"Бука
русской литературы", "Ужасное дитя" русского футуризма, Алексей
Елисеевич Крученых был одним из самых радикальных и последовательных деятелей
русского авангарда. Никто из футуристов не встретил такого непонимания и не
подвергался такой уничижительной критике, как Крученых. Неутомимый полемист,
организатор, теоретик,издатель, он всегда находился в эпицентре футуристической
активности и самим своим присутствием эту активность создавал.
Сближение
Крученых с будетлянами относится к 1912 году (хотя его знакомство с Д. Бурлюком
произошло раньше).Тогда же состоялся его литературный дебют -вышли книги
"Игра в аду" (в соавторстве с В.Хлебниковым) и "Старинная
любовь" (обе -М., 1912), охарактеризованные одним из критиков как
"безнадежное убожество при такой ухарской позе".
Подпись
Крученых появляется под манифестом "Пощечина общественному вкусу",
его произведения публикуются в нескольких футуристических альманахах. В 1913
году в Москве выходит этапный для Крученых и всего русского футуризма сборник
"Помада", в котором, кроме прочих, помещено заумное стихотворение
"Дыр бул щыл..." -самое известное произведение его автора. Крученых
серьезно принимается за разработку теории заумного языка, в основу которой
легла его "Декларация слова, как такового" (СПб., 1913).
В декабре 1913
года в петербургском театре "Луна-парк" была поставлена опера
"Победа над солнцем" (текст Крученых, пролог Хлебникова, музыка
М.Матюшина, декорации К.Малевича), ставшая одним из кульминационных событий в
истории русского футуризма.
Крученых много
издается. Он является инициатором уникальных литографических книг, позволивших
объединить усилия лучших авангардистских литераторов и живописцев. Книги самого
Крученых оформляли М.Ларионов, Н.Гончарова, К.Малевич, О.Розанова, В.Татлин,
Н.Кульбин.
Второй период
футуристической деятельности Крученых связан с тифлисской группой
"410", которую он и И.Зданевич организовали в 1918 году. Крученых не
отказывается от своих радикальных взглядов на современное искусство, продолжает
развивать теорию зауми и активно пропагандирует заумную поэзию.
После
возвращения в Москву в 1922 году Крученых предпринимает попытку включиться в
работу группы "Леф", однако слишком умеренные, по его мнению,
эстетические принципы лефовцев его не устраивают, и он продолжает свою
литературную деятельность в одиночку. Теории словотворчества и зауми,
развиваемые Крученых, естественно, не могли прижиться в советской литературе.
Книги теории и поэзии "Фактура слова: Декларация.(книга 120-ая)"(М.,
1922;на обложке -1923), "Сдвигология русского стиха: Трахтат обижальный.
(Трахтат обижальный и поучительный). Книга 121-ая"(М., 1922) и
"Апокалипсис в русской литературе: Книга 122-ая"(М., 1923) явились,
по существу, итоговыми работами Крученых. После этого ему удается издать еще
несколько брошюр, а также неопубликованные произведения Хлебникова. Последняя
выпущенная им книга датирована 1934 годом.
И.Терентьев,
один из поздних футуристов, писал: "Крученых самый прочный футурист как
поэт и как человек.
Его творчество
-крученый стальной канат, который выдержит любую тяжесть". Но феномен
Крученых оценивали не только его соратники по кубофутуризму и их продалжатели
-заумники. П.Флоренский, Б.Пастернак, К.Чуковский, О.Мандельштам и другие
признавали как безусловно состоявшийся факт поэтические эксперименты Крученых
или по меньшей мере его "патетическое и напряженное отношениек
поэзии".
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.fytyrist.km.ru/