Он продолжает создание русской музыкальной классики (после Глинки), но его творчество
отличается своими особенностями. Его внимание было направлено не на героическую линию, а на конкретного, простого человека, на его переживания, страдания.
Художники стремились выявить пороки общества и, критиковали его. Социальная тема была очень важна.
Даргомыжский отразил в музыке явление жизни не обобщённо, как Глинка, а конкретно раскрывая
характер. Впервые в музыке создается жанр бытовой психологической драмы. Эта задача требовала новых выразительных средств. Даргомыжский стремился передать
психологию через речь человека. Речевая интонация стала главным выразительным средством.
Вокальные жанры у Даргомыжского самые главные: 4 оперы: “Эсмеральда”, “Торжество Вакха”,
“Русалка”, “Каменный гость”. Около 100 романсов и песен. Создает новые жанры: сатирический романс и т. д. На стихи Курочкина и Вейнберга: “Червяк”,
“Титулярный советник”. Создал комедийные сценки, тип лирического монолога (самые яркие на стихи Лермонтова.) Написал 3 одночастные увертюры: “Баба яга”,
“Украинский казачок”, “Фантазия на финские темы”.
Жизненный путь
Родился в тульской губернии. Отец чиновник, мать поэтесса. В 1834 году встретился с Глинкой,
подружился. Глинка убедил его серьезно изучить теорию и отдал ему тетради Дена.
1830-начало 40-х.
Стиль ещё не сложился. Лучшие романсы в этот период на стихи Пушкина: “Ночной зефир”, “В
крови горит огонь желанный…” (совпадают с глинкинскими.) Опера “Эсмиральда” написана по роману Гюго: “Собор парижской богоматери”. Тут проявился драматизм
свойственный Даргомыжскому. Долго не удавалось поставить оперу. Только в 1847г. поставили.
1844-45гг.
Первые выезды заграницу: Вена, Брюссель, Париж, города Германии. В письмах к отцу критиковал
то, что видел и слышал. Исполнял свои произведения и получил известность.
1845-65гг.
Творческая зрелость. Вернулся на родину и работал над “Русалкой”. Писал романсы на стихи
Пушкина. Но появились и другие жанры: комедийные сценки, романсы лирического монолога. Обращается к поэзии Лермонтова, Кольцова. Много песен написал о
тяжёлой женской доле. “Русалку” писал лет 16. В 1855 закончил и в 56 поставил. Неудачно. Отношение к опере было двойственно. Поддержал Даргомыжского Серов. Но
неудачная постановка подействовала: Д. Впал в депрессию. Общался с друзьями- певцами.
КОНЕЦ 50-х.
Открылся литературный журнал “Искра”. Курочкин был поэтом и переводчиком, он открыл
журнал и пригласил к себе Даргомыжского.
1864-65гг.
Вторая заграничная поездка: Варшава, Лейпциг, Брюссель, Париж. Имел всё больший и
больший успех.
1865-69гг.
Последний период. Возобновил постановку “Русалки”. В 67г. Д. стал председателем русского
муз. Общества петербургского отделения. Подружился с композиторами могучей кучки. В 60-х появляются новые жанры. 3 симфонические увертюры. Написал “Каменного
гостя”. Не успел закончить. Завершил Кюи. Оркестровал Римский-Корсаков.
Романсы и песни
Даргомыжский обращался к поэтам, многих из которых использовал и Глинка: Дельвиг, Кольцов,
Павлов, Пушкин. Лирика Лермонтова у Даргомыжского важную роль. Это новейшая поэзия. У Даргомыжского появляются новые вокальные жанры, связанные с его, так
сказать, принципиальной направленностью. Это романсы сатирические, совсем новые, их не было у Глинки. Это скорее песни. Даргомыжский писал их в момент
сотрудничества с литературным журналом “Искра” на стихи Курочикина и Вейенберга. “Титулярный Советник” и “Червяк” - это сатирические сценки, в
которых Даргомыжский делает ремарки. Есть и комические сценки. На стихи Пушкина - Мельник, где есть даже 2 действующих лица. Черты театрализованности.
Появляются и лирические монологи: “Мне скучно и грустно”. Старый капрал - классическая песня, построенная как театральная сцена, в которой Даргомыжский
хотел использовать хор.
Если Глинка отражал в музыке общий характер, настроение стиха, то Даргомыжский подходит к
стиху более конкретно, как бы выделяя отдельные детали, поэтому вокальные партии у него более речитативные, есть речевые интонации, в вокальных партиях
меньше пластичности. Это особенно заметно в сатирических романсах.
Для Глинки характерны куплетные формы, которые отражают общее настроение, а у
Даргомыжского очень мало куплетной формы, т.к. все постоянно меняется, музыка меняется вслед за текстом. Романс “Ночной зефир струит эфир” (на Пушкина) есть
и у Глинки, и у Даргомыжского. У Глинки форма АВАВА, а у Даргомыжского – рондо с контрастными эпизодами.
“Мне минуло 16 лет” на Дельвига. Это бесхитростный романс, который очень точно выражает настроение юной девушки. C-dur. Пример
широкой песенной мелодии.
“Мне грустно” на Лермонтова. Элегия. D-moll.
“Старый капрал” на Курочкина. Жанр - драматическая сцена. Монолог старого капрала, приговоренного к смерти за оскорбление молодого
офицера. Состоит из нескольких разделов, в конце каждого из них рефрен. В вокальной партии много речитативности: “В ногу, ребята, раз, два” (рефрен). 2-й
куплет – “Я оскорбил офицера”. Каждый куплет более драматический, чем предыдущий. В конце Даргомыжский вводит хор: “В ногу, ребята, раз, два”. Его
обычно исполняет фортепиано.
“Червяк” на Курочкина. Сатирическая сцена. Высмеивание чинопочитания. Главное – вокальная партия. Фортепианная партия очень скромная. Смена интонаций
– C-dur-As-dur. “Какое счастье”.
“Титулярный советник” на Вейнберга. B-dur. Музыка идет за каждым словом текста. Сквозная форма. 1-й раздел – B-dur, 2-й раздел – пьяный
советник.
“Ночной зефир” на Пушкина. Один из лучших романсов Даргомыжского. В этом романсе заключено отличие стиля Даргомыжского от Глинки.
У Глинки обобщенное отражение текста, объективное, форма 3-х-5-ти частная (АВАВА). Даргомыжский подходит к стихам более конкретно и делает из романса
сцену. Получается форма рондо. Есть рефрен c-moll: “Ночной зефир струит эфир”.
1-й эпизод. Резкий контраст. C-dur. Сценка. “Вот взошла луна золотая”. Серенада. В
фортепианной партии изображается перебор гитарных струн. Даргомыжский конкретизирует картину.
2-й эпизод. Опять контраст. Серенада кавалера перед дамой. “Сбрось мантилью, ангел милый”.
Смена темпа. Тоже есть переборы струн.