Философ,
ученый-энциклопедист, один из главных представителей восточного аристотелизма,
переплетающегося с неоплатонизмом. Прозвище - Второй учитель (после
Аристотеля). Жил в Багдаде, Алеппо, Дамаске. Основные сочинения: "Геммы
мудрости", "Трактат о взглядах жителей добродетельного города",
трактат о классификации наук, "Большая книга о музыке".
Аль-Фараби
родился в 870 году в районе Фараба, в городке Васидж, у впадения реки Арысь в
Сырдарью (территория современного Казахстана). Он выходец из привилегированных
слоев тюрков. Полное имя - Абу-Наср Мухаммад Ибн Мухаммед Ибн Тархан Ибн Узлаг
аль-Фараби ат-Турки.
Стремясь
познать мир, аль-Фараби покинул родные места. По одним сведениям, он ушел в
юности, по другим - в возрасте около сорока лет. Аль-Фараби побывал в Багдаде,
Харране, Каире, Дамаске, Алеппо и других городах Арабского халифата.
Существует
свидетельство о том, что до своего увлечения науками аль-Фараби был судьей.
Рассказывается также и о том, как он приобщился к знаниям. Однажды один из
близких людей отдал аль-Фараби на хранение книги, среди которых было много
трактатов Аристотеля. Аль-Фараби в начал листать эти книги и увлекся ими.
Аль-Фараби до
приезда в Багдад владел тюркским языком и некоторыми другими, но не знал
арабского, к концу же жизни владел более чем семьюдесятью языками. Живя в
Багдаде, аль-Фараби начал заниматься различными науками, прежде всего логикой.
В это время в Багдаде наиболее популярным мыслителем был Абу-Бишр Матта
бен-Йунис. Ряды его учеников пополнил аль-Фараби, который записал со слов
Абу-Бишр Матта комментарии к трудам Аристотеля по логике. Аль-Фараби углубился
в изучение наследия Аристотеля, он обретает легкость восприятия идей и
совокупности задач и проблем, поставленных великим греком.
Результатом
разносторонних научных изысканий аль-Фараби явился трактат "О
классификации наук", в котором в строгом порядке были перечислены науки
того времени, определен предмет исследования каждой.
В Багдаде
аль-Фараби основательно пополняет свои знания, входит в контакт с видными
учеными и довольно быстро становится самым авторитетным среди них. Но в среде
догматически настроенных богословов возникает неприязнь ко всему строю мышления
аль-Фараби, нацеленному на открытие рационалистических путей познания и поиски
достижения для людей счастья в земной жизни. В конце концов аль-Фараби вынужден
покинуть Багдад.
Он направляется
в Египет через Дамаск. В своей книге "Гражданская политика" он
упоминает, что начал ее в Багдаде, а кончил в Каире (Миср). После путешествия
аль-Фараби вернулся в Дамаск, где прожил до конца своих дней, ведя в нем
уединенный образ жизни. Свои сочинения он записывает на отдельных листах
(поэтому почти все созданное им приняло форму отдельных глав и записок,
некоторые из них сохранились лишь в фрагментах, многие не были закончены). Умер
он в возрасте восьмидесяти лет и был погребен за стенами Дамаска у Малых ворот.
Сообщают, что молитву по нему на четырех папирусах читал сам правитель.
Философская
деятельность аль-Фараби многогранна, он был ученым-энциклопедистом. Общее
количество работ философа колеблется между 80-ю и 130-ю.
Аль-Фараби
стремился постичь конструкцию мира систематически. Начало выглядит вполне
традиционно - это аллах. Середина - это иерархия бытия. Человек это индивид,
постигающий мир и действующий в нем. Конец - достижение подлинного счастья.
Большое
значение аль-Фараби придавал уяснению места человека в познании. Чувственного
познания недостаточно для постижения сущности. Это возможно только посредством
разума.
"Трактат о
взглядах жителей добродетельного города" - одно из самых зрелых
произведений аль-Фараби. Он создан в 948 году в Египте.
Здесь
содержится учение о "добродетельном городе", во главе которого стоит
философ. Аль-Фараби полагает, что цель человеческой деятельности - счастье,
которого можно достигнуть лишь при помощи разумного познания. Общество
мыслитель отождествлял с государством. Общество - тот же человеческий организм.
"Добродетельный город подобен здоровому телу, все органы которого помогают
друг другу, с тем, чтобы сохранить жизнь живого существа".
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/