Скульптуры
этого знаменитого русского художника — украшение Москвы. Н. А. Андреев —
талантливый ученик известного скульптора С. М. Волнухина, творчество которого
было близко к передвижникам, самому интересному и самобытному течению в русском
реалистическом искусстве 19-го в.
Н. А. Андреев
еще в начале века был известен как автор портретов деятелей русской культуры —
Л. Н. Толстого, Л. Н. Андреева, И. Е. Репина, Ф. И. Шаляпина. В портретах были
точно переданы характеры героев. Андреевские портретные статуи знаменитых
русских мыслителей А. И. Герцена и Н. П. Огарева украшают уютный дворик старого
здания Московского университета. Признанные шедевры мастера — памятники Н. В.
Гоголю и А. Н. Островскому. Кропотливой была работа над образом Гоголя.
Скульптор выезжал на Украину, много рисовал с натуры, изучал местные типы,
собирал материал для барельефов памятника, запечатлевших знакомых каждому
гоголевских персонажей из "Миргорода" и "Вечеров на хуторе близ
Диканьки", из "Мертвых душ" и "Ревизора". Поэтому
памятник великому писателю на Суворовском бульваре непременно останавливает
внимание прохожих — так ярко и верно изображение. Образ Гоголя правдив и
поэтичен. Никаких преувеличений и деформаций. Поза, движение, мимика просты и
естественны. Форма воплощения образа монолитна, силуэт ее выразителен.
В 1910 г. был
сооружен памятник доктору Ф. П. Гаазу как дар Андреева городу Москве. Скромный
скульптурный бюст с надписью на пьедестале: "Спешите делать добро" —
напоминал о деяниях врачагуманиста, помогавшего людям в бедах и болезнях.
Андреев работал над рельефами для гостиницы "Метрополь" и фасада
Третьяковской галереи. Значительное место в творчестве скульптора занимают
статуэтки, в которых он обращается к традиции народной игрушки, яркой по цвету
и лаконичной по форме. Среди произведений этой серии особенно выделяется
"Панька" (1912—1913). Девушка сидит на земле. На голове — венок из
васильков. Подтянув колени к груди, она мечтательно смотрит вдаль. Андреева
связывала тесная дружба с руководителями и артистами Московского
Художественного театра. Он работал над оформлением постановок, делал шутливые
панно, карикатурные куклы и т. д. Темой всего послеоктябрьского творчества
Андреева стала Лениниана — серия скульптурных и графических портретов В. И.
Ленина. Словом, творческое наследие Николая Андреевича Андреева велико, и оно
продолжает служить людям.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.5.km.ru/