Жид, Андре
(Gide, André) (1869–1951), французский прозаик и драматург, автор
знаменитых Дневников (Journals, v. 1–4, 1947–1951) и литературный критик,
известный ниспровержением литературных традиций и установлений.
Родился 22
ноября 1869 в Париже, умер там же 19 февраля 1951. Его интерес к сфере
нетрадиционного объясняли душевной смутой, развившейся из потребности оправдать
свой гомосексуализм. Пуританское воспитание, которое он получил от матери-протестантки,
усилило его ощущение своей непохожести на других.
Первая книга
двадцатидвухлетнего писателя, Тетради Андре Вальтера (Les Cahiers
d'André Walter, 1891), восславила страстное томление по горним сферам и
выразила его метания между идеалом и плотью, равно как между Новым Заветом и
наукой. В том же году Жид выпустил Трактат о Нарциссе (Traité de
Narcisse), который знаменовал его приобщение к символизму под влиянием П.Валери
и Ст.Малларме. Спустя два года, в книге Путешествие Уриана (Le Voyage d'Urien,
1893), Жид сделал попытку перейти от бесплодных грез к реальности. Подозрение
на туберкулез вынудило его дважды побывать в Северной Африке.
В Яствах земных
(Les Nourritures terrestres, 1897) восславляется земная жизнь с ее радостями. В
Плохо скованном Прометее (Le Prométhée mal enchaîné,
1899) совершается переход от пассивного наслаждения к «бесцельному действию»,
что на практике означает прорыв в непредсказуемое. Роман Имморалист
(L'Immoraliste, 1902) предупреждает о безумных последствиях «бесцельных действий».
Если некоторым оправданием жестокости здесь служит тема Прометея, то в пьесе
Саул (Saul, 1902) пренебрежение моральными нормами безоговорочно осуждается.
В повести
Возвращение блудного сына (Le Retour de l'enfant prodigue, 1907) Жид выразил
потребность молодых людей вырваться из-под опеки семьи. Вместе с тем отказ от
любви может произойти от чрезмерной приверженности религии, равно как и от
желания свободы. В Тесных вратах (La Porte étroite, 1909), тематически
близких Имморалисту, Жид описывает историю женщины, сугубо пуританское
воспитание которой (как в случае с юной женой самого Жида) враждебно счастью в
той же мере, что и потакание инстинктивным движениям души.
В Вирсавии
(Bethsabé, 1912) вновь разрабатывается тема безудержной страсти как источника
зла, тогда как нравственный урок лучшей пьесы Жида Эдип (Oedipe, 1931) состоит
в том, что, избавившись от норм религии и обычая, люди должны духовно развиться
настолько, чтобы уметь отвечать за свои поступки.
В Воспоминаниях
о суде присяжных (Souvenirs de la cour d'assises, 1914) высказывается
убежденность в том, что обществу необходима защита от антиобщественных деяний.
В книге Подземелья Ватикана (Les Caves du Vatican, 1914) проводится мысль о
том, что чувство вседозволенности следует направлять в русло сотрудничества и
созидания, а не преступления.
В романе
Фальшивомонетчики (Les Faux-monnayeurs, 1926), вершине творчества Жида,
осмыслению жизненных проблем сопутствуют рассуждения о природе романного жанра.
Используя форму писательского рабочего дневника, побуждая читателя к
сотворчеству, Жид предлагает решать заявленные проблемы открытым обсуждением,
как это происходит в науке, не полагаясь на обычаи и уложения с их на все
готовыми ответами. Неспособность людей ясно и искренне сознавать свои проблемы,
их слепота в отношении собственного блага в глазах автора настолько
противоестественны, что оправдывают появление в книге дьявола. При этом
писатель был глубоко убежден в зыбкости добра и зла, и демон иррационального в
Фальшивомонетчиках предстает ангелом. В полном согласии с идеями Достоевского
Жид считает, что побуждению следует доверяться как в дурном, так и в хорошем.
Герой романа Бернар олицетворяет собой надежду на то, что своеволие способно
перерасти в чувство ответственности и уважения к другим.
В Новых яствах
(Les Nouvelles Nourritures, 1935) объявляется поворот к счастью других, отказ
от самодовольного счастья Яств земных 1897 года. Общественное мировоззрение
Жида достигает своей зрелости в книге Возвращение из СССР (Retour de
l'U.R.S.S., 1936). Шквал последовавших критических откликов вызвал Дополнения к
моему Возвращению из СССР (Retouches a mon Retour de l'U.R.S.S., 1937), где Жид
занял антисоветскую позицию. В Тесее (Thésée, 1946) разрыв с
прошлым вновь сулит прогресс – при том условии, что дух дерзания исполнен
сознания принадлежности к обществу.
Лауреат
Нобелевской премии по литературе 1947, Жид использовал в своем творчестве все
достижения предшествующей французской словесности. Как литературный критик он
был одним из основателей и душой влиятельного журнала «Нувель Ревю Франсез»
(«Nouvelle Revue Française», начал издаваться в 1909). Практически все
его сочинения носят автобиографический характер. В Эссе о Монтене (Essai sur
Montaigne, 1929) Жид разделяет мысль Монтеня о том, что подлинным знанием он
обладает лишь о самом себе и что самопознание может представлять всеобщий
интерес, ибо каждому суждено усвоить общечеловеческий удел.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/