Андерсен, Ханс
Кристиан (Andersen, Hans Christian) (1805–1875), датский писатель. Андерсену
принадлежат романы, пьесы, книги путевых заметок, стихотворения, однако в литературе
он остался прежде всего как автор сказок и историй, составивших 24 сборника,
изданных в 1835–1872. Биография Андерсена тоже напоминает сказку, особенно если
с доверием отнестись к его рассказу о себе в двух больших мемуарных очерках
Сказка моей жизни (Mit livs eventyr), предпосланных немецкому (1847) и датскому
(1855) изданиям его избранных произведений.
Андерсен
родился в семье сапожника и сам в раннем детстве стал подмастерьем на фабрике,
поскольку семья едва сводила концы с концами. Решив стать актером, Андерсен в
четырнадцать лет отправился в Копенгаген и определился учеником-танцовщиком в
королевский балет, а затем стал сочинять для сцены и печатать стихи в журналах.
Хотя в
автобиографиях Андерсен жалуется на интриги недоброжелателей, гораздо больше
свидетельств того, что ему помогали многие крупные датские писатели того
времени, включая лидера романтического направления А.Г.Эленшлегера и
признанного драматурга Й.Л.Хейберга. Королевская стипендия, полученная в 1833,
позволила Андерсену совершить первое большое путешествие по Европе, за которым
последовало еще несколько. Все они описаны в книгах очерков, посвященных
Италии, Швеции, Испании, Португалии, Балканам. Датская публика нередко выражала
недовольство его длительным пребыванием вдали от дома, но в Европе Андерсена
оценили раньше, чем на родине, в Германии и Англии его считали великим мастером
слова. Правда, уже в 1840-е годы Андерсен пользовался покровительством короля
Кристиана VIII, а после смерти монарха в 1848, когда началось восстание в
Шлезвиг-Гольштейне, угрожавшее целостности датского государства, он сочинил
несколько стихотворений в патриотическом духе.
За несколько
лет до этого Андерсен познакомился с выдающейся шведской певицей Йенни Линд,
влюбился в нее, сопровождал ее в Лондон и Берлин, где она гастролировала,
однако не добился взаимности. Свой век Андерсен прожил холостяком, сохранив
творческую активность до последних лет, но едва ли чувствуя себя счастливым,
хотя он и был осыпан свидетельствами международного признания. Умер Андерсен в
Копенгагене 1 августа 1875. Родина почтила память Андерсена, установив на
набережной Копенгагена статую героини его сказки – Русалочки, ставшую символом
города.
Сборник Сказки,
рассказанные для детей (Eventyr, fortalte for born, кн. 1–3, 1835–1837), где
появилась Русалочка (а также Огниво, Принцесса на горошине, Новое платье
короля), вызвал разноречивые отклики в датской критике, которая не смогла
понять новаторства Андерсена, преобразовавшего жанр литературной сказки,
пользовавшийся большой популярностью в эпоху романтизма. Автору указывали, что
его произведения слишком легковесны для взрослых и недостаточно назидательны,
чтобы послужить воспитанию детей. Андерсен сам вначале отдавал главные усилия
театру и романам (их было написано шесть, и наибольший интерес сохранил Только
скрипач – Kun en spillemand, 1837, не лишенная автобиографических параллелей
история мальчика из простонародья, отмеченного музыкальным талантом, но так и
не добившегося артистической славы).
Решение
посвятить себя сказкам Андерсен принял лишь в середине 1840-х годов, с этого
времени регулярно печатая сборники, которые назывались просто Сказки. Писателю
было ясно, что его аудиторию должны составлять и юные, и взрослые читатели,
нередко (Тень, Колокол) он писал именно для взрослых. Частично его сказки
представляют собой обработки народных преданий (Дикие лебеди, Свинопас) либо
версии сказок, и до Андерсена имевшихся в литературных переложениях (источники
– испанский, итальянский фольклор, Тысяча и одна ночь и др). Но многие самые
известные сказки полностью рождены воображением Андерсена (Дюймовочка, Стойкий
оловянный солдатик, Оле Лукойе, Аисты).
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/