Ялты, Феодосии, Севастополя, Керчи
и картины "Лунная ночь", "Буря". В Крыму Айвазовский
встречается с М. П. Лазаревым, В. А. Корниловым, П. С. Нахимовым, получает
возможность изучить конструкции военных кораблей, становится свидетелем морских
учений на Кавказском побережье и, наконец, создает первое батальное полотно --
"Высадка десанта у Субаши". Там же он познакомился с разжалованными в
рядовые декабристами М. М. Нарышкиным, А. И. Одоевским, Н. Н. Лорером, которые
принимали участие в деле при Субаши. Новые крымские работы успешно
экспонировались на выставке в Академии художеств, и в качестве поощрения в 1840
году И. К. Айвазовскому была предоставлена командировка в Италию.
Изучение и копирование произведений
мастеров прошлого, натурные этюды, работа по памяти над композициями -- так
начинается деятельность художника в Риме. Живописцу сопутствует успех: для
Ватиканского музея приобретают его картину "Хаос". Талант художника
признают и ценители искусства, и коллеги. А. Иванов отмечает способности художника
в изображении моря, гравер Ф. Иордан утверждает, что Айвазовский --
первооткрыватель жанра морской живописи в Риме и что после него стали
выставляться пейзажи "под Айвазовского"; восторженный сонет посвящает
Айвазовскому английский маринист Д. Тернер, видевший картину
"Неаполитанский залив лунной ночью" (1839, Феодосийская картин ная
галерея им. И. К. Айвазовского). В 1843 году начинается путешествие художника с
выставкой картин по Европе. "Рим, Неаполь, Венеция, Париж, Лондон, Амстердам
удостоили меня самыми лестными поощрениями", -- вспоминал Айвазовский.
Одно из них -- звание академика, присужденное Академией художеств Амстердама.
На родине такого же звания его удостаивает Петербургская Академия художеств.
В 1845 году
вместе с экспедицией Ф. П. Литке Айвазовский побывал у берегов Турции и Малой
Азии. Возвратившись, он уезжает в Феодосию. "Это чувство или привычка, моя
вторая натура. Зиму я охотно провожу в Петербурге, -- писал художник, -- но
чуть повеет весной, на меня нападает тоска по родине -- меня тянет в Крым, к
Черному морю".
Выстроив
дом-мастерскую, Айвазовский окончательно обосновался в Феодосии, почти ежегодно
бывал со своими выставками в Петербурге и других городах России; иногда выезжал
за границу. В мастерской Айвазовского были созданы тысячи полотен, поражающих
знанием изменчивой души моря, то свирепого в безудержной ярости шторма, то
светлого и прозрачного в легкой солнечной дымке, то загадочного и таинственного
с лунной дорожкой, колеблющейся на притихших волнах. Айвазовский, постоянно
наблюдая морскую стихию, делая множество рисунков, обладал прекрасной памятью и
большим даром импровизации, что позволяло, используя "рисунок-намек",
за день закончить полотно. Так, по воспоминаниям А. А. Рылова, Айвазовский в
академической мастерской Куинджи в присутствии студентов за два часа написал
черноморский пейзаж. Художник говорил о своем творческом кредо: "Человек,
не одаренный памятью, сохраняющей впечатления живой природы, может быть
отличным копировальщиком, живым фотографическим аппаратом, но истинным
художником--никогда. Движения живых стихий--неуловимы для кисти: писать молнию,
порыв ветра, всплеск волны--немыслимо с натуры. Сюжет картины слагается у меня
в памяти, как сюжет стихотворения у поэта..."
К раннему
периоду творчества Айвазовского, отмеченному стремлением передать особое
состояние природы, относится широко известная картина "Девятый вал"
(1850, ГРМ). В ней передана сила, пробужденная в человеке стихией: потерпевшие
кораблекрушение преодолевают страшный девятый вал. Возвышенное романтическое
чувство передано в колорите -- в контрастах насыщенного темно-зеленого цвета
волн, марева, окутавшего рассветное солнце, в оттенках пенных гребней бушующего
моря. Очевидно, богатые световые и цветовые эффекты, которых так много в этой
картине, присущи и более ранним произведениям художника, изумлявшим зрителей во
время поездки Айвазовского по Европе.
С годами художник становится более
сдержанным в передаче красочных эффектов природы,
но он никогда не утрачивает
интереса к морской стихии. Всепоглощающая вздыбленная громада, цвет которой
составлен из неуловимых переходов серо-голубых тонов, господствует в картине
"Волна" (1889, ГРМ). А на склоне лет Айвазовский пишет огромную
картину "Среди волн" (1898, Феодосийская картинная галерея им. И. К.
Айвазовского), где передано движение водяных масс. "Смысл и высокая
поэзия" были не только в полных драматизма пейзажах, изображающих штормы,
а и в "спокойных" маринах, например, в картине "Черное
море" (1881, ГТГ). И. Н. Крамской писал о ней: "На картине нет ничего
кроме воды и неба, но вода это океан беспредельный, не бурный, но колыхающийся,
суровый, бесконечный, а небо, если возможно, еще бесконечнее. Это одна из самых
грандиозных картин, какие я только знаю".
Значителен
вклад Айвазовского в батальную живопись. "Живописец Главного морского
штаба" (это звание ему было присвоено в 1844 году), он запечатлел эпизоды
Севастопольской обороны, неоднократно обращался к героическим подвигам русского
военно-морского флота: "Каждая победа наших войск на суше или на море, --
писал художник, -- радует меня, как русского в душе, и дает мысль, как
художнику изобразить ее на полотне..." Русский флот с искренней
благодарностью относился к своему летописцу. Осенью 1846 года, еще до создания
батальных полотен "Наваринский бой" и "Чесменский бой"
(1848, Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского), во время
выставки к десятилетию творческой деятельности Айвазовского, в Феодосию под
командованием В. А. Корнилова прибыла эскадра из шести военных кораблей, чтобы
приветствовать юбиляра. Воинские почести "первому почетному гражданину
города" гарнизон Феодосии воздал и в конце жизненного пути художника.
Айвазовский
живо откликался на современность. В его творчестве отразились события,
связанные с движением, руководимым Д. Гарибальди, и эпизоды борьбы греческого
народа против турецкого господства. Умер художник 19 апреля 1900 года во время
работы над картиной "Взрыв турецкого корабля".
Айвазовский
отдал много сил благоустройству Феодосии. Его усилиями в городе были сооружены
Археологический музей, школа, клуб; в 1880 году открылась картинная галерея. В
ней и в мастерской живописца много полезного для себя получили Л. Лагорио, А.
Куинджи, К. Богаевский, М. Волошин и другие. После смерти Айвазовского
картинная галерея по завещанию перешла в собственность города. Ныне здесь
крупнейшее собрание картин мастера.