Великий князь
суздальский, сын Юрия Долгорукого. Первые упоминания о нем в летописях
относятся ко времени знаменитой борьбы его отца Юрия с племянником Изяславом
Мстиславичем, не по праву занявшим киевский стол. Под Луцком Андрей показал
чудеса храбрости. Не известив братьев, он с дружиной пошел отражать вылазку,
предпринятую из города; прогнав врагов, он в запальчивости не заметил, что дружина
отстала от него и что он один очутился в толпе обступивших неприятелей; только
два “детских” (члены младшей дружины), и то позднее, последовали за ним. Андрей
был ранен двумя копьями; какой-то немчин напирал на него с рогатиной. Помолясь
св. Федору, память которого празднуется в тот день, Андрей вынул меч, отбился и
ускакал из окружавшей его толпы. Когда он был вне опасности, раненый конь его
пал, и Андрей велел похоронить его над рекою, “жалуя комоньство его”,
прибавляет летописец.
В 1155 г. Юрию Долгорукому удалось
окончательно утвердиться в Киеве; тогда он посадил Андрея близ себя в
Вышгороде. Здесь Андрей не усидел и уехал в Суздальскую землю; с собой он увез
из Вышгорода икону Божией Матери, писанную, по преданию, евангелистом Лукой.
Эта икона, впоследствии названная Владимирской, стала величайшей святыней
северо-восточной Руси. Предание говорит, что, не доезжая одиннадцати верст до
Владимира, конь, на котором везли икону, остановился, что было принято за
предзнаменование, и здесь Андрей поставил город Боголюбов, свое любимое
местопребывание.
Стольный город своего княжества — Владимир —
он старался украсить церквами и хоромами. В первые десять лет своего правления
Андрей почти не вмешивался в дела других русских областей, хотя в это время уже
выявилось его преобладание над князьями рязанскими, смоленскими и полоцкими,
впоследствии участвовавшими в его походах. Тогда же заявил он притязание на
Новгород. В 1164 г. вступил в борьбу с волжскими булгарами, которые хотя и не
были ближайшими соседями Суздальской земли, но находились с нею в торговых
сношениях. Андрей выступил сам в поход, взяв с собой Владимирскую икону Божией
Матери в знак религиозно го значения войны с мусульманами. По переходе через
Волгу совершили торжественное молебствие; булгары были наголову разбиты, взято
несколько их городов, в том числе знаменитый Брахимов.
В марте 1169 г. был взят “на щит” и
разграблен Киев; здесь Андрей посадил брата своего Глеба, а после его смерти -
Романа Ростиславича; но скоро он рассердился на Ростиславичей, поверив
клеветникам, уверявшим, что они дали убежище убийцам брата его Глеба.
Ростиславичи отказались выдать обвиняемых и заняли Киев. Андрей требовал, чтоб
они вышли из Киевской волости. Мстислав Ростиславич, обрив голову и бороду
послу, огправил его сказать Андрею: “До сих пор мы любили теоя как отца, но
если ты прислал с такими речами не как к князю, а как к подручному и простому
человеку, то делай, что задумал, и Бог нас рассудит”. Впрочем, скоро
Ростиславичи вновь перессорились между собой и опять обратились к Андрею.
29 июня 1174 г. Андрей был убит своими
приближенными. Он велел казнить одного из братьев своей первой жены, Кучковича.
Брат казненного, Яким, составил на жизнь великого князя заговор, в котором
приняли участие зять его Петр Курков и ключник Андрея Анбал Яссин (т.е.
представитель племени яссов, предков нынешних осетин). Всех заговорщиков было
20 человек. Убийцы сломали дверь и ворвались в спальню. Князь вскочил, стал
искать меч св. Бориса, который всегда висел над его ложем; но меч еще накануне
был снят Анбалом. Двое убийц схватили его. “Горе вам, нечестивые, — говорил
Андрей, — зачем хотите походить на Горясера (убийца св. Глеба)? Какое зло я вам
сделал? Если прольете мою кровь, то Бог отомстит вам на небеси”. Петр отсек
князю руку. “Господи, в руци Твои предаю дух мой”, — сказал Андрей и умер.
Два дня пролежало тело князя на паперти; на
третий день пришел Арсений, игумен от Кузьмы и Дамиана, внес тело в церковь,
положил в каменный гроб и отпел над ним панихиду. Граждане же боголюбские все это
время продолжали грабить дворец, а также дома тиунов, посадников и иностранных
строителей храма; то же было и во Владимире.
Наконец волнение унялось; владимирцы пошли с
носилками в Боголюбов и перенесли тело. Народ плакал. Андрей был погребен во
владимирском Успенском соборе. Церковь признала его святым. Есть предание,
будто Всеволод Большое Гнездо велел зашить убийц Андрея в короба и бросить их в
Пловучее озеро (в трех верстах от Владимира; Татищев называет его поганым) и
будто до сих пор эти короба, обросшие мхом, показываются на поверхности озера и
слышатся стоны.
Есть известие, что в убийстве участвовала и
вторая жена Боголюбского, родом тоже из яссов (осетинка). Из детей Андрея
пережил отца только один Юрий, княживший в Новгороде.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ezr.narod.ru/