Аристофан
родился в Аттике в деме Кидафине примерно в 446 г. до н.э., в состоятельной
семье. Он был клерухом - афинским колонистом на острове Эгине. Одна
сохранившаяся надпись начала IV в. упоминает его имя как члена Совета пятисот в
составе пританов филы Пандиониды.
Аристофан начал
писать еще очень молодым и первые произведения (427-425 гг.) -
"Пирующие", "Вавилоняне" (426) и "Ахарняне"
(425), из которых сохранилось только последнее, - ставил под именем
Каллистрата, так как был неизвестен и не имел возможности оплачивать хор.
В 426 г. до
н.э. после постановки пьесы "Вавилоняне" Аристофан был привлечен
вождем афинского демоса Клеоном, высмеянным в комедии, к суду за оскорбление
народа и его представителей перед союзниками. Подробности суда неизвестны,
по-видимому, Аристофан достаточно легко отделался от обвинений.
Он также
выступал иногда и в качестве актера (например, играл роль Пафлагонца-Клеона во
"Всадниках" (424)). При
постановке в 423 г. до н.э. пьеса "Облака" потерпела неудачу, и
Аристофану пришлось несколько переделать текст.
Последнее из
дошедших до нас произведений, комедия "Богатство", было поставлено им
в 388 г. до н.э. После этого он написал еще комедии "Кокал" и
"Эолосикон", но они уже были поставлены после смерти Аристофана его
сыном Араром (всего у него было 3 сыновей, и все трое - комедиографы).
Умер Аристофан
в приблизительно в 385 - 380 г. до н.э.
Всего Аристофан написал свыше 40 комедий, но до наших дней сохранилось
только одиннадцать:"Арханяне" (425), "Всадники" (424),
"Облака" (423), "Осы" (422), "Мир" (421),
"Птицы" (414), "Лисистрата" (411), "Женщины на
празднике Фесмофорий" (411), "Лягушки" (405), "Женщины в
Народном собрании" (392 или 389), "Богатство" (388).
В своих комедиях
Аристофан высмеивает как выскочек, крикунов и неучей из низов, так и
аристократов и "золотую" молодежь.
Аристофан действительно не боялся нападать "на самых могучих".
В комедии "Всадники" он высмеивает одного из лидеров афинской
демократии демагога Клеона, изображая его в образе наглого и ловкого раба,
хитростью захватившего власть над своим господином Демосом, то есть народом.
Влиятельный Клеон подал на драматурга в суд, но проиграл дело. Здесь уже
комедия переросла в более "злой" жанр - сатиру. Почти все комедии Аристофана имели
отношение к злободневным вопросам афинской жизни. Так, в "Облаках" он
сделал своими персонажами Сократа и софистов, высмеивая их новомодные
философские теории. Комедия "Облака"
не только доставила много хлопот автору, но сыграла зловещую роль в судьбе его
персонажа. Во время суда над Сократом, вынесшего ему смертный приговор (399 год
до н. э.) "за поклонение новым божествам" и "развращение
молодежи", комедия была использована как одно из доказательств виновности
философа. До сих пор большой
историко-литературный интерес представляет комедия "Лягушки". В ней
Аристофан выразил свои взгляды на роль поэта в государстве, а также свои
художественные идеалы. Действующими лицами он сделал реальных поэтов-трагиков -
Эсхила и Еврипида, недавно ушедших из жизни. По существу в этой комедии
Аристофан полемизирует с общественными воззрениями и художественными приемами
Еврипида. Взгляды Аристофана озвучивает Эсхил.
По сюжету, бог
Дионис, покровитель театрального дела, обеспокоенный тем, что со смертью Эсхила
и Еврипида театр опустел, собирается в Аид, чтобы вернуть на землю лучшего из
трагиков - Еврипида. Дионис с большими трудностями переправляется через адское
озеро, где раздается хор Лягушек, издевающихся над олимпийцем, устремившимся в Аид,
- отсюда название комедии. По
Аристофану, театр - это школа для взрослых. Любопытно, что его взгляды на
воспитание граждан каким-то непостижимым образом отозвались в народных
представлениях о воспитании детей в Древней Руси, где считалось, что при детях
нельзя рассказывать об убийствах, грабежах, насилиях, чтобы они не принимали из
ряда вон выходящие явления за норму жизни.
Еврипид ушел из жизни в эмиграции, за несколко лет до смерти
переселившись из Афин в Македонию. В этом далеко не последнюю роль сыграл
Аристофан. Такова сила язвительного смеха. И все же благодаря именно спору двух
непримиримых драматургов человечество узнало секрет сценического языка, который
соединяет в себе преувеличение и правду, возвышенное и обыденное.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.rin.ru/cgi-bin/index.pl